Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ЭкологичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ воспитаниС школьников ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ

ΠšΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°ΡΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Одним ΠΈΠ· ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ², ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Ρ‹, являСтся Π²Ρ‹Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ Π½Π° ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ доскС. По Ρ…ΠΎΠ΄Ρƒ излоТСния ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ создаСт Π½Π° ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ доскС картосхСму, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π’ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚осхСмах вводится Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ самыС Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ. Основная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° картосхСм ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ располоТСниС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², поэтому Π½Π΅ Ρ‚рСбуСтся большой точности… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ЭкологичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ воспитаниС школьников ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠšΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ прСподавания Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ

1. ЭкологичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ школьников ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ

ГСография ΠΊΠ°ΠΊ учСбная дисциплина прСдставляСт собой СдинствСнный ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ мировоззрСнчСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. Она вмСстС с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ СстСствСнными Π½Π°ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² понятия «Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСская ΠΎΠ±ΠΎΠ»ΠΎΡ‡ΠΊΠ°», «ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Π°Ρ срСда», «Π±ΠΈΠΎΡΡ„Π΅Ρ€Π°», «Π½ΠΎΠΎΡΡ„Π΅Ρ€Π°». Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ СдинствСнный ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, знакомящий ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² с Ρ‚Π΅Ρ€Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ (Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ) ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ особым ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ познания ΠΈ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ инструмСнтом воздСйствия Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экономичСскиС процСссы посрСдством Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

ВсС это позволяСт отнСсти Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ Ρ‚Π΅Ρ… ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ лоТится особая ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π·Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² гуманистичСского мировоззрСния, воспитания ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠΎΡ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈ Π»ΡŽΠ±Π²ΠΈ ΠΊ Π ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π΅, Π½ΠΎ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-отвСтствСнного повСдСния Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅. УспСх Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ обСспСчиваСтся ΠΏΡ€ΠΈ условии, Ρ‡Ρ‚ΠΎ школьники ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ясноС прСдставлСниС ΠΎΠ± ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… полоТСниях ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΈ Ρ€ΠΈΡΠΊΠ°Ρ… экологичСской опасности. ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π°Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ ΠΏΠΎ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ вопросы экологичСского ΠΏΠ»Π°Π½Π°, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ взаимосвязь ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹, влияниС Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² Π½Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ация Π΅Π³ΠΎ ΠΊ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ условиям обитания. На ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎ, ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ, ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ экологичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅. «Π£Ρ€ΠΎΠΊ- «ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ°» пСдагогичСского процСсса. И ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ½ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚, зависит Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°; Π΅Π³ΠΎ знания ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ, любовь ΠΈ Π±Π΅Ρ€Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈ, Π ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π΅, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅. ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ школьников Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΌΠ°Π»ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Ρ‹, Π»ΠΈΠ±ΠΎ — большой, ΠΏΡ€ΠΈ этом показывая ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·ΡŒ: малая Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π° являСтся частичкой большой Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Ρ‹ — России, Π° Ρ‚Π° Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ — Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ Π·Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡˆΠ°Ρ€Π° ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ сообщСства. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° учитСля Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ процСсс Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ для учащСгося, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ нСпосрСдствСнный, ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ интСрСс. Π£Ρ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ процСсс Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠΈ сСгодняшнСго дня, Ρ‚Π΅ ΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ‚ия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΆΠΈΠ²Π΅Ρ‚ вся страна, Π° Π½Π΅ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ соврСмСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π°Π²Π½ΠΎ закрСпился Π² Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ школС ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ» Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ «Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ» обучСния. ГСографичСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ° позволяСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ экологичСскиС ΠΈ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ чСловСчСства Π² Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ΅ «Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ — ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ».

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ учащихся ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°Π±ΠΈΠ½Π΅Ρ‚. УчитСлям, Π·Π°Π²Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΊΠ°Π±ΠΈΠ½Π΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΡƒΠ΅ΠΌ ΡΡ‚Π°Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ всС Π΅Π³ΠΎ возмоТности. Π’ ΠΊΠ°Π±ΠΈΠ½Π΅Ρ‚Π΅ ΡΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ творчСскиС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ учащихся: ΠΏΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΊΠΈ, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, Π΄ΠΎΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹, ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, выТигания, Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠ΅ задания.

Π¨ΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΉ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ формирования экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ являСтся внСклассная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°. Π§Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠΈ, ΠΊΠ»ΡƒΠ±Ρ‹ ΠΈΠ΄Ρ‘Ρ‚ ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ экологичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ образования ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания школьников. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΊΡ€ΡƒΠΆΠΊΠ°, ΠΊΠ»ΡƒΠ±Π° — ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ дСтям ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ экологичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ для ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ.

2. ΠšΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡΡ…Π΅ΠΌΠ° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ

Одним ΠΈΠ· ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ², ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Ρ‹, являСтся Π²Ρ‹Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ Π½Π° ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ доскС. По Ρ…ΠΎΠ΄Ρƒ излоТСния ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ создаСт Π½Π° ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ доскС картосхСму, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π’ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚осхСмах вводится Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ самыС Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ. Основная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° картосхСм ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ располоТСниС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², поэтому Π½Π΅ Ρ‚рСбуСтся большой точности, Π½Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½Π° градусная ΡΠ΅Ρ‚ΡŒ, Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅Π½Ρ‹.

ВычСрчивая Π½Π° ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ доскС, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΡ‚Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Π΅ всС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ наносится Π½Π° Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π΅ΠΆ, Π° ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠ΅ΡΡ находят ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ Π² Π°Ρ‚ласах. НаиболСС простыС схСмы — это схСмы ΠΆΠ΅Π»Π΅Π·Π½ΠΎΠ΄ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ московского ΡƒΠ·Π»Π°, схСма Π“Π­Π‘ Π½Π° Π’ΠΎΠ»Π³Π΅ ΠΈ ΠšΠ°ΠΌΠ΅, схСма элСктростанций. К ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ схСмам относятся созданиС ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ² ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΊΠΎΠ², Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ Ρ€Π°ΠΉΠΎΠ½ΠΎΠ². Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Π»ΠΊΠΈ для Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ учащихся ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ понятий ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ обращаСтся ΠΊ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ ΠΎ ΡΠ²ΡΠ·ΡΡ…. Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ связи Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠΎ-гСографичСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° (ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ явлСниями ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ„ΠΈΠ·. экономикой). Π‘Ρ…Π΅ΠΌΠ° Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ слоТной, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠΉ, Π°ΠΊΠΊΡƒΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ элСмСнт схСмы Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π° ΡΡ…Π΅ΠΌΠ° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ раскрытия ПББ. МоТно ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ схСму Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π–Π΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ схСмы систСматичСски.

3. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ излоТСния Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ

гСография ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ экологичСский НазначСниС этого ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° — ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ учащимся слоТныС познания, Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ½Π΅, ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ вопроса. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ сам ставит ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ учащимися ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Ρ‚ Π΅Π΅ ΡΠ°ΠΌ, раскрывая Ρ…ΠΎΠ΄ рассуТдСния ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ…. Школьники мыслСнно слСдят Π·Π° Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ рассуТдСния, учатся логичСским опСрациям, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ интСрСс ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρƒ, ΠΏΡ‹Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ вопросы. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΎ содСрТаниСм ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ учитСля ΠΈΠ·Π»Π°Π³Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹.

4. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ гСографичСских ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²

УмСния — практичСскиС дСйствия, ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ выполняСмыС учащимися Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°.

Навыки — практичСскиС дСйствия, выполняСмыС автоматичСски. Π’ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ умСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСскиС (ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅) ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅.

К Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠΎ-гСографичСским умСниям относятся: ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ с ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ гСографичСской ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Ρ‹, Π΄ΠΈΠ°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹), ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ гСографичСскоС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π½Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚Π΅, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ²Ρ‹Π΅ характСристики ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅, ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡ‚ΡŒ измСнСния.

Π’ ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ: ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ рСсурсы для хозяйствСнного использования, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ статистичСскиС Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ характСристики насСлСния, основных отраслСй хозяйства, Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠ·Π»ΠΎΠ², экономичСских Ρ€Π°ΠΉΠΎΠ½ΠΎΠ². Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ школС Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ этого ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° образования усилСна. Наряду с Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСскими умСниями Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ умСния:

— ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎ связана с ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ;

— ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ связано с ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ источников гСографичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

Π­Ρ‚Π°ΠΏΡ‹ формирования ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²:

— ΠΏΠΎΠΊΠ°Π· значСния умСния, постановка Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ овладСния ΠΈΠΌ, знакомство с ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ примСняСтся

— ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ составом умСния, осознаниС учащимися ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ выполнСния дСйствий

— ΠΏΠΎΠΊΠ°Π· ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Π° выполнСния дСйствий

— Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ упраТнСния для овладСния ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ

— ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ умСния, Π΅Π³ΠΎ пСрСнос Π½Π° Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡.

ΠšΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² зависит ΠΎΡ‚ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½:

— Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ оборудования, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учащихся,

— ΠΎΡ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Сля (ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΡ‚Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ процСсс формирования ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² Π² Ρ‚СматичСском ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ).

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ° — это основной государствСнный Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния курсу Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ.

Бписок использованной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹

1. Азбука Π–ΠΈΠ·Π½ΠΈ: Π‘. А. Π’Π°Ρ‡ΠΈΠ΅Π², А. М. Π’Π΅Ρ‚ΠΎΡˆΠΊΠΈΠ½, Π•. Н. Π’Π΅Ρ‚ΠΎΡˆΠΊΠΈΠ½Π° — Москва, Π’ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄, 2007 Π³.- 464 с.

2. Гуманитарная гСография. ΠŸΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈ ΡΠ·Ρ‹ΠΊ гСографичСских ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²: Π”. Н. Замятин — Π‘Π°Π½ΠΊΡ‚-ΠŸΠ΅Ρ‚Π΅Ρ€Π±ΡƒΡ€Π³, АлСтСйя, 2003 Π³.- 336 с.

3. Многоликая гСография. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π˜Π½Π½ΠΎΠΊΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ ΠŸΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²ΠΈΡ‡Π° ГСрасимова (ΠΊ 100-Π»Π΅Ρ‚ΠΈΡŽ со Π΄Π½Ρ роТдСния): — Москва, КМК, 2005 Π³.- 374 с.

4. ΠŸΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Какова Ρ†Π΅Π½Π° вопроса?: К. Π•. Π‘ΡƒΠΌΠ½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ — Π‘Π°Π½ΠΊΡ‚-ΠŸΠ΅Ρ‚Π΅Ρ€Π±ΡƒΡ€Π³, ЧистыС ΠΏΡ€ΡƒΠ΄Ρ‹, 2006 Π³.- 32 с.

5. Π‘Π‘Π‘Π -БНГ-Россия: гСография насСлСния ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ гСография. 1985;1996. Аналитико-библиографичСский ΠΎΠ±Π·ΠΎΡ€: — Π‘Π°Π½ΠΊΡ‚-ΠŸΠ΅Ρ‚Π΅Ρ€Π±ΡƒΡ€Π³, Π•Π΄ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ°Π» Π£Π Π‘Π‘, 2001 Π³.- 600 с.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ