Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль малого бизнеса в экономике России

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Важной составляющей развитой рыночной экономики является наличие малых предприятий. Малый бизнес как институциональный сектор экономики давно стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира. Малые предприятия обеспечивают гибкость и устойчивость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и одновременно выполняют важную социальную… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Критерии определения малого бизнеса
    • 1. 2. Преимущества и недостатки малого бизнеса
  • 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
    • 2. 1. Состояние малого бизнеса в России
    • 2. 2. Пути развития малого бизнеса в России
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роль малого бизнеса в экономике России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кроме того, именно субъектам малого и среднего бизнеса характерны высокая мобильность, гибкость, скорость перелива ресурсов в соответствии с меняющимися спроса.

Для того чтобы получить общее представление о состоянии малого бизнеса в России, целесообразно обратиться к статистическим данным, исследовать состояние малого предпринимательства, его структуру и динамику в России на современном этапе, в частности, за период 2000;2012 гг. в разрезе различных отраслей и видов деятельности.

В качестве основных источников информации были взяты из «Отчета Национального института системных исследований проблем предпринимательства», а также официальные данные Федеральной службы Государственной статистики за 2000;2012 гг. (рис. 1).

Рис. 1. Динамика среднесписочной численности и количества малых предприятий России за 2000;2012 гг. (без ИП) [2]

Положительным моментом деятельности малых предприятий можно назвать устойчивый рост вложений в основной капитал. Так, за 2000;2008 гг. инвестиции в основной капитал возросли с 29,8 млрд руб. в 2000 г. до 472,3 млрд.

руб. в 2008 г. почти в 16 раз.

За 2009 год произошло снижение показателя на 126,2 млрд руб., или на 26,7%. И если в 2008;2009 гг. имел место постепенный рост инвестиционной активности в отношении малого предпринимательства страны, то в 2010 г. на фоне снижения остальных показателей снижается и уровень инвестиций. Происходит это неравномерно.

В 2011;2012 гг. имеет место значительный рост объема инвестиций, что является весьма положительной тенденцией.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. снижение уровня вложений произошло на 39,3%. По нашим предположениям, одной из причин сложившейся ситуации явилось то, что с 2011 г. планировалось увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес (в части взносов во внебюджетные фонды т.д.). Ожидание законодательных изменений негативным образом повлияло на состояние и структуру малого предпринимательства страны, хотя единственной причиной это не явилось.

В 2011 г. наблюдается некоторый рост (67,0%). За 2012 г. величина вложений в основой капитал малого бизнеса России составила 89,9 млрд руб., или 20,8%.

Таким образом, в целом можно отметить, что за исследуемый период времени численность субъектов малого предпринимательства увеличилась практически вдвое. Хотя одновременно с этим среднесписочная численность увеличивалась в 2 раза медленнее. Средний процент прироста по данному показателю составил 4,8%. Положительным моментом явилось то, что при небольшом увеличении числа субъектов малого бизнеса оборот их финансовых ресурсов, а также объем инвестиций в основной капитал возрос в разы. Средний процент прироста за период 2000;2012 гг. составил 48,70% и 31,3% соответственно.

2.

2. Пути развития малого бизнеса в России

Малый бизнес в России развивается недостаточно активно. Причем малое предпринимательство страны в основном работает в отраслях, не требующих значительных трудовых, материальных, интеллектуальных и, в особенности, финансовых ресурсов. Другими словами, в Российской Федерации малый бизнес, как уже было отмечено, в основном ориентирован на сферу торговли. Сфера материального производства как основной сектор создания добавленной стоимости, включающий, прежде всего, обрабатывающую промышленность, строительство и добычу полезных ископаемых, занимает достаточно скромное место как в абсолютном, так и в относительном исчислении.

На наш взгляд, основная причина сложившейся ситуации кроется в том, что остальными видами деятельности в России заниматься сложнее — существует огромное множество административных барьеров, преодолеть которые малому бизнесу не под силу. Речь идет о том, что на сегодняшний день в Российской Федерации малый бизнес сталкивается с рядом серьезных проблем, одной из основных среди которых выступает нормативно-законодательная база. Действительно, нормативная база, регулирующая деятельность малого предпринимательства в стране достаточно скудна, или, вернее сказать, не в полной мере проработана. Правила, нормы и стандарты в большинстве своем ориентированы на крупные организации, что является серьезной преградой для малого предпринимательства.

В целом, несмотря на возникающие трудности, малый бизнес находит решение возникающих проблем — из года в год имеет место не только рост числа малых предприятий, но и увеличивается численность занятого в малом бизнесе населения, стремительно возрастает доля финансовых ресурсов, задействованных в малом предпринимательстве, и, как следствие, растут инвестиционные ресурсы, что вырисовывает радужную перспективу для малого бизнеса страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важной составляющей развитой рыночной экономики является наличие малых предприятий. Малый бизнес как институциональный сектор экономики давно стал доминирующим по численности и объемам производства в ведущих странах мира. Малые предприятия обеспечивают гибкость и устойчивость экономической системы, приближают ее к потребностям конкретных потребителей и одновременно выполняют важную социальную роль, предоставляя рабочие места и обеспечивая источник дохода для крупных слоев населения.

В условиях глобализации экономической системы и усиления конкуренции, малые предприятия предстали перед очень серьезными проблемами. Они оказались в достаточно невыгодном положении вследствие роста производственных объемов и их очевидного проигрыша по разным параметрами по сравнению с крупными предприятиями. Негативно сказывается их ограничен доступ к стартового капитала, информации и новых технологий, а также недоступность кадровых и финансовых ресурсов.

Границы малых предприятий зависят от законодательно установленных государственными органами критериев, которые объясняют суть этого понятия. В разных странах мира эти критерии отличаются друг от друга.

Развитие малого предпринимательства способствует созданию условий для позитивных структурных изменений в экономике, формирует условия для обеспечения занятости населения, способствует созданию новых рабочих мест и решения вопроса безработицы. Таким образом, с целью выхода из экономического кризиса разработана концепция государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Исаченко Д. А. Малые предприятия в трансформационной экономике региона: монография / Д. А. Исаченко. — Одесса: Ин-т проблем рынка и екон.

эколог. исследований НАН, 2009. — 406 с.

Исследование: Обоснование направлений развития инновационного предпринимательства с учетом мирового опыта [Электронный ресурс]. — Доступный с:

http://old.niss.gov.ua/Monitor/September/10.htm

Кондрашкина И., Гуссаров А. Формирование институциональных мер по развитию малого бизнеса / И. Кондрашкина, А. Гуссаров // Европейский вектор экономического развития: Сборник научных трудов. — Вып. 2 (3). ;

Д .: Изд-во ДУЭП, 2007. — С. 127−134.

Основы бизнеса: учебник / Под ред. д.э.н., проф. Дорофиенко В. В., д.э.н., Проф. Гончарова В. М., д.ф.н., проф. Воронковой В. — Донецк, СПД Куприянов В. С., 2010. 644 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Малые предприятия в трансформационной экономике региона: монография / Д. А. Исаченко. — Одесса: Ин-т проблем рынка и екон.-эколог. исследований НАН, 2009. — 406 с.
  2. Исследование: Обоснование направлений развития инновационного предпринимательства с учетом мирового опыта [Электронный ресурс]. — Доступный с: http://old.niss.gov.ua/Monitor/September/10.htm
  3. И., Гуссаров А. Формирование институциональных мер по развитию малого бизнеса / И. Кондрашкина, А. Гуссаров // Европейский вектор экономического развития: Сборник научных трудов. — Вып. 2 (3). — Д .: Изд-во ДУЭП, 2007. — С. 127−134.
  4. Основы бизнеса: учебник / Под ред. д.э.н., проф. Дорофиенко В. В., д.э.н., Проф. Гончарова В. М., д.ф.н., проф. Воронковой В. — Донецк, СПД Куприянов В. С., 2010.- 644 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ