Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретический и систематический характер философского знания, категории и принципы философии

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Весь предметный мир открыт для сознания и тем самым дан ему. Единственный факт, который принципиально не входит в число фактов мира, — тот, что сознание и его мир вообще существуют. Бытие необъективируемо иначе, чем сознание: последнее (в трансцендентальном смысле) не может «выпрыгнуть» из себя самого, чтобы сделать себя предметом, но оно не может и «оглянуться назад», чтобы сделать предметом… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретический и систематический характер философского знания
  • 2. Основные категории философии
  • 3. Принципы философского знания
  • Заключение
  • Список использованных источников

Теоретический и систематический характер философского знания, категории и принципы философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Весь предметный мир открыт для сознания и тем самым дан ему. Единственный факт, который принципиально не входит в число фактов мира, — тот, что сознание и его мир вообще существуют. Бытие необъективируемо иначе, чем сознание: последнее (в трансцендентальном смысле) не может «выпрыгнуть» из себя самого, чтобы сделать себя предметом, но оно не может и «оглянуться назад», чтобы сделать предметом бытие (иначе как опрокинувшись навзничь). Объективация бытия в то же время означает коллапс сознания, а значит, и самоотмену. Искусство языковой экспликации непредметного предмета философии, взятое само по себе, названо диалектикой.

Диалектическая способность подразумевает также и умение снять конечный (и потому в данном случае неизбежно самопротиворечивый) текст в пользу исходного понимания непредметности его предмета. Философствуя, человек обретает созерцание мыслей, освобождаемых от путеводной нити их собственного выражения либо, наоборот, получающих её затем в новом акте. Определяющая черта философского акта — момент перехода: «я вижу эту мысль». Этот момент может оказаться первым звеном выражения мысли, но может быть и результатом понимания выраженной мысли. Мысль каждый раз, притом заранее, должна получать свой собственный горизонт. Не существует единого горизонта (и абсолютно прозрачного поля возможностей высказывания) для всей философии (в пределах свойственной человеку способности видеть мысль). С единой точки невозможно адекватно обозреть всю философию. Процесс перемещения между точками не может быть тематизирован независимо от какой-то новой точки.

Метафилософияневозможна, поскольку она остаётся философией. Языковым средством условной развёртки пространства мышления служит диалектика. По существу, необходимость диалектики как раз и кроется в том обстоятельстве, что человеческое мышление не размерено бытию, и любая попытка генерализации понимания неизбежно вступает во взаимодействие с пределами возможностей самого мышления, которые в свою очередь определяются простейшим — способом бытия сознания. Коротко говоря, диалектика — это техника грамотной экспликации мысли, то есть техника такого высказывания, которое отвечает бытию, но исключительно под условием соблюдения законов сознания. Таким образом, характер философского понимания непредметного изначально определен тем очевидным обстоятельством, что само по себе такое понимание недостижимо. «

Понять непредметное" означало бы «опредметить непредметное», т. е. подменить тему понимания. Для сохранения адекватности теме непредметного само понимание должно трансформироваться так, чтобы включить в себя невозможность себя самого на пределе. Этим предметное понимание превращается в акт трансцендирования, т. е. в усилие движения к заведомо невозможному состоянию, имеющему статус гипотетического или, если угодно, регулятивного, также идеального. Философия и существует только в момент подобного усилия на пути понимания заранее под очевидным условием невозможности конечного понимания. Диалектика же, являясь техникой экспликации мышления непредметного, есть одновременно и техника трансцендирования. Заключение

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Таким образом, философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления. Список использованных источников

Алексеев П. В. История философии: учеб. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005

Бучило Н.Ф., Чумаков А. Н. Философия. Учебное пособие. — М.: Знание, 2008

Войтов А. Г. История и философия науки. -М.: Дашков и К, 2004. -692 с. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко B.C. Философия науки: Учебник.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 541 с. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. -М., 2006

Кармин А. С. Философия: учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. -СПб.: Питер, 2009

Кохановский В. П. Основы философии науки: учеб.

пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. — Ростов н/Д: Феникс, 2005

Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. -М.: Идея-Пресс, 2001

Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина. — Ростов н/Д: Феникс, 2008

Радугин А. А. Философия. — М.: 2007

Соколов С. В. Социальная философия: Учеб.

пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 440 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. В. История философии: учеб. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
  2. Н.Ф., Чумаков А. Н. Философия. Учебное пособие. — М.: Знание, 2008
  3. А.Г. История и философия науки. — М.: Дашков и К, 2004. — 692 с.
  4. В.О., Данцев А. А., Любченко B.C. Философия науки: Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 541 с.
  5. В.В. Философия: Учебник для вузов. — М., 2006.
  6. А.С. Философия : учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. -СПб.: Питер, 2009.
  7. В. П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  8. А. Л. Природа философии: Основы философии. — М.: Идея-Пресс, 2001.
  9. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  10. А.А. Философия. — М.: 2007
  11. С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 440 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ