Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Византийская икона

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Иконы увеличиваются в размерах, образы с большими силуэтами легко читаются в церковном интерьере. После серединыXIVв., когда исихазм стал общепризнанной доктриной в монашеской жизни, и во всей Церкви, византийское искусство стало отличаться от Возрождения начала века. Это искусство уже опиралось не на подражание классике, а на духовные ценности. Одна из лучших икон этого периода — «Христос… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. РАННИЙ ПЕРИОД
  • 2. ЭПОХА ИКОНОБОРЧЕСТВА (730 — 843гг.)
  • 3. МАКЕДОНСКИЙ ПЕРИОД
  • 4. КОМНИНОВСКИЙ ПЕРИОД
  • 5. ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО XIII ВЕКА
  • 6. ПОЗДНЕЕ ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО XIV- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Византийская икона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Искусство крестоносцев ценит подробный рассказ и наглядность символов, и не смогло уловить византийскую духовную созерцательность, психологическую тонкость и изящество стиля. 6. ПОЗДНЕЕ ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО XIVПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКАЭтот период в искусстве называют «Палеологовским», по имени последней правящей династии — Палеологов. В истории Византии — это время утраты былого могущества, потери территории и превращение в небольшое государство. Для искусства характерно символичность иконографии, появление новых сюжетов и композиций, различные толкования икон, множественность стилистических вариантов, тесная связь искусства с богословской мыслю и высокое художественное мастерство. В этот период византийское искусство очень активно придерживается самых важных своих установок, определяющих главное его направление в течение всей истории: поклонение античному идеалу, проявившемуся в блистательном византийском Палеологовском классицизме первой третиXIV в. и поиск глубины религиозного образа, который нашел отражение в византийской духовности.

Две стороны византийской жизни — религия и культура, город и монастырь, существовавшие всегда рядов в Византии, получили в этом периоде в искусстве законченное воплощение. Иконы этого времени отличаются необыкновенной красотой исполнения, и доступностью внутреннего содержания образа. Множество форм, взятых от античности в это время, символизировали реальный мир человека. Этот мир представлен одухотворенным, на нем лежит Божественная благодать. Отсюда любовь иконописцев этого времени к очаровательным античным деталям: к колоннам с коринфскими капителями, просторным портикам, декоративным маскам, эффектным позам фигур, напоминающих античные статуи философов. Все это можно увидеть на многих иконах, в частности на иконе Благовещение нач. XIV в. (ил.11)из галереи икон собора Охрида.Ил.

10.Христос Пантокраор. Ил.

11.Благовещение. XIVв. Начало XIII в. В 50 — гг. XIVвв. Византии господствует богословская концепция свт. Григория Паламы. Ученый-монах с Афона был носителем древней и традиционной православной мистики)"исихия", что означает «безмолвие») — таинства приобщения человека к Богупутем соприкосновения с исходящими от него Божественными энергиями. Путь исихии приводит душу к такому особому состоянию, при котором и могут быть восприняты Божественные энергии.

Наступивший период называют «позднепалеологовским». Это было время, когда вопросы веры были едва ли не главными в обществе, период сосредоточенности на молитвах, обсуждения внутренней жизни человека. Монашеская жизнь понималась как идеал. Изменилось и отношение к иконе.

Иконы увеличиваются в размерах, образы с большими силуэтами легко читаются в церковном интерьере. После серединыXIVв., когда исихазм стал общепризнанной доктриной в монашеской жизни, и во всей Церкви, византийское искусство стало отличаться от Возрождения начала века. Это искусство уже опиралось не на подражание классике, а на духовные ценности. Одна из лучших икон этого периода — «Христос Пантократор» (ил. 12) из Эрмитажа, созданная в Константинополе ок.1363 г. Образ и фигура Спасителя светятся на иконе. Образ окружен сиянием, исходящим и от взгляда и от самой красочной поверхности.

Облик Христа отражает спокойствие, ясность и прямоту взора, живой взгляд. Но поражает редкая для Византии красота иконы. Лик, голова, руки написаны с пластическим совершенством. Разнообразие тонов, полная гармония в колорите.

На такой живописной поверхности лежат белые штрихи — лучи Божественного света. Это — Божественные энергии, которые по учению Григория Паламы, могут приходить к человеку. Таким свечением насыщен и синий цвет одежд Христа, сама краска светится изнутри. Обитание Божественного света в живописи будет часто использоваться в позднем византийском искусстве. Это были специально найденные художниками приемы для того чтобы передавать учения о Божественных энергиях, столь важные для этого времени. Сходные особенности стиля прослеживаются в иконе «Архангела Михаила» (ил.

13) из Византийского музея в Афинах. Крупный масштаб, царственный образ и прекрасный лик, наделенный земной красотой и вто же время светоносный, осененный лучами Божественной энергии. Стилистические приемы похожи на искусство Палеологовского Ренессанса. Продолжение классицизма здесь происходит на другой основе. Цель — этого периода не подражание античным моделям, но при сохранении их красоты полное их преображение путем насыщения Божественным светом. Многочисленные образы Богоматери этого периода отличались поэтичностью, душевностью, что раньше в Византии не принималось. Византийская традиционная образность, где акценты ставились на внутренней сосредоточенности, на духовной дисциплине, на глубине созерцаниятеперь очень приблизились к миру теплых человеческих чувств. Ил.

12. Христос Пантократор. Ил.

13. Архангел Михаил. Около 1363 г. Вторая пол.XIVв.Конечный период истории византийской иконописи, как и всего искусства, приходится на первую половину XV века. В 1453 г. Византию завоевали турки, она навсегда перестала существовать как государство. Это трагический день для византийской истории, и византийские художники стали уезжать, эмигрировать.

В городах находились люди другой веры, хотя они и не истребляли православное искусство, допуска его существование, хотя тут же создавая все свое и переделывая православные храмы в мечети. Византийские художники уезжали в основном на остров Крит, где им было гораздо свободнее жить. Критом тогда владела Венеция, там не было турок и там они обосновались, и создалась так называемая критская школа живописи — вторая половина XVи XVIвв. Они были грамотные и передавали законы своего мастерства новому поколению. Но образовалась в итоге так называемая поствизантийская живопись, которая стремилась подражать Византии и ей подражает, повторяет ее иконографию, и даже образы. Но высокое византийское искусство все-таки превращается в хорошее качественное ремесло.

Еще византийцы отправлялись в Македонию, и была македонская школа живописи. Но это уже было не византийское искусство, а подражание византийскому искусству. Нет империи — нет искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В IX — XVвв. в искусстве Византии определилась классическая художественная система, устойчивый иконографический канон духовных образов.

Жизнь Византии была полна разнообразными историческими событиями, которые, так или иначе, отражались в иконописной живописи на протяжении всей истории существования Византии. Но классическая база, как основа осталась в византийской иконописи навсегда, а новое духовное или спиритуалистическое содержание, присущее византийской живописи стало эталоном для многих православных иконописцев. Византийское искусство явилось основой для искусства православного мира — сербского, грузинского, русского, болгарского. К нему нередко обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока. Влияние византийского искусства и до сих пор прослеживается в Италии и на Кавказе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История иконописи. VI — XX века. Истоки.

Традиции.Современность. — М.: АРТ-БМБ, 2002. — 289с. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. -

СПб.: Азбука-классика, 2004. — 528 с. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 320 с. Лазарев В. Н. История византийской живописи.

М.:Искусство, 1986

Попова О. С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы М.: Северный паломник, 2006. — 1088с. Попова О. С. Пути византийского искусства. — М.: Гамма-Пресс, 2013. 460 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. История иконописи. VI — XX века. Истоки. Традиции. Современность. — М.: АРТ-БМБ, 2002. — 289 с.
  2. Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 528 с.
  3. Г. С. Искусство Византии. Поздний период. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 320 с.
  4. В.Н. История византийской живописи. М.:Искусство, 1986.
  5. О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы М.: Северный паломник, 2006. — 1088с.
  6. О.С. Пути византийского искусства. — М.: Гамма-Пресс, 2013. — 460 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ