Технологические процессы ТО, ремонта и диагностики
Дисциплина «Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссии» (ТЭСАТ) относится к числу специальных дисциплин в учебном плане специальности 190 603 — Сервис транспортных и технологических машин и оборудования. Дисциплиной предусматривается изучение вопросов технологии ТО и ремонта силовых агрегатов и трансмиссии (САТ) автомобилей при условии заданного уровня надежности автомобилей… Читать ещё >
Технологические процессы ТО, ремонта и диагностики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. Яковлева Кафедра «Машиноведения»
Курсовой проект по дисциплине
«Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий автомобилей»
на тему: «Технологические процессы ТО, ремонта и диагностики»
Выполнил: Александров А. В.
студент 4 курса, гр. 1А, СТиТМиО, технолого-экономического факультета Проверил: Егоров В. П.
Чебоксары 2013
Введение
Автомобиль является сложным объектом труда. При проведении технического обслуживания (ТО) и особенно текущего ремонта (ТР) требуется выполнять многие виды работ от уборочно-моечных до сварочных и окрасочных. Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках. Для некоторых видов работ требуется узко профильные специалисты.
Места технологических воздействий при ТО и ремонте могут быть сбоку, снизу автомобиля, внутри салона и т. д. Это выдвигает требования к расположению исполнителей, последовательности операций, которые необходимо выполнить при минимальном перемещении объекта. Взаимосвязь перечисленных и ряда других факторов характеризует совершенство технологического процесса.
Дисциплина «Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссии» (ТЭСАТ) относится к числу специальных дисциплин в учебном плане специальности 190 603 — Сервис транспортных и технологических машин и оборудования. Дисциплиной предусматривается изучение вопросов технологии ТО и ремонта силовых агрегатов и трансмиссии (САТ) автомобилей при условии заданного уровня надежности автомобилей и минимальных денежных, материальных и трудовых затратах. Основными формами изучения дисциплины являются: прослушивание лекций, выполнение практических и лабораторных работ, выполнение курсового проекта, самостоятельная работа студентов с рекомендованными источниками основной и дополнительной литературы по решению конкретных производственных задач, связанных с организацией обслуживания и ремонта САТ автомобильного транспорта.
Цель курсового проекта — формирование научных, профессиональных знаний и навыков в области технической эксплуатации силовых агрегатов и трансмиссии автомобильного транспорта. При изучении дисциплины студенты получают знания о современных технологических процессах технического обслуживания и текущего ремонта САТ, об особенностях проектирования и реализации технологических процессов ТЭСАТ на предприятиях автомобильного транспорта.
Характеристика подвижного состава АТП
Параметр | Марка автомобиля | |||
ЗИЛ; | ЗИЛ-5301СС | ЗИЛ-ММЗ-2502 | ||
Тип автомобиля | бортовой | фургон | самосвал | |
Списочный состав в АТП, шт. | ||||
Пробег с начала эксплуатации, тыс. км. | ||||
Среднесуточный пробег, км. | ||||
Условия эксплуатации подвижного состава
Параметр | Значение | |
Дорожное покрытие | Д5 | |
Рельеф местности | Р3 | |
Условия движения | У3 | |
Природно-климатическая зона | умеренный | |
Разработка технологического процесса ТО При планировании работ по ТО и TPCAT автомобилей следует учитывать, что:
1)нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕТО;
2) трудоемкость дополнительных работ по сезонному обслуживанию составляет к трудоемкости ТО-2: для районов Крайнего Севера — 50%, для зоны холодного климата — 30% и для прочих условий — 20%;
3) нормативы не учитывают трудовые затраты на вспомогательные работы (работы по самообслуживанию) по гаражу, которые устанавливаются в размере 25−30% от суммарной трудоемкости ТО и ТР. B состав вспомогательных работ входят обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри гаража; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных и служебно-бытовых помещений.
Исходные данные по выбранному варианту занести в бланк задания курсовой работы и подписать у руководителя до начала выполнения.
Корректирование периодичности и трудоемкости ТО и TP
Автомобили, работающие в более тяжелых условиях, чем эталонные, потребуют для обеспечения работоспособности больших трудовых и материальных ресурсов, а затраты на ТО и ремонт автомобилей и себестоимость перевозок будут объективно выше.
С учетом действительных условий эксплуатации производится корректирование периодичности ТО, пробега до КР, трудоемкости ТО и ТР.
Корректирование нормативных данных производится с использованием коэффициентов, учитывающих условия эксплуатации (K1)тип и модификацию автомобилей (К2), природно-климатические условия (К3), пробег автомобилей с начала эксплуатации (К4)и размер автотранспортных предприятий (К5).
ЗИЛ-433 110
При определении периодичности ТО коэффициент корректирования:
Кр1 = К2*К3
При определений пробега до КР коэффициент корректирования:
Кр2 = К1*К2*К3
При определении трудоемкости ТО коэффициент корректирования:
Кр3 = К2*К5
При определении трудоемкости TP коэффициент корректирования:
Кр4 = К1*К2*К3*К4*К5
ЗИЛ-5301СС При определении периодичности ТО коэффициент корректирования:
Кр1 = К2*К3
При определений пробега до КР коэффициент корректирования:
Кр2 = К1*К2*К3
При определении трудоемкости ТО коэффициент корректирования:
Кр3 = К2*К5
При определении трудоемкости TP коэффициент корректирования:
Кр4 = К1*К2*К3*К4*К5
ЗИЛ-ММЗ-2502
При определении периодичности ТО коэффициент корректирования:
Кр1 = К2*К3
При определений пробега до КР коэффициент корректирования:
Кр2 = К1*К2*К3
При определении трудоемкости ТО коэффициент корректирования:
Кр3 = К2*К5
При определении трудоемкости TP коэффициент корректирования:
Кр4 = К1*К2*К3*К4*К5
Значения коэффициента К1 определяется в зависимости от категории условий эксплуатации и вида корректируемого норматива из табл. 3.
Таблица 3 — Коэффициент корректирования К1 нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | Вид норматива | |||
периодичность ТО | удельная трудоемкостьТР | ресурс до КР | ||
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 | |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 | |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 | |
V | 0,6 | 1,5 | 0,6 | |
Категория условий эксплуатации, характеризуемая дорожным покрытием Д, рельефом местности Р и условиями движенияУ, определяется по табл. 4.
Таблица 4 — Классификация условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | Условия движения | |||
У1 | У2 | У3 | ||
I | Д1- Р1, Р2, Р3 | ; | ; | |
II | Д1- Р4 Д2- Р1, Р2, Р3, Р4 Д3 — Р1, Р2, Р34 | Д1- Р1, Р2, Р3, Р4 Д2- Р1 | ; | |
III | Д1- Р5 Д2- Р5 Д3 -Р4, Р5 Д4- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1- Р5 Д2- Р2, Р3, Р4, Р5 Д3 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2- Р1, Р2, Р3, Р4 Д3 — Р1, Р2, Р3 Д4- Р1 | |
IV | Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2- Р5 Д3 — Р4, Р5 Д4- Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | |
V | ; | Д6- Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | ||
Значения коэффициента К2 принять из табл. 5.
Таблица 5 — Коэффициент корректирования К2 нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы
Подвижной состав | Трудоемкость ТО и TP | Ресурс до КР | |
Базовый автомобиль | 1,00 | 1,00 | |
Седельный тягач | 1,10 | 0,95 | |
Автомобиль с одним прицепом | 1,15 | 0,90 | |
Автомобиль с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 | |
Автомобиль-самосвал при работе на плечах свыше 5 км | 1,15 | 0,85 | |
Автомобиль-самосвал с одним прицепом или при работе на плечах до 5 км | 1,20 | 0,80 | |
Автомобиль-самосвал с двумя прицепами | 1,25 | 0,75 | |
Специализированный подвижной состав | 1,10−1,20 | ; | |
Значения коэффициента К3, учитывающего природно-климатические условия эксплуатации, принимают по табл. 6 в зависимости от климатического района.
Значения коэффициента корректирования К4 принимают из табл. 7 в зависимости от пробега автомобиля данной марки с начала эксплуатации.
Значение коэффициента корректирования К5 варьируется в пределах от 0,8 до 1,3 в зависимости от численности автомобилей.
Расчетные значения корректирующих коэффициентов Кр1, Кр2 Кр3 и Кр4 по маркам автомобилей заносятся в табл. 8.
Таблица 6 — Коэффициент корректирования К3 нормативов в зависимости от природно-климатических условий
Район | Периодичность ТО | Уд. трудоемкость TP | Ресурс до КР | |
Умеренный | 1,0 | 1.0 | 1,0 | |
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажней | 1,0 | 0,9 | 1,1 | |
Жаркий сухой, очень жаркий, сухой | 0,9 | 1.1 | 0,9 | |
Умеренно холодный | 0,9 | 1.1 | 0,9 | |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 | |
Очень холодный | 0,8 | 1,1 | 0,7 | |
Таблица 7- Коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта К4 в зависимости от пробега с начала эксплуатации
Район | Периодичность ТО | Уд. трудоемкость TP | Ресурс до КР | ||
Умеренный | 1,0 | 1.0 | 1,0 | ||
Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажней | 1,0 | 0,9 | 1,1 | ||
Жаркий сухой, очень жаркий, сухой | 0,9 | 1.1 | 0,9 | ||
Умеренно холодный | 0,9 | 1.1 | 0,9 | ||
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 | ||
Очень холодный | 0,8 | 1,1 | 0,7 | ||
Таблица 8 — Расчетные значения корректирующих коэффициентов
Коэффициент | Марка автомобиля | |||
ЗИЛ-433 110 | ЗИЛ-5301СС | ЗИЛ-ММЗ-2502 | ||
Кр1 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | |
Кр2 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | |
Кр3 | 0,8 | 0,85 | ||
Кр4 | 0,91 | 0,73 | 0,77 | |
С учетом корректирующих коэффициентов проводиться пересчет нормативной периодичности ТО, нормы пробега до КР, а также нормативы трудоемкости ТО и TP (автомобилями данной марки) по выражениям:
— периодичность ТО ЗИЛ-433 110:
LTO-2=Kp1*LH (TO-2)
LTO-1=Kp1*LH (TO-1)
— периодичность ТО ЗИЛ-5301СС:
LTO-2=Kp1*LH (TO-2)
LTO-1=Kp1*LH (TO-1)
— периодичность ТО ЗИЛ-ММЗ-2502:
LTO-2=Kp1*LH (TO-2)
LTO-1=Kp1*LH (TO-1)
где LTO-1, LTO-2-соответственно нормативный пробег до ТО-1 и ТО-2 после корректирования; LH (TO-1), LH (TO-2) — соответственно пробег до ТО-1 и ТО-2 до корректирования;
— пробег до КР ЗИЛ-433 110:
LKP=Kp2*LHKP
— пробег до КР ЗИЛ-5301СС:
LKP=Kp2*LHKP
— пробег до КР ЗИЛ-ММЗ-2502:
LKP=Kp2*LHKP
где LHKP — нормативный пробег автомобиля до КРдо корректирования;
— трудоемкость ТО ЗИЛ-433 110:
ЗmTO-2 = Kp3*Зm.нTO-2
ЗmTO-1= Kp3* Зm. нTO-1
ЗmЕТО= Kp3* Зm. нЕТО
— трудоемкость ТО ЗИЛ-5301СС:
ЗmTO-2 = Kp3*Зm.нTO-2
ЗmTO-1= Kp3* Зm. нTO-1
ЗmЕТО= Kp3* Зm. нЕТО
— трудоемкость ТО ЗИЛ-ММЗ-2502:
ЗmTO-2 = Kp3*Зm.нTO-2
ЗmTO-1= Kp3* Зm. нTO-1
ЗmЕТО= Kp3* Зm. нЕТО где ЗmTO-2, ЗmTO-1, ЗmЕТО, — соответственно трудоемкость одного ТО-2, ТО-1 и ЕТО после корректирования; Зm. нTO-2, Зm. нTO-1, Зm. нЕТО — соответственно трудоемкость одного ТО-2, ТО-1 и ЕТО до корректирования;
— трудоемкость ТР ЗИЛ-433 110:
ЗmTР= Kp4*Зm.нTР
— трудоемкость ТР ЗИЛ-5301СС:
ЗmTР= Kp4*Зm.нTР
— трудоемкость ТР ЗИЛ-ММЗ-2502:
ЗmTР= Kp4*Зm.нTР где ЗmTР, Зm. нTРсоответственно нормативная трудоемкость ТР (на 1000 км пробега) после и до корректирования. Результаты расчетов покорректированию нужно свести в табл. 9.
Определение количества ТО на планируемый период В соответствии с исходными данными определить планируемый пробег автомобилями данной марки:
ЗИЛ-433 110:L?i= Ki*Lsi
ЗИЛ-5301СС:L?i= Ki*Lsi
ЗИЛ-ММЗ-2502:L?i= Ki*Lsi
где L? iпланируемый пробег автомобилями данной марки, км; Ki — списочное количество автомобилей данной марки; Lsi — средний пробег автомобиля данной марки в планируемом периоде, км.
С учетом откорректированных значений периодичности и трудоемкости ТО и ТР определить количество обслуживании каждого вида в планируемом периоде по парку автомобилей данной марки:
ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
ЗИЛ-ММЗ-2502:
где n — количество обслуживании; i — индекс марки автомобиля;j — индекс вида обслуживания (например ТО-1, ТО-2), т. е.
ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
ЗИЛ-ММЗ-2502:
где — пробег автомобиля до ТО-1, ТО-2 и КР.
Таблица 9 — Откорректированные значения исходных данных
Показатели | Марка автомобиля | |||
ЗИЛ-433 110 | ЗИЛ-5301СС | ЗИЛ-ММЗ-2502 | ||
Пробег до ТО-1: — до корректирования — после корректирования | ||||
Пробег до ТО-2: — до корректирования — после корректирования | ||||
Пробег до КР: — до корректирования — после корректирован ия | ||||
Трудоемкость ЕТО: — до корректирования — после корректирования | 0,48 0,48 | 0,42 0,336 | 0,55 0,47 | |
Трудоемкость ТО-1: — до корректирования — после корректирования | 3,1 3,1 | 2,2 1,76 | 2,9 2,47 | |
Трудоемкость ТО-2: — до корректирования — после корректирования | 12,6 12,6 | 9,1 7,28 | 10,8 9,18 | |
Трудоемкость TP (на 1000 км пробега): — до корректирования — после корректирования | 5,5 | 3,7 2,7 | 4,0 3,08 | |
Количество ежесменных обслуживании определяют по значению среднесуточного пробега:
ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
ЗИЛ-ММЗ-2502:
где — среднесуточный пробег автомобиля данной марки, км.
Количество сезонных технических обслуживаний:
ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
ЗИЛ-ММЗ-2502:
где 2- количество сезонных обслуживаний в год; - количество автомобилей данной марки.
Суточную программу по техническому обслуживанию автомобилей определяют отдельно по каждому виду обслуживания для каждой марки автомобилей:
ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
ЗИЛ-ММЗ-2502:
гдесуточное количество обслуживаний j-го вида i-й марки автомобилей в планируемом периоде; Д — количество рабочих дней в году участка или зоны обслуживания, выполняющих данный вид обслуживания. Для расчетов принятьД=253 дня. Т. е.
ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
ЗИЛ-ММЗ-2502:
Результаты расчетов по годовому и суточному количеству технических обслуживаний свести в табл. 10.
Таблица 10 — Расчетное количество ТО по видам обслуживания и маркам автомобилей
Показатели | Марка автомобиля | |||
ЗИЛ-433 110 | ЗИЛ-5301СС | ЗИЛ-ММЗ-2502 | ||
Количество автомобилей | ||||
Годовое обслуживание по видам: | ; | ; | ; | |
СТО | ||||
ТО-1 | ||||
ТО-2 | ||||
ЕТО | ||||
Суточная программа работ по видам ТО: | ; | ; | ; | |
ЕТО | ||||
ТО-1 | 1,6 | 0,6 | 2,3 | |
ТО-2 | 0,5 | 0,2 | 0,7 | |
Годовую трудоемкость работ по ТО определяют по выражению ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
подвижной состав автотранспортный трудоемкость ЗИЛ-ММЗ-2502:
где — годовая трудоемкость работ по i-му ТО для автомобилей одной марки, чел.-ч.
При определении трудоемкости сезонного ТО необходимо учитывать, что трудоемкость СТО определяется в процентном отношении от трудоемкости ТО-2 с учетом климатического района.
Трудоемкость работ по TP для автомобилей одной марки определяют по выражению:
ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
ЗИЛ-ММЗ-2502:
где — годовая трудоемкость работ по TP для автомобилей одной марки, чел.-ч.
Трудоемкость работ по самообслуживанию принимается в объеме 25−30% от суммарной трудоемкости ТО и TP
Результаты расчета трудоемкости работ по ТО и TP свести в табл. 11.
Таблица 11 — Трудоемкость работ по ТО и ремонту автомобилей, чел.-ч
Показатели трудоемкости на парк автомобилей | Марка автомобиля | |||
ЗИЛ-433 110 | ЗИЛ-5301СС | ЗИЛ-ММЗ-2502 | ||
Трудоемкость ЕТО | 6193,4 | 2550,24 | 6880,8 | |
Трудоемкость ТО-1 | 1286,44 | 286,88 | 1449,42 | |
Трудоемкость ТО-2 | 2053,8 | 1186,64 | 5397,84 | |
Трудоемкость СТО | 2053,8 | 1186,64 | 5397,84 | |
Суммарная трудоемкость работ ТО по марке автомобиля | 11 569,54 | 5210,4 | 19 125,9 | |
Суммарная трудоемкость работ по ТО на парк автомобилей () | 1 664 401,74 | |||
Трудоемкость TP по марке | 7741,8 | 1639,44 | 6763,88 | |
Суммарная трудоемкость работ по tp () | 16 144,92 | |||
Трудоемкость работ по самообслуживанию гаража () | 15 620,628 | |||
Общая годовая трудоемкость работ по гаражу | 1 697 167,29 | |||
Число рабочих, необходимое для выполнения работ по ТО и ТР, определяется по выражению ЗИЛ-433 110:
ЗИЛ-5301СС:
ЗИЛ-ММЗ-2502:
где — соответственно суммарная трудоемкость (по всему парку) ТО, ТР и работ, но самообслуживанию гаража; Ффонд рабочего времени исполнителя (принимается равным 1860−1950 ч).
Число рабочих, необходимое для выполнения отдельных видов ТО и ремонта, определяют аналогичным образом.
При определении числа ремонтных рабочих нужно учитывать следующее.
1. Нормативы трудоемкости ЕТО включают как уборочно-моечные работы, выполняемые обычно рабочими зоны ТО, так и контрольно-заправочные, выполняемые водителем. Объем уборочно-моечных работ составляет 50 — 60% обшей трудоемкости ЕТО. Нормативные трудоемкости ЕТО должны приниматься в расчет в том случае, если водитель не принимает участия в выполнении работ по ЕТО.
При выполнении водителем только контрольно-заправочных работ нормативные трудоемкости берут с коэффициентом 0,5 — 0,6. Кроме того, нормативы ЕТО должны быть уменьшены еще на 50 — 70%, если применяется механизированная мойка. Применение механизированной мойки обязательно для гаражей с числом автомобилей более 100.
2. Для выполнения работ по ТО-1 водителей привлекать не рекомендуется. Для выполнения работ по ТО-2, СТО и ТР предлагается привлекать водителей (50% объема работ).
3. Для выполнения ТО-1 и ТО-2 на потоке рекомендуется снижать трудоемкость на 15−25%.
В курсовом проекте необходимо рассмотреть 2 варианта организации работ по ТО и ТРс участием и без участия водителей. Результаты определения необходимого числа рабочих свести в табл. 12.
Таблица 12 — Результаты определения необходимого числа рабочих гаража
Вид обслуживания или ремонта | Расчетное число рабочих, чел. | ||
с учетом работы водителей | без учета работы водителей | ||
ЕТО | 4,2 | 8,4 | |
ТО-1 | 0,8 | 1,6 | |
ТО-2 | 2,3 | 4,6 | |
СТО | 2,3 | 4,6 | |
ТР | 4,35 | 8,7 | |
Работы по самообслуживанию | 8,4 | 8,4 | |
Требуется всего рабочих | 22,35 | 36,3 | |
Для определения метода организации ТО применяют рекомендации НИИАТ, согласно которым:
— ТО-1 грузовых автомобилей на тупиковых потоках производится по программе до 10 обслуживании в сутки; при большем числе обслуживании одноименных автомобилей в сутки ТО-1 проводится на поточной линии;
— ТО-2 грузовых автомобилей на тупиковых постах проводится по программе до 1−2 обслуживании в сутки; при суточной программе в 2−5 автомобилей обслуживание проводится на тупиковых постах с выделением поста смазки; при суточной программе более 6 автомобилей ТО-2 проводится на поточной линии.
Результаты внести в табл. 13.
Таблица 13 — Методы организации работ по ТО
Марка автомобиля | Суточная программа работ по ТО | Выбранный вариант организации работ по техническому обслуживанию | |||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-1 | ТО-2 | ||
ЗИЛ-433 110 | 1,6 | 0,5 | тупиковый | тупиковый | |
ЗИЛ-5301СС | 0,6 | 0,2 | тупиковый | тупиковый | |
ЗИЛ-ММЗ-2502 | 2,3 | 0,7 | тупиковый | тупиковый | |
Вывод В данной курсовой работе рассмотрено много вопросов, касающихся непосредственно производства технического обслуживания и текущего ремонта определенно взятых автомобилей. Рассмотрены такие вопросы, как расчет годовой производственной программы работ по ТО и ТР САТ, характеристики и конструктивные особенности автомобилей и т. д.
Использование типового проекта улучшит и даст возможность оценить трудоемкость работ технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, и периодичность их выполнения.
Литература
Кузнецов Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов /Е. С. Кузнецов, В. М. Болдин, В. М. Власов и др. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 2004 — 535 с.
Кузнецов Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. — М.: Транспорт, 1992 — 352 с.
Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов. Под ред. Е. С. Кузнецова. — М.: Транспорт, 1991; 413 с.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта /Минавтотранс РСФСР. — М.: Транспорт, 1983. 86 с.
Нормативные (вторые) части Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта по конкретным моделям автомобилей: семейство автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, автобусы ПАЗ и пр.
Справочник инженера-механика сельскохозяйственного производства: учеб. пособие. — М.: Росинформагротех, 2003. — Ч1. — 340 с.
Завьялов С. Н. Мойка автомобилей. — М.: Транспорт, 1984. — 184 с.
Крамаренко Г. В., Баринов И. В. Техническое обслуживание автомобилей. — М.: Транспорт, 1982.
Епифанов Л. И., Епифанов Е. А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Уч. Пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.-280 с.
Власов В. М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — М.: Центр «Академия», 2003.