Теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина
![Курсовая: Теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина](https://gugn.ru/work/1439647/cover.png)
Однако, что эти глобальные проблемы волновали небольшое число предпринимателей. За прошедшие года, несмотря на большие обороты, практически никто, за исключением единиц, не занимался и не стремился заниматься в Сети непосредственно торговлей. Целью открытия большинства интернет-магазинов была не организация эффективной модели бизнеса, а в лучшем случае стремление занять место в новой… Читать ещё >
Теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1 ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.2 ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ ПРИ ОТКРЫТИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА
2.2 ЛОГИСТИКА ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНА
2.3 ВЫГОДЫ И РИСКИ ГЛАВА 3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
3.1 ВИДЫ БИЗНЕС-ПЛАНА
3.2 ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дальнейшая, положительная динамика развития экономики России зависит от того насколько эффективно и прибыльно, будут претворены в жизнь планы развития предприятий. Именно на стадии роста основной проблемой компаний становиться не способность мобилизовать ресурсы для получения выгоды от инвестиционных возможностей.
Актуальность темы
работы заключается в том, исходным пунктом любой управленческой деятельности является определение цели, достижению которой подчиняются все рабочие процессы. Как правило, основная цель современного предприятия, ориентированного на свободный рынок, — это удовлетворение потребностей потребителей. Это должно обеспечить конкурентоспособность предприятия. Однако не все предприятия имеют технологическую базу, позволяющую привлечь внимание заказчиков. Поэтому проблемы модернизации, технического переоснащения и расширения производства являются для очень актуальными для российских предприятий, а их решение невозможно без привлечения сторонних капиталов.
В настоящее время общепринятой формой ознакомления инвесторов, кредиторов и других партнеров организации с проектом, в котором им предлагается принять участие, является бизнес-план. И хотя об особенностях его составления уже многое написано, тем не менее еще раз обратимся к данной теме, чтобы обобщить и конкретизировать все основные и важные, на взгляд автора, аспекты.
Бизнес-план является одним из основных инструментов эффективного управления любым предприятием. В условиях рынка бизнес-план может использоваться не только при реализации того или иного инвестиционного проекта, хотя это его основная функция, часто он применяется в качестве рабочего документа, который позволяет оценить экономическое содержание любого конкретного перспективного направления деятельности предприятия в создавшихся или прогнозируемых условиях.
Сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее предприятие без разработки бизнес — плана.
Цель работы — рассмотреть теоретические особенности бизнес-плана при создании интернет-магазина.
ГЛАВА 1. Понятие бизнес-плана
1.1 Цели бизнес-плана
Важным элементом оперативного планирования является создание бизнес-плана. Бизнес-план — это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам Буров И. С., Морошкин М. В., Новиков А. П. Бизнес-план. Методика составления. — М.: ЦИПКК, 2009 — с. 101:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
Основными целями разработки бизнес-плана являются:
· приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;
· осуществление инвестиционных проектов;
· реализация отдельных коммерческих операций;
· эмиссия ценных бумаг;
· определение перспектив развития фирмы;
· проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);
· финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
1.2 Функции бизнес-плана
Бизнес-план выполняет девять основных функций, как внешних, так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия Буров И. С., Морошкин М. В., Новиков А. П. Указ. соч. — С. 101.:
1. Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес — план — лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием.
2. На известном этапе экономического развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес-плана начнёт восприниматься как нечто абсурдное и вызовет настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. Наличие бизнес-плана — обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.
3. Привлечение денег для развития дела невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане.
4. Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца.
5. Процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия.
6. Бизнес-план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу.
7. Придаёт бизнесу целенаправленность т. е. чёткое определение конечных и промежуточных целей.
8. Бизнес-план — это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям.
9. В процессе составления бизнес-план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями.
ГЛАВА 2. Факторы, которые необходимо учесть при открытии Интернет-магазина
2.1 Характеристики интернет-магазина
Создание российских интернет-магазинов началось в 1995 году. По состоянию на конец 2010 года в Рунете существует около 800 магазинов.
Одной из основных проблем российского Интернета является его непрозрачность, отсутствие достоверной информации. Ни один интернет-магазин по «доброй воле» не откроет финансовые показатели своей деятельности или в рекламных целях будет завышать их. Такая ситуация продлится до тех пор, пока интернет-компании сами не будут заинтересованы в открытии такого рода информации, например, для привлечения инвестиций посредством выхода на фондовый рынок.
Отсутствие достоверной информации об оборотах и тем более об объемах доходов приходится компенсировать экспертными оценками, которые иногда на порядок отличаются друг от друга.
По оценке экспертов, оборот интернет-магазинов в 2010 году составил 50,5 млн долл. (оценка сделана с учетом оборотов магазина Depo.ru). Оценка потенциальной емкости рынка составляет на конец 2010 года 50 млн руб. Таким образом, в 2010 году розничный оборот интернет-магазинов составил 40,3 млн., при потенциальной емкости российского рынка 50 млн долл.
Основными направлениями онлайновой торговли в России является продажа книг, аудио-, видеодисков и компьютерной техники, что весьма существенно отличается от структуры оффлайновой торговли.
Рис. 1. — Обороты по товарным позициям Рис. 2. — Количество сделок по товарным позициям Основная доля выполненных заказов приходится на книги, аудио, видео, CD, DVD. Но они составляют всего 28% оборота. Зато всего 8% сделок по компьютерам составляют больше 50% процентов всего оборота розничной интернет-торговли.
2.2 Логистика интернет магазина
Логистика интернет-магазина (ИМ) — цепочка создания и поддержания ценности.
Выигрывает тот Продавец, кто понял, создал и умеет поддерживать Ценность для своего покупателя лучше, чем другие.
Опишем схему прохождения заказа по логистической цепи интернет-магазина (рис. 3) Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. — СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2008 — с. 21.
Рис. 3. — Схема прохождения заказа по логистической цепи интернет-магазина Схема прохождения заказа по логистической цепи интернет-магазина включает следующие этапы:
1. Оформление покупателем заказа на Сайте интернет-магазина
2. Автоматическое попадание заказа с Сайта в Информационную Систему
3. Автоматическое подтверждение заказа на E-mail Покупателя
4. Автоматическое оповещение Службы продаж о поступлении нового заказа
5. Запрос Службы продаж к Информационной системе о состоянии склада
6. Обмен между Складом и Информационной системой о текущем состоянии запасов
7. При отсутствии требуемого товара на Складе генерация запроса в Службу закупок
8. Уведомление Поставщика о планируемой закупке
9. Доставка заказа на Склад
10. Ввод данных Службой закупки о произведенной закупке
11. Передача заказа в Службу доставки
12. Доставка заказа Покупателю, прием денег
13. Прием Покупателем заказа и подпись документов для Службы доставки
14. Возврат Службой доставки денег и документов
15. Присвоение заказу статуса «выполнен» и занесение его в историю заказов.
2.3 Выгоды и риски
бизнес план интернет магазин
Рассмотрим выгоды и риски при внедрении систем электронной торговли.
Выгоды покупателей:
1. Снижение стоимости процесса закупок: поиск нужных товаров в разрозненных и часто устаревших каталогах поставщиков, процесс выяснения у поставщика деталей продукции, цены, стоимости и способа доставки — все это отнимает у покупателей большое количество времени и денег. В2 В Интернет-торговля позволяет снизить затраты и помимо этого сэкономить время процесса закупки.
2. Снижение лишних затрат — часто компании платят за товары и услуги гораздо больше, чем они стоят на самом деле. Автоматизация процесса покупки позволит избежать подобных накладок.
3. Богатый выбор и лучшая ценовая политика. Несмотря на достаточно широкий выбор поставщиков, оффлайновая компания-покупатель все же вынуждена выбирать провайдеров в первую очередь по географическому признаку и часто бывает ограничена во времени и средствах, которые может затратить на изучение всех возможностей, поэтому выбор не всегда бывает оптимальным. Мощные поисковые возможности Интернет и доступ из любой точки земного шара значительно повышают эффективность выбора.
Выгоды продавцов:
1. Снижение затрат, связанных с продажами: часто продажа через обычные каналы сбыта бывает неэффективной, что выражается в затратах, которых можно было бы избежать, а также временных и пространственных ограничениях. Интернет предлагает новые возможности, позволяя снизить затраты, связанные с процессом продажи, например, на предпродажную подготовку товара.
2. Новые покупатели и увеличение прибыли: Интернет позволяет привлечь новых покупателей, недоступных через традиционные каналы продаж, и, следовательно, увеличить свои доходы.
3. Снижение стоимости управления заказами. Договариваясь с покупателями, используя телефон, факс и почту, поставщик не только затрачивает больше времени, нежели при использовании электронных средств связи, но и чаще рискует ошибиться. Автоматизация процесса обмена информацией помогает продавцу снизить вероятность ошибки и ускорить время от получения заказа до его оплаты.
Риски покупателей:
· соответствие продукции и доверие поставщику;
· доступ к послепродажному обслуживанию;
· цены могут быть и больше рыночной стоимости.
Риски продавцов:
· потеря контроля над механизмами ценообразования;
· увеличение конкуренции;
· более сложная логистика.
Преимущества Интернет магазина торговой сети «КосмоМаг»:
1. не надо искать «доходное место» — для магазина в Интернете все «места» одинаковы
2. магазин в Интернете будет работать даже во время ремонта
3. интернет магазин открыт 24 часа в сутки 365 дней в году
4. не надо содержать торговых менеджеров для работы в зале
5. можно презентовать товар, которого нет на складе
6. магазин в Интернете более ориентирован на целевую аудиторию
7. создание Интернет магазина позволяет бесконечно расширять спектр товаров и услуг в одном «помещении»
Плюсы Интернет-торговли показаны на рис. 4. Электронная коммерция: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм. / Под общ. ред. Л. Д. Реймана. — М.: ФИОРД-ИНФО, 2009 — с. 12.
Рис. 4. — Плюсы Интернет-торговли Данная диаграмма иллюстрирует нам оценку респондентами эффективности Интернет-торговли, ее положительных сторон.
· Чаще всего (37% мнений) респонденты отмечают удобство Интернет-торговли.
· 24% респондентов называют такой плюс, как оперативность
· 15% отмечают глобальность, всеохватность торговли в Интернете.
· 12% считают, что приобретать товар в Интернете выходит дешевле, чем в обычном магазине.
· 7% отмечают заинтересованность Интернет-аудитории в приобретении товара, ее высокую мотивацию.
· 5% считают, что Интернет-торговля эффективна для оптовиков Таким образом, большинство респондентов отмечают такие плюсы Интернет-торговли как ее удобство и оперативность.
Минусы Интернет-торговли показаны на рис. 5.
Рис. 5. — Минусы Интернет-торговли Электронная коммерция: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм. / Под общ. ред. Л. Д. Реймана. — М.: ФИОРД-ИНФО, 2009 — с. 12.
Данная диаграмма иллюстрирует нам оценку респондентами эффективности Интернет-торговли, ее отрицательных сторон.
· Чаще всего (22% мнений) респонденты указывали на то, что в системе Интернет-торговли отсутствует нормальная доставка, что приводит к задержкам в сроках исполнения заказов.
· 19% опрошенных отмечают то, что на сайтах, торгующих в Интернете, размещается мало информации о товаре, что невозможно проверить качество товара.
· 12% респондентов не устраивает система оплаты.
· Еще 12% опрошенных считают, что Интернет в России недостаточно развит для электронной торговли, а пользователи не обладают достаточными знаниями и навыками.
· 9% респондентов считают, что Интернет-торговля в России только развивается, ее объем ничтожен
· Другие 9% утверждают, что люди не привыкли к Интернет-торговле, относятся к ней настороженно.
· 5% отмечают невозможность живого общения покупателя и продавца товара.
· Еще 5% указывают на технические проблемы, плохую связь.
Таким образом, около четверти (22%) менеджеров оффлайновых компаний считают, что основным минусом Интернет-торговли является отсутствие нормальной системы доставки товара до потребителя.
Инфраструктура розничной интернет-торговли еще не сформирована: отсутствуют качественные услуги доставки товаров, не прижились системы онлайновых микроплатежей, большинство российских пользователей так и не стали доверять покупкам через интернет-магазины.
Общие проблемы российского Интернета ограничивают возможности электронной торговли: низкая степень распространения Интернета среди населения, низкие доходы, неразвитость платежных систем, моральная неподготовленность населения совершать покупки в виртуальном магазине и т. д.
Однако, что эти глобальные проблемы волновали небольшое число предпринимателей. За прошедшие года, несмотря на большие обороты, практически никто, за исключением единиц, не занимался и не стремился заниматься в Сети непосредственно торговлей. Целью открытия большинства интернет-магазинов была не организация эффективной модели бизнеса, а в лучшем случае стремление занять место в новой развивающейся экономике и ждать результатов или просто получить прибыль за счет раздувания спекулятивных ожиданий на рынке (Таблица 1).
Таблица 1. — Проблемы российских интернет-магазинов
Проблема | Причина | Следствие | |
Отсутствие стратегии развития. | Создавались для последующей продажи | Не выживут, т.к. не смогут получить инвестиции | |
Неквалифицированный менеджмент: отсутствие опытных менеджеров по продажам, логистиков, маркетологов. | Внимание уделялось непосредственно Интернету, а не торговле как таковой. | Реальный бизнес на низком уровне. Неполное описание товара, нарушение сроков поставки, безответственное отношение к покупателям. | |
Низкий уровень обслуживания | Отсутствие профессиональных услуг доставки, логистики. Ошибки в маркетинге, не думают о клиентах. | Потеря потенциальных покупателей. | |
Отсутствие нормативной и законодательной базы. | Недостаточное внимание со стороны государства | Недоверие со стороны инвесторов, потенциальных покупателей, снижение темпов развития. Несоответствие правилам продажи. Например, отсутствие сертификатов. | |
Недоверие со стороны оптовых поставщиков | Отсутствие собственных основных фондов, постоянная смена юридического лица в целях минимизации налогообложения, небольшой товарооборот и отсутствие больших складских помещений. | Цены иногда выше, чем в оффлайновых магазинах. | |
Мало используются возможности имеющихся онлайновых платежных систем | Незащищенность клиентов и магазинов от мошенничества, низкая степень распространения кредитных карт среди населения, возможность контроля, т.к. расчеты происходят с реальных счетов. | Увеличение сроков оборачиваемости капитала, при больших оборотах и продаже дорогостоящего товара возникнет вопрос об инкассации выручки от покупателя до магазина. | |
Скудное товарное предложение | Для поддержания ассортимента необходимо работать со многими поставщиками. | Потеря потенциальных клиентов | |
Самым популярным способом оплаты покупок в российских интернет-магазинах по-прежнему остается оплата наличными курьеру. Причинами этого являются невысокая степень распространения кредитных и дебетовых карт в России, недоверие со стороны покупателей к онлайновым способам оплаты. Такое отношение в свою очередь вызвано недоверием граждан к банковской системе вообще, нестабильностью экономической ситуации в стране, неурегулированностью организационных и правовых вопросов электронных платежей, неуверенностью в безопасности проведения транзакций через интернет (Таблица 2).
Таблица 2. — Способы оплаты в российских интернет-магазинах
Вид оплаты | Предлагается магазинами | Используется покупателями | |
Наличные | 95% | 50% | |
Кредитные карты | 21% | 30% | |
Прочие | 21% | 20% | |
Из таблицы 2 видно, что далеко не во всех интернет-магазинах можно расплатиться при помощи онлайновых платежных систем.
Лидерами на рынке в настоящее время являются магазины, объединившиеся в холдинги. Минимизировав таким образом издержки, они уже в прошлом году составили большую долю оборота всего рынка. Например, оборот холдинга e-House (www.ehouse.ru), который объединил вокруг себя 11 магазинов и одну торговую площадку, за прошедший год достиг 16,3 млн долл., что составляет порядка 30% совокупного оборота российских интернет-магазинов (Таблица 3).
Таблица 3. — Основные участники рынка
Категория участников | Название участника | |
Холдинги | eHouse, eSeller | |
Торговые ряды | EcomAport, Otvet.ru, Torg.ru | |
Интернет-магазины: | XXL, StroyShop.ru, Ozon, CDLand, 24×7,Co@Libri, Intershop, Библио-глобус, Библион | |
Потребительские энциклопедии | Podberi.ru, Яндекс-Гуру | |
На фоне сокращения темпов роста российской экономики «интернет-бум», имевший место в 2008 году, также снижает свои темпы.
Введение
повременной оплаты за телефонные разговоры физических лиц, несомненно, негативно отразился на глубине проникновения Интернета в России. Но основную часть своей аудитории Рунет получил в 2010 году (на примере участия Президента России в социальных сетях, развитие Госпортала и т. п.) (Таблица 4).
Таблица 4. — Перспективы Интернет-торговли до 2013 года
Аудитория Интернета, млн. чел. | 5,8 | 6,48 | 7,25 | 8,79 | 10,24 | ||
Доля интернет-покупателей среди посетителей Рунета | 5,20% | 9,30% | 16,00% | 18,00% | 20,00% | 23,00% | |
Количество Интернет-покупателей, млн. чел. | 0,26 | 0,5394 | 1,0368 | 1,305 | 1,758 | 2,3552 | |
Российская розничная электронная коммерция, млн. долл. | 40,3 | 75,516 | 132,7104 | 244,035 | 411,372 | 671,232 | |
Интернет-магазин является полноценным торговым бизнесом и требует профессионального подхода. Сайт в данном случае выполняет роль интерфейса общения с покупателем. На сегодняшний день значительное количество ИМ неуспешны по причине неправильного и неполного подхода к бизнес-процессам интернет-магазина.
ГЛАВА 3. Порядок разработки бизнес-плана
3.1 Виды бизнес-плана
Особое значение в российских условиях приобретают разработка и реализация планов организации и развития бизнеса — бизнес-план. Статистические данные о неудачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем используется бизнес — план.
Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия, тем больше внимания следует уделять разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.
Бизнес-план помогает решить 4 основные задачи Зигель Эрик С. Пособие по составлению бизнес-плана. — М.: МТ-Пресс, Сирин, 2008 — c. 126.:
1. изучить ёмкость рынка;
2. оценить затраты;
3. обнаружить «подводные камни»;
4. определить финансово-экономические показатели.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. 6. Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Рис. 6. — Типология бизнес-планов по объектам бизнеса Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако по мнению экспертов, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит Попов В. М., Ляпунов С. И. Бизнес-планирование: Учебник — М.: Финансы и статистика, 2009 — с. 136.:
· для выработки стратегии выживания предприятия;
· составления плана проведения реорганизационных процедур;
· организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
· обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведённой ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Но главное отличие бизнес-плана — в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения.
3.2 Особенности бизнес-плана
Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов: специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.
Оптимальная структура бизнес-плана Буров И. С., Морошкин М. В., Новиков А. П. Указ. соч. — С. 105.:
· концепция бизнеса (резюме);
· ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии;
· характеристика объекта бизнеса;
· исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция);
· организационный план, в том числе правовое обеспечение;
· персонал и управление;
· план производства;
· план маркетинговых действий;
· потенциальные риски;
· финансовый план и финансовая стратегия.
Заключение
При разработке бизнес-плана необходимо также оценить рисковые ситуации, которые могут возникнуть в период осуществления планируемых мероприятий. В зависимости от выбранного проекта возможен различный уровень оценки, прогнозирования и управления рисками. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального довольно сложного математического аппарата теории вероятности. Для небольших проектов (в малом и среднем бизнесе) достаточен анализ риска с помощью экспертных методов. Необходимо оценить, какие риски наиболее вероятны (например, пожар, изменения в налоговом законодательстве, колебание валютных курсов и т. п.) и какие финансовые затраты могут возникнуть у предприятия вследствие преодоления последствий возникновения рисковых ситуаций. Представляются меры профилактики рисков и программы страхования от рисков, разрабатываются компенсационные мероприятия, т. е. альтернативные пути обеспечения нормальной деятельности предприятия при возникновении рисковой ситуации. По результатам проведенного прогнозирования рисков дается заключение о целесообразности предлагаемого проекта.
И, наконец, приведем перечень наиболее типичных ошибок, возникающих при составлении бизнес-планов, характерный для любой отрасли:
1) неправильное понимание определяющих аспектов бизнес-плана, что выражается в излишне подробной разработке разделов «Финансовый план» и «Прогноз финансовой и инвестиционной эффективности» и недостаточном анализе рынка продукции (работ, услуг) и обосновании конкурентоспособности;
2) низкое качество проводимых маркетинговых исследований;
3) завышение цен (непреднамеренное или сознательное) на выполнение проектируемых работ, что ведет к составлению излишне оптимистичного прогноза будущего финансово-экономического положения предприятия;
4) занижение издержек, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
5) недооценка внутренних инфляционных процессов и внешнеэкономических тенденций роста цен на основные энергоносители и т. п., в результате чего производится неверная оценка применяемых при расчетах основных показателей коэффициентов дисконтирования.
Таким образом, правильно составленный бизнес-план дает возможность оценить общее состояние дел на текущий момент и спрогнозировать экономический уровень, которого может достичь предприятие в результате реализации инвестиционного проекта.
1. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Буров И. С., Морошкин М. В., Новиков А. П. Бизнес — план. Методика составления. — М.: ЦИПКК, 2009.
3. Грязнова А. Г. Оценка бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 2008.
4. Горемыкин В. А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии: Учебник. — М.: Филинъ, Рилант, 2009.
5. Егоров Ю. Н., Варакута С. А. Планирование на предприятии. — М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Зигель Эрик С. Пособие по составлению бизнес-плана. — М.: МТ-Пресс, Сирин, 2008.
7. Любонова Т. П., Мясоедова Л. В. Бизнес-план: Опыт, проблемы.- М.: Книга Сервис. 2008.
8. Попов В. М. Деловое планирование: учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2010.
9. Попов В. М., Ляпунов С. И. Бизнес-планирование: Учебник — М.: Финансы и статистика, 2009.
10. Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. — СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2008.
11. Электронная коммерция: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм. / Под общ. ред. Л. Д. Реймана. — М.: ФИОРД-ИНФО, 2009.