Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учение о искуплении в посланиях св. Апостола Петра

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Тем самым происходит победа над злом, восстанавливается гармония в мироздании, которая была нарушена человеком. Таким образом, Искупление является необходимостью для спасения человечества. Чтобы обрести спасение, недостаточно только иметь учение Иисуса и пример Его земного пути. Для исцеления человечества возникла нужда в особой Божественной помощи, искупительной жертве Спасителя, посредством… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Учение Православной Церкви об Искуплении
  • Глава 2. Искупление в Посланиях св. апостола Петра 2
  • Заключение
  • Список литературы

Учение о искуплении в посланиях св. Апостола Петра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже отмечалось ранее, мысль о страдании Спасителя и страдании христианина является основной в послании апостола Петра (в глл. 3−5 сюда относятся такие места, как 3:14−17; 4:1, 12−19; 5:10). В первом послани ап. Петр также призывает к терпению, при этом ссылается на Страсти Христовы в стт. 18−22, на Его крестные муки.

Эта ссылка, которая занимает в гл. 3 особое место, является интересной с нескольких позиций. В первую очередь, в ней мы находим новый взгляд на учение Евр. Страдание Христово является однократным, как однократна и жертва Христа в Евр. (ср. 7:27; 9:26−28). Посредством этих страданий и этой жертвы мы получаем доступ к Богу, так же точно, как и по учению Евр.

(ср. 4:16; 10:22 и др.). Через искупительную жертву мы обретаем возможность блаженного Бооообщения. Также и указание на совесть в ст. 21 необходимо связать с Евр. 9:9, 14: противоположение доброй совести омытию плотской нечистоты — совершенно в духе Евр.

Во-вторых, стт. 19−20 являются собственном тем Новозаветным текстом, на котором основано учение о сошествии Христа в ад. Цель сошествия здесь определена таким образом, что Спаситель хотел просвещения допотопного человечества. Однако ап. Петр, снова обращаясь к этой теме в 6:6, рассматривает благовестие к жизни как распространяющееся на всех умерших. Можно говорить об обретении общего призыва к добру в 4:8−11 конкретной формы призыва к взаимной любви и служению друг другу. Спаситель и Бог дали нам этот дар любви и служения. Этот призыв также отсылает нас к призыву ап.

Павла в 1 Кор. 12 (4−30) и Римл. 12 (4−8), связан с таким же прзывом в Ефес. 4:7 и слл. Также заметим, что здесь в ст. 8 ап. Петр ссылается на текст Притч. 10:12, используя те же самые слова, что и Иаков в 5:

20. В стт. 12 и слл. ап. Петр призывает своих читателей радоваться, что они подвергаются гонению, поскольку таким образом они принимают участие в Страстях Христовых, все это имеет непосредственную связь с действованием Св.

Духа (ст. 14) и открывает нам участие в славе нашего Спасителя (ст. 13). Таким образом, страдание очищает человека и приближает его к Богу. Искупительная сила страдания очень велика. Именно в ней заключено спасение.

Через страдание Иисус принес нам освобождение от греха. В целом, можно утверждать, что ап. Петром те гонения на христиан, которые начались, переживались в эсхатологическом плане. Наставления 5:1−11 в первую очередь адресованы пастырям и пасомым, снова, среди искушения страданием (ср. стр. 10).

Пастырей в ст. 1 называют «пресвитерами», но рядом с ними ап. Петр ставит себя в качестве «сопресвитера». Из ст. 2 и слл.

следует, что пресвитерами выполнялась функция несения пастырского служения. По этой причине «пресвитерах» 1 Петр. 5:1 нельзя видеть, что здесь обозначена возрастная группа, которая противоположна молодым. Пресвитерами являются предстоятели Церкви. Однако когда сам ап.

Петр ставит себя рядом с ними он, скорее всего, хотела сказать о своем предстоятельском положении и преклонном возрасте. Согласно стт. 2−3 очевидно, что Петр знал обо всех искажениях пастырства, а ст. 5 показывает, что церковная дисциплина нарушалась и пасомыми. Между тем, в соблюдении церковной дисциплины ап. Петр видит особое значение, поскольку через это мы также обращаемся к Богу, получаем очищение. Дисциплина ограничивает нас, но вместе с тем дает свободу нашему духу.Стт. 12−14 являются заключением первого послания апостола Петра.

Критиками оно в некоторых случаях рассматривалось в качестве собственноручной приписки ап. Петра. Во втором послании ап. Петра в самом послании отсутствует указание на место составления. Однако из 1:13−15 следует, что ап. Петром оно составлялось в ожидании смерти. Если мы возьмем за основу, что, согласно преданию, ап. Петром была принята мученическая смерть в Риме, то естественно будет предположить, что и второе послание было написано апостолом также в Риме. Обращение 2 Петр.

Отличается общей формой, в нем не указано, где находятся его христианские читатели. Но в 3:1 послание определено, как второе и адресованное к тем же читателям, что и первое послание. В каноне Нового Завета оно поставлено после 1 Петр., тем самым преданием Церкви дан ответ на вопрос о том, кем являются читатели: адресатами 2 Петр. являются те же малоазийские христиане, к которым адресовано и 1 Петр.

Этот ответ кажется наиболее достоверным. Из 2 Петр. 3:15−16 следует, что при составлении этого послания перед ап. Петром стояла та же самая цель, ради которой им было составлено и первое послание. А заключалась она в подтверждении учения умершего ап. Павла. Однако, как и в первом своем послании, когда ап.

Петр стремится к поддержке и утешению читателей в страдании, которое вызвано гонениями, так и во втором существует ещё одна важная цель, в данном случае речь идет о предостережении читателей против гностических лжеучений и той нравственной опасности, которая с этими учениями связана. В либеральной науке выражались большие сомнения в подлинности 2 Петр. Это во многом связано с сильными отличиями между первым и вторым посланиями. Тем не менее, следует учитывать, что перед ап. Петром здесь стояла совершенно другая задача. Кроме того, составляя эти два послания, Апостол Петр мог прибегнуть к услугам разных секретарей. Первое послание мог редактировать Силуан, но ответа на вопрос о том, кем являлся редактор второго послания, нет.

Поскольку у 2 Петр. В большом количестве представлены общие черты с Иуд., необходимо допустить, что Иуд., которое возникло под влиянием 2 Петр., в свою очередь оказало влияние на окончательную редакцию этого последнего, иными словами, что переработка подлинного послания ап. Петра состоялась после его смерти под влиянием Иуд. Обращение 2 Петр. (1:1−2) носит торжественный характер. В тексте лучших рукописей ап. Петр называет себя по-еврейски, Симеоном, и говорит о божественном достоинстве Иисуса Христа.

Вполне возможно, что и в 1 и во 2 стихах речь идет не о двух лицах Пресв. Троицы, Отце и Сыне, а только о Сыне, Который, при таком толковании, дважды именуется Богом. После обращения ап. Петр призывает читателей к явлению в жизни плодов познания 1:3−11. Речь идет, в первую очередь, о необходимости познания Призвавшего нас. В словоупотреблении Нового Завета, Призвавшим обыкновенно именуют Отца (ср. Римл. 8:29−30; 1 Кор. 1:9; Гал.

1:6; 1 Фесс, 2:12; а также 1 Петр. 1:15 и др.). Но, если апостол Петр и придерживается общего словоупотребления Нового Завета, то в ст. 8 можно говорить о распространении гносиса на Господа нашего Иисуса Христа; надо думать, в Его Божественном достоинстве (ср. стт.

1−2). Это является демонстрацией того, что в термин гносис, принадежащий ап. Павлу, ап. Петр вкладываетто же самое содержание, что и Апостол Павел. Однако, как и в первом послании ап.

Петр большее внимание уделяет практической стороне жизни христианина. Познание Призвавшего является по сути исходным моментомлествичного восхождения к добру (стт. 5−7). Начало восхождения представляет собой веру, приводящую посредством промежуточных ступеней отдельных христианских добродетелей, к любви. В русском переводе стт.

5−6 следует отметить соответствие слова «рассудительность"греческому слову «знание». В употреблении этого слова очевидно проступает полемика против гностицизма. «Знанию» лжеучителей, «лжеименному», как его определил ап. Павел (1 Тим. 6:20), ап.

Петромпротивопоставлено истинное знание, это истинное знание является христианской добродетелью и должно находить отражение в практической жизни. Конечной целью восхождения является обожение (ст. 4). Ап. Петр говорит о достижении данной цели в эсхатологическом пределе (ср. ст.

11).Наставления ап. Петра выстроены по сути (1:12−21), как напоминание читателям о том учении, которое им уже известно (ст. 12). Конечно же, речь идет о служении Апостола Павла.

Ап. Петр напоминает об этом, поскольку сознает своей предсмертный долг (стт. 13−15). По сути, проповедь ап.

Петра является свидетельством очевидца: в ст. 16−18 он дает ссылку на Преображение Господне, когда он получил возможность увидеть величие Христа. Данный отрывок является единственным вне-евангельским свидетельством о Преображении, по этой причине Православной Церковью 2 Петр. 1:10−19 было избрано как Апостольское чтение на Литургии данного праздника. Однако проповедь ап. Петра представляет собой не только свидетельство очевидца.

Её опорой является пророческое слово. Источником пророческого слова является действование Духа Святого. Наряду с 2 Тим. 3:16, ст. 21 является новозаветным свидетельством о богодухновенности Ветхого Завета.

Однако пророчество необходимо истолковать. В ст. 20 ап. Петр, очевидно, размышлял о том толковании, которое будет истинным, о том толковании, которое возможно противопоставить толкованию лжеучителей. Во второй главе ап. Петр также делает предостережение от лжеучений.

В целом, все второе послание посвящено греховности и заблуждениям, от которых принес избавление Иисус Христос. Ап. Петр делает сопоставление нынешних лжепророков с лжепророками прошлого. Дав им характеристику в стт.

1−3а, он ссылается на те меры, которые принимали древние, доказывает таким образом, что наказание лжепророков неизбежно (стт. 3б-22). Как и в Евр. (ср.

2:1−4 и особенно 10:26−31; 12:18−29), положение познавших Христа и снова оказавшихся в плане мира и его скверн, особенно прискорбно (ср. стт. 20−22). В Ветхом Завете ап.

Петр останавливает свое внимание на таких моментах: грех ангелов (ст. 4: или плотское смешение по Быт. 6:1 и слл., или уклонение от возложенного на них служения), грех допотопного мира (ст. 5) и грех Содома и Гоморры (ст.

6), которому противопоставлены праведность Лота и его избавление, которое особенно поучительно для современников, как полагает ап. Петр. Наказание грешников ап. Петр также считает уроком. В стт. 10−16 приведена характеристика тех грехов, которые в наибольшей мере вызывают скорбь у ап. Петра. В частности, речь идет о похоти, дерзости, любостяжании, а, может быть, и осквернении агап. Скорее всего, здесь речь идет о том, что вечеря любви становится греховным наслаждением.

Как известно, Евхаристия являлась часттью агапы. Обличая грешников, Петр пока ничего не говорит о том, какие догматические заблуждения им присущи. Его интересует исключительно практическая сфера. И в стт. 17−19 он дает собственную оценку. Обличаемых им грешников ожидает небытие: именно таким смыслом наделены образы ст. 17.

И свобода, которая обещана этими грешниками своим последователям, является по сути призрачной свободой (ст. 19). Только та свобода, которая была дарована Христом через искупительную жертву, является истинной. В гл. 3 указано (стт. 1−2), что в этом втором послании Петр будет напоминать слова пророков и заповедь Христову, которая была передана Апостолам. В первую очередь, здесь он подразумевает ап. Павла, подтверждая его учение.

Ап. Петр делает возврат к вопросу о лжеучителях, которые появились в последняя время, а далее затрагивает вопрос о теоретическом основании морали еретиков (стт. 3−4). Известно, что Павел знал об еретическом отрицании Воскресения, и он предостерегал против него Тимофея (ср. 2 Тим. 2:18).

В ответ на лжеучение Петр настаивает на том, что Бог долготерпив (стт. 5−16, ср. особенно ст. 9 и стт.

15−16) и объясняет, что обетования Божии еще не были исполнены в полной мере. Однако ап. Петр не ограничивается только этим ответом, а также представляет и учение о последних временах. Подобно тому, как в воде потопа пришел конец допотопному миру, образованному из воды и водою (стт.

5−6) — ап. Петр думает, вероятно, и о море, из которого вышла земля, и о дожде, который ее питает, — так же точно и нынешняя вселенная окончится в огне (стт. 7, 10−13). День Господень будет отмечен тем, что мир окажется в огне. Однако, делая призыв к святости и благочестивости, ап. Петр говорит о новом миропорядке, который будет установлен по великой милости Божией и благодаря искупительной жертве: он ожидает «нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (ст.

13). Ап. Петр говорит о том, что мы можем ускорить утверждение нового миропорядка посредством молитвы и нравственной жизни. Нравственная жизнь и молитва приближают нас к Богу. Так мы становимся достойными искупительной жертвы Христа и получаем возможность богообщения и блаженной вечной жизни. Второе послание ап.

Петра завершается наставлением 3:17−18, в котором ап. Петр снова предостерегает своих читателей от лжеучений и призывает к возрастанию в благодати и познанию Господа Иисуса Христа, который принес нам освобождение от греха и искупление.

2 Петр. — это последнее слово Апостола. Ожидая смерти, ап. Петр считает себя должны предупредить малоазийских христиан об опасности распространения ересей. Ереси отдают от света истинного учения Христа, закрывают путь к блаженству богообщения. В целом, второе послание можно с полным правом считать завещанием ап. Павла. Апостол Петр создает, какие в будущем верующих могут ожидать опасности. Заключение

На основе проделанной работы возможно сделать следующие выводы. В Священном Писании об Искуплении и спасении говорится неоднозначно. Св. ап. Павел говорил о том, что спасение является чем-то, что уже свершилось, от нас оно не зависит. Но вместе с тем, это не означает, что мы сами не должны прикладывать усилия для того, чтобы обрести спасение.

Св. ап. Павел говорил и о необходимости со страхом и трепетом совершать свое спасение. Таким образом, спасение не дается человеку в момент обращения.

То есть, в Священном Писании различается истина уже совершенного нашего спасения и истина необходимость совершать спасение каждым верующим во Христе. Во Христе нам было открыто спасение, однако оно нуждается в личном усвоении. Поскольку имеет объективную и субъективную стороны, не только Бог сделал все для нашего спасения, но и мы должны прикладывать усилия для усвоения спасения. Когда речь заходит об Искуплении, то в первую очередь подразумевается объективная сторона спасения — то, что было совершено Богом. Вопрос об Искуплении тесно связан с вопросом о зле. Идея искупления по сути является вечной идеей, от вечности она входит в план Божественного мироздания. Сущность идеи искупления заключается в том, что добровольное падение человека предположено от века искупить добровольной жертвой Сына Божиего. Посредством этой жертвы восстанавливается состояние благодати, которое было утрачено человеком вследствие греха.

Тем самым происходит победа над злом, восстанавливается гармония в мироздании, которая была нарушена человеком. Таким образом, Искупление является необходимостью для спасения человечества. Чтобы обрести спасение, недостаточно только иметь учение Иисуса и пример Его земного пути. Для исцеления человечества возникла нужда в особой Божественной помощи, искупительной жертве Спасителя, посредством которой обновилось само естество человечества. Также вследствие Искупления изменились отношения между Богом и человеком, поскольку при сложившихся отношениях между Богом и человеком после грехопадения подобная помощь оказалась невозможной. Вся история Ветхого Завета — это свидетельство того, что через естественную человеческую праведность невозможно обрести спасение. Согласно посланиям ап.

Петра и ап. Павла через Христа произошло примирение Бога и человечества. Под примирением здесь и подразумевается изменение отношений между Богом и людьми. Искупление также является Откровением любви Бога к человеку. И ап. Петр в своих посланиях призывает верующих стремиться к преодолению собственной греховности, к нравственной жизни, к тому, чтобы избегать всяких ересей и бороться с ними, так как они отдаляют нас от Божественной любви и от спасения. В целом, в посланиях ап. Петра даны практические указания, каким образом христианину должно вести себя и каким образом совершенствоваться на пути к вечной жизни и спасению, дарованным через искупительную жертву Спасителя нашего — Иисуса Христа.

Список литературы

Александр (Милент), еп. Воскресение Христово. Победа над смертью.//

http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/pasha.htmДавыденков О., прот. Догматическое богословие.//

http://www.sedmitza.ru/lib/text/431 669/Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское Поколение.//

http://krotov.info/history/01/kern/bezo1.htmlЛопухин А. П. Толковая Библия. Соборные Послания святых Апостолов.//

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1865

Малков П.Ю.

Введение

в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви.//

http://www.pravoslavie.by/page_book/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-cerkviПлатон, арх. Сокращённое изложение догматов веры по учению Православной Церкви. — М., 1999

Рубан Ю. И. Пасха: история, богослужение, традиции.//

http://azbyka.ru/days/ruban/pasha-all.shtmlУчение Православной Церкви об Искуплении./Электронный ресурс//

https://diomid.info/forum/index.php?topic=1252.

0Феофилакт Болгарский. Толкование на Первое и Второе послания ап. Петра.//

http://www.pravlib.ru/tolk_1posl_apostola_petra.htmlХристианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Александр (Милент), еп. Воскресение Христово. Победа над смертью.//http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/pasha.htm
  2. О., прот. Догматическое богословие.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/431 669/
  3. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское Поколение.// http://krotov.info/history/01/kern/bezo1.html
  4. А.П. Толковая Библия. Соборные Послания святых Апостолов.// http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1865
  5. П.Ю. Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви.// http://www.pravoslavie.by/page_book/vvedenie-v-liturgicheskoe-predanie-tainstva-pravoslavnoj-cerkvi
  6. Платон, арх. Сокращённое изложение догматов веры по учению Православной Церкви. — М., 1999.
  7. Ю.И. Пасха: история, богослужение, традиции.// http://azbyka.ru/days/ruban/pasha-all.shtml
  8. Учение Православной Церкви об Искуплении./Электронный ресурс// https://diomid.info/forum/index.php?topic=1252.0
  9. Феофилакт Болгарский. Толкование на Первое и Второе послания ап. Петра.// http://www.pravlib.ru/tolk_1posl_apostola_petra.html
  10. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ