Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическую свободу философ оценивает как итог, результат гармонического сочетания «внутренней» и «внешней» свободы личности. Всякая свобода добывается только через самоосвобождение. Человек, не сумевший освободить себя внутренне, не может быть творцом внешней, общественной свободы. Свободу можно приобрести лишь самому — в самостоятельном напряженном борении за личную духовную автономию… Читать ещё >

Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждением Высшего профессионального образования Тверской государственный университет

(ГОУ ВПО ТвГУ) Филиал в г. Ржеве Специальность 30 501 Юриспруденция Кафедра правовых дисциплин РЕФЕРАТ По дисциплине: История политических и правовых учений На тему: Роль Питирима Сорокина и Ивана Ильина в правовой мысли.

Выполнила Студентка 4 курса Шмелева Анастасия Игоревна Ржев, 2010

  • 1. Питирим Сорокин
    • 1.1 Биография Питирима Сорокина
    • 1.2 Политические и правовые учения Питирима Сорокина
    • 2. Иван Александрович Ильин
    • 2.1 Биография Ивана Александровича Ильина
    • 2.2 Политические и правовые идеи Ивана Александровича Ильина
    • Список использованной литературы

1. Питирим Сорокин

1.1 Биография Питирима Сорокина

Сорокин Питирим Александрович (1889 — 1968).

Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889−1904гг.). Мать была коми, отец — русский. До приезда в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи с арестом. В годы Первой русской революции (1905;1906 гг.) втянулся в революционную деятельность партии эсеров. Более трех месяцев провел в царской тюрьме. Его становление как социолога прошло в Санкт-Петербурге. Здесь он окончил вечернюю школу (Черняевские курсы), где провел два года. В 1909 г., то есть уже в 20-летнем возрасте сдал экзамены за гимназический курс. В 1909 г. поступил в Психоневрологический институт в С. — Петербурге, где проучился один год. Стремясь избежать призыва в армию, в 1910 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Будучи студентом третьего курса, опубликовал свою первую книгу «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913). Систему своих взглядов этого периода он сам позже охарактеризовал как «разновидность эмпирического неопозитивизма». Параллельно занимался революционной деятельностью и пару недель отсидел за это в тюрьме.

В 1917 г., после Февральской революции, социология в России приобрела характер официально признанной научной дисциплины. П. Сорокин в 1919;1922 гг. был руководителем межфакультетской кафедры, затем — отделения социологии Петроградского университета. В 1917 г. он принял активное участие в революции на стороне партии эсеров. После Октября 1917 г. встал в оппозицию большевистскому режиму, принимал участие в политической борьбе на Севере. В 1918 г. дважды арестовывался большевиками и находился на грани расстрела. В конце 1918 г. он прекратил активную политическую деятельность и 23 декабря 1918 г. был восстановлен в числе преподавателей юридического факультета Петроградского университета, где начал чтение курса «Уголовной социологии». В сентябре 1922 г. П. Сорокин с группой других ученых, не принимающих марксистскую идеологию и большевистскую политику, был выслан из Советской России. Жил и работал в Праге. В конце 1923 г. был приглашен для чтения лекций в США. Первые курсы читались в университетах Иллинойса и Висконсина, затем получил предложение занять место штатного профессора в Миннесотском университете.

В 1955 г., когда П. Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму.31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всех постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П. Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, Однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990;х гг. появляется интерес к П. Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

1.2 Политические и правовые учения Питирима Сорокина

Основные его учения основываются на социологии. Весной 1920 года им были написаны два тома «Системы социологии». В этой работе Сорокин, по собственному признанию, попытался запечатлеть «смутный абрис социологической науки» .

Вся социология делится на теоретическую и практическую.

В свою очередь, теоретическая социология распадается на три основных отдела:

1) «…на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения». Она дробится на два подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления, и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений;

2) «…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на три части: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов, учение о физиологических процессах в среде любой социальной группы, и третья часть изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти;

3)" …на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений ‹…› ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции" .

Практическая социология или «социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни ‹…› для наилучшего использования социально-психической энергии» .

Это видение структуры социологического знания Сорокин пронесет сквозь все годы своей научной деятельности. Многие версии и наметки двухтомника «Системы социологии», выпущенного в Советской России, он будет использовать и разрабатывать в своих работах американского периода.

Далее он, видя происходящее в России, становление тоталитаризма пишет новую книгу «Влияние голода на человеческое поведение, социальную жизнь и социальную организацию», которая закончена им в мае 1922 года и подготовлена к печати в кооперативном издательстве «Колос», цензура сначала безжалостно искромсала, а затем и вовсе запретила данное произведение. И не удивительно: в этой книге Сорокин проводит мысль о том, что тоталитарная идеология и голод — близнецы, что грубо сколоченному недемократическому режиму, построенному на принципе материального распределения не по заслугам перед страной и обществом, а перед руководящей партией, не выгодно изобилие, и продовольственная проблема тут будет решаться вечно, а голод будет выступать политическим орудием. Большинство революций, делал вывод Сорокин, в конечном счете разбивается при неверной деревенской политике. Политика большевиков в отношении деревни чревата голодом.

После эмиграции в Америку Сорокин пишет книгу «Социология революции». В сущности, она стала третьим томом «Системы социологии». В ней рассматривалось поведение людей из различных социальных групп во время революции, а также исследовался характер неизбежных постреволюционных изменений в составе общества. Любая революция, пишет Сорокин, влечет механическое перемещение человека, взятого индивидуально и коллективно в различной социальной среде, под которой понимается особое состояние, напластование, комбинация социальных групп. Революция нарушает обычную комбинацию, перетряхивает состав групп, какие-то группы уничтожает, создает новые. В этом процессе Сорокин выделяет несколько фаз: «Первая, короткая фаза, — эмоциональный, волевой, интеллектуальный протест против власти и ее разложения; вторая — „половодье“ — идет механическое перемещение людских составов верхних и низших ступеней социальной лестницы, часто эти перемещения сопровождаются террором и свирепыми войнами; последняя фаза — „река входит в свои берега“ — социальный порядок восстанавливается» .

Ученый выделяет «особое состояние революции» — потерю «исторической памяти» народа, поскольку каждая великая революция хочет начинать историю с даты собственного рождения. Отсюда культурное варварство и нигилизм по отношению к собственному прошлому, другим культурам.

Исследовав в общей сложности около 70 известных человечеству революций, Сорокин делает вывод: итоговый «позитив» каждой революции можно было достичь реформами, избежав тем самым огромного потока крови, неоправданного уничтожения материальных и духовных ценностей.

К 1927 году он заканчивает свою вторую американскую книгу «Социальная мобильность», которую можно считать четвертым томом «Системы социологии». Здесь Сорокин выделяет три главные составляющие социальной мобильности: экономическая стратификация (богат-беден); политическая (руководитель-исполнитель); профессиональная (мастер-подмастерье).

В итоге Сорокин сформулировал несколько закономерностей.

1. Социальная стратификация является вечной и функционально необходимой для сохранения общества. Причины стратификации — непреодолимое различие людей в умственной и физической силе, половые и возрастные различия и т. д.

2. Между всеми критериями стратификации постепенно складывается баланс, который достигается путем объединения различных линий — «богатый, управляющий, мастер» и «бедный, исполнитель, подмастерье» .

3. Существующие перемещения в обществе, которые в совокупности отличаются следующими чертами: постоянным воспроизведением, массовостью, законосообразностью, изменением статуса или групповой принадлежности, — составляют социальную мобильность и являются последней закономерностью функционирования социокультурной системы.

Далее Сорокин провел глубокие теоретические различия между горизонтальной и вертикальной мобильностью (перемещения с сохранением статуса и перемещения с его увеличением, либо уменьшением), а также подверг скрупулезному анализу основные лифты вертикальной мобильности (армию, семью, церковь, систему образования, политические организации, профессиональные и деловые союзы), через которые совершается циркуляция индивидов «вверх вниз» в системе страт.

Если «лифты» сломаны или закрыты, то перед нами «закрытое» общество, если они работают исправно — «открытое». В закрытом обществе в верхних стратах накапливается огромное количество вялых, дегенеративных лиц, а внизу — концентрируется энергичный, талантливый человеческий материал, не соответствующий своему положению.

И эти люди начинают чувствовать себя «социально не на месте». В этом случае общество нуждается в реформах.

Если они не произойдут, обществу придется расплачиваться революцией с ее стадиями — «половодьем», механическим перетряхиванием содержания страт и неизбежной затем стадией восстановления стратификации.

В конце 1936 года вышла его рукопись из трех томов «Социальной и культурной динамики», а четвертый, еще не готовый, том был её методологическим дополнением.

Тут решающую роль в общественной жизни Сорокин закрепил за знаниями или, как называл их сам автор, «нормами-законами» . Эти «нормы законы» выступают в различных формах: от простейших — 2×2 = 4 — до обширных суперсистем, охватывающих массу людей и их взаимодействий, существующих веками, комплексно объединяющих все виды духовной деятельности: религию, науку, язык, философию, этику, право.

Именно эти культурные суперсистемы и стали предметом исследования Сорокина. Он вычленил в мировой истории три вида суперсистем, которые отличались друг от друга мировоззренческим методом создания определенных ценностей.

Если в основе мировоззренческого метода лежат органы чувств человека, то он видит мир как сумму материальных объектов, находящихся в движении, потребности у него в основном материальные и способ их удовлетворения — эгоистическая переделка природы. Сорокин называет такую культуру «чувственной» , в ней царит культ эмпирической науки, промышленности, натурализма в искусстве, утилитаризма в этике. Прямо противоположная ей суперсистема — «умозрительная»  — опирается на данные разума, в этой культуре бытие видится как Абсолют, потребности — духовные, благочестивые, преобладают религиозные ценности, отношение к природе — смиренное, осмысление себя как органической части бесконечного бытия. Искусство в ней аллегорическое, этика — милосердия, альтруизма. Потребности в этой суперсистеме удовлетворяются путем внутренней переделки самого себя, аскетизма, самоусовершенствования.

И существует третья суперсистема, которая стремится синтезировать в себе две предыдущие. Такой синтез протекает в короткий исторический срок — 100−200 лет, тогда как" предыдущие суперсистемы могут существовать многие столетия. Этот последний тип Сорокин называет — «идеалистической» суперсистемой.

Названные суперсистемы постоянно находятся в движении, одна вытесняет другую. Победа одной означает гибель другой и одновременно зарождение третьей. Отсюда Сорокин выводит главные законы мировой истории — переход от одного типа культуры к другому с коротким идеальным балансом и далее циклическое повторение, смена суперсистем.

В феврале 1949 года при университете где он преподавал был основан и приступил к работе специальный Центр. Директором которого стал Сорокин с полным контролем всех фондов.

Результатом первого года работы Центра были три книги:

" Разработки в области альтруистской любви и альтруистского поведения: Сборник статей", «Восстановление гуманности» и «Альтруистская любовь» .

В этих трудах была предпринята попытка описать и сформулировать рабочее определение бескорыстной и созидающей любви и выяснить, каково положение с изучением данной проблемы в современной науке.

При этом Сорокин, выступая в этом же году на организованном Центром симпозиуме, считает доказанными следующие положения.

1. Бескорыстная, созидающая любовь — это сила, способная остановить агрессивные межличностные, межгрупповые и международные конфликты и превратить враждебные отношения в дружеские.

2. Любовь вызывает любовь, а ненависть рождает ненависть.

3. Бескорыстная и мудрая (адекватная) любовь является жизненной силой, необходимой для физического, умственного и нравственного здоровья. Альтруисты в целом живут дольше эгоистов.

Он выделяет три типа альтруистов.

1. Прирожденные — изначально обладающие целостной системой личностных качеств и ценностей. Такие люди тихо и естественно наращивают свой альтруистический потенциал без влияния каких-либо катастрофических событий или резких перемен в жизни.

2. Обращенные — их жизнь резко делится на два периода — доальтруистский и альтруистский. Переход происходит под воздействием личной или общественной катастрофы, протекает очень болезненно и длится от нескольких месяцев до нескольких лет.

3. Смешанный тип — несет в себе черты как прирожденных, так и обращенных альтруистов.

Опираясь на полученные данные о типах альтруистов, Сорокин поднимает вопрос о законе поляризации, который он сформулировал еще в своей работе «Человек и общество в эпоху бедствий» (1941). Сорокинский закон поляризации гласит: люди реагируют и преодолевают фрустрацию и невзгоды в зависимости от типа личности. Либо нравственно мужают и проявляют чудеса творчества и альтруизма (позитивная поляризация), либо деградируют, звереют, впадают в цинизм и самовозвеличивание (негативная поляризация).

Сорокин также пересмотрел господствующие ранее теории структуры личности и личностной интеграции. Вместо бытующего представления о ментальной структуре человека как двухслойного пирога — бессознательное (подсознательное) и сознательное (рациональное) — Сорокин сконструировал структурную схему личности, которая скорее напоминает кошелек с четырьмя отделениями:

1) биологически бессознательное (инстинкты, рефлексы);

2) биологическое сознание (представления, воображение);

3) социокультурное сознание (информация, которую мы получаем в семье, трудовом коллективе, партии, науке);

4) сверхсознание (осмысление интергальных связей бытия, мира в целом).

Именно сверхсознание Сорокин считает основным источником всех величайших достижений во всех отраслях культуры — от науки и изящных искусств до религии и этики.

Сверхсознание также является необходимым условием для того, чтобы стать «гением альтруистической любви» .

В 1960 году Сорокин принял участие в XIX Международном социологическом конгрессе в Мехико. Где почетный профессор Гарварда в отставке своим докладом по поводу «Взаимной конвергенции Соединенных Штатов и СССР на пути к обществу смешанного социокультурного типа» произвел на конгрессе настоящий фурор. В своем очерке Сорокин выступал сторонником мирного существования и сближения двух систем — капиталистической и социалистической, доказывая, что ни та, ни другая не являются «Эдемом на земле». Он призывал страны объединяться для решения объективно общих проблем — экологии, разоружения и создания новой системы ценностей. Однако в России данные идеи Сорокина были восприняты как злой умысел и нападки на «лучшую в мире советскую действительность» .

Итак, его взгляды на общество своего времени были по преимуществу негативными и пессимистическими, начиная с острого антагонизма к коммунистическому режиму в России и заканчивая западным миром также. Спасение мира он видел в альтруистической любви. Этот взгляд частично возник у него под влиянием Льва Толстого, любовь к России была постоянной в течение всей жизни. Его влияние на социальные науки через его книги и преподавание были необычайными.

2. Иван Александрович Ильин

2.1 Биография Ивана Александровича Ильина

Творчество И. А. Ильина (1883 — 1954) «солнечным светом» вошло в общественное сознание России в начале 1990;х годов. Классик отечественной литературы Василий Белов, скупой на похвалу, сказал на IX съезде писателей России: если бы я раньше был знаком с трудами Ивана Ильина, я бы жил и писал по-другому. «Относительно русской религиозной философии XX века, — писал Н. П. Полторацкий, ученик И. А. Ильина, профессор, — можно сказать, что много было званных, но мало избранных. … Ильин принадлежал к категории людей, по-настоящему избранных» .

Иван Александрович Ильин родился в Москве 28 марта (по старому стилю) 1883 года. Его родословная из заслуженных дворянских родов, служивших верой и правдой Отечеству и давших России целую плеяду образованных и талантливых потомков. Культурная и труженическая линия родословной, вероятно, во многом определила духовную и гражданскую направленность творчества И. А. Ильина, его высокий культурно-духовный ранг.

Дед — Иван Иванович Ильин (1799 — 1865) — инженер-строитель, полковник; он возводил Большой Кремлевский дворец, стал его комендантом. В Кремле жила семья деда, там же родился отец Ильина, крестным которого был Император Александр II. Отец философа, Александр Иванович (1851 — 1921), был губернским секретарем, присяжным поверенным округа Московской судебной палаты. Племянники И. А. Ильина по отцовской линии — выдающиеся люди — «писатели, врачи, искусствоведы». Внук тети И. А. Ильина И.Л. Андроников стал писателем, литературоведом, мастером устного рассказа. Мать философа — немка Каролина Луиза Швейкерт (1858 — 1942), приняла православие и после венчания стала Екатериной Юльевной Ильиной. Отец матери, Юлиус Швейкерт, доктор медицины, врач императорского вдовьего дома. Родственные связи Ильина по материнской линии замкнуты на семью Келдышей, в частности академика АН СССР Л. В. Келдыша.

Иван Ильин закончил с золотой медалью 1-ю Московскую классическую гимназию в 1901 году. В 1901 — 1906 годы он — студент юридического факультета Московского императорского университета. В августе 1906 года он венчался с Наталией Николевной Вокач (1882 — 1962). Отец Наталии Вокач — Николай Антонович Вокач — кандидат права, племянник Петра Витте, ее мать — Мария Андреевна Муромцева — родная сестра С. А. Муромцева, председателя 1-ой Государственной Думы. Наталия Николаевна занималась философией, искусствоведением, историей.

В период 1906 — 1909 годов И. А. Ильин публикует научные работы о философии И. Г. Фихте, Шеллинга, Гегеля, Руссо. В 1906 году состоялась его встреча с Л. Н. Толстым в Ясной Поляне. В 1909 году он — магистр государственного права, приват-доцент кафедры энциклопедии права и истории философии права Московского университета. В 1910 — 1912 годы Ильин пребывает в научной командировке (Германия, Италия, Франция), работает в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Берлина и Парижа; встречается с Риккертом, Гуссерлем, Зиммелем и другими философами, работает над диссертацией, посвященной философии Гегеля, следит за событиями в России. Модернистам «серебряного века», религиозно-духовным обновленцам этого периода он противопоставляет «предметное видение»; Н. Бердяеву, Вяч. Иванову, М. Волошину, А. Белому, «штейнерианцам» он «давал отпор». Его духовными авторитетами, отмечает Ю. Т. Лисица, были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, Феофан Затворник, а также его современники В. И. Герье, Е. Н. Трубецкой П.И. Новгородцев.

Если Февральскую революции Ильин воспринял как «временный беспорядок», то Отктябрь 1917 года — как катастрофу. Ильин публикует пламенные статьи против большевиков, устанавливает связь с одним из организаторов Белого движения генералом Алексеевым. Защита диссертации Ильина состоялась 19 мая 1918 года. Диссертационное исследование было столь основательно, что Ильину единогласно присудили сразу две степени — магистра и доктора государственных наук. Ильин становится профессором Московского университета.

Ильина арестовывали три раза в 1918 году, один раз в феврале 1920 года. Результатом последнего ареста в сентябре 1922 года явился приговор ГПу о высылке за границу.

Начался Берлинский период жизни. В Берлине образовался кусочек России — духовной, культурной, волевой. Ильин — один из создателей Русского научного института, декан юридического факультета, член-корреспондент Славянского института при Лондонском университете. Он ведет курсы энциклопедии права, истории этических учений, введение в философию и эстетику, учение о правосознании, устанавливает прочные отношения с деятелями Белого движения генералом А.А. фон Лампе, главнокомандующим Русской армии, генералом П. Н. Врангелем, создателем Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), митрополитом Анастасием, архиепископом Иоанном (Поммером), П. Б. Струве, В. Х. Давадцем и др.; участвует как делегат в работе Русского Зарубежного Съезда (1926), становится идеологом РОВСа; в 1926 — 1933 годы профессор Ильин выступает с лекциями и докладами в городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии, Австрии, Латвии на русском, немецком и французском языках. Он входит в редакцию газеты «Возрождение», активно публикуется в парижских газетах «Россия и славянство», «Русский инвалид», белградской «Новое время», рижской «Слово», нью-йоркской «Россия, джорданвилльской «Православная Русь», сотрудничает в журналах парижско-пражском «Русская мысль», рижском «Перезвоны», женевском «Новый путь», сан-францисском «День русского ребенка», является редактором-издателем журнала «русской волевой идеи» «Русский колокол» (1927 — 1930), сотрудничает с Национально-Трудовым Союзом Нового Поколения — молодежной организацией.

Научная деятельность Ильина в Берлинский период была такой же интенсивной, как и его политическая деятельность: в 1925 году выходит в свет его знаменитая книга «О сопротивлении злу силою», «Три речи о России (1934), «Что говорит мученичество Церкви в Советской России Церквам остального мира» (1936), «Творческая идея нашего будущего» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию (1938), «Мученичество церкви в России» (1937), «Христианство и большевизм (1937), «Наступление на Восточную церковь (1937). Ильин впечатляюще раскрывает благотворное социальное значение христианских ценностей и дьяволиаду антихристианства большевиков. Эта направленность его публикаций косвенно разоблачала и антихристианскую политику нацистской Германии. В 1934 году Ильин был уволен из Русского научного института за отказ вести свою научную и преподавательскую деятельность в согласии с национал — социалистической программой, в 1938 году арестовывают его литературные труды, запрещают публичные лекции. Благодаря помощи друзей Ильину с женой удалось выехать в Швейцарию. Наступил третий, швейцарский период его жизни.

Власти в Швейцарии отказывали Ильиным в праве на проживание в стране. От высылки в Германию чету Ильиных спас композитор Сергей Васильевич Рахманинов, внеся крупный залог (4000 швейцарских марок). Имея только вид на жительство, Ильин лишился права на постоянную работу. Власти запретили ему участвовать и в политической деятельности.

Ильин оставался верен себе. Он продолжает интенсивную научную, лекционную, конспиративную политическую деятельность, помогает эмигрантам из России, осуществляет тематическое издание «О грядущей России», публикует серию статей: «О цельной вере», «Возрождение русской государственности», «Где мы и куда нам идти», «Очертания будущей России», «Расчленителям России» «Чем я служу», «Против соблазна», «Самостояние России», «О русской национальной идее», «О зле» и др.; выходит в свет на немецком языке выдающийся философско-художественный триптих «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» (1938), «Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний», «Взгляд в даль Книга размышлений и упований» (1945). Анонимно или под псевдонимом Ильин опубликовал для единомышленников из РОВСа 215 бюллетеней, которые были посмертно опубликованы издательством РОВСа в виде двух томов под общим названием «Наши задачи». «Наши задачи» настолько актуальны для современной России, что, читая их, вспоминаешь слова писателя Василия Ивановича Белова — тот, кто не знает, что делать, пусть прочтет Ивана Ильина; все, что ни возьмешь у Ильина, все подсказывает нам, что делать, и не надо ничего изобретать. Завершает литературную деятельность Ильина его фундаментальный труд «Аксиомы религиозного опыта», который был издан при жизни автора в 1953 году благодаря самоотверженности и помощи промышленника Владимира Павловича Рябушинского, потерявшего зрение над редактированием текста Ильина.

Дважды Ильин терял все средства жизни и начинал все заново. Горек хлеб на чужбине. Силы ему давали вера православная, служение Родине — Матери, горение его «поющего сердца» и поддержка друзей-единомышленников. К Ильину тянулись и разделяли его чаяния духовно лучшие люди: писатели И. С. Шмелев и Г. В. Офросимов, творцы музыки С. В. Рахманинов и Н. К. Метнер, гений театра К. С. Станиславский, владыка Иоанн (Помер), художники М. В. Нестеров и Е. Е. Климов, военные П. Н. Врангель и А.А. фон Лампе. Духовно-культурный ранг Ильина состоялся и благодаря его дружескому окружению.

Ильин воспринимал Россию многолико: он видел Россию добольшевистскую и большевистскую, созерцал Россию из-за рубежа и прозревал оттуда Россию грядущую. Он видел в России то, что нам, ныне в ней живущим, пока еще не дано ощутить. И в многоликости России он прозревал то, что Господь задумал о ней. Поэтому он верен был до своей кончины замыслу Божию о России, зорко видел те круги, которые «варят антихриста» и завещал: «Эту линию духа, нить духа — надо по-ариадниному вести через весь лабиринт Минотавра» .

Пятый период состоит в возвращении духовного наследия Ильина на Родину, в Россию. На Родину возвращен прах И. А. Ильина, о его творчестве на центральном телевидении вышли два фильма Алексея Денисова. Общероссийское общественное движение «Россия Православная» учредило медаль имени И. А. Ильина «За развитие русской мысли». Медалью № 1 посмертно награжден 18 сентября 1998 года ученик и последователь И. А. Ильина профессор Питтсбургского университета Николай Петрович Полторацкий (1921 — 1990), создатель Архива И. А. Ильина, много сделавший на ниве пропаганды наследия мыслителя. Продолжается издания Собраний сочинений Ильина. В Екатеринбурге Уральский институт бизнеса носит имя И. А. Ильина, усилиями этого института совместно с Екатеринбургской епархией проведены 6 международных чтений посвященных творчеству выдающегося мыслителя, учреждены научные премии И. А. Ильина, которыми удостоены свыше 10 исследователей.

Все эти и последующие шаги в возвращении наследия И. А. Ильина будут с каждым годом постепенно приоткрывать «замутненному» общественному сознанию России жизненную значительность, величие и красоту духовного — культурного ранга мыслителя и обнажать необходимость смены курса в политике страны — в областях культуры и воспитания, политики и хозяйства. «Относительно русской религиозной философии XX века, — писал Н. П. Полторацкий, — можно сказать, что много было званных, но мало избранных. В идейном наследии каждого из русских философов есть, конечно, немало — а в некоторых случаях и много — ценного, но только немногие из этих философов могут быть отнесены к категории учителей, духовно-идейных водителей — в точном смысле этих слов. Ильин принадлежал к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть чему поучиться. И нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и Животворящего Креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие — предметно компетентные и ответственные — учители и нужны в наше смутное и трудное время. И конечно, именно такие нужны будут и в будущем» .

2.2 Политические и правовые идеи Ивана Александровича Ильина

Правовая мысль в отношении социализма. Первое условие «социальности» — это бережное отношение к человеческой личности: к ее достоинству, к ее свободе. Порабощение и унижение человека исключает «социальность», ибо социальность есть состояние духа; порядок духовной жизни; говорить о социальности, унижая человека, делая его рабом, — нелепо и лицемерно. Сытые холопы остаются холопами; роскошно одетые и в комфорте живущие рабы не перестают быть рабами и становятся тупыми, развратными и самодовольными рабами. Режим угроз, страха, доносов, шпионажа, лести и лжи никогда не будет социален, несмотря ни на какую возможную «сытость». Человеку нужны, прежде всего, — достоинство и свобода; свобода убеждений, веры, инициативы, труда и творчества. Только достойный и свободный человек может осуществить живую справедливость и живое братство. Рабы и тираны всегда будут хотеть другого и проводить в жизнь обратное.

Итак, «социальность» есть цель и задача государственного строя, создаваемого, по слову Аристотеля, «ради прекрасной жизни». «Социализм» же есть только один из способов, предложенных для осуществления этой цели и этой задачи. «Социальность» нужна при всяких условиях; а «социализм» — только при том условии, если он действительно осуществляет «социальность» .

Общность имущества вообще есть дело претрудное и требующее легкой и свободной добровольности. Но именно добровольную общность не следует смешивать ни с социализмом, ни с коммунизмом (как делают анархисты коммунисты).

Неразделенный крестьянский двор, где ссорятся две-три семьи,-не есть образчик социализма. Добровольную общность части имущества мы наблюдаем в артели, в ученом обществе, у студенческой организации, у скаутов, у «Соколов», в кооперативе, в акционерной компании и т. д. Во всем этом нет никакого социализма, ибо это есть общность добровольная, не отменяющая частную собственность и могущая быть прекращенною. Социализм же принудителен, окончателен, бессрочен и враждебен частной собственности.

Элемент социализма имелся в русской крестьянской общине, государственно-принудительной, бессрочной и ограничивающей свободное распоряжение землей. Община казалась целесообразной и «социальной» потому, что связанные ею крестьяне старались преодолеть ее отрицательные стороны справедливым распределением пользуемой земли и весомого бремени (переделы по едокам и круговая порука). Но на деле это повело к аграрному перенаселению в общине и во всей стране, к экстенсивности и отсталости крестьянского хозяйства, к стеснению и подавлению личной хозяйственной инициативы, к аграрным иллюзиям в малоземельной крестьянской среде и потому к нарастанию революционных настроений в стране, ибо замаринованные в общине крестьяне воображали, будто в России имеется неисчерпаемый запас удобной земли, который надо только взять и распределить, — тогда как осуществившийся в начале революции «черный передел» дал им на самом деле прирезок в две пятых одной десятины на душу (чтобы затем отнять у них и все остальное).

Говорил Ильин и о государственной форме, которое есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличные к жизни народов, а строй жизни и живая организация народа. Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно «так» — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию. Иными словами: именно живое правосознание народа дает государственной форме осуществление, жизнь и силу; так что государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторического нажитого народом политического опыта, от силы его воли и от его национального характера.

Нелепо вводить в стране государственную форму, не считаясь с уровнем и с навыками народного правосознания. Государственная форма должна считаться с территориальными размерами страны и с численностью ее населения.

Далее, государственная форма должна считаться с климатом и с природою страны. Суровый климат затрудняет всю организацию народа, все сношения, все управление. Природа влияет на характер людей, на продовольствие страны, на ее промышленность; она определяет ее географические и стратегические границы, ее оборону, характер и обилие ее войн. Все это должно быть учтено в государственной форме. Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам. Но эта опасность может быть и преодолена: природой страны и горным свободолюбием солидаризирующихся народов (Швейцария); или же долгим и свободным эмигрантским отбором, заокеанским положением страны и торгово-промышленным характером государства (Соединенные Штаты); или же — наконец — религиозно-культурным преобладанием и успешным политическим водительством численно сильнейшего племени, если оно отличается настоящей уживчивостью и добротой (Россия).

Выводы. Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой.

Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему, и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным

Итак, Государство по самому существу своему есть организация не частно-правовая, наподобие кооператива, добровольно-свободная, а публично-правовая, властно-повелительная, обязательно-принудительная. И этим одним уже предопределено, что оно никогда не перестает быть учреждением и никогда не превратится в корпорацию чистой воды. Дух учреждения может временно отступать на задний план, но горе той республике или демократии, в которой он выветрится совсем! В час смуты, революции, войны, стихийного бедствия, общей опасности, голода, заразы — самая демократическая, архифедеративная республика вспомнит о ведущей, повелевающей и принудительной опеке учреждения и не будет решать «все через народ», как этого требовали наши русские сверхдемократические головотяпы в 1917 году.

Для И. А. Ильина очевидны преимущества монархического правления перед республиканским. В книге «О монархии и республике» он выделяет около 20 моментов, характеризующих противоположность этих форм правления, главные из которых: олицетворение государственного дела, народа в монархе — растворение личного начала в республике; религиозно-мистическое отношение к верховной власти в первом случае — утилитарно-рассудочное восприятие ее во втором; ощущение государства как великой семьи, спаянной кровью предков и общей историей — отношение к государству как конгломерату индивидуумов; пафос верности природному монарху — избрание того, кто республиканцу удобен или выгоден, и т. п.

Свое отрицательное отношение к духу республиканства (особенно в России) Ильин выражал, напрямую связывая его с духом революционности, утверждая, что Россия распалась от «водворения» в ней духа политической интриги, классового интереса и честолюбия, свойственный республиканству. Поэтому, по мысли Ильина, «возрождение России невозможно на республиканских путях. Но и просто провозгласить монархию нельзя, монархия „не предрешена“, надо „уметь иметь Царя“. Монархия должна быть подготовлена религиозно, морально и социально, и такую подготовку Ильин связывает с возрождением русского национализма»

Политическую свободу философ оценивает как итог, результат гармонического сочетания «внутренней» и «внешней» свободы личности. Всякая свобода добывается только через самоосвобождение. Человек, не сумевший освободить себя внутренне, не может быть творцом внешней, общественной свободы. Свободу можно приобрести лишь самому — в самостоятельном напряженном борении за личную духовную автономию. По Ильину, если от пользования политической свободой внутреннее самовоспитание людей крепнет, а уровень нравов и духовной культуры повышается, то политическая свобода дана вовремя и может быть закреплена, институционализирована. Если же от пользования политической свободой происходит падение нравов и духовной культуры, если обнаруживается избирательная, парламентская и духовная продажность, если внутреннее самовоспитание уступает место «разнузданию», то такая свобода оказывается данному народу не под силу и должна быть урезана. Народ, теряющий способность к самовоспитанию, впадает в состояние «больного духовного самочувствия». Это подрывает волю к государственному единению и создает предпосылки для тоталитаризма. А тоталитаризм — это потеря «духовного достоинства народа». Там, где это достоинство есть, тоталитарный режим и не возникает. Однако при его утрате народ чувствует свое бессилие, обреченность, появляется то особое «ощущение бесчестья», на котором основывается тоталитаризм.

Тоталитарный режим по Ильину — политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Это есть Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное — позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное — запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление — всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

Тоталитаризм, по Ильину, может принимать самые различные формы. Например, теократической была деятельность католического монаха XV в. Савонаролы, а также Кальвина в XVI в., причем последний пытался подвергнуть государственному регулированию не только веру, но и нравы, развлечения и даже «выражение лиц» у женевских граждан. Задолго до Ханны Арендт, автора книги «Истоки тоталитаризма» (1951), Ильин выступил в роли глубокого аналитика данной темы, показав, что и социализм вполне может сочетаться с тоталитаризмом («Заговор равных» Бабёфа, «сталинократия» в России). Он считал, что даже «демократическое государство может выдвинуть и тоталитарно-настроенное большинство». Разумеется, тоталитаризм в его «правой», национал-социалистической разновидности также бездуховен и бесчеловечен, как и его «левые» разновидности. «Правый тоталитаризм, — пишет Ильин, — ничуть не лучше левого тоталитаризма» .

1. Ильин И. О тоталитарном режиме // Из работы «О грядущей России» .

2. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948;1954 гг. В 2 т. Т.2.Л., 1992.

3. иван ильин и россия: Неопубликованные фотографии и архивные материалы / Автор — сост. Ю. Т. Лисица. — М., 1999.

3. Питирим Сорокин за 90 минут / Ю. Медведько. — М.: АСТ: Сова, 2006.

4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005.

5. Иван Ильин и художественная культура России // материалы межвуз. студ. науч.-практ. конф., — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. — пед. ун-т», 2008.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой