Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психология адвокатской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Избранные защитником средства не должны навредить подзащитному. Тактические и психологические средства защиты должны быть этичны, т. е. соответствовать требованиям нравственности, морали, общей и судебной этики (например, они не должны основываться на сведениях, унижающих честь и достоинство обвиняемого, потерпевшего и других лиц; безмотивно подрывать авторитет следственных, судебных и других… Читать ещё >

Психология адвокатской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судебная защита — конституционное право гражданина (ст. 48 Конституции РФ). Благодаря защитнику обвиняемый (подсудимый) получает возможность более полно использовать принадлежащие ему процессуальные права, активно участвовать в исследовании собранных по делу материалов.

Адвокат является представителем защиты в суде. С одной стороны, он помогает суду объективно разобраться в обстоятельствах дела и определить справедливую меру наказания; С другой — помогает подсудимому разобраться в происшествии, совместно оценить отягчающие и смягчающие вину подсудимого факты (доказательства), выработать тактику поведения подзащитного па суде.

Эффективность адвокатской деятельности зависит от знания материалов дела, личности подсудимого, умения оценить обвинительное заключение, речь прокурора в судебном заседании, дать анализ объективных и субъективных смягчающих обстоятельств.

Особое внимание адвокат уделяет защитительной речи в суде. Она должна привлечь внимание всех участников судебного заседания, быть нестандартной и направленной на активизацию мышления всех присутствующих в зале суда. Представляется, что адвокат обязан широко использовать в своей речи психологические приемы (например, раскрыть перед участниками судебного заседания сложность, которую представляет собой понимание случившегося для психики подзащитного).

Психология работы адвоката обусловлена выполнением им познавательной, конструктивной, коммуникативной, воспитательной и удостоверительной деятельности.

Литература

основное внимание уделяет психологической структуре следственной и судебной деятельности и обходит стороной психологические особенности осуществления защиты. Однако в настоящее время появились работы, где адвокатская деятельность стала анализироваться.

В познавательной деятельности адвоката огромное значение уделяется анализу имеющегося материала с целью установления предмета доказывания. В гражданском судопроизводстве он определяет, какими доказательствами следует подтвердить обстоятельства, обосновывающие требования истца или возражения ответчика. В уголовном судопроизводстве адвокат задает по ходу процессуального действия вопросы, делает письменные замечания, анализирует полученные доказательства с целью выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. При этом он пользуется различными приемами, например выражает недоверие показаниям, данным в суде, высказывает сомнение в том, в хорошем ли состоянии зрение, слух и другие органы чувств свидетеля, потерпевшего и др., указывает на наличие явных противоречий между показаниями (следователь на предварительном расследовании получил одни доказательства, а суд — другие), на объективные (дождь, снег, туман и др.) и субъективные (страх, стресс и т. п.) факторы, которые препятствовали эффективному, достоверному восприятию событий.

Особенно плодотворна познавательная деятельность адвоката при совместном с обвиняемым ознакомлении с материалами дела на стадии предварительного расследования. Внимательное изучение постановлений, протоколов, писем, записок, фотографий и т. д. помогает ему глубоко осознать все случившееся, выявить допущенные следствием ошибки и обстоятельно подготовиться к судебному разбирательству.

Защитник должен внимательно изучать и анализировать поведение прокурора, судьей и других участников процесса. Вместе с тем он обязан помнить, что сам является объектом наблюдения суда и противоположной стороны.

Познавательная деятельность адвоката играет важную роль при оценке заключения судебных экспертов. Изучая вводную часть, он знакомится с личностью эксперта, учреждением, где проводится экспертиза, вопросами, подлежащими исследованию, методикой, которая применялась экспертами. На основе анализа этих материалов он выдвигает предположение о необходимости производства дополнительной или повторной судебной экспертизы.

Большое значение адвокат придает анализу исходных материалов (например, показаниям заинтересованных свидетелей, потерпевших и др.), а также изучению возможности получения для экспертизы сведений о конкретном доказательстве из источников, не представленных на экспертизу.

Огромный интерес представляют выводы экспертизы. Адвокат тщательно их изучает, обращая внимание на следующие моменты:

  • а) не вышел ли эксперт за пределы своих специальных знаний;
  • б) носит ли заключение категорический или вероятностный характер;
  • в) не содержат ли выводы эксперта внутренних противоречий, когда ответы на последующие вопросы как бы перечеркивают ответы па предыдущие;
  • г) не содержат ли выводы эксперта иные доказательства, но делу;
  • д) не возникли ли разногласия между экспертами при проведении комиссионной экспертизы[1].

Независимо от того, благоприятно или нет для его подзащитного закончилась экспертиза, он обязан подготовиться к анализу се выводов в суде. Для профессионального исследования заключения эксперта адвокат должен хорошо разбираться в специальных вопросах. С этой целью ему нужно изучать соответствующую литературу самостоятельно или обращаться за помощью к сведущим лицам (медикам, психологам, экономистам, психиатрам и др.).

Познавательная деятельность адвоката может быть направлена на изучение вещественных доказательств и документов. Адвокат интересуется:

  • а) откуда появились доказательства (например, при проведении выемки, осмотра места происшествия и т. д.);
  • б) в каких условиях хранились вещественные доказательства;
  • в) реквизитами документов (бланк, дата, номер, наличие подписи соответствующего лица, оттиска печати и т. д.);
  • г) нет ли в документах подделок, подчисток, исправлений, травлений, зачеркнутых слов и др. и если есть, то оговорены ли они надлежащим образом (объясняющая запись, печать и др.);
  • д) качественно ли составлены процессуальные документы, соблюдены ли при этом правовые и нравственные нормы.

Большую часть времени до начала судебного разбирательства и на заключительном этапе производства следственных действий адвокат уделяет исследованию документов. Он тщательно проверяет соответствие изготовленного следователем протокола действия процессу его производства, а также отраженные в нем результаты. Аналогичной проверке он подвергает протокол судебного заседания (в частности, выясняет, насколько точно и своевременно его ход и результаты зафиксированы секретарем).

Познавательная деятельность при подготовке судебной речи в основном посвящена анализу доказательств по делу в целях опровержения доводов обвинительной стороны и подтверждения своей позиции (по квалификации преступления, оправданию подзащитного и пр.)• Определенное значение она имеет при подготовке защитительной речи, направленной на опровержение утверждений обвиняемого, который оговаривает себя, утверждает, что виновен в совершении преступления. Задача адвоката — посредством логических рассуждений, анализа имеющихся доказательств показать бессмысленность поведения подзащитного.

Организаторская деятельность адвоката направлена в первую очередь на консультационное обеспечение своих клиентов по гражданским и уголовным делам. Консультационная деятельность особенно важна в подготовительной стадии судебного разбирательства, когда адвокат в беседе с истцом, ответчиком, подсудимым или потерпевшим должен объяснить им важность соблюдения основных правил: не выходить за пределы предмета доказывания, не пытаться запутать суд или направить процесс по ложному пути. Необходимо психологически подготовить подзащитного к сложным ситуациям судебного заседания, прогнозировать возможные повороты в ходе оценки доказательств. По гражданским делам в отличие от уголовных дел, где предварительное расследование проводится следователем, вся подготовительная работа ложится на адвоката. Здесь важным моментом организаторской деятельности является установление круга лиц, привлекаемых к участию в деле, и обеспечение их явки в судебное заседание, в том числе «третьих» лиц. Особое значение придается организаторской деятельности адвоката, когда преступлением причинен материальный ущерб. Для его своевременного возмещения, которое может быть учтено судом как смягчающее ответственность обстоятельство, он подключает родных обвиняемого, близких или других заинтересованных лиц.

Организаторская деятельность адвоката необходима и на стадии судебных прений. Он проводит большую работу по подготовке прений, продумывает различные судебные ситуации и реплики противоположной стороны. Юристы считают, что речь нужно заранее проговорить перед друзьями (или перед зеркалом), а необходимые доказательства должны быть всегда «под рукой» и своевременно и быстро заявлены в суде.

В работе защитника особое место занимает коммуникативная деятельность, которая предполагает различные виды общения с людьми с целью установления объективной истины. Коммуникативность как качество личности позволяет защитнику выбрать правильный подход к людям, наладить личные и деловые отношения с участниками уголовно-процессуальной, иной правовой деятельности.

Адвокат должен быть не только юристом, но и психологом. Отношения между адвокатом и клиентом начинают складываться с первой встречи, они должны быть доверительными и располагать к сотрудничеству.

Специфику общения защитника-адвоката с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности можно выявить только при анализе общения как психологической категории и влияния на общение объективных условий и субъективных факторов.

Многообразны и сложны отношения, в которые вступают участники процесса в связи с расследованием и рассмотрением дела в суде. Психология общения между защитникомадвокатом и обвиняемым (подсудимым) обусловлена:

  • 1) спецификой проявления у них психических процессов, психических свойств и психических состояний;
  • 2) их процессуальным положением и, следовательно, линией их поведения в процессе;
  • 3) целями общения, вытекающими из главной задачи защиты — отыскания истины, оправдания невиновного или снижения сроков наказания виновному при наличии должных оснований для вынесения обвинительного приговора;
  • 4) наличием специфического интереса при общении, что активизирует, побуждает их к более активному осуществлению защиты.

Всякое общение предполагает определенное психологическое взаимодействие. Особенностью общения лиц, участвующих в уголовно-процессуальной деятельности, является принудительный характер, который затрудняет налаживание контактов. Контакт между защитником и обвиняемым — это деловое взаимодействие.

Установление такого контакта требует от защитника значительных психологических усилий, направленных на то, чтобы:

  • а) вызвать у подзащитного заинтересованность в деле, возбудить желание общаться;
  • б) показать ему весомость или слабость его доказательств, отметив абсурдность некоторых рассуждений и выводов;
  • в) создать у подзащитного определенное эмоциональное состояние (например, желание активно включиться в защиту собственной судьбы) и снять психическое напряжение.

Психологический контакт устанавливается при целенаправленном и планомерном изучении адвокатом личности подзащитного, ее свойств (темперамента, характера, способностей и др.) и умелом сопоставлением полученной информации с особенностями сложившейся обстановки. Адвокат должен максимально использовать доверие подзащитного, чутко и внимательно относиться к отклонениям в его психическом состоянии и поведении. Спокойная уверенность и уравновешенность адвоката в общении с обвиняемым (подсудимым) при тактически продуманной помощи в преодолении психологического барьера между ними способствует установлению психологического контакта, доверия и взаимопонимания.

Особый характер носят отношения между адвокатом и прокурором, основу которых составляет общая цель деятельности — установление истины по делу. Оба они должны тщательно разобраться в сложных человеческих судьбах и с различных позиций (обвинения и защиты) объективно объяснить преступление, т. е. показать его социально-психологическую основу, особенности эмоционального состояния субъекта, а также характерологические свойства личности.

В судебном заседании должны иметь место взаимное уважение сторон, честное отношение к доказательствам, чувство такта и меры в судебных прениях. Адвокат обязан активно оспаривать все, что сомнительно, неправильно, несправедливо, но действовать при этом разумно, давая волю лишь положительным эмоциям и подавляя отрицательные. Он должен проявлять выдержку, такт, в случае нанесения ему оскорбления — требовать занесения данного факта в протокол судебного заседания. Взаимоотношения адвоката с судом урегулированы процессуальным законом. Успех деятельности адвоката во многом зависит от отношения к нему суда, от того, как адвокат анализирует материалы дела, насколько он принципиален, владеет ли профессиональными знаниями и др. Опытный, решительный адвокат может смело оспаривать обвинение и добиваться вынесения справедливого приговора.

Коммуникативные способности адвокатов проявляются и при подготовке и слушании групповых дел в суде, когда важно четко определить солидарную позицию, хотя бы по части предъявленного обвинения. Взаимовыручка, взаимопонимание, взаимоподдержка адвокатов — обязательные условия совместной их деятельности.

Конструктивная деятельность адвоката во многом зависит от ситуации, которая сложилась на предварительном следствии и в суде. Ее анализ позволяет ему строить тактику защиты и прогнозировать исход предварительного следствия и судебного разбирательства (в одних случаях он избирает выжидательную, оборонительную тактику, оспаривая по возможности неблагоприятные факты по мере их выяснения в судебном процессе; в других — наоборот, наступает, будучи уверен в том, что доказательства, имеющиеся в деле, очень уязвимы и могут в судебном заседании подвергнуться существенной переоценке). Защитник в своей деятельности обязательно должен руководствоваться важнейшими принципами уголовно-процессуальной деятельности — гласности, устности, непрерывности и т. п. Нельзя забывать, что нет такого принципа, который не имел бы глубокого психологического содержания, не основывался на положениях психологической науки.

Защитник планирует свое участие в намеченных следственных действиях и судебном разбирательстве. При этом его конструктивная деятельность является основным ориентиром выполнения намеченного плана выяснения обстоятельств происшествия, гарантирует обстоятельное исследование материалов дела и обеспечение интересов и прав граждан.

Адвокат должен вовремя направлять различные ходатайства следователю и жалобы прокурору (например, при получении доказательств с нарушением закона), запросы в различные органы с целью получения справок, характеристик и иных документов для приобщения их к материалам дела, составлять жалобы в суд на незаконность и необоснованность ареста или продления срока содержания под стражей.

В гражданском и уголовном процессе конструктивная деятельность адвоката проявляется в умении задавать вопросы. Юристы считают, что ставить вопросы нс меньшее искусство, чем выступать в прениях. Адвокат планирует порядок выяснения обстоятельств происшествия с позиций защиты, составляет перечень обязательных вопросов (особенно для перекрестного допроса свидетелей, потерпевших и др.). Вопросы должны быть понятными, простыми, доступными, краткими. Конечно, все учесть невозможно, но основные направления с позиций права, логики мышления, психологического подхода необходимо предусмотреть.

В процессе подготовки дела (уголовного или гражданского) к слушанию адвокат может заявить ходатайство о назначении и производстве экспертизы, предложить вопросы для разрешения сведущими лицами-экспертами, объяснить клиенту характер (содержание) поставленных вопросов и получить от него согласие на экспертное исследование.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство почти не регулирует содержание судебных прений, поэтому адвокат должен четко спланировать содержание своей речи в суде. Существуют три основные защитительные позиции, которые и предопределяют содержание, объем и построение речи:

  • а) о смягчении наказания;
  • б) об изменении квалификации (переквалификации) содеянного;
  • в) об оправдании подсудимого.

Защитник может, а иногда просто обязан, просить суд прекратить уголовное дело, приостановить обвинительный приговор, признать подсудимого невиновным или заболевшим психической или душевной болезнью, прекратить дело в отношении несовершеннолетнего, удовлетворить гражданский иск и др. Он обязан тщательно планировать каждое свое выступление, определить очередность подачи материала (доказательств) и спрогнозировать затраты времени по каждому эпизоду и выступлению на суде.

Определенные трудности возникают, когда несколько защитников защищают одного подсудимого. В подобных случаях важно определить характер, время, направление выступления каждого адвоката, определить логическую зависимость каждой защитительной речи, эффективность и своевременность подключения определенного защитника. Поэтому намечаются основное, последующее и заключительное выступления.

Удостоверительная деятельность адвоката — это в основном составление процессуальных документов (исковое заявление, ходатайства, кассационные жалобы и др.).

При ознакомлении с материалами дела адвокаты используют портативные компьютеры и средства множительной техники (ксероксы и иные копировальные аппараты) для перенесения необходимых данных в свое досье. Завершение ознакомления с делом оформляется протоколом.

Особое значение имеет удостоверительная деятельность адвоката в суде. Он через председателя суда требует вносить необходимые замечания в протокол судебного заседания. Обычно он пользуется этим правом при выступлениях с репликами (например, кто-либо из участников судебных прений неправильно истолковал закон или сделал выпад частного характера). Представляется допустимым и правомерным также использование адвокатом в судебном заседании диктофона, так как аудиокассета дает возможность суду своевременно оценить объективность замечаний на протокол судебного заседания, заявленных защитником.

Воспитательная деятельность адвоката базируется на профессиональной подготовке и нравственных психолого-педагогических качествах защитника. Педагогические знания особенно активно используются им в судебном заседании, когда идет перекрестный допрос. Задаваемые им вопросы должны логически вытекать один из другого, а для этого нужны глубокие знания материалов дела, т. е. предмета доказывания. Он не вправе позволять втянуть себя в обсуждение второстепенных вопросов, принципиально не влияющих на успех и интересы защиты.

Существенное значение имеет педагогический такт адвоката в общении. Здесь необходимо учитывать возраст подзащитного (взрослый или несовершеннолетний); установить психологический контакт с допрашиваемым и другими участниками судебного заседания; своим поведением, отношением к свидетелю подчеркивать важность информации, которую он дает, акцентировать внимание суда на личности подзащитного, формулировать вопросы так, чтобы они были понятны допрашиваемому и не содержали в себе скрытую подсказку.

Психологические качества играют существенную роль в деятельности адвоката. Он должен вести себя корректно по отношению к прокурору, судье и другим участникам судебного разбирательства, не допускать грубости, пререканий, бестактности, запальчивости, проявлять твердость, смелость и решительность в экстремальных ситуациях, не терять контроль над собой и ситуацией.

Защитнику нужно внимательно относиться к доказательствам, тщательно их анализировать, четко цитировать показания, умело оперировать предъявляемыми сведениями и фактами. Анализ доказательств не следует сопровождать выпадами против свидетелей, сторон и т. д. Свое отношение к анализу доказательств противоположной стороны он должен дать в защитительной речи, где может указать и на недостойное поведение свидетелей, потерпевших и пр.

Психологические познания защитника проявляются в его речи и консультационной деятельности (письменной и устной). Речь адвоката должна отличаться корректностью, убедительностью, уважением к правосудию, быть понятной и доходчивой. Необходимо помнить, что одно неудачное слово, неуважительное отношение к клиенту, участникам судебного разбирательства могут негативно повлиять на эффективность его деятельности.

В судебном следствии защитник должен стремиться создать нужный психологический климат, в какой-то мере расположить участников процесса к себе, личности подсудимого или ответчика.

Важным условием эффективности деятельности защитника является законность тактических и психологических средств защиты. Адвокат должен использовать для защиты только правовые нормы и этические правила, т. е. нельзя получать показания от свидетелей, потерпевших, экспертов путем обмана, невыполнимых обещаний, угроз, шантажа, подкупа. Адвокат может активно использовать пробелы в законодательстве, ошибки экспертов, упущение следствия и др.

Избранные защитником средства не должны навредить подзащитному. Тактические и психологические средства защиты должны быть этичны, т. е. соответствовать требованиям нравственности, морали, общей и судебной этики (например, они не должны основываться на сведениях, унижающих честь и достоинство обвиняемого, потерпевшего и других лиц; безмотивно подрывать авторитет следственных, судебных и других органов). Этические моменты важны на этапе консультационной деятельности, когда решается вопрос о ведении защиты в уголовном или гражданском деле. Адвокат обязан соблюдать этические нормы в процессе принятия дела к своему производству. Отказ клиенту без уважительной причины считается нарушением нравственных норм.

Адвокат должен обладать важнейшими профессиональными психологическими качествами:

  • • гуманное отношение к личности (подзащитному);
  • • стремление к справедливости;
  • • логичность мышления;
  • • умение найти доказательства, смягчающие виновность подсудимого;
  • • высокая культура речи;
  • • умение выстроить защитительную речь таким образом, чтобы она была убедительной;
  • • активное переключение внимания в зависимости от ситуации;
  • • оперативное подключение необходимой информации;
  • • стрессоустойчивость;
  • • честность;
  • • настойчивость;
  • • развитые ораторские способности;
  • • умение мыслить стратегически (на перспективу) и др.

Особое значение придается принципам профессиональной этики, которые регулируют взаимоотношения адвоката с потерпевшим, свидетелями, следователем, прокурором и др. Деловые отношения не должны пересекаться с личными. Процессуальное законодательство охраняет адвокатскую деятельность, установив запрет на допрос защитника или представителя в качестве свидетеля о тех обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением данных обязанностей. Кроме того, адвокат обязан хранить тайну и после выполнения своих профессиональных обязанностей.

  • [1] Бернам У., Решетникова И. В., Прогиляков А. Д. Судебная адвокатура. СПб., 1996. С. 46−47.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой