Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование системы ценообразования на предприятии городского хозяйства (на примере ООО «Домоуправление» п. г. т. Навля)

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сами муниципальные предприятия создаются для оказания услуг, которые имеют особую значимость для населения, т. е. потребность в услугах (деятельности) муниципальных предприятий, как правило, чрезвычайно велика. Эти услуги (работы), выполняемые муниципальными предприятиями, имеют свою стоимость, которую должны оплачивать потребители услуг. На оказание услуг предприятия должны заключать… Читать ещё >

Совершенствование системы ценообразования на предприятии городского хозяйства (на примере ООО «Домоуправление» п. г. т. Навля) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование системы ценообразования на предприятии городского хозяйства (на примере ООО «Домоуправление» п.г.т.Навля)

  • Введение
  • 1. Теоретические основы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве
    • 1.1 Понятие, виды и функции цены
    • 1.2 Сущность ценообразования и ценовая политика предприятия
    • 1.3 Особенности ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • 2. Анализ ценообразования на услуги предприятия городского хозяйства (на примере ООО «Домоуправление» п.г.т.Навля)
    • 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
    • 2.2 Анализ затрат и ценообразования на услуги предприятия
    • 3.Мероприятия по совершенствованию ценообразования на предприятии ООО «Домоуправление» п.г.т. Навля
    • 3.1 Пути снижения себестоимости оказываемых услуг
    • 3.2 Экономическая оценка эффективности предлагаемых мероприятий
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения
  • ценообразование затрата услуга себестоимость
  • Введение
  • Цена — важнейшая экономическая категория, оказывающая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в условиях рынка. Цена — это один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования.
  • Ценовая политика является одним из наиболее важных и наиболее гибких инструментов маркетинга, во многом определяющим уровень сбыта товаров и формирующим представление о нем в глазах потребителей. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги.
  • Хотя проблемы формирования и применения цен существуют во всех отраслях сферы услуг, однако особое значение в настоящее время имеет проблема установления и регулирования цен и тарифов на услуги городского хозяйства.
  • Переход к рыночной экономике коренным образом изменил ценовую политику государства на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Возникли новые методы, принципы и подходы к ценообразованию, формированию модели цены. В современных условиях рыночный механизм ценообразования гибко сочетается с механизмом государственного регулирования цен на отдельные виды товаров и услуг. Государство регулирует цены на ограниченный круг товаров и услуг, в отношении же подавляющего большинства товаров и услуг, государство рекомендует лишь общие правила и принципы ценообразования.
  • На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех сферах экономики и уровень жизни населения (тарифы на коммунальные услуги, тарифы на проезд в общественном транспорте), осуществляется государственное регулирование цен. Используя систему государственного регулирования цен, можно снижать цены на некоторые виды товаров и услуг определенным группам населения с низкими доходами, путем предоставления дотаций.
  • В условиях становления рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) Российской Федерации изучение механизма ценообразования как одного из основных элементов рыночной экономики приобретает первостепенное значение. Вопросы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве важны не только потому, что в значительной степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения. В такой ситуации роль государственного регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, как в настоящее время, так и в обозримой перспективе должна оставаться достаточно высокой с преимущественным использованием мер косвенного воздействия.
  • В настоящее время вопросы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве невозможно рассматривать в отрыве от проходящей реформы ЖКХ. Одной из причин негативного состояния отрасли, прежде всего, является все более обостряющаяся финансово-экономическая ситуация в ЖКХ, которая выражается во-первых, в отсутствии инвестиций, приводящее к критическому износу систем коммунальной инфраструктуры и старению основных фондов, во-вторых, в неплатежеспособности организаций и населения. С этих позиций недостаточно исследовался механизм ценообразования именно в сфере ЖКХ, что и определило актуальность исследования. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной.
  • Цель данного исследования — совершенствование системы ценообразования на предприятии ЖКХ.
  • Объект исследования — управляющая компания ООО «Домоуправление» п.г.т.Навля.
  • В ходе исследования решались следующие задачи:
  • 1. Изучить теоретические основы ценообразования в городском хозяйстве.
  • 2. Провести анализ эффективности деятельности предприятия городского хозяйства.
  • 3. Провести анализ затрат и ценообразования на услуги предприятия.
  • 4. Разработать мероприятия по совершенствованию механизма ценообразования на предприятии ЖКХ.
  • Предмет исследования — показатели хозяйственной деятельности предприятия и факторы ценообразования на его услуги.
  • Для написания дипломной работы использовались методы: исследование количественных характеристик объекта, изучение явлений и процессов в динамике, комплексная оценка объекта, сравнение, использование относительных и абсолютных величин, использование средних величин, графические приемы, балансовые приемы.
  • Информационную базу исследования составили отчеты о деятельности предприятия за 2011;2013 годы и другие материалы бухгалтерской и статистической отчетности. Использовались труды российских ученых и практиков, посвященные разным аспектам работы ЖКХ: А. Н. Алисова, С. В Барулина, Ю. Н. Барышникова, Н. И. Дрозда, Е. В. Егорова, Б. Ф. Зайцева, Е. А. Каменевой, С. Б. Мельникова, М. Одинцова, М. В. Поповой, Ю. Ф. Симонова, В. Г. Старовойтова, В. Ф. Уколова, И. Ф. Чернявского и др.
  • Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для совершенствования хозяйственной деятельности предприятия городского хозяйства.
  • 1. Теоретические основы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • 1.1 Понятие, виды и функции цены
  • Цена — сложнейшая экономическая категория. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
  • Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.
  • Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.
  • В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение: «Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена». В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходиться, цену способен установить только рынок.
  • Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами — производства в целом и с главным фактором — трудом. Для такого подхода типична следующая формулировка: «Цена есть денежное выражение стоимости товара». В таком определении центр тяжести перенесен на понятие «стоимость». Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.
  • Практическая связь между стоимостью и ценой была проложена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством изменения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, то есть цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.
  • Отметим, что «стоимостный» подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.
  • В экономике выделяют несколько видов цен, под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
  • На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.
  • Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.
  • В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные цены применительно к продукции потребительского назначения.
  • Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.
  • Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере — предприятиям, организациям, предпринимателям.
  • Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.
  • Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
  • Закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» может трактоваться гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.
  • Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, как уже было упомянуто, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.
  • Выделяют также виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования.
  • По степени и способу регулирования цены разделяются на группы: 1) жесткофиксированные (назначаемые); 2) регулируемые (изменяемые); 3) договорные (контрактные); 4) свободные (рыночные).
  • Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных.
  • Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.
  • Договорные цены — это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.
  • Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объеме предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.
  • Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены:
  • 1. Учетная функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т. д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители — в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.
  • 2. Стимулирующая функция. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
  • 3. Распределительная функция. Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Этому способствует система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмена различных налоговых льгот.
  • 4. Функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и следовательно между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.
  • 5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.
  • 1.2 Сущность ценообразования и ценовая политика предприятия
  • Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.
  • В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.
  • Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.
  • Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
  • Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов:
  • 1. Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен.
  • 2. Постановка целей ценообразования.
  • 3. Выбор метода ценообразования.
  • 4. Формирование ценовой стратегии предприятия.
  • 5. Разработка тактики ценообразования.
  • 6. Установление первоначальной цены на товар.
  • 7. Рыночная корректировка цены.
  • 8. Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.
  • Данный подход представляет процесс ценообразования на предприятии в самом общем виде. Он не является неизменным. Необходимо учитывать, что любой из перечисленных этапов может оказать самое сильное и неожиданное воздействие на установленные ранее цены и скорректировать их.
  • Так, трудно переоценить значимость и влияние на установление цен факторов внешней среды, в которую входят такие факторы как конъюнктура рынка, конкуренция, спрос. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на изменение стратегии ценообразования, которая является составляющей выживания предприятия в долгосрочной перспективе.
  • Выбранный метод ценообразования может также подвергаться существенной корректировке, поскольку на него могут оказывать влияние самые разные факторы: традиции ценообразования, принятые в данной отрасли, поведение конкурентов, изменение политики государства в отношении политики учета затрат и налогообложения и т. д.
  • Существенным моментом является рыночная корректировка цены, осуществляемая в тот момент, когда товар уже находится в процессе сбыта. Производитель не способен изменить осуществленные издержки, объемы продукции, находящиеся на складе. Цена становится для него единственным средством приспособления к изменяющемуся спросу.
  • На этом этапе особую важность приобретают установление различного рода скидок к цене в целях привлечения дополнительных потребителей.
  • По отношению к предприятию существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования, формируя определенные границы, в пределах которых может действовать предприятие. Прежде всего, они влияют на степень свободы действия предприятия в области ценообразования на свою продукцию.
  • Приведем краткую характеристику каждого из этих факторов.
  • 1. Потребители. Покупатели существенно влияют на деятельность предприятий в области ценообразования. Для того чтобы правильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения на рынке. Сюда можно отнести, прежде всего, психологические аспекты поведения покупателей: потребности, нужды, запросы, мотивацию при выборе товара или услуги, способы потребления, отношение к товарам и услугам, отношение к новому, чувствительность потребителя к ценам и качеству товаров и услуг.
  • Помимо психологических, существуют и экономические аспекты поведения покупателей. Сюда относятся такие понятия как покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями. В связи с тем, что бюджет покупателя ограничен, а цены подвержены постоянным изменениям, покупатель постоянно находится перед выбором: как использовать свой бюджет самым рациональным образом, какой товар покупать, а какой нет. Согласно теории предельной полезности и потребительского выбора, покупатель предпочтет тот товар, который в наибольшей степени соответствует его личному представлению о полезности предстоящей покупки в сочетании с его финансовыми возможностями.
  • 2. Рыночная среда. Рыночная среда является очень сложным и многогранным понятием. Она формируется под влиянием большого количества факторов экономического, политического и культурного порядка. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих рынков является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимальное влияние оказывается в условии монополии, минимальное — в условиях рынка совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и рынком.
  • 3. Участники каналов товародвижения. Товародвижение — это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существует три основных вида каналов товародвижения:
  • — прямые — товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;
  • — косвенные — товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;
  • — смешанные — объединяют особенности первых двух видов каналов.
  • Чем большее количество посредников находится между производителем услуг и его конечным потребителем, тем в большей степени розничная цена будет выше отпускной, первоначальной ценой предприятия — изготовителя данной продукции. В конечном итоге это приводит к ограничению спроса на товары и услуги, которое, в свою очередь, стимулирует снижение цен и тем самым способствует оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в случае мультипликационного эффекта ситуация может быть прямо противоположной — в процессе роста цен будет наблюдаться явление неограниченного спроса, т.к. в движение придет инфляционная спираль цены — заработная плата.
  • 4. Государство. Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:
  • 1) Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен:
  • — использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги — это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю — в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены — к дефициту.
  • — фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;
  • — замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде.
  • 2) Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
  • 3) Регулирование системы свободного ценообразования за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов:
  • — запрет на демпинг — запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;
  • — запрет на недобросовестную ценовую рекламу — подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
  • — запрет на вертикальное фиксирование цен — запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.
  • — запрет на горизонтальное фиксирование цен — запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятие — олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.
  • Ценовая политика — общие принципы, которых придерживается компания в сфере установления цен на свои товары или услуги. Это один из наиболее важных и гибких инструментов маркетинга, определяющий объем продаж конкретного товара и формирующий представление о нем в глазах потребителей.
  • Основная задача ценовой политики предприятия на выбранном рынке — обеспечение устойчивой запланированной прибыли и устойчивой конкурентоспособности продукции. Однако эта задача может варьироваться в зависимости от тех целей, которые стоят перед предприятием в конкретный момент времени и на конкретном рынке.
  • При разработке ценовой политики на предприятии принимают во внимание следующие моменты:
  • — какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на каждом рынке, где действует предприятие;
  • — какой метод расчета цены должен быть выбран; может ли выдержать предприятие роль «ценового лидера», т. е. выдержит ли оно «ценовую войну» ;
  • — какой должна быть ценовая политика в отношении новых товаров;
  • — как должна измениться цена в зависимости от жизненного цикла товара;
  • — должна ли быть единая базисная цена для всех сегментов, на которых ведется торговля, или возможны разные базисные цены;
  • — существуют ли какие-либо организации, которые могут подвергнуть анализу соотношение «издержки — прибыль» вашего предприятия и сравнить результат с тем же показателем конкурентов.
  • Ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором осуществляет свою деятельность предприятие.
  • Главным критерием классификации типов рынков является характер и степень свободы конкуренции и ценообразования. В зависимости от степени свободы конкуренции и образования цен различают четыре основных типа рынков.
  • Разработка ценовой политики включает следующие этапы:
  • 1) выработка целей ценообразования;
  • 2) анализ ценообразующих факторов;
  • 3) выбор метода ценообразования;
  • 4) принятие решения об уровне цены.
  • Ценовая стратегия? это выбор предприятием возможной динамики изменения исходный цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.
  • При разработке стратегии ценообразования необходимо четко определить рынки, на которых предприятие будет работать. Эти рынки существенно отличаются по уровням деятельности, нормам правового регулирования, составу спроса, эластичности спроса.
  • В условиях рыночной экономики наиболее распространенными являются ценовые стратегии предприятия:
  • 1. сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;
  • 2. расширение доли рынка;
  • 3. максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности;
  • 4. поддержание и обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия;
  • 5. завоевание лидерства на рынке;
  • 6. расширение экспортных возможностей предприятия;
  • 7. обеспечение выживаемости в условиях рынка и предотвращение банкротства;
  • 8. завоевание лидерства по показателям качества и др.
  • При выборе ценовой стратегии необходим анализ положения, занимаемого изделием на рынке. Это означает оценку на прогнозируемый период движения цен и объемов сбыта на основе изменения ряда показателей, отражающих воздействие различных факторов циклического и нециклического характера (в частности, инфляционных тенденций, отраслевых и общеэкономических циклов).
  • 1.3 Особенности ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Одним из социально значимых секторов экономики является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), ставшее в последние годы объектом всестороннего пристального внимания. Функционирование данной сферы показало, что серьезных позитивных изменений к настоящему времени не произошло. Более того, наблюдается ухудшение как технического, так и финансового положения этого многоотраслевого комплекса. ЖКХ по-прежнему характеризуется отсутствием эффективных экономических отношений и низким качеством предоставляемых услуг.
  • Тарифы на оплату жилья — это стоимость различных коммунальных услуг по содержанию, ремонту и благоустройству жилого дома, отдельной жилой квартиры (жилого помещения).
  • Сюда входят тарифы на услуги по водоснабжению; электроснабжению; поставке твердого топлива; горячему водоснабжению; централизованному отоплению; газоснабжению.
  • После 1999 года рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения значительно превышал и превышает рост потребительских цен. Оплата жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) занимает все большую часть в расходах граждан. За десять лет с 1999 по 2008 годы тарифы на ЖКУ выросли в 9,6 раза, при общем росте потребительских цен в 3,6 раза и росте номинальных доходов населения в 5,7 раза. В результате этого и укрепления курса рубля цены, тарифы на коммунальные ресурсы в РФ приближаются к уровню отдельных развитых европейских стран, США и Канады.
  • При этом если до недавнего времени ускоренный рост расходов граждан на оплату данных услуг объяснялся реализацией мер по сокращению перекрестного субсидирования и сокращению размера дотаций организациям коммунального комплекса за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, то на сегодняшний день такие причины неактуальны.
  • Однако основной причиной опережающего роста тарифов является отсутствие заинтересованности ресурсоснабжающих организаций в повышении эффективности их деятельности. Это связано с затратным ценообразованием, основанным на традиционном понимании тарифа как суммы установленных нормативных затрат по соответствующей структуре и нормативной рентабельности, что является основанием для включения в тариф неэффективных затрат.
  • В начале 2011 г. стало очевидно, что уровень тарифов на ЖКУ для населения не может расти прежними темпами. Тарифы в 1400 муниципальных образований выросли более чем на 25%. В целом по стране рост тарифов составил 13,5%. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в 2011 г. в расчете на одного человека в месяц достигла 1,4 тыс. руб.
  • Платежи за ЖКУ в ряде населенных пунктов стали настолько велики, что не могли быть обеспечены большинством граждан и вызвали социальную напряженность. Кроме этого, сложилась абсолютно непрозрачная система установления нормативов потребления тепла, горячей и холодной воды, а также тарифов на обслуживание общего имущества многоквартирных домов и вывоз мусора.
  • Уровень расчетов за ЖКУ в 2009 году снизился и составил в среднем по стране 92,9%, что меньше, чем в 2008 и 2007 году (95,4 и 94,0% соответственно). Долги населения превысили сумму 190 млрд. рублей.
  • Модель линейного роста тарифов становится неприемлемой для прогнозирования развития ЖКХ. И задача государственных органов управления — снизить темпы роста тарифов на ЖКУ до уровня сопоставимого с темпом инфляции.
  • Однако устойчивый рост тарифов на ЖКУ в течение десятилетия не влечет за собой столь же устойчивого улучшения финансового состояния организаций ЖКХ. Результат их финансовый деятельности в целом по стране — убытки, которые хотя и значительно снизились.
  • В то же время практически не наблюдается повышения качества жилищно-коммунальных услуг, что вызывает справедливые нарекания граждан. Более 80% жителей городов в той или иной степени недовольны качеством ЖКУ.
  • При этом есть все основания утверждать, что достигнутый к 2011 г. уровень тарифов на ЖКУ позволяет отрасли работать безубыточно. Во многих регионах организации ЖКХ в целом работают с прибылью.
  • Дальнейший пересмотр тарифов на ЖКУ до уровня, превышающего рост индекса потребительских цен, может быть оправдан только там, где одновременно решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям ЖКХ, при условии, что будет повышена эффективность коммунального хозяйства.
  • Необходимо отметить, что в целях сдерживания роста тарифов на услуги организаций ЖКХ Правительством РФ в 2011 г. ограничивается рост регулируемых тарифов естественных монополий. Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта не превысит 8% (в 2011 г. — 9,4%). По отношению к 2011 г. регулируемая цена на газ для населения увеличилась на 17% против роста на 26,6% в 2011 г.
  • В условиях фактического отсутствия реального учета при предоставлении услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения преимущественно по нормативам потребления остановить рост платы граждан за ЖКУ не представляется возможным.
  • В этой связи очевидна важность решения следующей проблемы. Более чем десятилетняя практика показала недостаточную эффективность принимаемых мер по оснащению жилищного фонда приборами учета потребляемых ресурсов. Сегодня лишь 15% жилья оснащены общедомовыми приборами (за исключением учета электроэнергии). Это важнейшая задача, от решения которой зависит не только сохранение ресурсов страны, но и уровень благосостояния граждан, обоснованность доходов поставщиков энергоресурсов, расходы бюджетов, темпы инфляции.
  • Совершенствование правил тарифного регулирования теряет свою значимость в условиях определения объемов расходуемых ресурсов по нормативам потребления.
  • С учетом этого представляется необходимым принять правила, обеспечивающие обязательное установление общедомовых приборов учета и стимулирующие использование индивидуальных приборов учета. Для этого потребуется также решить задачу источников финансирования мероприятий по оснащению жилищного фонда данными приборами и проблему их производства отечественной промышленностью.
  • Источники обеспечения устойчивости организаций коммунального комплекса, возврата инвестиций в развитие и модернизацию систем ЖКХ необходимо искать не в росте тарифов на ЖКУ, а в ресурсои энергосбережении.
  • Расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25−30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии — 15%, по теплу — 40%. Потенциал энергосбережения в России только в ЖКХ составляет 100 млн. т условного топлива в год. В денежном эквиваленте это около 50 млрд долл. США, или почти пятая часть доходов федерального бюджета.
  • Еще одним направлением сдерживания роста тарифов на ЖКУ является привлечение частных инвестиций в данную отрасль. При этом важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений.
  • Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой — сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.
  • Важно применять и налоговое стимулирование. Целесообразно разработать проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ (НК РФ) в части исключения из налоговой базы товариществ собственников жилья для целей исчисления налога на прибыль организаций отчислений собственников жилья на создание резерва для проведения всех видов ремонта, а также освобождения указанных средств от НДС.
  • Основное направление создания условий для стабилизации уровня тарифного регулирования в сфере ЖКХ — совершенствование соответствующего законодательства.
  • Важно разработать и внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона о внесении изменений в Закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в котором следует предусмотреть:
  • уточнение положений и задачи разработки нормативной базы по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в водоснабжении с учетом опыта применения такого нормативного регулирования в электроэнергетике;
  • исключение из полномочий органов регулирования субъектов РФ права устанавливать предельные тарифы в среднем по муниципальным образованиям, учитывая, что органы регулирования субъектов РФ устанавливают цены и тарифы на товары и услуги для всех организаций коммунального комплекса.
  • Следует учитывать, что в перечень видов услуг, плата за которые в настоящее время входит в состав платы за содержание жилья, входят такие виды услуг, которые в настоящее время по ряду причин не везде могут являться конкурентными видами деятельности. К ним относятся обслуживание внутридомового газового оборудования и вывоз мусора.
  • Цены на работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в настоящее время не подлежат государственному регулированию, поэтому их величина определяется сторонами (специализированной организацией и абонентом) самостоятельно, исходя из перечня выполняемых работ.
  • При этом в органы государственной власти и органы местного самоуправления поступают многочисленные обращения граждан по вопросам завышения стоимости и порядка оплаты (100% предоплата) услуг организаций, занимающих доминирующее положение на рынке предоставления услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
  • В целях улучшения условий приобретения гражданами услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования целесообразно рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части регулирования цен на работы и услуги специализированных организаций.
  • В решении проблем тарифного регулирования в сфере ЖКХ очень важно усиление роли органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В этих целях им необходимо разработать и утвердить в 2012 г. региональные и муниципальные комплексные программы развития коммунальной инфраструктуры, включая подпрограммы по энергосбережению. Важно также активизировать работу по созданию муниципальных баз данных, содержащих в том числе информацию об объемах коммунальных ресурсов, поставляемых организациями коммунального комплекса потребителям.
  • Представляется необходимым доработать нормы и тарифы, установленные федеральными стандартами, с привлечением более опытных специалистов и экспертов с тем, чтобы цены и стоимость услуг отражали реальные затраты и себестоимость предприятий ЖКХ. Федеральный стандарт для каждого субъекта России должен быть обоснован и научно, и практически.
  • Если предельные тарифы и цены установлены законом, то никто не имеет права их повышать. Следовательно, нужно принять экономические, рыночные меры воздействия на нарушителей.
  • Существует еще один вариант определения обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги: нормативно-затратный, который в России не практикуют, хотя вся Европа широко его использует.
  • Нормативно-затратный метод предполагает такой порядок ценообразования, где каждая единица затрат (воды, газа, тепла, электроэнергии) имеет четко фиксированную стоимость без учета метража и квадратных метров, количества жильцов или времени года. Цены должны устанавливать не производители услуг, а независимая государственная экспертная комиссия.
  • Вначале рассчитывают нормы расходования каждого вида услуг (например, норму расхода воды, газа, электроэнергии). Тарифы определяют с учетом 100-процентного покрытия реальной себестоимости предоставленных услуг в рамках нормы расходов по каждому виду услуг. То есть устанавливают низкие и приемлемые цены в пределах нормативных затрат.
  • Для тех, кто превышает нормы расходования, назначают уже другие тарифы и расценки. На сверхнормативные затраты должны быть более высокие тарифы. Такой порядок ценообразования, кстати, уже давно приучил европейцев экономить и беречь буквально все.
  • Для использования нормативно-затратного метода ценообразования в России необходимо внедрить систему учета и фиксации всех затрат и услуг (водозамеры, газосчетчики и т. д.) и перейти от предварительно-плановых изыманий денег к новой форме оплаты — по фактическим затратам, исходя из дифференцированных цен и тарифов.
  • Чтобы четко определить, что такое тариф, следует представлять разницу между понятиями жилищные услуги и коммунальные услуги. В понятие коммунальных услуг входит совокупность процедур и операций, которые выполняются для того, чтобы предоставить населению все необходимые для нормальной жизнедеятельности ресурсы. Коммунальные услуги представляют собой подачу воды и газа, электричества и тепла, канализационные стоки. Другая группа услуг, которые предоставляются коммунальными предприятиями, — это жилищные. Под ними подразумевается набор действий, которые производятся для обеспечения надлежащего уровня обслуживания и эксплуатации жилого фонда, поддержания в полной функциональности и работоспособности всей инженерной структуры, уход за территорией, прилегающей к дому и находящейся во владении ТСЖ или другой управляющей компании. К жилищным услугам относят также вывоз мусорных отходов, облагораживание участков около подъездов, уборка во дворах, содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей, ну и конечно, проведение ремонтных работ: от косметических до капитальных.
  • Когда потребители получают квитанции с суммами, необходимыми для оплаты услуг, подразумевается, что начислена полная стоимость предоставленных услуг коммунальными предприятиями и за использование жилищными услугами. То, что предъявляется собственникам отдельно за каждый вид поставляемых ресурсов, имеет название «тариф». Если рассматривать в процентном соотношении, то доля затрат на жилищные услуги составляет в общей сложности не более 23% общей суммы квартирной платы. Однако суммы могут колебаться в зависимости от того, каково на текущий к оплате момент состояние жилищного фонда, какие работы необходимо провести, что планируется в будущем периоде сделать, помимо ремонта, возможно, что-то закупить, установить, починить. На эти мероприятия расходы составляются обычно в ТСЖ или управляющей компании заранее и вводятся в доходно-расходную смету. Та доля, которая остается от общей суммы, принадлежит коммунальным услугам. На них расчет тарифа ведется специальными комитетами, регулирующими жилищный комплекс, федеральными органами и региональными службами.
  • Сами муниципальные предприятия создаются для оказания услуг, которые имеют особую значимость для населения, т. е. потребность в услугах (деятельности) муниципальных предприятий, как правило, чрезвычайно велика. Эти услуги (работы), выполняемые муниципальными предприятиями, имеют свою стоимость, которую должны оплачивать потребители услуг. На оказание услуг предприятия должны заключать соответствующие договоры с потребителями. Калькуляция стоимости услуг должна осуществляться с таким расчетом, чтобы покрывались необходимые производственные издержки. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что коммунальные платежи (плата за оказание коммунальных услуг — водоснабжение, канализация, вывоз и утилизация отходов, теплоснабжение) составляют значительную часть семейного бюджета (в среднем от 15 до 25% совокупного дохода). Тарифы на эти услуги утверждаются компетентными органами по согласованию с ведомствами по надзору за монополиями, а также муниципалитетами. Тарифы на конкретные виды услуг являются едиными для всех потребителей услуг (физических и юридических лиц) данного производителя. Договоры на оказание услуг предусматривают и необходимые санкции за несвоевременную оплату либо отказ от оплаты услуг (неуплату платежей). Крайней, однако, не исключительной мерой является прекращение оказания услуги (отключение от источников снабжения и др.) с одновременным взысканием, в т. ч. в случае необходимости в судебном порядке, сумм задолженностей.
  • 2. Анализ ценообразования на услуги предприятия городского хозяйства (на примере МУП «Жилкомсервис» Фокинского района г. Брянска)
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
  • Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» Фокинского района г. Брянска создано в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», постановлением Брянской городской администрации от 08.08.2005 г. № 2729-п «О создании муниципального унитарного предприятия „Жилкомсервис“ Фокинского района г. Брянска», распоряжением комитета по управлению собственностью города Брянска от 16.08.2005 г. № 277-р «Об учреждении муниципального унитарного предприятия „Жилкомсервис“ Фокинского района г. Брянска» .
  • Полное наименование Предприятия: муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» Фокинского района г. Брянска.
  • Официальное сокращенное наименование Предприятия: МУП «ЖКС» Фокинского района г. Брянска.
  • Место нахождения Предприятия: 241 020, г. Брянск, пр. Московский, дом 41 «б» .
  • Собственником имущества Предприятия является муниципальное образование — город Брянск. От имени муниципального образования города Брянска права собственника имущества Предприятия осуществляет Брянская городская администрация и Комитет по управлению собственностью города Брянска в пределах своей компетенции (далее — собственник имущества).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой