Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Финансово-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Простор-Трейд»

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭММ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В современных условиях развития и внедрения достижений информационных технологий был разработан целый ряд программных продуктов, которые в той или иной степени могут использоваться на различных стадиях управления инновационными проектами. Многообразие подходов, выполняемых функции и в большинстве случаев достаточно высокая стоимость данных программных… Читать ещё >

Финансово-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Простор-Трейд» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная практика является важной неотъемлемой частью обучения студента.

Целью практики является приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, а также сбор данных для написания дипломной работы.

Третьим гипермаркетом в Минске вслед за «Бигззом» и «Гиппо» стал объект с красивым названием ProStore, которое интересно расшифровывается с английского (Pro Store -«профессиональный магазин») и хорошо читается по-русски. По площади торгового зала он слегка превзошел своих конкурентов: настоящий простор для шопинга. На сегодняшний день в Минске функционирует 5 гипермаркетов ЗАО «Простор-Трейд».

Объектом исследования в данном отчете является ЗАО «Простор-Трейд». Предметом исследования является финансово-экономическое состояние предприятия, система оплаты труда работников.

В ходе практики мы решили следующие задачи:

— изучили и проанализировали производственную, финансовую, коммерческую деятельность предприятия;

— изучение организацию службы маркетинга и маркетинговую деятельность предприятия;

— ознакомились с системой управления предприятием;

— выполнении практическую работы по заданию предприятия.

В отчете предоставлены материалы по проведению анализа производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «Простор-Трейд», основные и оборотные средства данного предприятия, организационная и производственная структура, маркетинг на предприятии, правовое обеспечение деятельности.

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «Простор-Трейд» — одно из крупнейших торговых предприятий Республики Беларусь.

Сегодня ЗАО «Простор-Трейд» — современная торговая сеть гипермакетов, относительная молодость которого не помешала стать в ряд самых успешных торговых предприятий республики, а главное — гостеприимным домом для минчан и гостей столицы.

Время работы с 9 до 23 часов без выходных дней и обеденного перерыва [1, с. 1].

В соответствии с Уставом ЗАО «Простор-Трейд» осуществляет:

— розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, ремонт бытовых товаров и предметов личного пользования;

— финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения; деятельность, являющаяся вспомогательной по отношению к финансовому посредничеству;

— производство пищевых продуктов и напитков;

— предоставление прочих услуг;

— прочая коммерческая деятельность;

— розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами и туалетными принадлежностями;

— осуществляет внешнеэкономическую деятельность, заключает бартерные сделки, контракты;

— осуществляет любого вида хозяйственную деятельность, если она не запрещена законодательными актами РБ.

Основными видами хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Простор-Трейд» является розничная торговля продуктами питания и промышленными товарами, производство продукции общественного питания.

Основной формой обслуживания в гипемаркете является самообслуживание (около 70% всей площади), что способствует увеличению пропускной способности магазина, росту товарооборота. Применяется и традиционная форма продажи товаров через прилавок (рыбный, мясной, кондитерский, кулинарный отделы).

К услугам покупателей в ЗАО «Простор-Трейд» так же представлены:

— бесплатная автостоянка на;

— ячейки, закрывающиеся на ключ, для хранения вещей покупателей, действующий по принципу самообслуживания;

— продажа газет, журналов и открыток;

— отдел подарков и сувениров;

— фирменный магазин парфюмерии косметически;

— трикотажный отдел;

— отдел бытовой химии;

— банкоматы;

— отдел банковских услуг;

— цветочный магазин;

— салон мобильных телефонов;

— аптека;

— уютное кафе;

— детская комната

— отдел элитных вин

— приготовление кулинарной продукции, мясных полуфабрикатов и кондитерских изделий собственного производства.

Общая площадь гипермаркетов, принадлежащих ЗАО «Простор-Трейд», составляет 18 552 м². Численность работников — 1352 чел. по состоянию на 01.01.2015.

На данный момент завершилось строительство нового гипермаркета в микрорайоне Каменная горка ул. Каменогорская, 3 — МКАД. Планируемая его торговая площадь не менее 20 400 квадратных метров.

Организационно-управленческая структура организации является смешанной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

Преимуществом данной структуры является:

— более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

— освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатком является:

— отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;

— недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.

Следует отметить, что для данного предприятия, в силу определённых его особенностей (размер, род деятельности), такая структура является приемлемой.

Структура штата следующая:

— руководители: зав. магазином, зам. зав. магазином, главный бухгалтер, заведующие отделом, заместители заведующих отделом, главный инженер, зав. Производством, начальник кондитерского цеха, мастер кондитерского цеха;

— специалисты: экономист 1-ой категории, ведущий специалист, бухгалтера 2-й высшей категории, инспектор отдела кадров, товароведы, администраторы;

— технические исполнители: главные кассиры;

— рабочие: продавцы, кассиры-контроллеры, грузчики, водители, работники мясного цеха, работники кондитерского цеха.

В гипермаркетах были созданы благоприятные условия для покупателей. Прежде всего, это просторные и удобные торговые залы, в которых постоянный микроклимат поддерживается кондиционерами. Также телефонная станция внутренней связи, радиоузел, грамотная служба охраны и качественное видеонаблюдение размещенное в торговых залах, с помощью которого можно наблюдать за ходом торгового процесса и оперативно его контролировать.

Ассортимент гипермаркетов ЗАО «Простор-Трейд» это товары повседневного спроса, преимущественно продовольственные — как правило 80%., непродовольственные товары занимают примерно 20% процентов ассортимента.

Продовольственные товары. Мясные и молочные продукты, различные специи и соусы, свежие овощи и фрукты, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки и многое другое. В гипермаркетах ЗАО «Простор-Трейд» есть все, чтобы удовлетворить запросы даже самых требовательных покупателей.

Основное отличие гипермаркетов ЗАО «Простор-Трейд» от других магазинов — направленность на качество обслуживания и удобство для покупателей, создание комфортной обстановки, возможность выбора из ряда товаров с похожими характеристиками (несколько марок молока или соков одного объема). Это привлекает большой поток покупателей, но создает необходимость держать большой товарный запас.

Основная задача, которую ставят перед собой работники ЗАО «Простор-Трейд» — улучшить торговое обслуживание населения, проявить заботу о людях, путем создания максимума удобств для них. Это достигается за счет совершенствования материально-технической базы, расширения ассортимента товаров, применения прогрессивных форм продаж.

Основными конкурентными преимуществами ЗАО «Простор-Трейд», которые помогут ему выделиться среди других предприятий торговли, и завоевать доверие покупателей будут являться:

— предложение покупателю товаров соответствующих всем качественным требованиям;

— предложение товаров с нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя (с различными наполнителями и добавками, соответствующим определенному вкусу круга покупателей);

— проведение гибкой ценовой политики;

— применение различных видов внутрии вне магазинной рекламы;

— расширение объема дополнительных услуг (комплектация подарочных наборов, доставка товара по заказу, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателю).

— реализация большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы населения с различными доходами.

— реализация товаров населению в кредит, периодическое предоставление кредита на льготных условиях.

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Важнейшим качественным показателем, характеризующим деятельность торговой организации, является прибыль (чистый доход). Анализ прибыли торговой организации в основном аналогичен анализу прибыли производственных организаций, однако имеет особенности, вызванные различиями в формировании доходов в торговле.

Товары поступают в торговые организации по покупным (оптовым) ценам. Продаются же товары населению торговыми организациями по розничным ценам. Разница между продажной и покупной ценой составляет торговую наценку, или валовый доход торговой организации. Следовательно, валовый доход может быть определен как сумма реализованных торговых наценок за вычетом налога на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) исчисляется в виде определенного процента от розничной цены, либо в виде наценки на оптовую цену.

За счет валового дохода (торговой наценки) возмещаются издержки обращения торговой организации, а также образуется прибыль. Отсюда следует, что прибыль равняется разности между валовым доходом и издержками обращения. Понятно, что основными путями увеличения прибыли в торговле являются увеличение валового дохода и снижение издержек обращения.

Отношение суммы прибыли от продажи товаров к объему товарооборота, выраженное в процентах, представляет собой уровень рентабельности торговой организации [3, с. 31].

Таблица 2.1 Основные показатели деятельности ЗАО «Простор-Трейд» за 2011;2013 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Изменение +/;

Темп роста, %

2012 к 2011

2013 к 2012

2012 к 2011

2013 к 2012

Выручка от реализации, товаров, работ и услуг, млн.руб.

121,1

Выручка от реализации, товаров, работ и услуг в сопоставимы ценах, млн.руб.

105,7

114,6

Выручка от реализации, товаров, работ и услуги (за вычетом налогов), млн.руб.

109,3

123,3

Выручка от реализации, товаров, работ и услуги (за вычетом налогов) в сопоставимы ценах, млн.руб.

105,7

115,9

Розничный товарооборот, млн.руб.

121,8

Розничный товарооборот в сопоставимы ценах, млн.руб.

113,9

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, млн.руб.

109,3

121,9

Доход организации, всего, млн.руб.

111,6

117,4

В % к товарообороту

35,86

36,37

35,05

0,51

— 1,32

101,4

96,4

Налоги из дохода

1671,9

1031,1

151,9

— 640,8

61,7

В % к товарообороту

0,38

0,38

0,19

— 0,19

В том числе доходы от реализации товаров без налогов, млн.руб.

124,5

В % к товарообороту

18,54

18,54

18,96

0,42

102,3

Расходы на реализацию, млн.р.

109,8

117,5

Прибыль от реализации товаров и услуг, млн.р.

111,7

167,6

Рентабельности товарооборота, %

2,56

2,6

3,58

0,04

0,98

101,6

137,7

Прочие доходы по текущей деятельности (за вычетом налогов) млн.руб.

101,9

115,1

Прочие расходы по текущей деятельности, млн.руб.

110,7

Сальдо прочих доходов и расходов, млн.руб.

— 4560

— 5187

— 8469

— 627

— 3282

113,8

163,3

Прибыль отчетного периода, млн.руб.

110,1

171,1

В % к товарообороту

1,43

1,43

0,57

139,9

Налоги из прибыли, млн.руб.

163,4

в % к товарообороту

0,46

0,46

0,61

0,15

132,6

Прибыль к распределению (чистая прибыль), млн.руб.

110,6

174,7

в % к товарообороту

0,97

0,97

1,39

0,42

143,3

Среднесписочная численность, чел.

100,2

102,3

В т.ч.продавцов

100,4

100,8

Товарооборот на 1 работника, млн. руб

109,8

119,1

В т.ч. на 1 продавца, млн.руб.

109,6

120,9

Торговая площадь, м2

Товарооборот на 1 м²

31,1

34,2

41,7

3,1

7,5

121,9

Прибыль на 1 работника млн.руб.

5,1

5,61

9,38

0,51

3,77

167,2

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Как видно из таблицы розничный товарооборот сети гипермаркетов ProStore увеличился как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Розничный товарооборот в 2011 году составил 402 466 млн руб., в 2012 году — 442 713 млн руб., увеличение — 40 247 млн руб. За 2013 год он увеличился на 96 525 млн руб. и составил 539 238 млн руб. При чем в сопоставимых ценах товарооборот в 2013 году увеличился на 47 502 млн руб. и составил 490 215 млн руб. Увеличение товарооборота за счет роста цен составило: 2012 году — 12 210 млн руб. (40 247−28 037), 2013 году — 36 813 млн руб. (96 525−59 712). Темп роста цен составил: 2012 год — 103%, в 2013 году — 107,9%. Увеличение объемов продаж вызвано в первую очередь улучшением ассортимента товаров, то есть ассортимент в гипермаркете формировался с учетом пожеланий и интересов потребителей. Также в качестве мер стимулирования роста товарооборота осуществлялась, проводились рекламные акции, распродажи и демонстрации.

Доход торговой организации в 2013 г. увеличился на 27 970 млн руб. и составил 188 977 млн руб. Рост за два года составил 44 665 млн руб. Увеличение произошло за счет роста объемов продаж. Уровень дохода в процентах к товарообороту в 2012 году вырос на 0,51%, в 2013 году сократился на 1,32%. И составил 35,05%. Налоговые отчисления из дохода также выросли в 2012 году на 151,9 млн руб. и снизились в 2013 году. В 2013 году налоги, уплачиваемые из дохода, составили 1031,1 млн руб., то есть снизились по сравнению с 2012 годом на 640,8 млн руб.

Что касается расходов на реализацию, то в 2013 году они увеличились за два года на 18 654 млн руб. или на 29% и составили 82 956 млн руб. как видно из анализа темп роста издержек не превышает темп роста товарооборота, следовательно, уровень расходов в процентах к товарообороту снизился.

Увеличение товарооборота и дохода организации, а также снижение уровня расходов на реализацию, привели к увеличению прибыли от реализации. Прибыль от реализации в 2011 году составила 10 298 млн руб. В 2012 году данный показатель вырос на 1207 млн руб. и составил 11 505 млн руб., а в 2013 году рост 7773 млн руб., и прибыль составила 19 278 млн руб. Рентабельность товарооборота возросла в 2013 году, за счет роста прибыли, на 0,98% и составила 3,58%. В то время как за прошлый год рентабельность товарооборота составила 2,6%, и ее рост по сравнению с 2011 году — 0,04%.

Превышение прочих расходов от текущей деятельности над доходами в 2011, 2012 и в 2013 годах, привело к снижению прибыли отчетного года. Сальдо по прочим доходам и расходам в 2013 году составило — (-8469) млн.р., что на 3282 млн руб. меньше, чем в 2012 году, и на 3909 млн руб. меньше, чем в 2011 году. Прибыль отчетного периода выросла за два года на 5071 млн руб., и составила 10 809 млн руб.

За счет увеличения товарооборота и численности персонала увеличился товарооборот на 1 работника. В 2013 году этот показатель составил 468 млн руб., что на 19,1% выше, чем в 2012 году. При сохранении прежней торговой площади и увеличении товарооборота товарооборот на 1 м² вырос с 31,1 млн руб. в 2011 году до 41,7 млн руб. в 2013 году. Рост прибыли от реализации за два года привел к росту прибыли на 1 работника на 4,28 млн руб.

Далее проведем анализ основных и оборотных средств предприятия.

Для начала рассмотрим состав и структуры основных производственных фондов.

Таблица 2.2 Состав и структура основных производственных фондов за 2011;2012 гг.

Виды основных фондов

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+; -)

Темп роста, %

сумма, млн. руб.

уд. вес., %

сумма, млн. руб.

уд. вес., %

сумма, млн. руб.

уд. вес., %

Здания

57,19

60,07

2,88

116,8

Машины и оборудование

27,24

25,02

— 2,22

102,2

Транспортные средства

9,52

9,2

— 0,32

107,5

Производственный и хозяйственный инвентарь

6,05

5,71

— 0,34

104,8

Итого

111,2

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия Таблица 2.3 Состав и структура основных производственных фондов за 2012;2013 гг.

Виды основных фондов

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+; -)

Темп роста, %

сумма, млн. руб.

уд. вес., %

сумма, млн. руб.

уд. вес., %

сумма, млн. руб.

уд. вес., %

Здания

60,07

58,77

— 1,3

124,7

Машины и оборудование

25,02

25,24

0,22

128,5

Транспортные средства

9,2

10,62

1,42

147,1

Производственный и хозяйственный инвентарь

5,71

5,37

— 0,3

Итого

127,4

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия Основные фонды предприятия постоянно увеличиваются, обновляются, технически совершенствуются. В связи с этим их структура с течением времени изменяется. Из аналитических таблиц видно, что основная часть основных фондов ЗАО «Простор-Трейд» составляют здания. Особенно это наблюдалось в 2012 году, когда темп роста составил 116,8%.

Увеличение доли производственного оборудования, машин и средств автоматизации в 2013 году свидетельствует о правильной экономической политике, проводимой на предприятии в целях повышения эффективности использования основных средств. Как видно из данных таблицы, темп роста машин и оборудования в этом году составил 128,5%.

Высокий темп роста в 2013 году наблюдается по транспортным средствам — 147,1%. Это связано с увеличение перевозки товара собственным транспортом и подготовкой к расширению сети гипермаркетов в городе Минске.

Таблица 2.4 Анализ эффективности использования основных производственных фондов за 2011;2013 гг.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+; -)

Темп роста, %

2012 к 2011

2013 к 2012

2012 к 2011

2013 к 2012

Оборот розничной торговли без НДС, млн. руб.

121,8

Прибыль от продажи товаров (услуг), млн. руб.

111,7

167,6

Стоимость используемых основных фондов, млн. руб.

111,2

127,4

Среднесписочная численность работающих, чел.

100,2

102,3

Фондоотдача

39,292

38,858

37,143

— 0,434

— 1,715

98,9

95,6

Фондовооруженность труда

9,113

10,118

12,602

1,005

2,484

124,6

Фондоемкость

0,025

0,026

0,027

0,001

0,001

103,8

Фондорентабельность

1,005

1,01

1,328

0,005

0,318

100,5

131,5

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия Рассмотрим данные таблицы об эффективности использования основных фондов. Фондоотдача основных средств снижалась на протяжении двух лет: в 2012 г. на 0,434 и в 2013 г. на 1,715. Это свидетельствует об ухудшении использования основных средств. Но следует отметить, что рост стоимости зданий произошел за счет переоценки, а рост стоимости оборудования и транспорта — в связи с подготовкой к расширению сети.

Положительным моментом является рост фондовооруженности на 11% в 2012 г. и на 24,6% в 2013 г., а также фондорентабельности на 31,5% в 2013 г. Фондовооруженность показывает сколько основных фондов приходится на одного работника. Показатель фондорентабельность определяется, как сумма прибыли от реализации продукции, полученная на 1 рубль основных производственных фондов.

Оборотные средства составляют значительную часть ресурсов торгового предприятия, поэтому важная роль отводится улучшению их использования. Торговые организации должны целесообразно и эффективно использовать оборотные средства.

Таблица 2.5 Анализ структуры оборотных средств

Виды оборотных средств

На конец прошлого года

На конец отчетного года

Отклонение (+;-) по

Темп роста, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. весу, %

Оборотные средства, всего

115,4

в том числе: — товарные запасы

18,94

17,84

— 1,1

108,7

— денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

78,04

79,78

1,74

— дебиторская задолженность

2,84

2,2

— 560

— 0,64

89,5

— прочие активы

0,18

0,18

116,5

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия Проанализировав динамику состава и структуры оборотных средств, можно сделать вывод о положительной динамике. Наблюдается сокращение дебиторской задолженности как в денежном выражении — 560 млн руб., так и в удельном весе оборотных средств. Наибольший темп роста денежных средств — 118,0%. Предприятие не загружает склады запасами.

Таблица 2.6. Анализ эффективности использования оборотных средств

Показатели

2012 г.

2013 г.

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

Оборот розничной торговли без НДС

121,8

Однодневный товарооборот

1209,6

1477,36

267,76

122,1

Стоимость оборотных средств

115,4

Время обращения оборотных средств, дни

— 9

94,2

Коэффициент оборачиваемости, оборотов

2,35

2,48

0,13

105,5

Абсолютное высвобождение (вовлечение) оборотных средств

Относительное высвобождение (вовлечение) средств в оборот

— 13 296,3

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия Время обращения оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств в днях) показывает продолжительность одного оборота среднего размера оборотных средств в днях. Критерием эффективности в данном случае будет снижение этого коэффициента, что мы и наблюдаем на данном предприятии: снижение в отчетном году на 9 дней по сравнению с предыдущим в абсолютном выражении, или на 5,8% в относительном, что является положительным моментом, т.к. в результате ускорения оборачиваемости происходит относительное высвобождение средств из оборота.

Скорость обращения оборотных средств (коэффициент оборачиваемости) показывает число оборотов, совершаемых средним размером оборотных средств за определенный период.

В данном случае следует отметить ускорение скорости обращения оборотных средств на 0,13 оборотов или на 5,5%.

Чем короче период оборачиваемости в днях, тем больше кругооборотов проходят оборотные средства и тем меньше потребность в них, следовательно, рост скорости обращения будет иметь положительную экономическую оценку.

Таким образом, проведя анализ основных показателей хозяйственной деятельности можно сказать, что растет эффективность хозяйственной деятельности ЗАО «Простор-Трейд». Наблюдается рост основных показателей, характеризующих эффективность функционирования организации.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА Отдел маркетинга гипермаркета является отдельным структурным подразделением, подчиняется директору и первому заместителю директора гипермаркета по коммерческим вопросам и организует свою работу во взаимодействии с другими отделами и службами гипермаркета.

Отдел в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, приказами и инструкциями Министерства торговли Республики Беларусь, Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, Уставом предприятия, приказами и распоряжениями по гипермаркету и Положением об отделе маркетинга.

В соответствии с Положением об отделе маркетинга, отдел возглавляет заместитель директора, который назначается и увольняется приказом директора гипермаркета.

Заместителю директора, возглавляющему об отдел маркетинга, подчиняются:

— руководитель отдела послепродажного обслуживания;

— руководитель группы мерчендайзеров;

— зам. заведующих отделами, складами по вопросам, входящим в компетенцию отдела маркетинга.

Деятельность отдела осуществляется по текущим и перспективным планам, которые составляются исходя из функций отдела. В соответствии с планами, отдел маркетинга, совместно с заведующими магазинов, обеспечивает рациональное товароснабжение, оптимально сочетающее максимальное удовлетворение потребностей покупателей и экономические интересы гипермаркета.

Основными задачами, возложенными на отдел маркетинга, являются:

— организация работы по бесперебойному снабжению гипермаркета товарами народного потребления;

— установление тесных договорных отношений с товаропроизводителями Республики Беларусь и прочими поставщиками на взаимовыгодной основе и в соответствии с действующим законодательством;

— постоянная работа с промышленными предприятиями и производителями Республики Беларусь по вопросам совершенствования ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции;

— осуществление контроля за качеством поступающих в магазины товаров, своевременное принятие мер по предъявлению штрафных санкций поставщикам за поставку некачественного товара;

— разработка мероприятий и постановка задач по организации и совершенствованию автоматизированной системы обработки экономической информации;

— обеспечение получения доходов и недопущение убытков по всем направлениям деятельности;

— контроль за эффективностью использования финансовых и кредитных ресурсов, направляемых на закупку товаров;

— проведение необходимых мероприятий с финансовыми и банковскими структурами по вопросам формирования кредитного портфеля, рационального использования финансовых ресурсов предприятия.

В соответствии с основными задачами отдел выполняет следующие функции:

— проводить работу по внедрению основных элементов торгового маркетинга в магазинах, а также вносить предложения о совершенствовании системы менеджмента с учётом изменяющихся рыночных отношений;

— принимает участие в ежегодных оптовых ярмарках по закупке товаров, проводить работу по заключению договоров с поставщиками;

— проводит работу по осуществлению рациональной ассортиментной политики организации с учётом направлений его развития и совершенствования товаров однородных групп, разрабатывает ассортиментные перечни с учётом товарной номенклатуры отделов;

— осуществляет постоянные проверки наличия в гипермаркете товаров согласно ассортиментного перечня;

— организует проведение мероприятий по изучению покупательского спроса, ускорению продвижения товаров, обеспечивает расширение использования методов стимулирования продаж: выставки-продажи, сезонные распродажи и скидки и т. д.;

— предоставляет юридической службе гипермаркета документы, необходимые для предъявления претензий и штрафных санкций поставщикам;

— проводит анализ поступления и реализации товаров в ассортиментном разрезе, на основании чего составляется расчёт необходимой потребности в товарах на будущий период (год);

— ведёт учёт выборки выделенных квот и поступления товаров из других источников, выполнения поставщиками договорных обязательств по срокам поставки, ассортименту и качеству поставляемых товаров;

— проводит работу по внедрению в гипермаркете элементов рыночного механизма в торговле, в т. ч. изучение конъюнктуры рынка и формирование ценовой политики товаров народного потребления;

— принимает меры по созданию и поддержанию климатического и санитарного режимов хранения и размещения товаров в складских помещениях гипермаркета;

— разрабатывает и осуществляет мероприятия по предотвращению и снижению потерь в процессе товародвижения;

— участвует в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации с учётом особенностей товаров для товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;

— проводит постоянную работу по изучению структурных товарных запасов и их нормализации, консультирует работников торгового зала, обеспечивает реализацию товаров, по вопросам качества, потребительских свойств и технико-эксплуатационных характеристик товаров;

— осуществляет проверку качества товаров, их маркировки и упаковки в соответствии с действующей нормативной документацией;

— обеспечивает обязательное наличие сертификатов качества и удостоверения о государственной гигиенической регистрации на товары, подлежащие сертификации (гигиенической регистрации);

— осуществляет постоянные проверки правильности применения поставщиками цен на товары, а также применяет меры по недопущению их необоснованного роста;

— осуществляет постановку новых задач для программы «Комплекс товароведа» и вносит предложения по совершенствованию действующей системы компьютерной обработки информации о товародвижении в гипермаркете;

— в установленные сроки представляет необходимую отчётность о поступлении товаров по видам поставщиков, о выборе квот, о контроле за качеством поступающих товаров и проведении мероприятий по изучению спроса и насыщению товарного рынка;

— рассматривает письма, заявления и жалобы покупателей по вопроса, относящимся к компетенции отдела, вносит предложения по разрешению этих жалоб;

— обеспечивает наличие в магазинах нормативной документации по вопросам качества товаров.

Также отделом маркетинга решаются такие вопросы как:

— объёмы поставок;

— взаимоотношения между торговлей и промышленностью;

— работа по прямым связям;

— конъюнктурные совещания, подходы в изучении спроса.

Для сотрудничества с изготовителями товаров, более чёткого представления производителями потребностей торговли регулярно проводятся конъюнктурные совещания. Их основные цели:

— презентация новых изделий;

— критика уже известной продукции в плане её усовершенствования, модификации, или снятия с производства;

— обсуждение результатов совместной деятельности торговли и промышленности;

— выявление основных направлений реализации и совершенствования производства для наиболее полного удовлетворения спроса покупателей.

В комплекс маркетинга входит все, что организация может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения и стимулирования. В зарубежных учебниках и практике работы для обозначения этой совокупности направлений маркетинговой политики популярна мнемоническая формула «4Р»:

«Product (товар) — Price (цена) — Promotion (продвижение) — Place (распределение)»

В последнее время некоторые специалисты аргументировано выделяют пятый структурный блок, пятое «Р» комплекс проблем персонала.

В части товара и цены в гипермаркете проходят недельные и вечерние акции на определённый товар, что позволяет увеличить количество проданных товаров и привлечь покупателей в магазин. С 9:00 до 12:00 действует 2% скидка для пенсионеров и инвалидов на определённый перечень товаров. На акционный товар и новый товар прикрепляются эмблемы «лучшая цена» и «новинка». В кондитерском отделе используется выставочная витрина с тортами на тарелочках. Такая витрина не даёт равнодушно пройти и не купить что-нибудь из кондитерских изделий, ассортимент которых составляет 108 наименований.

В части продвижения проводятся активные маркетинговые исследования и реклама.

Главная цель рекламы — формирование потребности и спроса, его развитие, удержание или расширение доли рынка, а также обеспечение эффективной работы предприятия.

Поэтому ЗАО «Простор-Трейд» в условиях жесткой конкуренции среди подобных ему гипермаркетов должен проводить непрерывные рекламные мероприятия. Необходимо помнить, что реклама — это не только информация о товаре, предприятии. Целью рекламы может быть убеждение и напоминание.

Наиболее часто используемыми видами и средствами рекламы в ЗАО «Простор-Трейд» являются следующие:

1. реклама в прессе: газетах, журналах общего назначения, специальных (отраслевых), фирменных журналах (бюллетенях);

2. печатная реклама: проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, листовки, открытки, календари и т. д.;

3. наружная реклама: плакаты, щиты, панно, выносные витрины;

4. реклама на транспорте: надписи на транспортных средствах, печатные объявления в салонах транспорта, витрины с товаром на вокзалах, в аэропортах и т. д.;

5. реклама на месте продажи: витрины магазинов, вывески, знаки-символы в торговом зале, упаковка, устная реклама, выкладка товара;

6. сувениры и другие малые формы рекламы (авторучки, папки, брелочки, наклейки и др.).

Главная коммерческая цель рекламы — обеспечить успешное продвижение товара на рынок, формирование спроса и увеличение объемов продажи, но при этом она должна быть эффективной: затраты на рекламу должны покрываться полученными в результате ее воздействия на сбыт доходами и приносить прибыль.

Реклама способствует расширению рынков сбыта, стимулирует рост товарооборота, обеспечивает потребителя информацией, стабилизирует, поддерживает, формирует спрос, помогает выбрать лучший, более качественный товар.

Кроме того, весь рекламный процесс воздействия на потребителя должен базироваться на тесной увязке экономических, социальных и этических задач современного общества и его образа жизни.

По четвертому элементу «Распределение» или «Место» заметим расположение сети гипермаркетов: пр-т Дзержинского, 126 (выезд на Брест), пр-т Партизанский, 182 и ул. Уборевича, 176, пр-т Победителей, 84. Магазины занимают удобные места на выездах с города, около каждого магазина парковка для автомобилей. Торговый объект на пр-т Победителей, 84 размещен на площадях в торговом центре «Арена-сити», принадлежащих группе компаний «Трайпл» — одного из владельцев данной сети гипермаркетов.

Другие гипермаркеты в собственности ЗАО «Простор-Трейд». Информация по ним приведена в табл. 3.1 Предприятием организован маршрут автобуса от станции метро Могилевская до по адресу пр-т Партизанский, 182 без оплаты за проезд.

Таблица 3.1 Информация о гипермаркетах ЗАО «Простор-Трейд»

№ п/п

Адрес торгового объекта

Площадь, кв. м.

пр-т Дзержинского, 126

пр-т Партизанский, 182

ул. Уборевича, 176

Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных На данный момент завершено строительство нового гипермаркета в микрорайоне Каменная горка ул. Каменогорская — МКАД. Планируемая его торговая площадь не менее 20 400 квадратных метров.

Особое значение для деятельности торговых предприятий имеет анализ организации маркетинга. Он определяет структуру организации, согласованность внутри нее, а также эффективность взаимодействия между подразделениями организации и анализируется с помощью метода «дерево целей», метода тестирования, метода наблюдения и SWOT-анализа.

Результатом маркетингового анализа должны стать объективные результаты обследования маркетинговой деятельности компании. Они позволяют своевременно улучшить или реорганизовать существующую систему маркетинга, скорректировать маркетинговые стратегии, оптимизировать каналы продаж, наладить контроль и планирование, обеспечить значительную экономию ресурсов за счет сокращения расходов и повышения эффективности применяемых технологий.

Просмотрев организацию деятельности отдела маркетинга ЗАО «Простор-Трейд», сделаем следующие предложения:

1) Потребители оперативно реагируют на все изменения цен на рынке, что приводит к колебанию спроса на потребительские товары. В связи с этим гипермаркету необходимо постоянно работать не только над снижением издержек обращения, но и над разработкой белее гибкой системы ценообразования.

2) Можно предложить использовать менее распространенные виды скидок. Так, можно использовать скидки постоянным покупателям по определенным группам отечественных товаров. При приобретении товаров покупателю вручается специальная карточка (в зарубежной практике такие карточки называются бонусными). При предъявлении трех карточек покупатель имеет право на получение скидки при приобретении некоторых видов товаров.

3) Способом стимулирования продаж могут быть скидки «мгновенных распродаж». Такие скидки могут быть применены в гипермаркете следующим образом. В нескольких отделах одновременно либо с 19.30 до 20.30 снижаются цены с тем, чтобы привлечь в отдел покупателей.

4) Можно предложить ЗАО «Простор-Трейд» совместно с коммерческими банками, реализующими платежи с помощью пластиковых карточек, предоставлять скидку. Взаимная выгода очевидна: для банка — увеличение числа безналичных расчетов, для гипермаркета — увеличение товарооборота и прибыли.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭММ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В современных условиях развития и внедрения достижений информационных технологий был разработан целый ряд программных продуктов, которые в той или иной степени могут использоваться на различных стадиях управления инновационными проектами. Многообразие подходов, выполняемых функции и в большинстве случаев достаточно высокая стоимость данных программных продуктов ставит инновационного менеджера перед выбором. С одной стороны, необходимо определиться с тем, использовать ли готовый программный пакет или осуществлять расчеты «вручную» (например, с использованием стандартного табличного пакета Miccrosoft Excel). С другой стороны, широкое многообразие вариантов самих проектов затрудняет существование стандартного обеспечения, которое могло бы учесть все специфические особенности в каждой сфере деятельности и в различных экономических условиях. Но использование прикладных компьютерных программ, практически всегда могут помочь в деле управления инновационными проектами.

При выборе конкретного варианта специализированного программного обеспечения необходимо принять во внимание следующие параметры пакета:

1) Принципы управления данными

2) Механизмы планирования, оценки и анализа;

3) Удобство работы с пакетом;

4) Обеспечение совместной работы.

Количество торгового оборудования и вид оборудования в гипермаркете определяется исходя из:

— ассортимента;

— формы обслуживания;

— сохранности;

— торговой площади;

— экономической эффективности.

В настоящее время вычислительная система гипермаркетов насчитывает свыше 251 единицы ПЭВМ и 6 файловых сервера. Парк машин состоит из различающихся по производительности ПЭВМ-от IBM PC/AT 486-совместимых до современных типа INTEL. Для выдачи отчетности при выполнении задач (печать бухгалтерских сведений, экономических показателей, документации по заработной плате, накладных, оборотных ведомостей) используются печатающие устройства:

— игольчатые принтеры (EPSON FX 800, 100, 1050, 1170, 2170);

— лазерный (HP LJ).

Рабочие станции, непосредственно участвующие в торговом процессе в зале, и файловые серверы защищены от перепадов напряжения питающей сети.

Указанной техникой оснащены все структурные подразделения гипермаркета, что позволяет максимально ускорить торгово-технологический процесс.

Использование вычислительной техники дает возможность оперативно контролировать товарные запасы на складах, проводить переоценку и инвентаризацию товарно-материальных ценностей и поиск оптимальных путей повышения рентабельности предприятия.

Для совместного использования информации пользователями создана локальная вычислительная сеть, совместный доступ к информации в которой осуществляется файловыми серверами.

Автоматизированы трудоемкие операции, выполняемые ранее вручную, среди них: учет кадров, расчет заработной платы, печать платежных поручений, печать счетов-фактур для безналичного расчета, ежедневный учет и анализ товарооборота, расчет издержек производства, учет основных средств.

Все перечисленные задачи объедены в единый комплекс, в котором между пользователями налажен автоматический обмен необходимыми данными.

Специалистами отдела АСУ была разработана «Программа секционного учета», приобретены кассовые аппараты «FASY 2100 и 2200», оснащенные фискальными блоками и бесшумными термопринтерами с двумя лентами (контрольной и чековой), с возможностью подключения к компьютеру.

Все изменения в законодательстве, которые напрямую касаются деятельности предприятия, своевременно отражаются в программах автоматизированного учета. Специалисты отдела АСУ постоянно работают над совершенствованием программно-технического комплекса гипермаркета, что позволяет заранее выявлять появление узких мест в системе обработки информации и обеспечивает ее безотказную работу.

Гипермаркеты располагает совершенной и разветвленной сетью радио, электроснабжения (12, 24, 220, 380 В), телефонизации (530 внутренних и 168 городских номеров), пожарной и охранной сигнализации, отопления и водоснабжения, канализации и автоматического пожаротушения, АСУ и пожарного водопровода. Длина всех существующих в гипермаркетах типов коммуникаций составляет 120 км.

Для обеспечения нормального температурного режима и влажности воздуха в торговых залах установлена система вентиляции и кондиционирования воздуха.

В качестве инноваций СЗАО «ПросторМаркет» планируется внедрение RFID-технологии. Планируется ввести в эксплуатацию программу электронного комплекса касс, а также микросхему RFID на замену современному штрих-коду. Данная идея позволит решить проблему с очередями, вести четкий контроль товаров, упростить и повысить скорость обслуживания покупателей на кассах, сократить количество обслуживающего персонала, контролировать качество товаров в определенных отделах и снизить количество списаний.

Использование RFID в торговом зале позволит:

1) Сократить затраты труда, связанного с инвентаризацией примерно на 90%.

2) Считыватели будут сообщать, какие из товаров более популярные, а какие менее.

3) Продажа товара на кассе станет ещё быстрей и удобней, что приведёт к повышению удовлетворенности клиентов и увеличению объемов продаж.

4) Сократить количество краж сотрудниками в магазинах за счет улучшения мониторинга движения запасов.

5) Снизить затраты на рабочую силу на 15% - 20% за счёт сокращения персонала.

Преимущества RFID меток перед штрих — кодами:

— возможность перезаписи информации на RFID метке;

— отсутствие необходимости в близком расположении считывателя и метки (что даёт возможность разместить RFID метку скрыто);

— устойчивость меток к внешнему воздействию (благодаря чему они не портятся),

— а также очень высокая защищённость меток.

Если штрих — код есть возможность подделать, то с использованием RFID меток такая возможность исключается, так как данные на ней всегда довольно сложно зашифрованы.

Кроме того, RFID технология позволяет следить за качеством товаров в отделах по реализации мясной и рыбной продукции. Так же благодаря постоянному контролю за товарами использование данной технологии позволит уменьшить количество списаний на 25%.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ Юридический отдел создается с целью осуществления деятельности предприятия в соответствии с требованиями законодательством. Можно констатировать, что правовая служба предприятия независима от ее организационно-правовой формы, является одной из наиболее важных служб, без которой предприятие не может функционировать. В соответствии с гражданским кодексом правоспособность предприятия как юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации.

Юридический отдел выполняет следующие основные функции:

— организует правовое обеспечение работы предприятия в условиях рыночной экономики;

— участвует в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов предприятия, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия;

— контролирует соблюдение установленного на предприятии порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий;

— совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия (объединения), изучает условия и причины возникновения непроизводительных расходов, состояние числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготавливает материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы;

— проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов и других документов нормативного характера, визирует их;

— подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов предприятия;

— осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных нормативных актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия, а в случае противоречия их законодательству вносит предложения об их отмене;

— оказывает правовую помощь отделу маркетинга при установлении экономических связей с предприятиями и организациями других стран;

— участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц;

— ведет систематизированный учет поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов;

— участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, визирует проекты договоров (контрактов);

— анализирует практику заключения и исполнения хозяйственных договоров и представляет руководителю предприятия предложения по устранению выявленных недостатков;

— ведет претензионную и исковую работу, представляет в установленном порядке интересы предприятия в судах, органах государственного управления при рассмотрении правовых вопросов; осуществляет методическое руководство исковой работой, если она ведется другими структурными подразделениями предприятия (объединения);

— анализирует состояние претензионной и исковой работы, предпринимает меры по устранению недостатков в деятельности предприятия, выявленных при рассмотрении хозяйственных споров;

— дает (при необходимости) правовое заключение по документам на списание материальных ценностей;

— дает заключения, консультации по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия;

— при обнаружении нарушений законности в деятельности предприятия, докладывает об этом руководителю предприятия для принятия необходимых мер по их предупреждению и устранению.

Отношения на предприятии между наниматель и работниками регулируются коллективными договорами, трудовым договором, правилами внутреннего распорядка.

К основным документам, регулирующим деятельность предприятия, относятся такие как:

— лицензия на торговлю;

— медицинские книжки;

— нормативно-технологические документы на выпускаемую продукцию (сборник рецептур блюд, технологические карты);

— качественные (оригинал и копия, заверенная в установленном порядке) в соответствии с утвержденными перечнями товаров, либо установленные сведения в документах, удостоверяющие качество и безопасность товаров, указанных в сопроводительных документах (сертификат соответствия, удостоверение о качестве и безопасности товара, удостоверение о государственной гигиенической регистрации);

— товарно-транспортная накладная по форме ТТН-1, товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей по форме ТН-2;

— приходные кассовые ордера;

— товарный отчет;

— санитарный журнал;

— книга отзывов и предложений;

— журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;

— Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 г. № 90-З;

— государственные стандарты и другие нормативные документы по стандартизации на основные реализуемые товары, включая стандарты устанавливающие требования к их маркировке, упаковке, условиям транспортировки и хранения;

— Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 142, 1/6770);

— Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 58, 5/14 061);

— Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 4 января 1995 г. № 2 «О Правилах поведения продавца».

Закупка товаров — составная часть коммерческой деятельности торгового предприятия, включающая в себя:

1) изучение и прогнозирование покупательского спроса;

2) выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

3 организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;

4) организацию учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.

Существуют следующие методы закупки товаров:

1) прямой, предполагающий установление прямых связей с розничными предприятиями;

2) косвенный, предполагающий покупку и продажу товаров через торгово-посреднические операции, на основе специального договора с торговым посредником.

Торгово-посреднические операции (косвенный метод закупки товаров) это операции, связанные с куплей-продажей товаров и выполняемые по поручению производителя независимым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения.

Посреднические услуги — подыскание покупателя (контрагента), подготовка к совершению сделки, кредитование, предоставление гарантий оплаты товара покупателем, организация транспортно-экспедиторских операций и страхование товаров, выполнение таможенных формальностей, проведение рекламных мероприятий, финансирование торговых операций, сбор и предоставление информации о рынке. Виды посредников — агент, брокер, дилер, дистрибьютор, маклер.

Закупка в порядке прямых связей (прямой метод закупки товаров) состоит из следующих этапов:

1) подготовка к заключению контрактов;

2) заключение контрактов;

3) исполнение контрактов.

С целью совершенствования правовой работы в ЗАО «Простор-Трейд» предлагаются следующие мероприятия:

1) Отказ от «визирования» и переход на проектный метод. Проектный подход требует создания новой «идеологии», которая основана на отказе от пассивного «визирования» документов. Юрист становится активным участником при разработке документов, а не просто отвечает за правильное их составление.

2) Четкая функциональная специализация. В современных условиях уже нельзя оставаться юристом широкого профиля. Уровень профессиональной конкуренции требует от каждого юриста быть высококлассным экспертом в конкретной области права на уровне лучших стандартов внешних юридических фирм. Постоянная специализация и тренинг позволяют сотруднику добиться этого в достаточно короткий срок.

3) Проведение постоянного обучения работников юридического отдела. Проектный подход и функциональная специализация предъявляют более жесткие требования к качеству и профессиональной подготовке юристов. При этом стоит помнить, что такие юристы принесут больше, чем их заработная плата или расходы, которые возникнут при привлечении внешних юристов. Помимо технических навыков (умения работать с документами, логики, знания иностранных языков), все они должны обладать рядом дополнительных качеств:

а) уметь отстаивать в жестких условиях свое мнение (поскольку работа требует частых устных обсуждений), не бояться идти на конфликт, если этого требует дело;

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой