Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Игра как ведущая деятельность дошкольного детства

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Ребенок хочет действовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказке взрослых (родителей и воспитателей) или старших детей он начинаетдействовать как будто бы он взрослый. На границе от предметной к ролевой игре для ребенка еще не существует ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Игра как ведущая деятельность дошкольного детства
  • Заключение
  • Список литературы

Игра как ведущая деятельность дошкольного детства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ходе этих этапов у детей формируется способность дифференцировать себя и другого, происходит отделение себя от персонажа игры, складывается механизм ролевого поведения. Роль неразрывно связана с правилом, в обобщенном виде представляющим сценарий, последовательность и средства ее выполнения. В зарубежной психологии господствует точка зрения, согласно которой игра — свободная от ограничений и запретов деятельность. По мнению же Л. С. Выготского, «игра, напротив, изначально регламентирована логикой социальных отношений, воплощенной в правиле, и поэтому является школой произвольности, воли и морали» (1, с. 62). На первом этапе, считает ученый, ребенок создает мнимую ситуацию по скрытым правилам.

В дальнейшем доминирует правило, мнимая ситуация становится скрытой. При этом, чем жестче правило, тем больше оно регулирует деятельность ребенка, тем напряженнее становится игра.Д. Б. Эльконин выделяет четыре стадии в развитии способности ребенка подчинять свои действия правилу:

правила не выделяются ребенком и не выполняют своей регулирующей поведение функции, что часто приводит к нарушению самой логики выполнения роли в игре;

выполнение роли уже подчиняется правилу, объективируя егов игровых действиях ребенка, но сами правила в явной формееще не выступают перед ребенком и не осознаются им;правило выступает в явной форме, осознается и формулируется ребенком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушения игры и возникновения конфликтов между сверстниками поповоду игры, т. е.в тех случаях, когда правило становится необходимым для обоснования правильности того или иного ролевого поведения. Это подчеркивает оценочный характер коллективной совместной игры детей и ееприоритетность посравнению с индивидуальной игрой с точки зрения развития произвольности в детском возрасте;

правило осознается, формулируется ребенком уже как основание его ролевого поведения, а выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребенок берет на себяобязательство подчиняться правилам. Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка приобретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохранении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через речевой этап их выполнения. Игровое действие двойное:

по смыслу;

по внешнему характеру. От действий с предметом к изобразительным действиям (движениям) — до действий в речевом плане.Е. В. Зворыгина представляет генезис игровых действий следующим образом:

игровые действия с реальным предметом;

условные действия с предметом разной степени обобщенности;

условные действия, уподобляющиеся особенностям реального действия с предметом, но совершаемые без предмета;

условные действия, обозначаемые жестом;

условные действия, обозначаемые словом. Игровое употребление предметовможет реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек, так и в форме замещения одних предметов другими. Замещение — важная характеристика сюжетно-ролевой игры. Основа игры — создание мнимых, воображаемых ситуаций, для которых характерно расхождение видимого и смыслового поля (поля «присвоенных» в результате символизации значений). Д. Б. Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры, которая осуществляется:

а)при игровом употреблении предметов, т. е. при переносе действия с одного предмета на другой и при его переименовании — посути превращения предмета в игрушку благодаря символизации;

б)при принятии и выполнении роли взрослого, являющегосяориентиром в моделируемых социальных отношениях. Игра —промежуточное звено между ситуационной связанностьюмышления ребенка раннего возраста и мышлением, оторванным от реальной ситуации. Соотношение «игровой предмет — выбор и принятие роли» меняется в зависимости от возраста. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;

реальные отношения, проявляющиеся по поводу игры. Функции реальных отношений:

планирование сюжета игры, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками — партнерами по игре, их коррекция. Уровень отношений зависит от особенностей возрастного и личностного развития. При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения, умением устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре: действовать совместно и целенаправленно, осуществляя контроль и самоконтроль в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями. Заключение

Главное преимущество игровой деятельности заключаетсякак раз в том, что игра имеет непосредственное отношение к становлению потребностно-мотивационной сферы ребенка. Д. Б. Эльконин, вслед за Л. С. Выготским, неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным Я (т.е. с ролью). Если в предметной игре ребенка раннего возраста (как и в случае неразвитой игры дошкольника) главное —обладание предметом и действия с ним, то в ролевой игре смысловой центр ситуации переносится с предмета на человека, стоящего до этого за предметом. Благодаря этому взрослый и его действия начитают выступать для ребенка как образец.

Ребенок хочет действовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказке взрослых (родителей и воспитателей) или старших детей он начинаетдействовать как будто бы он взрослый. На границе от предметной к ролевой игре для ребенка еще не существует ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и в смыслах их деятельности. Сначала происходит чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего что-то важное и значимое для других и, следовательно, вызывающего их определенное отношение. Обобщенность и сокращенность (условность) игровых действий является признаком того, что такое выделение отношений между детьми происходит и что оно эмоционально переживается. Интеллектуальный и операционально-технический момент следует за эмоционально-действенным переживанием. В этой последовательности еще раз подтверждается закономерность развития, неоднократно доказанная Элькониным: первоначально осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (и на их основе) операционально-техническая сторона. Важно подчеркнуть, что эти смыслы возникают и оформляются в игре. Главный парадокс игры заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведениям и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Сущность детской игры как раз и заключается в этом противоречии.

Список литературы

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. — 1966. — № 6.Маралова Е.

А. Педагогический потенциал игрового взаимодействия в образовании дошкольников и младших школьников / Е. А. Маралова. — В.

Новгород, 2003

Спенсер Г. Основания психологии / Г. Спенсер. — СПб., 1987

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Статьи об эстетике / Ф. Шиллер. — М.; Л., 1935

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //
  2. Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
  3. Е. А. Педагогический потенциал игрового взаимодействия в образовании дошкольников и младших школьников / Е. А. Маралова. — В. Новгород, 2003.
  4. Г. Основания психологии / Г. Спенсер. — СПб., 1987.
  5. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.
  6. Статьи об эстетике / Ф. Шиллер. — М.; Л., 1935.
  7. Д.Б. Психология игры. — М., 1978.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ