Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Управление финансами субъектов малого предпринимательства на примере ООО «Туристическое Страховое Агентство»

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К числу финансовых фондов малого предприятия относится добавочный капитал. Он создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов; эмиссионного дохода (превышение цены акций над номинальной); безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся… Читать ещё >

Управление финансами субъектов малого предпринимательства на примере ООО «Туристическое Страховое Агентство» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема: «Управление финансами субъектов малого предпринимательства на примере ООО «Туристическое страховое агентство»

Финансы малых предприятий являются звеном финансовой системы Российской Федерации. Роль финансов предприятий в жизнедеятельности любого государства очень велика. Они обеспечивают не только материальное производство и социальную сферу самого предприятия, но и используются для образования денежных фондов в других сферах: пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании, служат источником доходов бюджета и т. д. В связи с этим финансы предприятий являются исходной основой для всей финансовой системы страны.

Решение современных экономических проблем заключается в том, чтобы посредством прикладных методов экономической науки своевременно и конструктивно отвечать на вопросы, которые постоянно встают перед менеджерами различного уровня корпоративного управления: как адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся внешние условия, соблюдая баланс интересов всех участников корпоративных отношений; как вести бизнес с максимальной эффективностью для собственников, кредиторов и производственного менеджмента с учетом интересов государства и всего общества; другими словами — как правильно хозяйствовать в национальном правовом поле.

Известно, что хозяйственная деятельность любого малого субъекта как социально-экономической системы изначально ориентирована на получение экономических, финансовых, социальных или иных заранее обусловленных учредителями организации конечных результатов. Хозяйствующий субъект как юридическое лицо конкретной организационно-правовой формы — сегодня базовое звено национальной экономики. Важно, чтобы это звено оказалось основным на деле и стало ключевым элементом в системе рыночных отношений, чтобы собственники, менеджмент и персонал компаний ориентировались на выполнение содержательных и продуктивных, а не формальных задач, на достижение общественно значимых экономических результатов.

Воплощение в жизнь любой предпринимательской инициативы далеко не всегда связано с наличием перечисленных элементов и условий. Значительную роль играет способность руководства предприятия своевременно принимать оптимальные управленческие решения. А разработке таких управленческих решений должны предшествовать комплексный анализ эффективности хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса компании, оценка ее финансового состояния в целом, а также платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности и инвестиционной привлекательности.

Целью данной работы является анализ управления финансами малого предприятия, исследование эффективности использования финансов организации, разработка мероприятий по повышению эффективности финансов предприятия.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы управления финансами

2. Провести анализ управления финансами на примере компании

3. Разработать направления по улучшению управления финансами в компании Объектом исследования являются финансы малого предприятия ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО».

Предметом исследования является разработка мероприятий по совершенствованию управления финансами на предприятии малого бизнеса.

Основные методы исследования: группировка, сравнение.

Теоретической и методической базой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по вопросам определения структуры финансовых ресурсов предприятия.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

1. Теоретические основы управления финансами на предприятиях малого бизнеса

1.1 Экономическая сущность финансов, их функции и особенности организации на предприятиях малого бизнеса

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы — это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

— денежные отношения;

— распределительные отношения;

— связаны с формированием и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволяют выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Финансы — это совокупность экономических отношений отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота.

Как стоимостная категория финансы выражают экономические отношения, связанные с распределением общественного продукта и образованием денежных доходов, фондов направляемых на удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов, государства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые связанные с формированием и использованием децентрализованных и централизованных фондов.

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.

Таким образом, объектом финансов являются — целевые денежные фонды, доходы. Субъектом финансов являются предприятия, организации, население, государство.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Основные признаки финансов:

1. Денежные отношения. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения).

2. Распределительный характер финансовых отношений. Областью возникновения и функционирования финансов является стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

3. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.

Сущность финансов проявляется в ее функциях. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Через нее реализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму).

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учеб. — М.: ИнфраМ, 2011. — 392 с

Управление финансовыми потоками в малом предприятии имеет свои отличительные особенности. В отличие от крупных компаний, владелец малого бизнеса, как правило, самостоятельно ведет все финансовые операции.

Одной из основных особенностей финансов малого бизнеса является небольшой капитал, которым необходимо эффективно распорядиться для развития предприятия. Руководитель малого бизнеса должен быстро и, в то же время, взвешено принимать решения о перенаправлении финансовых потоков, которые необходимы для организации производства, рекламной компании или выплаты зарплаты сотрудникам. Вакуленко Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Г. Вакуленко, Л. Г. Фомина.- СПб.: Герда, 2010.-288с

Еще одной особенностью финансов в малом бизнесе является то, что деньги, которые вкладываются в развитие предприятия, являются личными средствами владельца или средствами, которые были получены под залог личного имущества, что также предполагает определенные ограничения на использование финансов.

Взаимодействие малого бизнеса и кредитных организаций также имеет свои особенности. Банки в последнее время не особенно любят выдавать кредиты малым предприятиям, а страховые компании — страховать малый бизнес. В настоящее время нет единого рецепта по взаимодействию с банками или страховыми компаниями, так как каждая компания выдвигает свои требования к частному предприятию.

Особенности финансов малого бизнеса можно рассматривать также относительно системы налогообложения, которая несколько отличается от налогообложения крупных предприятий.

Автоматизация бизнес-процессов в малом бизнесе также имеет свои особенности. Как правило, многие частные предприятия используют недорогое программное обеспечение, которое позволяет выполнять только ограниченный набор функций. С другой стороны, особенности финансовых потоков в малом бизнесе таковы, что осуществлять полную автоматизацию всех процессов нет необходимости.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О Развитии Малого и Среднего Предпринимательства В Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Гольдштейн Г. Я., Гуц А. Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений: Учебное пособие для магистрантов направления 521 500 «Менеджмент». -Таганрог: ТРТУ, 2010. — 120 с

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства.

1.2 Основы управления финансами на предприятии малого бизнеса

В экономике высокоразвитых стран малые предприятия играют важнейшую роль. Находясь между сферами влияния гигантских корпораций, малые предприятия оказывают на экономику государства общеукрепляющее воздействие. Эту способность им обеспечивает присущая малым организациям высокая маневренность, позволяющая быстро принимать правильные решения, иногда изменяя даже профиль своей основной деятельности. Высокая мобильность небольших по размерам компаний позволяет им использовать те свободные возможности, на которые гиганты иногда попросту не обращают внимания.

Для успешного функционирования рыночной экономики малые предприятия оказывают неоценимую услугу, благодаря своей большой гибкости, позволяющей придать экономике государства почти идеальную сбалансированность. Как правило, небольшие предприятия более смело идут на риск, применяя неиспытанные инновации. Таким образом, именно такие предприятия вносят свежую струю в экономику, обновляя всю ситуацию на рынке.

При всех уникальных возможностях предприятий малого бизнеса, их бесспорные достоинства не способны проявиться сами по себе, но требуют аналитического подхода, помогающего определить точки приложения необходимых усилий. С помощью анализа становится ясным реальное состояние дел, исходя из которого, можно сделать выводы о наличии отклонений от запланированных результатов, а также принимать своевременные корректирующие решения.

На организацию финансов малых предприятий оказывают влияние два фактора: Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Финпресс», 2011. — 208 с

1. организационно-правовая форма хозяйствования;

2. отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется гражданским кодексом РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Управление финансами малого предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм малого предприятия — это система управления финансами малого предприятия в целях достижения максимальной прибыли.

Система управления финансами малого предприятия включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.

Финансовыми методами малого предприятия являются финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль.

Финансовые инструменты малого предприятия включают в себя как первичные инструменты, такие как дебиторская и кредиторская задолженность, акции, так и производные инструменты, такие как финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы.

Финансовый актив малого предприятия может быть в виде: денежных средств, контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другого предприятия, контрактного права обмена на финансовый инструмент с другим предприятием, инструментом капитального характера другого предприятия. Вараксина Н. М., Кован С. Е., Вараксина В. А. Финансовое состояние крупнейших российских предприятий и возможности их финансового оздоровления // Налоговый вестник. — 2011. — № 6

Финансовое обязательство малого предприятия — это любое обязательство, которое является контрактным: передать денежные средства или иной финансовый актив; обменять финансовые инструменты с другим предприятием на потенциально неблагоприятных условиях.

Операции с финансовыми инструментами малого предприятия всегда сопровождаются финансовыми рисками. Информационное обеспечение позволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности финансовых инструментов.

Финансовые ресурсы малого предприятия — это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства. Батрин Ю. Д., Фомин П. А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. — М.: Высшая школа, 2010. — 397 с

Собственные финансовые ресурсы малого предприятия включают в себя прибыль и амортизационные отчисления. Следует помнить, что не вся прибыль остается в распоряжении предприятия, часть ее в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется решением руководящих органов на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, расходуется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.

Амортизационные отчисления малого предприятия представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.

Привлеченные, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов малого предприятия можно также разделить на собственные, заемные и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения средств является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов.

Предпринимательский капитал малого предприятия представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

Ссудный капитал малого предприятия передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.

Бюджетные ассигнования малого предприятия могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.

Финансовые ресурсы малого предприятия используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе предприятия.

Уставный капитал малого предприятия — основной первоначальный источник собственных средств предприятия, который формирует основной и оборотный капитал, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.

К числу финансовых фондов малого предприятия относится добавочный капитал. Он создается за счет: прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов; эмиссионного дохода (превышение цены акций над номинальной); безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год. Аистова М. Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегия, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. — М.: Альпина Паблишер, 2010. — 287с

Результатом и конечной целью хозяйственной деятельности малого предприятия является прибыль. После налоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, из которой формируются: резервный капитал и другие аналогичные резервы, а также фонд накопления и фонд потребления.

Проведение анализа помогает узнать фактическое состояние таких показателей:

* Рентабельности предприятия и его доходности;

* Финансовой устойчивости;

* Реальной скорости оборота капиталовложений;

* Окупаемости средств, вложенных в предприятие.

Доходность предприятия определяется при помощи абсолютных и относительных показателей. Абсолютным показателем является сумма доходов, или прибыли. Относительным показателем является уровень рентабельности предприятия.

Для успешного развития и функционирования предприятия важнейшее значение имеет способность финансового менеджера осуществлять продуманную систему распределения прибыли по двум направлениям:

* регулярная выплата дивидендов собственникам предприятия;

* направление средств на дальнейшее развитие производства.

Рентабельность предприятия определяется отношением получаемой валовой прибыли к усреднённой стоимости оборотных и основных средств. Динамический расчёт рентабельности предприятия позволяет проводить мониторинг изменения доходности работы предприятия и всех влияющих на эти изменения факторов.

Проведение анализа прибыли и рентабельности предприятия позволяет получить компетентную оценку, насколько эффективно работает предприятие и используются имеющиеся у него ресурсы.

Срок окупаемости также является показателем, способным дать реалистичную оценку эффективности малого предприятия. Для его расчёта следует разделить сумму денежных вложений в предприятие на сумму годовой прибыли. Полученное в результате число отображает количество лет, необходимое для полной окупаемости вложенных средств. Для предприятий малого бизнеса общепринятым сроком окупаемости принято считать 5 лет.

На сегодняшний день остается ряд нерешенных проблем касающихся малого бизнеса, к которым относятся:

— административные барьеры,

— отсутствие статистических данных об объемах деятельности субъектов предприятий малого бизнеса, их спецификации,

— неправильное толкование и не развитость законодательства,

— экономическая ситуация в целом,

— платежеспособность партнёров,

— возможность получения кредита и ставка по нему,

— наличие свободных площадей и возможность их арендовать,

— наличие доступа к информации,

— опыта и квалифицированных кадров и другие.

Основными проблемами развития малого бизнеса в России являются:

— несовершенство системы налогообложения;

— нестабильность бюджетного финансирования государственных программ поддержки малого бизнеса;

— отсутствие механизмов самофинансирования;

— рост страховых взносов фонда оплаты труда;

— отсутствие льгот по налогообложению.

Характерной особенностью малых предприятий является то, что они сталкиваются с проблемами формирования финансовых ресурсов (дефицит финансовых ресурсов на развитие, недостаток оборотных средств в денежной форме, невыгодные условия заимствования капитала) как в период становления, так и в период развития и роста

Первоначальное формирование финансовых ресурсов малого предприятия происходит в момент учреждения самого предприятия. Источниками уставного капитала в зависимости от организационно-правовой формы предприятия могут быть паевые взносы, акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства. Большинство малых предприятий используют организационно-правовые формы общества с ограниченной ответственностью, реже закрытого акционерного общества. В обоих случаях предусмотрено ограниченное число участников и, соответственно, инвестиционных вкладов в виде паев или долей. Таким образом, еще на стадии становления малого предприятия из-за низкого первоначального капитала возникает проблема с собственными финансовыми ресурсами для образования основного и оборотного капитала. Батрин Ю. Д., Фомин П. А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. — М.: Высшая школа, 2010. — 397 с.

Недостаток собственных средств для малых предприятий снижает их возможности по самофинансированию, а этот источник финансовых ресурсов наименее рисковый для малого предприятия. Самофинансирование осуществляется через внутренние финансовые ресурсы предприятий, которые образуются в процессе их хозяйственной деятельности. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, которая распределяется на цели накопления и потребления.

Однако характерной особенностью и одновременно проблемой является то, что малые предприятия ориентированы на текущую прибыль, а на накопление прибыль, как правило, не направляется. Кроме того, очень высока доля убыточных предприятий.

В последнее время много говорится о стимулировании инновационной деятельности малых предприятий, которое заключается в снижении ставки налога на прибыль для предприятий, разрабатывающих и использующих в своей деятельности различные виды инноваций. Это должно стимулировать развитие самофинансирования малых предприятий.

На современном этапе на многих предприятиях, в том числе и малых, наблюдается значительная изношенность основных фондов. Их обновление возможно за счет инвестиций. Малым предприятиям необходимо добиваться того, чтобы собственных средств хватало для финансирования большей части своих инвестиционных программ. Этой цели может служить механизм ускоренной амортизации.

До принятия в 2002 г. поправок в Налоговый кодекс РФ ускоренная амортизация была одной из льгот для малого бизнеса. Малые предприятия имели право применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающим нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрена повышенная норма амортизации только по отношению к основным средствам, которые являются предметом договора финансовой аренды (лизинга). Вараксина Н. М., Кован С. Е., Вараксина В. А. Финансовое состояние крупнейших российских предприятий и возможности их финансового оздоровления // Налоговый вестник. — 2011. — № 6

Недостаточный масштаб деятельности мешает малому бизнесу использовать такой источник самофинансирования, как выпуск акций. Фондовый рынок недоступен большинству малых предприятий. Причинами этому становятся высокие затраты, связанные с необходимостью преобразования предприятия (изменение организационно-правовой формы). При акционировании небольших предприятий, как действующих, так и вновь образуемых необходима оценка имущества предприятия, весьма значительны издержки аудиторских услуг при составлении промежуточных отчетов. Чем меньше предприятие, тем больше становятся затраты на сбор информации и издержки из-за выпуска акций, поскольку они не могут быть распределены на большое количество акций. Представители малого бизнеса избегают финансовые рынки еще и потому, что недостаточно ориентируются в специфике их функционирования.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что у малых предприятий есть немало источников для самофинансирования. Умение использовать их в полной мере служит залогом успеха. Однако во многом это зависит и от государства, прежде всего, в части усовершенствования нормативно-правовой базы по вопросам налогообложения прибыли, амортизационных механизмов, участия на рынке ценных бумаг и т. д.

Все перечисленные источники финансовых ресурсов для малых предприятий относятся, прежде всего, к собственным источникам. Однако для субъектов малого бизнеса существуют также и внешние источники финансовых ресурсов, такие как лизинг и кредитование.

Следующей проблемой малых предприятий связанной с источником финансовых ресурсов является банковское кредитование. В экономических развитых странах этот вид источников финансовых ресурсов для малых предприятий является основным. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация.

По данным исследований, в 2010 г. только 15,6% малых предприятий воспользовались услугами банковского кредитования. Конечно, свое негативное влияние оказал мировой экономический кризис. Грачев А. В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство «Финпресс», 2011. — 208 с

В настоящее время, как представители банковской сферы, так и представители государственных структур, занимающиеся поддержкой и развитием малого бизнеса, все больше говорят о том, что в нашей стране создаются благоприятные условия для обеспечения малых предприятий банковскими кредитами. По словам экспертов, совокупный объем кредитного портфеля, предоставляемый банками малому бизнесу, достиг к концу 2010 г. суммы в 2,5 трлн. руб.

Однако число малых предприятий, воспользовавшихся услугами банков, говорит само за себя. Очевидно, что в сфере банковского кредитования малого бизнеса в нашей стране имеются существенные проблемы.

Банки неохотно идут на выдачу большого числа мелких кредитов на развитие ввиду высоких операционных издержек, связанных с оценкой и контролем каждого из них.

Только что созданное предприятие имеет минимальные шансы на получение кредита на развитие бизнеса. Банки просто не финансируют предпринимателей на нулевом цикле развития бизнеса. Как правило, финансовые организации устанавливают минимальный срок, в течение которого малое предприятие должно не только просуществовать, но и показать прибыль.

В целом же, в качестве основных проблем, препятствующих в получении банковских кредитов для малого предприятия, можно выделить следующие: Ковалев А. П., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности организации. — М.: ПРИОР, 2010. — 124 с

— непрозрачная и недостоверная отчетность малых предприятий, отсутствие стимулов для адекватного отражения финансовых результатов в отчетности, что снижает возможность получения в банках кредитов на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели;

— незначительный масштаб бизнеса малого предприятия, затрудняющий оценку его состояния;

— низкое качество проработки бизнес-планов при привлечении кредитов;

— незначительный размер собственных средств и отсутствие ликвидных активов, которые малые предприятия могли бы использовать в качестве залога по кредиту. Отсутствие иного обеспечения, ограниченность программ кредитования под залог автотранспортных средств и недвижимости;

— несоответствие рентабельности малых предприятий размеру процентных ставок по кредитам, к которым добавляются разнообразные взимаемые банком комиссии;

— сложность и длительность процедуры получения банковского кредита, часто усугубляющейся недостаточной квалификацией заемщика для надлежащего оформления всех необходимых документов.

Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците или очень дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

2. Управление финансами на предприятиях малого бизнеса на примере малого предприятия ООО «Туристическое страховое агентство»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния

Туристическая фирма ООО «Туристическое страховое агентство» была основана 13 апреля 2000 года.

Концепция развития «Туристическое страховое агентство» — организация качественного отдыха по всему спектру направлений в сегменте средневысоко бюджетных туров и соблюдение высоких стандартов качества на всех этапах производства тур продукта.

Виды деятельности компании ООО «Туристическое страховое агентство»:

· выездной туризм

· внутренний туризм

· въездной туризм

· бронирование и продажа авиационных и железнодорожных билетов

· развитие сети авиа и ж/д касс на территории России

· консолидация чартерных авиаперевозок

· корпоративное обслуживание

· подготовка специалистов для туристического и авиационного бизнеса Услуги, предоставляемые клиентам:

· организация регулярных групповых туров;

· организация индивидуальных туров;

· корпоративное обслуживание;

· бронирование и продажа авиабилетов на регулярные рейсы российских и зарубежных авиакомпаний;

· организация чартерных авиарейсов, фрахтование самолетов бизнес-класса;

· бронирование гостиниц в России и за рубежом;

· продажа железнодорожных билетов по России, странам СНГ и Европы;

· организация VIP обслуживания в аэропортах, включая услугу «fast track»;

· аренда автотранспорта;

· организация трансферов, заказ такси;

· транзитное обслуживание в Москве;

· организация корпоративных мероприятий, включая инсентив туры;

· организация участия в отраслевых и специализированных международных выставках;

· организация конференций и конгрессов в России и за рубежом;

· организация посещения событийных и культурно-зрелищных мероприятий, приобретение входных билетов, организация деловых встреч;

· организация семинаров для специалистов различных отраслей с посещением профильных предприятий;

· обслуживание делегаций и прием деловых партнеров в России и странах СНГ;

· оформление выездных виз для российских граждан;

· оформление въездных виз для иностранных граждан;

· медицинское страхование путешествующих по России выезжающих за рубеж.

Основные характеристики деятельности:

— отсутствие рекламной деятельности, так как она была признана неэффективной, после 3 лет ее использования.

— отправляет корреспондентов, операторов и прочий персонал в командировки, деловые поездки;

— устраивает корпоративны в разных странах с участием звезд эстрады (поездками на корпоративны звезд занимается тоже турфирма).

Учредителями компании являются физические лица. За все время своего существования ни изменения названия, ни организационно-правовых преобразований не было.

Офис компании «Туристическое страховое агентство», расположенный в самом центре, имеет современный дизайн, оснащен новейшими компьютерами, соединенными между собой в сеть, принтерами. Запрос и пользование информацией осуществляется по паролю (у каждого сотрудника — свой), каждый менеджер по продажам может пользоваться объединенной базой данных. С любого компьютера можно выйти в сеть Интернет.

Каждое рабочее место оборудовано телефоном. В офисе имеется факс, ксерокс.

Предприятие в перспективе собирается увеличивать количество продаваемых направление и рекламно-ознакомительных туров. Поэтому поощряет своих сотрудников на участи е в рекламно-ознакомительных турах продаваемых другими агентствами, производя оплату половины стоимости рекламного тура.

Организационная структура компании ООО «Туристическое страховое агентство» представлена на рис. 2.1

Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Туристическое страховое агентство»

Как видно из рис. 2.1, основными отделами являются отдел маркетинга, бухгалтерия и отдел продаж.

Кратко рассмотрим основные обязанности структурных единиц в компании.

Генеральный директор несет ответственность за руководство текущей деятельностью компании. У генерального директора есть заместитель, выполняющий часть функций по управлению текущей деятельностью компании.

Бухгалтерия отвечает за ведение бухгалтерских операций и бухгалтерскую отчетность компании.

Визовый отдел занимается вопросами размещения туристов в гостиницах и бронированием мест.

Отдел продаж несет ответственность непосредственно за реализацию услуг компании и продажу путевок.

Основными направлениями деятельности работников турагентства являются: предоставление информации клиентам; работа с клиентами; бронирование и оформление билетов; продажа тура, маркетинг и реклама; работа с туроператорами; выполнение административных функций.

Менеджер по турпродуктам из отдела продаж:

1. Изучает справочники по туризму, каталоги, иные источники туристской информации с целью формирования собственных информационных баз по туроператорам.

2. Изучает требования клиентов к туристским продуктам, осуществляет анализ маркетинговых исследований спроса на туристские услуги.

3. Устанавливает контакты с туроператорами с целью изучения программ туров, определения туров, пользующихся наибольшим спросом у клиентов.

4. Разрабатывает предложения по координации турпродуктов с учетом индивидуальных и специальных требований клиентов (диета, медицинские показания, инвалидность, пр.). При невозможности изменения составляющих турпродукта организует поиск наиболее приемлемых для клиентов туров.

5. Осуществляет поиск наиболее выгодных по оплате, срокам и качеству обслуживания туроператоров.

6. Заключает договоры с туроператорами на продвижение и реализацию турпродуктов.

7. Принимает участие в планировании мероприятий по продвижению турпродуктов (рекламных кампаний, презентаций, пр.).

При организации деятельности у ООО «Туристическое страховое агентство» используется линейная структура управления. Эта структура характеризуется таким разделением труда, при котором линейные звенья правление самостоятельно принимают решения, так как наделены распорядительной властью, а функциональное подразделение призвано контролировать, информировать и координировать деятельность организации. Следует отметить, что использование данной структуры управления влечет за собой как ряд преимуществ, так и ряд недостатков. Преимущество заключается в том, что структура, построенная на принципе единоначалия, обеспечивает квалифицированное исполнение функциональных обязанностей, недостатком использования данной структуры управления является то, что по мере роста организации происходит рост функциональных подразделений, усложняются межфункциональные отношения и увеличивается нагрузка на руководителя.

2.2 Анализ финансовых результатов деятельности компании

Анализ предприятия ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» проводиться по данным отчетности компании за 2009;2011гг, представленным в приложениях 1−2.

На первоначальном этапе проводим анализ динамики актива и пассива баланса путем сопоставления данных отчетного периода (2011 год) с данными прошлого периода (2009 год). В приложении 3 представлен анализ актива баланса компании.

Данные таблицы приложения 3 свидетельствуют о том, что в 2011 году произошел прирост величины баланса компании на 72 395 т.р., в т. ч. за счет:

— прироста внеоблоротных активов на 109 т.р.

— прироста оборотных активов на 72 286 т.р.

В свою очередь прирост внеоборотных активов был обусловлен приростом основных средств на 109 т.р.

Прирост величины оборотных активов был обусловлен преимущественно приростом ростом краткосрочной дебиторской задолженности на 25 851 т.р., денежных средств — на 46 441 т.р.

На следующем этапе проводим анализ динамики пассива баланса ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» за 2009;2011гг. в таблице приложения 4.

Данные таблицы приложения 4 свидетельствуют о том, что в 2011 году произошел прирост баланса за счет:

— роста величины капитала и резервов на 3941,7 т.р.;

— краткосрочных обязательств на 70 090 т.р.

В целом прирост краткосрочных обязательств произошел за счет роста кредиторской задолженности на 70 090 т.р.

В таблице приложения 5 отражена динамика состава прибыли компании.

Данные таблицы приложения 5 позволяют отметить следующие тенденции в 2010 году по сравнению с 2009 годом:

— снижение прибыли от реализации на 115 т.р.

— снижение прибыли от основной деятельности на 116 т.р.

— снижение прибыли до налогообложения на 116 т.р.

— снижение чистой прибыли на 93 т.р.

Снижение показателей прибыли в 2010 году является отрицательной тенденцией и свидетельствует об ухудшении деятельности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2010 году.

Данные таблицы позволяют отметить следующие тенденции в 2011 году по сравнению с 2010 годом:

— рост прибыли от реализации на 2896 т.р.

— рост прибыли от основной деятельности на 2851 т.р.

— рост прибыли до налогообложения на 2851 т.р.

— рост чистой прибыли на 2277 т.р.

Рост показателей прибыли в 2011 году является положительной тенденцией и свидетельствует об улучшении деятельности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2011 году.

Данные тенденции отражены на рис. 2.2

Рис. 2.2. Динамика прибыли ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах, т.р.

В целом наблюдается тенденция роста показателей прибылей, что свидетельствует об улучшении деятельности компании в 2011 году.

2.3 Оценка достаточности собственных и заёмных источников финансирования предприятия

Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств организации его активами, срок превращения которых деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается путем установления равенства между обязательствами организации и его активами.

Активы баланса группируются по времени превращения в денежную форму (приложение 6)

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

(2.1)

Ниже проведено сопоставление активов и пассивов компании ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО»

2009 год:

А1

=

<

=

П1

;

не соответствует норме

А2

=

>

=

П2

;

соответствует норме

А3

=

<

=

П3

;

не соответствует норме

А4

=

<

=

П4

;

соответствует норме

Рис. 2.3. Ликвидность ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» по статьям баланса в 2009 году, т.р.

Как видно, большинство показателей соответствует норме, значит баланс компании можно считать ликвидным.

2010 год:

А1

=

<

=

П1

;

не соответствует норме

А2

=

>

=

П2

;

соответствует норме

А3

=

<

=

П3

;

не соответствует норме

А4

=

>

=

П4

;

не соответствует норме

Рис. 2.4. Ликвидность ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» по статьям баланса в 2010 году, т.р.

Как видно, большинство показателей соответствует норме, значит баланс компании можно считать ликвидным.

2011 год:

А1

=

<

=

П1

;

не соответствует норме

А2

=

>

=

П2

;

соответствует норме

А3

=

>

=

П3

;

соответствует норме

А4

=

<

=

П4

;

соответствует норме

Рис. 2.5. Ликвидность ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» по статьям баланса в 2011 году, т.р.

Как видно, большинство показателей соответствует норме, значит баланс компании можно считать ликвидным.

В целом можно сделать вывод о ликвидности баланса компании ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах, о чем говорит соответствие требуемым нормативам рассчитанных показателей групп баланса.

При дальнейшем анализе определяется абсолютная величина платежных излишек или недостатков по группе средств в таблице приложения 7.

В целом по результатам анализа таблицы 2.4 можно сделать вывод об ухудшении ликвидности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» к 2011 году.

На следующем этапе проводим расчет коэффициентов ликвидности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах в приложении 8.

Рассчитанные коэффициенты ликвидности представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1

Коэффициенты ликвидности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах

Показатель

Годы

Норматив

Вывод по нормативному значению

Динамика

Вывод

2010 год

2011 год

2010 год

2011 год

2009 год

2010 год

2011 год

2009 год

2010 год

2011 год

2009 год

2009 год

2009 год

2009 год

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,01

0,01

0,60

0,2−0,5

низкая ликвидность

низкая ликвидность

низкая ликвидность

0,00

0,59

рост ликвидности

рост ликвидности

Коэффициент критической ликвидности

1,00

1,00

1,03

более 1

нормальная ликвидность

низкая ликвидность

нормальная ликвидность

0,00

0,03

снижение ликвидности

рост ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

1,01

1,01

1,03

от 1 до 2

низкая ликвидность

низкая ликвидность

низкая ликвидность

0,00

0,02

рост ликвидности

рост ликвидности

Коэффициент ликвидности

1,00

1,00

0,90

более 1,5

низкая ликвидность

низкая ликвидность

низкая ликвидность

0,00

— 0,10

снижение ликвидности

снижение ликвидности

Коэффициент покрытия

1,01

1,00

0,90

более 3

низкая ликвидность

низкая ликвидность

низкая ликвидность

0,00

— 0,10

снижение ликвидности

снижение ликвидности

Данные таблицы 2.1 говорят:

1. О низкой ликвидности компании ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО», о чем свидетельствует несоответствие коэффициентов ликвидности нормативным значениям в большинстве случаев

2. О снижении ликвидности компании в 2010 году по сравнению с 2009 годом в связи со снижением большинства показателей ликвидности

3. О росте ликвидности компании в 2011 году по сравнению с 2010 годом в связи с ростом большинства коэффициентов ликвидности в 2011 году Более наглядно тенденции коэффициентов ликвидности отражены на рисунке 2.6.

Рис. 2.6. Динамика коэффициентов ликвидности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах Платежеспособность — готовность компании погасить долги в случае одновременного предъявления требований о платежах со стороны кредиторов.

В таблице 2.2 представлены исходные данные для анализа платежеспособности

Таблица 2.2

Исходные данные для анализа платежеспособности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах, т.р.

Показатель

Обозначение

2009 год

2010 год

2011 год

Наиболее ликвидные активы

А1

Быстро реализуемые активы

А2

Медленно реализуемые активы

А3

Наиболее срочные обязательства

П1

Краткосрочные обязательства

П2

Долгосрочные обязательства

П3

Значения из таблицы 2.2 были определены при расчете ликвидности компании.

Текущая платежеспособность компании считается нормальной, если соблюдается условие:

(2.2)

В нашем случае:

2009 год

>

А1

А2

=

>

=

П1

П2

;

высокая платежеспособность

2010 год

>

А1

А2

=

<

=

П1

П2

;

низкая платежеспособность

2011 год

>

А1

А2

=

>

=

П1

П2

;

высокая платежеспособность

Таким образом, можно сделать вывод о том, что текущая платежеспособность ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» может быть оценена положительно только в 2010 и в 2011 годах, в то время как в 2009 году она была низка.

Перспективная платежеспособность характеризуется условием:

(2.3)

В нашем случае:

2009 год

>

А3

=

<

=

П3

>

низкая платежеспособность

2010 год

>

А3

=

<

=

П3

>

низкая платежеспособность

2011 год

>

А3

=

>

=

П3

>

высокая платежеспособность

Как видно из расчетов, перспективная платежеспособность ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» может быть оценена высоко в 2009;2011годах, что говорит о том, что организация в состоянии погасить долги в перспективы.

Для анализа платежеспособности рассчитываем следующие показатели (приложение 9)

Рассчитанные показатели сведем в таблице 2.3

Таблица 2.3

Оценка показателей платежеспособности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах, т.р.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Динамика

Вывод

Общая (предварительная) платежеспособность

— 8756

— 8804

снижение платежеспособности компании

Уточненная платежеспособность

— 4

— 8765

— 8798

снижение платежеспособности компании

Чистый оборотный капитал

— 8756

— 8804

снижение платежеспособности компании

Собственный капитал в обороте

рост платежеспособности компании

Представленные показатели из таблицы свидетельствуют том, что в 2011 году в ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» наблюдается снижение платежеспособности, о чем говорит снижение показателей в 2011 году.

На рисунке 2.7 отражена динамика представленных показателей Рис. 2.7. Динамика показателей платежеспособностей, т.р.

Среди относительных показателей выделают показатели, рассчитанные в приложении 10.

Рассчитанные показатели более наглядно представлены в таблице приложения 11.

В целом можно сделать вывод о том, что большинство показателей таблицы свидетельствует о снижении платежеспособности компании в 2011 году по сравнению с 2009 годом.

На рисунке 2.8 отражены рассчитанные коэффициенты более наглядно.

Рис. 2.8. Динамика коэффициентов платежеспособности ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах Рентабельность — это степень доходности, выгодности и прибыльности бизнеса.

В таблице приложения 12 отражены основные исходные данные и расчет показателей рентабельности компании ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО».

Как видно из таблицы все показатели рентабельности компании можно условно разделить на две группы: прибыльность продаж и рентабельность средств.

Снижение показателей прибыльности продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом является отрицательной тенденцией и свидетельствует о снижении эффективности продаж и реализации компании.

Рост показателей прибыльности продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом является положительной тенденцией и свидетельствует о росте эффективности продаж и реализации компании.

Снижение показателей рентабельности средств в 2010 году по сравнению с 2009 годом является отрицательной тенденцией и свидетельствует о снижении эффективности активов и капитала компании.

Рост показателей рентабельности средств в 2011 году по сравнению с 2010 годом является положительной тенденцией и свидетельствует о росте эффективности активов и капитала компании.

Более наглядно данные тенденции отражены на рисунках ниже.

Рис. 2.9.Динамика показателей прибыльности продаж ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах Рост большинства показателей прибыльности продаж в 2011 году свидетельствует о росте эффективности функционирования ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2011 году Рис. 2.10. Динамика показателей рентабельности активов и капитала ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011годах Рост большинства показателей рентабельности активов и капитала ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2011 году свидетельствует о росте эффективности использования активов и капитала компании в 2011 году.

Анализ финансовой устойчивости приводится по двум направлениям: анализ обеспеченности запасов источниками их формирования, анализ по финансовым коэффициентам.

Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования осуществляется в следующей последовательности (приложение 13)

При идентификации типа финансовой ситуации используется трехкомпонентный показатель:

(2.4)

гдефункция Sx определяется следующим образом:

(2.5)

Результаты анализа финансовой устойчивости ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» приведены в таблице приложения 14.

Таким образом, представленный анализ финансовой устойчивости показал, что компания ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009 году относилась к категории абсолютной устойчивости, а в 2009 и 2011 году.

Далее проводиться оценка финансовой устойчивости с использованием коэффициентов финансовой устойчивости:

1. Коэффициент обеспеченности запасов источниками собственных оборотных средств

(2.6)

гдеКо — коэффициент обеспеченности запасов источниками собственных оборотных средств Ес — наличие собственных оборотных средств, т.р.

Z — запасы, т.р.

2009 год=(60−12)=3,200

2010 год=(69−24)=0,918

2011 год=(2365 -121)=249,333

Целесообразно рассчитать нормальный коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:

— определяем величину собственных оборотных средств для покрытия необходимых запасов:

(2.7)

гдеЕс необх — собственные оборотные средства для покрытия необходимых запасов, т.р.

Z — запасы компании, т.р.

Z изл — излишние запасы в процентах к фактическим, % (для ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» Z изл в 2009 году составляют 2%, в 2010 году — 3%, в 2011 году — 4%)

2009 год

>

(

:

(100+

)) *100

=

т.р.

2010 год

>

(

:

(100+

)) *100

=

т.р.

2011 год

>

(

:

(100+

)) *100

=

т.р.

— определяем нормальный коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами:

(2.8)

2009 год

>

:

=

0,980

2010 год

>

:

=

0,971

2011 год

>

:

=

0,962

Результаты расчетов сведены в таблицу Таблица 2.4

Расчет фактического и нормального коэффициентов обеспеченности запасов собственными оборотными средствами ООО «ТУРИСТИЧЕСКОЕ СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО» в 2009;2011году

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Расчет

2009 год

2010 год

2011 год

Запасы

т.р.

Z

Собственные оборотные средства

т.р.

Ес

Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами

;

стр2/стр.1

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой