Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности к школе младших школьников 6 лет, средствами искусства

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Формирования социально-коммуникативных речевых умений, развития воображения; формирования культуры выборочного восприятия и наблюдения. Социально-эмоциональное развитие, обеспечивающее мотивационную готовность, реализуется в процессе развития эмоционально-аффективной сферы; формирования эмоциональной открытости; развития форм уверенного поведения; формирования социально-коммуникативных умений… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1
    • 1. 1. Виды готовности
    • 1. 2. Особенности игровой деятельности младших школьников. Игра как ведущий метод деятельности
    • 1. 3. Характеристика творческих объединений по жанрам искусства
    • Вывод по 1 главе 2
    • Глава 2. Практический аспект
    • 2. 1. Диагностика уровня готовности дошкольников
    • 2. 2. Анализ методик по формированию средствами искусства
    • 2. 3. Проект программы
    • Вывод по 2 главе 5
    • Заключение
    • Список литературы
    • Словарь понятий
    • Приложения
  • Формирование готовности к школе младших школьников 6 лет, средствами искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Знакомство со скульптурой как видом изобразительного искусства (расширение образных представлений детей).Закрепление знаний о дымковской игрушке как виде декоративноприкладного искусства (расширение образных представлений детей).Знакомство с керамикой, разными видами росписи керамических изделий (развитие процессов анализа, синтеза, сравнения):

    знакомство с керамическими изделиями, расписанными орнаментом из геометрических фигур и орнаментом из прямых полос, ломаных и волнистых линий (знать и называть геометрические формы круг, овал, треугольник, трапеция, прямоугольник, ромб, различать волнистые и ломаные линии, их сочетание);

    — знакомство с гжельской керамикой и росписью (знать и называть элементы «капелька», «листик», «незабудка», «колосок»).

    6. Формирование знаний о возможности получения разных цветов и оттенков из красок основных цветов (красной, синей, желтой).Социально-эмоциональное развитие

    Воспитание организованности, желания доводить начатое дело доконца. Формирование представлений о социальной значимости результатов труда (практическое применение скульптур детей).Воспитание бережного отношения к рабочему материалу. Развитие способности понимать настроение народной игрушки. Развитие творческой фантазии, способности к самостоятельному поиску гармоничного сочетания различных элементов при составлении орнамента, сочетания различных цветов при декоративной росписи. Развитие любви к родному краю, к родине, эстетическое развитие в процессе знакомства с русским декоративно-прикладным творчеством (гжельской и дымковской росписью).Мы отобрали для лепки и художественной росписи объекты со следующим почасовым распределением учебного материала:

    дымковская народная игрушка (барыня, баран, свистулька) — 6 часов, в том числе 3 часа — лепка, 3 часа — роспись.

    гжельская курочка -2 часа, в том числе 1 час — лепка, 1 час — роспись.

    предметная лепка (человек, животные) — 6 часов, в том числе 3 часа — лепка, 3 часа — роспись.

    однофигурная композиция (человек, животные, птицы) — 6 часов, в том числе 3 часа — лепка, 3 часа — роспись.

    декоративная посуда — 6 часов, в том числе 3 часа — лепка, 3 часа — роспись.

    барельефы (декоративный, предметный, сюжетный), выполненные жгутиковым способом и способом налепа различных форм — 10 часов, в том числе 5 часов — лепка, 5 часов — роспись. Мы разработали занятия на следующие темы. Сентябрь

    Лепка. Барельеф «Осень. Грибы». Художественная роспись барельефа «Осень. Грибы».

    Лепка. «Керамическая кружка». Декоративная роспись керамической кружки. Октябрь

    Лепка. «Дымковский баран». Декоративная роспись дымковского барана.Лепка. Декоративный барельеф «Пряник» (цветочный орнамент).Декоративная роспись барельефа «Пряник». Ноябрь

    Лепка. «Чайная чашка с блюдцем». Гжельская роспись чайной чашки с блюдцем (элементы «незабудки», «колосок», бордюры) Лепка. «Человек». Художественная роспись скульптуры «Человек». Декабрь

    Лепка. Барельеф. Натюрморт «Фрукты в вазе». Художественная роспись барельефа «Фрукты в вазе». Лепка. Карандашница «Дятел на дереве». Художественная роспись карандашницы «Дятел на дереве». Январь

    Лепка. «Дымковская барыня». Роспись дымковской барыни.Лепка. Ваза «Медведь и бочка меда». Февраль

    Художественная роспись вазы «Медведь и бочка меда». Лепка. Барельеф «Зимняя ночь. Домик в лесу».

    Художественная роспись барельефа «Зимняя ночь. Домик в лесу». Лепка. «Гжельская курочка». Март

    Роспись скульптуры-сувенира «Гжельская курочка». Лепка. «Сказочный персонаж» (творческое занятие, пластический способ) Художественная роспись скульптуры «Сказочный персонаж». Лепка. «Котик-копилка» (пластический способ с элементами налепа).Апрель

    Художественная роспись котика-копилки (авторская, гжельская роспись или реалистичная передача окраски).Лепка. «Дымковская свистулька». Декоративная роспись дымковской свистульки.Лепка. «Чайник». Гжельская роспись чайника. Май

    Лепка. Барельеф. Натюрморт «Цветы в вазе». Роспись барельефа «Цветы в вазе».

    Лепка. Однофигурная композиция «Танцовщица» или «Танцовщик» (творческое занятие).Художественная роспись однофигурной композиции «Танцовщица"Занятия, разработаны нами по следующей схеме. В начале занятия обеспечивается детальное обследование предмета лепки, анализ способов изображения. Затем описываются этапы изготовления изделия. В конце занятия обеспечивается возможность анализа результата.

    К каждому занятию по лепке прилагается схема с этапами лепки, а к уроку по художественной росписи прилагается фотография расписанного образца. Примерные конспекты уроков и методика их проведения представлены в приложение. Вывод по 2 главе

    Таким образом, обеспечивается готовность первоклассников к учебной деятельности с учетом этапов познавательной деятельности: первого — этапа непосредственного восприятия объектов и наблюдения за ними; второго — этапа репродукции, третьего — этапа концептуального познания и четвертого — этапа инновационного синтеза нового образа, в результате чего ребенок постепенно из объекта воздействия и субъективированного объекта переходит к этапу становления объективированного субъекта и субъекта своей деятельности. Заключение

    В предложенной нами программе главной целью является поддержание функциональной, операциональной и мотивационной готовности первоклассников к учебной деятельности посредством лепки и художественной росписи, то есть содействие гармоничному психофизиологическому развитию ребенка в процессе приобретения знаний, умений и навыков в области лепки и художественной росписи изделий. Реализация главной цели осуществляется в трех областях развития:

    Телесное (физическое) развитие, обеспечивающее операциональную готовность, реализуется в процессе формирования комплекса сенсомоторных координаций; развития комплексов двигательных действий; формирования кинестетической основы движения; формирования произвольной регуляции движений; развития навыков графических движений, умения осуществлять графические композиции. Когнитивное развитие, обеспечивающее функциональную готовность, реализуется в процессе совершенствования механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения; развития образных представлений на основе символов, способствующих процессам декодирования информации; формирования углубленного восприятия по внешней инструкции;

    формирования социально-коммуникативных речевых умений, развития воображения; формирования культуры выборочного восприятия и наблюдения. Социально-эмоциональное развитие, обеспечивающее мотивационную готовность, реализуется в процессе развития эмоционально-аффективной сферы; формирования эмоциональной открытости; развития форм уверенного поведения; формирования социально-коммуникативных умений; развития групповой сплоченности. Период обучения в первом классе связан со значительным функциональным напряжением, выраженной перестройкой в деятельности основных физиологических систем, неустойчивой работоспособностью, когда учебная работа, умственная активность достигается большой «физиологической ценой». Эффективность учебного процесса во многом зависит от соблюдения следующие педагогических принципов: доступности и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка; последовательности, преемственности, систематичности, единства и непрерывности воспитательных воздействий; связи занятий с современностью; воспитания в коллективе сверстников. При составлении программы мы учитывали следующие факторы риска развития модально-специфический фактор; фактор произвольной регуляции движений; кинетический; кинестетический; энергетический. Поставленные педагогические задачи, отобранные объекты, способы и приемы лепки выступали в качестве средств реализации основной цели. Уроки, разработанные нами, соответствуют следующей схеме: в начале урока обеспечивается детальное обследование предмета лепки, анализ способов изображения; затем описываются этапы изготовления изделия; в конце занятия обеспечивается возможность анализа результата.

    Список литературы

    Готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации. Добрина О.А.

    http://psycafe.chat.ru/dobrina.htm Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов школ. Под ред. Вераксы Н. Е. Москва: Мозаика-Синтез. 2007

    Громыко Ю. А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе // Психологическая наука и образование (электронный журнал). М., 2010, № 3 www.psyedu.ru/journal/2010/3/Gromiko.phtml Громыко Ю. А. Социальная готовность ребенка к школе // Молодые ученые московскому образованию. Материалы VII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения, М., 2008. С. 59−61.

    Громыко Ю.А. О социально-психологической готовности ребенка к школе// Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 7. М., 2009. С. 19−29. Готовность ребенка к школе//

    http://school1−61.ru/roditelyam/priem-v-pervyy-klass/gotovnost-rebenka-k-shkole.php?clear_cache=YГоловнева Н.Я., Ильина М. Н., Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. — СПб.: Дельта, 2009.-256с. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО Образование, 2006.-160с.Грейс Н. Приемы развития памяти, внимания и речи.

    М. Изд-во «Питер», 2008 г. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. -

    СПб., 2009

    Ермакова И. В., Громыко Ю. А. Корреляты социометрического статуса школьника (по данным зарубежной литературы) // Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Социальная психология малых групп», посвященной памяти профессора А. В. Петровского. 2009 г. С.

    146 — 150. Ермакова И. В., Громыко Ю. А. Социометрический статус школьника глазами зарубежных исследователей Личность и группа в образовательном пространстве.

    Сборник научных трудов. Вып. 3. М., 2009. С. 57−64.

    Громыко Ю. А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в классе // Молодые ученые московскому образованию. Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения, М., 2010. С. 132 -134.

    Готовность к школе и развитие речи//

    http://doshkolenok.kiev.ua/rechevoe-razvitie/815-gotovnost-k-shkole-i-razvitie-rechi.htmlЕрмакова И. В., Громыко Ю. А. Особенности поведения низкостатусных, среднестатусных и высокостатусных первоклассников // Личность и группа в образовательном пространстве. Сборник научных трудов. Вып. 4 / Под ред.

    О. Б. Крушельницкой. — М.: МГППУ, 2011. С. 44 — 53. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие.

    — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 32 с. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе//

    http://komarovschool.ucoz.net/publ/razlichnye_aspekty_gotovnosti_rebenka_k_shkole/1−1-0−52Морозова М.В., Токарева О. А. Диагностика личностной готовности детей к школе в условиях ДОУ. Актуальные проблемыпедагогики и психологии детства: материалы всероссийской научнопрактической конференции студентов, 2011 г.: В 2 ч./ ред.

    кол.: Н. Е. Разенкова, А. А. Калтунова, Л. Д. Балакай.

    Новокузнецк: РИО Куз

    ГПА, 2011

    Мацкевич М. В. Путешествие в Древнюю Русь // Дошкольное воспитание, 2004, № 4. — С.79−84. — (0,4 п. л).Мацкевич М. В. «Там чудеса…» // Дошкольное воспитание, 2005, № 2. -С.103−107. — (0,4 п.л.).Мацкевич М. В. В гостях у волшебницы Осени // Дошкольное воспитание, 2005, № 7. — С.106−112. — (0,5 п.л.). Мацкевич М. В. Зима и зимние забавы // Дошкольное воспитание, 2005, № 11. -

    С.75−82. — (0,6 п.л.).Мацкевич М. В. Система преемственности в эстетическом воспитании детей: «детский сад — начальная школа» через потенциал художественного музея. // Диалог: музей и общество. Материалы II Международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО.- Якутск: ЯГУ, 2005. — С.111−114.

    — (0,3 п.л.).Мацкевич М. В. Игра в пространстве музея как средство эстетического развития дошкольников //Музей как креативное пространство культуры. Международная научно-практическая конференция — Минск: Белпринт, 2005. — С.68−74. — (

    0,6 п.л.).Мацкевич М. В. «Новый ковчег» (Игра в образовательном пространстве музея как средство эстетического развития дошкольников) //Образовательное пространство музея. Материалы семинара, посвященного 15-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества.- СПб., 2005.- С.72−78. — (0,4 п.л.). Мацкевич М. В. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития //Дошкольное воспитание, 2006, № 2.- С.87−91.

    — (0,3 п.л.). Мацкевич М. В. Арттерапия и «проблемные дети» в музее. / Ребенок в музее: новые векторы музейного движения. Учебное пособие для вузов. /

    Отв. ред. М. Ю. Юхневич. -

    М.: Академический проект; РИК, 2006. — С.91−106. — (1 п.л.).Мацкевич М. В. «Весна идет! Весне дорогу!» // Дошкольное воспитание, 2006, № 5. — С.91−97. — (0,6 п.л.).Мацкевич М. В. Летние радости или один день из жизни «Стрекозы» //Дошкольное воспитание, 2006, № 7. — С.100−109.

    — (0,6 п.л.). Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич: под общ ред.А. П. Астахова.

    Минск: Современная школа, 2010

    Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение", «учебная литература», 2012

    Психологическая готовность к школе и ее диагностика//

    http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya783/psihologicheskaya-gotovnost-shkole-39 838.htmlПрактическая психология образования/ под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2007. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н. Н. Михайлова, С.

    М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.; под ред. В. А.

    Сластенина, И. А. Колесниковой; Науч. Ред.

    Н. Б. Крылова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. ;

    288 с. — (Серия «Профессионализм педагога»).Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. — М.: Педагогика, — 2009.

    — 144 с. омилина А. Д. Артпедагогика в формировании эмоциональной сферы дошкольников с различным уровнем психического развития — Материалы международной научно-практической конференции «Развивающие технологии в общем и специальном образовании» Министерства образования и науки РФ, Коломна, 2009 г., с.276−279 Томилина А. Д. Роль артпедагогики в формировании эмоциональной сферы детей с различным уровнем психического развития — Материалы П международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях» Международной академии наук педагогического образования, М., 2009 г., с.166−177 Томилина А. Д. Формирование эмоциональной сферы детей в условиях дошкольного образовательного учреждения — Материалы IV международной научной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве», Италия, Римини, 2009 г., с.336−338 Томилина А. Д. Повышение профессионализма педагога дошкольного образовательного учреждения по формированию эмоциональной сферы дошкольника — Материалы Ш международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях» Международной академии наук педагогического образования, М., 2010 г., с. 399 — 402 Томилина А. Д. Формирование эмоциональной сферы дошкольников методами музыкального и изобразительного искусства — Материалы Международной научно-практической конференции «Дошкольное воспитание: состояние, направления и перспективы развития» Министерство образования и науки Республики Казахстан, ЮНИСЕФ, Семей, 2010 г., с.280−284 Томилина А. Д. Повышение профессионализма педагога дошкольного образовательного учреждения по формированию эмоциональной сферы дошкольника — сб. «Коррекционно-педагогическая работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья», Пушкино, 2010 г., с.18−20 Томилина А. Д. О некоторых аспектах реализации экспериментальной модели по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста с разными уровнями интеллекта — Преемственность дошкольного и начального образования, ГОУ «Педагогическая академия», Редакционно-издательский центр, М., 2011 г., с.93−99 Тесты готовности ребёнка к школе//

    http://www.baby.ru/community/view/30 500/forum/post/37 492 362

    Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ высш и сред. пед.

    уч.заведений.

    М.: Издательский центр «Академия», 2008

    Формирование готовности детей к обучению в школе //

    http://festival.1september.ru/articles/572 442/Формирование готовности ребёнка к школе — основная задача предшкольного обучения //

    http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/formirovanie-gotovnosti-rebyonka-k-shkole-osnovnaya-zadacha-predshkolnogoХрестоматия по психологии: Учебное пособие лдля студентов пед. ин-ов/ Сост. В. В. Мироненико; Под ред. А. В. Петровского.

    М.: Просвещение, 2007

    Цылев В. Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопросы психологии. — 2008. — № 4. — С.26 — 35. Чернявская, М.

    С. Изобразительное искусство и младший школьник. В кн.: Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками:

    Кн. для учителя: Из опыта работы / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т.

    Г. Пеня и др. — М.: Просвещение, 2011. — 128 с. Чудновский, В.

    Э., Юркевич, В. С. Одаренность — дар или испытание / В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич. ;

    М.: Знание, 2010. — 52 с. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб пособие для студ высш учеб заведений.

    М.: Издательский центр «Академия», 2005

    Словарь понятий

    Гностическая деятельность — это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности. Организаторская деятельность — это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса. Проектировочная деятельность — это определение цели, задач, содержания педагогического процесса это замысел его протекания. Педагогический мониторинг — это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).Педагогическая технология — это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой. План — заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Методэто основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса. Прием — это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода. Цельэто идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Модель — образец (эталон, стандарт).Концепция — совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений. Функциональная грамотностьумение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности. Функции образовательного процесса — образовательная, развивающая, воспитательная. Инновацияновообразование, обновление (появление новых форм или элементов чеголибо).Учитель — лицо, занимающееся преподаванием какогонибудь предмета в школе. Педагог — человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой. Требования к учителю — деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство. Деловые качества — целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе, последовательность и настойчивость в ней. Свойства личности — гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания. Распространить — сделать доступным, известным для многих. Внедрить — ввести, укрепить в чемнибудь. Гипотеза — (от греческогооснование, предположение)-предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Эксперимент — (от лат.- проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества. Исследование — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Приложения

    Лепка. «Керамическая кружка"Задачи:

    Знакомство с керамическими изделиями, расписанными геометрическим орнаментом и орнаментом из прямых полос, ломаных и волнистых линий. Формирование навыков лепки полых сосудов способом нанесения углубления и расплющивания стенки сосуда. Развитие способности видеть соразмерность частей керамической кружки, красоту линии контура кружки и ручки и воплощать это в лепке. Материалы

    Демонстрационный:

    готовые образцы — три кружки с орнаментом из геометрических элементов, прямых полос, ломаных и волнистых линий и их сочетаний, вылепленные и расписанные педагогом; одна из кружек расписана в холодной, другая в теплой цветовой гамме, а третья гармонично сочетает в себе обе цветовые гаммы (прил. 2, рис. 1);схема лепки керамической кружки (прил. 2, рис. 2).Раздаточный:

    глина;

    стеки;банка с водой;

    клеенка на стол;

    увлажненная тканевая салфетка для вытирания рук;индивидуальный вращающийся круг или обыкновенная пластиковая дощечка для лепки. План урока

    Демонстрация образцов — трех кружек, вылепленных и расписанных педагогом. Анализ образцов и сравнение их по форме, структуре, конструкции. Привлечение внимания к соответствию размеров кружки и ручки, к особенностям орнамента. Тактильное обследование образца. Привлечение детей к тактильному восприятию толщины стенки кружки, ее однородности. Вывешивание схемы лепки (прил. 2, рис. 2). Привлечение внимания детей к тому, что все этапы лепки, которые будут демонстрироваться педагогом, изображены на схеме и при необходимости, если дети что-то не разглядели или не поняли, отстали от группы, они могут взглянуть на схему. В дальнейшем схема лепки вывешивается без каких-либо комментариев педагога. Поэтапный показ способов лепки кружки с одновременным поэтапным выполнением работы детьми:

    Скатывание шара, раскатывание его в цилиндр. Укрепление цилиндра на подставке, нанесение пальцем (или стекой) углубления в изделии, расплющивание и выравнивание стенок кружки. Методические указания. Толщина стенки кружки должна быть равномерной и небольшой. Чтобы изделие не давало трещин, его край смачивается водой, а выравнивание стенок начинается со дна сосуда, постепенно достигая верхнего края. Последний этап выравнивания заключается в следующем: изделие увлажняется, вращается за подставку левой рукой, а правая, захватив стенку указательным пальцем внутри и большим снаружи, правит ее (по типу гончарного круга). Затем указательный палец правой руки ставится на торец стенки, а изделие снова вращается левой рукой за подставку, идет выравнивание края чашки;

    • Изготовление жгутика для ручки, прижатие и примазывание сначала верхней части ручки (нижняя часть при этом направлена вверх), затем свертывание ручки полукругом (нижняя часть теперь направлена вниз), прижатие и примазывание нижней части ручки.

    5. Анализ работ детей педагогом: отметить соразмерность кружки и ее ручки, красоту формы, изгиба линии ручки, однородность толщины стенки кружки, аккуратность работы. Декоративная роспись керамической кружки

    Задачи:

    Знакомство с орнаментом из геометрических элементов, полос, ломаных и волнистых линий. Развитие способности узнавать и называть геометрические формы круг, овал, треугольник, трапеция, прямоугольник, ромб, точка, различать волнистые и ломаные линии, их сочетание. Формирование способности видеть красоту линии, чередования линий, красоту различных изгибов и изломов линий, видеть уместность украшений и воплощать в художественной росписи. Развитие навыков декоративного рисования — навыков изображения орнамента из геометрических фигур, прямых полос, ломаных и волнистых линий. Знакомство с теплой и холодной цветовой гаммой (развитие зрительного анализатора, умения различать оттенки цвета).Формирование композиционных навыков, чувства ритма и симметрии, развитие умения гармонично сочетать элементы по форме и цвету в процессе составления декоративного узора и декоративной росписи кружки. Развитие творческой фантазии, способности к самостоятельному поиску гармоничного сочетания различных элементов при составлении орнамента.

    6. Воспитание организованности, желания доводить начатое дело до конца (заканчивать декоративную роспись дома, если не успели на уроке).Материалы

    Демонстрационный:

    готовые образцы — три кружки с орнаментом из геометрических элементов, прямых полос, ломаных и волнистых линий, и их сочетаний, вылепленные по схеме (прил. 2, рис. 1) и расписанные по фотографическому изображению или фотографическое изображение кружек (прил. 2, рис. 1).Раздаточный:

    кружка, вылепленная на уроке 3;Ул листа бумаги формата АЗ;водоэмульсионная краска;

    гуашь девяти цветов;

    кисти беличьи № 1, № 6;тычок малого диаметра;

    тканевая салфетка для вытирания кисти;

    банка с водой;

    подставка для росписи барельефа. План1. Демонстрация образцов — трех кружек с орнаментом из геометрических элементов, прямых полос, ломаных и волнистых линий, и их сочетаний, вылепленных и расписанных педагогом. Одна из кружек расписана в холодной, другая — в теплой цветовой гамме, а третья гармонично сочетает в себе обе цветовые гаммы. Рассматривание образцов, вылепленных и расписанных педагогом или фотографического изображения кружек. Привлечение внимания к сочетанию элементов орнамента по форме, соответствию линий и геометрических элементов (ломаные линии сочетаются с треугольниками, трапециями, волнистые линии — с кругами, точками и т. п.); к сочетанию элементов орнамента по цвету. Определение цветовой гаммы элементов каждой кружки, предложение подумать, какая цветовая гамма сегодня более соответствует настроению детей. Грунтовка кружки водоэмульсионной краской. Составление детьми декоративного узора из геометрических элементов, прямых полос и различных линий на плоскости листа, консультация педагога об уместности сочетания различных элементов, цветов и оттенков. Декоративная роспись кружки детьми. Анализ работ педагогом: обратить внимание на выдерживание уровня декоративной полосы, гармоничность сочетания элементов орнамента и красок, законченность узора. Художественная роспись карандашницы «Дятел на дереве"Задачи:

    Воспитание любви к родине в процессе расширения знаний о разнообразии природных ресурсов России, знакомство с составом гуашевых красок, используемых детьми для росписи изделий, воспитание желания беречь и охранять природу. Расширение образных представлений детей о птицах, маскировочном значении раскраски оперения. Развитие наблюдательности, внимания в процессе знакомства с особенностями раскраски оперения дятла. Развитие тонкой моторики кисти в процессе росписи миниатюрной скульптуры дятла, развитие глазомера, чувства симметрии в процессе симметричной росписи правой и левой половины скульптуры дятла.

    5. Формирование навыков смешивания красок в процессе реалистичной передачи окраса коры дерева. Материалы

    Демонстрационный:

    вылепленная из глины и раскрашенная педагогом карандашница «Дятел на дереве» (прил. 2, рис. 3);фотография дятла формата АЗ. Раздаточный:

    однофигурная композиция «Дятел на дереве, вылепленная на уроке 15;водоэмульсионная краска;

    гуашь;кисти беличьи № 1, № 6;тканевая салфетка для вытирания кисти;

    банка с водой;

    подставка для росписи скульптуры. План

    Рассматривание образца — карандашницы «Дятел на дереве», привлечение внимания к цветам и оттенкам, используемым при росписи. Рассматривание фотографии дятла, привлечение внимания к особенностям раскраски оперения дятла (красная «шапочка», пестрые крылья).Грунтовка скульптуры водоэмульсионной краской. Во время высыхания грунтовки рассказ о составе гуашевых красок, о различных природных материалах, применяемых для их изготовления. Художественная роспись скульптуры детьми с опорой на готовый образец. Самоанализ работы (побуждение педагога проанализировать, удалось ли раскрасить симметрично дятла, подобрать нужный цвет для изображения коры дерева) Третий этап — концептуального познания, позволяющий путем анализа и логического суждения выделять в массиве накопленной (на 1 этапе) и отрефлексированной (на 2 этапе) информации наиболее существенное и непротиворечивое (принципиальное). На этом этапе показ способов изображения может не осуществляться, при необходимости демонстрируются лишь отдельные незнакомые операции. Дети анализируют особенности объекта и способы его изображения с опорой на схему. Разумеется, на этом этапе детям предлагаются для лепки такие изделия, со способом изготовления которых они уже были знакомы, но на более простом уровне. Дети сами выделяют этапы изготовления изделия, предлагают наиболее адекватные способы достижения результата. На данном этапе педагог всегда рядом и с помощью вопросов может направлять анализ объекта и способов его изготовления с помощью наводящих вопросов. Третий этап важен для развития мышления ребенка. На этом этапе деятельности ученик приобретает качества осознанно действующего объективированного субъекта. Лепка «Котик-копилка"(пластический способ с элементами налепа) Задачи:

    Формирование навыков лепки полых скульптур способом удаления глины из готовой формы стекой. Формирование навыка лепки и прикрепления дна к полому изделию — копилке. Закрепление навыков создания барельефа на объемной форме способом налепа: укрепление деталей туловища кота на основной форме — эллипсоиде. Формирование представлений о социальной значимости результатов труда (практическое применение копилки детьми, преподнесение ее в подарок).Материалы

    Демонстрационный:

    готовые образцы — скульптура «Котик-копилка», вылепленная педагогом из глины и расписанная художественной росписью, передающей реалистичную окраску животного, и скульптура «Шкатулка-копилка» с декоративной росписью (прил. 2, рис. 5−6);две схемы лепки котика — копилки (прил. 2, рис. 7−8).Раздаточный:

    глина;

    стеки;банка с водой;

    клеенка на стол;

    увлажненная тканевая салфетка для вытирания рук;индивидуальный вращающийся круг или обыкновенная пластиковая дощечка для лепки. План

    Демонстрация образца котика-копилки, беседа о назначении копилки, о возможности преподнесения ее в подарок. Обследование образцов. Выделение формы основных частей тела: форма туловища — полуэллипсоид, форма ушек близка к треугольной, форма верхней губы — две овальные пластины, носа — шар, ног — две овальные пластины, лап — длинные тонкие жгутики, приплюснутые в области ладоней. Вывешивание двух схем лепки котика-копилки (см. прил. 2, рис. 78).Анализ детьми схемы, представленной на рис. 7 в прил. 2, самостоятельно или с помощью вопросов педагога, выявление последовательности и способов лепки:

    Лепка туловища: скатывание шара, раскатывание его в эллипсоид, укрепление его на подставке, придание формы полуэллипсоида. Лепка верхней губы: скатывание двух маленьких эллипсоидов, расплющивание их в тонкую пластину, укрепление на скульптуре, примазывание. Лепка носа: скатывание и укрепление на скульптуре маленького шарика. Лепка задних лап: скатывание двух эллипсоидов, расплющивание их в толстую пластину, укрепление на скульптуре, примазывание к скульптуре. Лепка передних лап: раскатывание двух жгутиков, утолщенных на конце, расплющивание утолщенной части в пластину, укрепление на скульптуре. Методические рекомендации. Все детали налепа на форму укрепляются после того, как на них будут нанесены насечки стекой, смоченной в воде, и примазываются. Только так детали будут надежно укреплены. Детям предоставляется возможность внести творческие элементы в работу, изменить формы частей тела в соответствии с индивидуальным творческим замыслом (кроме основной формы туловища, так как другие формы могут сделать невозможной работу над лепкой полости копилки).Удаление стекой глины из скульптуры до образования глубокой полости, выравнивание стенок внутри копилки пальцем, смоченным водой. Проделывание стекой отверстия для опускания монет. Лепка дна копилки: скатывание части вынутой из скульптуры глины в шар, расплющивание его в пластину, прикрепление и примазывание дна копилки к полой форме. Лепка хвоста: скатывание части вынутой из скульптуры глины в шар, раскатывание в овоид с заостренными вершинами или в толстый жгутик, прикрепление и примазывание хвоста к скульптуре котика. Выравнивание поверхности скульптуры пальцем, смоченным водой. Методический комментарий. Возможен иной вариант лепки котика ввиде копилки-шкатулки, который демонстрируется педагогом или выполняется детьми по предложенной схеме лепки (см. прил., рис.

    8). После удаления глины из скульптуры вместо дна изготовляется шкатулка в виде мешочка или чаши. Полая скульптура котика в данном случае является крышкой копилки-шкатулки. В верхней части крышки (котика) также проделывается отверстие для денег, через которое они попадают в чашу, откуда легко извлекаются.

    Этот вариант используется детьми, которым трудно решиться на то, чтобы потом разбить копилку для извлечения денег и которые выполняют работу быстро и уверенно, так как этот способ более трудоемкий.

    • Сравнение схемы, представленной в прил. 2 на рис. 8 и схемы, представленной, обсуждение отличия способов лепки копилкишкатулки от способов лепки котика-шкатулки.Показ педагогом способов получения полости удалением глины стекой из формы. Выполнение работы детьми с опорой на готовый образец и схему лепки. Анализ работ педагогом: скульптуры сравниваются по весу, делается заключение о вместимости копилки — это главное в практическом применении копилки. Анализируется эстетическая сторона работы — отсутствие деформации форм при тщательном примазывании деталей.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации. Добрина О. А. http://psycafe.chat.ru/dobrina.htm
    2. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов школ. Под ред. Вераксы Н. Е. Москва: Мозаика-Синтез. 2007.
    3. Ю.А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в учебном коллективе // Психологическая наука и образование (электронный журнал). М., 2010, № 3 www.psyedu.ru/journal/2010/3/Gromiko.phtml
    4. Ю.А. Социальная готовность ребенка к школе // Молодые ученые московскому образованию. Материалы VII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения, М., 2008. С. 59−61.
    5. Ю.А. О социально-психологической готовности ребенка к школе// Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 7. М., 2009. С. 19−29.
    6. Готовность ребенка к школе// http://school1−61.ru/roditelyam/priem-v-pervyy-klass/gotovnost-rebenka-k-shkole.php?clear_cache=Y
    7. Н.Я., Ильина М. Н., Парамонова Л. Г. Подготовка к школе. — СПб.: Дельта, 2009.-256с.
    8. Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО Образование, 2006.-160с.
    9. Н. Приемы развития памяти, внимания и речи. М. Изд-во «Питер», 2008 г.
    10. Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб., 2009.
    11. И. В., Громыко Ю. А. Социометрический статус школьника глазами зарубежных исследователей Личность и группа в образовательном пространстве. Сборник научных трудов. Вып. 3. М., 2009. С. 57−64.
    12. Ю. А. Взаимосвязь психологической готовности первоклассника к школе и его статусной позиции в классе // Молодые ученые московскому образованию. Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения, М., 2010. С. 132 -134.
    13. Готовность к школе и развитие речи// http://doshkolenok.kiev.ua/rechevoe-razvitie/815-gotovnost-k-shkole-i-razvitie-rechi.html
    14. И. В., Громыко Ю. А. Особенности поведения низкостатусных, среднестатусных и высокостатусных первоклассников // Личность и группа в образовательном пространстве. Сборник научных трудов. Вып. 4 / Под ред. О. Б. Крушельницкой. — М.: МГППУ, 2011. С. 44 — 53.
    15. О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. — 32 с.
    16. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе// http://komarovschool.ucoz.net/publ/razlichnye_aspekty_gotovnosti_rebenka_k_shkole/1−1-0−52
    17. М.В., Токарева О. А. Диагностика личностной готовности детей к школе в условиях ДОУ. Актуальные проблемыпедагогики и психологии детства: материалы всероссийской научно- практической конференции студентов, 2011 г.: В 2 ч./ ред.кол.: Н. Е. Разенкова, А. А. Калтунова, Л. Д. Балакай.-Новокузнецк: РИО КузГПА, 2011.
    18. М.В. Путешествие в Древнюю Русь // Дошкольное воспитание, 2004, № 4. — С.79−84. — (0,4 п. л).
    19. М.В. «Там чудеса…» // Дошкольное воспитание, 2005, № 2. -
    20. С.103−107. — (0,4 п.л.).
    21. М.В. В гостях у волшебницы Осени // Дошкольное воспитание, 2005, № 7. — С.106−112. — (0,5 п.л.).
    22. М.В. Зима и зимние забавы // Дошкольное воспитание, 2005, № 11. — С.75−82. — (0,6 п.л.).
    23. М.В. Система преемственности в эстетическом воспитании детей: «детский сад — начальная школа» через потенциал художественного музея. //Диалог: музей и общество. Материалы II Международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО.- Якутск: ЯГУ, 2005. — С.111−114. — (0,3 п.л.).
    24. М.В. Игра в пространстве музея как средство эстетического развития дошкольников //Музей как креативное пространство культуры. Международная научно-практическая конференция — Минск: Белпринт, 2005. — С.68−74. — (0,6 п.л.).
    25. М.В. «Новый ковчег» (Игра в образовательном пространстве музея как средство эстетического развития дошкольников) //Образовательное пространство музея. Материалы семинара, посвященного 15-летию Российского центра музейной педагогики и детского творчества.- СПб., 2005.- С.72−78. — (0,4 п.л.).
    26. М.В. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития //Дошкольное воспитание, 2006, № 2.- С.87−91. — (0,3 п.л.).
    27. М.В. Арттерапия и «проблемные дети» в музее. / Ребенок в музее: новые векторы музейного движения. Учебное пособие для вузов. /Отв. ред. М. Ю. Юхневич. — М.: Академический проект; РИК, 2006. — С.91−106. — (1 п.л.).
    28. М.В. «Весна идет! Весне дорогу!» // Дошкольное воспитание, 2006, № 5. — С.91−97. — (0,6 п.л.).
    29. М.В. Летние радости или один день из жизни «Стрекозы» //Дошкольное воспитание, 2006, № 7. — С.100−109. — (0,6 п.л.).
    30. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич: под общ ред.А. П. Астахова.- Минск: Современная школа, 2010.
    31. Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение", «учебная «, 2012.
    32. Психологическая готовность к школе и ее диагностика//http://med-books.info/vozrastnaya-psihologiya783/psihologicheskaya-gotovnost-shkole-39 838.html
    33. Практическая психология образования/ под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2007.
    34. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова и др.; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой; Науч. Ред. Н. Б. Крылова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288 с. — (Серия «Профессионализм педагога»).
    35. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухман. — М.: Педагогика, — 2009. — 144 с.
    36. омилина А. Д. Артпедагогика в формировании эмоциональной сферы дошкольников с различным уровнем психического развития — Материалы международной научно-практической конференции «Развивающие технологии в общем и специальном образовании» Министерства образования и науки РФ, Коломна, 2009 г., с.276−279
    37. А.Д. Роль артпедагогики в формировании эмоциональной сферы детей с различным уровнем психического развития — Материалы П международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях» Международной академии наук педагогического образования, М., 2009 г., с.166−177
    38. А.Д. Формирование эмоциональной сферы детей в условиях дошкольного образовательного учреждения — Материалы IV международной научной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве», Италия, Римини, 2009 г., с.336−338
    39. А.Д. Повышение профессионализма педагога дошкольного образовательного учреждения по формированию эмоциональной сферы дошкольника — Материалы Ш международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях» Международной академии наук педагогического образования, М., 2010 г., с. 399 — 402
    40. А.Д. Формирование эмоциональной сферы дошкольников методами музыкального и изобразительного искусства — Материалы Международной научно-практической конференции «Дошкольное воспитание: состояние, направления и перспективы развития» Министерство образования и науки Республики Казахстан, ЮНИСЕФ, Семей, 2010 г., с.280−284
    41. А.Д. Повышение профессионализма педагога дошкольного образовательного учреждения по формированию эмоциональной сферы дошкольника — сб. «Коррекционно-педагогическая работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья», Пушкино, 2010 г., с.18−20
    42. А.Д. О некоторых аспектах реализации экспериментальной модели по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста с разными уровнями интеллекта — Преемственность дошкольного и начального образования, ГОУ «Педагогическая академия», Редакционно-издательский центр, М., 2011 г., с.93−99
    43. Тесты готовности ребёнка к школе// http://www.baby.ru/community/view/30 500/forum/post/37 492 362
    44. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ высш и сред. пед.уч.заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008
    45. Формирование готовности детей к обучению в школе // http://festival.1september.ru/articles/572 442/
    46. Формирование готовности ребёнка к школе — основная задача предшкольного обучения // http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/formirovanie-gotovnosti-rebyonka-k-shkole-osnovnaya-zadacha-predshkolnogo
    47. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие лдля студентов пед. ин-ов/ Сост. В. В. Мироненико; Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 2007.
    48. В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопросы психологии. — 2008. — № 4. — С.26 — 35.
    49. , М. С. Изобразительное искусство и младший школьник. В кн.: Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. — М.: Просвещение, 2011. — 128 с.
    50. , В. Э., Юркевич, В. С. Одаренность — дар или испытание / В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич. — М.: Знание, 2010. — 52 с.
    51. Д.Б. Детская психология: Учеб пособие для студ высш учеб заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
    Заполнить форму текущей работой
    Купить готовую работу

    ИЛИ