Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Женщина в исламе: история и современность

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Как же преодолеть дискриминацию женщин? Необходимо правильное понимание специфики гендерного равенства в исламе. Важно помнить, что мусульманская женщина от рождения наделена всеми общечеловеческими правами и никто не имеет права лишать ее их. Но даже если эти положения будут соблюдаться внутри мусульманской общины, останется нерешенным вопрос: будет ли реализовано равенство с точки зрения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Эволюция образа мусульманки в исследованиях XX—XXI вв.
  • 2. Роль и место женщины-матери в исламе
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Женщина в исламе: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А дочь Пророка Фатима и по сей день является образцом скромности, образованности и мусульманской добродетели.

Из всего изложенного следует, что мусульманка не только принимала самое живое участие в общественно-политической жизни своей страны, но и всегда была опорой мужчине в трудных ситуациях, незаменимым помощником в хозяйстве и мудрым советчиком. Женщина в исламе на протяжении веков выступала в общественном сознании не только символом незыблемости и сохранности семейных устоев, но и традиций. В исламской традиции всегда превалировал материнский тип женщины, находящийся внутри природного порядка, подчиненный законам и задачам рода, символизирующий жизнь и приумножение, прирост бытия. Отсюда традиционное внимательное и уважительное отношение в исламской традиции к женскому началу (матери, жене, сестре, дочери).

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в современных научных исследованиях подчеркивается высокий статус женщины согласно канонам мусульманской религии. Однако признается неисполнение в нужной степени религиозных предписаний и, как следствие, дискриминация женщин в семье и в обществе. Многие авторы рассуждают о причинах, повлекших за собой унижение мусульманок и их закрепощение: во-первых, чаще всего толкователями выступают мужчины, которые интерпретируют священные писания в свою пользу, тем самым нарушая основы ислама. Некоторые исследователи отмечают противоречивые толкования одних и тех же аятов, а также говорят о многоплановости арабского языка. Местные многовековые традиции — адаты — в том или ином социуме часто смешиваются с основами религии и противоречат основам ислама. Однако люди, придерживающиеся таких традиций, считают, что живут согласно религиозным предписаниям, и таким образом дискредитируют своими поступками истинных мусульман.

Часто сами женщины не знают о своих правах. Мусульманка может потребовать выполнения своих законных прав или же обратиться непосредственно в соответствующие компетентные инстанции. В случае нарушения своих прав женщина может подавать иски в судебные инстанции или же давать показания в суде. Однако необразованные либо запуганные мусульманки зачастую не реализуют свои права.

Родился даже термин «исламский феминизм», который во многих случаях выражает требования соблюдения и обеспечения прав женщин в соответствии с нормами ислама, что дает мусульманкам возможность защищать и расширять свои права в патриархальном обществе, противопоставляя шариат и этнические обычаи, зачастую уходящие корнями в пережитки доисламского периода.

Как же преодолеть дискриминацию женщин? Необходимо правильное понимание специфики гендерного равенства в исламе. Важно помнить, что мусульманская женщина от рождения наделена всеми общечеловеческими правами и никто не имеет права лишать ее их. Но даже если эти положения будут соблюдаться внутри мусульманской общины, останется нерешенным вопрос: будет ли реализовано равенство с точки зрения западного общества? Ведь целью гендерного равенства на Западе является интеграция принципа равенства полов во все сферы, чтобы равенство продвигалось всеми слоями общества и не существовало никакой дискриминации.

До конца XX в. большинство специалистов по исламу имели критические взгляды при исследовании образа мусульманки и лишь немногие начинали говорить об истинном статусе мусульманки, осторожно намекая на высокое положение женщины в исламе. В XXI в. у подавляющего большинства авторов работ на данную тему не остается сомнений в том, что необходимо обратиться к истокам ислама и вернуть женщине-мусульманке права, данные свыше.

Список использованных источников

и литературы

Андреева Л.А., Андреева Л. К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. № 9. — С. 95−98.

Бакшеев С. Невеста Аллаха. — М.: Аст; Астрель, 2010; Юзик Ю. Невесты Аллаха: лица и судьбы всех женщин-шахидок, взорвавшихся в России. — М.: Ультра. Культура, 2003.

Bartkowski J.P., Read J.G. Veiled Submission: Gender, Power, and Identity Among Evangelical and Muslim Women in the United States // Qualitative Sociology. 2003. Vol. 26. № 1. — P. 71−92

Haddad Y.Y., Smith J.I., Moore K.M. Muslim women in America: the challenge of Islamic identity today. — Oxford: Oxford University Press, 2006.

Балтанова Г. Р. Мусульманка. — М.: Логос, 2005; Иноземцева Е. Н. К вопросу о положении женщин в исламе // Власть. 2009. № 12. — С. 96−98;

Искандарова А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. № 3 — С. 44−47.

Вагабов М. В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. 230 с.

Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. М.: Наука, 1978. 200 с.

Алиева К. Г. Женщины Советского Туркменистана. Ашхабад: Туркменгосиздат, 1950. 71 с.

Аминова Р. Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975. 335 с.

Гафурова К. А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917—1924 гг.). М.: Наука, 1972.

Набиева Р. А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе: Ирфон, 1973. 276 с.

Пальванова Б. П. Эмансипация мусульманки: опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М.: Наука, 1982.

Полетаев В. Е. Революционное движение в России в апреле 1917 г.: апрельский кризис. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 933 с.

Фролова Л. В. Статус женщины в исламе // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009.

№ 2. С. 148—154.

Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестн. Башк. ун-та. 2009. Т.

14, № 3. С. 924—927

Абдуллаева М. А. Правовое положение женщины в исламе // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. С. 569—575.

Балтанова Г. Р. Мусульманка. М.: Логос, 2005. 373 с.

Балтанова Г. Р. Руководство молодой мусульманки. СПб.: Диля, 2010. 224 с.

Вагабов М. В. Ислам и женщина. М.

: Мысль, 1968. 230 с.; Вагабов М. В. Ислам и семья.

М.: Наука, 1980. 172 с

Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.

Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.

Аль-Али Насер, Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. М., 2000. 200 с.

Мутаххари М. Правовой статус женщины в исламе / пер. с перс., примеч. М. Махшулова.

СПб.: Петерб. востоковедение, 2010. 288 с

Баш Х. Права женщины в исламе / пер. с тур. под ред. А. Хайдара. Казань: Мастер-Лайн, 2003.

Антипова А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социол. исслед. 2007. № 3. С. 111—118.

Сакр А. Семейные ценности в исламе: пер. с англ. СПб.: Диля, 2007. 192 с

Любовь и секс в исламе: сб. ст. и фетв. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Ансар, 2005. 304 с

Коран / Пер. Ю. И. Крачковского. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 537 с

Наджметдин М. О достоинствах женщины… Казань: Академия познания, 2006. 32 с

Нуруллина Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.

Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с

Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: изд-во Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.

Шариат: теория и практика / Под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: ТАУ, 2000. С. 197−201.

Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с

Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестник Башкирского Университета, № 3, 2009 г., с.924−927.

Андреева Л.А., Андреева Л. К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. № 9. — С. 95−98.

Бакшеев С. Невеста Аллаха. — М.: Аст; Астрель, 2010; Юзик Ю. Невесты Аллаха: лица и судьбы всех женщин-шахидок, взорвавшихся в России. — М.: Ультра. Культура, 2003.

B artkowski J.P., Read J.G. Veiled Submission: Gender, Power, and Identity Among Evangelical and Muslim Women in the United States // Qualitative Sociology. 2003. V ol. 26.

№ 1. — P. 71−92; Haddad Y.Y., Smith J.I., Moore K.M. Muslim women in America: the challenge of Islamic identity today. — Oxford: Oxford University Press, 2006.

Балтанова Г. Р. Мусульманка. — М.: Логос, 2005; Иноземцева Е. Н. К вопросу о положении женщин в исламе // Власть. 2009. №

12. — С. 96−98; Искандарова А. Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. №

3 — С. 44−47.

Вагабов М. В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. 230 с.

Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. 172 с.

Вагабов М. В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. 230 с

Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. М.: Наука, 1978. 200 с.

Алиева К. Г. Женщины Советского Туркменистана. Ашхабад: Туркменгосиздат, 1950. 71 с.

Аминова Р. Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975. 335 с.

Гафурова К. А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917—1924 гг.). М.: Наука, 1972.

Набиева Р. А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе: Ирфон, 1973. 276 с.

Пальванова Б. П. Эмансипация мусульманки: опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М.: Наука, 1982.

Мужчина и женщина равны, но различны. У них разные жизненные функции, но одинаковая цель — ибада, служение Богу. Гендерная проблематика в исламе является одной из самых противоречивых тем для дискуссий. Одни и те же аяты о положении мусульманской женщины трактуются по-разному. Автор статьи вслед за известными исламоведами, такими как Хайдар Башем, Г. Р. Балтанова, М. Мутаххари и др., склоняется к трактовке в пользу уважительного отношения к мусульманке и ее особому положению в семье и в обществе.

Полетаев В. Е. Революционное движение в России в апреле 1917 г.: апрельский кризис. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 933 с.

Вагабов М. В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. 230 с.

Фролова Л. В. Статус женщины в исламе // Вестн. Адыг.

гос. ун-та. Сер.: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2. С. 148—154.

Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестн. Башк. ун-та.

2009. Т. 14, № 3. С. 924—927

Абдуллаева М. А. Правовое положение женщины в исламе // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. С. 569—575.

Там же.

Балтанова Г. Р. Мусульманка. М.: Логос, 2005. 373 с.

Балтанова Г. Р. Руководство молодой мусульманки. СПб.: Диля, 2010. 224 с.

Вагабов М. В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. 230 с.; Вагабов М. В.

Ислам и семья. М.: Наука, 1980. 172 с

Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.

Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.

Там же

Там же

Аль-Али Насер, Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. М., 2000. 200 с.

Мутаххари М. Правовой статус женщины в исламе / пер. с перс., примеч. М. Махшулова.

СПб.: Петерб. востоковедение,

2010. 288 с

Там же

Там же

Баш Х. Права женщины в исламе / пер. с тур. под ред. А. Хайдара. Казань: Мастер-Лайн, 2003.

Там же

Там же

Антипова А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социол. исслед. 2007. № 3. С. 111—118.

Н.: Сакр А. Семейные ценности в исламе: пер. с англ. СПб.: Диля, 2007. 192 с

Любовь и секс в исламе: сб. ст. и фетв. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Ансар, 2005. 304 с

Там же

Там же

Коран / Пер. Ю. И. Крачковского. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 537 с

Там же.

Хадис (араб.) — вводимый иснадом (цепочка ссылок на рассказчиков), рассказ о поступках и высказываниях Мухаммада и его сподвижников

Наджметдин М. О достоинствах женщины… Казань: Академия познания, 2006. 32 с

Нуруллина Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.

Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с

Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: изд-во Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.

Шариат: теория и практика / Под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: ТАУ, 2000. С. 197−201.

Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с

Нуруллина Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.

Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестник Башкирского Университета, № 3, 2009 г., с.924−927.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.А., Андреева Л. К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. № 9. — С. 95−98.
  2. С. Невеста Аллаха. — М.: Аст; Астрель, 2010; Юзик Ю. Невесты Аллаха: лица и судьбы всех женщин-шахидок, взорвавшихся в России. — М.: Ультра. Культура, 2003.
  3. Bartkowski J.P., Read J.G. Veiled Submission: Gender, Power, and Identity Among Evangelical and Muslim Women in the United States // Qualitative Sociology. 2003. Vol. 26. № 1. — P. 71−92
  4. Haddad Y.Y., Smith J.I., Moore K.M. Muslim women in America: the challenge of Islamic identity today. — Oxford: Oxford University Press, 2006.
  5. Г. Р. Мусульманка. — М.: Логос, 2005; Иноземцева Е. Н. К вопросу о положении женщин в исламе // Власть. 2009. № 12. — С. 96−98;
  6. А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. № 3 — С. 44−47.
  7. М. В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. 230 с.
  8. Л. И. Арабская женщина и современность. М.: Наука, 1978. 200 с.
  9. К. Г. Женщины Советского Туркменистана. Ашхабад: Туркменгосиздат, 1950. 71 с.
  10. Р. Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975. 335 с.
  11. К. А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917—1924 гг.). М.: Наука, 1972.
  12. Р. А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе: Ирфон, 1973. 276 с.
  13. . П. Эмансипация мусульманки : опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М.: Наука, 1982.
  14. В. Е. Революционное движение в России в апреле 1917 г.: апрельский кризис. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 933 с.
  15. Л. В. Статус женщины в исламе // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2. С. 148—154.
  16. Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестн. Башк. ун-та. 2009. Т. 14, № 3. С. 924—927
  17. М. А. Правовое положение женщины в исламе // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. С. 569—575.
  18. Г. Р. Мусульманка. М.: Логос, 2005. 373 с.
  19. Г. Р. Руководство молодой мусульманки. СПб.: Диля, 2010. 224 с.
  20. М. В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. 230 с.; Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. 172 с
  21. З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
  22. З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
  23. Аль-Али Насер, Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. М., 2000. 200 с.
  24. М. Правовой статус женщины в исламе / пер. с перс., примеч. М. Махшулова. СПб.: Петерб. востоковедение, 2010. 288 с
  25. Баш Х. Права женщины в исламе / пер. с тур. под ред. А. Хайдара. Казань: Мастер-Лайн, 2003.
  26. А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социол. исслед. 2007. № 3. С. 111—118.
  27. А. Семейные ценности в исламе : пер. с англ. СПб.: Диля, 2007. 192 с
  28. Любовь и секс в исламе: сб. ст. и фетв. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Ансар, 2005. 304 с
  29. Коран / Пер. Ю. И. Крачковского. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 537 с
  30. М. О достоинствах женщины… Казань: Академия познания, 2006. 32 с
  31. Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.
  32. Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с
  33. З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: изд-во Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.
  34. Шариат: теория и практика / Под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: ТАУ, 2000. С. 197−201.
  35. Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с
  36. Л.М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестник Башкирского Университета, № 3, 2009 г., с.924−927.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ