Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Катарсис в древнегреческом театре и психотерапии

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Гос. ун-та, 2008. — С. 52−57. Бугарчева Е. А. Динамика категории «катарсис» в учебной литературе по эстетике под влиянием культуры постмодерна // Образование и культура постмодерна: сб. ст. — Казань: Казанский университет, 2005. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007. — С. 51−65.Бугарчева Е. А. Механизмы катарсиса в процессе формирования личности ребенка // Человек и общество в современном мире… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Эволюция представлений о катарсическом воздействии искусства
  • 2. Древнегреческий театр и катарсис
  • Заключение
  • Список литературы

Катарсис в древнегреческом театре и психотерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лечение в Эпидавре было основано на возможности внушения, которой обладали жрецы. Кроме этого, жрецы имели и некоторые навыки знахарства. Врачевание в основном состояло из лечебного сна на свежем хвойном воздухе Эпидавра. Последнюю ночь своего пребывания в этом древнем санатории, пациенты проводили в так называемой Колоннаде Асклепия (абатоне), предварительно подготовившись к встрече с богом. Эта подготовка включала в себя рацион питания с наркотическими добавками. И в эту последнюю ночь к ним приходил сам бог и действительно их излечивал. С 1954 года в театре Эпидавра проходит фестиваль, в котором принимают участие известные греческие и зарубежные театры.

2]Древнегреческие трагедии несли не развлекательный, а поучительный характер. Один Царь Эдип чего стоит! Зритель в процессе представления испытывал катарсис (душевное очищение), которое приносило облегчение. Потому древние говорили, что прежде чем лечить тело, нужно лечить душу. Теперь говорят примерно то же самое — все болезни от нервов! В учении Пифагора (570—490 гг. до н. э) считалось, что только «чистая» душа способна обрести истинное знание. Поэтому пифагорейцами были разработаны несколько систем катарсиса — очищения души, в том числе безмолвие и вхождение в измененное состояние сознания под воздействием музыки. По свидетельству философа Ямвлиха (IV в. до н.э.), «

Пифагор установил в качестве первого — воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей… Он еще полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение пользоваться подобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называл музыкальное врачевание. … Пользовался он и танцами. … Пользовался он и стихами Гомера и Гесиода, произносимыми для исправления души". Заключение

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд говорил о полезности сопереживания с целью избавления от невроза. Примером может служить выдающийся фильм Скромное обаяние буржуазии французского режиссёра Луиса Бунюэля. Современные психологи советуют парам, имеющим проблемы в семейной жизни, совершать некое подобие игры, разыгрывать психодраму, с целью как бы проиграть (проговорить, выговорить) свою ситуацию, чтобы решить проблему в форме театрального действа. Ну, а то, что музыка лечит, знают, наверное, уже все. Сеансы музыкальной терапии приносят реальное облегчение и исцеление, и раны заживают быстрее. Таким образом, из вышеприведенных данных следует, что роль катарсиса в качестве лечебного средства для облегчения души от болезненных переживаний, вызванных травматическими событиями прошлого, достаточно преувеличена в литературе как специальной, так и популярной. Катарсис может вызывать лишь временное облегчение душевных страданий при серьезных душевных проблемах, что, однако не умаляет его роль в качестве триггера для запуска личностной трансформации человека в плане духовного роста и осознания своих вытесненных переживаний не несущих характера патологической травматизации. Так или иначе, катарсические явления представляют собой вхождение человека в переходные состояния сознания или изменененное состояние сознания.

Катарсис является только одной из форм таких состояний сознания, которые могут возникнуть при контакте человека с произведением искусства. Люди ходят в театр, чтобы не просто отдохнуть, но сознательно или подсознательно избавиться от страхов, фобий, неврозов, преследующих их в жизни. Только в театре можно пережить реальное включение (сопереживание), которое очень редко удаётся испытать в кино. Как многие люди становятся психологами, решая свои личные проблемы, так и в театре: одни становятся актёрами, а другие зрителями. Актёры как бы решают для зрителя и за зрителя его проблемы, разыгрывая ситуации, в которых зритель может узнать себя. И сопереживая разыгрываемой на сцене постановке, зритель испытывает облегчение (что не он такой один, не у него одного проблемы, а у других ещё и похуже, — так что не всё так плохо, и ещё можно жить). Не в этом ли притягательная сила шекспировских трагедий?!

Список литературы

Аристотель. Риторика. Поэтика. ;

М.: Лабиринт, 2007. — 256 с. Беляев М. «Катарсическая» предыстория психоанализа // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред.

В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007. — С. 51−65.Бугарчева Е. А. Механизмы катарсиса в процессе формирования личности ребенка // Человек и общество в современном мире (парадоксы социально-философского дискурса): Сб.

ст. молодых ученых / Ред. Ю. Н. Иванов, О. Г. Иванова, З. З. Ибрагимова. — Казань: Каз

ГУ, 2006. — С. 142−150. Бугарчева Е. А. Приключение и катарсис // Перспективы философии в XXI веке: сб. научных статей и сообщений / Отв.

ред. Л. А. Сыченкова, А. Б. Лебедев. — Казань: Изд-во Казан.

гос. ун-та, 2008. — С. 52−57. Бугарчева Е. А. Динамика категории «катарсис» в учебной литературе по эстетике под влиянием культуры постмодерна // Образование и культура постмодерна: сб. ст. — Казань: Казанский университет, 2005.

— С. 84−86. Керуак Д. Ангелы опустошения. — СПб.: Азбука, 2002. ;

480 с. Лосев А. Ф. История античной эстетики. — Т.

4. Аристотель и поздняя классика. — М.: Искусство, 1975. — 776 с. Позднев М.

М. Психология искусства. Учение Аристотеля. — М.; СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. — 816 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотель. Риторика. Поэтика. — М.: Лабиринт, 2007. — 256 с.
  2. М. «Катарсическая» предыстория психоанализа // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007. — С. 51−65.
  3. Е.А. Механизмы катарсиса в процессе формирования личности ребенка // Человек и общество в современном мире (парадоксы социально-философского дискурса): Сб. ст. молодых ученых / Ред. Ю. Н. Иванов, О. Г. Иванова, З. З. Ибрагимова. — Казань: КазГУ, 2006. — С. 142−150.
  4. Е.А. Приключение и катарсис // Перспективы философии в XXI веке: сб. научных статей и сообщений / Отв. ред. Л. А. Сыченкова, А. Б. Лебедев. — Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. — С. 52−57.
  5. Д. Ангелы опустошения. — СПб.: Азбука, 2002. — 480 с.
  6. А. Ф. История античной эстетики. — Т. 4. Аристотель и поздняя классика. — М.: Искусство, 1975. — 776 с.
  7. М. М. Психология искусства. Учение Аристотеля. — М.; СПб.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. — 816 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ