Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Сокращение доли бартера в структуре взаимных платежей. В ближайшие три года в России необходимо реализовать основные реформы естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и в газовой отрасли7, с. 9. Таким образом, задача антимонопольного законодательства состоит в ограничении процесса монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. 1. Понятие монополии, характеристика ее видов
    • 1. 2. Теоретические взгляды на монополизм в рыночной экономике
  • 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ
    • 2. 1. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии
    • 2. 2. Ценовая дискриминация на монопольных рынках
  • 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 3. 1. Сущность и значение антимонопольного регулирования экономики
    • 3. 2. Зарубежный и отечественный опыт антимонопольного регулирования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК

Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Суд и административная практика выработали (кроме доли на рынке) еще ряд критериев, которыми руководствуются антимонопольные органы и суды перед тем, как начать дело по обвинению той или иной компании в монополизации рынка:

фирма и ее товар не являются необычными;

компания не является новатором;

высокая доля рынка не обусловлена высоким мастерством;

высокая доля рынка не является результатом крупномасштабного производства;

фирма получает чрезмерно высокую прибыль;

расследование дела не ведет к существенному снижению стоимости акций. В Японии перечень запрещенных действий менялся много раз в зависимости от экономической ситуации в стране. Антимонопольным законом Японии 1947 г. были введены запреты на установление «частной монополии», на участие в монополистических объединениях, а также на формирование держательских компаний (ограничивалось участие финансовых институтов в капитале других компаний: им запрещалось приобретать более 5% акций, выпущенных другой фирмой); не допускалась практика «слияния и переплетения» директоров, если это ослабляло конкуренцию; полностью запрещались картели и другие виды согласованных действий, направленных на фиксирование цен, контроль над рынком. Однако сразу выявилось несоответствие между законом и потребностями страны. Принятой в 1953 г. поправкой к Закону разрешалось формирование антидепрессионных и рационализационных картелей; были ослаблены ограничения, налагаемые на слияния, взаимное держание акций и «переплетение» директоров; незаконной признавалась лишь деятельность, нарушавшая статью о запрещении холдинга и об ограничении участия финансовых институтов в капитале других компаний, причем «потолок» приобретения акций был поднят до 10%; были изъяты статьи о принудительном разукрупнении. Новый Антимонопольный закон 1977 г.

вновь установил возможность разукрупнять корпорации при «монополистической ситуации». Согласно новым критериям, содержащимся в законе 1991 г., фирмы с капиталом свыше 10 млрд. иен или активами более 200 млрд. иен не вправе приобретать более

50% акций других компаний. Во Франции контролируются слияния и поглощения, имеющие результатом контроль над 40% рынка при горизонтальных и над 25% при вертикальных слияниях. По Закону Германии «Об ограничениях конкуренции» многие виды картелей легализованы, к примеру кризисные картели, рационализационные, экспортные, импортные картели и некоторые другие. В ФРГ требуется предварительное уведомление во всех случаях слияния, если в сумме контролируется более 20% рынка данного товара или имеется оборот 500 млн. марок, либо число занятых составляет свыше 10 тыс. человек.

Разрешение требуется и тогда, когда одна из фирм контролирует более 20% другого товарного рынка. Из всего изложенного наглядно видно, что законодательство Европы и Японии намного либеральнее подходит к решению вопросов, связанных с ограничением монополистической деятельности, чем законодательство США20, с. 10. В России основополагающее место в иерархии антимонопольного законодательства РФ занимают нормы Конституции, направленные на предупреждение и запрещение правонарушений в сфере антимонопольного правового регулирования. В частности, согласно п. 2 ст.34 Конституции, «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Важнейшую роль в антимонопольном правовом регулировании играют положения международных договоров, в которых участвует Российская Федерация. Среди них, прежде всего, следует назвать совместные акты государств СНГ, в соответствии с которыми участники СНГ обязались координировать совместные действия по борьбе с монополистической деятельностью (и недобросовестной конкуренцией), сближать антимонопольные законодательства государств-участников в той мере, в какой это необходимо для реализации совместной антимонопольной политики, создавать условия для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и т. д. Среди положений Гражданского кодекса РФ, прежде всего, следует назвать норму, устанавливающую недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, и норму об антимонопольных правилах, касающихся ограничительных условий договора коммерческой концессии и др. Антимонопольные нормы Административного Кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ касаются в основном усиления ответственности за отдельные правонарушения, а также органов, рассматривающих дела о нарушениях антимонопольного законодательства в административном порядке. Специальным нормативно-правовым актом антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции».

Как следует из названия рассматриваемого нормативно-правового акта и сформулированных в нем целей, Закон направлен на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон о защите конкуренции действует на всей территории Российской Федерации и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках России. Он применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые или заключаемые за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции и влекут за собой иные отрицательные последствия для рынков РФ. Тем самым провозглашается экстерриториальное действие Закона о защите конкуренции17, с. 5. Основополагающим нормативным актом, в котором определены основные положения деятельности и регулирования функционирования естественных монополий в России является Федеральный закон «О естественных монополиях». Данный законодательный документ определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей. Закон «О естественных монополиях» возлагает регулирование деятельности субъектов естественных монополий на федеральные органы исполнительной власти, которые имеют право создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Регулирование деятельности естественных монополий в России осуществляется посредством:

ценового регулирования, которое осуществляется путем установления предельных уровней цен/тарифов на продукцию естественного монополиста;

определения круга потребителей, которые подлежат обслуживанию в обязательном порядке или установления минимального уровня их обеспечения15, с. 8. Кроме того, в РФ активно проводят мероприятия по реформированию естественных монополий в стране. Преобразования в отраслях экономики, представляющих собой инфраструктурные (естественные) монополии, нацелены на: повышение «прозрачности» в их деятельности и финансовой отчетности;

повышение эффективности их функционирования и тем самым конкурентоспособности;

укрепление платежно-расчетной дисциплины;

сокращение доли бартера в структуре взаимных платежей. В ближайшие три года в России необходимо реализовать основные реформы естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и в газовой отрасли7, с. 9. Таким образом, задача антимонопольного законодательства состоит в ограничении процесса монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (рынков, отраслей), так и экономики в целом. Для реализации данной задачи законодателем предусмотрены следующие правовые средства: запрещение и преследование монополистической деятельности, контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России в настоящее время по данным статистики более 600 предприятий производят от 35 до 100% выпуска отдельных видов продукции.

Так, например, ПО «Коломенский завод» выпускает 100% магистральных тепловозов, ПО турбостроения «Ленинградский металлургический завод» выпускает 85% паровых турбин, Рязанский комбайновый завод — 100% картофелеуборочных комбайнов, Тихорецкий мясокомбинат — 100% консервов для детей. В настоящее время создаются финансово-промышленные группы в форме холдинговых компаний, акционерных обществ. Холдинги и акционерные общества имеют тысячи мелких акционеров (так это происходит с ОАО «Газпром»). Вместе с тем, они остаются монополистами, фактически руководимыми административным аппаратом.

В последнее время вопросы конкурентной политики, практики реализации антимонопольного законодательства привлекают все большее внимание как ученых-экономистов, так и функционеров рынка. Это объясняется тем влиянием, которое призвано оказывать и оказывает антимонопольное законодательство на цены, прибыль, конкурентоспособность, экономический рост и характер рыночных отношений. Конкурентная политика РФ, базирующаяся на Законе о защите конкуренции и направленная на пресечение монополистической деятельности, предупреждение монополизации и развитие товарных рынков, обеспечивает стабильность экономики, единство экономического пространства России, гарантирует соблюдение честных правил поведения на рынке, защищает интересы потребителей, предотвращая рост цен и образование дефицита. Важным этапом в реализации конкурентной политики стали результаты работы Федеральной антимонопольной службы России и его территориальных управлений в 2012 году. Они свидетельствуют о повышении роли антимонопольного законодательства в создании нормальных условий для функционирования товарных рынков и взаимодействия хозяйствующих субъектов в процессе производства и реализации продукции. Это подтверждается, с одной стороны, ростом почти на 14% по сравнению с 2011 годом количества заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, поступивших в антимонопольные органы.

С другой стороны, на 67% увеличилось количество возбужденных дел в связи с обнаруженными нарушениями такого рода. Эти данные свидетельствуют как о повышении авторитета антимонопольных органов, так и о том, что антимонопольное регулирование постепенно становится общепризнанным инструментом наведения порядка и оздоровления ситуации на рынке. Таким образом, государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст.

445.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г.

№ 230-ФЗ (с изм. и доп. от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть I) ст. 5496

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ"О защите конкуренции" (с изм. и доп. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434

Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. № 34 ст. 3426

Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция. 2012. — № 12. С. 5−10.Арешонков В. Г Экономика.

М.: Инфра-М, 2011. С. 374. Астапов К. Л. Реформирование естественных монополий в России // Законодательство и экономика. 2013. — № 7. С. 5−11.Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. Основы рыночной экономики.

М.: Финансы, 2010. С. 197. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Микроэкономика: Учебник. 4-е изд. — М.: Инфра-М, 2012. С.

224.Бункина М. К., Семёнов В. А. Макроэкономика: Учебное пособие. — М.: Эльф К — пресс, 2011. С.

411.Зверев В. С. Особенности современного российского рынка // ЭКО. 2012. — № 11. С. 7−12.Липсиц И., Любимов Л., Антонова Л. Раскрывая тайны экономики.

М.: ДЕЛО, 2011. С.

211.Лившиц А. Я., Никулина И. Н.

Введение

в рыночную экономику: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2010. С. 361. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник.

М.: СОМИНТЕК, 2011. С.

527.Мерзляков И. П. Антимонопольное законодательство России // Финансы. 2012. — № 12.

С. 4−9.Паращук С. А. Рынок как объект правового регулирования // Законодательство. 2013. — №

7. С. 5−11. Паращук С. А. О конкурентном законодательстве России // Законодательство. 2013. — № 3. С.

4−8.Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики.

М.: ЮНИТИ, 2010, С.

241.Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 279. Улюкаев

А. Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться // Российский экономический журнал. 2013. — № 5. С. 7−12.Ячеистова Н.

Пресечение антиконкурентных действий: международный опыт правового регулирования // Российская юстиция. 2013. — № 6. С. 6−10.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть I) ст. 5496.
  3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434.
  4. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. № 34 ст. 3426.
  5. В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция. 2012. — № 12. С. 5−10.
  6. Арешонков В. Г Экономика.- М.: Инфра-М, 2011. С. 374.
  7. К.Л. Реформирование естественных монополий в России // Законодательство и экономика. 2013. — № 7. С. 5−11.
  8. Е.Ф., Волков Ф. М. Основы рыночной экономики.- М.: Финансы, 2010. С. 197.
  9. Л.Е., Басовская Е. Н. Микроэкономика: Учебник. 4-е изд. — М.: Инфра-М, 2012. С. 224.
  10. М.К., Семёнов В. А. Макроэкономика: Учебное пособие. — М.: Эльф К — пресс, 2011. С. 411.
  11. В.С. Особенности современного российского рынка // ЭКО. 2012. — № 11. С. 7−12.
  12. И., Любимов Л., Антонова Л. Раскрывая тайны экономики.- М.: ДЕЛО, 2011. С. 211.
  13. А.Я., Никулина И. Н. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2010. С. 361.
  14. В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник.- М.: СОМИНТЕК, 2011. С. 527.
  15. И.П. Антимонопольное законодательство России // Финансы. 2012. — № 12. С. 4−9.
  16. С.А. Рынок как объект правового регулирования // Законодательство. 2013. — № 7. С. 5−11.
  17. С.А. О конкурентном законодательстве России // Законодательство. 2013. — № 3. С. 4−8.
  18. Г. И. Основы рыночной экономики.- М.: ЮНИТИ, 2010, С. 241.
  19. Современная экономика / Под ред. О. Ю. Мамедова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 279.
  20. А. Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться // Российский экономический журнал. 2013. — № 5. С. 7−12.
  21. Н. Пресечение антиконкурентных действий: международный опыт правового регулирования // Российская юстиция. 2013. — № 6. С. 6−10.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ