Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Значимость эмпатии личности в профессиональном становлении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особой темой в работах ряда авторов (Е.П. Ильин, Х. Кохут, К. Роджерс, Н. А. Щербакова и др.) обозначается значимость эмпатии для личности, овладевающей профессиональной деятельностью. Эмпатия определяется, по мнению авторов, как в целом особенностями личности человека, так и требованиями, предъявляемыми к личности самой профессиональной деятельностью. Профессиональная педагогическая деятельность… Читать ещё >

Значимость эмпатии личности в профессиональном становлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особой темой в работах ряда авторов (Е.П. Ильин, Х. Кохут [19], К. Роджерс [31], Н. А. Щербакова [16] и др.) обозначается значимость эмпатии для личности, овладевающей профессиональной деятельностью. Эмпатия определяется, по мнению авторов, как в целом особенностями личности человека, так и требованиями, предъявляемыми к личности самой профессиональной деятельностью. Профессиональная педагогическая деятельность предъявляет к личности особые требования, наиболее важным из которых является умение в отношениях с детьми, родителями и коллегами быть искренним, когда он передает чувства, переживаемые в настоящий момент. Под этим подразумевается, что чувства доступны ему, его пониманию, он способен «прожить» их, испытать и соответствующим образом сообщить о них другому человеку. Значимое условие, влияющее серьезным образом на эффективность деятельности педагога, это — эмпатическое понимание, когда он ощущает чувства и личностные смыслы ученика в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам ребенок. Такое понимание в обычной жизни встречается чрезвычайно редко и именно за ним обращается человек в поисках психологической помощи. Так, эмпатия тесно связана с альтруистическими мотивами, мотивами эмпатийного поведения, и коммуникативными особенностями личности.

Эмпатия, выступая в качестве мотива личности, берет начало от врожденной реакции «подражания», «отражения» (как необходимого условия выживания и развития), развивается в раннем детстве в симбиотических отношениях с матерью или с другими значимыми взрослыми. Качество проявления этой реакции и принятия ее обществом (значимыми взрослыми) влияет на формирование эмпатического профиля личности. Профиль (от лат. — profile — очертание), совокупность или типичные черты, характеризующие личность, профессию, специальность, звено. Таким образом, под эмпатическим профилем понимается устойчивое личностное образование, характеризующееся сочетанием эмпатии (ее видов и составляющих), эмпатико-мотивационной составляющей (мотивы, связанные с эмпатией) и коммуникативно-деятельностной составляющей (реализация эмпатического поведения во взаимоотношениях с другими людьми).

Исходя из понимания феномена эмпатии как фактора мотивации, являющегося основанием эмпатического профиля личности, можно понять, что существует определенная предрасположенность личности к психологической деятельности и овладению человеком профессиональными психологическими знаниями.

Теоретическое изучение эмпатического профиля личности дает возможность увидеть эмпатию как фактор мотивации в становлении личности. Для этого существует необходимость классифицировать эмпатический профиль личности на основании мотивационного источника эмпатии.

  • 1. Внешний эмпатический профиль — это сознательное поведение человека в виде переживания сочувствия и сопереживания, подстройки к другим людям, следуя пониманию необходимости проявления эмпатии в общении (если человек эмпатичен с другими людьми, к нему тоже хорошо относятся). В данном случае на сознательный уровень выносится явное понимание содержания эмпатии (осознание себя и других, адекватное реагирование на события и явления жизни).
  • 2. Внутренний эмпатический профиль определяется, когда человек представляет собой относительно успешного в общении индивида, к которому часто обращаются в общении за помощью, он является хорошим слушателем и внимательным собеседником. Впрочем, это может тяготить самого индивида, но он никогда не откажется от такого общения, более того, оно ему необходимо (как раскрытие себя, самореализация, самоутверждение, которые внешне не проявляются, но бессознательно удовлетворяются).
  • 3. Компенсаторный эмпатический профиль — это такой уровень проявления эмпатических способностей, который проявляется в сочувствии, сопереживании за счет стремления к компенсации, преодолению неполноценности или несостоятельности индивида в общении (скованности, робости, страха перед другим, заниженной самооценки, неуверенности в себе), как бессознательное стремление к достижению успешности взаимодействия личности с другими людьми.
  • 4. Дезинтеграционный эмпатический профиль выражается в том, что проявление эмпатии в таком случае тотально: то есть, эмпатируя, индивид становится на место другого, как будто становясь им в полной мере (приобретает его качества, вчувствуется в его жизнь, эмоции, переживания). Такой индивид постоянно кому-то эмпатирует. Эго такого индивида как бы путешествует в поисках своей идентичности из одного объекта эмпатии в другой, на время, становясь то одним, то другим, при этом, «не сохраняя» своей личности и сущности.
  • 5. Ложный эмпатический профиль основан на «реакции приспособления», такой индивид чувствует себя должным быть эмпатийным для того, чтобы его любили, понимали, ценили в обществе. В поведении наблюдаются эмпатические тенденции, но наряду с этим не всегда искренне и адекватно проявляется сочувствие и сопереживание (тогда говорят — «я сочувствую, но по-своему»). Окружающие достаточно часто отказываются от помощи, поддержки, сочувствия таких людей, расценивая поведение как неискреннее, ложное. Вместе с тем, они часто неосознанно ждут (требуют) благодарности в ответ на эмпатическую поддержку или помощь. В социальных взаимоотношениях проявляется неадекватная самооценка, имитация, видимость дела и успеха. «Я» человека носит «закрытый» характер.
  • 6. Дефицитарный эмпатический профиль характеризуется слабой и очень слабой выраженностью эмпатических тенденций в раннем детском возрасте в ответ на недополучение эмоционального отклика, теплого, заботливого отношения к ребенку со стороны значимых взрослых. Такой человек очень редко испытывает сочувствие, сопереживание, в его поведении наблюдается жесткость, даже жестокость, агрессия, трудности установления контакта и взаимопонимания, переживание одиночества, отстраненности. Проявление защитных механизмов может достигать появления отклонений в поведении.
  • 7. Истинный эмпатический профиль проявляется в естественной, спонтанной эмпатической реакции человека на переживания другого и возникает в различных жизненных ситуациях, сочувствуя и сопереживая, понимая не только в «ситуации горя», но и в моменты радости. В данном случае эмпатия является естественным желанием, потребностью, мотивом оказывать психологическую помощь и поддержку другим людям. Такой человек обладает высокой рефлексивностью (осознание себя), развитой эмоциональностью (эмоциональная чувствительность, гибкость), развитой эмпатией (сочувствие, сопереживание, понимание другого). В данном случае тесно переплетаются личностные качества (подготовленные к развитию и развитые в детском возрасте) с природным глубинным даром (высокой чувствительностью к своему внутреннему миру и миру другого человека).

В своем развитии эмпатический профиль личности выглядит как постепенно развивающееся в онтогенезе человека личностное образование, в котором можно выделить уровни:

  • 1 уровень — собственно эмпатический уровень (формирование эмпатии как понимания, отражение другого человека, начиная с реакции подражания, ранних детских отношений с матерью и другими значимыми взрослыми).
  • 2 уровень — эмпатико-мотивационный (формирование на основе предыдущего этапа мотивационной составляющей эмпатического профиля как основы альтруистического, эмпатийного поведения).
  • 3 уровень — коммуникативно-деятельностный (выстраивание отношений в социуме, адаптация, принятие культуры и нравственности, принятие терпимости и т. д.)

Представленные уровни эмпатического профиля личности не имеют жестких, ригидных границ и «графика правильного прохождения», в итоге формируется индивидуальный эмпатический профиль, который состоит из определенного «универсального набора» составляющих (уровней). Существуют смешанные эмпатические профили, полностью не подходящие ни к одному из типов профиля, а вбирающие в себя части нескольких, что является естественным условием попытки систематизировать, типологизировать такое многогранное понятие, как личность.

Структуру эмпатического профиля личности составляют: социальная эмпатия, поликоммуникативная эмпатия, эмоциональный интеллект, альтруистические мотивы, мотивационные тенденции личности, коммуникативные установки, толерантность.

Таким образом, в ряде работ отечественных и зарубежных авторов эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой