Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Топливно-энергетический комплекс России и эффективность его функционирования

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Проблемы инновационного развития подотраслей ТЭК также имеют свое решение в большинстве случаев. К топливно-энергетическому комплексу относят следующие отрасли народного хозяйства: нефтедобыча и переработка, газовая отрасль, угольная промышленность, являющиеся минерально-сырьевой базой ТЭК: электроэнергетика, атомная энергетика, гидроэнергетика, малораспространенные пока еще в России виды… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ НА МИРОВОМ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
    • 1. 1. Роль Европейской Энергетической Хартии в обеспечении мировой энергетической безопасности
    • 1. 2. Россия в числе мировых мейджоров
  • 2. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЭК РОССИИ
    • 2. 1. Эффективная pеструктуризация ядерного топливно-энергетического комплекса
    • 2. 2. Роль иностранных инвестиций в развитии топливно-энергетического комплекса
    • 2. 3. Проблемы инновационного развития предприятий ТЭК
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Топливно-энергетический комплекс России и эффективность его функционирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эта характеристика относится также к нефти и газу, транспортируемым по трубопроводам. Определенная часть энергии при транспортировке теряется, поэтому объем произведенной энергии будет несколько выше, чем объем потребленной. И здесь возникает проблема энерго-эффективности.

Финансирование мероприятий по повышению энергосбережения и энергоэффективности является важной проблемой для энергетической отрасли. Россия является одной из самых энергоемких экономик мира по причинам суровых климатических условий, энергоемкой структуры экономики, особенностей размещения и протяженностью транспортных коммуникаций.

В разрезе энерго-эффективности очень важен вопрос транспортировки, то есть состояния магистралей, трубопроводов и линий передачи. Известны случаи, когда новые эффективные котельные, построенные по новейшим стандартам, вынуждены работать с превышением нормы расхода топлива для поддержания необходимой температуры на точке входа из-за аварийного состояния сетей. Как правило, владельцами сетей и генерирующих компаний являются разные инвесторы, что ведет к дисбалансу интересов (владелец сетей не имеет стимула к поддержанию линий передачи в должном состоянии, тем более к использованию инновационных материалов и технологий при прокладке). Тем более это неприемлемо, когда владельцами сетей и магистралей являются государственные и квазнгосударственные компании — владельцы теплотрасс, газопроводов, линии электропередач.

К 2005 г. вследствие подъема экономики коэффициент использования установленной мощности на ГРЭС, упавший в постсоветский период, стал достигать 100%. в некоторых регионах РФ стал наблюдаться стабильный дефицит электроэнергии. На эту проблему накладывается неэффективность тепловой генерации по показателям КПД и среднего удельного расхода условного топлива, структура топливообеспеченностн российских генераций (значительная доля мазута в структуре топлива, зависимость от газа — топлива с высокой волатильностью по цене, и крайне низкая доля твердого топлива). Рассмотрим проблемы подотраслей ТЭК более подробно.

Российский газ залегает на небольшой глубине, что положительно сказывается на себестоимости его добычи. Благодаря этому внутренние тарифы возможно поддерживать на невысоком уровне, а, следовательно, и поддерживать конкурентоспособность энергоемкой национальной экономики, основывающейся в том числе на таких отраслях, как металлургия и машиностроение. Кроме того, цена на газ формирует значительную часть затрат ЖКХ.

В связи с этим значительный рост цены на газ не представляется возможным, однако низкие цены не способствуют внедрению энергосберегающих технологий. К проблемам газовой отрасли добавляется отставание в технологиях по производству и транспортировке сжиженного природного газа, перевозка которого является единственной альтернативой транспортировке газа по трубопроводам, в технологиях добычи газа на шельфе.

Инвестиционные проекты в нефтепереработке требуют значительного объема финансирования и при этом имеют большой срок окупаемости: проектные работы могут занять до года, реконструкция занимает до 5 лет, окупаемость проектов ожидается 8−10 лет.

Мы охватили лишь часть проблем в развитии ТЭК, связанных с недостаточностью финансирования инновационных программ, а именно:

неразвитость институтов финансирования инновационных программ, ведущая к попыткам финансировать проекты за собственный счет, что ведет к сужению исследовательских работ или полному отказу от НИОКР по причине недостаточного объема денежных средств;

проблема балансирования между достаточной эффективностью бизнеса и разумными вложениями в новейшие разработки;

значительная изношенность и отсталость оборудования предприятий и острая проблема энергоэффектнвности;

специфичность организации финансов предприятий ТЭК;

дисбаланс интересов владельцев сетей и генерации:

отдельные проблемы каждой из подотраслей ТЭК.

Однако эти проблемы не являются неразрешимыми.

Учитывая тот факт, что инновационный проект предполагает денежный отток на всех стадиях финансирования, и срок окупаемости инвестиций может достигать в сложных отраслях, каким является ТЭК, 5−10 лет, становится очевидным, что важным рычагом влияния на энергетические компании в сфере финансирования инновационных разработок становится государство. В качестве примера оказания государственного влияния на предприятия ТЭК можно привести обязательства, возложенные на акционеров компаний сектора, образовавшихся при реструктуризации РАО ЕЭС. Однако только в 2010 г. обязательства были закреплены в Распоряжении Председателя Правительства РФ. В частности, в сроки от 31.

12.2009 до 31.

12.2015 г. российские генерирующие компании должны начать исполнять обязательства по поставке мощности в совокупности в следующих объемах.

Чтобы в современных условиях добиться эффективности этих новых мощностей, необходимо изначально использовать инновационные технологии при их строительстве. При этом государственное влияние проявляется не только в обязательствах, но и в мерах стимулирования вложений в эти инновационные разработки.

Для облегчения налогового бремени на инновационные предприятия в настоящий момент предпринимаются некоторые меры со стороны законодателя.

Так, согласно ст. 262 НК РФ расходы на НИОКР для предприятия-заказчика признаются для целей налогообложения после завершения этих работ и подписания сторонами акта сдачи-приемки. Эти расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года (ранее — двух лет) при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и реализации товаров.

В случае, если в результате произведенных расходов организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации. Расходы на НИОКР, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года (ранее — трех) в размере фактически осуществленных расходов.

Таким образом, мы видим послабление в процессе признания расходов предприятиями, осуществляющими НИОКР, позволяющие им быстрее списать такие расходы.

При существующей специфике бизнеса ТЭК, а именно невозможности создания запасов продукции, влияющей на организацию финансов, компании вынуждены создавать резервы генерирующих мощностей в размере приблизительно 10−15% от потребления. Мощность является особым товаром, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

С 1 июня 2008 г. торговля мощностью осуществляется на основе конкурентного отбора мощности, проводимого системным оператором. Для прогнозирования финансовых потоков энергетического предприятия важным фактором является цена предоставляемой мощности. Здесь законодательно заложено поощрение предприятий, осуществляющих ввод новых мощностей: для генерирующего оборудования, введенного по 2007 г., цена в заявке не может превышать тарифа ФСТ; для введенного после 2007 г. оборудования цена определяется экономически обоснованным уровнем, рассчитанным Некоммерческим партнерством «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью».

Проблема конкурентоспособности товара в условиях унифицированности решается посредством ценовой конкуренции. Снижение цены без влияния на маржу невозможно, и именно здесь проявляется острая необходимость во внедрении таких инновационных решений, которые помогли бы значительно снизить себестоимость продукции (за счет более эффективного сжигания топлива, снижения потерь при передаче и пр.), что помогло бы снижать отпускную цену в рамках свободных договоров (регулируемые договора заключаются в рамках тарифов ФСТ).

Проблемы инновационного развития подотраслей ТЭК также имеют свое решение в большинстве случаев. К топливно-энергетическому комплексу относят следующие отрасли народного хозяйства: нефтедобыча и переработка, газовая отрасль, угольная промышленность, являющиеся минерально-сырьевой базой ТЭК: электроэнергетика, атомная энергетика, гидроэнергетика, малораспространенные пока еще в России виды производства энергии на основе возобновляемых источников (приливная, ветряная, солнечная), являющиеся генерацией; теплоснабжение и сетевые компании, владеющие магистралями и линиями передач.

За время, потребовавшееся российской экономике для перехода на рыночный уклад, наши технологии значительно отстали от западных, однако на сегодня в России все же существует задел инновационного развития, который можно реализовать при достаточном обьеме финансирования и заинтересованности государства и субъектов энергетической сферы (добывающие компании, генерирующие компании, производители оборудования, сфера потребления и пр.).

Повышение коэффициента извлечения нефти доступно через новые технологии — первичное вскрытие на равновесии и депрессии, моделирование фильтрационных процессов при строительстве скважин, многоствольное бурение и другие третичные методы, которые уже были разработаны российскими учеными. Такие методы позволили бы российским компаниям более рационально использовать природные ресурсы, выкачивая максимально возможное количество нефти из каждой скважины, при этом себестоимость этой нефти не будет выше. чем при извлечении вторичными и первичными способами.

Не менее интересны проекты угольной отрасли, например, проекты по эффективному сжиганию угольных взвесей в котельных. В России существуют разработки, позволяющие ликвидировать отставание в технологиях сжигания угля. Например, это технология прямого сжигания водолтольного топлива, котлы с многоступенчатой схемой сжигания углей, техно-логин глубокой очистки дымовых газов и пр.

Использование научного задела российской угольной отрасли зависит от интереса генерирующих компаний, который можно поддержать политикой государства. Финансирование модернизации должно стимулироваться государством на уровне налоговых льгот и преференций, поскольку вопросы экологии относятся к сфере интересов государства.

Согласно проведенным исследованиям в России имеется значительный потенциал энергосбережения, позволяющий снизить объемы потребления энергоресурсов на 45% к текущему уровню. Финансирование программ энергосбережения необходимо в первую очередь в промышленности, а также в сфере переработки попутного нефтяного газа, сжигаемого в настоящее время на скважинах, и в сфере ЖКХ. Сфера ЖКХ является наиболее проблемной отраслью, поскольку в финансировании таких программ состравляющие коммунального сектора не заинтересованы.

Для осуществления программ по энергоэффективностн по разным оценкам требуется от 70 до 320 млрд долл.

31, что позволит экономить значительные объемы топливного сырья. На текущий момент понятно, что финансирование этих программ должно быть поддержано, в том числе, государством.

Перечисленные инновационные технологии открывают перспективу для создания новых механизмов финансирования проектов нефтегазового сектора, которые позволят производить затраты на внедрение инновационных технологий, разумно распределяя денежный отток во времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итоги всему вышеизложенному.

В сегодняшних условиях необходимым является выход за пределы исключительно торгово-финансовых энергетических взаимоотношений государств и создание системы устойчивого обеспечения энергетическими ресурсами всех стран. В данных условиях Договор к Энергетической Хартии может сыграть важную роль в контексте усилий по созданию правовой основы для глобальной энергетической безопасности, на основе открытых, конкурентных рынков и принципов устойчивого развития.

При обеспечении энергетической безопасности также нужно помнить о балансе интересов различных заинтересованных сторон. Достичь этого непросто. Необходимым условием является диалог между различными группами участников: странами-потребителями, производителями и транзитерами, находящимися на различных стадиях экономического развития.

B настоящий момент государством создаются условия для инновационного развития предприятий ТЭК. Организация финансов предприятий ТЭК должна способствовать скорейшему внедрению разработок. В случаях, когда существующая финансовая архитектура препятствует эффективному развитию предприятия, она должна быть изменена с учетом возможных последствий для экономики предприятия и экономики РФ в целом.

Государство должно поддерживать предприятия ТЭК в их намерениях внедрять инновационные разработки путем введения для подобных предприятий льгот и выгодных условий реализации электроэнергии. Однако отрасль находится только на пороге модернизации, и ее инновационное будущее возможно только при совместных усилиях регулятора, добывающих компаний, генерирующих компаний, сетевых компаний и потребителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.

08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.

12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.

04.2013)

Распоряжение Правительства РФ от 11.

08.2010 N 1334-р (ред. от 10.

09.2012) <�Об утверждении перечня генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности>

Алферов Ж. Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла. Проблемы современной энергетики. // Мировая энергетическая политика, 2003. — № 5

Анисимова Е. С. Инновационное развитие ТЭК РФ и особенности организации его финансов. // Вестник НГУ. C epия: Социально-экономические науки, 2011. — Том 11.

— Выпуск 2. — С. 6−12

Боровский Ю. В. Современные проблемы мировой энергетики. — М.: Навона, 2011. — 232 c.

Василевич Т. А. Роль договора к Энергетической Хартии в системе обеспечения международной энергетической безопасности. // Актуальные проблемы российского права, 2008. — № 3. — С. 500−506

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

https://www.energystrategy.ru/present/present.htm. — Громов А. И. Проблемы энергосбережения н энерго эффективности в российской энергетике Гудков И. В. Договор к Энергетической Хартии в контексте отношений Россия — ЕС. // Энергетическое право, 2007. — № 1

Доэ Д., Напперт С. Попов А. Россия и Договор к Энергетической хартии: обшие интересы или непримиримые противоречия? // Нефть, газ и право, 2006. — № 5. -

С. 10

Зеркалов Д. В. Энергетическая безопасность. Монография. — К.: Основа, 2012. — 920 с.

Иванов В. Энергетическая глобализация: международндый нефте-газовый бизнес и суверенная энергетическай безопасность. // Ресурсы. Информация. Снабжение.

Конкуренция, 2011. — № 4. — С. 355−364

Лахно П. Г. Энергия, энергетика и право. // Энергетическое право, 2006. — № 1

Салыгин В. И. Энергетические проблемы в мировой политике. — М.: Просвещение, 2004. — С. 381−406

Санеев Б.Г. и др. Методы и модели разработки региональных энергетических программ: Монография. — Новосибирск: Наука, 2008. — 136 с.

Смирнов В. В. Привлечение и использование иностранных инвестиций в развитии топливно-энергетического комплекса России. — Изд-во: СПбГУЭФ, 2012. — С. 138−140

Смирнова Т. Л. Основные направления реструктуризации ядерного топливно-энергетического комплекса в России. // Экономика региона, 2009. — № 2. — С. 218−223

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org. — Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы. Правовая основа для международного энергетического сотрудничества

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Статья 2 Договора к Энергетической Хартии

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Выступление Генерального Секретаря Энергетической Хартии на заседании Всемирного Энергетического Совета

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 г.

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Выступление Генерального Секретаря Энергетической Хартии на заседании Всемирного Энергетического Совета

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

https://www.pfcenergy.com/Russian/Membership-Services. — Информационно-аналитические службы

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.energystrategy.ru. — Энергетическая стратегия РФ на период ло 2020 г. от 28.

08.2003 г.

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

https://www.energystrategy.ru. — Доктрина энергетической безопасности от 23.

03.2003 г.

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 г.

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 г.

Василевич Т. А. Роль договора к Энергетической Хартии в системе обеспечения международной энергетической безопасности. // Актуальные проблемы российского права, 2008. — № 3. — С. 501

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 г.

Гудков И. В. Договор к Энергетической Хартии в контексте отношений Россия — ЕС. // Энергетическое право, 2007. — № 1

Василевич Т. А. Роль договора к Энергетической Хартии в системе обеспечения международной энергетической безопасности. // Актуальные проблемы российского права, 2008. — № 3. — С. 502

Доэ Д., Напперт С. Попов А. Россия и Договор к Энергетической хартии: обшие интересы или непримиримые противоречия? // Нефть, газ и право, 2006.

— № 5. — С. 10

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Статья 2 Договора к Энергетической Хартии

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Выступление Генерального Секретаря Энергетической Хартии на заседании Всемирного Энергетического Совета

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

http://www.encharter.org/. — Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы. Правовая основа для международного энергетического сотрудничества

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

https://www.pfcenergy.com/Russian/Membership-Services. — Информационно-аналитические службы

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

https://www.pfcenergy.com/Russian/Membership-Services. — Информационно-аналитические службы

Иванов В. Энергетическая глобализация: международндый нефте-газовый бизнес и суверенная энергетическай безопасность. // Ресурсы. Информация.

Снабжение. Конкуренция, 2011. — № 4. — С. 355−357

Иванов В. Энергетическая глобализация: международндый нефте-газовый бизнес и суверенная энергетическай безопасность. // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция, 2011.

— № 4. — С. 358−359

Иванов В. Энергетическая глобализация: международндый нефте-газовый бизнес и суверенная энергетическай безопасность. // Ресурсы. Информация.

Снабжение. Конкуренция, 2011. — № 4. — С. 358−359

Смирнова Т. Л. Основные направления реструктуризации ядерного топливно-энергетического комплекса в России. // Экономика региона, 2009. — № 2. — С. 217

Смирнова Т. Л. Основные направления реструктуризации ядерного топливно-энергетического комплекса в России. // Экономика региона, 2009. — № 2. — С. 217−218

Смирнова Т. Л. Основные направления реструктуризации ядерного топливно-энергетического комплекса в России. // Экономика региона, 2009. — № 2. — С. 218

Смирнова Т. Л. Основные направления реструктуризации ядерного топливно-энергетического комплекса в России. // Экономика региона, 2009. — № 2. — С. 218−219

Смирнова Т. Л. Основные направления реструктуризации ядерного топливно-энергетического комплекса в России. // Экономика региона, 2009. — № 2. — С. 219

Смирнов В. В. Привлечение и использование иностранных инвестиций в развитии топливно-энергетического комплекса России. — Изд-во: СПбГУЭФ, 2012. — С. 139

Смирнов В. В. Привлечение и использование иностранных инвестиций в развитии топливно-энергетического комплекса России. — Изд-во: СПбГУЭФ, 2012. — С. 139

Смирнов В. В. Привлечение и использование иностранных инвестиций в развитии топливно-энергетического комплекса России. — Изд-во: СПбГУЭФ, 2012. — С. 140

Анисимова Е. С. Инновационное развитие ТЭК РФ и особенности организации его финансов. // Вестник НГУ. C

epия: Социально-экономические науки, 2011. — Том 11. — Выпуск 2. -

С. 6

Анисимова Е. С. Инновационное развитие ТЭК РФ и особенности организации его финансов. // Вестник НГУ. C epия: Социально-экономические науки, 2011.

— Том 11. — Выпуск 2. — С. 6

Анисимова Е. С. Инновационное развитие ТЭК РФ и особенности организации его финансов. // Вестник НГУ. C epия: Социально-экономические науки, 2011.

— Том 11. — Выпуск 2. — С. 7

Анисимова Е. С. Инновационное развитие ТЭК РФ и особенности организации его финансов. // Вестник НГУ. C epия: Социально-экономические науки, 2011. -

Том 11. — Выпуск 2. — С. 8

Распоряжение Правительства РФ от 11.

08.2010 N 1334-р (ред. от 10.

09.2012) <�Об утверждении перечня генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности>

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.

08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.

12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.

04.2013)

Санеев Б.Г. и др. Методы и модели разработки региональных энергетических программ: Монография. — Новосибирск: Наука, 2008. — C. 13

[Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа:

https://www.energystrategy.ru/present/present.htm. — Громов А. И. Проблемы энергосбережения н энерго эффективности в российской энергетике

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2013)
  2. Распоряжение Правительства РФ от 11.08.2010 N 1334-р (ред. от 10.09.2012) <�Об утверждении перечня генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности>
  3. . Дефицита энергоресурсов нет: есть дефицит здравого смысла. Проблемы современной энергетики. // Мировая энергетическая политика, 2003. — № 5
  4. Е.С. Инновационное развитие ТЭК РФ и особенности организации его финансов. // Вестник НГУ. Cepия: Социально-экономические науки, 2011. — Том 11. — Выпуск 2. — С. 6−12
  5. Ю.В. Современные проблемы мировой энергетики. — М.: Навона, 2011. — 232 c.
  6. Т.А. Роль договора к Энергетической Хартии в системе обеспечения международной энергетической безопасности. // Актуальные проблемы российского права, 2008. — № 3. — С. 500−506
  7. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: https://www.energystrategy.ru/present/present.htm. — Громов А. И. Проблемы энергосбережения н энерго эффективности в российской энергетике
  8. И.В. Договор к Энергетической Хартии в контексте отношений Россия — ЕС. // Энергетическое право, 2007. — № 1
  9. Доэ Д., Напперт С. Попов А. Россия и Договор к Энергетической хартии: обшие интересы или непримиримые противоречия? // Нефть, газ и право, 2006. — № 5. — С. 10
  10. Д.В. Энергетическая безопасность. Монография. — К.: Основа, 2012. — 920 с.
  11. В. Энергетическая глобализация: международндый нефте-газовый бизнес и суверенная энергетическай безопасность. // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция, 2011. — № 4. — С. 355−364
  12. П.Г. Энергия, энергетика и право. // Энергетическое право, 2006. — № 1
  13. В.И. Энергетические проблемы в мировой политике. — М.: Просвещение, 2004. — С. 381−406
  14. .Г. и др. Методы и модели разработки региональных энергетических программ: Монография. — Новосибирск: Наука, 2008. — 136 с.
  15. В.В. Привлечение и использование иностранных инвестиций в развитии топливно-энергетического комплекса России. — Изд-во: СПбГУЭФ, 2012. — С. 138−140
  16. Т.Л. Основные направления реструктуризации ядерного топливно-энергетического комплекса в России. // Экономика региона, 2009. — № 2. — С. 218−223
  17. [Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.encharter.org. — Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии
  18. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.encharter.org/. — Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы. Правовая основа для международного энергетического сотрудничества
  19. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.encharter.org/. — Статья 2 Договора к Энергетической Хартии
  20. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.encharter.org/. — Выступление Генерального Секретаря Энергетической Хартии на заседании Всемирного Энергетического Совета
  21. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.encharter.org/. — Годовой доклад Секретариата Энергетической Хартии за 2006 г.
  22. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.encharter.org/. — Выступление Генерального Секретаря Энергетической Хартии на заседании Всемирного Энергетического Совета
  23. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: https://www.pfcenergy.com/Russian/Membership-Services. — Информационно-аналитические службы
  24. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: http://www.energystrategy.ru. — Энергетическая стратегия РФ на период ло 2020 г. от 28.08.2003 г.
  25. Электронный ресурс]. — Электрон. данные. — Режим доступа: https://www.energystrategy.ru. — Доктрина энергетической безопасности от 23.03.2003 г.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ