Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация поместного хозяйства в Греции IV в. до н. э. по Ксенофонту Домострой

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Ремесло и торговля были широко развиты в Древней Греции, но считались недостойными для гражданина занятиями. Ими занимались, как правило, рабы и метеки. Подобных взглядов придерживался и Ксенофонт. Он пишет: «занятие так называемыми ремеслами зазорно и, естественно, пользуется очень дурной славой в городах». Негативными сторонами данного занятия он считает сидячий образ жизни и проведение большей… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. «Эпоха кризиса»
  • 2. Земледельческое поместье
    • 2. 1. Земледельческие работы
    • 2. 2. Организация хозяйства
  • 3. Садоводство, скотоводство и торговля
    • 3. 1. Садоводство
    • 3. 2. Скотоводство
    • 3. 3. Ремесло и торговля
  • 4. Домоводство
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Организация поместного хозяйства в Греции IV в. до н. э. по Ксенофонту Домострой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лошадей разводили, главным образом, для военных нужд. Однако к IV в. до н.э. среди золотой молодежи распространяется конный спорт, и за лошадей некоторые ее представители готовы были платить огромные деньги. В отношении волов и мулов, Ксенофонт упоминает, что их используют для молотьбы. Под ноги животным подкидывали колосья, чтобы они топтали их. Для проведения данных работ даже существовала особая должность молотильщика в поместье. Задачей таких работников было прогонять животных по кругу, подбрасывая равномерно по кругу колосья им под ноги. Автор упоминает также и то, что для увеличения массы у животного ему следует давать больше корма. Таким образом, Ксенофонт рассматривает скотоводство, как вспомогательное занятие для земледелия, не исключая и возможность получения дохода, занимаясь только им. Ремесло и торговля

Ремесло и торговля были широко развиты в Древней Греции, но считались недостойными для гражданина занятиями. Ими занимались, как правило, рабы и метеки. Подобных взглядов придерживался и Ксенофонт. Он пишет: «занятие так называемыми ремеслами зазорно и, естественно, пользуется очень дурной славой в городах». Негативными сторонами данного занятия он считает сидячий образ жизни и проведение большей части времени в помещении, что вредит здоровью и не позволяет принимать активное участие в общественных делах и нести военную службу. Тем не менее в Афинах, как отмечают исследователи, было много граждан, занимавшихся ремеслом. Сократ в своих «Воспоминаниях» писал, что Народное собрание состоит из башмачников, плотников, кузнецов, рыночных торговцев и купцов. Торговля также признается недостойным для гражданина делом, но использование товарно-денежных отношений для развития дела Ксенофонт считал возможным. С ростом и развитием ремесленного производства и увеличением роли торговли в экономике государства коренным образом изменяется и отношение граждан к данному виду деятельности, который рассматривается теперь как основа благоденствия государства. Ксенофонт, например, в своем трактате «О доходах» уже пишет о необходимости покровительства купцам и судовладельцам, в виду того, что занятия торговлей ведут к «большому доходу государству». Домоводство

Домоводство рассматривается Ксенофонтом, как наука об управлении хозяйством. Данной отраслью знания, по его мнению, полезно овладеть не только владельцу поместья, но и любому человеку, так как, даже не имея земли, зная основы хозяйствования, можно хорошо устроиться, управляя чужим имением. Домоводство — наука, позволяющая эффективно управлять своим хозяйством, получая высокую прибыль. Важность ее Ксенофонт доказывает, приводя в своем трактате примеры того, как одни, обладая огромными богатствами, разоряются, так как не могут ими рационально распорядиться; а другие, обладая небольшими средствами не только не утрачивают их, но и значительно приумножают. Значительную роль в домоводстве Ксенофонт отводит жене. Он считает, что подготовка жены — дело мужа, ведь замуж она выходит в юном возрасте, практически не имея существенных знаний о мире. В то же время, у хорошего мужа и жена — верный советник во всех хозяйственных делах. Обязанности и предназначение жены он видит в следующем:

Рождение и воспитание детей;

Ведение домашних дел: — распределение работ между слугами;

— хранение и распределение припасов;

— обучение и уход за больными слугами. Забота о порядке в доме — также задача женщины. Однако Ксенофонт подчеркивает, что муж при этом должен дать ей первоначальные указания об имеющемся имуществе и его расположении в доме. Для этого необходимо, чтоб у каждой вещи было свое место, слуги знали об этом и, взяв что-либо, клали обратно. Так легче и следить, что есть в хозяйстве, а чего недостает и необходимо приобрести. Порядок в доме обеспечивает и красоту: «А как красиво, когда обувь стоит в ряд, какая бы она ни была; какой красивый вид представляют плащи рассортированные, какие бы они ни были; красивый вид у постельных покрывал; красивый вид у медной посуды; красивый вид у столовых скатертей; наконец, красиво — это смешнее всего покажется человеку не серьезному, а любящему поострить, — что и горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют, по-моему, что-то стройное. Все остальные вещи уже, может быть, от этого кажутся красивее, что они поставлены в порядке: каждый вид напоминает хор вещей, да и пространство в середине между ними кажется красивым, потому что каждая вещь лежит вне его: подобным образом круговой хор не только сам представляет красивое зрелище, но и пространство внутри его кажется красивым и чистым».

Из трактат Ксенофонта можно узнать об устройстве жилища древних греков. Дом располагался так, чтобы фасад здания выходил на солнечную сторону. Весь дом разделен на женскую и мужскую половины. Все предметы и запасы в доме должны быть расположены в зависимости от назначения и надобности. Отдельно размещались вещи необходимые в быту и те, что доставали только по праздникам. Имуществом и запасами ведала экономка под контролем жены. Внешний вид жены также заслуживает внимание автора.

По мнению Ксенофонта, жена должна всегда выглядеть опрятно, но не скрывать под косметикой и каблуками своей природной красоты. Поддерживать себя в форме он советует подвижным образом жизни и личным участием в домашних делах. Таким образом, по мнению Ксенофонта, эффективно и рационально организовать и вести свое хозяйство помогает наука домоводство. При этом наибольшего успеха достигают те владельцы имений, кто действует сообща с женой, передавая ей заботы о дом и слугах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование показало, что трактат Ксенофонта «Домострой» был написан в «эпоху кризиса» в Древней Греции, который выразился в изменении характера земельной собственности, имущественном расслоении и поляризации общества, усилении роли негражданского населения в экономической и социальной жизни государства, приведших в итоге к невозможности дальнейшего гражданского сотрудничества. Данные изменения отразились и на отношении граждан к таким занятиям, как ремесло и торговля, считавшихся недостойными свободного человека. Эти особенности отразились в сочинении мыслителя. На основе анализа трактата можно представить себе организацию поместного хозяйства в Древней Греции. Описываемое Ксенофонтом хозяйство — натуральное земледельческое рабовладельческое хозяйство. Трудиться на земле должны рабы, а задача барина заключается в контроле за надлежащим качеством исполнения работ. Для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы он сам вникал во все тонкости техники. Именно поэтому автор дает практические советы по выбору участка, обработке почвы, посеве семян и сборе урожая.

Отдельная глава посвящена садоводству, так как фруктовые деревья, маслины и виноград составляли основные статьи доходов граждан и государства в целом. Важное значение отводится принципу разделения труда, являвшимся прогрессивным для своего времени. В трактате упоминаются такие специалисты, как управляющий (подготовкой которого должен заниматься сам хозяин, экономка, молотильщики, домашние слуги. В отношении занятий ремесла и торговли он придерживается консервативных взглядов, но допускает использование товарно-денежных отношений для получения прибыли. Устройству самого дома также уделено особое внимание в трактате. Ксенофонт описывает расположение здания и комнат в нем, указывает на важность порядка в доме, за которым следует следить жене. Хорошая жена, по мнению автора, воспитывается самим мужем, благодаря чему становится верной помощницей и освобождает его от забот о домашнем хозяйстве. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГлускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. — Л., 1975.

— С. 71−100.Голубцова Е. С. Античная Греция. Проблемы развития полиса.

Том 1. Становление и развитие полиса. — М.: Наука, 1983

История древней Греции / Под. ред. В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2005

Ксенофонт. Домострой. // Ксенофонт.

Воспоминания о Сократе / в пер. С. И. Соболевского. -

М.: Наука, 1993. — С. 197 — 263.Ксенофонт. О доходах. //

Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. — М.: Мысль, 1964

Моейр Э. Экономическое развитие древнего мира. — М., 1989

Соболевский С. И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения. // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / в пер.

С. И. Соболевского. — М.: Наука, 1993

Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть). — СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2001.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. — Л., 1975. — С. 71−100.
  2. Е.С. Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 1. Становление и развитие полиса. — М.: Наука, 1983.
  3. История древней Греции / Под. ред. В. И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2005.
  4. Ксенофонт. Домострой. // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / в пер. С. И. Соболевского. — М.: Наука, 1993. — С. 197 — 263.
  5. Ксенофонт. О доходах. // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. — М.: Мысль, 1964.
  6. Э. Экономическое развитие древнего мира. — М., 1989.
  7. С. И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения. // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / в пер. С. И. Соболевского. — М.: Наука, 1993.
  8. Э. Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть). — СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2001.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ