Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы формирования денежно-кредитной политики в открытой малой экономике переходного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование институтов рыночной экономики и оптимального разграничения их полномочий в условиях переходной экономики также требует теоретической проработки и практической апробации. Концепция независимости центрального банка в условиях переходной экономики также требует уточнения. Представляет интерес определение пропорции между политической и инструментальной независимостью. Политическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Макроэкономические аспекты теории денег
    • 1. 1. Классическая теория денег, цен и процента
    • 1. 2. Кейнсианская теория денег, цен и процента
    • 1. 3. Стабильность цен и независимость центрального банка
  • Глава 2. Факторы независимости центрального банка в Кыргызской Республике
    • 2. 1. Структурные характеристики экономики переходного типа
    • 2. 2. Взаимодействие денежно-кредитной политики с налогово-бюджетной политикой
  • Глава 3. Перспективы денежно-кредитной политики * в Кыргызской республике
    • 3. 1. Альтернативные режимы денежно-кредитной политики
    • 3. 2. Режим денежно-кредитной политики в Кыргызской республике
    • 3. 3. Таргетирование инфляции

Теоретические основы формирования денежно-кредитной политики в открытой малой экономике переходного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кыргызская Республика осуществляет построение рыночной социально-ориентированной экономики. За исторически короткий отрезок времени были сформированы основы рыночной экономики, вместе с тем переходный период еще не завершен. Современная наука накопила обширный теоретический материал и практический опыт макроэкономического управления экономикой, который в большей степени наработан для стран с развитой устоявшейся рыночной экономикой. Известны основные подходы к макроэкономической стабилизации, которые заключаются: (1) в отказе от регулирования, поскольку экономика должна автоматически возвращаться в состояние равновесия, (2) краткосрочном или антициклическом регулировании, (3) долгосрочном регулировании на основании правил, но допускающих гибкость по отношению в краткосрочном периоде. Процессы, происходящие в переходной экономике, специфичны, поэтому сложно сделать выбор стратегии макроэкономической стабилизации, которая должна учитывать рекомендации экономической теории и условия конкретной экономики.

Стабильность цен является одним из условий устойчивого экономического развития. Это положение получило признание у экономистов и легло в основу деятельности центральных банков. Вместе с тем, остается ряд проблем, которые требуют дальнейших исследований. Они связаны с отсутствием общепризнанного определения стабильности цен и количественных оценок ее. Продолжаются дискуссии об оптимальной скорости снижения инфляции, последствиях для реального сектора, подходах к институциональному устройству центрального банка.

Формирование институтов рыночной экономики и оптимального разграничения их полномочий в условиях переходной экономики также требует теоретической проработки и практической апробации. Концепция независимости центрального банка в условиях переходной экономики также требует уточнения. Представляет интерес определение пропорции между политической и инструментальной независимостью. Политическая независимость связана с возможностью центрального банка самостоятельно устанавливать значение для целевого показателя инфляции. Инструментальная независимость обусловлена способностью центрального банка выбирать инструменты денежно-кредитной политики, объем проводимых с ними операций, отсутствием преобладание целей налогово-бюджетной политики. Деятельность центрального банка подвержена действию факторов, которые оказывают влияние на независимость центрального банка и эффективность денежно-кредитной политики. Эти факторы можно условно разделить внутренние и внешние. Условия, которые формируются вне национальной экономики, например, процессы глобализации, не находятся под контролем и с ними приходиться считаться при разработке и реализации денежно-кредитной политики. Условия, которые формируются внутри национальной экономики, одновременно являются объектом реформирования. Исследование глобализации является обширной самостоятельной темой, поэтому в данном исследовании акцент сделан на внутренние факторы.

Стабильность цен может быть обеспечена различными способами или с помощью различных режимов денежно-кредитной политики. Выбор режима денежно-кредитной политики представляется сложной проблемой, не получившей однозначного теоретического решения. В настоящее экономическая наука рассматривает следующие основные режимы денежно-кредитной политики: таргетирование предложения денег, таргетирование курса валюты и таргетирование инфляции. В переходной экономики осуществление денежно-кредитной политики связано с существованием множественности целей, что предполагает использование промежуточного режима. Экономическая теория предсказывает, что промежуточные режимы не устойчивы, хотя на практике они получили широкое распространение.

Актуальность исследования заключается в том, что осуществляется анализ рекомендаций экономической теории по макроэкономической стабилизации, концепции стабильности цен и независимости центрального банка, выбора режима денежно-кредитной политики для малой открытой экономики переходного типа на примере Кыргызской Республики.

В Кыргызской Республике проводились исследования, связанные с обоснованием введения национальной валюты и посвященные некоторым аспектам денежного регулирования, в частности, в этом направлении работают академик Национальной академии наук Кыргызской Республики Т. Койчуев, В.Кумсков. Однако проблематика оптимальности денежно-кредитной политики, независимости Национального банка, выбора и обоснования режима денежно-кредитной политики изучена недостаточно.

Теоретические основы денежного регулирования заложили Давид Юм, Адам Смит, Давид Рикардо, Альфред Маршалл, Ирвинг Фишер, Кнут Вик-селль, Джон Мейнард Кейнс, Милтон Фридмен и многие другие. Российская наука представлена трудами ученых из Российской академии наук, Института экономики переходного периода и других научных организаций.

Различные аспекты независимости центрального банка представлены в исследованиях Ф. Прескотта, Э. Кудланда, К. Рогоффа, К. Уэлша, М. Фридмена, А. Либермана, М.Вудфорда. Взаимодействие денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики нашли отражение в трудах Дж. Кейнса, Уоллеса, Т. Серджента, Р. Барро, К. Симса, ЛСвенсона, Р. Манделла и др. В области проблемы выбора режима денежно-кредитной политики работают Ф. Мишкин, М. Фридмен, М. Вудфорд и др.

Методологической и теоретической основой диссертации служит труды ученых-экономистов в области политической экономии, макроэкономического анализа, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Информационной базой исследования выступают официальные публикации Национального статистического комитета Кыргызской Республики, Министерства финансов Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республики, документы Правительства Кыргызской Республики, материалы Международного валютного фонда, Всемирного банка, Национального бюро экономических исследований и зарубежных центральных банков.

Объектом исследования являются макроэкономические аспекты денежного регулирования в малой открытой экономике переходного типа. Предметом исследования являются подходы к макроэкономической стабилизации, стабильность цен, независимость центрального банка и альтернативные режимы денежно-кредитной политики.

Целью исследования является выбор режима денежно-кредитной политики с точки зрения перспектив его практического применения в Кыргызской Республике. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

• анализ различных подходов к обеспечению макроэкономической стабильности и стабильности цен;

• анализ факторов независимости центрального банка;

• сравнительный анализ альтернативных режимов денежно-кредитной политики;

• выработка рекомендаций по переходу на режим таргетирования инфляции в Кыргызской Республике.

Научная новизна диссертационного исследования:

• выдвинута аргументация в пользу разработки и реализации макроэкономической политики, основанной на достижении долговременных целей;

• уточнено положение о целесообразности использования промежуточных режимов денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой;

• проведено исследование особенностей независимости центрального банка применительно к экономике переходного типа.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на материалах Кыргызской Республики проанализированы: (1) макроэкономическая политика и динамику макроэкономических показателей с точки зрения внутреннего и внешнего равновесия, (2) чувствительность экономики к инструментам денежно-кредитной политики, (3) взаимодействие денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Положения диссертации могут использоваться при подготовке основных направлений денежно-кредитной политики на долгосрочный период, планировании действий по переходу на режим таргетирования инфляции, разработке механизма взаимодействия правительства и центрального банка. Материалы исследования могут быть использованы для подготовки учебных материалов по изучению проблем макроэкономической стабилизации, обеспечения стабильности цен, независимости центрального банка в странах с экономикой переходного типа.

Результаты исследования докладывались на научных конференциях и семинарах. Содержание диссертации опубликовано в статьях, тезисах докладов на научных конференциях и семинарах. Материалы диссертации нашли отражение при подготовке годовых отчетов Национального банка, публикации «Обзор инфляции в Кыргызской Республике», практической работе по проблемам денежно-кредитной политики. Тезисы исследования прошли обсуждение на кафедре «Банковский менеджмент» Кыргызского Национального Университета имени Баласагына.

Заключение

.

Результатами проведенного исследования является обобщение рекомендаций современной макроэкономической теории и теории денег по достижению стабильности цен. Проведен анализ независимости центрального банка — необходимого условия достижения и поддержания стабильности цен, альтернативных режимов денежно-кредитной политики и выработаны практические рекомендации по перспективам денежно-кредитной политики в Кыргызской Республике.

Важнейшие положения и рекомендации состоят в следующем.

1. Концепция долгосрочного развития в наибольшей степени подходит для экономики Кыргызской Республики.

Современная макроэкономическая теория и ее составляющая — теория денег — описывает экономику в терминах общего равновесия и отклонений от него в результате шоков и экономической политики. С целью повышения прикладной значимости макроэкономическая теория дополняется элементами микроэкономики, которые описывают поведение экономических агентов и несовершенства рынка на макрои микроуровне. Критерием равновесия является полная занятость ресурсов и динамическое равновесие или траектория экономического роста с постоянными темпами (steady state).

Понятие равновесия для экономики переходного типа менее очевидно, так как в ней происходят значительные изменения структуры за исторически короткий период времени, что затрудняет определение равновесного уровня макроэкономических показателей. В отличие от стран с развитой экономикой изменения структуры связаны с формированием принципиально нового экономического уклада, а не просто с адаптацией к изменениям внешней или внутренней среды.

В этой связи представляется правомерным использовать концепцию внутреннего и внешнего равновесия, критериями которого выступает динамика общего уровня цен (инфляция) и счета текущих операций (торговый баланс). На начало трансформации экономика Кыргызстана характеризовалась значительными отклонениями от внутреннего и внешнего равновесия. Наблюдалась высокая инфляция, спад производства и дефицит внешнеторговых операций. Результатом проводимых реформ стало снижение инфляции до уровня менее 10 процентов на протяжении нескольких лет и сокращение дефицита счета текущих операций, что отражает формирование и расширение рыночного сектора экономики, а также тенденцию к возникновению равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Вместе с тем, тенденция к формированию общего равновесия имеет специфику. В экономике сохраняются дисбалансы на отдельных рынках, которые имеют структурный долгосрочный характер. На отдельном рынке складывается определенный уровень спроса и предложения, что не означает автоматического формирования общего равновесия. Экономическая теория анализирует факторы, которые препятствуют достижению равновесного уровня, например жесткость заработной платы или цен. Для экономики Кыргызской Республики можно привести в качестве примера следующие характерные дисбалансы. Высокий уровень безработицы обусловлен дефицитом производственного капитала и недостаточным уровнем спроса, в том числе внешнего, а не чрезмерно высокой оплатой труда. Ставка процента по кредитам содержит риск-премию, которую невозможно снизить средствами денежно-кредитной политики. Низкий внутренний спрос обусловлен, в том числе значительными размерами вне рыночного сектора экономики. К основным структурным характеристикам экономики, которые ограничивают ее потенциал, относятся бедность, неоднородность экономики, государственный долг, слабость институтов, в том числе финансовых, неустойчивый спрос на деньги и долларизация.

Экономика Кыргызской Республики приблизительно до 2000 года демонстрировала поведение, которое соответствовало наиболее ранним версиям количественной теории. Резкое сокращение совокупного предложения привело к преобладанию совокупного спроса, наблюдалось несбалансированность бюджета. В этих условиях повышение предложения денег в течение короткого промежутка времени приводило к росту цен. Отсутствовали рыночные институты финансового рынка и возможности сбережения. Частично функции национальной валюты стала выполнять иностранная валюта.

Попытка поддержать производство, продукция которого потеряло спрос, не увенчалось успехом. Применение рекомендаций монетаризма способствовали сдерживанию совокупного спроса. Были приняты меры по формированию финансового сектора и отказу от централизованного кредита. Курс валюты использовался в качестве номинального якоря. После 2001 года связь между инфляцией и предложением денег нарушилась.

В условиях Кыргызской Республики не оправдалось положение о стимулирующем характере дефицита бюджета. Во многом они носили вынужденный характер, поскольку были направлены на поддержание минимального уровня потребления и формирование рыночной экономики. Переход на финансирование дефицита бюджета за счет иностранного кредита позволил резко сократить инфляцию, но привел к нарушению внешнего баланса и образованию высокой задолженности государства.

Опыт трансформации до 1999 года показал, что достижение краткосрочной макроэкономической стабилизации сопряжено с возникновением новых дисбалансов, что привело к пониманию о необходимости перехода к устойчивому долгосрочному развитию. В 1999 году Кыргызская Республика приступило к разработке долгосрочной стратегии Комплексная основа развития до 2010 года, которая была утверждена в 2000 году. Важное место в ней занимает концепция стабильности цен, которая является необходимым условием устойчивого развития экономики и сокращения бедности.

Механизмы саморегуляции или автоматической стабилизации экономики слабы, требует длительного времени, высоких издержек, равновесный уровень не обязательно соответствует желаемому уровню. Краткосрочная стабилизация решает одни проблемы, но приводит к возникновению новых проблем.

Таким образом, применение экономической теории в условиях переходной экономики требует критического осмысления. Экономика стремится к динамическому общему равновесию, однако несовершенство структуры экономики вызывает отклонения от него. В Кыргызской Республике устойчивое развитие должно обеспечиваться экономической политикой, которая ориентируется на долгосрочные целевые показатели.

2. Денежно-кредитная политика, основанная на концепции стабильности цен, создает предпосылки для устойчивого экономического роста и сокращения бедности в Кыргызской Республике.

Опыт трансформации экономики Кыргызской Республики подтвердил выводы экономической теории о несовместимости высокой инфляции и экономического роста. Спецификой ее экономики является низкий уровень доходов населения и высокий удельный вес мелкого бизнеса. Как известно, именно малообеспеченное население и мелкий бизнес в наибольшей степени страдают от инфляции. Низкая предсказуемая инфляция является необходимым условием расширения внутреннего спроса и формирования национального капитала. Повышение доверия к национальной валюте усиливает устойчивость экономики.

Долгосрочные цели по инфляции способствуют усилению прозрачности и координации экономической политики в целом. При этом низкая инфляция не является самоцелью, она выступает в качестве необходимого условия устойчивого экономического развития.

3. Использование концепции консервативного центрального банка целесообразно в период высокой инфляции. При стабилизации инфляции на низком уровне достаточно сохранить инструментальную независимость центрального банка.

Знаменитая «неприятная арифметика» и фискальная теория уровня цен свидетельствуют о том, что независимости центрального банка недостаточно для обеспечения стабильности цен. Необходимость независимого центрального банка обосновывается возможностью склонности к инфляции (inflation bias) с целью достижения краткосрочных результатов макроэкономической стабилизации в ущерб долгосрочным интересам экономики и общества. В странах переходного типа рыночные институты находятся в процессе становления. Центральный банк и правительство осуществляют поиск оптимального разграничения целей, функций, инструментов. Они находятся под воздействием сильного политического давления, страдают от неэффективности механизмов согласования и реализации экономической политики.

В Кыргызской Республике за основу институционального обеспечения независимости Национального банка была принята концепция консервативного центрального банка, которая предполагает самостоятельный выбор целевого показателя по инфляции. Экономическая теория признает, что оптимальным является делегирование центральному банку полномочий по достижению стабильности цен путем самостоятельного выбора инструментов денежно-кредитной политики или инструментальная независимость. Определение целевого показателя является политическим выбором и должно осуществляться правительством.

Выбор концепции консервативного центрального банка объясняется задачами переходного периода, он позволил успешно снизить темпы роста потребительских цен. Вместе с тем, данная концепция обладает теоретическими недостатками. При определенных условиях статус консервативного центрального банка может стать причиной неоптимальной политики. Анализ текущего состояния экономики и взаимодействия правительством показывает, что именно инструментальная независимость Национального банка требует усиления. Ограничения инструментальной независимости Национального банка имеет структурный характер. Дефицит инструментов денежно-кредитной политики обусловлен слабым развитием финансового рынка и его институтов. Кроме того, значительная доля нерыночного сектора экономики приводит к слабой чувствительности экономики к рыночным регуляторам. Преобладание интересов налогово-бюджетной политики проявляется в фискальном подходе к прибыли Национального банка, операции бюджета в условиях отсутствия развитого глубокого финансового рынка приводят к резким колебаниям ликвидности, в долгосрочном периоде ограничения на денежно-кредитную политику налагает обслуживание государственного долга.

Обладая достаточно высокой степенью юридической независимости, Национальный банк испытывает дефицит и неэффективность инструментов денежно-кредитной политики, а также сохраняется преобладание интересов налогово-бюджетной политики, хотя оно и стало значительно меньше, чем на момент образования центрального банка.

4. Таргетирование инфляции основано на приверженности правительства и центрального банка долгосрочному развитию экономики, и в частности — стабильности цен, и обладает необходимой гибкостью при реализации денежно-кредитной политики.

Проведенный анализ показывает, что текущий режим денежно-кредитной политики в Кыргызстане нельзя отнести ни к одному «чистому» режиму, поэтому он носит промежуточный или гибридный характер. Это связано со структурными характеристиками экономики, состоянием рынка и институтов. Фактически имеет место множественность целей денежно-кредитной политики, что не позволяет использовать инфляционные ожидания в качестве единственного целевого показателя.

Экономическая теория делает вывод о неустойчивости промежуточных режимов денежно-кредитной политики. Практика осуществления денежно-кредитной политики в развивающихся странах и странах с переходной экономикой показывает, что данные режимы преобладают в настоящее время и их применение обусловлено текущим состоянием экономики и сложностью практического выбора номинального якоря в этих странах. Вместе с тем, повышенные требования, предъявляемые к репутации центрального банка, доверию к денежно-кредитной политике, требует сделать окончательный выбор в пользу одного из «чистых» режимов денежно-кредитной политики. Представляется, что вывод экономической теории об отказе от промежуточных режимов является справедливым, но длительность использования промежуточного режима и переход к одному из «чистых» режимов денежно-кредитной политики зависит от условий конкретной экономики.

Анализ текущего состояния экономики Кыргызской Республики позволяет сделать выбор в пользу таргетирования инфляции. Ни один из режимов денежно-кредитной политики не является идеальным, но недостатки таргетирования предложения денег и курса валюты перевешивают их достоинства. Переход к таргетированию инфляции позволит повысить эффективность макроэкономической политики в целом и денежно-кредитной политики Кыргызской Республики, но потребует подготовительного периода, поскольку этот режим достаточно сложен с точки зрения технической реализации, и его преждевременное внедрение способно принести больше вреда, чем пользы. Для подготовки к переходу на таргетирование инфляции необходимо: устранить противоречия в существующем законодательстве относительно разграничения полномочий между Правительством и Национальным банкомдать четкое определение понятию «стабильность цен" — координировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, которые должны быть направлены на достижение непротиворечивых между собой долгосрочных целейразвивать финансовый рынок и финансовые институтыповышать потенциал Национального банка по разработке денежно-кредитной политики и коммуникации с публикой. Практические рекомендации Независимость центрального банка.

Инструментальная независимость Национального банка должна быть укреплена. Это может быть достигнуто с помощью отказа от планирования прибыли Национального банка и связанных с ними расходов при подготовке республиканского бюджета. Кроме того, необходимо углубление финансового рынка, расширение его инструментов с целью уменьшения влияния операций бюджета на ликвидность банковской системы. Укрепление инструментальной независимости Национального связано с превращением ставки процента в эффективный инструмент денежно-кредитной политики и созданием механизма ввода денег в экономику преимущественно через операции на открытом рынке, а не с помощью валютных интервенций.

Институциональное развитие Национального банка Переход на режим таргетирования инфляции требует углубить понимание Национальным банком передаточного механизма денежно-кредитной политики и повысить качество прогноза инфляции, что связано с усилением потенциала исследований и создание соответствующих моделей. Важным направлением исследовательской работы должно стать проработка вариантов правил осуществления денежно-кредитной политики, которые связывают инструменты денежно-кредитной политики с ожидаемой инфляцией.

Координация денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Задание целевого показателя по инфляции на период создания условий для введения режима таргетирования инфляции следует оставить за Национальным банком, после чего закрепить данную функцию за Правительством.

Требуется устранить противоречия и неопределенность в формулировках относительно проведения единой денежно-кредитной и валютной политики Правительством и Национальным банком в Конституции и законе о Национальном банке. Передача задания целевого показателя по инфляции в компетенцию Правительства означает, что параметры бюджета и другие макроэкономические показатели, относящиеся к его компетенции, должны поддерживать достижение и поддержание стабильности цен.

Репутация, доверие и коммуникация.

Одним из условий для успешного перехода на режим таргетирования инфляции является взаимодействие Национального банка с публикой. С этой точки зрения важно, чтобы действия Национального банка были понятны, предсказуемы. Для повышения прозрачности денежно-кредитная политика должна быть направлена на единственный целевой показатель — стабильность цен.

Необходимо дать официальное толкование стабильности цен, отсутствие которого ослабляет прозрачность денежно-кредитной политики Национального банка. Требуют тщательной проработки технические, но очень важные вопросы: какой индикатор использовать в качестве целевого показателя (индекс потребительских цен, базовая инфляция и т. д.), временной горизонт принятия решений, использование точечного или интервального целевого показателя, условия, при которых возможно отклонение от целевого показателя и реакция на эту ситуацию.

Национальный банк должен заблаговременно объявлять о своих действиях и предполагаемых результатах. В случае отклонений от целевых показателей также необходимы объяснения и меры по исправлению. Поэтому для того, чтобы денежно-кредитная политика была понятной, требуется четкая связь между инструментами и целевым показателем. В настоящее время основным инструментом является предложение денег, что затрудняет понимание текущего состояния денежно-кредитной политики со стороны публики.

Выполнение целевого показателя требует особого внимания. В период сокращения высоких темпов роста цен получение более низкой инфляции, чем целевой показатель, не сказывалась отрицательно на репутации Национального банка. Однако в дальнейшем более низкая инфляция, чем целевая, может рассматриваться как излишне жесткая денежно-кредитная политика.

Реформа налогово-бюджетной сферы.

Необходимо разработать стратегию управления государственным долгом, направленную на сокращение его доли относительно валового внутреннего продукта, изменение его структуры, развитие внутреннего финансового рынка. Для этого необходимо определить пороговое значение внешнего долга и траекторию его снижения. Представляется необходимым поручить управление государственным долгом специальному органу в составе Правительства или Министерства финансов. Наделить этот орган полномочиями по разработки стратегии управления внутреннего и внешнего государственного долга, развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг. Как и для денежно-кредитной политики, в качестве инструмента достижения целевых показателей стратегии и средства объяснения политики следует использовать правила налогово-бюджетной политики.

Экономическая политика и развитие финансового рынка.

Сокращение зависимости инфляции и экономики от внешнего фактора является условием повышения эффективности денежно-кредитной политики. Для этого необходимо сокращение бремени внешнего долга, развитие внутреннего рынка (продукты питания, развитие туризма на территории республики, строительство и др.), дальнейшее повышение доверия к национальной валюте и финансовым институтам. Сокращение влияния немонетарных факторов инфляции также связано с проведением структурных реформ, осуществлением антимонопольной политики.

Продолжение структурных реформ должно быть направлено на расширение сферы деятельности рыночных регуляторов и автоматических стабилизаторов (налоги, страхование, ставка процента и др.). Развитие финансового рынка связано с укреплением банковского надзора со стороны Национального банка, внедрением системы защиты депозитов, совершенствованием платежной системы и расширением объемов безналичных расчетов совместно с Правительством, формированием системы сельских банков. Должны получить дальнейшее развитие небанковские финансово-кредитные учреждения: микрокредитные организации, кредитные союзы, пенсионные фонды и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абалкин JL Экономическая стратегия для России: проблема выбора. М.: ИЭ РАН, 1997.
  2. А. История финансовых потрясений (российский кризис в свете мирового опыта). — М.: Изд-во «Олимп Бизнес», 2002.
  3. С., Певзнер Я. Политическая экономия: дискуссионные проблемы обновления. М.: «Мысль», 1991.
  4. В.К. Денежная теория и динамичная экономика: выводы для России. М., УРСС, 2003.
  5. А. Государственный долг: уроки и принципы управления. М.: Институт финансовых исследований, 2001.
  6. Вальрас JL Элементы чистой политической экономии или теория общественного богатства. / Пер. с франц. М.: Изд-во «Изограф», 2000.
  7. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М. 1948.
  8. Дж. М. Трактат о денежной реформе. В кн.: Избранные произведения. — М.: Экономика, 1993.
  9. Дж.Б. Распределение богатства. / Пер. с англ. ОГИЗ, 1934.
  10. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13,23,24,25. 1955.
  11. А. Принципы политической экономии. Т. 1,2,3. М., 1984.
  12. Дж.С. Основы политической экономии. Т. I, П, Ш. М.: Прогресс, 1980.
  13. Мизес JL фон. Либерализм. — М.: Экономика, 2001.
  14. Мизес JL фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000.
  15. И. Консерватизм против реформизма. М.: Мысль, 1984.
  16. А. Экономическая теория благосостояния. Т. I, П. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.
  17. Д. Начала политической экономии и налогообложения. Сочинения,^!, 1955.
  18. Д. Высокая цена слитков доказательство обесценения банкнот. Соч. т.2, М., 1955.
  19. Д. План учреждения национального банка. Соч. т.2, М., 1955.
  20. Д. Предложения в пользу экономного и устойчивого денежного обращения. Соч., т.2, М., 1955.
  21. А. Исследование о природе и причине богатства. Т.1., М. 1936.
  22. Дж. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
  23. Сэй Ж-Б. Трактат по политической экономии. М.: ДЕЛО, 2000.
  24. В. Теории денег. М.: Мысль, 1976.
  25. И. Покупательная сила денег / Сост., вступ. Статья М. К. Бункина, А. М. Семенов М.: Дело, 2001 (Серия «Политическая экономия: ступени познания»).
  26. М. Количественная теория денег: новая формулировка. — В кн.: «Классика экономической мысли»: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 (Серия «Антология мысли»).
  27. М. Оптимальное количество денег. -В кн.: Количественная теория денег. / Пер. с англ. М.: «Эльф пресс», 1996.
  28. Ф. Частные деньги. М.: Институт национальной экономики, 1996.
  29. JI. Денежная теория. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  30. Р. К теории экономической динамики // Классики кейнсианства. — М.: Экономика, 1997.
  31. Дж. Стоимость и капитал. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.
  32. Р. Деньги и кредит. Пер. с англ. — М.: Изд-во «Ком. академия», 1930.
  33. Й. Теория экономического развития. / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982.
  34. Юм Д. О деньгах. В кн.: Малые произведения. М.: Канон, 1996.
  35. Baumol W.J. Economic Dynamics. London, Collier and Macmillan, 1970.
  36. Cambell, C. Money, banking and monetary policy. Chicago, 1988.
  37. Clower R.W. Foundations of Monetary Theory. Selected Readings. Harmond-sworth, 1969.
  38. Hansen A. Monetary Theory and Fiscal Policy. New York, Toronto, London: McGraw-Hill Book Company, Inc., 1949.
  39. Hutchinson Налу D. Money, Banking, and the United States Economy, Appleton-Century-Crofts, Meredith Corporation, Second Edition, 1971.
  40. Marshall A, Money, Credit, and Commerce. London, 1923.
  41. Monetary Policy in a Global Context / Lavan Mahadeva and Gabriel Sterne (eds.), London and New York: Routledge, 2000.
  42. Patinkin D. Money, Interest and Prices. An Integration of Monetary and Value Theory, Second Edition. New York, 1965.
  43. Wiksell K., Interest and Prices / London: Macmillan, 1936.1. Статьи и сборники
  44. К. Концепция экономической безопасности Кыргызской Республики // Финансовый бизнес, 2003, № 4.
  45. М. Источники финансирования инвестиционного процесса // Финансы, № 5,2003.
  46. Аникин, А Финансовые кризисы в России, Азии, Латинской Америке // МЭиМО, 2000, № 12.
  47. Д. Денежно-финансовая стабилизация в Кыргызской Республике // Финансы, № 6,2003.
  48. Д. Воздействие инфляции на финансовые потоки в экономике России // Проблемы прогнозирования, 1999, № 4.
  49. Д. Трансформация системы государственных финансов // Проблемы прогнозирования, 2001, № 2.
  50. А. Об основных направлениях стратегии развития российского банковского сектора // Финансист, 2002, № 6.
  51. С. Центральный банк против промышленности России // Вопросы экономики, 1998, № 1−2.
  52. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики, 2000, № 11.
  53. Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. Красавиной JI.H. М.: Финансы и статистика, 2000.
  54. Ю. Итоги и уроки народнохозяйственной динамики на рубеже двух столетий // Российский экономический журнал, № 2, 2003.
  55. М. Фискальные проблемы в период трансформации // серия «Исследования и анализ» № 122. Варшава: Центр социально-экономических исследований, 1998.
  56. С., Левченко Д. Денежно-кредитная политика в посткризисный период // М.: Институт экономики переходного периода, (--. — 2001.
  57. В. И., Кириченко Е. Г. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2003 году // Деньги и кредит, № 3, 2004.
  58. А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики, 2002, № 9.
  59. Инфляция и антиинфляционная политика в России / Под ред. Красавиной JI.H. М.: Финансы и статистика, 2000.
  60. П. Внешние факторы денежно-кредитной политики РФ // Общество и экономика, № 2, 2003.
  61. И. Особенности развития банковских систем бывших социалистических стран // Вопросы экономики, № 5, 2004.
  62. Р. Ограничения денежной политики и перспективы финансирования государственного бюджета Кыргызской Республики в 19 982 001 гг. // серия «Исследования и анализ» № 153. Варшава: Центр социально-экономических исследований, 1998.
  63. В., Серегина С. Еще раз о характере и уроках постдефолтной макроэкономической динамики // Российский экономический журнал № 1, 2004.
  64. Г. Проблемы и перспективы развития банковского сектора России // Деньги и кредит, № 5,2004.
  65. Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике: Вып. 6.- Бишкек: Центр экономических и социальных реформ при Министерстве финансов Кыргызской Республики, 2001.
  66. Н. Антиинфляционная инвестиционная политика. — Стратегия экономического развития России. // Рынок ценных бумаг, 1999, № 21.
  67. И. Кредит и оборотный капитал // Финансы, № 2,2003.
  68. . Макроструктурные факторы и ограничения инвестирования в России // Проблемы прогнозирования, 2002, № 3.
  69. Я. Финансы и реальный сектор в условиях переходной экономики // Проблемы прогнозирования, 2002, № 3.
  70. Д. Российская политико-экономическая мысль: основные черты и традиции // Вопросы экономики, 2001 № 2.
  71. Я., Бушман Ю. Сеньораж и поступления в бюджет от Национального банка Кыргызской Республики // серия «Исследования и анализ» № 214. Варшава: Центр социально-экономических исследований, 2000.
  72. Г. Монетарная политика 2004: кредитование национальной экономики или наращивание кредитных резервов? // Российский экономический журнал, № 9−10,2003.
  73. Е. Новая эпоха, старые тревоги (взгляд либерала на развитие России) // Вопросы экономики. 2001, № 1.
  74. L Ярочиньски М. Молдова в 1995—1999 гг.: макроэкономические и монетарные последствия фискальной несбалансированности // серия «Исследования и анализ» № 205. Варшава: Центр социально-экономических исследований, 2000.
  75. М. Спрос на деньги и монетизация в экономике стран, проходящих процесс трансформации // серия «Исследования и анализ» № 122. Варшава: Центр социально-экономических исследований, 1998.
  76. Akerlof G., Dickens W., Perry G. The Macroeconomics of Low Inflation / Brookings Papers on Economic Activity, 1996, № 1.
  77. Alesina A., Gatti R. Independent Central Banks: Low Inflation At no Cost // American Economic Review. Vol. 85, No. 2, 1995, pp. 196−200.
  78. Balls E. Open Macroeconomics in an Open Economy // LSE Centre for Economic Performance Occasional Paper. London, 1997.
  79. Baneiji A. The Choice of Nominal Anchor: Is Russia Ready For Inflation Targeting? / Chapter IV in Russian Federation: Selected Issues IMF Country Paper 03/146, Washington: International Monetary Fund, 2003.
  80. Barro Robert J. Optimal Debt Management. Working Paper 5327. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 1995.
  81. Batini N. Achieving and Maintaining Price Stability in Nigeria. Working Paper 04/97. Washington, DC: International Monetary Fund, 2004.
  82. Blanchard O. Inflation targeting // comments on «Inflation targeting in transition economies: experience and prospects» by Jiri Jonas and Frederic Mishkin. NBER Conference on Inflation Targeting, January 2003.
  83. Blanchard O. What do we know about macroeconomics that Fisher and Wick-sell did not?. Working Paper 7550. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 2000.
  84. Bordo Michael D. and Schhwartz Anna J. IS-LM and Monetarism, Working Paper 9713. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 2003.
  85. Brunner K., Meltzer A. The Uses of Money: Money in the Theory of an Exchange Economy И American Economic Review, 1971, December, pp.784−805.
  86. Calvo Guillermo A. The Mirage of Exchange rate regimes for emerging market economies. Working Paper 9808. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 2003.
  87. Carare A., Schaechter A., Stone M., Zelmer M. Establishing Initial Conditionsof Inflation Targeting // Working Paper 02/102. Washington, DC: International Monetary Fund, 2002.
  88. Christiano Lawrence J., Fitzerald Terry J. Understanding the Fiscal Theory of Price Level" // Working Paper 7668. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 2000.
  89. Clavijo S. Central Banking and Macroeconomic Coordination. The Case of Colombia, 2000.
  90. Cottarelli, C., Giannini, C. Credibility without rules? Monetary frameworks in the post Bretton-Woods era. IMF Occasional Paper 154, Washington, DC: International Monetary Fund, 1997.
  91. Cuddington A. Keynesian Economics: The Search for First Principles // Journal of Economic Literature. Vol. 14, Issue 4, 1996.
  92. Cukierman A., Miller Geoffrey P., Neyapati B. Central bank reform, liberalization and inflation in trnsition economies — an international perspective // Journal of Monetary Economics. — Vol. 49,2002, pp. 237−264.
  93. Debelle G. and Fischer S. How Independent a Central Bank Should Be? / in Federal Reserve Bank of Boston conference volume, 1995.
  94. DeLong J. The Monetarist Counterrevolution: An Attempt to Clarify Some Issues in the History of Economic Thought •"i-er^!-^-:. ., .), 2001.
  95. Disinflation, Monetary Policy and Fiscal Constraints. Experience of the Economies in Transition // Dabrowski M. (ed.), CASE Reports No. 16, Warsaw: Center for Social and Economic Research, 1999.
  96. Dodge D. The Interaction Between Monetary and Fiscal Policies // The Donald Gow Lecture (:!-«:), 2002.
  97. A., „Towards a Political Economic Theory of Domestic Debt“, 1996.
  98. Elemendorf Douglas W., Mankiw N.Gregore. Government Debt / prepared for the Handbook of Macroeconomics, 1998.
  99. Feige Edgar L. The Dynamics of Currency Substitution, Asset Substitution and de Facto Dollarization and Euroization in Transition Countries // prepared for
  100. Monetary Policy and Currency Substitution in the Transition Economies, The Eighth Dubrovnik Economic Conference, 2002.
  101. Fischer S. Central-bank independence revisited // American Economic Review. Vol. 85, No. 2, 1995, pp. 201−206.
  102. Fischer S. Modern central Banking / in Capie F., Fischer S., Goodhart C. and Schnadt N. (eds.), The future of central banking, Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
  103. Fraga A., Goldfajn I., Minella A Inaflation Targeting in Emerging Economies // Working Paper 10 019. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 2003.
  104. Gray S., Woo D. Reconsidering External Financing of Domestic Budget Deficits: Debunking Some Received Wisdom. IMF Policy Discussion Paper 00/08. Washington, DC: International Monetary Fund, 2002.
  105. Hansen B. On the Effects of Fiscal and Monetary Policy: A Taxanomic Discussion // The American Economic Review. Vol. 63, Issue 4,1973.
  106. Harrod R.H. Mr. Keynes and Traditional Theory I I Econometrica. Vol. 5, Issue 1, 1937.
  107. Hayo В., Hefeker C. Do We Really Need Central Bank Independence? A Critical Re-examination» // WWZ-Discussion Paper 01/03, Basel: University of Basel, March 2001.
  108. Helbling Т., Mody A., and Sahay R. Debt Accumulation in CIS-7 countries: Bad Luck, Bad Policies or Bad Advice? Working Paper 04/93. Washington, DC: International Monetary Fund, 2004.
  109. Hicks J.R. Mr. Keynes and the «Classics»: A Suggested Interpretation" // Econometrica. Vol. 5, Issue 2, 1937.
  110. History of Economic Thought, :?-гуг:-:у.>р:. .).
  111. Humprey Thomas M. Fisher and Wicksell on the Quantity Theory // Economic Quarterly. Federal Reserve Bank of Richmond, Vol. 83/4, 1994.
  112. Ize A. and Parrado E. Dollarization, Monetary Policy, and Pass-Through // Working Paper 02/188, Washington, DC: International Monetary Fund, 2002.
  113. Jonas J. and Mishkin F. Inflation Targeting in Transition Economies: Experience and Prospects // prepared for NBER Conference on Inflation Targeting, 2003.
  114. Keller Peter M., Richardson T. Nominal Anchors in CIS// Working Paper 03/179, Washington, DC: International Monetary Fund, 2003.
  115. Khan M. Current Issues in the Design and Conduct of Monetary Policy // Working Paper 03/56. Washington, DC: International Monetary Fund, 2003.
  116. King M. Challenges for Monetary Policy: New and Old. (1999.
  117. Koichumanov T. Fiscal Policy for Poverty Reduction, 2001.
  118. Komulainen Т., Pertilla J. Fiscal Explanations for Inflation: Any Evidence from Transition Economies // Discussion Papers 11. Helsinki: Bank of Finland Institute for Economies in Transition, 2000.
  119. Kopits G. Fiscal Rules: Useful Policy Framework or Unnecessary Ornament? // Working Paper 01/145. Washington, DC: International Monetary Fund, 2001.
  120. Kumhof M. A Critical View of Inflation Targeting: Crisis, Limited Sustainability and Aggregate Shocks, 2002.
  121. Kumhof M. Fiscal Crisis resolution: Taxation versus Inflation, 2004.
  122. Kydland Finn E., Prescott Edward C. Rules rather than Discretion: The Inconsistency of Optimal Plans // Journal of Economic Literature. — Vol. 85(3), June 1977, pp. 473−491.
  123. Kyrgyz Republic. Fiscal Sustainability Study / A World Bank Country Study № 23 404. Washington, DC: World Bank, 2001.
  124. Lambertini L. and Rovelli R. Monetary and fiscal policy coordination and macroeconomic stabilization. A theoretical analysis, 2003.
  125. Laurence Ball, Niamh Sheridan. Does Inflation Targeting Matter?, 2003.
  126. Leijonhufvud A. Keynes and Keynsians: Suggested Interpretation // The American Economic Review. Vol. 57, Issue 2, 1967.
  127. Maliszewski W. Central Bank Independence in Transition Economies // CASE, 2000.
  128. Masson P., Savastano M.A., Sharma S. The scope for inflation targeting in developing countries. Working Paper 97/130. Washington, DC: International Monetary Fund, 1997.
  129. Mishkin Frederic S. Inflation Targeting in Emerging Market Economies // Working Paper 7618. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 2000.
  130. Mishkin Frederic S. Strategies for Controlling Inflation. Working Paper 6122. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 1997.
  131. Mishkin Frederic S. Structural issue for successful inflation targeting in transition countries // 22nd NBP Conference Monetary Policy in Environment of structural changes, Warsaw: National bank of Poland, 2002.
  132. Mishkin Frederic S. The Channels of monetary transmission: Lessons for Monetary Policy // the Banque de France-Universite Conference «Financial Cycles and Growth», Paris, 1996.
  133. Mishkin Frederic S., Hebbell Klaus Schmidt. One Decade of Inflation Targeting in the World: What do We Know and What We Need to Know // Working Paper 8397. Cambridge, Massachusetts: National Bureau of Economic Research, 2001.
  134. Mundell Robert A. The Monetary Dynamics of International Adjustment under Fixed and Flexible Exchange rates // The Quarterly Journal of Economics. -Vol. 74, Issue 2, 1960.
  135. Mundell Robert A. The Pure Theory of International Trade I I The American Economic Review. Vol. 50, Issue 1, 1960.
  136. Poole W. Monetary Policy Rules? // Review. Federal Reserve Bank of St. Louis, March/April 1999.
  137. Radzivill A., Scerbatchi O., Zaman C. Financial crises in Moldova Causes and Consequences // Studies & Analyses 192, Warsaw: Center for Social and Economic Research, 1999.
  138. Razzak W.A. Money in the Era of Inflating Targeting // Reserve Bank of New
  139. Zealand Discussion Paper, 2001.
  140. Reynolds A. The Fiscal-Monetary Policy Mix // prepared for the Cato Institute’s 18th Annual Monetary Conference, Washington, 2000.
  141. Sargent Thomas J., Wallace Neil. Some Unpleasant Monetarist Arithmetic // Quarterly Review. Federal Reserve Bank of Minneapolis, 1981.
  142. Schnaider A. Implementation of Monetary Policy and the Central Bank’s Balance Sheet // Working Paper 01/149. Washington, DC: International Monetary Fund, 2001.
  143. Министерство финансов Кыргызской Республики. Социально-экономический бюллетень, 2002−2003.
  144. Национальный банк Кыргызской Республики. Бюллетень. Бишкек. 19 972 003.
  145. Национальный банк Кыргызской Республики. Годовой отчет. Бишкек. 1993−2003.
  146. Национальный банк Кыргызской Республики. Обзор инфляции в Кыргызской Республики. Бишкек. 2001−2003.
  147. Национальный банк Кыргызской Республики. Текущие тенденции развития банковской системы. Бишкек. 2003.
  148. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Ежегодник «Кыргызстан в цифрах», 1993−2003.1. Экономические программы
  149. Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года. Общенациональная стратегия. Бишкек, 2001.
  150. Национальная стратегия сокращения бедности 2003−2005. Бишкек, 2003.
  151. Среднесрочная стратегия развития банковской системы. Бишкек, 2004.
Заполнить форму текущей работой