Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современное государство: сущность, признаки и функции

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Неравные условия конкуренции. По мнению экспертов известной американской консалтинговой компании McKinsey это главное препятствие для роста российской экономики. Неравенство условий конкуренции в России существует в виде неодинаковых режимов налогообложения предприятий одной отрасли, неравных условий распределения земли и государственных заказов, неравенства фактических цен на энергоресурсы для… Читать ещё >

Содержание

  • стр
  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Сущность государства: различные подходы
    • 1. 1. Подходы к сущности государства
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы макиавеллизма и теоретические интерпретации элитизма
  • 2. Понятие и признаки современного государства
    • 2. 1. Проблемы понимания государства, его сущности
    • 2. 2. Экономика как объект общественного регулирования
  • 3. Классификации функций государства
    • 3. 1. Теоретические аспекты классификации функций государства
    • 3. 2. Государство как собственник и предприниматель
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современное государство: сущность, признаки и функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономически грамотное участие государства в этой сфере значительно снизит ее риски, а, значит, снизит цену инвестиционных (долгосрочных) ресурсов, так необходимых стране для проведения модернизации во всех сферах народного хозяйства.

3.

2. Государство как собственник и предприниматель

По официальным данным советская экономика развивалась чрезвычайно быстро, значительно опережая по темпам роста экономику США. Вместе с тем начиная с 70-х годов можно было наблюдать такое статистическое противоречие: промышленность в СССР росла каждую пятилетку примерно на 30%, тогда как американская промышленность в то время практически не увеличивала свой выпуск; однако же отставание СССР от США по уровню промышленного производства не сокращалось. По тем же подсчетам Центрального статистического управления СССР, промышленное производство в нашей стране прочно застыло на лукавом показателе «свыше 80% от США» [12].

Честные и здравомыслящие экономисты указывали, что официальная советская статистика многократно завышала действительный экономический рост, поскольку на деле увеличивался не столько реальный выпуск, сколько цены. При этом происходил скрытый рост цен: промышленность осваивала новые (зачастую только по названию) виды продукции и устанавливала на них значительно более высокие цены, никак не отражающие изменение качества производимых товаров. Такое завышение цен и фиксировалось планово-директивными органами как рост национального производства. Не случайно в таких отраслях как энергетика, добывающая промышленность, металлургия и др., где номенклатура продукции оставалась относительно неизменной, рост был куда скромнее, чем, например, в машиностроении, постоянно осваивавшем выпуск «прогрессивной» техники.

В связи с этим такими экономистами как В. Селюнин, Г. Ханин, В. Фальцман и др. были разработаны собственные методики расчета экономического роста, основанные на производстве ключевых видов продукции в натуре. Их применение показывало, что действительное увеличение производства было в СССР во много раз ниже официально объявленного.

Еще хуже обстояло дело с качеством роста. Централизованно-управляемая экономика, в отличие от рыночной, свободна от спросовых ограничений. При этом она способна лишь к экстенсивному развитию: производство увеличивается посредством вовлечения дополнительных ресурсов при все худшем их использовании и продолжается до исчерпания ресурсов.

Для советской экономики первый тревожный сигнал прозвучал в 60-х годах в связи с нехваткой трудовых ресурсов. В 70-е годы скромный экономический рост поддерживался благодаря активной разработке гигантских месторождений нефти в Западной Сибири в условиях небывало высоких мировых цен на нефть. В 80-е годы темпы экономического роста в СССР упали практически до нуля. Даже в те годы, когда удавалось добиться незначительного прироста национального дохода, весь фонд накопления омертвлялся в запасах, резервах, не установленном оборудовании и т. д. В свою очередь непоследовательность горбачевских реформ привела в итоге к тому, что застой сменился падением ВВП, снизившимся в 91 г. примерно на 9%.

Начало рыночных реформ ознаменовалось дальнейшим снижением реального ВВП России, продолжавшимся вплоть до 2012 г. (см. таблицу 1.):

Тому причиной послужило резкое сокращение совокупного спроса в условиях либерализации цен. Многие предприятия столкнулись с тем, что их продукция, прежде закупавшаяся за государственный счет, оказалась никому не нужна в новых рыночных условиях. В результате в ряде машиностроительных отраслей производство упало почти до нуля.

После либерализации цен важнейшей задачей государственной экономической политики объективно стало преодоление инфляции как главного тормоза экономического роста. Инфляция обесценивает сбережения, блокирует инвестиции, лишает предпринимателей стимулов, искажает экономические ориентиры.

Таблица 1.

Снижение реального ВВП России

02 г. 03 г. 04 г. 05 г. 06 г. 07 г.

08 г. 09 г. 2012 г. ВВП в % к пред. году 85.5 91.3 87.3 95.9 95.1 100.

8 95.4 103.

2 ок. 107

Однако в первой половине 90-х годов антиинфляционная политика не всегда была последовательной: периодически государство прибегало к крупномасштабной денежной эмиссии. Оно пыталось тем самым стимулировать экономику, но в результате получало только еще более быстрый рост цен в сочетании с дальнейшим спадом.

Осознание этого факта побудило правительство отказаться с 2007 г. от эмиссионного покрытия бюджетного дефицита. Однако по-настоящему ответственная денежная политика начала проводиться с 2009 г., когда вицепремьером в правительстве, ответственным за экономический блок, стал А. Чубайс. В результате инфляция в среднем составила менее 1% в месяц, и был достигнут впервые за многие годы скромный экономический рост [16].

Тем не менее, в следующем году развить успех не удалось. Дело в том, что осталась не решенной еще одна очень серьезная проблема — ликвидация бюджетного дефицита. Расходы государства значительно превышали его доходы, покрываемые за счет займов, что с одной стороны привело к очень высоким процентным ставкам, блокирующим частные инвестиции, а с другой — к тяжелейшему долговому кризису. Ситуацию осложнили причины конъюнктурного характера: азиатский кризис, под влиянием которого иностранные инвесторы начали выводить свои капиталы со всех развивающихся рынков, в т. ч. и с российского, а также очень низкие в то время мировые цены на нефть.

Экстренные меры правительства С. Кириенко не смогли спасти положение, и в августе 2010 г. выплаты по государственным долговым бумагам были прекращены. Августовский финансовый кризис сопровождался резкой девальвацией рубля, сильной вспышкой инфляции, а также серьезными потрясениями банковской системы. Затруднились платежи между предприятиями, практически прекратил свое существование рынок межбанковских кредитов, начался массовый отток вкладов населения из банков.

Все это привело к новому падению реального ВВП. Но кризис имел и положительные последствия. Во-первых, резкое снижение реального курса рубля способствовало повышению производства в отраслях экспортной ориентации и в импортозамещающих отраслях. Во-вторых, кризис ясно показал всему обществу, что жизнь не по средствам губительна для экономики. Поэтому прокоммунистическое правительство Е. Примакова, несмотря на первоначальные декларации, на деле провело через Думу по-настоящему жесткий государственный бюджет, который был впоследствии реализован наряду с проведением Банком России сдержанной денежной политики.

Значение сбалансированного бюджета трудно переоценить, поскольку он представляет собой одно из трех важнейших условий экономического развития вместе с либерализацией экономики и денежной стабилизацией. Либерализация была осуществлена правительством Е. Гайдара, денежная стабилизация — командой А. Чубайса, сбалансированный бюджет впервые — правительством Е. Примакова. Как только последнее условие оказалось выполнено, макроэкономическая стабильность была достигнута, и начался экономический рост, продолжающийся с осени 2010 г. до настоящего времени. Знаковым показателем выступает индекс инвестиций, которые снижались с начала 90-х годов, но стабилизировались в 2012 г., а в 2013 г. возрастут более чем на 17%.

Тем не менее, экономический рост не является у нас устойчивым, поскольку осуществляется в основном за счет использования наличных производственных мощностей при недостаточном увеличении капитала. Необходим, следовательно, значительный рост капиталовложений, в т. ч. и за счет возрастания иностранных инвестиций не на проценты, а в разы. Этому мешает, однако, ряд системных факторов, представляющих собой главные тормоза экономического роста в России [17]:

Во-первых, предприятия реального сектора разделились на две группы. В первую входят те, кто работает в рыночных условиях и выпускает продукцию, ориентированную на платежеспособный спрос. К ним относятся предприятия, недавно построенные или полностью реконструированные, в том числе и иностранными фирмами, ставшими отечественными производителями. Целый ряд отраслей, особенно производящих потребительские товары, возродился на современной технологической базе. В их числе пищевая и табачная промышленность, производство бытовой техники и бытовой химии. По этому же пути идут фармацевтическая, мебельная и обувная промышленность, производство средств телекоммуникаций. Началась реализация крупных проектов в автомобильной промышленности и в смежных отраслях (двигателестроение, шинное и стекольное производства). Впервые за многие годы строятся новые электростанции. В целом предприятия данной группы демонстрируют ускоренный рост.

Во второй группе находятся предприятия, составляющие нерыночный сектор российской экономики. Они выпускают продукцию, в основном не обеспеченную платежеспособным спросом, рассчитываются друг с другом по бартеру, не платят налогов и задерживают зарплату. Такие предприятия питаются ресурсами либо бюджета, либо естественных монополий. Фактически они создают меньше продукции, чем потребляют ресурсов, и их сохранение существенно тормозит экономическое развитие.

Неравные условия конкуренции. По мнению экспертов известной американской консалтинговой компании McKinsey это главное препятствие для роста российской экономики. Неравенство условий конкуренции в России существует в виде неодинаковых режимов налогообложения предприятий одной отрасли, неравных условий распределения земли и государственных заказов, неравенства фактических цен на энергоресурсы для разных компаний в одной отрасли, неравенства административных требований, предъявляемых к различным компаниям, неравных условий доступа к экспортной инфраструктуре, контролируемой государством и т. д. Получение одними предприятиями привилегий за счет других ослабляет потенциал как тех, кто лишен привилегий, так и тех, кто ими пользуется. Неравенство конкурентных условий в значительной степени порождается коррупцией на всех уровнях власти.

Низкое качество корпоративного управления. По оценкам западных экспертов, если бы «прозрачность» управления была в России выше, инвестиции возросли бы в 2−3 раза. Периодически возникают скандалы по поводу вывода высшим менеджментом активов из предприятий, по сути представляющим собой ограбление акционеров. При этом под подозрением оказываются даже такие солидные фирмы, как «Газпром» или «Норникель». Понятно, что это не способствует привлекательности российского бизнеса для иностранных инвесторов.

Теневая экономика. Ее распространение представляет собой колоссальный тормоз для инвестиций, поскольку балансы предприятий перестают отражать их реальное положение.

Банковская система. Экономический рост невозможен без доступного кредита. При этом сегодня российские банки, имея значительные свободные средства, неохотно вкладывают их в производство. Отчасти это связано с высокими рисками невозвращения кредитов, но в значительной степени и с проблемами самих банков, такими как недостаток капиталов и плохой менеджмент. Ряд реформаторов видит выход в такой малолиберальной мере как капитализация банков за счет госбюджета с последующим кредитованием приоритетных отраслей экономики.

Таким образом, сбалансирование государственного бюджета и начавшийся рост не должны настраивать на благодушный лад. Важно учитывать, что превышение государственных доходов над расходами в значительной степени достигнуто за счет высоких мировых цен на нефть. Необходимо не допустить простого проедания дополнительных доходов, но использовать их для осуществления глубоких структурных реформ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о роли государства в экономике, нельзя не привести пример Финляндии. Существенная роль государственных агентств, компаний, а также компаний с участием государства в развитии экономики как страны в целом, так и различных муниципалитетов. Так, в каждом муниципалитете существует агентство по развитию, задача которого привлекать новые бизнес структуры, а также способствовать развитию компаний уже работающих в данном муниципалитете. При этом все услуги данных агентств для компаний бесплатны. Помощью в получении финансирования из различных источников, включая венчурные фонды, занимается государственная компания — Finnvera, краткосрочным бизнесобразованием — компания с государственным участием Fintra и т. д.

Если наше государство, как крупнейший собственник, будет соблюдать эти общие правила поведения на рынке, то у него есть шанс стать эффективным собственником, что, безусловно, положительным образом отразится на всей экономике России.

На ближайшие годы перед страной стоит двойная задача. Во-первых, поскольку перспективы экономического роста будут по-прежнему определяться положением ресурсных отраслей, властям придется осуществлять политику их дальнейшего развития, одновременно сокращая риски, связанные с ресурсозависимым ростом. Во-вторых, в целях содействия долгосрочной диверсификации российской экономики и ослабления ее зависимости от добывающих отраслей необходимо ускорить проведение структурных реформ, призванных создать благоприятные условия для инвестиций в нересурсные сектора.

Среди множества проблем развития России очевидной для всех является альтернатива: либо сырьевая экономика анклавного типа, либо индустриально развитая страна на современной технологической базе и с конкурентоспособной экономикой.

Предложенный вариант рассмотрения классификации функций государства не исчерпывающий и является одной из возможных интерпретаций. Функции государства — динамичное явление, которое постоянно адаптируется к изменяющимся условиям существования государства и направлениям его развития. Данный факт обуславливает влияние на содержание функций современных государств, огромного количества разнообразных факторов, способных изменять приоритеты государственной деятельности. Такими факторами могут выступать геополитическое положение, различные етническо-национальные причины, непредсказуемые экологические изменения, научно-технологический потенциал и др. Расстановка приоритетов в деятельности каждого государства носит индивидуальный характер, а содержательное наполнение важнейших функций государства зависит от реалий его существования на конкретном этапе.

Подытоживая все выше изложенное, следует отметить, что любая дифференциация функций государства является условной, и, ни чем иным, как компромиссным решением, служащим для определения места государства в общественной жизни. Очевидно, что одного понятия «функции государства» не достаточно для такого анализа, и необходимы дополнительные характеристики, которые дадут возможность качественно оценить деятельность государства по осуществлению своих функций и сущность государственного влияния на общественные отношения. Такими характеристиками в теории государства и права выступают формы и методы реализации функций государства, государственная деятельность, механизм государства и иные.

Учебники, монографии, сборники научных трудов

1. Журавлева Г. П. Экономика. — М.: Юристъ, 2012.

2. Киселева Е. А. Макроэкономика. — М.: ЭКСМО, 2011.

3. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под. ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. — М.: КНОРУС, 2012.

4. Макроэкономика / Под ред. Кетовой Н. П. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.

5. Носова С. С. Экономическая теория. — М.:ВЛАДОС, 2009.

6. Океанова З. К. Экономическая теория. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010.

7. Седов В. В. Экономическая теория. — Челябинск, Челяб. гос. ун-т, 2012.

8. Шишов А. Л. Макроэкономика. — М.: ЭКМОС, 2009.

9. Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. — М.: Проспект, 2010.

10. Экономика / Под ред. Булатова А. С. — М.: Экономистъ, 2011.

11. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. — М.: Проспект, 2012.

12. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Статьи из журналов и газет

13. Амосов А. О предпосылках устойчивого экономического роста // Экономист, 2011, № 10.

14. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопросы экономики, 2011, № 1.

15. Губанов С. Инерция сырьевого роста // Экономист, 2011, № 10.

16. Куранов Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогноз // Экономист, 2010, № 1.

16. Кушлин В. Задачи экономического роста // Экономист, 2011, № 1.

17. Макроэкономические факторы послекризисного роста // Вопросы экономики, 2012, № 5.

18. Мау В. Экономическая политика в 2012 году: поиск модели консолидации роста // Вопросы экономики, 2011, № 1.

19. Спицин А. Ориентиры экономического роста // Экономист, 2012, № 10.

20. Стрижкова Л. Факторы экономического роста // Экономист, 2012, № 6.

21. Хубиев К. Противоречия экономического роста // Экономист, 2011, № 8.

22. Чепасова Э. Структурная перестройка и качество роста // Экономист, 2011, № 3.

Интернет-источники

1.

http://www.center-yf.ru — Центр управления финансами

2.

http://www.elitarium.ru — Центр дистанционного образования

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Экономика. — М.: Юристъ, 2012.
  2. Е. А. Макроэкономика. — М.: ЭКСМО, 2011.
  3. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под. ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. — М.: КНОРУС, 2012.
  4. Макроэкономика / Под ред. Кетовой Н. П. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012.
  5. С. С. Экономическая теория. — М.:ВЛАДОС, 2009.
  6. З. К. Экономическая теория. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2010.
  7. В. В. Экономическая теория. — Челябинск, Челяб. гос. ун-т, 2012.
  8. А. Л. Макроэкономика. — М.: ЭКМОС, 2009.
  9. Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. — М.: Проспект, 2010.
  10. Экономика / Под ред. Булатова А. С. — М.: Экономистъ, 2011.
  11. Экономическая теория / Под ред. Николаевой И. П. — М.: Проспект, 2012.
  12. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  13. Статьи из журналов и газет
  14. А. О предпосылках устойчивого экономического роста // Экономист, 2011, № 10.
  15. Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопросы экономики, 2011, № 1.
  16. С. Инерция сырьевого роста // Экономист, 2011, № 10.
  17. Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогноз // Экономист, 2010, № 1.
  18. В. Задачи экономического роста // Экономист, 2011, № 1.
  19. Макроэкономические факторы послекризисного роста // Вопросы экономики, 2012, № 5.
  20. Мау В. Экономическая политика в 2012 году: поиск модели консолидации роста // Вопросы экономики, 2011, № 1.
  21. А. Ориентиры экономического роста // Экономист, 2012, № 10.
  22. Л. Факторы экономического роста // Экономист, 2012, № 6.
  23. К. Противоречия экономического роста // Экономист, 2011, № 8.
  24. Э. Структурная перестройка и качество роста // Экономист, 2011, № 3.
  25. http://www.center-yf.ru — Центр управления финансами
  26. http://www.elitarium.ru — Центр дистанционного образования
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ