Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судебная система Московской Руси

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Несмотря на ее видимое схожесть с Русской Правдой, меж этими документами есть серьезные различия. Источниками Псковской судной грамоты было, как общерусское законодательство (Русская Правда, обыденное право), так и местное, сложившееся под воздействием общественно-политических реалий, а конкретно демократического характера Псковской боярской республики (вечевое законодательство, уговоры Пскова… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Развитие системы права в Московской Руси
    • 1. 1. Общая характеристика государства Московская Русь
    • 1. 2. Развитие законодательства от Киевской до Московской Руси
  • Глава 2. Развитие судебной системы в период Московской Руси
    • 2. 1. Истоки судебной системы в России
    • 2. 2. Развитие судебной системы в Московской Руси
  • Заключение Библиографический
  • список

Судебная система Московской Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на ее видимое схожесть с Русской Правдой, меж этими документами есть серьезные различия. Источниками Псковской судной грамоты было, как общерусское законодательство (Русская Правда, обыденное право), так и местное, сложившееся под воздействием общественно-политических реалий, а конкретно демократического характера Псковской боярской республики (вечевое законодательство, уговоры Пскова с князьями, судебная практика, уговоры с иностранными купцами и мастеровыми). Псковская судная грамота состояла из 120-ти статей и в большей ступени регламентировала гражданско-правовые дела. Это было вызвано тем, что обитатели северо-западной Руси воспринимали активное участие в торгово-промышленной деловитости, в том числе и в международной торговле. Псковская судная грамота определяла судебные права князя, посадника, новгородского наместника, владыки, княжих и вечевых чиновников, разбирательство, трактовку уголовных правонарушений, имущественных прав и их нарушений, разного рода обязательств и права наследства.

Вторая половинка XV в. была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и творением московского централизованного страны. Объединение русских земель настойчиво требовало помимо политического целостности создать также целостность правовой системы. В сентябре 1497 г. в действие был введен единственный законодательный кодекс — «Судебник Ивана III» или «Великокняжеский судебник «.

Он был утвержден в 1497 г. большим князем всея Руси Иваном III и Боярской думой.

В качестве популярных источников норм права, отраженных в Судебнике, традиционно называют следующие древнерусские законодательные памятники: Русскую Правду, Двинскую и Белозерскую уставные грамоты, Псковскую судную грамоту, ряд указов и постановлений московских князей. Вместе с тем, часть текста Судебника определяют нормы, не имеющие аналогов в предшествующем законодательстве.

Круг проблем, отраженных в этом главном за долгое время обобщающем законодательном акте, очень широк: это и установление единичных для всей страны норм судопроизводства, и нормы уголовного права, и установления гражданского права. В ряде статей затрагивались проблемы землевладения. Значительную дробь текста памятника занимали статьи о юридическом статусе холопов.

Создание в 1497 г. общерусского Судебника стало принципиальным событием в истории законодательства России. Стоит подметить, что подобного единого кодекса не было даже в некоторых государствах Европы (в частности, в Англии и во Франции). Перевод ряда статей был создан побывавшим в Москве в 1517 и 1526 гг. австрийским дипломатом Сигизмундом фон Герберштейном в его труд «Записки о Московии». Издание Судебника оказалось важной мерой укрепления политического целостности страны, усиления «центральной» власти методом унификации законодательства. [11]

2.2 Развитие судебной системы в Московской Руси

Заложенные в Судебнике 1497 г. тенденции государственного управления и судопроизводства были развиты в Судебнике Ивана IV 1550 г. Он был утвержден во время масштабных реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в 50-х г. XVI в. Появление нового Судебника объяснялось, во-первых, изменением официального статуса государя, венчанного на царство и одновременно принявшего на себя, как можно считать, некоторые дополнительные сакральные функции. Вместе с тем требовали разрешения новые социальные противоречия, которые, накопившись, привели к городским восстаниям середины XVI в. В этих условиях правительство Ивана Грозного уделило серьезное внимание составлению нового Судебника.

Судебник 1550 г. состоит из 100 статей, в которых получили развитие намеченные еще Судебником 1497 г. тенденции дальнейшей централизации управления и судопроизводства в государстве. Так, из Судебника 1497 г. в новый перешла одна из наиболее важных статей (с. 57) «О христьянском отказе», вводившая единый для всего Российского государства срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — за неделю до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября).

В конце XVI в. была сделана попытка создать особый Судебник для русского черносошного Севера (Судебник 1589 г.). Около 1606−1607 гг. в одном из московских правительственных учреждений был создан Сводный Судебник. В его основу положены Судебник 1550 г., указы о княжеских вотчинах, приговор о служилых холопах и ряд других законодательных памятников. Фактически он стал проектом нового кодекса феодального права.

Завершающим этапом становления законодательства единого Российского государства стало Соборное Уложение 1649 г., принятие которого связано с именем второго царя из династии Романовых — Алексея Михайловича.

2 июня 1648 г. ему была передана коллективная челобитная «от всяких чинов людей и всего простого народа», в которой говорилось о необходимости реорганизации государственного аппарата, и в первую очередь о необходимости судебных преобразований. В середине июня 1648 г. в Москве собрался Земский собор.

На нем был выработан документ, обосновывавший насущную потребность составления нового «Судебника и Уложенной книги, чтоб впредь по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить». Уложенную книгу, по совместному решению царя, освященного собора и боярской думы, было поручено составить «приказу бояр»: князьям Н. И. Одоевскому и С. В. Прозоровскому, окольничему князю Ф. Ф. Волконскому, а также дьякам Г. Леонтьеву и Ф. Грибоедову.

1 сентября 1648 г. новый Земский Собор должен был начать слушание проекта Уложения. К его началу князь Н. И. Одоевский «с товарыщи» подготовили корпус источников, на которые должно было опираться новое законодательство: Кормчие книги, Литовский статут, судебники, царские указы, боярские приговоры и другие. С 3 октября началось чтение и утверждение составленного текста.

Как полагают, Уложение было утверждено Земским Собором 29 января 1649 г. После этого царь приказал «то все Уложенье написати на список» и «закрепить тот список» рукоприкладствами участников собора. Оригинал Соборного Утюжения представляет собой столбец длиной в 309 м. На его лицевой стороне расположен текст Соборного Уложения, написанный несколькими писцами. На обороте — 315 подписей участников Собора.

На практике указанным столбцом не пользовались. По приказу Алексея Михайловича текст «слово в слово» был «списан» в книгу, которую заверили своими подписями дьяки Г. Леонтьев и Ф. Грибоедов. После этого «с тое книги» следовало «напечатать многие книги» — для рассылки в московские приказы и на места.

По мнению исследователей число печатных экземпляров Соборного Уложения составляло около 1200.

От предшествовавших законодательных актов Соборное Уложение царя Алексея Михайловича отличается не только большим объемом (25 глав, разделенных на 967 статей), но и более сложной структурой. В кратком введении излагаются мотивы и история составления Уложения. Главы построены по рассматриваемому объекту правонарушения, тематически они выделяются своеобразными заголовками. Так, например, 1-я глава называется «О богохульниках и церковных мятежниках». Созданное в середине XVII в., Соборное Уложение царя Алексея Михайловича на протяжении длительного времени оставалось основным кодексом российских законов. За почти два столетия — со второй половины XVII-го и до первой половины XIX в. — оно обросло множеством дополнений, уточнений, изменений. [11]

Заключение

Новое собирание русских земель, объединение русского народа произошло в XIII—XV вв. вокруг Москвы в ходе упорной и жестокой борьбы с монголо-татарами.

Возвышение именно Москвы было обусловлено целым рядом причин.

Она находилась в центре русских земель и, таким образом, была прикрыта от внешней опасности другими русскими княжествами, первыми принимавшими на себя удар врага. Поэтому здесь находили пристанище беженцы с востока, юга и запада Руси и быстро увеличивалось население.

Здесь в более спокойной обстановке развивались ремёсла, строились новые города и монастыри — духовные обители русского народа. Монастыри в это время играли важную роль не только в духовной, но и в политической и хозяйственной жизни. Они были свидетелями всех наиболее важных для Руси событий: многочисленных и жестоких набегов врагов, голода и смертельных болезней, опустошительных пожаров и разрушений, ожесточённой междоусобицы в период политической раздробленности и острой борьбы за власть во время возвышения Москвы и становления централизованного государства, сложных процессов развития Московского государства, а затем и России — одним словом, всего того, что связано с историей и жизнью русского народа. И, что особенно важно, культура, духовная жизнь, связанная с деятельностью монастырей, оказывала большое влияние на формирование мироощущения русского народа, его морально-нравственных ориентиров и ценностей. Монастыри играли важную роль и в обороне страны от нападений врагов — в случае смертельной опасности монастыри, первыми принимая на себя удар неприятеля, превращались в неприступные крепости, а монахи — в бесстрашных воинов.

Большое, во многом определяющее, значение для возвышения Москвы имела также деятельность московских князей по собиранию сил и расширению своих владений, их гибкая и дальновидная политика по отношению к Орде и соседним русским княжествам, а также, несомненно, поддержка православной церкви.

В результате Москва постепенно становится политическим и религиозным центром северо-восточной Руси. Здесь в пределах Великого княжества Московского и складывается основное ядро русского (великорусского) этноса. Его становление, в отличие от древнерусской народности, происходило в иной, не только политической, но и географической, природно-климатической среде, которая требовала от людей тяжёлого труда и больших физических усилий для своего жизнеобеспечения.

Важное место в историческом процессе объединения русских земель вокруг Москвы занимает последняя треть XIV в., когда московский князь Дмитрий Донской сумел объединенными усилиями русских князей в битве на Куликовом поле разгромить многочисленное монголо-татарское войско.

В середине XV в. сложились предпосылки для создания централизованного государства, которое формировалось не только в сложной внешнеполитической обстановке, но и в острой внутренней борьбе между московским и другими русскими княжествами.

Успешное объединение русских земель вокруг Москвы, создание централизованного государства и освобождение в результате длительной героической борьбы от иноземных захватчиков создали условия для формирования единой великорусской народности, которое в основном завершается к концу XVI в.

Библиографический список

1. Алексеев А. Г. Псковская судная грамота и её время. — СПб.: Питер, 2010.

2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. — Ростов-на-Дону, 2008.

3. Вьюнова Ю. А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учебное пособие. М., 2005.

4. Исаев В. И. История государства и права России. — М.: Юрист, 2009.

5. История государства и права России: учебник под ред. Ю. П. Титова.

М.: Проспект, 2013. — 544с.

6. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 года: учебник: учебник. / А. Г. Кузьмин. — М.: Гуманит.

изд.центр ВЛАДОС, 2011. — 464с.

7. Маньков А. Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России. — Л., 1980.

8. Петров И. В. Государство и право Древней Руси. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2011. — 413 с.

9. Рогов В. А. История государства и права России IX — начала XX вв. — М., 2009.

10. Российское законодательство X — XX вв. — Т. 2. — М., 2002.

11. Семигин Г. Ю. Развитие политико-правовых доктрин в России. — М.: Мысль, 2005.

12. Титов Ю. П. История государства и права России. — М., 2008.

13. Томсинов В. А. История юриспруденции в России. — М.: Зерцало, 2009.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Псковская судная грамота и её время. — СПб.: Питер, 2010.
  2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. — Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Ю.А. Русский культурный архетип. Страноведение России: учебное пособие. М., 2005.
  4. В.И. История государства и права России. — М.: Юрист, 2009.
  5. История государства и права России: учебник под ред. Ю. П. Титова.- М.: Проспект, 2013. — 544с.
  6. А.Г. История России с древнейших времен до 1618 года: учебник: учебник. / А. Г. Кузьмин. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. — 464с.
  7. А. Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России. — Л., 1980.
  8. И.В. Государство и право Древней Руси. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2011. — 413 с.
  9. В.А. История государства и права России IX — начала XX вв. — М., 2009.
  10. Российское законодательство X — XX вв. — Т. 2. — М., 2002.
  11. Г. Ю. Развитие политико-правовых доктрин в России. — М.: Мысль, 2005.
  12. Ю.П. История государства и права России. — М., 2008.
  13. В.А. История юриспруденции в России. — М.: Зерцало, 2009.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ