Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История логопедии

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Уточняется психолого-педагогическая характеристика нарушений речи детей и взрослых, предлагаются эффективные технологии их коррекции. В то же время можно выделить ряд проблем современного развития логопедии. Остро стоят проблемы раннего оказания логопедической помощи, увеличения потребности общества в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи, особенно дошкольного типа, создания… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • История логопедии
  • Заключение
  • Список литературы

История логопедии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В.И.Селиверстов, Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская на примере истории формирования научной школы кафедры логопедии МГПИ выделили три основных этапа становления отечественной логопедии. Первый этап (начало XX в. — 50-е гг. XX в.) — этап поиска и становления педагогических основ логопедии.

М.Е.Хватцев, рассматривая историю организации массовой логопедической помощи в нашей стране, указывал, что вопрос о необходимости оказания логопедической помощи детям был впервые поднят в 1911 г. на съезде московских учителей. В 1915;1918 гг. организовываются первые логопедические курсы для педагогов Москвы и Петербурга.

К началу 20-х гг. XX в. открываются первые дефектологические факультеты в Москве, Петербурге, Киеве, при них начинают функционировать кафедры сурдопедагогики и логопедии. Проблемы воспитания аномальных детей, в том числе и детей с нарушениями речи, поднимаются на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, на II съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних.

Становление педагогической системы воспитания детей с нарушениями речи связано с именами А. С. Выготского, Ф.А.Pay, В. П. Кащенко, Х. С. Замского и др. В 1929 г. был открыт экспериментальный дефектологический институт (впоследствии НИИ дефектологии, НИИ коррекционной педагогики), на базе которого работает и по нынешний день сектор логопедии. Таким образом, первый этап становления отечественной логопедии характеризуется началом комплексного изучения лиц с нарушениями речи, началом разработки научных основ системы их воспитания, открытием первых специализированных учреждений. Второй этап (50-е гг.

XX в. — конец 70-х гг. XX в.) — этап развития комплексного медико-психолого-педагогического подхода к изучению и преодолению нозологически разных речевых расстройств. Этот этап прежде всего связан с научной и практической деятельностью одного из основоположников отечественной логопедии Р. Е. Левиной.

Нейропсихологические и нейролингвистические исследования А. Р. Лурия и его учеников послужили базой, на основе которой Р. Е. Левина разрабатывает психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений. Было введено понятие «общее недоразвитие речи», выделены четыре основные группы детей с недоразвитием речи: дети с фонетическим недоразвитием речи, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, дети с общим недоразвитием речи и дети с заиканием, которое рассматривалось как нарушение коммуникативной функции речи. В это же время углубленно изучаются анатомо-физиологические механизмы речи и частных речевых нарушений, разрабатываются методы психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений речи детей (С.С.Ляпидевский, Б. М. Гриншпун, О. В. Правдина, Р. И. Мартынова, О. А. Токарева и др.). К концу этапа была полностью создана научно-методическая база для развития и функционирования педагогической системы воспитания детей с нарушениями речи. Третий этап (начало 80-х гг.

XX в. — по настоящий момент) — изучение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания лиц с нарушенной речевой деятельностью. Психолого-педагогическая классификация Р. Е. Левиной позволила научно организовать процесс воспитания лиц с нарушениями речи. В эти годы активно развивается дифференцированная сеть педагогических учреждений для лиц с различными формами нарушений речи: открываются специализированные детские сады и школы, логопедические группы при массовых детских садах, логопедические пункты при дошкольных и школьных учреждениях. В исследованиях Е. М. Мастюковой, З. А. Репиной, Л. Ф. Спировой, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской и др.

уточняется психолого-педагогическая характеристика нарушений речи детей и взрослых, предлагаются эффективные технологии их коррекции. В то же время можно выделить ряд проблем современного развития логопедии. Остро стоят проблемы раннего оказания логопедической помощи, увеличения потребности общества в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи, особенно дошкольного типа, создания комплексных инновационных и интеграционных моделей воспитания лиц данной категории и т. д. Рассмотренный выше генезис логопедии отразился в ее современном понятийно-терминологическом аппарате. Заключение

Логопедия как система специального воспитания лиц с нарушениями речи является отраслью общей, возрастной и коррекционной педагогики. Логопедия прежде всего связана с общей теорией обучения и воспитания. В основе современной логопедии лежат базовые категории общей педагогики «развитие», «воспитание», «образование» и «обучение». В то же время цель, задачи, принципы и формы организации педагогического процесса в педагогической системе воспитания лиц с нарушениями речи имеют коррекционный характер. Содержательный компонент структуры коррекционно-педагогического процесса зависит от возраста и личностных особенностей пациента, психолого-педагогической и клинической характеристики речевого нарушения, типа специального упреждения, в котором организуется логопедическая работа. Современная логопедия — это активно развивающаяся, востребованная обществом педагогическая наука, находящаяся на стыке многих областей человеческого знания. Обращение к генезису понятий логопедии, научное уточнение дефиниции «логопедия» необходимы для дальнейшего развития этой педагогической науки, определения концептуальных принципов и содержания воспитания человека с нарушениями речи.

Список литературы

Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др ./ под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989

Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997

Селиверстов В.И., Гаубих

Ю Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. пособие для ст-в высших и ср. спец. пед. уч. зав.: В 2 т. T. II // Под ред. Л. С. Волковой и В. И Селиверстова. М.: Владос, 1997

Современный словарь по педагогике // Сост. E.C. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др ./ под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.
  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.
  3. В.И., Гаубих Ю Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. пособие для ст-в высших и ср. спец. пед. уч. зав.: В 2 т. T. II // Под ред. Л. С. Волковой и В. И Селиверстова. М.: Владос, 1997.
  4. Современный словарь по педагогике // Сост. E.C. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ