Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные принципы научности социальных наук

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Наука относится к сфере человеческой деятельности, которая ориентирована на получение истинного знания о реальности. Научное познание — это способ фиксации и анализа тех необходимых детерминант, вне которых человек может себя ощущать свободным, но таковым не является. Предметом научного знания в социальных науках является культура (а не природа) — совокупность фактически общепризнанных ценностей… Читать ещё >

Содержание

  • План
  • 1. Основные подходы и методы познания социальных наук
  • 2. Структура научного знания в социальных науках
  • 3. Современные проблемы социальных наук

Основные принципы научности социальных наук (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все эти стороны научного знания — единой науки — находятся в бурном развитии, и область, ими охватываемая, всё увеличивается".

Таким образом, научное познание — это способ фиксации и анализа тех необходимых детерминант, вне которых человек может себя ощущать свободным, но таковым не является. Предметом научного знания в социальных науках является культура (а не природа) — совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи. Непосредственные объекты его исследования — индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; конечный результат научного знания в социальных науках — не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого.

Глава 3. Современные проблемы социальных наук Каждая отдельная наука имеет свой особый предмет изучения, свои теоретические принципы и свои методы исследования, вытекающие из понимания сущности её объекта. В конкретной научной дисциплине применяется совокупность самых разных методов и приёмов, находящихся на всех уровнях методологического знания.

Специфика социально-гуманитарного познания заключается в том, что оно ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. Здесь явления и процессы исследуются, главным образом, со стороны качества, а не количества. Внимание акцентируется на единичном и индивидуальном, а не на всеобщем. Поэтому «удельный вес» количественных методов здесь намного меньше, чем в естественных и математических науках.

«Если в астрономии наш интерес направлен на чисто количественные, доступные точному измерению связи между небесными телами, то в социальных науках наспрежде всего интересует качественная окраска событий. К тому же в социальных науках речь идет о роли духовных процессов, „понять“ которые в сопереживании — совсем иная по своей специфике задача, чем та, которая может быть разрешена (даже если исследователь к этому стремится) с помощью точных формул естественных наук».

Основные теоретические методы и подходы социальных наук:

Исторический и логический подходы.

Гипотетико-дедуктивный метод как универсальная модель научного познания.

Аксиоматический метод.

Системный метод.

Логические методы: абстрагирование, идеализация, аналогия, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Многие современные представители социальных наук все яснее понимают, что «не пытаясь подменить и вытеснить все другие формы отношения к миру, рациональное сознание и в наше время выступает в качестве необходимой культурной ценности, призванной способствовать внутренней самодисциплине и ответственности человека перед лицом объемлющей его реальности».

Современные социальные науки столкнулись с серьезной дилеммой. Одна школа усматривает фундаментальное различие в структуре социального мира и мира природы. Однако такое понимание ведет к ошибочному заключению, будто бы социальные науки совершенно отличны от естественных, — точка зрения, игнорирующая тот факт, что определенные процедурные правила правильной организации мышления являются общими для всех эмпирических наук.

Другая школа пытается рассматривать поведение человека таким же образом, каким представитель естественных наук смотрит на «поведение» своих объектов мышления, считая само собой разумеющимся, что методы естественных наук (и прежде всего математической физики), которые достигли столь замечательных результатов, являются единственно научными методами.

С другой стороны, считается само собой разумеющимся, что само заимствование методов конструирования объектов естественных наук приводит к достоверному знанию социальной реальности. Однако эти два утверждения не совместимы. Даже в высшей степени утонченная и предельно развитая система бихевиоризма, к примеру, уводила бы далеко в сторону от конструктов, с помощью которых люди в их повседневной жизни переживают в опыте собственное поведение и поведение своих близких.

Заключение

Науки социального профиля занимаются анализом, как закономерностей социальной жизни, так и её ценностных состояний, а также мотивов деятельности субъектов. Предметы и способы познания здесь конструируются, согласно целям и задачам исследования. Так, человек, являясь предметом изучения социологии, политологии, экономических наук, культурологии и др. имеет в каждой из этих областей знания свою специфику. Социология рассматривает человека в контексте социального целого.

Наука относится к сфере человеческой деятельности, которая ориентирована на получение истинного знания о реальности. Научное познание — это способ фиксации и анализа тех необходимых детерминант, вне которых человек может себя ощущать свободным, но таковым не является. Предметом научного знания в социальных науках является культура (а не природа) — совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи. Непосредственные объекты его исследования — индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; конечный результат научного знания в социальных науках — не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого.

Список литературы

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вернадский В.И. О науке. — М., 1991.

Кохановский В. П. Философия и методология науки. — М., 1999.

Краткий философский энциклопедический словарь. — М., 1983.

Новолодская Т.А., Садовников В. Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания. — Санкт-Петербург, 2008.

Пивоев В. М. Новая парадигма осмысления мира // Уч. зап. Петр

ГУ. Сер. Общественные и гуманитарные науки. — 2011. — № 1 (114).

Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. — 1992. — № 9.

Швырев В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. — 2007. — № 1.

Шюц А. Мир, светящийся смыслом. — М., 2004.

Краткий философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 354.

Шюц.

А. Мир, светящийся смыслом. — М., 2004. — С. 43.

Пивоев В. М. Новая парадигма осмысления мира // Уч. зап. Петр

ГУ. Сер. Общественные и гуманитарные науки. — 2011.

— № 1 (114). — С. 76.

Кохановский В. П. Философия и методология науки. — М., 1999. — С. 9.

Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. — 1992. — № 9. — С. 66.

Новолодская Т.А., Садовников В. Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания. — Санкт-Петербург, 2008. — С. 49.

Вернадский В.И. О науке. — М., 1991. — С. 428.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. — С. 371.

Швырев В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. — 2007. — № 1. — С. 115.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Избранные произведения. М., 1990.
  2. В.И. О науке. — М., 1991.
  3. В.П. Философия и методология науки. — М., 1999.
  4. Краткий философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
  5. Т.А., Садовников В. Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания. — Санкт-Петербург, 2008.
  6. В.М. Новая парадигма осмысления мира // Уч. зап.ПетрГУ. Сер. Общественные и гуманитарные науки. — 2011. — № 1 (114).
  7. К. Нищета историцизма // Вопросы философии. — 1992. — № 9.
  8. В.С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. — 2007. — № 1.
  9. Шюц А. Мир, светящийся смыслом. — М., 2004.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ