Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экспериментальное изучение особенности связной речи старших дошкольников с О. Н. Р. (общими нарушениями речи)

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Дети испытывают затруднения, включая прилагательные в свои высказывания, т.к. их словарь содержит весьма ограниченное количество слов, обозначающих признаки предметов. Результаты выполнения задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Уровень развития монологической речи… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Теоретические основы связной речи
    • 1. 2. Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи
  • ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • 2. 1. Организация и методика эксперимента
    • 2. 2. Результаты эксперимента
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Экспериментальное изучение особенности связной речи старших дошкольников с О. Н. Р. (общими нарушениями речи) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дети испытывают затруднения, включая прилагательные в свои высказывания, т.к. их словарь содержит весьма ограниченное количество слов, обозначающих признаки предметов. Результаты выполнения задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Уровень развития монологической речи проверялся при составлении описательного рассказа. Результаты представлены на гистограмме № 5 (Рисунок 5).Рисунок 5 — Сравнительные результаты умения составлять описательный рассказ2 дошкольника с ОНР (Максим с., Нина Б. — 20% от общего числа детей) описали игрушку самостоятельно, правильно, но недостаточно полно. Во время описания детям требовалось задавать наводящие вопросы. В процессе пересказа в речи детей наблюдались лексико-грамматические нарушения: неверное согласование, управление, образование прилагательных (синий глазки, светлый волосы, высокий крана) Большая часть детей — 6 человек (Виктория к., Даниил К., Евгений Ш., Дарья Г., Дарья Ч., Гузель О. — 60% от общего числа детей) игрушку описали с помощью наводящих вопросов, неполно, неточно, испытывая в процессе рассказывания затруднения в подборе слов и построении фраз. У данных детей уровень ниже среднего.

2 дошкольника с ОНР (Юнус О., Максим Г. — 20% от общего числа детей) имеют низкий уровень, т.к. игрушка описана полностью по наводящим вопросам. У детей отмечается бедный словарь, аграмматические ошибки.

При описании предмета была нарушена последовательность. Дети испытывали лексические и синтаксические затруднения. Рассказ-описание для детей малодоступен. Они обычно ограничиваются перечислениями отдельных частей предмета или их действий. Например, описывая собачку, ребенок перечисляет: «Желтенький. Ушки длинная. Кофточка красная. Язычок торчит».

Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы. Многие дошкольники экспериментальной группы испытывали затруднения в описании игрушки — 6 человек. Детям задавали в помощь вопросы: Кто? Что делает? Какого цвета, размера, формы, как в нее можно играть? Таким образом, их рассказы составлены с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер.

В рассказ этих детей отмечались выраженные лексико-грамматические нарушения. Основные ошибки, которые допускают дошкольники с ОНР: — неправильное изменение слов по родам, числам, падежам (она желтый, ушки длинная, любит морковка), — пропуск предлогов (медведь сидит столе, садик беру, лежит коробке), — замена одного предлога другим (сидит в диване, у ней кабина), — пропуск главного члена предложения (любит морковка, быстро едет), — нарушение связей согласования или управления (кукла сидел за столом) Особые затруднения при составлении рассказа связаны с нарушением планирующей функции речи и в соответствии с этим — выбор языковых средств. Таким образом, у детей с ОНР нарушены все этапа порождения речевого высказывания: планированиевыбор языковых средств-реализация.В целом по экспериментальной группе, наименьшее количество баллов набрали 3 человека (20%): Юнус О., Гузель О., Максим Г. — по 3 балла, что соответствует низкому уровню развития связной речи.

Большие затруднения у детей вызвали рассказ по серии сюжетных картинок, описательный рассказ. 2 дошкольника (20%) — Максим С., Нина Б. набрали 7 и 8 баллов, соответсвенно, что соответствует среднему уровню развития связной речи.

Остальные дети (5 человек — 50%) набрали баллы от 4 до 6, что относится к уровню ниже среднего. Таким образом, у дошкольников с ОНР уровень развития связной речи находится на уровне ниже среднего (рисунок 6).Рисунок 6 — Обобщенные результаты по методике № 2 экспериментальной группы (в % от общего числа детей) Уровеньразвития связной речи у дошкольников с ОНР недостаточен для дальнейшего овладения системой языка. У дошкольников с ОНР преобладающим уровнем отмечается уровень ниже среднего, есть и часть дошкольников с ОНР, у которых по отдельным видам связной речи низкий уровень развития. Таким образом, даже внутри исследуемой группы уровень развития связной речи неодинаков. Необходимо отметить, то уровень развития связной речи влияет на уровень коммуникативных умений. Выводы по главе 2Проведенное практическое исследование позволило установить, что связная речь дошкольников с общим недоразвитием речи имеет значительные отставания от возрастной нормы. У дошкольников с ОНР уровень сформированности связной речи ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. Во всех видах заданий у детей с ОНР обнаружились существенные нарушения программирования текста и невозможность подчинить речевую деятельность замыслу. У детей с ОНР имеется отставание в развитии планирующей функции речи. Трудности кодирования и декодирования текста.

Даже при максимальной помощи взрослого дети не могли организовать программу высказывания. Исследование состояния связной речи у дошкольников с ОНР показало, что: — ОНР является серьезным препятствием в развитии связной речи.

Дети с ОНР испытывают значительные затруднения, связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств; установлением последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти ребенка этой последовательности.

У детей с ОНР наблюдаются нарушения семантической структуры текста и языкового его оформления. При этом внутреннее программирование страдает в большей мере, чем языковое оформление.

У детей с ОНР наблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу. Все эти особенности связной речи у старших дошкольников с ОНР указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность развития связной речи у дошкольников с ОНР определяется связью речи с другими психическими процессами. Исследователи в области детской речи (Л.С. Волкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филчева, Г. В. Чиркина и др.) отмечают, что формирование и развитие связной речи у детей с ОНР замедлено и характеризуется своеобразием. В процессе формирования речевых высказываний дошкольники с ОНР постоянно нуждаются в помощи взрослых: от уточняющих, побуждающих вопросов до возможности полностью повторить за взрослым фразу. Поэтому первым этапом в организации и проведении коррекционной работы считается диагностика уровня развития связной речи. Проведенное исследование было направлено на выявление уровня связной речи. У дошкольников с ОНР отмечается средне низкий и низкий уровень сформированности связной речи. Наблюдаются нарушения языкового оформления и смыслового программирования: дошкольники строили свои фразы в виде словосочетаний, или односложно, грамматическое оформление текста нарушено, рассказ часто не совпадал с ситуацией. Коммуникативное поведение было сформировано лишь у части дошкольников этой группы. Монологическая речь у большинства дошкольников с ОНР сформировано на низком уровне. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями.

Дети не могут строить композиционной законченный текст, используют в речи предложения, состоящее из 2−3 слов. Большей частью дошкольники пользуются словосочетанием, употребляя преимущественно существительные, глаголы и реже прилагательные. Языковые средства речи сформированы слабо. Грамматическое оформление связной речи имеет ряд нарушений, среди которых выделяется несогласование частей речи в падеже, числе и роде. Практически все дошкольники с ОНР использовали помощь экспериментатора в виде наводящих и организующих вопросов.

Полученные результаты позволяют установить уровень сформированности связной речи детей с ОНР. Дошкольники с ОНР III уровня имеют разный уровень сформированности связной речи. Высокий уровень не был отмечен ни у одного дошкольника. Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные в ходе нашей работы задачи были выполнены.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1992

Баева А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5−6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед.- 2004.№ 2 с 43−51.Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб.

пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». — 2-ое изд. — М.: Просвещение, 1981

Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2005. — № 2 (8). — С. 17Выготский Л. С. Собрание сочинений. — СПб., 1997

Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.

метод.

пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994

Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. М., 1962

Короткова А. В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексикограмматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. № 1 с. 27−34.Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.

С.-Петербург., 1999. 160с. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967

Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. — М., 1983

Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. — М., 1983

Методы обследования речи у детей / Под ред. Г. В. Чиркиной, И. Т. Власенко. — М.: РИПКРО, 1996

Моисеенко Е. М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2005. — № 2 (8). -

С. 31Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002

Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989

Текучев А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. — М., 1980

Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф. А. Сохина. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981

Туманова Т.В. экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) онтогенезе // Логопедия. — 2005. — № 1 (7). — С. 21Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М.: Айрис — пресс, 2004

Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи — воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2000

Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л. С. Селиверстова В.И.- М., 1997. 656 с. Якубинский Л. П. Избранные труды. Язык и функционирование. — М., 1986ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Списочный состав дошкольников экспериментальной группы с краткой характеристикой анамнеза Виктория К.

6. Дарья Г. Максим Г.

7.Нина Б. Даниил К.

8.Дарья Ч. Максим С.

9.Гузель О. Евгений Ш.

10.Юнус О. Виктория К. В 2 года задержка речи. Особенности речи: неправильное произношение шипящих, свистящих сонорных звуков. Словарь беден. Фраза простая, доступна. Пересказ, описание по дополнительным вопросам. Внимание неустойчивое. Буквы знает не все, быстро забывает. Диагноз: задержка нервно-психического развития.

ОНР III уровень. Дарья Г. Особенности речи: неправильное произношение сонорных, свистящих звуков, дефект смягчения. Словарь беден. Предложения строит из 2 — 3 слов. Буквы, цифры знает, но путает. Считает в пределах трех. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок затрудняется в логической последовательности, перечисляет только события. Девочка физически ослаблена, частые простудные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Внимание неустойчивое, предрасположенность к заиканию. Диагноз: ОНР III уровень. Максим Г. Особенности речи: Первые слова (слоги) — в 1 год, простая фраза — к 3 годам. Особенности речи: нарушено произношение сонорных, шипящих, свистящих звуков. Фонематический слух недоразвит. Словарь беден. Фразовой речи практически нет, в самой речи использует простые предложения из двух слов. Диагноз: ОНР III уровень. Синдром двигательной расторможенности. Нина Б. Первые слова — 1год 6 месяцев, фраза — 2 года 8 месяцев. Особенности речи: активный словарный запас только на бытовом уровне.

Нарушено звукопроизношение свистящих и шипящих, нарушение слоговой структуры слова. Пересказ доступен при опоре на наглядность. По картинке называет только знакомые предметы. Фраза простая.

Фонематический слух слабо развит. Диагноз: ОНР III уровень. Даниил К.Первые слова — 1 год 7 месяцев, фраза 2года 9 месяцев. Особенности речи: нарушено произношение шипящих и сонорных звуков, присутствует дефект смягчения. Фонематический слух недоразвит. Словарь беден. В речи использует простые предложения из 2- 3 слов. Пересказ возможен только с помощью. Диагноз: ОНР III уровень. Максим С.Диагноз при рождении: асфиксия I степени. Первые слова — 1год, 2 месяца, фраза — с 2 лет 6 месяцев.

Особенности речи: словарный запас беден. Фраза простая. Предложения строит из 2−3 слов. Фонематический слух слабо развит. Не автоматизированы звуки [р], [л], [ж].

Мало знает букв. Цифры не знает. Диагноз: ОНР III уровень. Евгений Ш. В 2 года — задержка речи

Особенности речи: нарушение звукопроизношения. Словарь беден. При описании предмета называет только его части. Фраза простая. Изученные буквы быстро забывает. Диагноз: ОНР III уровень. Дарья Ч.Диагноз при рождении: гипотрофия плода

Особенности речи: нарушено произношение шипящих и сонорных звуков, присутствует дефект смягчения. Фонематический слух недоразвит. Словарь беден. В речи использует простые предложения из 2- 3 слов. Пересказ возможен только с помощью. Диагноз: синдром гиперактивности.

ОНР III уровень. Гузель О.Диагноз при рождении: асфиксия I степени. Первые слова — с 1 года, фраза — 2,2 лет. Особенности речи: словарный запас беден. Фраза простая. Фонематический слух слабо развит.

Изученные буквы знает не все. Диагноз: ОНР III уровень. Юнус О. Диагноз при рождении: гипотрофия плода. Первые слова до 1 года, фраза — к двум годам. Особенности речи: словарный запас мал. Звукопроизношение нарушено (сонорные звуки). Яркое недоразвитие фонематического слуха. Устная связная речь не развита. Диагноз: ОНР III уровень. Таблица Оценка связности речи

БаллыПересказ

Рассказ по серии сюжетных картинок

Описание предмета

Рассказ по сюжетной картинке123 453- высокий

Составлен самостоятельно; полностью передается содержание; соблюдаются связность и последовательность изображения, грамматические нормы; употребляются разные языковые средства

Составлен самостоятельно; полно и адекватно отражен сюжет; соблюдены грамматические нормы языка

Описан самостоятельно; последовательно; полностью и точно

Составлен самостоятельно, полно, точно, связно и последовательно, с соблюдением языковых норм2 -средний

Составлен с некоторой помощью (побуждения, наводящих вопросов); полностью передается содержание; отмечаются отдельные нарушения связности; отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений

Составлен с помощью; достаточно полно отражено содержание; возможны пропуски отдельных деталей, в целом не нарушающие соответствия сюжету; неявно выраженные нарушения связности; единичные ошибки в построении фраз

Описан самостоятельно или с небольшой помощью; в целом — правильно, но не полно; морфолого-синтаксические нарушения

Составлен с небольшой помощью; нарушена связность; пропуски эпизодов и отдельные морфолого-синтаксические нарушения1 — ниже среднего

Используются повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия

Составлен с помощью наводящих вопросов и указаний; нарушена связность; пропуски нескольких эпизодов; отдельные смысловые несоответствия

Описан по наводящим вопросам, неполно, неточно; лексические и синтаксические затруднения

Составлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность; пропуски, смысловые несоответствия0 — низкий

Составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность; бедность и однообразие языковых средств

Составлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуск существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий

Описан с помощью, по наводящим вопросам; крайне бедный словарь; нет последовательности; выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие предмета

Задание не выполнение даже с помощью вопросов; большая часть рассказа — простое перечисление предметов и действий; бедность содержания, нет связности; грубые лексико-грамматические ошибки

Приложение 2Таблица № 4Результаты уровня развития связной речи экспериментальной группы

ФИ ребенкаI IIIIIIVВсего баллов

Виктория К.2-средний1 — ниже среднего2-средний1 — ниже среднего 6Максим Г.1 — ниже среднего 0 — низкий1 — ниже среднего 1 — ниже среднего 3Даниил К.1 — ниже среднего 1 — ниже среднего 2-средний2 средний6Максим С.2-средний1 — ниже среднего2-средний1 — ниже среднего6Евгений Ш.2-средний1 — ниже среднего1 — ниже среднего2-средний6Дарья Г.1 — ниже среднего0 — низкий1 — ниже среднего1 — ниже среднего3Нина Б.2-средний2-средний2-средний1 — ниже среднего7Дарья Ч.2-средний2-средний1 — ниже среднего1 — ниже среднего6Гузель О.2-средний1 — ниже среднего2-средний1 — ниже среднего6Юнус О.1 — ниже среднего1 — ниже среднего1 — ниже среднего0 — низкий3Итогосредний

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1992
  2. А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5−6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед. .- 2004.№ 2 с 43−51.
  3. А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». — 2-ое изд. — М.: Просвещение, 1981.
  4. Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2005. — № 2 (8). — С. 17
  5. Л.С. Собрание сочинений. — СПб., 1997
  6. Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994
  7. М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. М., 1962.
  8. А. В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня //Логопед 2004. № 1 с. 27−34.
  9. Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- С.-Петербург., 1999.- 160с.
  10. Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967
  11. М.Р. Общие вопросы методики русского языка. — М., 1983 Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. — М., 1983
  12. Методы обследования речи у детей / Под ред. Г. В. Чиркиной, И. Т. Власенко. — М.: РИПКРО, 1996.
  13. Е.М. Психолингвистический подход к исследованию семантико-синтаксических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2005. — № 2 (8). — С. 31
  14. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  15. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  16. С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989
  17. А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. — М., 1980
  18. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф. А. Сохина. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1981.
  19. Т.В. экспериментальное исследование состояния словообразовательной компетенции у детей с общим недоразвитием речи (дошкольного и младшего школьного возраста) онтогенезе // Логопедия. — 2005. — № 1 (7). — С. 21
  20. Т. Б. Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М.: Айрис — пресс, 2004
  21. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи — воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
  22. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой Л. С. Селиверстова В.И.- М., 1997.- 656 с.
  23. Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. — М., 1986
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ