Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические особенности формирования культуры здоровья младших школьников: в условиях РСО-Алания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Усложнение содержания образования — серьезный фактор риска для здоровья школьников, поэтому министерство образования и науки РФ решая проблему снижения интенсификации учебного процесса, во многом поощряет исследования стратегических вопросов организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, целенаправленно формирующих у детей знания о средствах и способах сохранения здоровья… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников
    • 1. 1. Культура здоровья как интегральная характеристика личности и междисциплинарная научная проблема
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы формирования культуры здоровья учащихся начальной школы

    1.3. Специфические особенности формирования культуры здоровья младших школьников в условиях РСО-Алания. Осетинские этнокультурные традиции как содержательная основа формирования культуры здоровья учащихся начальной школы.

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работы по формированию культуры здоровья младших школьников.

    2. 1. Разработка и реализация педагогической модели формирования культуры здоровья младших школьников.

    2. 2. Региональный подход к использованию педагогических технологий формирования культуры здоровья.

    2.3. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы по формированию культуры здоровья младших школьников.

Педагогические особенности формирования культуры здоровья младших школьников: в условиях РСО-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Здоровье во многом подрывается неблагоприятными условиями жизнедеятельности людей, которые являются следствием глобального нравственно-экологического и экономического кризисов, растущей технологизации жизни, увеличивающегося потока информации, убыстряющегося темпа развития, возрастания стрессогенного фактора урбанистического образа жизни.

Здоровье человека в исследованиях современных ученых рассматривается как социально-педагогическая категория, как непреходящая ценность и интегральная характеристика целостности личности, имеющая медико-психологический и социально-педагогический аспекты (Н.М. Амосов, И. И. Брехман, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова, Н. М. Полетаева, В. П. Петленко и др.). Особенно сложна и многогранна задача укрепления и сохранения здоровья детей, требующая специальной подготовки педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, обязательной составляющей которой является культура здоровья (В.В. Колбанов, Л. И. Гришкина, В. Т. Лободин, Е. Г. Новолюдская, И. И. Новоселова, СМ. Симоненко, А. А. Татарникова и др.).

Статистические данные показывают неблагополучие в сфере детства: ухудшение здоровья детей, их питания, быта, досуга, детскую безнадзорность, преступность, растущую детскую смертность. Глава комиссии Общественной палаты РФ детский врач Леонид Рошаль в своих выступлениях и статьях отмечает необходимость принятия самых срочных мер по налаживанию медицинского обслуживания в школах и укреплению здоровья школьников. По его словам, показатели здоровья российских школьников значительно ухудшились за последнее десятилетие, и это очень четко, хотя и не в полном объеме, показал ряд проведенных в последние годы диспансеризаций учащихся. «Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас» , — заявил JL Рошаль в интервью Интерфаксу. Он выделил несколько причин ухудшения состояния здоровья детей в России. По его мнению, средства, которые выделяет государство на питание школьников, неудовлетворительны. Кроме того, в школах не хватает медицинских работников — из-за низкой зарплаты медсестры и врачи уходят из учебных заведений в больницы и поликлиники. Еще одной проблемой доктор Рошаль считает несерьезное отношение к преподаванию в школе предмета физической культуры, отсутствие знаний здоровьесберегающего характера у преподавателей и детей.

Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья подрастающего поколения ставит проблему поиска новых, более совершенных доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. Новые подходы в образовании направлены на формирование личности, имеющей новую систему ценностных ориентаций, включающую здоровье как ценность и мотивацию здорового образа жизни.

Проблемы школьного детства как особого периода жизни человека всегда были в центре внимания медиков, психологов, социологов, педагогов. Современная ситуация в стране требует от учителя нового уровня профессионализма в области развития личности ребенка, инновационных взглядов на проблему здоровья и воспитательной деятельности, позволяющей заложить прочный фундамент здоровья человека. Ведь именно в начальной школе закладываются основы общей культуры личности, существенной составляющей которой является культура здоровья.

Одной из приоритетных государственных задач в области образования на современном этапе является научно-практическая решение проблем охраны и укрепления здоровья учащихся. Закон Российской Федерации «Об образовании», программы реформирования образования («Образование и здоровье», «Дети России», «Здоровый ребенок») определяют в качестве решающего условия успешности развития образовательных систем, наряду с обеспечением высокого качества образования, сохранение и укрепление состояния здоровья школьников. Здоровье, под которым понимается, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) не только отсутствие заболеваний, но и полное физическое, психическое, социальное благополучие, гармония индивида при высоком уровне его функционального резерва и адаптационных возможностей, сохранено лишь у 8−12% выпускников школ, около 25−30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья (Александрова, Шумакова, 2003, 206−212- Сорокина, 2005,14−16- Тихомирова, 2003, 71−74).

Сложившаяся тревожная ситуация инициирует солидарные действия педагогов, медицинских работников, психологов с целью создания системы психолого-педагогической медицинской помощи, отвечающей современному социальному заказу общества, диктующему приоритетность физического и психического развития ребенка. Современная педагогическая виктимология подтверждает положение отечественного психиатра В. П. Кащенко о том, что родившемуся физически здоровому человеческому человеческому существу от природы задано все, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях. Такие ученые как Ю. П. Лисицын, К. Байер, Э. Н. Вайнер, Д. А. Дивиденко, В. П. Петленко, В. И. Дубовский и др. отмечают, что здоровье человека лишь на 10−12% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от образа жизни. В современном научном и научно-популярном тезаурусе существует понятие «здоровый образ жизни», которое объединяет все, что способствует выполению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. Здоровье, предопределяющееся психофизиологическими особенностями ребенка, во многом зависит от образа жизни человека и его ближайшего социального окружения, а также обусловлено условиями социальной и экологической среды (Пастушенко, 2001, 5−32- Смирнов, 2003, 11−13- Тихомирова, 2003, 71−74).

Особенно важен для становления культуры здоровья период обучения в начальной школе, как фундаментальный этап для последующего развития и самореализации человека. Данное обстоятельство обуславливает необходимость и актуальность поиска эффективных способов сохранения здоровья и формирования культуры здоровья учащихся. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» предусматривает наряду с созданием условий для повышения качества общего образования, также и здоровьесбережение учащихся. В этих целях планируется оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет реальной разгрузки содержания общего образования, использования продуктивных, проблемных, исследовательских методов обучения, повышение качества занятий физической культурой, улучшения организации питания в образовательных учреждениях, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Усложнение содержания образования — серьезный фактор риска для здоровья школьников, поэтому министерство образования и науки РФ решая проблему снижения интенсификации учебного процесса, во многом поощряет исследования стратегических вопросов организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, целенаправленно формирующих у детей знания о средствах и способах сохранения здоровья. Возрастающая потребность социума в воспитании здоровых детей наталкивается на недостаточно разработанную систему и меры здоровьесбережения в школе. С нацеленностью на решение данных вопросов проводятся тематические научно-практические конференции, семинары, с 2006 года началось издание ежемесячного журнала «Здоровье школьника». Однако проводимые в настоящее время традиционные мероприятия и меры, нацеленные на устранение последствий чрезмерной учебной нагрузки и нерационального режима учебной деятельности, все еще не дают заметных результатов, о чем свидетельствует динамика заболеваемости младших школьников.

В таких условиях крайне актуально воспитание в детях ценностного отношения к собственному здоровью, бережное отношение к здоровью окружающих людей. С ранних лет необходимо заложить потребность в стабильном самооздоровлении, поддержке здоровья близких, привить способы здоровьесберегающего труда и учебы. Несмотря на то, что интерес к проблемам здоровьесбережения учащихся нарастает, появляются специальные научные исследования, практические разработки и рекомендации, проблема сохранения здоровья детей не теряет своей остроты, оставаясь приоритетной целью и важнейшей ценностью образования.

В сложившихся условиях очень важно, сохраняя существующий уровень образования, найти разумные, творческие пути и средства, способные ослабить разрушительность образования для здоровья детей. Прежде всего, это можно осуществить за счет овладения специальными знаниями, методами управления собой, способами самоорганизации в учебном процессе, соблюдением оптимального режима труда и отдыха, привития установки на сохранение собственного здоровья.

Необходим поиск новых моделей обучения, которые предусматривают разносторонне развитие личности, учет индивидуальных, интеллектуальных и психофизиологических возможностей, воспитание культуры здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.

Особенно актуально проведение такой работы в условиях Республики Северная Осетия — Алания, правительство которой выступило инициатором и разработчиком целевой программы «Здоровое поколение» на 2007 -2011 гг., нацеленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни. В регионе проблема здоровьесбережения детей настолько остра, что диктует необходимость проведения экстренных здоровьеохранительных мер. Республиканские специалисты в области охраны детства констатировали неэффективность и недостаточность ранее проводимых профилактических и коррекционных мероприятий по укреплению физического и психического здоровья детей и подростков. Реальные цифры подтверждают распространение среди детей и подростков наркомании, токсикомании, курения и употребления спиртных напитков, разрушающих психосоматическое здоровье растущего неокрепшего организма. Поэтому не случайно одной из главных задач программы является пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний в общеобразовательных школах и других учреждениях детства. Особые задачи по реализации программы здоровьесбережения детей, призваны решить школьные врачи и преподаватели, повышение квалификации которых потребует разработки специальных образовательных моделей, формирующих культуру здоровья уже в начальной школе. Оплаты такой профессиональной переподготовки работников образования уже заложены в республиканский бюджет, а здоровьесбережение детей законодательно закреплено законом «О республиканской целевой программе „Здоровое поколение“ на 2007 -2—11 гг.» (газета «Северная Осетия», № 38(24 839) за 3 марта 2007 г., стр.3).

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена поиском путей разрешения противоречий между:

— потребностью в сохранении здоровья младших школьников как одной из приоритетных задач социально-образовательной политики государства и реально низким уровнем их здоровья;

— потребностями школы в необходимости изменения подхода к формированию культуры здоровья и здорового образа жизни детей и отсутствием педагогической системы здоровьесберегающего обучения;

— наличием обширного пласта физического и здоровьесберегающего воспитания в осетинской народной педагогике и отсутствием педагогических условий реализации этого этнического многовекового опыта в учебно-воспитательной работе начальной школы.

С учетом этих противоречий, был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какие педагогические особенности организации учебно-воспитательного процесса начальной школы будут целенаправленно формировать у детей культуру здоровья. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — учебно-воспитательный процесс начальной школы. Предмет исследования — педагогические особенности формирования культуры здоровья младших школьников в ходе учебно-воспитательного процесса начальной школы.

Гипотеза исследования: формирование культуры здоровья младших школьников будет успешным, если:

— определена сущность феномена культуры здоровья младшего школьника;

— использован педагогический потенциал осетинских народных традиций, как содержательной основы и средства формирования культуры здоровья младших школьников;

— разработана и реализуется в учебно-воспитательном процессе модель формирования культуры здоровья младших школьников, представляющая собой образовательную здоровьесберегающую систему обучения, нацеленную на усвоение знаний, развитие умений, закрепление навыков сохранения и поддержки здоровья и включающую следующие компоненты:

1. целевой ценностно-ориенатационный (привитие осознания собственного здоровья и здоровья окружающих людей как первичной базовой ценности);

2. содержательный (подбор, систематизация и методическое преломление учебных материалов, составляющих содержательную основу проведения работы по формированию культуры здоровья);

3. операционапьно-деятельностный (здоровьесозидающая позиция и компетентность учителя и родителей учащихся при реализации педагогических условий развития и сохранения здоровьяактивность в здоровьесозидающей деятельности, соответствующая возрастным особенностям младшего школьникадеятельностное усвоение и активизация полученных знаний о здоровье, способах его развития и сохранения посредством специальной учебной и внеклассной работы учащихся) — 4. оценочно-результативный (проведение анкетирования и тестирования учащихся и их родителейписьменные, творческие работыподготовка и организация культурно-массовых мероприятий праздничного и спортивно-игрового характера).

Исходя из предмета, объекта и гипотезы, для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

— на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования определить сущность и специфику понятия «культура здоровья младшего школьника», определить педагогические особенности здоровьесберегающего обучения учащихся начальной школы;

— теоретически разработать и практически апробировать педагогическую модель формирования культуры здоровья младших школьников, базирующуюся на авторской программе «Азбука здоровья»;

— определить комплекс педагогических особенностей, обуславливающих эффективность функционирования педагогической модели формирования культуры здоровья младших школьников;

— выявить педагогические возможности осетинских народных традиций как содержательной основы и средства формирования культуры здоровья младших школьников.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: философская теория о всеобщей связи и диалектической взаимообусловленности всех явлений и процессов (М.Н. Амосов, И. В. Блауберг, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, И. С. Кон, В. В. Колбанов, М. К. Мамардашвили и др.) — концептуальные идеи системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И.В.

Блауберг, М. А. Данилов, Т. А. Ильина, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев и др.) — интегративная методология современного педагогического исследования, включающая культурологический (М.М. Бахтин, С. В. Библер, Б.М. Бим-Бад, С. И. Гессен, Г. П. Щедровицкий и др.), синергетический (В.П. Бранский, Н. М. Полетаева, С. Д. Пожарский и др.), акмеологический (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, Е. А. Яблокова и др.) подходы к образованию. современные этноисторические концепции развития культуры и образования, положения об этнической культуре и ее воспитательных возможностях, этнопедагогическая концепция воспитания и образования Г. Н. Волкова. Ценными для данной исследовательской работы являются труды социологов, этнологов, культурологов, освещающих вопросы национальной и общечеловеческой культуры (С.А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, JT.H. Гумилев, Э. С. Маркарян и др.);

— фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, о формировании личности в контексте национальной культуры (Б.Г. Ананьев, Е. Б. Бондаревская, Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, JT.B. Неретина, А. А. Леонтьев и др.);

— отечественные и зарубежные теории, концепции, раскрывающие проблему сохранения и укрепления здоровья, аксиологический подход к формированию культуры здоровья (Е.И. Бережкова, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, В. Г. Казанская, М. Г. Колесникова, В. В. Колбанов, Н. М. Полетаева, В. П. Петленко, Л. Г. Татарникова, Б. Н. Чумаков и др.);

— концепция гуманизации и личностно-ориентированного образования, согласно которой человек и его здоровье являются высшей ценностью общественного развития и образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, Д. А. Белухин, Н. Д. Никандров, В. В. Давыдов, К. Роджерс, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— научные положения и идеи концепции здорового образа жизни и здоровьесбережения (A.M. Амосов, М. В. Антропова, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Э. Н. Вайнер, JI.M. Кузнецова, Ю. П. Лисицын, и др.);

— идеи использования инновационных здоровьесберегающих технологий (В.И. Ковалько, Н. Н. Куинджи, С. В. Попов, Н. К. Смирнов, И. Ю. Соколова и.

ДР-).

В исследовании избранной темы большую помощь оказало изучение работ, посвященных культуре и быту осетин (К. Хетагуров, М. Туганов, И. Кануков, А. Гассиев, Г. Цаголов, Б. Каргиев и др.), а также исследования по осетинской народной педагогике, воспитательным аспектам этнокультуры (В.И. Абаев, Б. А. Калоев, A.M. Магометов, С. В. Уарзиати, А. Х. Хадикова, З. В. Канукова, Т. А. Гуриев, Х. Х. Хадиков, Л. К. Гостиева, А. А. Хадарцева, Е. Е. Хатаев, В. К. Кочисов, Б. А. Тахохов, С. Г. Ваниева, Т. Б. Кодзаев, Э. С. Дзуцев, З. Б. Цаллагова, С. З. Габисова, К. В. Кулаев и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этнологической, психологической, педагогической литературынаблюдение (прямое, косвенное, включенное) — изучение и анализ педагогической деятельностипраксиметрические методы (сочинения, анкетирование) — моделированиеконстатирующий и формирующий эксперименты, анализ собственной педагогической деятельностикомплексный анализ и синтез научно-методологических позиций по проблеме здоровьесбережения и формирования культуры здоровья младших школьников.

Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проведенная поэтапно с 2002 по 2007 гг. в СОШ № 3 и ГОУ «Эрудит» города Владикавказа.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2002;2003 гг.) — теоретико-аналитический. На основе теоретического анализа философской, историко-этнографической, психолого-педагогической литературы по теме исследования и обобщения педагогического опыта выявлена и сформулирована проблема диссертациипроанализировано современное состояние теории и практики формирования культуры здоровья младших школьников и разработана педагогическая модель здоровьесберегающего обучения учащихся.

Второй этап (2004;2005 гг.) — опытно-экспериментальный. Апробация созданной модели процесса формирования культуры здоровья младших школьниковразработка методики экспериментального исследования, первичная проверка и уточнение гипотезыпроведение констатирующего экспериментавыявление эффективности внесенных в педагогическую организацию процесса формирования культуры младших школьников коррективуточнение теоретико-экспериментальных положений исследования, анализ и обобщение полученных результатов.

Третий этап (2006;2007 гг.) — заключительно-обобщающий. Итоговый анализ опытно-экспериментальных данных, систематизация и теоретическое обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

Культура здоровья — неотъемлемая и существенная часть общей культуры личности младшего школьника и одно из главных условий его дальнейшей успешной учебы и жизнедеятельности. Формирование культуры здоровья ребенка в период обучения в начальной школе имеет свои особенности и определяется психофизическими характеристиками младших школьников, своеобразием этнокультурных традиций социума, в котором они живут, нацеленностью педагогов и родителей на то, чтобы дети не только получили образование в соответствии действующими государственными образовательными стандартами, но и одновременно смогли сохранить и укрепить здоровье.

Педагогическая модель формирования культуры здоровья младших школьников — образовательная система здоровьесберегающего обучения, направленная на формирование знаний, развитие умений и закрепление навыков в области здоровьесбережения и включающая следующие компоненты:

— целевой ценностно-ориенатационный (привитие осознания здоровья (и личного, и здоровья окружающих людей) как первичной базовой ценности) — содержательный (подбор, систематизация и методическое преломление учебных материалов, составляющих содержательную основу проведения работы по формированию культуры здоровья) — операционально-деятельностный (активность в здоровьесозидающей деятельности, соответствующей возрастным характеристикам младшего школьникадеятельностное усвоение и активизация полученных знаний о здоровье, методах его развития и сохранения посредством специальной учебной и внеклассной работы учащихся);

— оценочно-результативный (проведение опросов, тестирований учащихся и их родителей, письменных, творческих работ, подготовка и организация культурно-массовых мероприятий праздничного и спортивно-игрового характера).

Эффективной реализации педагогической модели, формирующей культуру здоровья младших школьников, содействует создание специальных педагогических условий:

— ценностной ориентации младших школьников на здоровье и здоровый образ жизни;

— обеспечение деятельностной активности младшего школьника как субъекта педагогического процесса здоровьесбережения;

— организации здоровьесберегающей деятельности учащихся на основе использования педагогического потенциала осетинских этнокультурных традиций;

— повышение профессионально компетентности педагогов в области охраны и формирования культуры здоровья школьников;

— педагогическое просвещение родителей как элемент взаимодействия семьи и школы по вопросам здоровьесбережения и формирования культуры здоровья детей, осуществления родителями и педагогами совместных комплексных мер здоровьесбережения учащихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

— конкретизировано понятие «культура здоровья младшего школьника», понимаемое как совокупность сформированных, социально значимых качеств и повседневных поступков личности ребенка, основанных на деятельностно освоенном им пласте здоровьесберегающих знаний, а также осознанное умение вести здоровый образ жизни, реализовывать навыки развития и сохранения здоровья;

— теоретически разработана и практически апробирована педагогическая модель процесса формирования культуры здоровья младших школьников, основанная на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся и базирующася на авторской прграмме «Азбука здоровья»;

— выявлены педагогические возможности осетинских народных традиций как содержательной основы и средства формирования культуры здоровья младших школьников;

— разработан комплекс педагогических условий, направленных на создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление здоровья младших школьников через их приобщение к этнокультурным традициям, когда организуется «проживание» детей в пространстве этнокультуры.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные вносят вклад в развитие современного начального образования, расширяют и углубляют представление о средствах сохранения и укрепления здоровья младших школьников в образовательном процессе, в решение проблемы поиска педагогически эффективных условий формирования культуры здоровья учащихся. Теоретически значимой является корректировка определения научного понятия «культура здоровья младшего школьника», разработанная автором теоретическая модель привития учащимся культуры здоровья и выявленные в ходе экспериментальной проверки педагогические особенности эффективной реализации здоровьесберегающего обучения младших школьников в условиях РСО-Алания. Результаты проведенной работы позволят осуществлять аналогичный подход к здоровьесбережению учащихся других регионов в процессе их приобщения к ценностям культуры своих этносовбудут способствовать разработке вопросов методологии здоровьесберегающего воспитания школьников смежных звеньев образовательной цеписоставят основу для обобщающих научных представлений о роли этнических традиций в формировании культуры здоровья личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты нацелены на совершенствование учебно-воспитательного процесса в направлении приобщения младших школьников к здоровому образу жизни. Разработанная и экспериментально проверенная педагогическая модель формирования культуры здоровья младших школьников реально способствует здоровьесбережению учащихся и может быть использована в учебно-воспитательной практике образовательных учреждений. Практически значимыми являются методические рекомендации, способы и выявленные специфические особенности введения осетинских этнокультурных традиций в содержание здоровьесберегающего образования младших школьников. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке учебных планов, программ и пособий для начальной осетинской школы, а также в практике подготовки и переподготовки учителей начальной школы.

Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением системно-структурного подхода к анализу исследуемых объектов, комплексной методикой исследования, включающей экспериментальную проверку гипотезы с последующим количественным и качественным анализом полученных данныхадекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, репрезентативностью объема выборок, личным участием автора в экспериментальной и практической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях в Москве: «Актуальные вопросы интерактивной медицины», «Технологии развития сознания и здоровье людей», «Традиционные медицинские системы мира», на VII конгрессе этнологов и антропологов России (г. Саранск), на международном конгрессе «Интерактивная медицина» (г. Москва, 8−10 июня 2007 г.). Материалы исследования внедрялись автором в учебно-воспитательный процесс начальной школы.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Заключение

.

Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Поэтому проблемы сохранения здоровья детей становятся актуальными, особенно они остры в образовательной области. Можно утверждать, что в настоящее время именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика не меньше, чем врач, ибо здоровье ребёнка — это не только медицинская, но и педагогическая категория. Школа должна выпускать в большую жизнь физически здоровых учащихся. Достижение этой цели представляется возможным при условии раннего начало формирования у младших школьников культуры здоровья, которая предполагает передачу знаний, умений и навыков способствующих формированию представлений о здоровьесбережении, способах и навыках поддержания и развития здоровья.

В предупреждении заболеваний и стимулировании здорового образа жизни детей и подростков значительная роль принадлежит школе. Бесспорно, что основа здорового образа жизни, выработка потребности в соблюдении его норм и правил необходимо начинать со школьного возраста, поскольку фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте в период воспитания и обучения в школе. Именно в школьном возрасте формируются такие качества личности, как коммуникабельность, нравственность, духовность, честность, а также гигиенические привычки и навыки, необходимые здоровые потребности.

Как показывал опыт экспериментальной работы, чтобы достичь успеха в поднятии уровня культуры здоровья, навыков сохранения и укрепления здоровья, необходимо в значительной степени повысить ответственность учащихся за свое здоровье. Привитие школьникам навыков личной гигиены будет способствовать повышению медико-гигиенических знаний, предупреждению заболеваний, травматизма, отравлений организма, предупреждению близорукости и нарушения осанки, различных инфекционных заболеваний. Приобретенные школьниками гигиенические знания по формированию здорового образа жизни станут надежной опорой в сохранении здоровья будущих граждан страны.

1. Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни неоценимое значение имеет создание системы здоровьесберегающего обучения, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья младших школьниковсоздание системы сотрудничества между педагогами, родителями, школьниками.

2. Для детей начальное образование должно быть здоровьесберегающим, его эффективность будет определяться тем, в какой степени оздоровительные мероприятия станут органической частью содержания образовательного процесса. Сущность здоровьесберегающего обучения заключается в том, что содержание учебно-воспитательного оздоровительного процесса должно соответствовать физиологическим законам развития детского организма, целью которого является снижение в возможно большей степени негативного влияния обучения в школе на здоровье детей.

3. Разработанная педагогическая система здоровьесберегающего обучения младших школьников, состоящая из целевого, содержательного, операционально-деятельностного и оценочно-результативного компонентов, является эффективным фактором гуманизации педагогического процесса и сохранения здоровья подрастающего поколения.

4. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты сравнительного анализа дают возможность констатировать, что введение системы здоровьесберегающего обучения явилось эффективным, о чём свидетельствует динамика роста показателей здоровья младших школьников.

5. Успешная реализация педагогической модели формирования культуры здоровья во многом определяется условиями, способствующими этому процессу. В ходе нашей экспериментальной работы мы выделили ряд педагогических условий, обеспечивающих результативность сохранения и укрепления здоровья школьников.

Первую группу условий, составляют условия, направленные на создание здоровьесберегающего образовательного пространства:

— учет психолого-педагогических особенностей развития младших школьников, создание условий, исключающих возникновение стрессовых ситуаций;

— специальная самоподготовка педагога, владеющего современными здоровьесберегающими технологиями;

— постоянная координация здоровьесберегающей деятельности учителя с родителями учащихся и школьными медработниками.

Вторую группу условий составляют условия, обеспечивающие укрепление здоровья учащихся. К ним относятся:

— повышение эффективности учебно-воспитательного процесса за счёт рациональной организации учебного процесса и оптимизации учебной нагрузки, разумного чередования учебной деятельности и отдыха учащихся, разнообразия форм физкультурно-оздоровительной работы;

— соблюдение санитарных правил и норм в обеспечении учебного процесса, оптимального содержания внутришкольной среды, удовлетворения биологической потребности детей в движении (ежедневная двухчасовая двигательная активность);

— обеспечение мотивации процесса учёбы за счёт осмысления значимости изучаемого материала и посредством: а) эмоциональной вовлеченности ребёнка в процесс обучения в сочетании с обоснованной системой повторенияб) обеспечения адекватного восстановления сил посредством смены видов деятельности, смены произвольной и эмоциональной активизации во избежание переутомления у детейв) осознания успешности обучения: если учитель умеет показать успешность ученика в обучении, его действия вызывают психотерапевтический эффект.

6. Формирующий этап эксперимента полностью подтвердил все положения выдвинутой гипотезы и убедительно доказывают корреляционную зависимость между проведенной работой по формированию культуры здоровья учащихся реальным состоянием их здоровья, повышением рультативности учебно-воспитательного процесса.

7. Факультатив «Азбука здоровья», где рассмотрению ценностей здоровья уделяется основное внимание и содержательной основой которого являются этнокультурные традиции, увязанный с работой с родителями учащихся и с содержанием основных предметов, решает и проблему эпизодичности в подаче материалов, так как учитель сможет использовать их систематически, в нужной последовательности, а также даст возможность с достаточной полнотой сформировать основы культуры здоровья. 8. Проведенная работа подтвердила актуальность и востребованность предложенных путей сохранения здоровья младших школьников. Вместе с тем, дальнейшее углубление и совершенствование решения проблемыоздоровления школьников нам видится в следующих аспектах:

• подготовка педагогических кадров к проведению здоровьесберегающей деятельности;

• семейное констультирование и формирование культуры здоровья родителей школьнбиков;

• здоровьесбережение дезадаптированных, изначально нездоровых, несчастных, осиротевших детей;

• взаимодействие институтов воспитания по здоровьесбережению детей;

• разработка методов и форм совместной педагогической деятельности работников социальных служб, школьных и социальных педагогов и др.;

• сохранение здоровья учителя как социальная проблема, психолого-педагогическая поддержка учителя-предметника;

• духовное воспитание и просвещение школьников как основа их психофизического здоровья.

• здоровьесберегающая деятельность в учреждениях дополнительного образования детей и в детских оздоровительных лагерях.

• осуществление преемственности в работе начального и среднего звена образовательного учреждения в здоровьесберегающей деятельности;

• создание системы комплексной помощи детям со школьными проблемамиповышение квалификации учителей по вопросам функционального развития и здоровья подрастающего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. А., Труханов А.И, Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. М, 2002. — 269 с.
  2. А.А., Баевский Р.М, Берсенева А. П. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: Илим, 1988. — 82 с.
  3. Р. И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации. Новосибирск, СО РАМН, 1996. — С. 28.
  4. И., Шумакова Т. Первичная профилактика заболеваемости учащихся. // Народное образование. 2003. — № 7. С.206−212.
  5. Я.А. Неврозы детей младшего школьного возраста. СПб.: ДИЛЯ, 2001.-96 с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
  7. Н. М. Раздумья о здоровье. М.: ФиС, 1991. — 63с.
  8. Н.М. Здоровье и счастье ребенка. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  9. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.
  10. М. В., Бородина Г. В., Кузнецова Л. М. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам // Физиология человека. Т. 24. — 1988. — № 5 — С. 80−84.
  11. Г. Л.- Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н / Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
  12. Апеков В. А. Физическая культура и спорт в Кабардино-Балкарской
  13. АССР. Нальчик, 1967. — 108 с.
  14. Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход. // Вопросы психологии. 2002. — № 4. — С. 101−111.
  15. Т.В., Пылаева Н. М., Яблокова J1.B. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля. // Школа здоровья. 1995. — Т.2. № 4 — С. 6684.
  16. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории онтогенеза. М.: Наука, 1982.-270 с.
  17. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  18. Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 280 с.
  19. В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Ч. I. (Президентская программа «Дети России»).- Сергиев Посад, 1995.-41 с.
  20. В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. Ч.П. (Президентская программа «Дети России»). Сергиев Посад, 1995. — 41 с.
  21. В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. Ч. Ш (Президентская программа «Дети России»). Сергиев Посад, 1995. — 30 с.
  22. В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. Ч. IV. (Серия «Педагогика здорового развития»). -Сергиев Посад, 1996. 40 с.
  23. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.-208с.
  24. В.К., Попов Г. И., Санникова Н. И. Непрерывное физкультурное образование // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 2. -С. 10−13.
  25. А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Вестн. Российской Академии медицинских наук. 1999. — № 9. -С. 40−42.
  26. А.А. Основные направления укрепления здоровья детей.// Магистр. -1999. № 3. — С.24−29.
  27. М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей.// Магистр. -1999. -№ 3.- С 30−38.
  28. М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.-176 с. (Б-ка учителя нач. классов).
  29. М.М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? / Под общ. Ред. М. М. Безруких. -М.: Научно-методич. объед. «Творческая педагогика», 1994. 154 с.
  30. М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.: Семья и школа, 1996. — 206 с.
  31. М.М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании. / Методическое пособие. М.: — ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 80 с.
  32. М.М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
  33. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961, 520 с.
  34. Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский: 3-е изд. М., 1978. — Т. 8. — С. 355−357.
  35. В.И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека-Ростов-на-Дону, Изд-во Ростовского государственного университета. 1998. -163 с.
  36. И.И. Валеология наука о здоровье-М: ФиС, 1980. — 167 с.
  37. И.И. Валеология наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.-208 с.
  38. И.П. О пользе физической активности. // Здоровье детей. -2004.-№ 3,-С. 10−12.
  39. Э., Муравов И. От понимания сущности здоровья к его диагностике и целенаправленной стимуляции // Валеология. 2004. — № 1- С. 4−12.
  40. А. Т., Маляренко Ю. Е. К вопросу о методологических аспектах здоровья // Вестник восстановительной медицины. 2004. — № 1. — С. 9−13.
  41. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л. П. Педагогика: Краткий курс лекций. М.: Юрайт-Издат, 2004. — 254 с. — (Технология правильного ответа)
  42. Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. -М.: Флинта: Наука, 2001. -416 с.
  43. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Сборник научных трудов. Выпуск 1. СПб.: Наука, 1993. — 269 с.
  44. В.И. Справочник по массажу. 2-е изд. стереотипн. — СПб.: Гиппократ, 1992. — 176 с.
  45. Е. Чем болеют учителя? // Здоровье детей. 2004. — № 3. — С.23.
  46. Все о здоровом образе жизни. Перевод с английского. Readr’s Digest Good Health Fact Book Copuright. The Reader’s Digest Association Limited, 1995.-380 c.
  47. Л.С. Кризис семи лет. // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984-Т. 4.-360 с.
  48. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  49. Л.С. Психология. М.:ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
  50. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. М.: Академия, 2001. — 352.
  51. .Т. Патогенетическое обоснование медицинских и социальных приоритетов улучшения здоровья населения России // Успехи современной биологии. Т. 124. -№ 2. — 2004. — С. 99−108.
  52. А.А. Проблемы увеличения пластического резерва организма в процессе тренировки // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 2-С. 19−21.
  53. И. Б. Физическое развитие человека как социальная потребность // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. Вып. 3. — С. 58−68.
  54. ВОЗ // Основные документы ВОЗ: 38-е изд. Женева, 2003. — 210 с.
  55. В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб, 1994.-С. 16−17.
  56. А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни (На материале образовательного процесса в лицее педагогического профиля): Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2002. -28 с.
  57. С.Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе, 1958 — 164 с.
  58. Н.В. Материалы для антропологии Кавказа. СПб, 1890. 280 с.
  59. А.В., Малинская И. Н. и др. Некоторые пути повышения эффективности пропаганды ЗОЖ // Советское здравоохранение. 1989. — № 10. -С.5−8.
  60. И.Ю. Формирование у студентов педагогического ВУЗа основ готовности к валеологической работе: Автореф. дис. канд. педагог, наук. -Волгоград, 1995.-20 с.
  61. Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности. // Педагогика. 2003. — № 8. — С. 9−13.
  62. В. Здоровье детей категория педагогическая. // Воспитание школьников. -1999. — № 1. — С. 8−12.
  63. JI. Осетинские танцы. Орджоникидзе, 1961, 192 с.
  64. Д., Петленко В. Основы здорового образа жизни. // ОБЖ, -2003-№ 4.-С.50−52.
  65. Д., Петленко В., Ананьев В., Хомутов Г. Основы здорового образа жизни. // ОБЖ, 2003. — № 3- - С. 59−61.
  66. Д., Петленко В. Чем жив человек. // ОБЖ. 2003. — № 5. -С. 56−58.
  67. Диагностика тревожности школьников. Учебно-методическое пособие. / Сост. М. Д. Коновалова, Л. В. Шипова. Саратов, 2002. — 54 с.
  68. А.О. Астенические состояния у детей. // Воспитание и обучение школьников с задержкой развития. — 2004. № 1. — С. 59−64.
  69. И. О психологическом здоровье детей. Педагогический вестник. 2000. — Ноябрь № 9. — С. 10.
  70. В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. / Предисл. Н. А. Агаджанян. М.: RETORIKA — А, 2001. — 560 с.
  71. А. А. Открытое письмо врача учителю.-М: Педагогика, 1999.-35 с.
  72. Д. Дидактический невроз цена образования? // Народное образование. — 2003. — № 6. — С. 119 -124.
  73. Г. К. Школьная валеология: педагогические основы обеспеченияздоровья учащихся и учителей. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Акцидент, 1998.-159 с.
  74. Г. К. Твои первые уроки здоровья. СПб, 1997. 397 с.
  75. Г. К., Ковалева О. Б. Педагогический опыт обеспечения здоровья школьников (на примере уроков истории) // Здоровье и образование: Мат. Междунар. конгресса валеологии и 3-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб, 1999. С. 75−76.
  76. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. — М.: ИНФРА -М, 2001. — 53 с. (Серия «Федеральный Закон»).
  77. Н.Г., Ковригин А. Е. Особенности развития и гигиена дошкольника. // Факультет здоровья. 1987. — № 11 — С. 3−14.
  78. В.П., Склянова Н. А. Основы общей валеологии. -Новосибирск, 1998. 78 с.
  79. .А. Осетины. М.: Наука, 2004, 357 с.
  80. И. Очерки, статьи, заметки. Орджоникидзе, 1963. 189 с.
  81. С.В. Записки о быте осетин. М., 1885, вып. 1. 180 с.
  82. Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Учебные методологическое пособие. Владикавказ, 1996. 45 с.
  83. В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1−4 классы. (Педагогика. Психология. Управление). М.: «ВАКО», 2004. — 296 с.
  84. Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. Учрежденийсред. проф. Образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
  85. В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. -СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. 256 с.
  86. Г., Кузнецов В. Оздоровительное воздействие на организм. // ОБЖ. 2003. — № 1. — С. 50−54.
  87. Д. В. Здоровье школьников: новые тенденции // Биология в школе. 1996. — № 2. — С. 5−8.
  88. AT. Развитие программы международного сотрудничества96. «Здоровье и поведение детей школьного возраста» (HBSC) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 6. — С. 2−11.
  89. . Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности. // Вопросы психологии. -2004. -№ 1.-С. 137−143.
  90. В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ, 1996.-248 с.
  91. И.А. Вертикальный тематизм. \ Исскуство в школе. 1997, № 2. с.31−35.
  92. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994.
  93. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М: Педагогика, 1977. — 264 с.
  94. И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. СБп.: КОРОНА принт., 2001. — 176 с.
  95. И.С. Плоскостопие у детей. СПб.: Издательский центр «Учитель и учению>, 2002. — 128 с.
  96. Т., Орехова Т. Здоровьетворящее образование: Валеологиче-ский подход к организации педагогического процесса // Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — № 11. — С. 10−14.
  97. В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА1. ПРЕСС, 2000. 296 с.
  98. JI.M. Содержание образования и здоровье детей. // Перемены. 2000. -№ 1.- С. 44−64.
  99. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-воЛГУ, 1970.-112 с.
  100. Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. — 139 с.
  101. Культура и быт народов Северного Кавказа. Сборник статей. М.: Наука, 1968.-348 с.
  102. К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. с англ. М.: ФиС, 1987.-192 с.
  103. Г. А., Сергеев С. К., Шленов Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. Ростов-на Дону, 1996. -С. 7−18.
  104. В.Р., Сухарева Л. М., Ильин А. Г. Состояние здоровья школьников на пороге третьего тысячелетия. // Магистр. 1999. — № 3 — С. 5664.
  105. М. Л. «Здравствуй!» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста / Руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Вып.1. М.: Школа, 1997. — 29 с.
  106. А.П. Как закалять детей. М.: Советский спорт, 1988. — 48 с. -(Физкультурная библиотечка родителей).
  107. ИЗ. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие Минск: «Ушверсггэцкае», 1998. — 221 с.
  108. О.В. использование национального компонента образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков. Автореферат дис.канд. пед. Наук, М., 1992. 24 с.
  109. А. Вести с VIII Конгресса педиатров. // Здоровье детей. -2003.-№ 9.-С. 2−3.
  110. А. Теряется ли здоровье в школе? // Здоровье детей. — 2003.11.-С. 2−3.
  111. А. Итоги диспансеризации. // Здоровье детей-2003. № 13. -С. 20−21.
  112. А. Здоровье и образование в XXI веке. // Здоровье детей. -2003.-№ 14.-С. 2−3-
  113. А. У кого бицепсы больше? // Здоровье детей. 2004. — № 10. -С.14.
  114. Лечебная физическая культура: Справочник. / Епифанов В. А., Мошков В. Н., Антуфьева Р. И. и др.- под ред. В. А. Епифанова. М.: Медицина, 1987. -528 с.
  115. ЮЛ. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание, 1982. -40 с.
  116. Лукацкий М, Остренкова М. Исходный приоритет образования -здоровье. // Педагогический вестник. — 2001. Март № 5. — С. 8.
  117. М., Калинина Н. Удовлетворенность образовательным процессом как критерий деятельности школы. // Народное образование. -2003.-№ 8.-С. 177−186.
  118. Лямираль С, Рипо К. Растите детей здоровыми. От 0 до 15. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым. 2-е изд.: Пер. с франц. / Предисл. Л.Казанцевой. — М.: Физ-ра и спорт, 1984. — 150 с. -(Физкультура и здоровье.)
  119. А.Х. Общественный строй и быт осетин. Орджоникидзе: Ир, 1973.-367 с.
  120. А.С. Лекции о воспитании детей., М., 1951 г. -418 с.
  121. А. Как научить ребенка правильному питанию. // ОБЖ. 2000. -№ 6.-С. 57−59.
  122. В. В здоровой школе здоровый ученик. // Здоровье детей. -№ 8.-2003 .-С. 10−11.
  123. В. В движении здоровье. // Здоровье детей. — 2003. — № 10 -СЛ2−13- № 11. -С. 8−9.
  124. Ю. Е. Биологические основы здоровья и болезней // Вестн. Рос. Воен.-мед. академии. 2003. — № 2 (10). — С. 141−146.
  125. Ю. Е., Быков А. Т., Кураев Г. А. Медико-биологическая сущность здоровья: продолжение дискуссии // Валеология. -2005. -№ 1. -С.5−17.
  126. Т.А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры, 2004. — № 9. — С. 53−56.
  127. Г. «Мельничные жернова» педагогики // Народное образование. -1997. -№ 10. -С. 44−47.
  128. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой- отв. ред. В. В. Давыдов. 2-е изд., доп. — М.: Педагогика, 1988. — 272 с.
  129. СБ. Педагогическая система формирования общей и профессиональной самооценки студентов ВУЗов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов- 2003. — 22 с.
  130. М.А. Материалы для антропологии осетин.- Одесса. 1916. -109с.
  131. JI. М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Школа здоровья. 1997. — № 2. — С. 39−49.
  132. С. А. Возможности формирования здоровья субъектов образовательного процесса в рамках обучения // Методист. 2003. — № 1. — С. 45−46.
  133. Г. Г. Принц крови и Золушка педагогики // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 9. — С. 7−15.
  134. Никитина J1.A. Мама или детский сад. М., 1990. 95 с.
  135. .П., Никитина JI.A. Резервы здоровья наших дней. М., 1990. -220 с.
  136. О. В. Проектирование здоровьеформирующего образования // Методист. 2004. — № 5. — С. 46−50.
  137. Настольная книга учителя начальных классов. / Авторы-составители Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. Ростов н / Д.: Издательство «Феникс», 2001. 352 с. (Серия «Школа радости»).
  138. В.Р., Синяков А. Ф. Бодрость на весь день. М.: Советский спорт, 1991. — 48 с. — (Физкультура для здоровья).
  139. Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников./ Под ред.А. М. Матюшкина. М.: Изд-во АПН, 1985. — С. 42−56.
  140. Образование и здоровье. Сборник авторских школьных программ содействия здоровью. Казань: РИЦ «Школа», 1999. — 228 с.
  141. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. — М: Сентябрь, 2001.-240 с.
  142. Образование и здоровье. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 марта 2002 г. № 29 / 2048−6. // Вестник образования. 2002. -№ 12.-С. 57−71.
  143. Н. А. Воздействие медицинской практики на человеческую ориентацию естественнонаучного познания: история и современность // Философские вопросы медицины и биологии. Киев, 1990. Вып. 22. — С. 47−55
  144. Осетины. Серия «Культурное наследие народов России». М.: Голос-Пресс, 2005.-480 с.
  145. Н.А. Педагогические условия реализации здоровьесберегающей модели общеобразовательной средней школы (на примере школ Севера): автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2001. — 32 с.
  146. В.А. Теоретическое и практическое обоснование возможных путей решения проблем экологии детства: от «нормального» к здоровому // Теория и практика физической культуры. 2000. № 9. — С. 49−52.
  147. С.И., Кочадзе Д. В. Педагогические аспекты валеологического образования // Мат. Научно-практич. конф. «Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом». Новокузнецк, 1996. — С. 31.
  148. С.И. Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Кемерово, 2001. — 48 с.
  149. И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1981.-Т.1.-334 с.
  150. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984.-367 с.
  151. Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России. -М., 1884,2−128 с.
  152. В.А., Вишневская ЕЛ. Состояние и проблемы охраны здоровья детей и подростков // Экология детства, социальные и медицинские проблемы. СПб, 1994. — С. 81−82.
  153. С.В. Валеология в школе и доме (О физическом благополучии школьников), СПб.: СОЮЗ, 1997. — 256 с.
  154. А.И. Укреплять здоровье.// Начальная школа. 1990. № 6 — С. 8992.
  155. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений./ Под. ред. М. В. Дубровиной. 20-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 1998. 528 с.
  156. Н.И. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед.наук. Кемерово, 2004. — 22 с.
  157. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование./ Под. ред. В.В. Давыдова- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990- 160 с.
  158. В.Е. Этнологические исследования об осетинах.// Сборник сведений о Кавказе, 1871, т. 2, с. 125−140.
  159. Е.Г. Родильные обычаи у осетин.-Советская этнография, 1937,№ 4, с. 86−92.
  160. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 Кн. 1: Система работы с детьми разного возраста. — 384 с.
  161. В. Программы здоровья в России и за рубежом.// Здоровье детей.-2003. № 10.-С. 20−21.
  162. Т.П. Формирование здорового образа жизни учащихся в условиях «открытой» школы: Автореф. дис. канд. пед. наук- Ставрополь, 2001.-20 с.
  163. Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов.// Педагогика 2003. — № 4 — С. 70−74.
  164. Е.Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 128 с.
  165. Г. Н. Гигиенические предпосылки к оптимизации школьного урока в младших классах средней школы // Гигиена и санитария-1985. № 6.-С. 29−23.
  166. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003- 272 с. (Методическаябиблиотека).
  167. Н.К. Учитель в «третьем состоянии».// Здоровье детей.-2004. № 7.-С. 24−27.
  168. Соковня-Семенова И. И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 1999— 144 с.
  169. В., Анохина И. Как стать закаленным? // Здоровье детей 2003. № 14.-С. 12−14.
  170. В., Анохина И. О пользе закаливания. // Здоровье детей 2003. № 11. С. 16−18.
  171. Г. В. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности учителя физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005. -№ 1. С. 14−16.
  172. Е.В. Формирование валеологического самосознания будущего учителя на начальном этапе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Волгоград, 2001. 26 с.
  173. Е.П. О результатах внедрения модели «Адаптивная оздоровительно-образовательная среда» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005. -№ 1. С. 7−10.
  174. Т.И. Задачи органов здравоохранения по совершенствованию медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях. // Магистр. 1999.-№ 3.-С. 14−23.
  175. В.А. О воспитании./ Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 270 с.
  176. В.А. Сердце отдаю детям. К.: Рад. шк., 1988.-272 с.
  177. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков-М.: Медицина, 1991.-272 с.
  178. А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария 2000. № З.-С. 43−45.
  179. Л.Г. Педагогическая валеология-СПб, 1996.-352 с.
  180. С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья детей. Методология и социология педиатрии. СПб, 1995. 240 с.
  181. М.И., Андреев С. И. Детерминизм и медицина здоровья // Материалы Всемирной конференции по санитарному просвещению (сателлитный симпозиум). Л., 24−26 июня, 1991. С. 8−9.
  182. Л. Здоровый учитель здоровые дети. // Народное образование. — 2003. — № 5. — С. 71−74.
  183. М.Ю. Школы, содействующие здоровью, Юго-запада Москвы: итоги деятельности и перспективы развития. // Школа здоровья 2003. — № 2. -С. 6−11.
  184. В.К. Семья и семейный быт крестьян Юга Осетии в конце XIX -нач. XX в. Диссертация канд. ист. наук. Тбилиси, 1963,278 с.
  185. М.С. Осетинские народные танцы. Сталинир, 1957,118 с.
  186. Л., Аксенова Л. Формирование здоровья ребенка в процессе обучения.//ОБЖ.-1999.-№ 1.-С. 9−11.
  187. Тюмасева 3. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых. // Народное образование. 2003- № 9 — С. 35−44.
  188. А. Возможности самомассажа.// Факультет здоровья 1988. — № 1.-С. 5−43.
  189. B.C. Домашняя физиотерапия, или Как избавится от болезней и укрепить здоровье без лекарств Минск: «Беларусь», 1993. — 287 с.
  190. Э.М., Мансуров Н. А. «Школа, содействующая здоровью» -первые итоги, проблемы, перспективы.// Школа здоровья. 2003. — № 2 — С. 33−38.
  191. Л.П., Смольская Л. Д., Суетова Т. А. Некоторые подходы ксохранению здоровья школьников.// Начальная школа 2001. — № 11. С. 6−9.
  192. Л.П., Шульга М. Н., Камина И. В., Татарина Т. А. Классы реабилитации здоровья. // Начальная школа 2001. — № 11. С. 10−14.
  193. Е.Т. НТР и проблемы здоровья человека // Здоровье и экология человека: философский и методологический аспекты. М., 1986. С. 15−46.
  194. Д.А. Проблемы возрастной периодизации, их значимость для практики педагогики и охраны здоровья ребенка. // Магистр. 1999. — № 3. -С. 39−47.
  195. Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения СПб.: КАРО, 2003 — 208 с. — (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
  196. Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах / Под ред. Г. П. Богданова. М.: Просвещение, 1971. 192 с.
  197. Философский энциклопедический словарь./ Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др.- 2-е изд.- М.: Знание, 1989.-815 с.
  198. X. Сохранить осанку сберечь здоровье.- М.: Знание, 1980 — 96 с.
  199. А.Г. Здоровье школьников // Биология в школе 1997. № 2-С.11−14.
  200. А.Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье: Учебное пособиеМ., 1995.-С. 3.
  201. Ю.Д. К вопросу о некоторых исторических предпосылках формирования народной системы физического воспитания осетин в прошлом. В кн.: Некоторые вопросы истории и практики воспитания.-Орджоникидзе, 1972, вып.1, с. 156−172
  202. В.В. Формирование здорового человека как функция воспитания.// ОБЖ.- 2000.- № 10 С. 44−48.
  203. Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системеобразования.// Магистр. 1999. -№ 3. — С. 3−13.
  204. И.В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно- ?
  205. Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. М.С. Громбаха- М., 1988, 272 с.
  206. Ю.П., Мирзаханова P.M., Казин Э. М. и др. Оценка адаптивных возможностей организма подростков с различным темпом созревания по вегетативным и гормональным показателям // Физиология человека, — 1993.Т. 19.-№ 3,-С. 104−109.
  207. А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии. — Новосибирск: СО РАМН, 1996. — 44 с.
  208. Е. Школьный стресс. // Здоровье детей 2003, — № 10 — С. 14.
  209. Е.А. Школа для всех: Адаптативная модель: (Теоретические основы и практическая реализация).-М.: Новая школа, 1996. 352 с.
  210. Н.Н., Яременко Б. Р. Здоровье, концепция, подход к диагностике // Материалы Всемирной конференции по санитарному просвещению- JL, 24−26 июня, 1991. С. 132−136.167
Заполнить форму текущей работой