Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Феномен чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми имеет психологические и физиологические критерии. К психологическим критериям относятся: возникновение «эффектов игры» вне игровой деятельностипродумывание стратегии поведения игрового персонажа, моделирование игровых ходов вне игрыэмоциональная вовлеченность: переживание за героя, за процесс и результат игры, отслеживание игроком… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психологические особенности чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми у подростков. L
    • 1. 1. Специфические особенности зависимостей
    • 1. 2. Компьютерные зависимости: сущность и проявления
    • 1. 3. Роль традиционных и компьютерных игр в развитии человека
    • 1. 4. Специфика чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми
    • 1. 5. Психологические особенности подросткового возраста
  • Выводы
  • Глав^ II. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических характеристик подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми
    • 2. 1. Описание выборки и методического аппарата исследования
    • 2. 2. Изучение психологической специфики ролевых компьютерных
    • 2. 3. Разработка опросника на определение степени увлеченности ролевыми компьютерными играми. L
    • 2. 4. Определение степени увлеченности ролевыми компьютерными играми у подростков
    • 2. 5. Изучение «образа Я» и представления о герое компьютерной игры у подростков, чрезмерно увлекающихся ролевыми 126 компьютерными играми
    • 2. 6. Исследование самоотношенпя подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми
    • 2. 7. Изучение формально-динамических свойств психики подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми
  • Выводы

Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ролевые компьютерные игры являются частью жизни современного подростка. Как компонент объективной реальности, они по-разному воздействуют на индивида: дают возможность отвлечься от повседневных проблем, расслабиться, развлечься, получить новые впечатления, развить интеллектуальные способности и т. д. В то же время поглощенность играми приводит к формированию незрелой личности с нарушенной системой социальных отношений. Согласно статистике, насчитывается до 14% патологических игроков подросткового возраста. В связи с этим в настоящее время участились случаи обращения родителей за помощью к психологам и психотерапевтам. В России и за рубежом открыты специализированные клиники для лечения «геймеров» (патологических игроков).

Несмотря на остроту ситуации, многие аспекты проблемы увлечения ролевыми компьютерными играми требуют изучения и научно обоснованного решения. Исследователи фокусируют внимание на патологической зависимости от игр, в то время как остается слабо изученным состояние предзависимости или «чрезмерной увлеченности», когда изменения в личностном развитии не являются тотальными и поддаются коррекции. Выяснение сущности, причин и следствий данного феномена позволит осуществлять превентивные меры относительно патологической зависимости от компьютерных игр. Для изучения чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми необходима систематизация теоретических взглядов на проблему, уточнение механизмов формирования зависимости, определение параметров, причин и следствий чрезмерной увлеченности как вида зависимого поведения. Однако существует ряд противоречий, препятствующих решению проблемы возникновения чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми у подростков. Данные противоречия существуют между: острой необходимостью поиска способов предотвращения чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми и отсутствием системного видения и понимания специфики данного феноменапотребностью диагностировать состояние предзависимости и отсутствием психодиагностического инструментария, позволяющего определять степень увлеченности ролевыми компьютерными играми;

• необходимостью осуществления пспхокоррекционной работы с подростками, чрезмерно увлеченными ролевыми компьютерными играми и незнанием специфики изменений, происходящих в структуре личности подростков в состоянии предзависимости;

• актуальностью проведения профилактики чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми и недостаточной изученностью факторов, провоцирующих ее формирование.

Состояние научной разработанности проблемы. Над решением проблемы возникновения зависимостей и зависимого поведения работали Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, В. В. Ковалев, Б. И. Хасан, Е. Ю. Федоренко, Ц.ГТ. Короленко, В. Я. Семке, А. Ю. Егоров, А. Ю. Акопов, В. Д. Менделевич, И.ГТ. Анохина, С. А. Кулаков, А. Ф. Шайдулина, К. Лукас, М. Орзак, К. Янг и др.

Специфические факторы риска, черты формирования зависимого поведения в подростничестве изучали Б. С. Братусь, В. Д. Менделевич, А. Е. Личко, А. Ю. Егоров, Т. А. Шилова, А. В. Гоголева, Ю. В. Попов, А. В. Бруг и др.

Изучением формирования «Я-концепции» занимались У. Джемс, Ч. Кули, Дж. Мнд, К. Роджерс, Э. Эриксон, Р. Берне, Б. Г. Ананьев, В. В. Столин, И. С. Коп, С. Р. Пантилеев и др.

Сущность традиционной игры изучена в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н. А. Смирновой, Ю. В. Геронимуса, С. Миллер, Д. Сингер, М. Андерсон и др.

В отечественной психологии значимость компьютерной игры для развития мотивационной, эмоционально-волевой, ценностно-смысловой, коммуникативной сфер личности исследовали А. Г. Шмелев, А. Е. Войскунский, Н. А. Носов, Е. О. Смирнова, Р. Е. Радева, С. А. Шапкин, Ю. М. Евстигнеева и др.

В зарубежной психологии данные вопросы разрабатывались С. Силверном, Д. Бергеном, К. ВандерВен, Д. Голдштейном, К. Андерсоном и др. Влияние игрового опыта на развитие личности изучали Ю. В. Фомичева, С. А. Варашкевич, М. С. Иванов и др.

Однако остается недостаточно разработанным вопрос увлеченности ролевыми компьютерными играми в подростковом возрасте. Это связано с тем, что основное внимание исследователи уделяют Интернет-зависимости. Также не решена проблема определения критериев, позволяющих разграничить момент перехода увлечения в патологию. Таким образом, не решены следующие вопросы: психологические особенности ролевых компьютерных игр, делающие их привлекательными для подростковпсихологические критерии феномена «чрезмерной увлеченности» ролевыми компьютерными играмипоследствия увлечения играми для формирования «образа Я» и самоотношения подростковиндивидуально-психологические факторы, располагающие к возникновению увлеченности ролевыми компьютерными играми.

Существующие неразрешенные противоречия, недостаточная научная разработанность и в то же время актуальность выделенных вопросов позволяют сформулировать научную проблему данного исследования, состоящую в определении индивидуально-психологических характеристик подростков в состоянии чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

Цель исследования: изучить индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми.

Объект исследования: индивидуально-психологические характеристики подростков с разной степенью увлеченности ролевыми компьютерными играми.

Предмет исследования: индивидуально-психологические характеристики подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми.

Гипотезы исследования. Чрезмерная увлеченность ролевыми компьютерными играми имеет специфические психологические особенности и физиологические проявления. Чрезмерная увлеченность ролевыми компьютерными играми приводит к изменению «образа Я» и самоотношения. Формально-динамические свойства индпвндуалыюстп являются фактором, способствующим возникновению чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

Исходя из поставленной цели и в рамках выдвинутых гипотез, в работе решались следующие задачи:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей в познании сущности зависимого поведения и изучить особенности ролевых компьютерных игр, для того чтобы обозначить специфику состояния чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

2. Изучить психологическую специфику ролевых компьютерных игр, привлекающую подростков, как фактора, обусловливающего возникновение чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

3. Разработать психодиагностическую методику на определение степени увлеченности ролевыми компьютерными играми.

4. Эмпирическим путем определить индивидуально-психологические характеристики подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми: «образ Я», самоотношение и формально-динамические свойства индивидуальности.

5. Разработать практические рекомендации по профилактике и коррекции личностных и поведенческих особенностей подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения: деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. В. Зейгарник, Д. Б. Эльконин и др.) — теоретические положения социализации личности (Л.И. Божович, Д. И. Фельдштейн, И. С. Кон, В. В. Столин и др.). Также в основе работы лежат теоретические концепции: патологической зависимости (Б.В. Зейгарник, Б. С. Брагусь, Ц. П. Короленко и др.) — психотехнического действия (J1.C. Выготский, Л. А. Пузырей и др.), периодизации психического развития в онтогенезе (Д.Б. Элысонин), развития игры (Д.Б.Эльконин), концепция формально-динамических свойств человека (В.М. Русалов), самоотношения (С.Р. Пантилеев), концепции субъективных психосемантических пространств как операциональной модели сознания (В.Ф. Петренко), патологического использования компьютера (М. Орзак).

Теоретико-методологическую основу исследования также составили работы отечественных и зарубежных психологов, занимающихся изучением особенностей изменения личности в ходе взаимодействия с информационными технологиями: А. Е. Войскунского, О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, Е. О. Смирновой, Р. Е. Радевой, Ю. В. Фомичевой, И. Голдберга, К. Янг и др.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологии: принцип детерминизма, позволяющий определить причинно-следственные связи при формировании увлеченности компьютерными играмипринцип единства сознания и деятельности, объясняющий формирование личностных особенностей подростков в процессе компьютерной игрыпринцип системности, согласно которому изменения, происходящие в результате формирования патологических состояний, затрагивают все структурные элементы личностипринцип диадического взаимодействия и развития, указывающий на то, что личность формируется и развивается в социуме.

Методы и методики исследования. В работе использовались методы теоретического анализаопрос, диагностикаранжирование качеств личностиметоды математической статистики: кластерный и факторный анализ, сравнительный анализ (Н-критерий Крускала-Уоллиса, U-критерий Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы. SPSS версия L4.0 для Windows.

Был применен следующий психодиагностический инструментарий: опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова (ОФДСИ) — методика исследования самоотношенпя С. Р. Пантелеева (МИС) — анкета для определения психологических особенностей ролевых компьютерных игр, популярных у подростковавторский опросник на определение степени увлеченности ролевыми компьютерными играмиавторский вариант шкал СД для определения особенностей «образа 51» и представления о герое компьютерной игры.

Этапы исследования. Исследование состояло из трех этапов:

— на первом этапе исследования (2003;2006 гг.) проведен анализ психологической литературы по проблеме, определены теоретико-методологические основы работы, концептуальный аппарат, подобраны и разработаны методики исследования подростков;

— на втором этапе (2006;2007 гг.) проведена эмпирическая работа по изучению психологических особенностей подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми;

— на третьем этапе (2007;2008 гг.) были проведены систематизация, обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, оформлена диссертация.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в общеобразовательных школах г. Магадана, Москвы, Перми. Также привлекались пользователи сети Интернет.

Состав испытуемых различался на каждом этапе эксперимента. В анкетировании приняли участие 124 человека (31 девочка и 93 мальчика). При разработке опросника на определение степени увлеченности ролевыми компьютерными играми, выборку составили 219 человек в возрасте 13−15 лет (50 девочек и 169 мальчиков). При изучении индивидуально-психологических характеристик подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми, выборка представлена 189 испытуемыми в возрасте 13−15 лет (84 девочки и 105 мальчиков). Общее количество респондентов составило 532 человека.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования обозначенным проблемамкомплексностью изучения объекта па теоретическом и практическом уровняхприменением методов, соответствующих предмету исследованиясоответствием подобранных методик исследования психометрическим требованиямэмпирическими данными, перекликающимися с теоретической основой исследованияадекватностью подобранных и разработанных методик поставленным задачамприменением методов математической статистики для обработки данных и последующим их анализомрепрезентативностью выборки и статистической значимостью результатов.

В ходе работы решена научная задача, которая состоит в определении психологических характеристик подростков в состоянии «предзависпмости», в создании более полной картины возможных причин и следствий чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми, а также в определении возможных способов коррекции чрезмерной увлеченности у подростков группы риска и подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторамп, заключается в следующем: теоретически обосновано и подтверждено эмпирическим путем существование одного из видов зависимого поведения — «чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми». Рассмотрены факторы, способствующие формированию зависимого поведенияв качестве таковых впервые рассматриваются формально-динамические свойства индивидуальности. На примере сравнения подростков в разной степени увлеченных ролевыми компьютерными играми показана специфика изменения «образа Я» и самоотношения.

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключаются в следующем:

I. Изучены положения и выводы отечественных и зарубежных исследователей, характеризующие основные аспекты проблемы зависимостей, зависимого поведения, отдельные социально-психологические характеристики ролевых компьютерных игр. На основе осуществленного анализа уточнена сущность и особенности проявления чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

2. Рассмотрены психологические особенное! и ролевых компьютерных игр. Выявлены аспекты игр, привлекающие пользователей подросткового возраста (возможность суррогатной реализации потребностей, актуальных для данного возраста: свобода действий, самостоятельность, примерка социальных ролей и проба новых способов поведениявозможность компенсировать неудовлетворенность жизньюобладание чертами, присущими реальному миру).

3. Разработан и апробирован авторский опросник на определение степени увлеченности ролевыми компьютерными играми. В основу опросника положены психологические и физиологические критерии чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

4. Эмпирическим путем выявлены индивидуально-психологические характеристики подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми: показано изменение «образа Я» подростковизучено изменение самоотношения подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играмиобозначены факторы, способствующие формированию чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми. К таковым отнесены формально-динамические свойства индивидуальности подростков.

5. Разработаны практические рекомендации по профилактике и коррекции личностных и поведенческих особенностей подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми и склонных к зависимому поведению. Созданная модель коррекционно-развивающих занятий предполагает комплексное взаимодействие подростков, родителей, педагогов и психологов.

Теоретическая значимость результатов исследования. Работа вносит вклад в изучение феноменов зависимого поведения:

1. Расширены и углублены воззрения отечественных и зарубежных исследователей на проблему зависимого поведения: обозначена специфика состояния чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

2. Осуществлен теоретический и эмпирический анализ состояний зависимости и зависимого поведения. В результате анализа выявлены психологические особенности состояния чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

3. В работе выявлены изменения личностных особенностей подростков вследствие чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играмипоказано значение формально-динамических свойств индивидуальности в формировании чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми. Полученные результаты могут использоваться для системного анализа состояния предзависимости в подростковом возрасте.

4. На основе теоретического анализа определены психологические особенности ролевых компьютерных игр, привлекающие подростков. Знание специфики объекта чрезмерной увлеченности поможет в разработке профилактических мер для предотвращения зависимого поведения.

Практическая значимость работы.

1. Разработана психодиагностическая методика для определения степени увлечения ролевыми компьютерными играми у подростков 13−15 лет. Методика соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическому инструментарию, и может применяться для работы с подростками группы риска и подросткам, увлеченных ролевыми компьютерными играми.

2. На базе исследования представлений о компьютерном герое разработан авторский вариант методики семантического дифференциала со специфическими шкалами для определения «образа Я» подростков. Результаты применения методики могут использоваться в качестве основы для построения консультативной работы с подростками.

3. Выявлена специфика формально-динамических свойств индивидуальности, как фактора риска возникновения чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми у подростков. Полученные результаты могут применяться в профилактической работе с подростками.

4. Научно обоснованы и разработаны основные положения коррекционно-развивающей работы с подростками группы риска и чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию патологических зависимостей, зависимого поведения, ролевых компьютерных игр позволил определить специфику феномена чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми. Рассматриваемый феномен имеет специфические психологические и физиологические критерии. К психологическим критериям относятся: возникновение «эффектов игры» вне игровой деятельностипродумывание стратегии поведения игрового персонажа, моделирование игровых ходов вне игрыэмоциональная вовлеченность: переживание за героя, за процесс и результат игры, отслеживание игроком своих успехов и неудач в игреощущение «слияния» с персонажем во время игрыжелание быть похожим на героя игрыперенос запланированных дел на время после игрысложности с переключением, сосредоточением на ненгровой деятельностинарушение самоконтроля поведенияхорошее самочувствие или эйфория во время игры и (или) во время размышлений об игреэйфория, повышение настроения непосредственно перед игройнарушение социальной адаптации. К физиологическим критериям относятся: синдром карпального капала, синдром сухого глаза, головные боли, боли в спине, нерегулярное питание, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна. Отличие состояния чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными ' играми от патологической зависимости состоит в интенсивности переживаемых эмоций, частоте обращения к ролевым компьютерным играм, а также в том, что личностные изменения у подростков не носят тотального характера и корректируются в результате работы с психологом и психотерапевтом.

2. Результаты исследования психологической специфики ролевых компьютерных игр указывают на то, что игры привлекают подростков возможностью суррогатной реализации потребностей, актуальных для данного возраста (свобода действий, самостоятельность, примерка социальных ролей и проба новых способов поведения) — они позволяют компенсировать неудовлетворенность жизнью, обладают чертами, присущими реальному миру.

3. Создана психодиагностическая методика на выявление степени увлеченности ролевыми компьютерными играми у подростков 13−15 лет. Методика представляет собой опросник, состоящий из 64 утверждений. Для инструмента определены надежность по внутренней согласованности {а Кронбаха равен 0,953 при р<0,01), эмпирическая валидиость (rs Спирмена равен 0,436 при критическом значении 0,231 при р<0,01), конструктная валидностъ, дискримкнативностъ (д Ферпосона равен 0,87 при максимальном значении равном 1,0) и проведена стандартизация.

4. Эмпирически определены индивидуально-психологические особенности подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми. У игроков происходит изменение «образа Я». Желание быть похожим на персонажа игры, идеализирование девпантных черт героя, преломление мировосприятия через призму компьютерной игры приводит к искажению картины мира, нарушению системы координат общечеловеческих ценностей: подростки принимают как данность противоправные действия и в персонажах-преступниках видят идеал, модель для подражания.

Чрезмерная увлеченность ролевыми компьютерными играми приводит к изменению самоотношения у подростков. Им присуща низкая уверенность в себе, закрытость, высокая внутренняя конфликтность и самообвинение. Эго выражается в недовольстве собой, боязни нового, убежденности в том, что все начинания окончатся крахом, постоянном внутреннем конфликте и самобичевании, которые закрепляются и усугубляются компьютерной игрой. Виртуальный мир дает возможность подросткам почувствовать себя сильным, отважным, способным добиться успеха во всем, открытым для взаимодействия и др.

Существуют характеристики формально-динамических свойств индивидуальности, которые располагают к формированию у подростков зависимого поведения. Такими характеристиками являются низкий уровень эргичности и пластичности.

5. Разработана модель коррекционно-развивающпх занятий для подростков, склонных к зависимому поведению, и чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми. Занятия направлены на коррекцию самоотношения и формирование позитивного «образа Я». Помощь подросткам может осуществляться комплексно с привлечением педагогов, родителей и психологов. Разработанные тренинговые занятия направлены на развитие произвольной регуляции поведения, формирование самостоятельности в принятии решений, позитивного отношения к себе, овладение навыками эффективной коммуникации и др.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, результаты и выводы исследования опубликованы в научных изданиях и представлены на заседании круглого стола IV Международного социального конгресса (Москва, 2004), Пятой Международной научно-технической конференции «Интернет — ОбразованиеНаука» (Винница, 2006). Научные и практические результаты исследования применялись в работе психолога-консультанта в ГУЗ «Магаданском областном центре планирования семьи и репродукции». Материалы исследования используются в работе школьного психолога средней общеобразовательной школы № 593 г. Москвы. Текущие результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры общей психологии и психологии труда РГСУ. Материалы работы отражены в публикациях, общий объем которых составляет 4,45 печатных листа.

Структура диссертации соответствует логике исследования и содержит: введение, две главы, заключение, библиографию и приложение. В работу включено 25 рисунков, 20 таблиц, 5 формул. Общий объем диссертации — 234 страницы, из них 199 страниц основного текста.

Выводы.

В результате проведения эмпирического исследования был обозначен ряд выводов относительно психологических особенностей ролевых компьютерных игр и психологических особенностей подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми.

1. Ролевые компьютерные игры интересны подросткам поскольку:

• дают возможность реализовать актуальные для данного возраста потребности: в свободе действий, самостоятельности в принятии решений, поиске себя через проигрывание разных социальных ролей;

• позволяют компенсировать проживанием «успешной» жизни героя игры собственную неудовлетворенность реальной жизнью вследствие поглощенности виртуальным миром;

• обладают реалистичностью, а это является условием погружения в виртуальность.

Эти особенности игр являются условиями, способствующими уходу от объективной реальности. Они провоцируют подростков на суррогатную, искусственную реализацию потребностей.

2. Следствием чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми является деформация «образа Я» подростков.

• В «Я-реальном» подростков, чрезмерно увлекающихся РКИ, отражены стремление к самоутверждению, поглощенность своим внутренним миром, своим психическим состоянием. При этом ребята ориентированы на отношения с окружающими, где могут удовлетворить свои амбиции. В то же время, подростки, интересующиеся и увлекающиеся РКИ, представляют себя нацеленными на сотрудничество, понимание окружающих.

• В «Я-идеальном» подростков, чрезмерно увлеченных РКИ, отражено стремление к воинственности, поглощенности своими переживаниями, поверхностность в общении. Для сравнения, идеальный «образ Я» подростков, увлекающихся РКИ, содержит описание лидерских качеств, а в «Я-идеальном» подростков, интересующихся РКИ, обозначен дескриптор «взаимодействие с окружающими».

• У подростков, чрезмерно увлеченных РКИ, идеализированное представление о себе совпадает с образом героя ролевой компьютерной игры, т. е. происходит отождествление с компьютерным персонажем. Это обусловлено идеализацией героя ролевой игры, желанием приукрасить его характеристики. В итоге искажается картина мира, нарушается представление о «добре» и «зле», понимание того, что «хорошо», а что «плохо», происходит подмена общечеловеческих ценностей.

3. Чрезмерная увлеченность РКИ приводит к искажению самоотношения подростков. Характерными чертами самоотношения становятся скрытность, неразвитая личностная рефлексия, неверпе в себя, амбивалентность стремлений, недовольство собой. Таким образом, РКИ провоцируют реактивность подростков, способствуют стагнации их личности.

4. В результате изучения формально-динамических свойств психики подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми, было выяснено следующее: подростки обладают низкой эргичностью и пластичностью психики. Это указывает на стремление выбирать формы деятельности, которые не требуют психического напряжения, выносливости, гибкости, постоянного переключения с одних операций на другие. Деятельностью, в ходе которой подростки чувствуют себя психологически комфортно, является ролевая компьютерная игра. Так как формально-динамические особенности психики биологически и генетически обусловлены и относительно устойчивы к изменениям, они являются фактором, который может привести к возникновению чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми.

5. В соответствии с задачами исследования создан опросник на определение степени увлеченности ролевыми компьютерными играми. Методика соответствует всем требованиям, предъявляемым к созданию психодиагностического инструментария: она валидна, надежна, достоверна и стандартизована.

6. Сконструированный авторский вариант шкал семантического дифференциала позволяет получить информацию о «Я-реальном», «Я-идеальном» подростков и об образе героя РКИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании изучались индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми. Содержание работы было продиктовано необходимостью расширения и углубления представления о феномене увлеченности ролевыми компьютерными играми в подростковом возрасте, а также поиском факторов риска и специфики деформации личностных структур у подростков с разной степенью увлеченности компьютерными играми. Кроме того, важно было найти возможные пуги коррекции личностных и поведенческих характеристик подростков в состоянии предзависимости и обозначить характер превентивных мер для подростков «группы риска».

Анализ психологической и психиатрической литературы показал наличие терминологической путаницы в определении понятий «аддикция» и «аддиктивное поведение». Были рассмотрены причины, условия, механизмы формирования патологической зависимости в различных теоретических подходах. Указаны особенности химических и нехимических зависимостей, подчеркнута специфика кибернетических расстройств, таких как Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр. Пересмотрена и дополнена классификация компьютерных игр п обозначены особенности ролевых компьютерных игр как наиболее технически разработанных и располагающих к погружению в виртуальную реальность.

С целью исследования состояния, предшествующего патологической зависимости, нами был обозначен феномен «чрезмерной увлеченности» компьютерными играми — его сущность и психологические параметры. Плюс к этому были показаны специфические особенности компьютерных игр, способствующие возникновению поглощенности ими у подростков 13−15 лет. Изучение возможных факторов риска возникновения увлеченности компьютерными играми указало па возможность выделения в качестве таковых формально-динамических свойств. Анализ материалов, касающихся специфики личностных характеристик, интенсивно развивающихся в подростковом возрасте, показал, что наиболее сензитивными к воздействиям в данный возрастной период являются такие компоненты «Я-концепции», как самоотношение и «образ Я». Сопоставление сущности этих личностных компонентов с параметрами популярных среди подростков ролевых компьютерных игр позволило предположить наличие связи между чрезмерной увлеченностью играми и искажением структур «Я-концепции» пользователей.

В эмпирической части работы были изучены психологические особенности ролевых компьютерных игр (содержание, сюжет, игровая задача и др.), рассмотрены особенности компьютерных персонажей, которые привлекают подростков. Эта информация была получена с помощью разработанной анкеты и использовалась для конструирования психодиагностического инструментария: опросника для определения степени увлеченности ролевыми компьютерными играми и авторского варианта шкал семантического дифференциала для выявления представления подростков о компьютерном герое и «образе Я». Также были исследованы формально-динамические свойства индивидуальности и особенности самоотношения.

Подводя итоги исследования, следует отметить следующее:

1. Феномен чрезмерной увлеченности ролевыми компьютерными играми имеет психологические и физиологические критерии. К психологическим критериям относятся: возникновение «эффектов игры» вне игровой деятельностипродумывание стратегии поведения игрового персонажа, моделирование игровых ходов вне игрыэмоциональная вовлеченность: переживание за героя, за процесс и результат игры, отслеживание игроком своих успехов и неудач в игреощущение «слияния» с персонажем во время игрыжелание быть похожим на героя игрыперенос запланированных дел на время после игрысложности с переключением, сосредоточением на неигровой деятельностинарушение самоконтроля поведенияхорошее самочувствие или эйфория во время игры и (или) во время размышлений об игреэйфория, повышение настроения непосредственно перед игройнарушение социальной адаптации. К физиологическим критериям относятся: синдром карпального канала, синдром сухого глаза, головные боли, боли в спине, нерегулярное питание, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна. Отличие состояния «чрезмерной увлеченности» от патологической зависимости от ролевых компьютерных игр состоит в интенсивности переживаемых эмоций, частоте обращения к РКИ, а также в том, что личностные изменения у подростков не носят тотального характера и корректируются в результате работы с психологом и психотерапевтом.

2. Ролевые компьютерные игры интересны подросткам тем, что позволяют почувствовать себя свободными, самостоятельными, попробовать себя в разных социальных ролях, не боясь порицания и усиленного контроля со стороны взрослых.

3. Сравнение «Я-реального», «Я-идеального», самоотношения и формально-динамических свойств у испытуемых показало следующее.

— Для «Я-реального» у подростков, чрезмерно увлеченных РКИ, характерны индивидуализация, желание самоутвердитьсясоциум нужен им как средство удовлетворения амбиций. Подростки, интересующиеся и увлекающиеся РКИ, напротив, стремятся к взаимодействию и пониманию окружающих.

— В «Я-идеальном» подростков, чрезмерно увлеченных играми, отражены воинственность, поглощенность своими переживаниями, поверхностность в общении. В то же время, подростки, интересующиеся и увлекающиеся играми, хотят обладать лидерскими качествами и уметь достигать взаимопонимания с окружающими.

— Подросткам, чрезмерно увлеченным играми, присуще желание быть похожими на компьютерного героя и идеализировать его, нивелируя негативные черты. А подростки, интересующиеся и увлекающиеся РКИ, не идентифицируют себя с героем игры, представляют его воинственным, поглощенным собой, ориентированным на собственные представления о происходящем и нацеленного на достижение своей цели любыми средствами. Таким образом, подросткам, чрезмерно увлеченным РКИ, присуще изменение «образа Я», картины мира. Происходит переворот представлений о жизненных общечеловеческих ценностях: персонажи с криминальными наклонностями превращаются в «героев нашего времени», становятся объектом для подражания.

— Подростки, чрезмерно увлеченные РКИ, обладают такими особенностями самоотношения, как закрытость, неуверенность в себе, внутренняя конфликтность и самообвинение (эти характеристики составляют ядро зависимой личности). Подростки, интересующиеся и увлекающиеся РКИ, склонны признавать свои недостатки и достоинства, уверены в себе, принимают себя такими, какие они есть, полагаются на свои силы.

— Особенность формально-динамических свойств подростков, чрезмерно увлеченных ролевыми компьютерными играми, состоит в низкой эргичности и пластичности психической деятельности. Это обусловливает выбор РКИ в качестве основной деятельности. Игры данного вида не требуют творческих решенийвозможность использования различных стратегий решения игровых задач малаправила, чаще всего, жестко детерминированытребуется многократное выполнение однообразных операций и т. д. Биологическая и генетическая основа формально-динамических свойств и их устойчивость к изменениям говорят о том, что они могут способствовать формированию чрезмерной увлеченности РКИ.

Таким образом, цель и задачи проведенного исследования были реализованы, гипотезы подтверждены.

Подводя итог работы, следует еще раз отметить, что компьютерные игры по-разному влияют на генезис индивида. Все чаще они используются для развития познавательных процессов, активизации творческого потенциала, релаксации, профессиональной подготовки и т. д. Однако в ситуации, когда игра является основным звеном жизнедеятельности и становится более значимой, чем реальность, она превращается в источник формирования личности игрока.

Погруженность в игру связана с общественной изоляцией. Образуется замкнутая цепь: жизненные неурядицы, субъективная неуспешность приводят к поглощенности игрой, а это, в свою очередь, усугубляет эмоциональное и коммуникативное отчуждение. Происходит нарушение отношении в семье, школе и других значимых сферах. Отсутствие социального опосредования в процессе игры приводит к тому, что пользователь анализирует происходящее самостоятельно, основываясь на своих собственных представлениях о морально-нравственных ценностях. Опасность ситуации для подростков заключается в закреплении негативных поведенческих паттернов и деформации личностных компонентов, мировоззрения.

Данным исследованием мы хотели привлечь внимание к проблеме деструктивного влияния ролевых компьютерных игр на личность подростков. Поскольку проблема многогранна, полученные результаты могут стать основой дальнейших исследований динамики личностных деформаций, поиска способов профилактики и предотвращения других форм зависимого поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. Материалы для подготовки и проведения. СПБ.: Речь, 2008. 280 с.
  2. А.Ю. Свобода от зависимости. Спб.: Речь, 2008. 224 с.
  3. И. Ю. Интернет и проблема субъекта // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. Под ред. Розина В. М. М.: ИФ РАН, 2004. С. 24−56
  4. Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков. Методическое руководство / Под ред. Траутманна Ф., Валентика Ю. В., Ходнева Ю. А. Я.: Издательство «Добро». 314 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. 288 с.
  6. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе: теоретические ориентации. М.: Издательство МГУ, 1978. 269 с.
  7. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский АЕ. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. // Вестник МУ. Серия 14. Психология. 1996. № 4. С. 14−20.
  8. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х т. Т.4 / Под ред. Асмуса В. Ф. М.: Мысль, 1984. 830 с.
  9. Э.Н., Гонопольский М. Х. Наркология. М.: Медицина, 1990. -336 с.
  10. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическоеруководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический проект, 2006. 208 с.
  11. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б.Красовского. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 512 с.
  12. И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 62−69.
  13. Е. Ребенок и компьютер (психологические реалии виртуального мира) // Школьный психолог, приложение к газете «Первое сентября». 1999. № 3. с. 10
  14. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  15. Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-64 с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  17. В.Ю. Психотренинг: социодииамика, упражнения, игры. СПб.: Социально-психологич. Центр, 1996. 379 с.
  18. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Кузнецова С. А. — СПб.: Изд-во «Норинт», 1998. 1536 с.
  19. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинчеико В. П. СПб.: ЕВРОЗНАК, Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
  20. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
  21. .С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М.: Изд-во Московского унив-та, 1974. 96 с.
  22. Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл, Академия, 2007. 541 с.
  23. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 144 с.
  24. А.О., Кутявин Ю. А., Лигвак М. Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1998. — 416 с.
  25. А.Г. Тотальная иллюзия реального пространства. (Размышления на тему: компьютер и Интернет в современной и будущей жизни). // Мир психологии. 2000. № 2. С. 90−102.
  26. С.А. История конверсии компьютерной игры. М.: ИП РАН, 1997.-40 с.
  27. И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 2000. — 224 с.
  28. А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. Т. 17. 1999. № 1. С. 126−132. /
  29. А.Е., Митина О. В., Аветисова А.А-.-Общение и «опыт потока» в групповых Интернет-играх // Психологический журнал. Т. 17. 2005. № 5. С. 47−63
  30. Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Под ред. Эльконина Д. Б. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  31. Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Под ред. Эльконина Д. Б. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  32. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989.- 208 с.
  33. А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 240 с. j
  34. М.В. Во что играют подростки // Журнал практическогопсихолога. 1999. № 2. С. 24−29. !I
  35. Л.П. Грядущий век век одиночества (к проблеме Интернета) // Мир психологии. 2000. № 2. С. 84−89.
  36. К. Душевная жизнь ребенка. Киев: Киевское Фребелевское об-во, 1916.-242 с.
  37. В.В., Романова О. Л., Снденко O.K. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 44−48.
  38. С.Л. Об иллюзорности свободы в Интернете // Влияние Интернета на сознание и структуру знания. Под ред. Розина В. М. М.: ИФ РАН, 2004. С. 182−189
  39. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т2. М.: Русский язык, 1998. 779 с.
  40. Дж. 350 лучших игр для IBM PC. СПб.: Пергамент, 1994. 320с.
  41. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Осокиной Т. И. М.: Просвещение, 1988. 240 с.
  42. Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка//Советская педагогика. 1965. № 12. С. 70−79
  43. С.И. Темперамент как основа развития общих способностей. Автореф. дис. канд. психол. наук по спец. 19.00.01. М.: ИП РАН, 1993. 23 с.
  44. Л.М., Зельдин А. Н., Кричевец А. Н., Сироткина Е. Б. Компьютерные игры как средство восстановления движения // Вестник МУ. Серия 14. Психология. 1993. № 4. С. 42−48.
  45. Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте. Дне. канд. психол. наук по спец. 19.00.13. М.: МПГУ, 2003, — 168 с.
  46. А.Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
  47. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологип. 1990. № 4. С. 83−90
  48. В.В., ИГайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. СПб.: Издательский дом «Нева" — М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003.-128 с.
  49. .В. Патопсихология. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-576 с.
  50. Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. 208 с.
  51. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее / Под ред. Жорняк Е. С. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003.- 432 с.
  52. И.О. Компьютерные игры индивидуализированное средство развития творческой активности детей 7-го года жизни. Автореф. дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.07. М.: МПГУ, 1996. — 23 с.
  53. М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности. Автореф. дне. канд. психол. наук по спец. 19.00.01. Барнаул: БГПУ, 2005. 21 с.
  54. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512с. Автореф. дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.07. М.: МПГУ, 1996. — 23 с.
  55. М.А. Компьютерные игры как средство формирования иноязычной речевой деятельности младших школьников. Автореф. дне. канд. пед. наук по спец. 13.00.01. Саратов: СГУ, 2004. 24 с.
  56. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд., 1994.-283 с.
  57. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
  58. Е.А. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. 122 с.
  59. В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. 288 с.
  60. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.: ТетраСистемс, 2001. 432 с.
  61. Компьютерные игры: как это делается / Сост. Зальцман М.- Пер. с англ. ООО «Логрус. Ру». М.: ООО «Логрус. Ру», 2000. — 544 с.64
Заполнить форму текущей работой