Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические проблемы людей с различными зависимостями

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Для условно здоровых испытуемых не характерно наличие аддиктивных мотивов, мотивов самоповреждения. Далее нами была проведена методика диагностики потребностей личности испытуемых. В ходе данного исследования нами были получены следующие результаты. Используя данную методику, мы имели возможность построить «полюса» ценностного жизненного пространства, которые определяются «уходом» в зависимость… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические подходы к исследованию проблемы зависимости личности
    • 1. 1. Возрастные особенности личностной сферы подростков
    • 1. 2. Потребности, мотивы, ценности как внутренние побудительные силы поведения личности
    • 1. 3. Мотивационно-ценностная сфера личности: понятие, функции, закономерности развития
    • 1. 4. Психологические особенности проявления аддиктивного поведения
    • 1. 5. Психологический анализ ценностно-мотивационной сферы личности с алкогольной зависимостью
    • 1. 6. Технологии социально-психолого-педагогического сопровождения подростков с аддиктивным поведением
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационно-ценностной сферы подростков с алкогольной зависимостью
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
  • Глава 3. Анализ результатов исследования
  • Заключение
  • Список литературы

Психологические проблемы людей с различными зависимостями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Следующим этапом обследования являлась проведение клинической беседы, целью которой было установление эмоционального контакта с подростком и оценка его индивидуально-личностных особенностей как психодиагностического контекста обследования. Оценка и изучения эмоционального и психологического состояния осуществлялись в последующие дни обследования подростков. Затем состоялись встречи, направленные на изучение особенности ценностно-мотивационной сферы. В соответствии с возрастными и образовательными характеристиками личности подростков, мы сочли необходимым формировать батарею психодиагностических методик таким образом, чтобы она, отвечая требованиям адекватности, поставленным задачам, одновременно была доступной для выполнения именно данной категорией испытуемых. Таким образом, логика реализации задач исследования определила последовательность этапов проведения исследования: изучение истории болезни, установление эмоционального контакта с помощью клинической беседы, диагностический этап исследования, включающий использование батареи тестов. Выбор методик мы осуществляли в соответствии с психическим, возрастным развитием испытуемых, которые бы позволили в полной мере реализовать нам поставленные ранее задачи эмпирического исследования. Методы получения данных -опросный метод, клиническое интервью, проективные методики. Методы обработки полученных данных статистические методы обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их количественный и качественный анализ. Данные были обработаны с использованием компьютерной программы Statistica 7.

0. Результаты данных методик обрабатывались с помощью методов математической статистики, а именно использовался критерий различий Манна-Уитни. U-критерий Манна — Уитни как статистический критерий использовался нами для оценки различий между двумя независимыми выборками, а именно группой подростков, зависимых от алкоголя и относительно здоровых подростков. Критерий эффективен для выявлений различий в относительно малых выборках. В соответствии с этим была разработана батарея тестов, которая включает в себя следующие методики. Для изучения мотивов потребления алкоголя нами была использована методика В. Ю. Завьялова — «Опросник мотивов потребления алкоголя». Далее для изучения характерологических особенностей личности, вегетативно-эмоционального состояния испытуемых мы использовали методику «Метод цветовых выборов», далее для изучения ценностно-смысловой и мотивационной сферы мы использовали «Опросник ценностей Шварца» и «Тест юмористических фраз».

Опросник мотивов потребления алкоголя В. Ю. Завьялов — для выявления доминирующих мотивов потребления и воздержания от потребления алкоголя. Метод цветовых выборов — для выявления характерологических особенностей личности, вегетативно-эмоционального состояния больных, преобладающего типа нервной системы, признаков астенизации. Опросник ценностей Шварца — диагностика ценностно-смысловой сферы. Тест юмористических фраз (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина) — диагностика мотивационной сферы личности. Клиническое интервью. СОП — диагностика склонности к отклоняющему поведению. А. Н. Орел. 1.

Опросник мотивов потребления алкоголя В. Ю. Завьялов. Данная методика позволяет определить структуру мотивации потребления алкоголя. Определенным преимуществом методики является направленность на мотивацию потребления — менее скрываемый фактор, чем количество и частота приема спиртных напитков. Опросник включает 9 шкал по 5 утверждений в каждой. Шкалы, объединены авторами в следующие триады:

Социально-психологические мотивы;

Личностные и персональные мотивы;

Патологическая мотивация потребления алкоголя. 2. Метод цветовых выборов. Модифицированный тест Люшера. Методика выявляетпорог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, какпоказывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладаниемтрофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выборцветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним цветовых таблиц самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед испытуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон.

3. Опросник ценностей Шварца. В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.Ш.Шварц в своей методике «Опросник ценностей» описал концептуальную организацию системы ценностей с точки зрения конфликтности и совместимости между ценностными типами, образующими теоретическую структуру системы ценностей. Он выделил десять ценностных типов — Конформность, Традиции, Доброта (впоследствии уточнённая как Благожелательность), Универсализм, Самостоятельность, Стимуляция, Гедонизм, Достижения, Власть, Безопасность. Опросник Шварца состоит из двух частей. Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность, но не всегда проявляющихся в социальном поведении. Состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале в семь баллов. Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, наиболее часто проявляющихся в социальном поведении личности. Состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала из пяти баллов.

4. Тест юмористических фраз (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина) Тестируемому предлагается отнести предложенные фразы к одной из десяти предложенных тем. Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что человек чаще видит определенную тему, игнорируя все остальные темы (признавая их второстепенность).В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам. Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз. 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (можно выбрать любую тему из тех же 10-ти основных).

10 сфер жизни:

1. Агрессия — самозащита.

2. Межполовые отношения.

3. Вредные привычки.

4. Деньги.

5. Мода.

6. Карьера.

7. Семейные неурядицы.

8. Социальные проблемы.

9. Отсутствие таланта в искусстве и другом творческом деле.

10. Человеческая глупость. Клиническое интервью — составлялось нами на основании теоретического обзора литературных источников, и было направлено на реализацию следующих целей — верификацию данных, полученными тестовыми методиками, а также получение общей оценки личностных диспозиций участников исследования. Интервью включало в себя пять основных блоков:

Установление первичного контакта с испытуемыми, знакомство с ними, снятие эмоционального и психологического напряжения у больного;

Подтверждение анамнестических данных;

Выявление преморбидных особенностей личности;

Выявление наличия психологических конфликтов и их специфики. Выявление особенностей внутренней картины болезни. Продолжительность клинического интервью составляла 40−60 минут. Методика диагностика склонности к отклоняющемуся поведению использовалась нами для диагностики склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению

В работе нами были использованы математико-статистические методы. Подобранные методики в полной мере соответствовали поставленной цели, задачам и гипотезе исследования. В результате проведенного эмпирического исследования были еще раз эмпирически подтверждены основные положения, рассмотренные на теоретическом уровне исследования об особенностях в ценностно-мотивационной сфере личности больных лиц с алкоголизмом. В эмпирическом исследовании были подобранны эффективные в данном случае методы получения и обработки данных. Поэтому можно говорить о достоверности полученных результатов исследования, которое позволило эмпирическим путем проверить теоретические предположения данной работы. Глава 3. Анализ результатов исследования

Прежде всего, в экспериментальной группе мы провели диагностику склонности личности к отклоняющемуся поведению. По итогам обследования нами были получены следующие результаты. Процентное соотношение результатов по методике «СОП» представлено в таблице 1. Графическое представление результатов представлено на рис. 1.

Таблица 1. Шкала 1Шкала 2Шкала 3Шкала 4Шкала 5Шкала 6Шкала 7Шкала 8Высокая склонность6,5%45,7%43,5%52,2%47,8%17,4%41,3%73,9%Низкая склонность91,3%39,1%56,5%43,5%52,2%82,6%58,7%26,1%Недостоверный результат2,2%15,2%____4,3%________________Как мы видим из таблицы 1, высокая склонность к преодолению норм и правил (шкала 2) наблюдается у 45,5% испытуемых, а низкая -39,1%. склонность к аддиктивному поведению (шкала 3) у 56,5% низкая, у 43,5% -высокая. Больше половины (52,2%) испытуемых имеют высокую склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (шкала 4). Высокаясклонность к агрессии и насилию (шкала 5) наблюдается у 47,8% испытуемых. Высокие баллы по шкале 6 свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, это наблюдается у 17,4% испытуемых. Больше половины испытуемых (58,7%) имеют низкую склонность к делинквентному поведению. Подавляющее большинство испытуемых (73,9%) имеют высокую готовность к реализации женских форм полоролевого поведения.Рис. 1. Процентное соотношение результатов по методике исследования склонности к отклоняющемуся поведению. Метод клинического интервью использовался нами для изучения особенностей эмоционального реагирования на алкогольную зависимость подростков.

С контрольной группой данный метод исследования проводился с целью знакомства, установления первичного контакта. В случае описания своих личностных особенностей подростки с пивным алкоголизмом указывали на активность в достижении целей (более 50%), характеризуют себя, как уверенных в себе (54%). Отношение к своей болезни у всех испытуемых различное. Так, большая часть испытуемых, очень плохо разбирается в своем заболевании (70%). 45% испытуемых отмечали свое будущее как бесперспективное. В процессе проведения клинического интервью были выявлены особенности эмоционального реагирования на данное заболевание.

Результаты представлены на рисунке 1. Анализируя полученные результаты можно отметить, что наиболее высокие результаты были получены нами по шкалам зависимость (87%), потребность в эмпатии (74%), тревожность (67%), также по шкале чувствительность (68%). Находят у себя пассивность и раздражительность 68% и 55% соответственно. Подчеркивают у себя уверенность 33,2% испытуемых. Также всего 13% испытуемых отмечают свою независимость от окружающих людей. Недоверчивость в своем поведении проявляют 57% испытуемых. Активность отмечается лишь у 36% испытуемых. Из 20 опрошенных нами больных расстройство сна отмечают лишь 8% испытуемых, в то же время 13,4% отмечают у себя агрессивность, несдержанность по отношению к близким людям.

22% испытуемых склонны обвинять себя в происходящих событиях, что мы можем увидеть на рисунке по шкале интрапунитивность (см. рис. 1). Рисунок 1.

— Результаты клинического интервью экспериментальной группы. Подводя итоги из полученных данных клинического интервью, можно сделать вывод, что у подростковспивным алкоголизмом преобладает пониженный фон настроения, повышен общий уровень тревожности, больные чувствуют себя в высокой степени зависимыми от окружающих людей. Также в своем поведении склонны проявлять агрессивность, пассивность в принятии решений, повышенную чувствительность, раздражительность, а также недоверчивость к людям. Далее мы провели методику исследования эмоционального и психологического состояния испытуемых — метод цветовых выборов, модификацию методики Люшера. Интерпретацию цветовых предпочтений испытуемых мы проводили в соответствии с индивидуально-типологическим подходом в психологии.

Полученные результаты представим ниже. Таблица 1Типы личности

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Сензитивно-интровертный7%20%Пассивно-оборонительный6%9%Активно (агрессивно) -оборонительная11%44%Стенический 5%0%Ригидно-импульсивный 7%0%Неустойчиво-импульсивный 16%15%Нарциссический 13%3%Эмотивный25%0%Демонстративный 10%9%По таблице мы видим, что для испытуемых с пивным алкоголизмом характерно преобладание агрессивно-оборонительной позиции личности в общении и взаимодействии с окружающими людьми. Данный тип личности представляет собой столкновение сильных тенденций, создающих предиспозицию к взрывным реакциям. Также можно отметить выраженный тип, представленный в данной выборке — сензитивно-интровертный. Такие испытуемые характеризуются сочетанием черт пассивности, повышенной тревожности и склонности к пессимистичности. Сочетание таких качеств проявляется совместно с агрессивностью, обидчивостью, раздражительностью. Здесь также проявляется проблема подавленной агрессии. Рисунок 2. Типы личности экспериментальной выборки. Для испытуемых контрольной группы в целом характерно приблизительно равномерное распределение типов личности.

Рисунок 3. Уровень тревожности испытуемых. Для испытуемых экспериментальной группы характерно преобладание повышенного уровня общей и ситуативной тревожности, что свидетельствует о наличии выраженного стресса. По результатам данной методики мы можем говорить о нарушении социально-психологической адаптивных механизмов личности больных с алкоголизмом.

Также полученные результаты говорят о снижении работоспособности, устойчивости личности к трудностям в экспериментальной выборке. Результаты проведенной методики, направленной на определение мотивации потребления алкоголя лиц, с алкогольной зависимостью представлены на рисунке. Рисунок 4. Результаты диагностики злоупотребления алкоголем в экспериментальной выборке.

По представленному выше графику мы видим, что в контрольной группе, которую составляют лица, не злоупотреблявшие алкоголем, всего 5% (1 человек) показал результаты, указывающие на злоупотребление алкоголем. В контрольной группе отсутствуют лица с болезненным пристрастием к алкоголю. В то же время, около 89% подростков экспериментальной выборки склонны злоупотреблять алкоголем, испытывают к нему болезненную тягу и пристрастие. Далее представим результаты структуры мотивации потребления алкоголя в экспериментальной выборке, злоупотребляющей алкоголем. Рисунок 5. Показатели по методике структуры мотивации потребления алкоголя в экспериментальной группе.

Как мы видим по представленному графику, в данной экспериментальной группе преобладают аддитивные, атарактические мотивы. Такая структура мотивации потребления больных алкоголизмом свидетельствует о наличии болезненной зависимости от алкоголя. Аддитивные мотивы (34%) потребления алкоголя отражают фиксацию в сознании личности истинного влечения к алкоголю, его «жажду». Атарактические мотивы (42%) связаны с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания — напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя. Также можно отметить, что преобладание гедонистических мотивов, которые свидетельствуют о стремлении личности получить физического и психологическое удовлетворение от действия алкоголя (10%) говорит лишь о «прикрытии» патологического влечения к алкоголю в данной группе испытуемых. Также в данной выборке преобладающей группой мотивов является «похмельная» мотивация, которая показывает стремление личности с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, с целью улучшения своего состояния и самочувствия. Рисунок 6. Показатели по методике структуры мотивации потребления алкоголя в контрольной группе. В целом для испытуемых контрольной группы, которую составляют условно здоровые подростки, не злоупотребляющие алкоголем, характерно наличие гедонистических мотивов употребления алкоголя и атарактических мотивов, связанных с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания — напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя.

Для условно здоровых испытуемых не характерно наличие аддиктивных мотивов, мотивов самоповреждения. Далее нами была проведена методика диагностики потребностей личности испытуемых. В ходе данного исследования нами были получены следующие результаты. Используя данную методику, мы имели возможность построить «полюса» ценностного жизненного пространства, которые определяются «уходом» в зависимость. Эти полюса будут использованы далее для ориентации направлений: социализация — асоциализация и независимость — зависимость. В клинической практике принято под синдромом зависимости понимать сочетание поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивидуума. Отметим, что вместо термина «болезнь» в МКБ-10 употребляется термин расстройство. Таким образом, следуя тексту МКБ-10, правомерно говорить о синдроме зависимости как о ценностно-смысловом расстройстве. В контексте данной работы зависимость есть область «антиценностности» или «антидуховности» и важно ее операционально определить. Критерий Манна-Уитни определил на уровне значимости р=0,05 два набора ценностей, по которым выборки различались. Первый набор состоит из ценностей, которые отвергались группой зависимых от алкоголя: равенство, социальная справедливость, честный, работающий на благо других (все из мотивационного типа социальность), единение с природой, защищающий природу, принимающий свою участь, подчиняющийся обстоятельствам (тип Социальная культура), верующий (тип Традиции), покорный (тип Конформизм), творчество (тип Самоопределение), мир красоты (тип Зрелость), трудолюбивый (тип Достижения).Общая семантика этих ценностей для зависимых от алкоголя обозначает неприемлемые трансформации личности или отрицание возможностей перехода субъекта из своей субъективной реальности в другую, будь то социальные правовые отношения, природа, вера, творчество, красота или труд.

Субъект, может быть, отрицает отсутствие возможности перехода в другие реальности, а непосредственно существование этих реальностей, например, — реальность трезвости или ответственности. Второй набор состоял из ценностей, которые имели для зависимых от алкоголя более высокую значимость, чем для здоровых. Их оказалось всего три: интересная жизнь (тип Стимуляция), свобода и независимый (тип Самоопределение). Это направление демонстрирует ту реальность, ту часть внутреннего Мира, которая сводится к стимуляции, причем вследствие отвержения указанных выше ценностных пространств стимуляция не может происходить ни в природном, ни в социальном, ни в культурном, ни в религиозном Мирах. Остаются лишь попытки исследовать что-то в замкнутом и почти пустом внутреннем Мире, т. е. попытка уйти туда. Таким образом, можно выделить такие переменные, как социализация и аддиктивная независимостью. Эти переменные, также как двенадцать исходных мотивационных типов Шварца-Билски, изменяются от (- 1) до 7. Для большинства зависимых от алкоголя значения социализации ниже, чем 3,3, а значения аддиктивной независимости выше 5,5.Рисунок 7. Преобладающие ценности экспериментальной выборки.

Далее нами была проведена методика исследования мотивационной сферы личности с использованием теста юмористических фраз. При обработке и интерпретации результатов испытуемых, была выявлена повышенная напряженность испытуемых с алкогольной зависимостью в отношении к теме «Вредные привычки». Полученные результаты свидетельствуют о преобладании сферы пагубных пристрастий испытуемых с алкоголизмом второй степени. Можно отметить, что мотивом здесь выступает употребление алкогольных напитков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств. В то же время, перед личностью встает определенная преграда в виде интериоризированных субъектом социальных запретов, проявляющиеся в чувстве вины и стыда. При интерпретации полученных результатов мы учитывали пиковые показатели испытуемых. Далее представим темы, которые доминировали в экспериментальной выборке. Рисунок 8. Средние показатели преобладающих мотивы испытуемых экспериментальной выборки.

Как видно по представленному выше рисунку, доминирующими темами экспериментальной группы стали вредные привычки, семейные неурядицы, человеческая глупость, а также агрессивное поведение, как самозащита. В контрольной группе преобладали такие темы, как карьера, межполовые отношения, деньги, а также социальные проблемы. Такие темы, как отсутствие таланта в искусстве, проблема моды, не вызвали особого интереса ни в контрольной, ни в экспериментальной выборке. Выявление особенностей ценностно-мотивационной сферы личности больных алкоголизмом и условно здоровых людей было осуществлено с помощью критерия Манна-Уитни. Статистически значимые различия по шкалам метод в группах испытуемых найдено на уровне значимости p≤0,01, p≤0,05.

По критерию Манна-Уитни различия между больными алкоголизмом подростки и условно-здоровыми испытуемыми было выявлено в следующем: больные подростки с пивным алкоголизмом проявляют большую выраженность мотивов потребления алкоголя (U = 333 при p≤0,05). Можно отметить, что мотивация больных алкоголизмом подростков основана на вербализации личностных потребностей и нужд, обращенных в прошлую жизнь (U = 336,5 при p≤0,05). Также найдены значимые различия в общности мотивационно-ценностной детерминанты (U = 346,5 при p ≤0,05). Мотивационная структура личности больных алкоголизмом представлена не просто удовлетворением потребности и нужды в алкоголе, она выступает сложнейшим психологическим образованием, состоящей из ряда взаимосвязанных компонентов. Значимые различия были найдены нами и в типах личности испытуемых. Для больных алкоголизмом подростков характерно проявление агрессии (U = 347,5 при p ≤0,05), направленности на свою личность (U = 348,5 при p ≤0,05), свои потребности, эгоистичность (U = 349,5 при p ≤0,05), неустойчивость (U = 349,5 при p ≤0,05). Значимые различия обнаружены и в ценностно-смысловой сфере личности (U = 350,1 при p ≤0,05).

Так, для больных лиц с алкоголизмом характерно преобладание свободы, независимости от окружающих, наличие интересной жизни. Таким образом, в заключение можно отметить, что проведенные методики и полученные на основе них результаты, полученные значимые различия позволяют с уверенностью говорить о подтверждении гипотезы об имеющихся специфических особенностях в ценностно-мотивационной сфере личности больных алкоголизмом. Подобранные нами методики в полной мере соответствовали поставленной цели, задачам и гипотезе исследования. В результате проведенного эмпирического исследования мы еще раз эмпирически подтвердили основные положения, рассмотренные нами на теоретическом уровне исследования об особенностях в ценностно-мотивационной сфере личности. В эмпирическом исследовании были подобранны эффективные в данном случае методы получения и обработки данных. Поэтому мы можем говорить о достоверности полученных результатов исследования, которое позволило нам эмпирическим путем проверить теоретические предположения нашей работы. Заключение

Определив проблему во введении о том, что существует представление об особенностях в ценностно-мотивационной сфере личности больных алкоголизмом подростков, мы попытались решить эту проблему, не только опираясь на представления отечественных и зарубежных специалистов, но и самостоятельно проверить данную точку зрения эмпирически. В теоретической части нашей работы мы значительное место уделили проблеме исследования мотивов, потребностей, как внутренних побудительных сил поведения личности. Рассмотрели соотношение и различие таких понятий, как нужда, потребность, мотив. Далее мы перешли к вопросу исследования мотивационно-ценностной сферы личности, рассмотрели основные понятия, функции, закономерности развития. Особое значение в данной работе мы уделили проблеме аддиктивного поведения личности, которое является навязчивой потребностью человека в определенной деятельностью.

В данном случае, в работе данная потребность была в алкоголе. Можно отметить тот факт, что в мотивационной сфере личности алкоголиков, что и было показано на эмпирическом уровне, происходит изменение потребностей и изменяется иерархия мотивов. Как показало теоретическое исследование, алкоголь выступает мерилом оценки успешности личности ради удовлетворения нужды в нем. В целом алкоголь выступает основным мотивом в мотивационной структуре личности. Происходит и изменение ценностей. Преобладающими ценностями для личности становится удовлетворение потребностей, свобода действий, а также независимость личности. Проведённое нами эмпирическое исследование показало, что имеются статистически значимые различия в ценностно-мотивационной и смысловой сфере личности больных алкоголизмом.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутое предположение об имеющихся отличительных характеристиках и преобладающих мотивах и ценностях лиц с алкогольной зависимостью. Проведенное исследование показало, что испытуемые с данным заболеванием характеризуются повышенным психоэмоциональным напряжением, агрессивностью, истинным наличием депрессивного состояния, сильно выраженным стрессом. Изложенные выше закономерности представляются значимыми и с практической точки зрения. Учет этих закономерностей позволяет разрабатывать реабилитационные программы с учетом особенностей таких пациентов, что обеспечит в конечном итоге высокую эффективность лечения алкоголизма.

Список литературы

Адлер, А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проспект, 1997. — 256 с.

Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. — Материалы первой международной научно-практ. конф. — Владивосток: ВГМУ, 2009. — 364 с. Александер Ф. Психосоматическая медицина.

М.: Геррус, 2003.-350с. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5.

С. 63−70. Алёхин А. Н. (ред). Клиническая психология: теория, практика и обучение.

Материалы международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург. — РГПУ им. А. И. Герцена.

— 2010. — 175 с. Алишев Б .С. Ценностное многообразие и ценностная унификация в развитии культуры.// Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе. Материалы Всероссийской науч .-практ. конф. Набережные Челны, 2005.

С. 94−97.Андреева Г. М. Социальная психология / Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 368 с. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось-89, 2004.

— 112 сАнциферова Л. И. Личность с позиции динамического подхода.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. — М: «Наука», 1990; С.7−17 Астахов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // прикладная психология.- 1999. № 1- С.41−47.Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., Медицина, 1979, 298 с. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. -

М.: Логос, 2006. — 184 с. Барабанщиков, В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса.

— М. :Когито-Центр, 2006

Березин Ф. Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.

Л.Наука, 1998. 269с. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 1994.

— 345 с. Блейхер В. М. Расстройства мышления. — Киев: Здоровье, 1983. — 192 с. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов.

Издательство: Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж, 2002., — 511с. Будущее клинической психологии: Сборник научных статей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.

В. Левченко, А. Ю. Бергфельд. — Пермь: Пермский государственный университет, 2008.

— 265 с. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций. // Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К. В. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.

М.:Изд-во Московского ун-та, 1993. С.3−29Вундт В. Психология душевных волнений / Под.ред. К. В. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.

М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. С.48−65 Выготский, Л. С. Психология возрастного развития. — М.:Современное слово, 2007. 506с. Глуханюк, Н. С. Общая психология — М. :Академ. проект, 2005

Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения — М.: Смысл; Академия, 2006. — 336 с. Гордеева, Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. -

2005. — № 4. — С.

3−27. Гордеева, Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. -

М.: Смысл, 2002. — С. 47−102. Дружинин, В. Н. Общая психология. ;

СПб.: Питер, 2001

Занюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002

Зинченко, В. П. Методологические вопросы психологии.

М.: МГУ.- 1983.-165 с. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб ., 2004. — 70 с.

Каширский Д .В. Мотивационнопотребностная сфера подростков с психологическими проблемами// Вопр. психол. 2002. № 1. С.

26−37.Леонтьев, А. М. Деятельность. Сознание. Личность.- М.:, 2002. — 304 с. Майерс, Д.

Социальная психология: пер. с англ. — СПб.: Питер, 1997

Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. — 306 с. Мурзабеков, М. И. Особенности структуры мотивации достижения в профессиональной деятельности государственных служащих:

дис. … канд. психол. наук: 19.

00.13. — М., 2002. — 151 с. Общая психология: учебник / Под ред.

А. В. Карпова. — М. :Гардарики, 2004

Общая психология: Курс лекций / Под ред. / Е. И. Рогова. — М.: ВЛАДОС, 2006

Парыгин, Б. Д. Социальная психология как наука. Электронный ресурс] / Б. Д. Парыгин. — М.:Владос, 2004.-317с.- www.koob.ru.Першина, Л. А. Общая психология. — М.: Академия, 2004

Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. — СПб.: Лидер, 2005

Столяренко, А. М. Общая и профессиональная психология: учеб.

пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность — М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Шаповаленко И. В. — Возрастная психология: Санкт-Петербург, Гардарики, 2007 г.- 352 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Понять природу человека. — СПб.: Академический проспект, 1997. — 256 с.
  2. Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. — Материалы первой международной научно-практ. конф. — Владивосток: ВГМУ, 2009. — 364 с.
  3. Ф. Психосоматическая медицина.- М.: Геррус, 2003.-350с.
  4. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63−70.
  5. А.Н. (ред). Клиническая психология: теория, практика и обучение. Материалы международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург. — РГПУ им. А. И. Герцена. — 2010. — 175 с.
  6. .С. Ценностное многообразие и ценностная унификация в развитии культуры.// Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе. Материалы Всероссийской науч .-практ. конф. Набережные Челны, 2005. С. 94−97.
  7. Г. М. Социальная психология / Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 368 с.
  8. А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось-89, 2004. — 112 с
  9. Л.И. Личность с позиции динамического подхода.// Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. — М: «Наука», 1990- С.7−17
  10. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // прикладная психология.- 1999.- № 1- С.41−47.
  11. Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., Медицина, 1979, 298 с.
  12. , Н.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. — М.: Логос, 2006. — 184 с.
  13. , В. А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. — М. :Когито-Центр, 2006.
  14. Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л. Наука, 1998.- 269с.
  15. М. Р. Социальная психология. М., 1994. — 345 с.
  16. В.М. Расстройства мышления. — Киев: Здоровье, 1983. — 192 с.
  17. В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. Издательство: Московский психолого-социальный институт. Москва-Воронеж, 2002., — 511с.
  18. Будущее клинической психологии: Сборник научных статей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е. В. Левченко, А. Ю. Бергфельд. — Пермь: Пермский государственный университет, 2008. — 265 с.
  19. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты./ Под ред. К. В. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.:Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.3−29
  20. В. Психология душевных волнений / Под.ред. К. В. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1993.- С.48−65
  21. , Л.С. Психология возрастного развития. — М.:Современное слово, 2007.- 506с.
  22. , Н. С. Общая психология — М. :Академ. проект, 2005
  23. , Т.О. Психология мотивации достижения — М.: Смысл; Академия, 2006. — 336 с.
  24. , Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. — 2005. — № 4. — С. 3−27.
  25. , Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 47−102.
  26. , В. Н. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
  27. С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.
  28. , В.П. Методологические вопросы психологии.- М.: МГУ.- 1983.-165 с.
  29. В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб ., 2004. — 70 с.
  30. Д .В. Мотивационно- потребностная сфера подростков с психологическими проблемами// Вопр. психол. 2002. № 1. С. 26−37.
  31. , А.М. Деятельность. Сознание. Личность.- М.:, 2002. — 304 с.
  32. , Д. Социальная психология : пер. с англ. — СПб.: Питер, 1997.
  33. , А. Мотивация и личность : пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999. — 306 с.
  34. , М.И. Особенности структуры мотивации достижения в профессиональной деятельности государственных служащих:дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. — М., 2002. — 151 с.
  35. Общая психология: учебник / Под ред. А. В. Карпова. — М. :Гардарики, 2004.
  36. Общая психология: Курс лекций / Под ред. / Е. И. Рогова. — М.: ВЛАДОС, 2006.
  37. , Б.Д. Социальная психология как наука. Электронный ресурс] / Б. Д. Парыгин. — М.:Владос, 2004.-317с.- www.koob.ru.
  38. , Л. А. Общая психология. — М.: Академия, 2004.
  39. Л.Д. Психология: Учебник для вузов. — СПб.: Лидер, 2005.
  40. , А. М. Общая и профессиональная психология : учеб.пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  41. , X. Мотивация и деятельность — М.: Педагогика, 1986. Т. 1.
  42. И.В. — Возрастная психология: Санкт-Петербург, Гардарики, 2007 г.- 352 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ