Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет, контроль и анализ резервов, создаваемых организацией

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с п. 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, и п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, организация создает резерв под снижение стоимости материальных ценностей… Читать ещё >

Учет, контроль и анализ резервов, создаваемых организацией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Актуальность темы исследования. В условиях происходящих в настоящее время в Российской Федерации экономических реформ и процессов интеграции российской экономики в мировую, первостепенное значение приобретает динамичная работа экономических субъектов, укрепление их финансовой устойчивости, расчетных взаимоотношений, обеспечение прироста стоимости их имущественных комплексов. Решение этих задач является достаточно сложным, поскольку деятельность субъектов рынка подвержена влиянию разнообразных рисков во взаимоотношениях с партнерами, инвесторами, контрагентами. В частности, значительный фактор риска присутствует в формировании цен, нормах процента, уровне дохода, кредитования и т. д.

Риски могут возникать в результате влияния факторов, не зависящих от конкретного экономического субъекта, например в результате политических, экономических и общественных событий или изменений вкусов и предпочтений инвесторов. Причинами возникновения рисков могут также стать и индивидуальные факторы, присущие любому экономическому субъекту и определяемые сферой его деятельности.

Любая предпринимательская деятельность связана, как известно, с неожиданностями, степень которых зависит от способности экономического субъекта прогнозировать экономическую ситуацию, рассчитывать финансовую окупаемость проекта, выбирать партнеров для своей деятельности, быстро реагировать на изменения рынка и принимать эффективные управленческие решения.

Необходимым условием успешной деятельности как отдельных экономических субъектов, так и экономики России в целом является, прежде всего, поиск эффективных механизмов стабилизации внешних и внутренних условий деятельности коммерческих организаций путем создания действенной системы их страхования от непредвиденных ситуаций, производственных и финансовых рисков, неплатежеспособности дебиторов. Однако заранее предугадать результат принятого решения практически невозможно, поэтому всегда существует риск, который по своей сущности является событием с отрицательными последствиями. Как свидетельствует мировая практика, одним из способов зашиты от рисков является наличие системы резервов.

Резервная система как комплекс, включающий уставные и оценочные резервы, а также резервы предстоящих расходов, и обеспечивающий устойчивое развитие экономических субъектов, является одним из наиболее эффективных механизмов защиты от рисков благодаря повышению их сопротивляемости отрицательным внешним воздействиям.

Система финансовых резервов в значи тельной мере способствует укреплению имущественно-финансового состояния организации, поскольку выполняет такие важные функции, как уточнение реальной стоимости имущества организации в бухгалтерской отчетности, формирование реальной величины финансовых результатов отчетного периода, препятствие оттоку высоколиквидных средств на выплату доходов учредителям, покрытие убытков и финансирование ряда расходов, на которые были зарезервированы средства, своевременное отражение в отчетности информации об условных фактах хозяйственной деятельности, в результате которых в будущем у организации возникнут расходы и т. д.

Процедуры резервирования являются неотъемлемым инструментом представления объективной информации об имущественно-финансовом состоянии экономических субъектов в отчетности, составленной по Международным стандартам. Поэтому практическое применение финансовых резервов позволяет сблизить отчетность организации с Международными стандартами, повысить достоверность и реальность ее показателей, а, следовательно, и полезность отчетности для различных категорий пользователей, включающих отечественных и иностранных инвесторов.

На сегодняшний день главными задачами развития экономики на современном этапе является всемерное повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Эти показатели заключены в затратах и расходах предприятия. Снижение расходов на предприятии является одним из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Оно оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности. Планом счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению установлено, что расходы будущих периодов относятся к группе «Затраты на производство», являются имуществом организации и учитываются на счете «Расходы будущих периодов».

В организациях России создание и использование как отдельных видов резервов, так и системы резервов в целом пока не получили широкого распространения. Это связано с тем, что порядок их образования и использования в нормативных актах по бухгалтерскому учету регламентирован лишь в общих чертах. Кроме того, организация должна самостоятельно разрабатывать методики расчета оценочных резервов, основываясь на профессиональном суждении бухгалтеров компаний и на опыте прошлых лет.

Целью дипломной работы — дать рекомендации по учету образования и эффективному использованию резервов предприятия.

Для достижения цели дипломной работы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть экономическое содержание и правовое регулирование резервов, создаваемых предприятием.

2. Проанализировать особенности организации учета резервов на примере предприятия.

3. Выявить контрольно-аналитические аспекты создания и использования резервов на предприятии.

Объектом исследования является ООО «Азнакаевские инженерные сети».

Предметом исследования — резервы, создаваемые организацией ООО «Азнакаевские инженерные сети».

Исследование проводилось методами сравнения технико-экономических значений с нормативами и в динамике, использовались расчетные, графические, аналитические, экономические, математические и статистические методы.

В экономической литературе в настоящее время встречается немало трудов посвященных проблемам формирования, учета, контроля и анализа резервов, а также функционирования резервной системы.

К российским ученым и специалистам, внесшим большой вклад в развитие различных теоретических вопросов учетно-аналитического обеспечения системы резервирования можно отнести работы следующих авторов: А. Ф. Аксененко, М. И. Баканова, Н. А. Блатова, И.Н. JI.T. Гиляровской, О. В. Голосова, Д. А. Ендовицкого, О. В. Ефимовой, В. Б. Ивашкевича, А. Н. Мизиковского, В. Д. Новодворского, С. К. Татура, В. И. Ткача, А. Н. Хорина, С. Г. Чеглаковой, М. Б. Чирковой, М. Б. Шапошникова, А. Д. Шеремета и др.

Кроме того, дипломная работа базируется на основных положениях законодательных актов Российской Федерации и нормативно-правовых документах Правительства РФ, Министерства финансов РФ и др., а также Международных стандартах финансовой отчетности.

1. Экономическое содержание и правовое регулирование резервов, создаваемых предприятием.

1.1. Резервы, создаваемые предприятием: экономическая сущность и классификация Резерв — понятие, часто употребляемое в научных экономических изданиях и в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Этот термин несет значительную смысловую нагрузку. Каждый автор научной работы и статьи, а также разработчик практических рекомендаций пытается раскрыть смысл слова «резервы» в соответствии со специфической своей отрасли знаний, в процессе реализации прикладных задач рыночной системы хозяйствования [6, c.31].

Для правильного понимания имеющихся различий вначале необходимо обратиться к словарям и энциклопедиям, чтобы выяснить, какое значение имеет слово «резерв».

Слово «резерв» происходит от французского «reserve», что в переводе на русский язык означает «запас», или от латинского «reservo» — «сберегаю, сохраняю». Так, в Большой Советской энциклопедии: резерв — это запас чего-либо на случай надобности; источник, откуда черпаются необходимые новые ресурсы. Большой бухгалтерский словарь дает наиболее емкое определение резерва, указывая, что это запас чего-либо на случай надобности; обособленная часть активов, которая концентрируется в резервных «(страховых) фондах — как централизованных, так и децентрализованных — и предназначается для покрытия непредвиденных потребностей, расходов для подстраховки рисков».

Толковый экономический и финансовый словарь определяет: «резерв — сумма, выделяемая предприятием на покрытие возможных или ожидаемых расходов или убытков».

В Российской банковской энциклопедии — «резервы — часть материальных и финансовых средств, временно исключенных из народнохозяйственного оборота и находящихся в запасе. Обособляемая часть резервов концентрируется в резервных (страховых) фондах».

Экономическая энциклопедия трактует: «резерв — запас товаров, денежных средств, иностранной валюты и т. д. на случай надобности; источник, из которого черпаются специально сохраняемые ресурсы в случае острой необходимости их использования».

В настоящее время пока еще остаются дискуссионными многие положения определения резервов. В первую очередь само понятие резервов трактуется по-разному. Существование различий в понятиях резервов во многих случаях приводит к заблуждению в оценке их экономического смысла, так как резервы рассматриваются с различных точек зрения, с разных позиций: с позиции государства; региона; отдельной отрасли; организации. Понятие резервов, таким образом, раскрывается с разных сторон, ибо каждый автор вкладывает свой смысл в него, исходя из специфики предмета и объекта исследования, т. е. говорит о своем, а не об общем понимании смысла этого слова.

Следует отметить, что понятие «резервы», применяемое в экономической специальной литературе и практике, обычно используется в двояком смысле. Во-первых, резервами считаются запасы ресурсов, которые необходимы для бесперебойной работы организации. Они создаются целенаправленно на случай дополнительной потребности в них [11, c.27].

Резервы могут быть выражены и в конкретных материально-вещественных элементах процесса производства, принимая форму резервных (страховых) запасов сырья, материалов, топлива и полуфабрикатов, резервного неустановленного оборудования, свободных производственных площадей и мощностей. Эти резервы вовлекаются в производство при нарушении графиков поставок средств и предметов труда, изменении ассортимента выпускаемой продукции, сверхнормативном расходе сырья, материалов и топлива. В масштабах единого народнохозяйственного комплекса создаются общегосударственные резервы средств производства и ведется подготовка трудовых резервов, т. е. молодых рабочих и дипломированных специалистов, научных кадров. В процессе анализа хозяйственной деятельности организаций резервы исследуются с точки зрения соответствия их размеров реальной потребности. Это имеет важное значение для расчета обоснованных норм резервных запасов, их ограничения размерами, действительно необходимыми для обеспечения непрерывности производства [11, c.76].

Во-вторых, в широком смысле этого слова резервами считаются неиспользованные возможности повышения эффективности производства. Выявление резервов в таком понимании и определение реальных путей и сроков их мобилизации является одной из главных задач экономического анализа деятельности всех хозяйственных звеньев. Такого понятия «резервы» придерживаются многие авторы. Из этого следует, что резервы как запасы и как возможности повышения эффективности производства — разные понятия. Характеристику резервов давали и многие экономисты-бухгалтеры, касаясь разных аспектов этой проблемы и вкладывая в понятие «резерв» иной смысл, а именно — особый объект учета. Приведем ряд их определений. Так, Я. В. Соколов считает, что «резервы есть накопления для покрытия ожидаемых и строго определенных расходов предприятия» [14, c. 121]. Ю. А. Бабаев полагает, что «резервы создаются для уточнения оценки отдельных статей бухгалтерского учета и покрытия предстоящих расходов и платежей». И. Бетге утверждает, что «резервы — это пассивные статьи для отражения определенных обязанностей организации, которые точно не установлены по величине или содержанию на отчетную дату, а лежащие в их основе расходы должны (или могут) быть отнесены к периоду возникновения этих обязанностей [7, c.63].

Среди всей совокупности видов резервов особое место занимают финансовые резервы — как объект бухгалтерского и налогового учета, в числе которых выделяют: уставные резервы, резервы предстоящих расходов и оценочные резервы [5, c.72].

Все приведенные определения полностью согласуются друг с другом и выделяют следующие характерные признаки резерва:

— состав — запас чего-либо, имеющего ценность: товаров, материальных и финансовых средств;

— назначение — на случай надобности, острой необходимости, ожидаемых расходов или убытков.

Первый признак определяет резервы как активы — то есть ресурсы, способные приносить экономическую выгоду их собственнику (физическому лицу, предприятию, государству).

Например, государство создает резервы топлива, продовольствия, золота, иностранной валюты, предприятие — сырья и денежных средств.

Второй признак указывает, что эти активы имеют целевое назначение и могут быть использованы только при наступлении определенных событий, имеющих неблагоприятные последствия.

Так, государственные резервы расходуются в случае стихийных бедствий, катастроф, войн, неблагоприятной конъюнктуры на международных рынках, резервы предприятия — в случае перебоев поставок сырья и задержек по расчетам с дебиторами.

Все виды резервов должны строго регламентироваться (порядок образования и использования на предусмотренные цели).

В бухгалтерском учете требование осмотрительности означает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская при этом создания скрытых резервов.

Резервы как объект учета неоднородны по составу. Классификация резервов по видам и влиянию на объекты учета, отражаемые в бухгалтерском балансе, представлена на рисунке 1.1.

Различают резервы, создаваемые в соответствии с действующим законодательством или учредительными документами, отражаемые в бухгалтерском балансе в разделе «Капитал и резервы». Резервы предстоящих расходов и резервы, образованные в соответствии с условными фактами хозяйственной деятельности являются частью обязательств, и образуются путем заблаговременного включения определенных видов расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) до того, как они произведены.

Рис. 1.1 Классификация резервов предприятия.

Отдельную группу составляют оценочные резервы, представляющие собой суммы, на которые обесценились активы. Нормативными документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности, к оценочным резервам относятся: резерв под снижение стоимости материальных ценностей; резерв под обесценение финансовых вложений; резерв по сомнительным долгам. Оценочные резервы служат для более достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности таких статей как «Запасы», «Финансовые вложения» и «Дебиторская задолженность».

Резерв представляет собой скрытый, неявный расход. Но именно расход, потому что резервные средства нельзя использовать на другие цели, а скрытый — по той причине, что денежные средства при этом не расходуются немедленно, а временно остаются в распоряжении организации и используются только в экстремальных случаях (при форс-мажорных обстоятельствах) для ее самофинансирования и пополнения кассовой наличности (в этом различие между затратами и расходами). Все резервы можно подразделить на эффективные и неэффективные. К первым относятся резервы, удовлетворяющие двум приведенным выше признакам. Эффективные резервы позволяют их собственнику защититься от неблагоприятных событий, смягчить нежелательные последствия. Чем больше хозяйствующий субъект имеет эффективных резервов, тем надежнее его предприятие. Неэффективные резервы таким свойством не обладают, являясь резервами только по названию, но не по сути. Однако резерв используется также для покрытия реальных и отраженных в бухгалтерском учете затрат, которые тем не менее можно назвать неявными, потому что они связаны не столько с возникновением прямых издержек, сколько с сокращением актива организации.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать общий вывод, что резервы предприятия представляют собой расходы предприятия, равные величине отчислений в связи с образованием в соответствии с правилами бухгалтерского учета резервов. Именно оценочные резервы, создаваемые организациями, обеспечивают выполнение отчитывающимися организациями требования осмотрительности в бухгалтерском учете.

1.2 Нормативно-правовое регулирование образования и использования резервов предприятия Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими учет образования и использования резервов предприятия являются нормативно-правовые акты представленные на рисунке 1.2.

Рис. 1.2 Нормативно-правовые акты, регламентирующие учет образования и использования резервов предприятия Так нормы следующих статей НК РФ регулируют формирование резервов (ст. ст. 266, 267, 267.1, 324.1 НК РФ). Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей НК. Согласно НК, «суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов» (п. 3 ст. 266 НК РФ).

Здесь необходимо понимать, что создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является не средством обеспечения достоверности отчетности, а возможностью для организации уменьшения величины ее налогооблагаемой прибыли.

Исходя из этого, Налоговый кодекс определяет создание данного вида резерва как право организации. Соответственно факт использования этого права закрепляется в приказе об учетной политике для целей налогообложения организации. Создание резервов по сомнительным долгам является обязанностью организации в бухгалтерском учете и правом организации — в налоговом. При этом, следует отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета организациям можно порекомендовать в приказе об учетной политике для целей налогообложения выбирать начисление резервов по сомнительным долгам.

Статьями 90 и 99 ГК РФ предусмотрено, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, то общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Поэтому, чем больше величина созданного резервного капитала, тем выше величина чистых активов и, следовательно, тем дальше отодвигается необходимость уменьшения уставного капитала в случае убытков.

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. Данный закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Бухгалтерский учет формирования резервного капитала должен обеспечить получение информации, необходимой для контроля за соблюдением его минимального и максимального значений. Во всех случаях предельная величина резервного капитала не может превышать той суммы, которая определена собственниками организации и зафиксирована в учредительных документах. При этом для акционерных обществ и организаций с иностранными инвестициями законодательно установлен его минимальный размер [5, c.79].

На основании существующего Закона «О бухгалтерском учете» разработано и утверждено Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Данное Положение утверждено Приказом от 29.07.1998 № 34н. Данное Положение разработано в исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Действие этого положения введено с 1 января 1999 г. Минфин России с 2011 года внес изменения в нормативные акты по бухгалтерскому учету, касающиеся создания резервов (приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186 (далее — Приказ № 186)). Данные резерва по сомнительным долгам надо учитывать при составлении бухгалтерского баланса. Порядок создания резерва по сомнительным долгам рассмотрен специалистами в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 12, 2011. О том, что резервы по сомнительным долгам должны создаваться в бухгалтерском учете, указывалось в Положении о ведении бухгалтерского учета и отчетности (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Изменение в формулировке Положения о ведении бухгалтерского учета означает, что у фирм не осталось права выбора, создавать или не создавать резервы в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Обязанность по созданию резервов по сомнительным долгам возникает у всех компаний, в том числе и малых. Какую задолженность для целей бухгалтерского учета можно считать сомнительной. Таковой считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. То есть резервированию в бухгалтерском учете подлежат все виды сомнительной дебиторской задолженности, включая авансы, перечисленные поставщикам, и выданные займы.

Дата возникновения и размер сомнительного долга, по которому фирма обязана создать резерв, определяются исходя из условий договора о сроках платежа. Так, например, если условиями договора предусмотрен единый срок оплаты по нескольким отгрузкам, то для создания резерва такая задолженность рассматривается как один долг. Если условиями договора предусмотрена оплата каждой отгрузки товара, то резерв необходимо создавать по каждой не оплаченной в срок отгрузке.

При создании резерва по сомнительным долгам компания вправе включить в сумму резерва сомнительную задолженность с учетом налога на добавленную стоимость (письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03−03−06/1/517).

Согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), учетная политика организации должна обеспечивать:

— полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

— своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

— большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

— отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

— рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Согласно п. 38 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, в случае возникновения ситуации, в которой может произойти обесценение финансовых вложений, организация должна осуществить проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений. Указанная проверка производится по всем финансовым вложениям организации, указанным в пункте 37 настоящего Положения, по которым наблюдаются признаки их обесценения. В случае, если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений (п. п. 21, 38 ПБУ 19/02).

Коммерческая организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов), а некоммерческая — за счет увеличения расходов. В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение. Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организация имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение результатов указанной проверки.

В соответствии с п. 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, и п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, организация создает резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается в бухгалтерском учете как прочий расход записью по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91−2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» (п. 20 Методических указаний, п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, Инструкция по применению Плана счетов). В соответствии с абз. 2 п. 20 Методических указаний резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице МПЗ, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных МПЗ, за исключением таких укрупненных групп (видов), как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т. п. Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости МПЗ (п. 20 Методических указаний), произведенного на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности, с учетом требований, приведенных в п. 20 Методических указаний.

В соответствии с п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н, информация об изменениях в резервном капитале организации, о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода должна раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом виды резервов, порядок их образования и использования на определенные цели устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минфина России.

Образование резервного капитала препятствует распределению ликвидных средств между учредителями и соответственно оттоку их из организации. Резервный капитал по своей природе является страховым, он гарантирует благосостояние участников (акционеров) и обеспечивает страховой барьер для кредиторов в случае, если на эти цели не хватает прибыли.

Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы организации и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого финансового источника придает последним уверенность в погашении организацией своих обязательств. Следует отметить, что устаревший вариант термина «резервный капитал» — «резервный фонд» в настоящее время сохраняется в ряде действующих нормативных актов и поэтому его использование также правомерно [5, c.73].

Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер, что закреплено в п. 20 ПБУ 4/99. Так, организации, созданные в форме акционерного общества или с участием иностранных инвестиций, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны формировать резервный капитал (резервный фонд). Наряду с этим организациям всех организационно-правовых форм предоставлено право формировать резервный капитал по своему усмотрению, однако это должно быть отражено в уставе организации. Также в уставе должна содержаться информация о порядке формирования и расходования этих фондов.

Таким образом, рассмотрев нормативно-правовое регулирование учета образования и использования резервов предприятия необходимо отметить, что основными документами, определяющими порядок образования и использования резервов предприятия, являются Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»; ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Методические указания по бухгалтерскому учету Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и др.

1.3 Характеристика учетного аппарата в ООО «Азнакаевские инженерные сети».

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Азнакаевские инженерные сети» (сокращенно ООО «АИСет») создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями), другими нормативными актами, регулирующими создание и деятельность предприятий на территории РФ и Протоколом о создании Общества.

Юридический адрес предприятия: 423 330, РТ, г. Азнакаево, ул. Ленина 9.

Органами управления общества являются:

— общее собрание участников общества — высший орган общества;

— единоличный исполнительный орган — директор общества;

— контролирующий орган — ревизор общества.

Участниками Общества могут быть граждане и юридические лица. Число участников Общества не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников Общества превысит указанный предел, Общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив.

Отраслевая принадлежность предприятия ООО «Азнакаевские инженерные сети» определяется ремонтом в сфере энергетического строительства.

Целью деятельности общества является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение общественных потребностей в оборудовании для инженерных сетей, монтаже и ремонте, а также извлечение прибыли в интересах его учредителей, осуществление иных виды хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством РФ.

Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава предприятия ООО «Азнакаевские инженерные сети» и действующего законодательства. Устав Общества является учредительным документом. Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников Общества. Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.

Уставный капитал определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала Общества составляет 10 000 (Десять тысяч) рублей.

Учетный процесс в ООО «Азнакаевские инженерные сети» организует главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю организации. При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы и уровни подчиненности.

Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике. Организационно-технический аспект формирования учетной политики — способы реализации требований в учетных регистрах, схемах записей на счетах учета и как они осуществляются с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее места в управленческой структуре организации и взаимодействия с другими функциональными и производственными подразделениями.

Непосредственно организация бухгалтерского учета на предприятии ООО «Азнакаевские инженерные сети» — это система построения учетного процесса, который слагается из следующих основных элементов:

1) первичный учет;

2) регистры бухгалтерского учета;

3) документооборот;

4) инвентаризация;

5) отчетность.

Управленческие и бухгалтерские кадры имеют высшее образование, все специалисты бухгалтерии (10 человек) окончили курсы повышения квалификации в системе «1С-Бухгалтерия».

Структура всех подразделений бухгалтерии представлена на рис. 1.3.

Рис. 1.3 Структура подразделений бухгалтерии ООО «АИСет».

Структура имеет схему комбинированной организации бухгалтерского учета по участкам учетной работы. При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета (см. рис. 1.3.).

Но согласно закону «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Бухгалтерский учет ведется с помощью балансовых счетов (или счетов бухгалтерского учета).

Чтобы отразить в бухгалтерском учете все хозяйственные операции, связанные с изменением активов и обязательств, на предприятии применяют систему счетов бухгалтерского учета, или счетный план (план счетов), который разработан и утвержден Минфином РФ, представленный синтетическими счетами (счетами первого порядка) и открываемыми к ним субсчетами (счетами второго порядка). На синтетических счетах отражаются обобщенные данные об активах и обязательствах организации.

Синтетические счета детализируются по каждому виду активов, обязательств и процессов, называются аналитическими. Субсчет является промежуточным учетным звеном между синтетическим счетом и аналитическими счетами. Порядок ведения аналитического учета на предприятии установлен исходя из Инструкции к Плану счетов, ПБУ, методических указаний и других нормативных актов Минфина.

Годовая бухгалтерская отчетность на предприятии в себя включает:

1. Бухгалтерский баланс (форма № 1);

2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

3. Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

6. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).

Кроме того, в годовую отчетность входят пояснительная записка и итоговая часть аудиторского заключения (если фирма должна пройти обязательную аудиторскую проверку по закону.

В бухгалтерском учете применяется журнально-ордерная форма учета.

Применение на предприятии ООО «АИСет» единой журнально-ордерной формы регулируется письмом Минфина России от 24.07.92 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях», а также соответствующими отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей.

Учет ведется по ведомости № 10 «Движение товарно-материальных ценностей». Кроме того, данная форма ведения бухгалтерского учета широко используется в программных продуктах.

Бухгалтерский учёт исполнения смет расходов осуществляется по журнально-ордерной форме.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.

Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Руководство текущей деятельностью осуществляется единоличным исполнительным органом — директором. Директор организует выполнение решений общего собрания учредителей и подотчетен им.

Текущая работа курируется главным инженером, который определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства; обеспечивает повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых и трудовых), рациональное использование производственных ресурсов, высокое качество и конкурентоспособность оказываемых работ и услуг.

Главному инженеру непосредственно подчиняются: главный экономист, ведущий инженер отдела кадров, главный бухгалтер, ведущий инженер, инженер по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности, главный энергетик, главный механик, снабженец, начальники участков.

Организационная структура предприятия приведена на рис. 1.4.

Рис. 1.4 Организационная структура ООО «Азнакаевские инженерные сети».

Таким образом, в ООО «АИСет» принята линейно — функциональная организационная структура. Задачи, поставленные перед службами и подразделениями предприятия, не противоречат друг другу. Функции подразделений четко разграничены и скоординированы. В рамках линейно-функциональной структуры управления главные подразделения предприятия (участки) осуществляют основную деятельность по оказанию услуг, а специализированные функциональные службы, такие как бухгалтерия, экономический отдел, отдел кадров, выполняют функции, обеспечивающие нормальную или обусловленную действующим законодательством работу, без которой невозможно функционирование всей организации. Первичным звеном бухгалтерского учета ООО «АИСет» является бухгалтерия. Бухгалтерия — самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого организационного подразделения. Каждый документ должен иметь обязательные реквизиты, которые отражают содержание и характер операций. Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке: по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов): арифметический подсчет сумм.

2. Организация учета резервов на предприятии ООО «Азнакаевские инженерные сети».

2.1. Организация учета резервов на предприятии.

2.1.1 Учет уставных резервов Ориентация отечественного учета на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предопределила необходимость значительных изменений в процессах формирования финансовой информации российских организаций.

В новом Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, для учета резервов предназначены пять счетов:

1) для учета уставных резервов:

счет 82 «Резервный капитал»;

2) для учета резервов предстоящих расходов:

счет 96 «Резервы предстоящих расходов»;

3) для учета оценочных резервов:

счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»;

счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

В соответствии с п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.99 г. № 43н, информация об изменениях в резервном капитале организации, о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода должна раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом виды резервов, порядок их образования и использования на определенные цели устанавливаются законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минфина России.

Образование резервного капитала препятствует распределению ликвидных средств между учредителями и соответственно оттоку их из организации. Резервный капитал по своей природе является страховым, он гарантирует благосостояние участников (акционеров) и обеспечивает страховой барьер для кредиторов в случае, если на эти цели не хватает прибыли.

Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы организации и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого финансового источника придает последним уверенность в погашении организацией своих обязательств. Следует отметить, что устаревший вариант термина «резервный капитал» — «резервный фонд» в настоящее время сохраняется в ряде действующих нормативных актов и поэтому его использование также правомерно [5, c.73].

Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер, что закреплено в п. 20 ПБУ 4/99. Так, организации, созданные в форме акционерного общества или с участием иностранных инвестиций, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны формировать резервный капитал (резервный фонд). Наряду с этим организациям всех организационно-правовых форм предоставлено право формировать резервный капитал по своему усмотрению, однако это должно быть отражено в уставе организации. Также в уставе должна содержаться информация о порядке формирования и расходования этих фондов.

Бухгалтерский учет формирования резервного капитала должен обеспечить получение информации, необходимой для контроля за соблюдением его минимального и максимального значений. Во всех случаях предельная величина резервного капитала не может превышать той суммы, которая определена собственниками организации и зафиксирована в учредительных документах. При этом для акционерных обществ и организаций с иностранными инвестициями законодательно установлен его минимальный размер [5, c.79]. Предельный размер резервного капитала (фонда) находится в прямом соответствии с размером уставного капитала. В мировой практике предельная сумма резервного (запасного) капитала колеблется от 10 до 40% уставного капитала. Такой подход может быть использован и в российской практике, несмотря на законодательное уменьшение его обязательной величины.

Наличие резервного капитала у хозяйствующего субъекта должно стать обязательным фактором стабильности его деятельности в рыночной экономике. Указанный резерв должен обязательно образовываться не только в акционерных обществах, но и в организациях других форм собственности (обществах с ограниченной ответственностью).

Резервный капитал формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного Уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается обществом, но не может быть меньше 5% чистой прибыли. Резервный капитал предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств и не может быть использован на другие цели.

Другие хозяйствующие субъекты могут формировать резервные фонды, если их создание за счет прибыли предусмотрено учредительными документами и учетной политикой. Во всех случаях отчисления в резервный фонд осуществляются ежегодно при наличии чистой прибыли, до достижения величины, предусмотренной уставом.

Организация может указывать в бухгалтерском балансе сумму всех созданных резервов по одной строке. Вместе с тем информация о величине резервного капитала в балансе должна иметь очень важное значение для внешних пользователей бухгалтерской отчетности, которые рассматривают резервный капитал как запас финансовой прочности организации.

Недостаточная величина резервного капитала (в случае формирования обязательных резервов) или его отсутствие является фактором дополнительного риска вложения средств в организацию, так как свидетельствует либо о недостаточности прибыли, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков. В частности, для кредиторов этот факт является сигналом о неустойчивом развитии потенциального партнера или заемщика. Важным является вопрос об отражении резервного капитала в бухгалтерском балансе.

В настоящее время это самостоятельная статья в пассиве баланса — «Резервный капитал» [11, c.74]. Смысл ее заключается в обозначении известных свойств актива, а именно — неделимости актива в качестве дивиденда.

Таким образом, уставные резервы фактически создаются как гарантия на вложенный в производство капитал. Резервный капитал представляет собой зарезервированную на определенные цели часть нераспределенной прибыли (собственного капитала) для покрытия возможных убытков, непредвиденных расходов и обязательств. Его величина зависит в основном от полученного организацией финансового результата, а также решения учредителей о его распределении и может изменяться из года в год.

2.1.2 Учет резервов предстоящих расходов В соответствии с п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н, организация в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода может создавать резервы предстоящих расходов:

— на предстоящую оплату отпусков работникам;

— выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

— выплату вознаграждений по итогам работы за год;

— ремонт основных средств;

— производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

— предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

— предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

— гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России [7, c.122].

Необходимость создания того или иного резерва решается в организации в зависимости от отраслевой специфики, ее имущественного состояния, численности работающих и др. Непосредственно перечень, порядок создаваемых резервов и способ резервирования тех или иных сумм должен быть предусмотрен в учетной политике организации в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Минфина России от 09.12.98 г.№ 60.

Начиная с 2000 г. организации формируют себестоимость в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.99 г. № 33н. При образовании резервов выбытия активов организации не происходит. Следовательно, начисленные и неиспользованные резервы не могут рассматриваться как расходы организации. Согласно п. 9 ПБУ 10/99 для целей формирования организацией финансового результата определяется себестоимость, которая формируется на базе расходов организации. Поэтому начисленные и неиспользованные резервы не должны участвовать в формировании финансового результата и отражаться в отчете о прибылях и убытках.

Формирование резервов хозяйствующими субъектами осуществляется на добровольной основе, т. е. не является обязательным. Если организация исходя из принятой ею учетной политики не создает резервы, то она может сразу отнести на себестоимость расходы, на которые создаются резервы предстоящих платежей. Начисление резервов предусматривается и обосновывается в учетной политике организации. Наряду с отражением самого факта создания тех или иных резервов в учетной политике должны быть зафиксированы методы расчета оценочных значений для образования резервов предстоящих платежей.

Предстоящие расходы равномерно относятся на издержки производства отчетного периода. Для обеспечения в будущем стабильных финансовых результатов хозяйственной деятельности необходимо равномерное (ежемесячное) отнесение предстоящих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), что должно подтверждаться первичными документами [7, c.126].

Создание резервов сроком не более чем на один отчетный год. Резервы предстоящих расходов не имеют остатков на конец отчетного года за исключением некоторых резервов, по которым допускаются остатки, переходящие на следующий год. К их числу относятся резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, создание ремонтного фонда (резерва) и некоторые другие. Если при уточнении учетной политики на следующий отчетный год организация считает нецелесообразным начислять резервы предстоящих расходов, то в соответствии с п. 58 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н, переходящие остатки резервов по состоянию на 1 января следующего за отчетным года присоединяются к финансовому результату организации с отражением в учете за январь.

Инвентаризация резервов предстоящих расходов. Резервирование осуществляется, как правило, на основании специальных расчетов или смет. Обоснованность, правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т. п. и при необходимости корректируется.

При инвентаризации резервов, не имеющих переходящих остатков в конце отчетного года, излишне зарезервированные суммы сторнируются, а недостаток резерва компенсируется дополнительной записью по включению дополнительных отчислений в затраты на производство и расходы на продажу.

При инвентаризации резервов, имеющих переходящие остатки, для уточнения последних производится аналогичная корректировка себестоимости продукции (работ, услуг) [11, c.57].

При отсутствии инвентаризации остатков резервов на конец года быть не должно, они в полной сумме присоединяются к прибыли текущего года и участвуют в налогообложении. Поскольку в настоящее время унифицированная форма акта инвентаризации резервов предстоящих расходов отсутствует, организация разрабатывает ее самостоятельно. Затраты, списанные на себестоимость продукции (работ, услуг), при наличии источников их финансирования (резервов предстоящих расходов) для целей налогообложения не принимаются. Например, создан резерв на покрытие предстоящих расходов на оплату отпусков. При наличии неиспользованных сумм данного резерва расходы на оплату отпусков организация относит на себестоимость продукции (работ, услуг), однако в целях налогообложения они не принимаются.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу, предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резерв предстоящих расходов» и дебету счетов учета затрат на производство и расходов на продажу (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой