Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, можно предполагать, что обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и развития Севера останется главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств… Читать ещё >

Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществляемые в России экономические преобразования коренным образом изменили положение предприятий. Длительная экономическая нестабильность, обусловившая снижение прибыли, заставила руководителей предприятий, испытывающих финансовые трудности, обратить более пристальное внимание на диапазон видов деятельности и привела к пониманию необходимости разработки стратегии, позволяющей не только выжить, но и приспособиться к изменяющимся условиям на рынке.

Необходимость решения этих задач возрождает интерес к планированию как важнейшей функции управления. Недостаточная разработанность процесса планирования и использования стратегии ведет к слабому реагированию на требования рынка и неэффективному использованию производственных возможностей предприятия.

Экономическая теория, рассматривающая проблемы стратегического планирования на предприятии, развивалась, в основном, усилиями зарубежных ученых, исследования которых сводятся к выбору стратегии из множества альтернатив с учетом внешней и внутренней среды функционирования фирмы, многообразия стратегий, способов их разработки. Российские ученые анализируют зарубежный опыт и возможности его использования на отечественных предприятиях.

Цель работы — рассмотреть эволюцию форм стратегического планирования.

Задачи работы раскрыть содержание, сущность и особенности балансовых и оптимизационных методов стратегического планирования.

Работа состоит из теоретической и практической частей.

Информационной базой послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные данной теме.

Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы

Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо. Поиск оптимального варианта осуществляется путем итераций, то есть последовательного перехода от одного решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее.

В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, или методов планирования: балансовые, нормативные и математико-статистические.

Балансовые методы основываются на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Необходимые ресурсы можно привлекать со стороны, а можно брать в собственном «хозяйстве» из резервов.

Невозможность по тем или иным причинам решить проблему дефицита приводит к необходимости идти на снижение потребления либо на основе его рационализации, либо путем механического сокращения, с соответствующим уменьшением конечных результатов.

Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема — расширение их потребления или избавление от излишков. Последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства.

Балансовый метод реализуется через составление системы балансов — материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые по временному горизонту могут быть отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям создания — аналитическими и рабочими.

Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение. В целом таблица выглядит следующим образом.

В основе такого рода таблицы лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна быть равна сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода. В то же время, как таковое равенство между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет достижение их оптимальной структуры, обеспечивающей наибольшую эффективность деятельности организации.

В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных поставщиков, что позволяет контролировать их движение. Распределяются же они с учетом того, чтобы обеспечить выполнение производственных планов, обязательств по экспорту, создать необходимые запасы, реализовать программы, связанные с развитием организации.

Таким образом, баланс представляет собой метод оптимального распределения ресурсов, предназначенных для достижения целей организации.

Наряду с натурально-вещественными балансами в планировании широкое применение находят стоимостные, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, большинство организаций являются субъектами рыночных отношений, закупающими за деньги все необходимое для своей деятельности и реализующими за них основную часть продукции и услуг. Таким образом, в большинстве случаев потоки ресурсов и готового продукта сразу же получают стоимостное выражение, являющееся универсальным и наиболее удобным для составления планов.

Во-вторых, некоторые ресурсы, например, финансовые, вообще могут выражаться лишь в денежных единицах. В-третьих, обобщенные показатели, характеризующие потоки ресурсов и продукции могут быть только стоимостными, ибо до сих пор еще никто не научился складывать литры молока с килограммами картошки. Примером стоимостного баланса является бухгалтерский, финансовый план организации и пр.

Весьма разнообразными по содержанию могут быть и трудовые балансы. К ним относится, например баланс рабочего времени, отражающий, с одной стороны, ресурсы последнего за период (обычно в нормо-часах), которыми располагает организация, а, с другой стороны — распределение этого времени по различным видам работ. По понятным причинам такие балансы не могут предусматривать переходящие на следующий период запасы времени — последнее либо должно быть использовано, либо безвозвратно теряется.

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора: планирование прогнозирование сервисный статистический

— минимум приведенных затрат;

— максимум приведенной прибыли;

— минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;

— минимум текущих затрат;

— минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости средств;

— максимум дохода на рубль вложенного капитала;

— максимум прибыли на рубль вложенного капитала;

— максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).

Практическая часть

Формирование современного сервисного центра Уральского федерального округа, опирающегося на эффективное использование природно-ресурсного потенциала региона, благоприятное географическое положение и высококачественные трудовые ресурсы, обеспечивающего новый уровень интеграции нефтегазодобывающих и старопромышленных регионов УФО за счет опережающего развития нефтедобывающей, нефтехимической и других высокотехнологичных видов промышленности и сельского хозяйства, а также за счет предоставления широкого спектра услуг (в том числе научно-инновационных, сервисных, транспортно-логистических, коммуникационных, туристических, социальных и др.).

Стратегическая цель — рост уровня жизни населения вследствие инновационного социально-ориентированного развития Тюменской области на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации производительных сил области.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года направлена на достижение стратегической цели Тюменской области, которая раскрывается через систему стратегических приоритетов, сформулированных на основе выявленных конкурентных преимуществ и проблем в экономике и социальной сфере области, с учетом общенациональных целей и задач, определенных федеральной политикой социально-экономического развития Российской Федерации, а также приоритетов развития Уральского федерального округа.

Стратегическими приоритетами Тюменской области являются:

1. Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области.

2. Повышение уровня и качества жизни населения:

— повышение уровня здоровья населения;

— обеспечение потребностей населения в услугах образования и культуры;

— повышение безопасности жизни населения.

3. Повышение эффективности государственного управления.

Система целей охватывает все сегменты экономики и социальной сферы и содержит цель, стратегические приоритеты и задачи развития Тюменской области на долгосрочную перспективу.

Таблица 2.1 Система целей, приоритетов и задач долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области

Приоритеты

Задачи

Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области

Повышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счет усиления инновационной активности предприятий Повышение инвестиционной привлекательности экономики Развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров Развитие эффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса Развитие инфраструктуры (транспортной, электроэнергетической, инженерной) Развитие малого предпринимательства Развитие туристско-рекреационной отрасли Обеспечение сбалансированного территориального развития области

Повышение уровня и качества жизни населения

Повышение материального уровня населения Развитие и сохранение трудового потенциала

Обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты) населения области Обеспечение эффективной занятости экономически активного населения Повышение доступности жилья для населения Обеспечение доступа населения к качественным и современным телекоммуникационным услугам Повышение доступности и качества коммунальных услуг, торгового и бытового обслуживания населения области Создание условий для организации досуга и отдыха населения Улучшение состояния окружающей среды

— повышение уровня здоровья населения

Обеспечение доступности, качества и многообразия услуг медицинской помощи для населения области

Охрана материнства и детства Профилактика социально значимых заболеваний Развитие первичной медико-санитарной помощи Развитие высокотехнологичной медицинской помощи Развитие физкультурно-спортивной активности и здорового образа жизни населения Обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки Формирование потенциала противодействия наркотизации общества

— обеспечение потребностей населения в услугах образования и культуры

Обеспечение доступности, качества и многообразия услуг образования, культуры для населения области Создание условий для развития детей дошкольного возраста Предоставление образования, формирующего конкурентоспособного и социально-адаптированного выпускника Обеспечение экономики и социальной сферы региона востребованными квалифицированными профессиональными кадрами Создание условий в учреждениях интернатного типа для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их надлежащее использование Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов Обеспечение государственной поддержки молодежи

— повышение безопасности жизни населения

Профилактика преступлений и правонарушений и усиление борьбы с преступностью

Сокращение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях Обеспечение безопасности населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера Обеспечение безопасности населения от угроз национальных конфликтов

Повышение эффективности государственного управления

Повышение эффективности использования государственного имущества и бюджетных средств Повышение прозрачности деятельности органов государственной власти области, в том числе путем развития и распространения в области информационно-коммуникационных технологий Реализация современных методов планирования и управления Создание условий для удовлетворения потребностей в ретроспективной информации культурного и общественного значения Формирование кадровой политики в органах исполнительной власти, обеспечивающей достижение эффективности и результативности

Прогноз развития Тюменской области на перспективу до 2020 и 2030 года разработан в рамках подготовки и согласования стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации с Концепцией долгосрочного развития (КДР) Российской Федерации на период до 2020 года на основе общих целевых установок и методологических принципов.

Тенденции и условия развития мировой и национальной экономики, направления совершенствования законодательства и институциональной среды, социальной, бюджетно-налоговой, внешнеэкономической политики также определяются на уровне национальной экономики. В этой связи параметры внешней среды для развития Тюменской области — тенденции и динамика национальной экономики и внешнеэкономических условий заданы в соответствии с тремя основными сценариями, характеризующими альтернативные модели развития РФ: инерционным, энерго-сырьевым и инновационным, в рамках которых также разработаны сценарии развития Уральского федерального округа.

Расширение внешних рынков сбыта продукции и услуг, производимых в Тюменской области, будет возможно как за счет расширения географии поставок уже производимых товаров, так и за счет выпуска новых видов продукции и предоставления новых видов услуг. Успешное продвижение продукции может быть обеспечено за счет повышения ее качества, производства уникальных (дефицитных) на макрорегиональных и национальном рынках материалов, а также за счет участия предприятий региона в крупных проектах как на территории УФО (проект «Урал Промышленный — Урал Полярный», создание транспортных коридоров, освоение нефтегазовых месторождений), так и на территории других округов. Расширение рынков сбыта может быть реализовано по следующим основным направлениям: производство продуктов питания, машин и оборудования, продукции нефтехимического и лесопромышленного комплексов, а также предоставление услуг.

Важнейшим фактором формирования перспективной стратегии социально-экономического развития Тюменской области является вовлеченность региона в процессы социально-экономического развития Уральского федерального округа и Российской Федерации, возможность подключения к общерегиональным проектам, получения эффектов межрегиональных взаимодействий. Основными сферами участия региона в подобных проектах могут стать: обеспечение жильем, совершенствование качества жилой среды, здравоохранение, сельское хозяйство, наука, транспорт, создание промышленных кластеров, экология, а также комплексные межрегиональные проекты («Урал Промышленный — Урал Полярный»).

Активное участие Тюменской области в общенациональных и межрегиональных проектах РФ позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие ее экономики и социальной сферы, будет способствовать реализации ее стратегической миссии и достижению долгосрочных целей социально-экономического развития.

Особое значение для перспективного развития всех субъектов Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, имеет реализация мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», в рамках которого предполагается строительство железных дорог «Полуночное — Обская», «Обская — Салехард — Надым», автодороги Агириш — Салехард, создание новых энергетических мощностей, а также освоение значительного количества месторождений твердых полезных ископаемых (в основном, рудных) с использованием преимуществ концентрации предприятий на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Проект следует рассматривать в качестве существенного фактора формирования спроса на продукцию и услуги, производимые в Тюменской области. Участие области в проекте целесообразно, главным образом, по следующим направлениям: продовольственное обеспечение, производство транспортных средств, поставки продукции машиностроения, предоставление услуг (в первую очередь, транспортных, образовательных и туристско-рекреационных). Необходимо также предусмотреть интеграцию Тюменского технопарка в данный мегапроект в качестве одного из составных элементов его научно-инновационной сферы.

Внутренние факторы и условия определяются особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней проблем.

Специализация Тюменской области сформировалась под воздействием развития нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Вместе с тем, в области сложилась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, торговля и социальные услуги, также сильно ориентированные на внешний спрос.

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, можно предполагать, что обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и развития Севера останется главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития Тюменской области. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.

Реальное поле выбора альтернатив развития Тюменской области определяется ее конкурентными преимуществами. К наиболее перспективным отраслям экономики Тюменской области, способным освоить инновации, относятся: нефтегазовый комплекс, нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, медицинская и фармацевтическая промышленность, переработка древесины, транспортный комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

В регионе сложился развитый многопрофильный научный потенциал, включающий высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации, которыми выполняется широкий спектр работ и исследований, связанных с проблемами развития нефтегазовой промышленности области.

Через Тюменскую область проходят главные транспортные маршруты, обеспечивающие функционирование нефтегазовой промышленности и жизнеобеспечение основной части населения Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В будущем на территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области.

Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев: целевой ориентации; институциональной структуры (экономических условий и механизмов, интересов различных субъектов регионального развития); производственной структуры; ключевых экономических и социальных показателей.

Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на предположениях относительно развития Тюменской области в рамках сложившейся к настоящему времени экспортно-сырьевой модели роста. В рамках обоих сценариев предполагается сохранение сложившихся к настоящему времени тенденций в развитии производства и социальной сферы и различаются указанные сценарии, в основном, предполагаемыми объемами инвестиционных ресурсов, которые могут быть привлечены в российскую экономику в целом и в экономику Тюменской области.

Качественно иной тип экономического роста, предполагающий переход на новый технологический уклад, связанный с развитием высокотехнологичных отраслей, социально ориентированную модель роста, предполагается в рамках инновационного сценария развития Тюменской области, который определяет перспективы развития региона в рамках инновационного развития экономики России.

Заключение

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №Пр-2268 и решением Совета УФО под председательством Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу от 29 апреля 2008 года № 1, как часть общей вертикально-интегрированной системы документов стратегического планирования и прогнозирования взаимоувязанного развития территорий и отраслей народного хозяйства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Целью разработки Концепции является определение долгосрочных стратегических направлений, целей и приоритетов, сбалансированных сценариев развития экономики и социальной сферы и размещения производительных сил Тюменской области (без автономных округов) на период 2008;2030 гг., обеспечивающих:

— устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие области;

— рост уровня жизни населения;

— совершенствование пространственной организации производительных сил на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ области.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года согласована со Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период 2008;2020 гг. и до 2030 года, при ее разработке учитывался также весь комплекс действующих и разрабатываемых стратегических документов федерального уровня, национальные проекты и федеральные целевые программы, стратегии и программы отраслевого развития, а также стратегии социально-экономического развития других регионов УФО, стратегии и программы развития естественных монополий и крупных компаний, отраслевые стратегии инвестиционного развития Тюменской области.

В соответствии с поставленной целью в Концепции:

— дана оценка современного состояния ключевых внешних и внутренних факторов развития экономики Тюменской области;

— выявлены важнейшие проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы;

— сформулирована миссия Тюменской области на долгосрочную перспективу;

— определены и обоснованы цель и долгосрочные приоритетные направления развития области с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации и Уральского федерального округа;

— охарактеризованы наиболее вероятные сценарии развития области и разработан макроэкономический прогноз на 2008;2020 годы и до 2030 года;

— определены задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы развития основных отраслей экономики, социальной сферы, науки и технологий;

— даны предложения по совершенствованию территориальной структуры экономики области с учетом тенденций социально-экономического развития городов и районов, а также возникновения новых форм пространственной организации хозяйства, отражающих качественное содержание и количественные параметры межрегиональных связей в УФО в долгосрочной перспективе;

— определены наиболее крупные инвестиционные проекты, намечаемые к реализации на территории области;

Положения и рекомендации Концепции предназначены для:

— проведения эффективной экономической политики и разработки взаимосогласованного на региональном и федеральном уровнях власти комплекса мер, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие области;

— обеспечения совместных действий и поиска предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных.

Реализация основных положений Концепции позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием области, обеспечить высокую конкурентоспособность ее экономики на долгосрочную перспективу и создать условия для роста качества и уровня жизни населения Тюменской области.

Список использованных источников

1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 248с.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (объединений)/ Под ред. В. А. Раевского. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 416с.

3. Балабанова И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. 208 с.: ил.

4. Бизнес-план: Методические материалы/Под ред. Р. Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 80с.

5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова — М.: Юристъ, 2007. — 415 с.

6. Лобанова Е. Н., Лимитовский М. А. Управление финансами: 17- модульная программа для менеджеров, управление развитием организации. Модуль 14. — М.: «ИНФРА — М», 2009. — 280 с.

7. Панов, А. И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А. И. Панов — М.: ЮНИТИ, 2008. — 240 с.

8. Самочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование.- М.: Дело, 2009. — 333 с.

9. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Перевод с англ. Под редакцией Зайцева Л. Г., Соколовой М. И. — Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. — 576 с.

10. Уткин, Э. А. Стратегический менеджмент: способы выживания российских компаний: Учебник / Э. А. Уткин. М.: Фонд Экономического Просвещения, 2008.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой