Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Раздел философии: Философская антропология. 
Тема реферата: Смысл жизни

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Поэтому смысл жизни членов жизнеспособных обществ направлен, как правило, на достижение конструктивных целей. Например, в традиционных обществах смысл жизни определялся религией: хотя реальность цели (место в раю) представляется сомнительной, однако следование религиозным установкам позволяло получать конструктивные общественные результаты. Ведь религиозные установки отражали реалии традиционного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Место философской антропологии в системе философского знания
  • 2. Проблема смысла жизни в философской антропологии
  • Заключение
  • Список литературы

Раздел философии: Философская антропология. Тема реферата: Смысл жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

" А этот вопрос вообще, как нам кажется, лишен смысла.

Думается, однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы». Вместе с тем много глубокого смысла и мудрости содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как».

В этой связи большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом, о которой мы уже упоминали. Здесь же отметим, что она ставит своей задачей помочь обрести людям, нуждающимся в этом, смысл жизни и тем самым излечить их душу. Задача эта архиважная, поскольку отсутствие смысла жизни приводит многих людей даже к трагическому исходу.

Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». [2, c.136]

Поскольку человек по своей сути — существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысле его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.

Определить личностный смысл жизни — это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким свойством — мудростью.

Однако, как известно, сова Минервы вылетает только в сумерках. Поэтому «юноше, обдумывающему жизнь» и пожелавшему узнать смысл ее с самого начала, ничего не остается, как только обратиться за советом к тем, кто ее уже прожил, причем прожил, конечно, мудро. А еще лучше — к летописи человеческой мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего человечества. Одно из древних, в различных модификациях встречающееся у всех народов выражение на этот счет таково, что оно, увы, не оставляет надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни и отсылает их к самой жизни: primum vivere deinde philosophare — «сначала жить, потом философствовать».

Близкая к ней, но более человеческая, в традициях русской философии мысль содержится у Ф. М. Достоевского: надо не просто «сначала жить», а прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит Алеша Карамазов, полюбить жизнь «прежде логики, и тогда только я и смысл пойму»! Добавим, что сердцевиной этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности. [6]

Заключение

Смысл жизни — стремление человека к чему-либо, что выходит за рамки его жизни, т. е. не дает непосредственной отдачи и часто не соответствует понятию «эгоистического интереса». Обычно смысл жизни либо связан с оценкой всей жизни человека, либо с тем, что будет после его смерти. При этом цель, к которой стремится человек, должна восприниматься им как нечто сверхценное, что и наполняет его жизнь смыслом.

Многие утверждают, что «смысла жизни нет». Имеется в виду, что нет единого для всех смысла жизни, данного свыше. Однако несомненно, что почти каждый человек имеет цели, которые выходят за рамки его собственной «пользы» и даже за рамки его собственной жизни. Например, мы желаем счастья и процветания своим детям, предпринимаем большие усилия по их развитию за счет ограничения собственных потребностей. При этом все эти усилия принесут основной результат вовсе не нам и, во многом, даже после нашей смерти.

Говоря о том, что смысл жизни у каждого свой, тем не менее, следует иметь в виду, что на выбор смысла жизни есть определенные объективные ограничения. Эти ограничения связаны с естественным отбором как самих «носителей смысла жизни» (конкретных людей), так и обществ, где превалирует тот или иной смысл жизни. Например, если смысл жизни человека — самоубийство, то очень быстро носителей такого смысла жизни не останется. Аналогично, если смыслы жизни большинства членов общества «самоубийственны» для общества, то такое общество перестанет существовать. В частности, если смысл жизни людей направлен исключительно на решение краткосрочных задач, например на максимизацию удовольствий, то такое общество не сможет существовать долго.

Как показал известный философ Питирим Сорокин, общество тогда добивается своих целей, когда смысл жизни большинства членов общества соответствует этим целям. Общество, где люди чрезмерно увлекаются чисто эгоистическими интересами, становится уязвимым, плохо отвечает на внешние угрозы и имеет тенденцию к самораспаду. С другой стороны, если смысл жизни жестко навязывается, то люди не могут достаточно гибко менять свой менталитет в ответ на меняющиеся обстоятельства. Это также может привести к гибели общества или отставанию в развитии от других обществ.

Поэтому смысл жизни членов жизнеспособных обществ направлен, как правило, на достижение конструктивных целей. Например, в традиционных обществах смысл жизни определялся религией: хотя реальность цели (место в раю) представляется сомнительной, однако следование религиозным установкам позволяло получать конструктивные общественные результаты. Ведь религиозные установки отражали реалии традиционного общества, и в естественном отборе выжили именно те религии, которые наилучшим образом поддерживали жизнеспособность традиционного общества.

Однако традиционное общество уходит в прошлое и традиционные смыслы жизни перестали соответствовать реальности. В результате возникает психологический кризис, «потеря смысла жизни», что некоторыми воспринимается как некая катастрофа и духовный упадок общества. В действительности подобные явления всегда сопровождают переход общества от одного состояния к другому. Но Современное общество предлагает новый смысл жизни, способный двигать общество вперед и обогащать каждого из его членов.

1. Ватин И. В. Философия [Текст]: учеб. Пособие / И. В. Ватин, В. Е.

Давидович, Л. В. Жаров / Под ред. В. П. Кохановского. — М.: Феникс, 2008.

— 364 c.

2. Гуревич П. С. Философская антропология [Текст] / П. С. Гуревич. — М.: Омега-Л, 2010. — 224 c.

3. Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология [Текст]: Учеб. Пособие / Е. В. Золотухина-Аболина — М.: ИКЦ «Мар

Т"; Ростов-н/Д: Издательский центр «Мар

Т", 2006. — 178 c.

4. Моторина Л. Е. Философская антропология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. Е. Моторина — М.: Академический Проект, 2009. — 196 с.

5. Философская антропология. Человек многомерный [Текст]: Учеб. пособие. — М.: Юнити-Дана, 2010.

6. Человек: образ и сущность [Текст]: Ежегодник / РАН ИНИОН Центр гуманит. науч.

информ. исслед. — М.: ИНИОН РАН, 2002. — с. 67 — 85.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. В. Философия [Текст] : учеб. Пособие / И. В. Ватин, В. Е. Давидович, Л. В. Жаров / Под ред. В. П. Кохановского. — М.: Феникс, 2008. — 364 c.
  2. П. С. Философская антропология [Текст] / П. С. Гуревич. — М.: Омега-Л, 2010. — 224 c.
  3. Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология [Текст]: Учеб. Пособие / Е. В. Золотухина-Аболина — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. — 178 c.
  4. Л. Е. Философская антропология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Е. Моторина — М.: Академический Проект, 2009. — 196 с.
  5. Философская антропология. Человек многомерный [Текст]: Учеб. пособие. — М.: Юнити-Дана, 2010.
  6. Человек: образ и сущность [Текст]: Ежегодник / РАН ИНИОН Центр гуманит. науч.-информ. исслед. — М.: ИНИОН РАН, 2002. — с. 67 — 85.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ