Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная роль, общественное сознание и общественное бытие

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общественные отношения были предметом рассмотрения второго раздела. В определенном виде этот термин объединяет все предыдущие, еще раз делая акцент на системности и структурности устройства общества. Как многосторонен человек со всеми своими индивидуальными особенностями, также и многосторонни различные варианты общественных отношений. Различные сферы деятельности, их характеристики и определяют… Читать ещё >

Социальная роль, общественное сознание и общественное бытие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План

1. Социальная роль, общественное сознание, общественное бытие

1.1 Социальная роль

1.2 Общественное сознание

1.3 Общественное бытие

2. Система общественных отношений

Заключение

Общество — сложное многосторонне явление, является предметом изучения многих наук. Понимание человека как члена общества обуславливается необходимостью различать специфические характеристики общества, общественного и места человека в нем.

Важно понимать и различать природу появления таких характеристик, возможное их влияние на человека.

В представляемой ниже работе обращается на специфику таких понятий как «социальная роль», «общественное сознание и общественное бытие», «общественные отношения». Через анализ литературных источник делается попытка осмысления данных понятий, выявление их специфики и базовых характеристик.

1. Социальная роль, общественное сознание, общественное бытие

1.1 Социальная роль

Cоциальные роли — это «совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе» [2, C.323].

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли [2, C. 325]:

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

1.2 Общественное сознание

Cогласно И. Т. Фролову «объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание».

Общественное сознание в широком смысле представляет собой «совокупность идей, взглядов, представлений, заблуждений общества, т. е. сознание общества». В узком смысле общественное сознание — «это отражение общественного бытия, его осознание» [3, C. 312].

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни — обыденно-практический и научно-теоретический.

Обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания — по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания — индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания — социальная группа, носителем массового сознания — неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью.

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы — нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т. д.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем, субъектом общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания?

В то же время многочисленные примеры детей-Маугли, воспитанных животными, доказывают, что сознание не возникает у человека само по себе. Оно является общественным продуктом. Общество, через родителей и ближайшее окружение ребенка, создает и далее развивает его сознание, в котором, таким образом, собственное бытие всегда связано с бытием некоторой более общей группы.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

1.3 Общественное бытие

Общественное бытие — это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, выступают в качестве собственно социальной субстанции общественного бытия.

В общественном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное процессу жизни всей массы индивидов и собственно индивидуальное, свойственное бытию индивидов. По мере развития общества бытие все больше наполняется, обогащается собственно индивидуальным. Общественное бытие включает в себя природное бытие общества как основу, на которой существует собственно социальное (надприродное) бытие людей. При этом природное в нем существует в подчиненном виде и имеет произведенный характер.

Природное (биологическое), с одной стороны есть предпосылка социального, с другой — его следствие, ибо природная основа благодаря деятельности людей подвергается видоизменениям в ходе истории.

социальный роль общество сознание

2. Система общественных отношений

Общественные отношения — исторически сложившиеся формы связи и взаимоотношения людей.

Согласно И. Т. Фролову, общественные отношения — «многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности» [1, C.410].

Общественные отношения — важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень этих отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и, тем самым, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Общественные отношения можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые, семейные общественные отношения; на уровне занятия той или иной деятельностью групп — производственные, учебные, театральные; на уровне взаимодействия между людьми в группе — межличностные; можно выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или эффектные отношения к кому-либо). Все вышеназванные виды представляют в совокупности систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что здесь не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни, — политических партий). Функционируя как форма деятельности людей, общественные отношения. имеют надличностный, надындивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что общественные отношения носят безличные характер: их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порожденные деятельностью реальных людей, общественные отношения существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.

Заключение

В данной работе в первом разделе были рассмотрены основные определения понятий «социальная роль», «общественное сознание», «общественное бытие». Все перечисленные термины необходимо рассматривать в совокупности как одни из характеристик социальной жизни человека. Включаясь в социум, тот занимает определенную нишу, «зарабатывает» статус, в процессе социализации и взросления играет те или иные социальные роли. Общество необходимо рассматривать как целостное явление и систему. Культурный и исторический опыт развития общества способствовали появлению таких терминов, как общественное бытие и общественное сознание. По своей сути оба этих термина отображают событие и сознание входящих в общество индивидов.

Общественные отношения были предметом рассмотрения второго раздела. В определенном виде этот термин объединяет все предыдущие, еще раз делая акцент на системности и структурности устройства общества. Как многосторонен человек со всеми своими индивидуальными особенностями, также и многосторонни различные варианты общественных отношений. Различные сферы деятельности, их характеристики и определяют это многообразие.

1.

Введение

в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.- М.: Республика, 2003. — 623 с.

2. Конев В. А. Социальная философия: Учебник. — М.: Академия, 2005. — 452

3. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой