Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ранние детские воспоминания как отражение основных жизненных сценариев взрослых

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

При преобладании переживаний покинутости-брошенности в ранних детских воспоминаниях часто встречаются сюжеты, связанные с оставлением, покиданием; отражены чувства одиночества, страха, радости и обиды. В РДВ лиц с выраженным переживанием униженности чаще встречаются сюжеты, связанные с унижением, пристыживанием, удовлетворением биологических потребностей, наказанием. Преобладают переживания… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАННИХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ
    • 1. 1. Общая характеристика детских ранних воспоминаний
    • 1. 2. Изучение ранних воспоминаний в психоанализе
    • 1. 3. Анализ ранних детских воспоминаний в работах А. Адлера
  • ГЛАВА ІІ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА «ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ» ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Анализ понятия «жизненный сценарий» и смежных концептов
    • 2. 2. Анализ феномена «жизненный сценарий» в трансактном анализе
  • ГЛАВА ІІІ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ РАННИХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ С ЖИЗНЕННЫМИ СЦЕНАРИЯМИ ЛИЧНОСТИ
    • 3. 1. Методы анализа взаимосвязи между жизненным сценарием личности и ранними детскими воспоминаниями
    • 3. 2. Обзор исследований на изучение связи жизненных сценариев с ранними детскими переживаниями
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список литературы

Ранние детские воспоминания как отражение основных жизненных сценариев взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Галимзянова М. В также установила, как определенные «сюжеты» из детских воспоминаний влияют на «сюжеты» из взрослой жизни. Так, у испытуемых с различными темами преобладающих переживаний детства есть специфические особенности в содержании, эмоциональной окраске ранних детских воспоминаний. Взрослые с преобладающими переживаниями, связанными с отвержением, в ранних детских воспоминаниях чаще рассказывают о переломных событиях жизни; упоминают сюжеты, связанные с отвержением и неудовлетворением потребности в безопасности; эмоциями страха, обиды, одиночества.

При преобладании переживаний покинутости-брошенности в ранних детских воспоминаниях часто встречаются сюжеты, связанные с оставлением, покиданием; отражены чувства одиночества, страха, радости и обиды. В РДВ лиц с выраженным переживанием униженности чаще встречаются сюжеты, связанные с унижением, пристыживанием, удовлетворением биологических потребностей, наказанием. Преобладают переживания обиды, вины и стыда.

У взрослых с различными доминирующими переживаниями детства существует свой персональный набор наиболее или наименее предпочитаемых психологических защит и копинг-стратегий, своя специфика реализуемых защитных механизмов. Для переживших отвержение, покинутость и унижение более свойственно демонстрировать детские способы реагирования для того, чтобы избежать внутреннего конфликта. Пережившие отвержение более часто прибегают к механизму регрессии и вытеснения. Пережившие несправедливость чаще используют механизм отрицания и наиболее редко — механизмы проекции. Испытуемым, с преобладающей темой нарушенного доверия, более свойственно использовать механизм интеллектуализации, а менее характерно для них — использовать механизмы регрессии и замещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены и проанализированы характеристики таких феноменов как ранние детские переживания, жизненные сценарии. Также мы рассмотрели взаимосвязь между этими двумя явлениями.

Метод анализа ранних воспоминаний, с одной стороны, позволяет выявить значительный материал для психотерапевтической работы и в то же время использования данного метода требует от терапевта высокого уровня эмпатии, высоко развитой интуиции и умении для того, чтобы был возможным успешный анализ ранних детских воспоминаний.

Ранние детские воспоминания, по мнению некоторых исследователей, отражают воспоминания о тех событиях, которые можно считать источником жизненного сценария личности. Те трудности, те потенциально психотравмирующие переживания, с которыми сталкивается ребенок с самого раннего детства во многом являются очень значимыми, поскольку являются первыми для человека и играют крайне важную роль в формировании личности, принятии решений о мире, окружающих людях.

З. Фрейд рассматривая ранние детские воспоминание, удивляется тому, что мы почти ничего не способны запомнить из раннего детства, несмотря на то огромное влияние, которое на нас оказывает детский опыт и связанные с ним переживания. И такое «забывание» Фрейд считает не следствием наших мнемических способностей, а следствием того, что некоторые детские переживания оказываются для нас настолько травмирующими, что вытесняются в подсознательную сферу.

Существует также точка зрения относительно ранних детских воспоминаний, согласно которой воспоминания из детства можно анализировать подобно продукту нашего творчества. То есть, с помощью анализа наших воспоминаний, как считают представители данной точки зрения, можно выявить актуальные для нас потребности, существующие проблемы, которые касаются межличностного взаимодействия и др. В данном случае не столько важно само воспоминание, психотравмирующая ситуация из детства, которая отражается в этом воспоминании. Важно то, какие актуальные проблемы привели индивида к тому, что он вспомнил определенную ситуацию из детства.

В данной работе, анализируя ранние воспоминания как отражение жизненных сценариев, мы больше придерживались первой точки зрения, согласно которой ранний опыт отражает те условия, которые значительно повлияли на становление личности и формирование жизненного сценария личности.

Обзор результатов эмпирических исследований показал, что исследуя ранние детские воспоминания, можно определить источник негативных проявлений во взрослой жизни человека.

Например, обзор одного из исследований показал, что негативные тенденции в ранних детских воспоминаниях значительно сильнее проявляются у тех мужчин, которые в отношениях со своим ребенком, проявляют дисгармоничные стили взаимодействия и общения. Результаты свидетельствуют о том, что у тех мужчин, которые менее успешно справляются с ролью «отца», преобладают и негативные воспоминания о собственном детстве.

Также благодаря обзору исследований мы увидели, что воспоминания о таких негативных явлениях в детстве как отвержение, предательство, унижение значительно влияют на восприятие самого себя. На способы реагирования индивида в различных жизненных ситуациях.

С другой стороны, анализ литературы позволяет сделать выводы, что исследований на выявления связи ранних воспоминаний с различными личностными параметрами во взрослой жизни, не так уж и много. Чаще метод анализа ранних воспоминаний используется в индивидуальной работе, однако мало исследований, которые подтверждают влияние ранних воспоминаний на жизненный сценарий личности.

Вполне возможно, это можно объяснить тем, что метод анализа ранних воспоминаний, как указывалось выше, требует особых умений от того, кто его применяет. Кроме того, результаты, полученные по данному методу достаточно непросто систематизировать, обрабатывать и интерпретировать.

Тем не менее, данные данного теоретического исследования могут быть использованы в будущем для проведения собственного эмпирического исследования с целью изучения связи ранних детских воспоминаний и жизненных сценариев личности.

Список литературы

АбульхановаСлавская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М.

: Мысль, 1991. — 299с.

Адлер А. Наука жить: пер.

с англ. и нем. / А. Адлер; сост.

ред. А. А. Юдин. — К.: Port-Royal, 1997. — 288 c.

Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. — Москва: Эксмо, 2013. — 565 с.

Богдановская А. Б. Проявление личностных особенностей рассказчика в нарративе ранних детских воспоминаний/ Богдановская Анна Борисовна// Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. — СПб., 2014. — N

171. — С. 306−310

Галимзянова М. В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.

00.13 / М. В. Галимзянова. — СПб., 2006. — 26 с.

Гришина Н. В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация// Психологические исследования. 2011. № 3(17) [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://psystudy.ru

Исполатова Е. Н., Николаева Т. П. Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний личности // Вопросы психологии. 1999, № 1. С. 69 — 77

Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: Учебн. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 167 с.

Кожина Е. В. Личные истории детства мужчин родителей // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — Т. II (Психол.

пед. науки), № 3. — С. 257−261

Крахмалева Н. С. Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению/ Н. С. Крахмалева, К. В. Нужных // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. — 2008. — № 7. — С. 101−104

Ляхова М. А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности/ М. А Ляхова// Вестник Кемеровского государственного университета: журнал теоретических и прикладных исследований. — 2010. — № 3(43). — С.82−89

Макаренко Э. В. Качественный анализ ранних детских воспоминаний в концепции Альфреда Адлера [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.psyoffice.ru/569-kachestvennyjj-analiz-rannikh-detskikh.html

Малкина-Пых И. Г. Техники психоанализа и терапии Адлера: справ. практ. психолога / И. Г.

Малкина-Пых. — Москва: Эксмо, 2004. — 350 с.

Новиков Д. В. Гештальт-подход в формировании жизненного стиля [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://denis-novikov.ru/index.php/texts/91−2013;03−21−07−44−15

Нуркова В. В., Масолова Г. Ю. Характеристики воспоминаний о детстве и психологический облик взрослого// Психологическая наука и образование, 2009

Номер 4, с. 1−16

Резник, Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности: (Опыт комплексного анализа)/ Ю. М. Резник, Е. А.

Смирнов. — М.: Независимый ин-т гражд. о-ва,

2002. — 259 с.

Романенко Н. А. Исследование ранних детских воспоминаний в трансактном анализе [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://soc.kz/index.php/12-stati/13-detskie-vospominaniya-v-transaktnom-analize

Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру/ Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. — 346 с.

Сидоренко Е. В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера / Е. В. Сидоренко. — СПб, 1993. — 152 с.

Стюарт Й. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни / Стюарт Й., Вэнн Д.: [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://psylib.ukrweb.net/books/stewj01/index.htm.

Стюарт Й. Современный транзактный анализ/ Стюарт Й., Вэнн Д. — СПб: Социально-психологический центр, 1996 г. — 332с.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / Зигмунд Фрейд. — Москва: АСТ: Астрель, 2010. — 250 с.

Фрейд З. Тотем и табу: сборник / З. Фрейд; Сост. и авт. предисл. П. С. Гуревич. ;

Москва: Олимп: АСТ-ЛТД, 1998. — 448 с.

Штайнер К. Сценарии жизни людей: школа Эрика Берна / К. Штайнер; Пер. с англ. Е. Клиориной. — СПб.

: Питер, 2003. — 411 с.

Нуркова В. В., Масолова Г. Ю. Характеристики воспоминаний о детстве и психологический облик взрослого//

Психологическая наука и образование, 2009

Номер 4, с. 1−16

Нуркова В. В., Масолова Г. Ю. Характеристики воспоминаний о детстве и психологический облик взрослого// Психологическая наука и образование, 2009

Номер 4, с. 1−16

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / Зигмунд Фрейд. — Москва: АСТ: Астрель, 2010. — 250 с.

Адлер А. Наука жить: пер.

с англ. и нем. / А. Адлер; сост.

ред. А. А. Юдин. — К.: Port-Royal, 1997. — 288 c.

Кожина Е. В. Личные истории детства мужчин родителей // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — Т. II (Психол.

пед. науки), № 3. — С. 257−261

Стюарт Й. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни / Стюарт Й., Вэнн Д.: [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://psylib.ukrweb.net/books/stewj01/index.htm

Штайнер К. Сценарии жизни людей: школа Эрика Берна / К. Штайнер; Пер. с англ.

Е. Клиориной. — СПб.: Питер, 2003.

— 411 с.

Гришина Н. В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация// Психологические исследования. 2011. № 3(17) [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://psystudy.ru

Ляхова М. А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности/ М. А Ляхова// Вестник Кемеровского государственного университета: журнал теоретических и прикладных исследований. — 2010. — № 3(43). — С.82−89

АбульхановаСлавская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М. :

Мысль, 1991. — 299с.

Новиков Д. В. Гештальт-подход в формировании жизненного стиля [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://denis-novikov.ru/index.php/texts/91−2013;03−21−07−44−15

Крахмалева Н. С. Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению/ Н. С. Крахмалева, К. В. Нужных // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. — 2008. — № 7. — С. 101−104

Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. — Москва: Эксмо, 2013. — 565 с.

Стюарт Й. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни / Стюарт Й., Вэнн Д.: [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://psylib.ukrweb.net/books/stewj01/index.htm.

Берн Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. — Москва: Эксмо, 2013. — 172 с.

Малкина-Пых И. Г. Техники психоанализа и терапии Адлера: справ. практ. психолога / И. Г.

Малкина-Пых. — Москва: Эксмо, 2004. — 350 с.

Исполатова Е. Н., Николаева Т. П. Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний личности // Вопросы психологии. 1999, № 1. С. 69 — 77

Макаренко Э. В. Качественный анализ ранних детских воспоминаний в концепции Альфреда Адлера [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.psyoffice.ru/569-kachestvennyjj-analiz-rannikh-detskikh.html

Кожина Е. В. Личные истории детства мужчин родителей // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — Т. II (Психол.

пед. науки), № 3. — С. 257−261

Нуркова В. В., Масолова Г. Ю. Характеристики воспоминаний о детстве и психологический облик взрослого// Психологическая наука и образование, 2009

Номер 4, с. 1−16

Галимзянова М. В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.

00.13 / М. В. Галимзянова. — СПб., 2006. — 26 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова- Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299с.
  2. А. Наука жить: пер. с англ. и нем. / А. Адлер; сост.-ред. А. А. Юдин. — К.: Port-Royal, 1997. — 288 c.
  3. Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Эрик Берн; [пер. с англ. А. Грузберга]. — Москва: Эксмо, 2013. — 565 с.
  4. А. Б. Проявление личностных особенностей рассказчика в нарративе ранних детских воспоминаний/ Богдановская Анна Борисовна// Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. — СПб., 2014. — N 171. — С. 306−310
  5. М. В. Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М. В. Галимзянова. — СПб., 2006. — 26 с.
  6. Н. В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация// Психологические исследования. 2011. № 3(17) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psystudy.ru
  7. Е. Н., Николаева Т. П. Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний личности // Вопросы психологии. 1999, № 1. С. 69 — 77
  8. К.В. Психология жизненного пути личности: Учебн. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 167 с.
  9. Е.В. Личные истории детства мужчин родителей // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — Т. II (Психол.-пед. науки), № 3. — С. 257−261
  10. Н.С. Осознание жизненного сценария: от теоретических оснований к практическому применению/ Н. С. Крахмалева, К. В. Нужных // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. — 2008. — № 7. — С. 101−104
  11. М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности/ М. А Ляхова// Вестник Кемеровского государственного университета: журнал теоретических и прикладных исследований. — 2010. — № 3(43). — С.82−89
  12. Э. В. Качественный анализ ранних детских воспоминаний в концепции Альфреда Адлера [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/569-kachestvennyjj-analiz-rannikh-detskikh.html
  13. Малкина-Пых И. Г. Техники психоанализа и терапии Адлера: справ. практ. психолога / И. Г. Малкина-Пых. — Москва: Эксмо, 2004. — 350 с.
  14. Д. В. Гештальт-подход в формировании жизненного стиля [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://denis-novikov.ru/index.php/texts/91−2013−03−21−07−44−15
  15. В. В., Масолова Г. Ю. Характеристики воспоминаний о детстве и психологический облик взрослого// Психологическая наука и образование, 2009. Номер 4, с. 1−16
  16. , Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности: (Опыт комплексного анализа)/ Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. — М.: Независимый ин-т гражд. о-ва, 2002. — 259 с.
  17. Н.А. Исследование ранних детских воспоминаний в трансактном анализе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soc.kz/index.php/12-stati/13-detskie-vospominaniya-v-transaktnom-analize
  18. Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру/ Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2000. — 346 с.
  19. Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера / Е. В. Сидоренко. — СПб, 1993. — 152 с.
  20. Й. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни / Стюарт Й., Вэнн Д.: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.ukrweb.net/books/stewj01/index.htm.
  21. Й. Современный транзактный анализ/ Стюарт Й., Вэнн Д. — СПб: Социально-психологический центр, 1996 г. — 332с.
  22. З. Психопатология обыденной жизни / Зигмунд Фрейд. — Москва: АСТ: Астрель, 2010. — 250 с.
  23. З. Тотем и табу: сборник / З. Фрейд; Сост. и авт. предисл. П. С. Гуревич. — Москва: Олимп: АСТ-ЛТД, 1998. — 448 с.
  24. К. Сценарии жизни людей: школа Эрика Берна / К. Штайнер; Пер. с англ. Е. Клиориной. — СПб.: Питер, 2003. — 411 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ