Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами
Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская за-долженности отражаются в учете и отчетности, включает в себя период времени, с которым гражданское законодатель-ство связывает те или иные правовые последствия. Наступ-ление или истечение срока влечет возникновение, измене-ние или прекращение гражданских правоотношений, связанных с правами и обязанностями сторон. Сроки быва-ют нормативные… Читать ещё >
Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа
по предмету:
«Бухгалтерский (финансовый) учет»
на тему:
«Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами»
(на примере ОАО «Исток»)
факультет: Учетно-статистический
специальность: Бухгалтерский учет и аудит
I. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.
Формы расчетов.
II. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
III. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
IV. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами.
V. Хозяйственные операции
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства.
Немаловажным звеном бухгалтерского учета является учет расчетов с дебиторами и кредиторами, так как в процессе финансово-хозяйственной деятельности у орга-низаций возникают расчетные отношения, отражающие вза-имные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг дру-гу. Кроме того, возникают расчеты с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами, с органами социального обеспече-ния и страхования, с другими юридическими и физическими лицами.
При продаже организацией продукции, товаров, услуг или работ другим юридическим и физическим лицам (включая своих работников) и при осуществлении расчетов с ними воз-никают краткосрочные и долгосрочные обязательства, пред-ставляющие собой дебиторскую задолженность. Организации и лица, которые должны данной организации, называются де-биторами.
Для обобщения информации обо всех видах расчетов организаций с юридическими и физическими лицами предназначены счета VI раздела Плана счетов — Расчеты.
Для учета дебиторской задолженности, обусловленную процессами основной деятельности организации, системой счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета:
Счет 60-«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
Счет 62- «Расчеты с по-купателями и заказчиками»;
Счет 76- «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
При покупке организацией товаров, работ или услуг у других юридических и физических лиц и осуществлении расчетов с ними возникают обязательства, представляющие собой кредиторскую задолженность. Организации и лица, которым должна данная организация, называются кредито-рами.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с по-купкой у них материальных ценностей, называют поставщика-ми. Задолженность по оплате труда своим работникам (начис-ленная, но не выплаченная), задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и прочие отчисления называют обя-зательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим нетоварным операциям, называ-ют прочими кредиторами.
Для учета кредиторской задолженности используются сче-та:
Счет 60-«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
Счет 70- «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
Счет 73- «Расчеты с персоналом по про-чим операциям»;
Счет 76- «Расчеты с разными дебиторами и кредито-рами» и др.
I.Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Формы расчетов.
В системе аналитического учета дебиторскую и кредитор-скую задолженности отражают по их видам.
Срок, в течение которого дебиторская и кредиторская за-долженности отражаются в учете и отчетности, включает в себя период времени, с которым гражданское законодатель-ство связывает те или иные правовые последствия. Наступ-ление или истечение срока влечет возникновение, измене-ние или прекращение гражданских правоотношений, связанных с правами и обязанностями сторон. Сроки быва-ют нормативные — установленные законом или иными пра-вовыми актами и договорные — определяемые соглашением сторон. Как разновидность нормативных сроков граждан-ского права различают сроки, в течение которых нарушен-ное или оспариваемое право подлежит защите, например, срок исковой давности. Общий срок исковой давности уста-новлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давно-сти, сокращенные или увеличенные по сравнению с общим сроком.
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на основании приказа руководителя на уменьшение финансовых результатов организации или резер-ва по сомнительным долгам. Но эта списанная задолженность не считается аннулированной; ее отражают на забалансовом счете в течение пяти лет и наблюдают за возможностью взы-скания.
Дебиторская задолженность отражается в активе баланса обособленно в зависимости от предполагаемых сроков ее погашения (в течении 12 месяцев или более чем через 12 месяцев после отчетной даты), кредиторская задолженность фиксируется в пассиве баланса.
Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на увеличение финансовых результатов организации.
Обычно платежи по текущим обязательствам, вытекающим из договоров купли-продажи, комиссии и поручения, аренды, вексельного займа, коммерческого кредитования и пр., участ-ники хозяйственных операций погашают не наличными день-гами, а перечислением денежных средств через банковские ор-ганизации.
Расчеты, производимые организациями через банк, делят-ся на две группы: расчеты по товарным и по нетоварным опе-рациям. К товарной группе относят расчеты за реализованные материально-производственные запасы, оказанные услуги и выполненные работы, а к нетоварной группе — операции по финансовым обязательствам, по расчетам с научно-исследова-тельскими и учебными заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате и пр. Наибольший удель-ный вес в общей массе расчетов составляют расчеты по товар-ным операциям.
В Гражданском кодексе РФ и Положении о безналичных расчетах в РФ указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов. Основными формами расчетов по товарным операциям яв-ляются: акцептная, аккредитивная, платежными поручения-ми, чеками, векселями, путем плановых платежей. Примене-ние той или иной формы расчетов предусматривается в дого-воре между сторонами (поставщиком и покупателем), за ис-ключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.
Кроме того, все расчеты можно подразделить на иногород-ние и одногородние. Иногородними являются расчеты между организациями, имеющими счета в учреждениях банка, распо-ложенных в разных населенных пунктах. К одногородним от-носятся расчеты между организациями, счета которых нахо-дятся в одном или разных учреждениях банка одного населен-ного пункта.
Акцептная форма расчетов раньше была наиболее распро-страненной. Акцепт — это согласие на оплату расчетного доку-мента в определенный срок. Акцептная форма расчетов и расче-ты платежными требованиями применяются между поставщи-ками и покупателями (заказчиками) за отгруженные товары или оказанные услуги. Эта форма расчетов позволяет покупате-лю контролировать выполнение поставщиком условий догово-ра: сроков, условий поставки и цен.
Акцепт может быть предварительный и последующий. В случае предварительного акцепта плательщик, получив пла-тежное требование, должен решить вопрос о его оплате: по иногородним счетам в течение трех рабочих дней, по одногородним — в течение двух дней. Если в этот срок не поступит отказ от оплаты, то требование считается акцептованным и оплачивается на следующий день.
При последующем акцепте платежное требование оплачи-вается немедленно при получении его банком плательщика, но затем плательщик должен в течение трех рабочих дней рас-смотреть правильность оплаты и при необходимости заявить отказ от акцепта.
Отказы покупателей от акцепта платежных требований мо-гут быть частичными и полными. Полный отказ от акцепта пла-тежного требования имеет место при отгрузке товара не по адре-су, досрочной поставке товара без согласия покупателя. Счет допускается оплачивать частично, когда в нем указана цена, превышающая установленную договором, нарушен ассорти-мент материальных ценностей, допущены арифметические ошибки и пр. За необоснованный отказ от акцепта покупатель может нести материальную ответственность (по решению ар-битражного суда). Грузы, по которым последовал полный отказ от акцепта, поступают на ответственное хранение к покупателю до получения указаний от поставщика.
При аккредитивной форме расчетов учреждение банка по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение ино-городнему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или оказанные услуги на условиях, преду-смотренных в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещени-ям обслуживающего его банка. Аккредитив может выставлять-ся и за счет ссуды банка.
Аккредитивная форма расчетов применяется при эпизоди-ческих, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика, вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки то-варов (и других документов, предусмотренных условиями ак-кредитива).
В данной форме расчетных отношений участвуют четыре стороны: покупатель, банк покупателя, банк продавца и продавец. При расчетах аккредитивами покупатель поручает обслу-живающему его банку произвести за счет своих депонирован-ных средств или ссуды оплату материалов, товаров, работ или услуг продавцу через банк продавца. Таким образом, аккреди-тив представляет собой поручение банка покупателя банку про-давца оплатить расчетные документы.
В тех случаях, когда продавец сомневается в платежеспо-собности покупателя и требует предварительной оплаты, а по-купатель сомневается в надежности поставщика и боится зара-нее перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать способом решения конфликта.
В отличие от акцептной формы аккредитивная форма рас-четов ведет к отвлечению, как бы «замораживанию» средств покупателей на период действия аккредитива до его фактиче-ского использования. Поэтому нецелесообразно применение аккредитивной формы расчетов с постоянными покупателя-ми, своевременно производящими платежи по своим обяза-тельствам.
Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениям. Такие расчеты ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряже-ние обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Использу-ются платежные поручения для предварительной и последую-щей оплаты уже полученных товаров (услуг, работ), для пере-числения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня выпис-ки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа банком. Платеж-ное поручение считается исполненным только в момент зачис-ления денежных средств на указанный в поручении счет полу-чателя.
В условиях перехода к рыночной экономике для безналич-ных расчетов используются расчетные чеки. Расчетный чек — это составленное на специальном банковском бланке письмен-ное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выпла-ту определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении средств на его счет.
Обычно расчеты с использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи товаров, в котором отражается, что расчеты произво-дятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки по-купатель товаров представляет в банк заявление с такой прось-бой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает то-вар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученно-го товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонирован-ных ранее сумм.
Все чаще встречается в повседневной практике расчетных и кредитно-денежных отношений вексель. Вексель является средством оформления отношений между организациями или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполнен-ные работы или оказанные услуги, в качестве залога для полу-чения банковского кредита или займа, как средство обеспече-ния обязательств третьих лиц и пр. С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т. п.) трансформируется в долг по вексельной сделке — договор коммерческого кредита. В векселе могут быть указаны сроки платежа:
— в момент предъявления векселя;
— спустя определенное время после предъявления векселя;
— спустя определенное время после составления векселя;
— в установленный день.
Проценты могут начисляться только по векселям, кото-рые подлежат оплате по предъявлении или через определен-ное время после предъявления. Когда срок платежа в векселе определен конкретной датой, то проценты по нему не начис-ляются.
Держатель векселя, срок платежа по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски по нему переходят от должника к векселедер-жателю. В случае частичного платежа должник может потребо-вать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему распис-ки об этом. Должник освобождается от обязательств, если он оплатил вексель в срок.
Расчеты, в порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организа-циями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Не реже одного раза в месяц поставщик и покупатель проверяют, соответству-ют ли платежи действительному объему поставок, и делают перерасчет [1;366].
II. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие).
Расчеты с поставщиками и подрядчиками произ-водятся в основном в безналичной форме; в настоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров.
Для учета расчетов организации с поставщиками и подряд-чиками за приобретенное сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также за потребленные услуги (электроэнергию, воду, газ и пр.) и работы (текущий и капи-тальный ремонт, строительство и пр.) в системе счетов бухгал-терского учета используют самостоятельный синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
— полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, по доставке и переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
— товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
— излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
— полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т. п.
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет расчетов с поставщиками и подрядчиками кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»)
За неотфактурованные поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.
Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщиками и подрядчиками, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете [8;52].
Аналитический учет ведут в хронологическом порядке по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику или подрядчику, причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получать сгруп-пированными по срокам оплаты (долгосрочная или кратко-срочная задолженность); расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил; не оплаченным в срок расчетным до-кументам; выданным неоплаченным и просроченным вексе-лям; неотфактурованным поставкам и т. д.
На суммы предъявленных на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:
Д-т 10 «Материалы»,
41 «Товары»,
25 «Общепроизвод-ственные расходы»,
26 «Общехозяйственные расходы» и т. д.
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сумма налога на добавленную стоимость включается по-ставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:
Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретен-ным материально — производственным запасам»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
По действующему законодательству налог на добавлен-ную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), после пога-шения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т. е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС.
Это отражается записью:
Д-т 68 «Расчеты с бюджетом»
К-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобре-тенным по материально-производственным за-пасам».
Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступ-ления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей провер-ке счета было обнаружено несоответствие цен условиям догово-ра или арифметические ошибки, до выяснения их причин дела-ют следующие бухгалтерские записи:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора-ми»,
субсчет 2 «Расчеты по претензиям»
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками «.
Оплата счетов поставщиков, т. е. погашение задолженности перед ними, отражается на счетах следующей записью:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
55"Специальные счета в банках",
71 «Расчеты с подотчетными лицами».
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков (неотфактурованные поставки), по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя их условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.
Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов с покупателями и заказчиками, иными организациями. Возвращенные поставщиком неиспользованные суммы аванса отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 60. Ранее выданные, но не востребованные авансы списываются на убытки организации.
Схемы бухгалтерских записей при погашении задолженно-сти перед поставщиками и подрядчиками зависят от применяе-мых форм расчетов.
Если задолженность погашается кредитами банка, то дела-ется запись:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и зай-мам»,
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». 1;379]
Но во время совершения расчетов организация может и сама выступать поставщиком или подрядчиком, т. е. сама продавать покупателям и заказчикам товарно-материальные ценности, выполнять работы или оказывать услуги.
III. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
Покупатели и заказчики — это организации, приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию (работы, услуги) отражается на синтетическом счете 62 «Расче-ты с покупателями и заказчиками».
Этот счет дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы, кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно [8;54].
К этому синтетическому счету открывается несколько субсчетов по видам расчетов. Ана-литический учет ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету [Приложение 6], а при расчетах плановыми платежами — по каждо-му покупателю или заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
По мере отгрузки продукции и оказания услуг к оплате предъявляются расчетные документы, в которых величина вы-ручки от их реализации (по договорной цене с налогом на добав-ленную стоимость) отражается:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».
Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов) отражается:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»,
50 «Касса»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками «.
Организации могут получать авансы (предварительную оп-лату) под поставку материальных ценностей либо под выполне-ние работ или при частичной оплате продукции и услуг, произ-водимых для заказчиков. На счетах бухгалтерского учета это отражается записью:
Д-т 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета» и др.
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
суб-счет «Авансы полученные».
При зачете сумм ранее полученных авансов при предъявле-нии покупателям (заказчикам) счетов за полностью произве-денные работы, проданные изделия делается проводка:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
суб-счет «Авансы полученные»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками «.
Если расчеты производятся при совершении товарообмен-ной операции, то по соглашению сторон может производиться взаимный зачет задолженностей. Такая операция может отра-жаться по:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» [2;233].
IV. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами.
Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами: по имуще-ственному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.
К субсчету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в соответствии с новым планом счетов могут открываться следующие субсчета:
76−1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ;
76−2 «Расчеты по претензиям» ;
76−3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» ;
76−4 «Расчеты по депонированным суммам» ;
76−5 «НДС по неоплаченной продукции» ;
76−6 «Расчеты по договору комиссии» ;
76−7 «Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций» ;
76−8 «Учет расчетов по приобретению ценных бумаг» и др.
На субсчете 76−1 " Расчеты по имущественному и личному страхованию" отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала организации (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию), в котором организация выступает страхователем.
Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76−1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей.
Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по де-бету счета 76−1″ Расчеты по имущественному и личному страхованию" в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
В дебет счета 76−1″ Расчеты по имущественному и личному страхованию" списываются потери по страховым случаям (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей и т. п.) с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и др. По дебету счета 76−1″ Расчеты по имущественному и личному страхованию" также отражается сумма страхо-вого возмещения, причитающаяся по догово-ру страхования работника организации в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Суммы страховых возмещений, полученных органи-зацией от страховых организаций в соответ-ствии с договорами страхования, отражают-ся по дебету счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» и кредиту счета 76−1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Не компенсируемые страховыми воз-мещениями потери от страховых случаев списываются с кредита счета 76−1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» на счет 99 «Прибыли и убытки» .
Аналитический учет по субсчету 76−1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» ведется по страховщикам и от-дельным договорам страхования [3;156].
На субсчете 76−2 «Расчеты по претензи-ям» отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчи-кам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неу-стойкам.
По дебету счета 76−2 «Расчеты по претензиям» отражаются расчеты по претензиям:
— к поставщикам, подрядчикам и транс-портным организациям по выявленным при проверке их счетов (после акцепта послед-них) несоответствия цен и тарифов, обуслов-ленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок — в корреспонден-ции со счетом 60 «Расчеты с поставщика-ми и подрядчиками» или со счетами учета производственных запасов, товаров и соот-ветствующих затрат (01, 07, 08, 10, 41 и др.), когда завышение цен либо арифметические ошибки в предъявлен-ных поставщиками и подрядчиками счетах обнаружились после того, как записи по сче-там учета товарно-материальных ценностей или затрат были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщика-ми и подрядчиками); к поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим мате-риалы организации, за обнаруженные несо-ответствия качества стандартам, техничес-ким условиям, заказу — в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ;
- к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре вели-чин — в корреспонденции со счетом 60 «Рас-четы с поставщиками и подрядчиками» ;
— за брак и простои, возникшие по вине по-ставщиков или подрядчиков, в суммах, при-знанных плательщиками или присужден-ных судом, — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство;
— к кредитным организациям по суммам, ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации, — в корреспонден-ции со счетами учета денежных средств, кредитов;
а также по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюде-ние договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присуж-денных судом (суммы предъявленных пре-тензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются), — в корреспон-денции со счетом 91 «Прочие доходы и рас-ходы» .
Аналитический учет по субсчету 76−2 «Расчеты по претензиям» ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
На субсчете 76−3 «Расчеты по причитаю-щимся дивидендам и другим доходам» учи-тываются расчеты по причитающимся орга-низации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товари-щества.
Подлежащие получению (распределе-нию) доходы отражаются по дебету счета 76−3 «Расчеты по причитаю-щимся дивидендам и другим доходам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Активы, полученные организа-цией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов (51″ Расчетные счета" и др.) и кредиту счета 76−3 «Расчеты по причитаю-щимся дивидендам и другим доходам» .
Учет по данному счету ведется на основе принципа начисления — признание дохода осуществляется в момент возникновения обязательства хозяйствующего субъекта, в капитале которого участвует данная организация.
Аналитический учет по субсчету 76−3 ведется по видам доходов и организациям, их начисляющим[6;89].
На субсчете 76−4 «Расчеты по депонирован-ным суммам» учитываются расчеты с работни-ками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей), доходов от участия в организации и других аналогичных выплат.
По истечении установленного срока выдачи наличных денежных средств кассир производит следующие операции:
— в платежной ведомости напротив фамилий лиц, не получивших причитающиеся суммы, проставляется штамп или делается надпись «депонировано»;
— составляется реестр депонированных сумм по форме № РТ-11, который является одновременно первичным документом и учетным регистром, в нем указывают фамилию, имя, отчество работника, его табельный номер и депонированную сумму;
— в конце платежной ведомости делается запись о фактически выплаченных и депонированных суммах, далее их сверяют с общим итогом по ведомости и записи скрепляются подписью кассира;
— в кассовую книгу записываются фактически выплаченные суммы.
Депонированные суммы сдаются в банк с оформлением расходного кассового ордера.
В организации ведется книга учета таких сумм, в которой по каждому депоненту указывается табельный номер, фамилия, имя отчество, депонированная сумма, сведения о выдаче указанной суммы.
Не востребованные работниками депонированные суммы хранятся в течение трех лет и выдаются по первому его требованию. По истечении срока исковой давности невостребованные депонированные суммы списываются на счет 91 на основании данных инвентаризации и приказа руководителя организации.
Депонированные суммы отражаются по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебито-рами и кредиторами» и дебету счета 70 «Рас-четы с персоналом по оплате труда». При вы-плате этих сумм получателю делается запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными деби-торами и кредиторами» и кредиту счетов уче-та денежных средств[7;322].
Учет расчетов по депонированным суммам отражается следующими записями:
Дебет сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76−4 «Расчеты по депонированным суммам» — депонирована неполученная заработная плата;
Дебет сч. 51 «Расчетные счета»
Кредит сч. 50 «Касса» — сданы депонированные суммы в банк;
Дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76−4 «Расчеты по депонированным суммам»
Кредит сч. 50 «Касса» — выплачена депонированная заработ-ная плата;
Дебет сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76−4 «Расчеты по депонированным суммам»
Кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91−1 «Про-чие доходы» — списаны невостребованные депонированные сум-мы по истечении сроков исковой давности.
Субсчет 76−5 «НДС по неоплаченной продукции» . Согласно Положению по бухгалтерскому учету 9/99 (п.3) суммы НДС не признаются доходами организаций при поступлении от других юридических и физических лиц. Следовательно, не имеется оснований для отражения начисленной суммы продаж с учетом НДС. Не смотря на то, что НДС еще не уплачен в бюджет, т.к. сумма продаж еще не поступила на счет 50 «Касса» или счет 51 «Расчетные счета», сумму дохода от продаж следует уменьшить на сумму НДС. В случае, когда обязательность по уплате НДС возникает только по мере оплаты продукции покупателями до момента получения оплаты начисленный налог можно отражать с использованием счета 76−5.
Субсчет 76−6 «Расчеты по договору комиссии» . Вещи, поступающие комиссионеру от комитента согласно ст. 996 ГК являются ответственностью последнего т. к. передача права собственности не происходит. В бухгалтерском учете комитента передача готовой продукции для продажи на комиссионных началах отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» и кредиту счета 43 «Готовая продукция». Принятые на учет по счету 45 суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи», либо одновременно с принятием выручки от продажи продукции, либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему вещей. В бухгалтерском учете продажа продукции покупателю отражается по кредиту счета 90−1″ Прочие доходы" в корреспонденции со счетом 62″ Расчеты с покупателями и заказчиками". Комиссионер в праве удержать причитающуюся ему по договору комиссии сумму из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента. Сумму комиссионного вознаграждения, а также расходы по транспортировке продукции покупателю учитывается комитентом на счете 44 «Расходы на продажу» в качестве расходов на реализацию и включается в себестоимость реализованной продукции. Т.к. по договору комиссии один из участников выступает в качестве комитента, а другой — комиссионера, то счет 76−6 «Расчеты по договору комиссии» может быть использован и комиссионером. При передаче товаров от комитента комиссионеру право собственности на них комиссионеру не переходит, впоследствии чего полученный товар учитывается на забалансовом счете 004 «Товары принятые на комиссию». Эти товары учитываются в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах. Аналитический учет по счету 004 ведется по видам товаров, организациям или лицам-комитентам.
Субсчет 76−7 «Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда работников в пользу других организаций». Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании исполнительного листа, должна ежемесячно удерживать алименты из заработной платы или иного дохода лица и выплачивать их получателю не позднее, чем в трехдневный срок со дня выплаты зарплаты или иного дохода. Перечень выплаты заработной платы, из которой производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением правительства РФ от 08.07.1996 г. № 841. Сумма начисленных платежей по исполнительным документам отражается по дебету счета 70″ Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции с кредитом счета 76−7″ Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда работников в пользу других организаций". 8;66]
Помимо указанных субсчетов к счету 76 могут быть открыты другие субсчета согласно деловому обороту организации (напри-мер, расчеты по исполнительным листам, расчеты с нерегулярны-ми контрагентами и др.).
Конечное сальдо по счету 76 определяется по оборотной ведо-мости по субсчетам и аналитическим счетам.
V. Хозяйственные операции и их документальное оформление*.
Рассмотрим хозяйственные операции, связанные с учетом дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета на примере промышленного предприятия ОАО «Исток».
№ пп | Факты хозяйственной деятельности | Документ-основание | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | ||
дебет | кредит | |||||
Приняты к оплате расчетные документы поставщиков по приобретенным объектам основных средств: Покупная цена НДС | Приходный ордер, накладная, счетфактура | |||||
Приняты у оплате расчетные документы поставщиков по приобретенным нематериальным активам: Покупная цена НДС | Приходный ордер, накладная, счетфактура | |||||
Приняты к оплате расчетные документы транспортных организации за доставку приобретенных основных средств: По тарифу НДС | Приходный ордер, накладная, счетфактура | |||||
Оплачено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам, возникшей за: Приобретенные основные средства Приобретенные нематериальные активы Транспортные услуги | Платежное поручение, выписка банка | |||||
Отражена сумма выручки за проданные объекты основных средств (включая НДС) | Накладная, акт об оказанных услугах | |||||
Начислен НДС за проданные объекты основных средств | Книга продаж | |||||
Поступили на расчетный счет суммы за: Проданные объекты основных средств | Выписка банка, платежное поручение | |||||
Депонированы невыплаченные суммы заработной платы | Платежная ведомость | |||||
Получены наличные денежные средства в виде аванса и предоплат от покупателей и заказчиков | Приходный кассовый ордер, кассовый ордер | |||||
Начислены суммы НДС с полученных авансов | Счетфактура | |||||
Акцептованы счета-фактуры за оказанные услуги, использованные в процессе обслуживания: Цехов основного производства Служб, связанных со сбытом продукции | Приходный ордер, накладная | |||||
Оплачены счета поставщиков и подрядчиков за оказанные услуги | Выписка банка, | |||||
Отражено погашение задолженности | Договор мены | |||||
*образцы документов в приложении
Заключение
.
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами у предприятий возникают по различным причинам. В зависимости от содержания операций расчеты производятся по товарным операциям, если предприятие выступает поставщиком своей готовой продукции или заготовляющим товарно-материальные ценности, и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств, т. е. с погашением задолженностей бюджету, банку, органам социального страхования и обеспечения, работникам. Предприятие хранит своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату, ведет расчеты по претензиям, по возмещению материального ущерба, по исполнительным листам.
Основными задачами учета расчетов являются:
своевременное и правильное документирование операций по движению средств и расчетов;
контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
От успешности решения таких задач напрямую зависит финансовое состояние предприятия и достижения им положительных результатов хозяйственной деятельности.
На примере промышленного предприятия ОАО «Исток» я показала учет хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами в корреспонденции со счетами учета денежных средств, внеоборотных активов, затрат на производство продукции, расчетов по налогам и сбором и другие.
Список используемой литературы.
1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю. А. Бабаева — М.: Вузовский учебник, 2003 г.- 525с.
2. Бухгалтерский учет: Учебник / под ред. проф. П. С. Безруких — М.: Бухгалтерский учет, 1999 г. — 624с.
3. Финансовый учет: учебное пособие / В. Ф. Палий, В. В. Палий — М.: ФБК-Пресс, 1998 г. — 304с.
4. Бухгалтерский учет: Учебник / Л. П. Краснова, Н. Т. Шалашова, Н. М. Ярцева — М.: Юристь, 2002 г. — 542с.
5. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность: Учебное пособие/ Н. Л. Маренков — М.: Изд-во «Экзамен», 2004 г. — 336с.
6. 1. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / Е. В. Акчурина, Л. П. Солодко — М.: Изд-во «Экзамен», 2004 г.-416с.
7. . Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: Учебно-практическое пособие/ Под ред. проф. Ю. А. Бабаева — М.: ТК Велби Изд-во «Проспект», 2004 г.- 424с.
8. План счетов бухгалтерского учета: комментарий к последним изменениям: — М.: Инфоцентр 21 века, 2005 г. — 112с.
9. 20 ПБУ в последней редакции с профессиональными комментариями — М.: АК ДИ «Экономика и жизнь», 2004 г. — 424с.
10. Как работать с новым планом счетов / Безруких П. С. — М.: «Бухгалтерский учет», 2001 г.- 112с.
7. Шнейдман Л. З. Рекомендации по переходу на новый план счетов. — Москва. Изд-во «Бухгалтерский учет» 2000 г.- 95с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).
8. Министерство финансов РФ Приказ «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31 октября 2000 г. № 94с.