Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологические основы природопользования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребляя вещества и энергию из природной среды, человек одновременно выделяет в нее другие вещества и энергии. Непрерывный процесс обмена между человеком природой приводит к изменению и развитию, как самого человека, так и сферы его обитания. Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе не просто как биологический вид, а как общество. Природная среда обитания… Читать ещё >

Экологические основы природопользования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФГОУ СПО Новгородский агротехнический техникум КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ВАРИАНТ № 2

Экологические основы природопользования Студента 3 курса

заочного отделения Тимофеевой Ю.А.

Шифр Б-10−322

Контрольные вопросы

1. Природа как объект воздействия и среда обитания человека Человечество, является биологическим видом, в то же время представляет собой сложную социально-политико-экономическую систему, которая называется человеческим обществом.

Человек как организм живет и развивается благодаря не прерывному обмену веществами, энергией и информацией с природой (средой обитания).

Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает из природы: животные, растения, полезные ископаемые, ресурсы воды, энергия солнца и др.

Потребляя вещества и энергию из природной среды, человек одновременно выделяет в нее другие вещества и энергии. Непрерывный процесс обмена между человеком природой приводит к изменению и развитию, как самого человека, так и сферы его обитания. Этот процесс значительно усложняется, когда человечество выступает в природе не просто как биологический вид, а как общество.

На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергией имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ (вода, воздух, растительная и животная пищи).

В процессе развития отношений человека с природой возник новый компонент-инструмент (орудие добычи пищи и одежды).

Дальнейшее историческое развитие человека привело к появлению производства (производства пищи и производства других предметов, необходимых для более усложняющейся жизни человека). Производство же привело к общественной организации существования человека, к появлению человеческого общества.

Таким образом, человек стал активнее вмешиваться в природу, преобразовывать природные объекты.

Человек стал совершенствовать сельское хозяйство, тем самым создал угрозы разрушения почвы.

При производстве и строительстве не рационально использовались леса, что привело к так называемому «облысению планеты» и т. д.

Таким образом, с развитием производственных сил общества более разнообразным становится взаимное действие общества и природы.

Человек проделал длинный путь от охотничье-собирательного хозяйства до научно-технической революции.

Сначала человек приспосабливался к природе, затем активно вмешиваться в естественные процессы бороться с природой.

В настоящее время человеческое общество все больше сил и средств вкладывает в охрану природы. Разрабатываются неразрушающие природу производства, внедряются малоотходные и безотходные технологии, которые позволяют оказывать минимальное воздействие на окружающую природу без ущерба для производственного процесса.

Среда обитания человека состоит из природных и общественных компонентов, т. е. имеет две взаимосвязанные части.

Природная среда обитания — это природные тела и явления, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. В природную среду водят такие элементы как атмосфера, гидросфера, литосфера, растения и животные. Атмосфера, гидросфера, литосфера составляют не живую природную среду. Растения, животные и микроорганизмы образуют живую природную среду.

Но среда обитания человека состоит не только, из общей для всех животных, природной среды, но так же включает в себя еще и созданную самим человеком материальную и социальную среды.

Материальная среда включает в себя:

1) Элементы природной среды, измененные человеком. Например лес — в парк, реку — в водохранилище.

2) Искусственные элементы: здание, сооружения, разные средства производства и потребления.

Социальная среда — это организованная совокупность связи людей — от семьи до государства. В социальной среде формируются психологические, культурные, социальные и экономические потребности человека. Без социальной среды человек не станет человеком, т.к. лишается культурного наследия.

Все эти среды образуют единую сложную систему — среда жизни современного человека.

среда обитание биосфера плодородие почва

2. Основные положения учения В. И. Вернадского о биосфере В понятие «биосфера» вошло в систему знаний сравнительно недавно, в начале XX века. Ввел это понятие академик В. И. Вернадский. До этого было упоминание о «биосфере» в работах австрийского биолога Э. Зюсса, но, тем не менее, термин «биосфера» не прижился. И только после выхода книги 1926 года «Биосфера» В. И. Вернадского понятие «биосфера» прочно вошло и укрепилось в науке.

Биосфера — это совокупность частей земных оболочек, которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.

Вернадский определил грани биосферы, указав, что в нее входят вся гидросфера земли, верхняя часть литосферы до глубины 2 — 3 километра, где еще есть живые бактерии, и нижняя часть атмосферы с воздуха до высоты, на которой возможно еще проявление жизни.

Биосфера — это глобальная экосистема. Как любая из экосистем, биосфера состоит из абиотической и биотической частей. Абиотическая часть состоит из литосферы, атмосферы, гидросферы. Биотическая часть состоит из живых организмов (животные, растения и микроорганизмы).

В структуре биосферы Вернадский выделял основные четыре вида вещества:

1) Живое вещество (современные живые организмы).

2) Биогенное вещество (возникшее из живого и подвергшее переработки), например: торф, уголь, нефть, газ.

3) Косное вещество (абиотическое, образованное вне жизни), например: горные породы, минералы не затронутые прямым биогеохимическим воздействием организмов.

4) Биокосное вещество (возникшее на стыке живого и не живого), например: почва ил и другое.

На планете живое вещество предстает не как случайное явление, а как важная часть целостной системы. Все компоненты биосферы взаимосвязаны. Где каждый компонент играет свою определенную и незаменимую роль в поддержании целостности биосферы как системы.

3. Основные приемы сохранения плодородия почв. Рекультивация земель Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы земли. Почвенный покров выполняет функцию биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет нарушено, то слаженное функционирование биосферы необратимо нарушится.

Загрязнение почвенного покрова становится в мире экологической проблемой.

Загрязнение почвы называется попадание в нее различных химических веществ, токсикантов, отходов в количествах больших, чем может быть переработано в почвенном круговороте веществ.

Почвенные загрязнения можно разделить по источникам поступления их в почву:

1) С атмосферными осадками (кислотные дожди)

2) В виде пыли и аэрозолей (автомобильные выхлопы, сажа и др.)

3) Непосредственное поглощение почвой газообразных соединений.

4) С растительным опадом.

Основные антропогенные загрязнения:

1) Твердые и жидкие отходы от перерабатывающей и химической промышленности, теплоэнергетики и транспорта.

2) Отходы потребления (твердые бытовые отходы человека).

3) Сельскохозяйственные отходы и ядохимикаты.

4) Радиоактивные отходы.

В связи со всеми видами загрязнений, а так же при нерациональном использовании почв человеком, происходит ее разрушение, т. е. эрозия, засоление, заболачивание почв, осушение болот и прямое уничтожение почв.

И поэтому в настоящее время производятся работы по защите почв от загрязнений:

1) Утилизация (защита земель от промышленных отходов).

2) Рекупирация (уваливание и переработка отходов).

3) Перевод неиспользованных отходов в используемые.

4) От тяжелых металлов:

А) известкование Б) фитомелиорация В) глубокая плантажная вспашка.

5) От загрязнений остаточными количествами пестицидов:

А) фитомелиорация.

Б) применение быстро разлагающихся пестицидов.

В) использование растений — индикаторов.

6) От эрозии:

А) почвозащитные севообороты.

Б) агротехнические противоэрозионные мероприятия.

В) лесомелиоративные мероприятия.

Г) использование гидротехнических сооружений.

7) От засоления:

А) дренаж территории.

Б) полив дождеванием.

В) внутрипочвенное капельное мелкодисперсионное орошение.

Г) промывка пресными водами.

8) От уплотнения:

А) внесение высоких доз органических удобрений.

Б) минимализация обработки почв.

В) использование на тракторах пневмогусениц, увеличение количества опорных катков в ходовых системах и др.

9)рекультивация земель.

Рекультивация земель — это восстановление нарушенных земель. Искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенного вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов.

Рекультивация включает в себя:

1) Восстановление рельефа (засыпка оврагов, карьеров, и т. д.).

2) Восстановление почв и растительности.

3) Лесовосстановление

4) Создание новых ландшафтов.

Задача № 3

Определите, во сколько раз меньше червей живет на 5 сотках на глинистых и кислых почвах по сравнению с супесчаными и суглинистыми почвами, если в суглинистых и супесчаных почвах численность червей обычно составляет 450 особей на 1 кв. м, в глинистых почвах — 225 особей, а в кислых почвах — 25 особей на 1 кв. м.

Решение:

5 соток = 500 кв.м.

Суглинистых и супесчаных почвах — 450 особей на 1 кв. м.

Глинистых почвах — 225 особей на 1 кв.м.

Кислых почвах — 25 особей на 1 кв.м.

1) Количество червей в суглинистых и супесчаных почвах на 5-ти сотках.

500 кв.м. х 450(особей) = 225 000 (особей)

2) Количество червей в глинистых почвах на 5 сотках.

500 кв.м. х 225 (особей) = 112 500 (особей)

3) Количество червей в кислых почвах на 5 сотках.

500 кв.м. х 25 (особей) = 12 500 (особей)

4) Во сколько раз меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах?

22 5000(особей):11 2500(особей)=2 (раза) Ответ: в 2 раза меньше червей на 5 сотках глинистых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.

5) Во сколько раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах?

22 5000(особей):12500(особей)=18 (раз) Ответ: в 18 раз меньше червей на 5 сотках кислых почвах, чем на супесчаных и суглинистых почвах.

Задание № 3.

Пищевая цепь — это ряд организмов (растения, животные, микроорганизмы), в котором каждое предыдущее звено служит пищей для последующего, связанные друг с другом отношениями: пища — потребитель. Каждое последующее звено крупнее предыдущего. Так же пищевая цепь описывает взаимоотношения растений и животных, которые гарантируют выживание всем. Каждая пищевая цепь начинается с Солнцаоно дает энергию, благодаря которой возможна жизнь начальных звеньев (растения, фитопланктон и др.)

1. Приведите примеры цепей питания, начинающихся с мертвых растительных остатков, одноклеточных водорослей, наземных растений и заканчивающихся человеком.

А) мертвые растительные остатки — бактерии — простейшие — мелкие рачки — рыбы — хищные рыбы — человек.

Б) одноклеточные водоросли — мелкие рачки — рыбы — человек.

В) наземные растения — травоядное животное — человек.

2. На Крайнем Севере, где выпадает наибольшее количество радиоактивных осадков, лишайники поглощают почти 100 процентов радиоактивных частиц, попадающих на Землю. Постройте пищевую цепь, приводящую радиоактивные частицы (например, стронций — 90) в организм человека.

лишайники — животное (олень) — человек

3. Составьте схему трофической структуры водоема (на примере пруда).

Солнечный свет — водные растения — рыбы — хищные рыбы Литература

1. В. М. Константинов «Экологические основы природопользования» Издательство Асадема. Москва. 2001 г.

2. В. М. Лиходет «Экология». Издательство Феникс. Ростовна — Дону. 2006 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой