Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над произведениями фольклора

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В ходе экспериментальной работы мы много времени мы уделяли знакомству детей с русскими народными сказками и сказками других народов. Произведения фольклора мы использовали в театрализованной деятельности (игры — драматизации, концерты, праздники), в ходе которой у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. С детьми интересно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей среднего дошкольного возраста
    • 1. 1. Сущность понятия «активизация речи детей» в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста
  • Глава 2. Экспериментальная работа по активизации словаря детей дошкольного возраста в процессе работы над произведениями фольклора
    • 2. 1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей среднего дошкольного возраста
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над произведениями фольклора
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над произведениями фольклора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Так же в процессе занятий мы знакомили детей с новыми пословицами и поговорками, показывали иллюстрации к ним, объясняли детям, каким образом можно по ним составлять рассказы. Вместе с детьми мы завели альбом, в который записывали изученные пословицы и поговорки. В этой работе огромную помощь нам оказали родители. Дома вместе с детьми они готовили иллюстрации к изученным пословицам и поговоркам, писали пояснения к ним, о том, что они обозначают. Данный вид работы заинтересовал как детей, так и их родителей. Данные формы работы способствовали более глубокому и точному пониманию значения пословиц, и развивали у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром. Следующим этапом работы, после того когда у детей уже накопился определенный багаж знаний, был подбор пословицы или поговорки к определенной сказке.

После прочтения нанайской сказки «Айога» мыпредложили детям коротко рассказать, о чём сказка и вспомнить пословицы, которые бы к ней подошли. Дети назвали следующие пословицы: «Как аукнется, так и откликнется», «Сам себя губит, кто других не любит», «Что посеешь, то и пожнёшь». Мы также проводилибольшую работу по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступают пословицы и поговорки. В данной форме работы мы помогали детям осознать переносное значение слов и словосочетаний. Детей дошкольного возраста, особенно среднего следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно — разговорной фразеологии (пословицы и поговорки).

Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т. п.). Поэтому надо включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т. п. В ходе экспериментальной работы мы учили видеть детей прямой и переносный смысл высказываний. Это достигалось путем подбора к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные). В процессе данной работы мы использовали наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу. Мы старались объяснить детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении («Заруби на носу»), то они будут иметь совсем другой смысл. «

Зарубить на носу" - значит запомнить. Или такое выражение — «Повесить голову». Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? Анализируя с детьми несколько выражений типа «Водить за нос», «Дать волю рукам», «Нос повесить», делали обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь.

Есть такая пословица «Сказать — узлом завязать». Объясняли детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А пошло это с тех давних пор, когда многие люди не умели писать и читать, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали. Теперь конечно так уже не делают, но пословица осталась. В процессе данной работы у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу.

Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) — это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание. Постепенно задания усложнялись. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предлагали детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери, дружбе и т. д. Используя в своей работе данные методы и приемы, мы заметили, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации. Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи мы часто использовали заучивание скороговорок. Прежде всего подбирали скороговорки, разделив их по трудности.

Новую скороговорку произносили в замедленном темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Произносили её несколько раз, негромко, ритмично, прежде поставив перед детьми задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить её очень отчётливо. Для повторения скороговорки вызывали сначала детей с хорошей памятью и дикцией. Затем скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами. На следующих занятиях предлагали произнести её тише или громче, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми — менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям — группами.

Детям дошкольного возраста очень нравится разучивать потешки. Они помогают не только развивать память, речь, но и выражать настроение (огорчение, радость, тревогу, удивление). Например, содержание такого текста, как «Дон — дон — дон — дон, загорелся кошкин дом» — обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события. Многие потешкисопровождаются показом действия, используются для проведения физминуток. Знакомство с потешками происходит не только на занятиях по развитию речи. Мы использовали их на занятиях по рисованию, лепке. Разучивание потешек сопровождается показом красочных иллюстраций, делает занятие более интересным. Многие из них используются как пальчиковые игры, помогают развивать речь и мелкую моторику.

Особое место в работе по активизации словаря детей отводится занятиям с использованием загадок. Очень часто у детей возникают затруднения с отгадыванием загадок. В ходе экспериментальной работы мы учили детей внимательно слушать, выделять признаки, которые могут помочь дать правильный ответ. В процессе отгадывания загадок ставили перед детьми цель, не просто дать правильный ответ, а обосновать его. Таким образом, мы вызывали у дошкольников интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.

Для этого мы организовывали мини-соревнования: «чье доказательство более правильное?», «Кто более точен?», «Чье доказательство более интереснее?» .В ходе данной работы мы учили детей восприниматьокружающий мир, его предметы и явления в глубине их связей и взаимоотношений. Мы заранее знакомили детей с предметами и явлениями, о которых речь пойдет в загадках. Загадывая детям загадки, мы повторяли их по несколько раз, чтобы дети лучше запоминали и выделяли признаки. Мы предлагали дошкольникам план доказательства путем последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

Например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?» Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, то задавали вопросы дискуссионного характера, которые раскрывали односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая», ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это морковь, потому что растет в земле на грядке». Спрашиваем: «Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис». Тогда ребенок обращает внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая), что делает ответ более доказательным.

С целью изменить содержание и способы доказательства детей, предлагали им разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это способствовало активизации словаря дошкольников, показывало, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Данная форма работы развивает самостоятельность и оригинальность мышления детей, активизирует и обогащает их словарный запас. Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В ходе работымы предлагали детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. Использование данной формы фольклора вносит определенное оживление в занятия, оно заставляет ребенка по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах. Большую роль в активизации и обогащении словаря детей играют народные сказки.

Сказкиэто не только источник народной мудрости, но и основа развития речи, эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Язык народной сказки содержит меткие и остроумные эпитеты. Сказка служит примером для ребенка остроты и выразительности родного языка. Она раскрывает перед детьми богатство родной речи, ее остроумие. Народные сказки просты для понимания ребенка и глубоки по своему содержанию. При помощи сказок ребенок познаёт окружающий мир, учится понимать и любить всё живое.

В ходе экспериментальной работы мы много времени мы уделяли знакомству детей с русскими народными сказками и сказками других народов. Произведения фольклора мы использовали в театрализованной деятельности (игры — драматизации, концерты, праздники), в ходе которой у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. С детьми интересно проводить такие календарно — обрядовые праздники, как «Батюшка Наум наведи на ум», «Осенины», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха». Таким образом, использование произведений фольклора в развитии речи детей, активизации их словарного запаса осуществлялось при помощи различных приемов и средств. В своей работе мы опирались на следующие основные принципы:

отбор материала в соответствии с возрастом детей;

— работа велась по всем направлениям: развитие речи, ознакомление с природой, игровая деятельность;

участие детей;

использование развивающего потенциала разных форм фольклора в создании речевой среды. Данные формы и методы работы способствовали активизации и обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста, способствовали развитию речи. Заключение

Развитие речи детей дошкольного возраста, активизация их словаря важный момент в развитии и формировании личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте активно формируется словарный запас. Богатый словарный запасэто залог успешного школьного обучения и основа дальнейшей реализации личности. Большую роль в формировании и активизации словарного запаса играют произведения фольклора. Произведения народного творчества обогащают словарь детей, делают их речь более выразительной, эмоциональной, способствуют активизации словаря ребенка. Сюжет сказок, разговор сказочных героев дети переносят в свои игры, тем самым активизируя свой словарный запас.

В процессе познания окружающего мира при помощи фольклорных произведений дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Произведения народной культуры (сказки, загадки, поговорки, пословицы) являются сосредоточением мудрости народа, образцом родного языка. В фольклорных произведениях проявляются черты присущие народу: мудрость, смелость, смекалка, трудолюбие. Через родные песни, сказки, игры дети дошкольного возраста овладевают родным языком, получают знания о родной культуре, обогащают свою речь, формирует богатый словарный запас. Список использованной литературы

Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2010. — 400с. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников.

— М.:Академия, 2009. — 159с. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М., 2008. -

240с.Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. — М.: Просвещение, 2008. 328с. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк.

воспитание.- 2011.-№ 9.-С.16−22.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Подред. О. С. Ушаковой.

— М.: Совершенство, 2011. — 368с. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В. А. Богуславская, В. Д. Разова. — М. Просвещение, 2009. -

С.46−60.Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 2008.-239с.Мухина В. С. Детская психология. — М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2009. -

315с.Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //Дошк. воспитание.- 2010.-№ 4.-С.8−11.Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М.: Просвещение, 2010. -

223с.Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.- 2011.-№ 7.-С.15−18.Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку вдетском саду. -

М.: Просвещение, 2008. — 176с. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 2009.

— 159с. Ушакова О. Развитие речи детей 4−7 лет //Дошк. воспитание.;

2010.-№ 1.-С.59−66.Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. — М.: Просвещение, 2008. -348с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2010. -400с.
  2. М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М.:Академия, 2009. -159с.
  3. В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. -М., 2008. -240с.
  4. Л.А., Мухина В. С. Психология. -М.: Просвещение, 2008. 328с.
  5. М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк.воспитание.-2011.-№ 9.-С.16−22.
  6. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Подред. О. С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2011. -368с.
  7. А.Я. Малые формы фольклора — дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В. А. Богуславская, В. Д. Разова. -М. Просвещение, 2009. -С.46−60.
  8. М.Н. Русский детский фольклор. -М.: Просвещение, 2008.-239с.
  9. В.С. Детская психология. -М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2009. -315с.
  10. Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //Дошк. воспитание.-2010.-№ 4.-С.8−11.
  11. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М.: Просвещение, 2010. -223с.
  12. Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-2011.-№ 7.-С.15−18.
  13. О.И. Методика развития речи и обучения родному языку вдетском саду. -М.: Просвещение, 2008. -176с.
  14. Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 2009. -159с.
  15. О. Развитие речи детей 4−7 лет //Дошк. воспитание.-2010.-№ 1.-С.59−66.
  16. Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 2008. -348с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ