Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность стратегического менеджмента

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рисунок 1 — Содержание стратегического менеджмента Стратегический менеджмент начинается с определения миссии (назначения) и главных целей фирмы. Это устанавливает контекст, в пределах которого должна формироваться стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма существует и что она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация… Читать ещё >

Сущность стратегического менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.Методологические основы стратегического менеджмента

1.1 Научные гипотезы

1.2Научные подходы к стратегическому менеджменту

2.Сущность и содержание стратегического менеджмента

2.1Сущность стратегического менеджмента

2.2Содержание стратегического менеджмента

3.Характеристики стратегического менеджмента

3.1Условия возникновения стратегического менеджмента

3.2Новая управленческая пирамида

3.3Отличительные характеристики стратегического менеджмента

3.4Преимущества и ограничения стратегического менеджмента Заключение Список литературы

Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Но единой стратегии для всех компаний не существует, также как и единого универсального стратегического управления. Таким образом, чтобы составить стратегию для конкретной фирмы, нужно провести стратегичсекий анализ ее внутренней и внешней среды.

стратегический менеджмент стратегия

1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1 Научные гипотезы

В системе стратегического менеджмента все большее значение начинают приобретать методологические подходы, под которыми понимается единое целостное направление использования логики, принципов и методов стратегического управления в ходе разработке прогнозов, проектов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов. Все они базируются на определенных гипотезах.

Гипотеза случайности. Единого рецепта управления компанией не существует. Иногда гипотезу о случайности трактуют следующим образом: если универсальное решение отсутствует, значит, каждая компания уникальна по своей природе и должна и должна искать свой собственный путь. Однако в настоящее время понимание данной гипотезы таково: между двумя общими для всех решениями есть некоторый набор различных типов управленческого поведения, соответствующих различным типам проблем.

Гипотеза о зависимости от внешней среды. Проблемы, которые ставит перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения фирмы. Во второй половине ХХ века эта гипотеза приобрела жизненноважное значение. В начале века, когда компании во многом сами определяли свое окружение, ею можно было пренебречь.

Гипотеза о соответствии (заимствована из кибернетики). Для достижения успеха уровень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности среды.

Гипотеза о стратегии, способности и деятельности. Деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности соответствуют стратегическому поведению.

Гипотеза о многоэлементности, отвергающая положение о том, что какой-то один компонент управления, будь то ключевые менеджеры, структура, культура или система, является главным для достижения успеха. Наоборот, успех компании — результат взаимодействия и взаимодополнения нескольких ключевых элементов (хотя при различных условиях один или несколько компонентов могут преобладать над другими).

Гипотеза о сбалансированности. Для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, оптимизирующую успех фирмы. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, что лишь небольшое число компаний ведет себя оптимально.

1.2 Научные подходы к стратегическому менеджменту

Анализ теории и практики управления экономическими системами позволил установить необходимость применения к стратегическому менеджменту следующих научных подходов:

— системный поход — рассмотрение системы (предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь;

— маркетинговый подход — ориентация управляющей подсистемы на потребителя;

— функциональный подход — рассмотрение потребности как совокупности функций, необходимых для ее удовлетворения;

— воспроизводственный подход — ориентация на постоянное возобновление производства товара для потребностей конкретного рынка с наименьшими совокупными затратами;

— нормативный подход — установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента по важнейшим элементам;

— комплексный подход — учет технических, экономических, организационных, экологических, социальных, психологических аспектов менеджмента в их взаимосвязи;

— интеграционный подход — нацеленность на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали;

— динамический поход — рассмотрение объекта управления в диалекти-ческом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности;

— процессный подход — рассмотрение функций управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий;

— количественный подход — переход от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов;

— административный подход — регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах;

— поведенческий подход — оказание помощи работнику в осознании его возможностей и способностей на основе применения концепций поведенческих наук.

— ситуационный подход — использование методов, наиболее отвечающих данной ситуации и адаптированных к ней.

2. Сущность и содержание стратегического менеджмента

2.1 Сущность стратегического менеджмента

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

— В каком положении предприятие находится в настоящее время?

— В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

— Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

Стратегические решения — это управленческие решения, которые:

1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учиты-вают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрез-вычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

К числу стратегических решений можно отнести:

— реконструкцию предприятия;

— внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

— организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

— выход на новые рынки сбыта;

— приобретение, слияние предприятий и т. д.

2.2 Содержание стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

— определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

— анализ внешней среды фирмы;

— анализ ее внутренней обстановки;

— выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;

— анализ портфеля диверсифицированной фирмы;

— проектирование ее организационной структуры;

— выбор степени интеграции и систем управления;

— управление комплексом «стратегия — структура — контроль» ;

— определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

— обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

— совершенствование стратегии; структуры управления.

Взаимосвязь этих компонентов отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 — Содержание стратегического менеджмента Стратегический менеджмент начинается с определения миссии (назначения) и главных целей фирмы. Это устанавливает контекст, в пределах которого должна формироваться стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма существует и что она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение фирмы рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое макроокружение.

Целью внутреннего анализа является идентификация сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР, информационного обеспечения, финансов и т. д.

Стратегический выбор включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным возможностям и альтернативам. Основой этого процесса обычно является SWOT-анализ. Для диверсифицированной фирмы проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные процедуры (так называемая «матричная техника»). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него.

Для реализации избранной стратегии фирма должна использовать подходящую организационную структуру и соответствующую систему организационного контроля.

Практически стратегия разрабатывается на четырех уровнях управления фирмой (табл. 1).

Таблица 1 — Основные уровни разработки стратегии фирмы

Уровень

Ответственные за разработку (принятие решения)

Содержание разработки

Корпоративная стратегия

Исполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается советом директоров)

Создание и управление портфелем СЗХ Обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного преимущества Определение инвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХ

Стратегия СЗХ

Главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы)

Определение действий и подходов для успешной конкуренции и в интересах получения конкурентных преимуществ. Формирование реакции на изменение внешних условий. Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб. Действия по решению специфических проблем

Функциональная стратегия

Функциональные менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ)

Создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижения функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах. Пересмотр/ревизия/унификация основных подходов менеджеров более низкого уровня

Оперативная стратегия

Шефы полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются/ пересматриваются начальниками функциональных отделов)

Разработка более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов

Этот процесс схематично отображен на рисунке 2.

Рисунок 2 -Потоки информации при формировании стратегии диверсифицированной фирмы Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

3. Характеристики стратегического менеджмента

3.1 Условия возникновения стратегического менеджмента

К основным условиям возникновения стратегического менеджмента относятся:

— технологические прорывы, требующие прогнозирования новых производственно-технологических возможностей;

— насыщение рынка товаров и услуг, что привело к усилению конкуренции и усложнению запросов потребителей;

— начавшийся процесс глобализации рынков и возникновения транснациональных корпораций, способных воздействовать на рынок вплоть до его раздела.

3.2 Новая управленческая парадигма

Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно также и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Принципы новой управленческой парадигмы должны составлять всю систему совершенствования управления организации. В условиях оперативного управления эти принципы позволяют понять характер организационноуправленческих механизмов подчинения производства потреблению, удовлетворению рыночного спроса. Особенно важны они для понимания концепции стратегического управления, которое получает в последние годы все большее распространение. Они позволяют:

— понять структуру процесса планирования стратегии, роль и методологию стратегической сегментации рынка;

— разобраться в новом методическом инструментарии, используемом при анализе стратегических альтернатив и выборе стратегии;

— выбрать и спроектировать систему управления реализацией стратегии и организационные структуры управления фирмой, позволяющие достигнуть стоящих перед ней целей в условиях стратегических изменений.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Резкому возрастанию значения стратегического управления привели ряд причин. Основными из них являются:

— ускорение изменений в окружающей среде;

— появление новых запросов и изменение позиций потребителя;

— возрастание конкуренции за ресурсы;

— интернационализация бизнеса;

— появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники;

— развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации;

— широкая доступность современных технологий;

— изменение роли человеческих ресурсов.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как на него оказывают влияние:

— позиция фирмы на рынке;

— динамики развития фирмы;

— потенциал фирмы;

— поведение конкурентов;

— характеристики производимого фирмой товара или оказываемых ею услуг;

— состояния экономики;

— культурная среда и еще многих факторов.

В тоже время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

3.3 Отличительные характеристики стратегического менеджмента

Стратегические решения связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами организации. В менеджменте сам термин «стратегический» означает — «влияющий на отношения между фирмами и окружающей средой» .

Стратегическое управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей.

Стратегический менеджмент предполагает не только адаптацию предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей. Внешняя среда — область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии.

Стратегический менеджмент требует предпринимательского стиля пове-дения TOP-менеджеров, который характеризуется стремлением к изменениям, предвидением будущих опасностей, поиском новых возможностей и новых управленческих решений и т. д.

Стратегический менеджмент — объединение интуиции и искусства выс-шего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, а также активное включение всех работников в реализацию задач организации, направленную на достижение цели. Стратегический менеджмент — процесс, который уникален для каждой фирмы.

3.4 Преимущества и ограничения стратегического менеджмента

Анализ публикаций по стратегическому менеджменту позволяет выделить преимущества стратегического подхода к управлению организацией:

— стратегический менеджмент обеспечивает общее понимание того, для чего функционирует организация и принимаются определенные управленческие решения (это позволяет предать единую направленность деятельности всех подразделений и персонала организации для достижения ее стратегических целей);

— стратегический менеджмент призван обеспечить не текущий успех организации, а ее постоянное развитие в условиях не стабильности внешней среды и жесткой конкуренции;

— стратегический менеджмент позволяет объединить решение руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;

— стратегический менеджмент обеспечивает возможность оценивать альтернативные варианты использования ресурсов, то есть разумно перено-сить ресурсы в стратегически обоснованные и эффективные проекты;

— стратегический менеджмент создает среду, которая поощряет ак-тивное руководство организации, а не пассивное реагирование на изменение ситуации;

— в стратегическом менеджменте используются самые новые и прогрессивные разработки.

Однако следует отметить и некоторые недостатки, присущие стратегическому менеджменту:

— стратегический менеджмент в силу своей сущности не может дать точной и детальной картины будущего, что затрудняет разработку стратегических планов и их реализацию;

— стратегический менеджмент не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении пределенных задач и в конкретных ситуациях. Каждым менеджером стратегический менеджмент понимается и реализуется по-своему, но не каждый обладает стратегическим предвидением;

— требуются огромные усилия, большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляется процесс стратегического управления;

— в настоящее время резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения.

Заключение

Исследовав тему контрольной работы, можно определить высокую роль стратегического менеджмента в экономике современных компаний. Правильное составление стратегии определяет конкурентно способность той или иной компании на рынке товаров и услуг.

Список литературы

1. Г. Минуберг, Д. Лэмпел, Б. Альстренд, «Школа стратегий» «Питер», Санкт-Петербург 2000

2. И. Б. Гурков «Стратегический менеджмент организации» ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», Москва 2001

3. В. Л. Бакштанский, О. И. Жданов «10 000 дней менеджмент в жизни» «PER SE», Москва 2001.

4.В.ВГлухов «Менеджмент», «Спецлит» Санкт-Петербург, 2000

5. Ф. Катлер «Маркетинг. Менеджмент» «Питер», Санкт-Петербург 2001

6. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных «Менеджмент» ИД «Бизнес-пресса», Санкт-Петербург 2001

.r

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой