Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы второй главы диссертационного исследования позволяют утверждать, что одной из основных линий, развития профессиональной компетентности техника является формирование и преобразование опыта-его профессиональной деятельности1. Необходимость формирования' такого • опыта связывали с тем, что до поступления на обучение студенты, как правило, не имеют опыта работы в области «Автоматизация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля
    • 1. 1. Теория и методология исследования проблемы формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля
    • 1. 2. Сущность и структура профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля
    • 1. 3. Систематизация и междисциплинарная дифференциация компонентов профессиональной компетентности
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля
    • 2. 1. Учебно-методический комплекс как основа формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля
    • 2. 2. Методика формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля

    § 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий эффективной реализации методики формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля.'.

    Выводы по главе II.

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к новому этапу развития общества, обусловленному интеграционными процессами, вызывает изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности техников, в динамике экономических, социальных и производственных процессов. Это выражено в изменении характера и содержания труда, во взаимопроникновении профессий и специальностей, возникновении новых, универсальных, интегрированных профессий.

Современное машиностроительное производство, реализующее новые производственные технологии на базе ЭВМ выдвигает перед системой среднего профессионального образования принципиально новые требования к структуре и содержанию профессиональной компетентности техников машиностроительного профиля.

Актуализация проблемы формирования профессиональной компетентности техников машиностроительного профиля обусловлена и тем, что развитие производства на прогрессивной основе, связанное с серьезными изменениями в самом хозяйственном механизме, требует существенных перемен в системе профессионального образования. Это выразилось в появлении в последнем десятилетии прошлого века новых типов профессиональных образовательных учреждений, таких как школы с профессиональными классами, лицеи, колледжи, факультеты среднего профессионального образования. Одной из целей реформирования системы профессионального образования являлась подготовка техника с качественно новым уровнем профессиональной компетентности. Для этого система профессионального образования должна учитывать и активно использовать в практике образовательно-воспитательный потенциал каждой учебной дисциплины, непосредственно или опосредованно влияющей на развитие компонентов, характеризующих профессиональную компетентность техника.

Обусловлено это и тем, что современный рынок труда в большей степени предлагает свои вакансии техникам высококвалифицированным и способным в короткий временной срок приспосабливаться к конкретным условиям того или иного производства' в целом и какого-либо производственного процесса в частности. Социально защищенлишь тот техник, который способен быстро входить в процесс производствам становясь его неотъемлемой частью, гармонично «дополняющей единое целое.

В современной педагогике под профессиональной компетентностью понимается готовность и способность личности овладевать новыми знаниями и умениями, а также применять их в своей профессиональной деятельности.

К.Д. Ушинский отмечал: «Чтобы удержать и улучшить ту сферу, в которой мы конкурентно способны на мировых рынках, нам следует посвятить себя реформированию нашей системы образования в интересах всех: старых и молодых, богатых и бедных, большинства и меньшинства. Образование, учение являются непременной инвестицией требуемой для успеха». [78].

В новых общественных и экономических условиях, складывающихся в нашей стране, эффективность подготовки техников многие авторы (JI.A. Волович, Г. И. Ибрагимов, В. Ш. Масленникова, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, Т. М. Трегубова и др.) связывают с перестройкой тех сторон образования, которые определяют фактический потенциал его профессиональной деятельности. [38, 39, 40, 41, 74, 77, 133, 132, 134, 139, 140].

В исследованиях многие авторы отмечают, что динамика рынка труда, то есть актуальность областей профессиональной деятельности, имеет вполне определенные тенденции, хорошо прослеживаемые в развитых странах, которые начинают появляться и в Российской Федерации. Требования сегодняшнего дня состоят в том, что каждый гражданин Российской Федерации, вступающий в мир рыночных отношений, должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать новыми знаниями и умениями, а также уметь приспосабливаться к новым условиям труда. Все эти качества можно приобрести, имея хорошо отлаженную, эффективно функционирующую, открытую для новаций систему среднего профессионального образования.

В связи с изменениями в области профессионально-классификационной структуры подготовки техников особую значимость ученые (В.П. БеспалькоГ.И. Ибрагимов, М. И. Махмутов, Н.Ф. Талызина) [19, 75, 76, 127, 128, 161] придают задаче разработки обновленного содержания профессионального образования и его проектирования в разнообразных видах типовой учебно-программной документации с учетом номенклатуры профессий профессиональных учебных заведений.

H.A. Читалин и другие ученые в своих трудах важное значение отводят созданию фундаментальной базы общенаучных знаний и качеству подготовки, органично взаимосвязанных с профессиональными. Автор отмечает, что постоянное совершенствование взаимосвязи общего, политехнического и специального образования, является основой формирования профессиональной компетентности техника. [44, 157].

Следует также отметить, что интенсивное развитие машиностроения, в частности, в условиях Республики Татарстан, определяет постоянную изменчивость характера познавательных и практических задач, решаемых в данной области, что затрагивает и требования к подготовке будущих техников. Отсюда возникает весьма актуальная в практическом отношении задача — приведение существующей учебно-методической документации в соответствие с современными требованиями подготовленности этих техников.

Как отмечается в работах С. Г. Вершловского, Э. Ф. Зеера, Т. В. Кудрявцева, В. Ш. Масленниковой, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, П. Н. Осипова, Л. Г. Семушиной, В. А. Скакун, и др. [35, 62, 63, 126, 129, 135, 137, 142, 152, 153], посвященных проблемам профессиональной подготовки техника в системе организации профессионального обучения студентов по освоению сложных рабочих профессий, в том числе требующих определенного уровня инженерных знаний, важное место занимает блок специальной подготовки. Для подготовки техников машиностроительного профиля по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» ключевыми выступают специальные дисциплины, они выполняют системообразующую роль в подготовке этих техников. Можно сказать с уверенностью, что качество обучения по специальным дисциплинам во многом определяет профессиональную подготовку техника в целом.

Характерной особенностью специальных дисциплин и самой концепции учебного процесса специальной подготовки в образовательных учреждениях машиностроительного профиля выступает повышенная изменчивость, связанная с постоянным прогрессом и углублением знаний в области компьютерных технологий, совершенствованием применяемой на производстве техники. Это свидетельствует о потенциальной возможности формирования профессиональной компетентности на занятиях по данным учебным курсам.

Философские аспекты формирования профессиональной компетентности в рамках интеграции научных знаний раскрывают фундаментальные труды JI.A. Воловича, Б. М. Кедрова, М. Г. Ченикова, Н. Т. Костюк, В. Г. Юдина, М. С. Асимова, A.C. Кравец, А. Д. Урсул, В. Я. Перминова.

Теоретико-методологическую основу профессиональной компетентности составляют теория гуманизации и гуманитаризации образования (Г.В. Мухаметзянова), психолого-педагогические исследования (А.Н.Леонтьев, М. А. Данилов, В. А. Белавин, Ю. С. Иванов, Е.И. Машбич), теория деятельности (Д.Б. Эльконин), функциональный подход к личности (К.К. Платонов, Р.Х. Шакуров), педагогические технологии обучения (Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов), создание и использование компьютерных средств обучения (И.В. Роберт).

В основном все. выделенные авторы единодушны в том, что профессиональные учебные заведения должны осуществлять, подготовку высококвалифицированных техников, обладающих профессиональной' компетентностью: Однако, к сожалению, в теории рассматриваются" главнымобразомобщедидактические проблемыформирования анализируемого феномена: Анализ теории-: и практикипоказал, что работ, характеризующих дидактическиевозможности конкретных дисциплин в формировании профессиональной компетентности недостаточно:

Подчеркивая актуальность, немаловажно отметить и то, что существующие программы, предлагаемые в качестве ориентиров в преподавании, специальных дисциплин и другие учебно-методические материалы на сегодняшний день не в полной мере обеспечивают реализацию имеющегося потенциала каждой учебной дисциплины в формировании профессиональной компетентности. Такимобразом, существует необходимость в теоретическом обосновании и специальных научно-методических рекомендациях дляподготовки техников, обладающих профессиональной компетентностью^ обеспечивающих активизацию в этом направлении потенциала всех дисциплин. Особенно это касается специальных дисциплин, специальности 220 301 «Автоматизация технологических процессов и производств», так как они являются основой формирования техника — профессионала и отражают в себе инновационный потенциал современного машиностроения.

Анализ теоретической разработанности актуальных аспектов формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля и сложившейся педагогической практики, научных основ и системы методического обеспечения данного процесса позволяет констатировать наличие противоречия между возросшими требованиями современного машиностроительного производства к уровню профессиональной компетентности техника и недостаточной разработанностью в теории сущностных характеристик и содержания ее компонентовмежду необходимостью активизации потенциальных возможностей каждой учебной дисциплины и недостаточной учебно-методической обеспеченностью процесса формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля.

Данные противоречия обусловили* выбор темы исследования «Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля?

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля.

Предмет исследования: педагогические условия эффективного 1 формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля.

Гипотеза исследования. Формирование профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля будет эффективным, если:

— выявлены и научно обоснованы структурные компоненты профессиональной компетентности, которые могут быть сформированы в процессе подготовки техника машиностроительного профиля;

— выявлены и использованы потенциальные возможности учебных дисциплин для поэтапного формирования компонентов профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля, которые могут быть реализованы в методических рекомендациях, конспектах лекций, комплект АазЬ-носителей информации, тестовом контроле, системе ситуационных заданий и задач и т. д.;

— разработана и внедрена поэтапная методика формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля, включающая три этапа.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность и компоненты понятия «профессиональная компетентность» в контексте проблемы исследования и в соответствии с требованиями подготовки техника машиностроительного профиля.

2. Выявить и эффективно использовать потенциальные возможности учебных дисциплин, на примере специальной дисциплины «Автоматизация технологических процессов», для формирования компонентов профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля.

3. Определить и научно обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности и активизации потенциала учебных дисциплин в процессе подготовки техника машиностроительного профиля.

4. Разработать учебно-методический комплекс, способствующий подготовке техника машиностроительного профиля, обладающего профессиональной компетентностью (на примере специальной дисциплины «Автоматизация технологических процессов»).

5. Разработать и экспериментально проверить методику формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля.

Методологической основой исследования явились диалектический метод познания, философские и психолого-педагогические положения о закономерностях развития личности в обучении и воспитании (Б.Г. Ананьев, И. И. Божович, Л. А. Волович, Л. С. Выготский, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, М. А. Менчинская, Н. М. Таланчук, Р. Х. Шакуров и др.).

Ведущая роль отведена концепциям интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки, социокультурных факторов образования студента (JI.A. Волович, Г .Г. Габдуллнн и др.)-' гуманизации и гуманитаризации образования средней профессиональной школы (Л.Л. ВоловичГ.И. Ибрагимов, F.B. МухаметзяноваА. МНовиков и др.);

Теоретическую? основу исследования составили теоретические положения и выводы, структурированные по различным^ - аспектам «проектирования содержания общей средней и профессиональною подготовки (&euro-.Я. Батышев, Г. ЙИбрагимов, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, F.B. Мухаметзянова, A.M. Новиков) — теории деятельности и методов образования (В.В. Давыдов, В: В: Крупнов, А. Н. Леонтьев, Р: Х. Шакуров) — формирования мотивационной сферы личности (А.НЛеонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс) — ценностных ориентации: через психологический аспект (B.F. Ананьев, ВМ: Мясищев, СЛ. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров) — через социологическийаспект (А.Г. Здравомьтслов, П. Н: Осипов, В.А. Ядов) — целостного процесса формР1рования личности (М.А. ДаниловA.A. Кирсанов, Г. В. Мухаметзянова,. Л.Ю. Сироткин) — развития личности в коллективе, ее социализация в современных условиях (A.B. Мудрик, В. Ш. Масленникова, Т.М. Трегубова).

В процессе работы над поставленными задачами исследования использовалась система взаимодополняющих методов:

Методы теоретического исследования: сравнительный, информативно-целевой анализ педагогической, философской, социологической, психологической литературы по проблеме исследования^ законодательных и нормативных актов и документов, учебно-программной документациигипотетико-дедуктивный методмоделирование и педагогическое проектирование. Эти методы позволят выявить общую тенденцию развития идеи формирования профессиональной компетентность техника в теории и практике, существующие противоречия и проблемы, обосновать отбор основополагающих методологических подходов для организации работы, по совершенствованию процесса формирования профессиональной компетентности при подготовке техника машиностроительного профиля.

— Методы эмпирического исследования: педагогическая диагностика, наблюдение за образовательно-воспитательным процессом, анкетный опрос, психологическое тестирование, педагогический^ экспериментметоды-статистической и математической обработки результатовкорреляционный анализ, — позволяющие контролировать и анализировать динамику и состояние процесса формирования профессиональной компетентности техника в условиях интеграции образовательной и профессиональной деятельности, использовать передовой отечественный и зарубежный опыт организации данного процесса с учетом особенностей его протекания в средних профессиональных учебных заведениях.

Опытно-экспериментальной базой послужили средние профессиональные учебные заведения машиностроительного профиля в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Всего исследованием было охвачено 108 человек. Выборочную совокупность для проведения формирующего эксперимента составили 108 студентов Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения «Технический колледж» (г. Набережные Челны).

Личное участие соискателя заключается в разработке теоретических и практических положений, идей по теме, непосредственном осуществлении и руководстве опытно-экспериментальной работой в качестве преподавателя и консультанта. Поставленные задачи определили ход экспериментального исследования поставленной проблемы. Данная работа проводилась в несколько этапов в период с 2007 по 2011 годы.

Организация и этапы исследования.

На первом этапе (2007;2008 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в науке, исследовалась практика формирования компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля в ряде учебных заведений, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, определялись рабочая гипотеза исследования, логика и методы исследования, проводилосьэмпирическое исследованиебыл проведен констатирующий эксперимент, направленный на оценку, уровня сформированное&tradeпрофессиональной" компетентности- ¦ в~ процессе подготовки техника машиностроительного: — профиля вусловиях традиционного образовательногопроцесса. V;

На втором этапе (2008;2010 гг.) теоретически обосновывались и экспериментально проверялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля.

На третьем этапе (2010;2011 гг.) обобщались итоги работы, происходила обработка результатов экспериментальной работы и их анализ, формулировались выводы, осуществлялось оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлена и научно обоснована трехкомпонентная структура профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля на примере специальнойдисциплины «Автоматизация технологических процессов», проведена дифференциация компонентовв соответствии с потенциальными возможностями их формирования в процессе изучения специальной дисциплины.

2. Определены и апробированы методические приемы и этапы формирования профессиональной компетентности, учитывающие уровневую дифференциацию содержания образования в процессе подготовки техника машиностроительного профиля.

3- Выявлены критерии уровней сформированное^ профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля: владение новыми знаниями, и умениями, наличие профессионально-личностных качеств, обладание профессиональным мастерством. В соответствии, с данными критериями охарактеризованы уровни сформированное&tradeпрофессиональной компетентности техника машиностроительного профиля (высокий-, средний, низкий).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы работы вносят определенный вклад в теорию йметодику профессионального’образования. В> работе определены сущность и структура профессиональнойкомпетентности техника машиностроительного профиля в условиях формирования информационного общества и реализации новых технологий производства, базирующихся на ЭВМраскрыты компонентные связи специальных дисциплин и' учебно-методического комплекса, обеспечивающие системность и этапность формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиляразработана и внедрена методика формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля. Материалы проведенного исследования могут послужить теоретической основой для дальнейшего изучения проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и практические рекомендации, сделанные на основе данного диссертационного исследования, способствуют совершенствованию системы обучения и воспитания техников машиностроительного профиля в профессиональной школе, отвечают современным требованиям развития производства и общества. Разработанные автором методика формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля и учебно-методический комплекс специальной дисциплины «Автоматизация технологических процессов» могут быть использованы в учебном процессе средних специальных учебных заведений, при разработке учебных программ и учебных материалов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются последовательной реализацией диалектического метода при разработке исходных теоретических положений и категориальнопонятийного аппарата исследованияметодологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях философов, психологов и педагоговиспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиядлительностью и результатами опытно-экспериментальной работыкомплексным характером исследования, охватывающего различные формы обучения техников N машиностроительного профиля.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Трехкомпонентная структура профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля: владение новыми знаниями и умениями, наличие профессионально-личностных качеств, обладание профессиональным мастерством.

2. Учебно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля.

3. Эффективность формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля обеспечивается следующими педагогическими условиями:

— учет уровневой структуры профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля;

— использование потенциальных возможностей учебных дисциплин в поэтапном формировании компонентов профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля и реализация этих возможностей в учебно-методическом комплексе специальной дисциплины;

— разработка и внедрение поэтапной методики формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со студентами специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Технический колледж» (г. Набережные Челны). Результаты исследования докладывались на российской научно-практической конференции «Открытые информационные технологии: пути развития и внедрения» (Уфа, 2008) — всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (Елабуга, 2008) — конференции «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона» (Санкт-Петербург, 2008) — всероссийской научно-методической конференции «Информационные технологии для новой школы» (Санкт-Петербург, 2010) — международной научно-практической и образовательной конференции «Образование и наука — производству» (Набережные Челны, 2010).

Материалы диссертационного исследования систематически используются автором при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий для студентов учебных заведений города Набережные Челны, а также другими преподавателями при чтении лекций и проведении практических и лабораторных занятий в частном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж инноваций, менеджмента и бизнеса» (г. Набережные Челны).

Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах, в том числе в научных изданиях, рекомендованньгх ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 196 источников, из них 22 на иностранном языке, 7 приложенийсодержит 138 страниц машинописного текста и иллюстрирована 13 таблицами, 6 рисунками.

Выводы по второй главе.

Материалы второй главы диссертационного исследования позволяют утверждать, что одной из основных линий, развития профессиональной компетентности техника является формирование и преобразование опыта-его профессиональной деятельности1. Необходимость формирования' такого • опыта связывали с тем, что до поступления на обучение студенты, как правило, не имеют опыта работы в области «Автоматизация технологических процессов». Индивидуальный опыт играет весьма важную роль в профессионально-личностном развитии. Усвоение знаний и способов деятельности личностью всегда опосредуется ранее приобретенным опытом. На основе практического опыта осуществляется конкретизация теоретических идей, закономерностей педагогического процесса. В субъектном опыте теоретические идеи проверяются на истинность, здесь определяется мера их ценности для конкретного человека. На личном опыте осуществляется «примерка» средств и способов профессиональной деятельности на себя. Происходит их личностное присвоение. Практическая, профессиональная деятельность выступает и в качестве средства интеграции знаний по всем учебным дисциплинам, незаменимого средства' развития системного мышления будущего техника.

Процессу взаимодействия индивидуального опыта студента с профессиональным опытом, как условие формирования профессиональной компетентности, способствует использование такого учебно-методического материала, который способствует исправлению неверных или нерациональных действий, уточнению знаний и представлений об функционирующих в современном производстве.

Эффективное формирование профессиональной компетентности техника невозможно без обеспечения взаимосвязи в преподавании специальной дисциплины «Автоматизация технологических процессов» с другими учебными предметами.

Реализация принципа взаимосвязи предполагает согласование общих подходов к профессионально-личностному развитию техниковустранение необоснованного дублирования в содержании подготовки на основе разработки единых планов и взаимосвязанных программучет в формировании профессиональной компетентности каждой из учебной дисциплины и взаимную компенсацию их недостатковобеспечение взаимопонимания между участниками образовательного процесса на основе расширения зоны пересечения их смысловых полейопределенную независимость преподавателей других учебных предметов в поисках новых подходов и технологий формирования профессиональной компетентности.

Основными критериями эффективности формирования профессиональной компетентности на занятиях по специальной дисциплине «Автоматизация технологических процессов» являются: владение новыми знаниями и уменияминаличие профессионально-личностных качествобладание профессиональным мастерством.

Заключение

.

На основе анализа результатов исследования были выявлены основные тенденции формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля.

Анализ готовности выпускников к профессиональной деятельности показал, что без разработки теоретических основ формирования профессиональной компетентности техника данную задачу решить практически невозможно.

Соблюдение обозначенных нами педагогических условий (учтена уровневая структура профессиональной компетентности техника машиностроительного профиляиспользуются потенциальные возможности учебных дисциплин поэтапного формирования компонентов профессиональной компетентности техника машиностроительного профиля и реализованы эти возможности в учебно-методическом комплексе специальной дисциплиныразработана и внедрена поэтапная методика формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля) позволяет эффективно формировать профессиональную компетентность в процессе подготовки техника машиностроительного профиля.

Методика формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля представляет собой модельную копию реального образовательного процесса, который отражает наиболее существенные черты формируемого качества, проявляющиеся в профессиональной деятельности. Педагогическая модель включает в себя описание педагогических принципов, на основе которых строится вся методическая система образовательной области «Автоматизация технологических процессов" — характеристику особенностей формирования профессиональной компетентности техникаописание основных психолого-педагогических механизмов управления данным процессом.

Принципы формирования профессиональной компетентности устанавливаются и формулируются на основе анализа противоречий, присущих образовательному предмету, как составной единице образовательного процесса, особенностей профессиональной деятельности и механизмов формирования отдельных компонентов профессиональной компетентности техника. Система выделенных принципов обеспечивает регуляцию целевых установок преподавания дисциплиныдеятельности субъектов, реализующих эти установкипроцесса развития профессиональной компетентностиотношения, складывающиеся в педагогическом процессевзаимосвязи учебной дисциплины с другими областями науки.

Пооперационный анализ действий педагогов и студентов показал, что при выполнении хорошо освоенных действий обычно упрощаются аналитические, конструктивные, диагностические, исследовательские функции. Некоторые из них эффективно осуществляются по уже отработанным образцам (алгоритмам), поэтому наиболее эффективное формирование профессиональной компетентности техника на занятиях по специальной дисциплине «Автоматизация технологических процессов» возможно лишь на основе последовательности от освоения алгоритма типичных действий к решению задач нетипичных ситуаций. Это составляют основу уровневой дифференциации процесса формирования профессиональной компетентности.

Анализ экспериментальной деятельности приводит к выводу о том, что педагогическая система должна предполагать использование учебно-методического комплекса, раскрывающих специфику функциональных блоков деятельности техника и обеспечивающих возможность произвольно выстраивать процесс преподавания в соответствии с решаемыми задачами.

Реализация данной идеи предполагает работу студентов в режиме развития, создание в процессе преподавания развивающей средыпостроение обучения и воспитания с учетом зоны ближайшего развития студентовориентацию образовательного процесса на завтрашний день профессиональной деятельностиустановку в деятельности педагогов и студентов не на готовые решения, а на поиск собственных решений.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.

1. Использование разработанной нами в ходе диссертационного исследования методики позволяет найти резервы для существенного повышения уровня профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля.

2. Сущность формирования профессиональной компетентности техника во внешнем плане проявляется как процесс и результат становления личности субъектом профессиональной деятельности.

Такое становление предполагает:

— включение студентов в усложняющуюся учебно-профессиональную деятельность на протяжении всего срока обучения;

— обеспечение субъектной позиции их в образовательном процессе и последующей профессиональной деятельности;

— осознание будущими техниками личностного смысла профессиональной компетентности как фактора успешности профессиональной деятельности;

3. Формирование профессиональной компетентности техника во внутреннем плане проявляется в изменении его компонентного составаизменении количества и характера связей между его компонентамиизменении характера функционирования этой структуры.

На основе использования в исследовании факторного анализа было установлено, что характер и количество значимых связей между компонентами профессиональной компетентности зависит от содержания и технологии образовательного процесса. Построение образовательного процесса с использованием разработанного учебно-методического комплекса позволяет существенно увеличить число значимых связей и тем самым обеспечить достижение высокого уровня профессиональной компетентности техников.

4. Опытно-экспериментальная апробация разработанной методики показала, что эффективность формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки техника машиностроительного профиля существенно выше, чем при обучении по традиционной системе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Я. Формирование гибких профессиональных умений / А .Я. Абубакаров // Специалист. 1999. № 10 — С. 10−40.
  2. , А.Н. Развитие теории общих методов обучения в советской педагогике (1917−1971 гг): Автореф. дисс.. доктора пед. наук. / А. Н. Алексюк Киев, 1973, — 46 с.
  3. , Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дис. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003. 47 с.
  4. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. / Б.Г. Ананьева- Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  5. , Т.В. Компьютерная революция, информатизация общества и судьбы новых поколений (обзор) / Т. В. Андрианова, А. И. Ракитов // Информатика и молодежь: Сб. научно-аналитических обзоров. — М.: ИНИОН, 1987.-С. 103−147.
  6. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М., Высшая школа. — 368 с.
  7. , М.П. Внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику прямая и обратная связь. / М. П. Архипова // Актуальные проблемы среднего профессионального образования: опыт апробации и внедрения. Казань: ИСПО РАО, 1998.- С.41−46.
  8. , К.Ш. Профессиональное становление молодежи и рынок труда / К. Ш. Ахияров // Профессиональное образование. 2000. № 4. — С.9−10.
  9. , Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  10. B.И. Байденко. № 11. 2004.
  11. , С.Я. Подготовка рабочих профессионалов / С. Я. Батышев — М., 1995.-254 с.
  12. , В.Ф. Модернизация образования в ССУЗах на основе педагогической теории деятельности / В. Ф. Башарин // СПО 3 '20 011. C.37−40.
  13. , B.C. Педагогика профтехобразования. Педагогический процесс в профтехучилище. Текст лекций. / B.C. Безруков Свердловск, 1990. -253 с.
  14. , Г. Л. Компьютеризация и общество / Г. Л. Белкина // Вопросы философии. 1988. — № 6 — С. 132−140.
  15. , М.Н. Межпредметные связи общеобразовательных и специальных дисциплин на политехнической основе в сельских СПТУ. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. / М. Н. Берулава Казань, 1982. — 18 с.
  16. , В.П. Программированное обучение. (Дидакт. основы). / В. П. Беспалько М., Высш. школа, — 1970. — 300 с. с ил.
  17. Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы. / И. Л. Бим // ИЯШ № 2 — 2002 г.- С. 11 -15
  18. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание важнейших течений в мировой педагогике: Автореф. дис. д-ра пед. наук в виде науч. докл.: 13.00.01 / Б.М. Бим-Бад- Моск. гос. Лингвист. Ун-т. М., 1994. — 49 с.
  19. , И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1969.-48 с.
  20. , Д.А. Телекоммуникации в школе. / Д. А. Богданова // Информатика и образование. 1997. — № 2. — С. 45.
  21. , Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. / Д. Н. Богоявленский, H.A. Менчинская М. Из-во АПН РСФСР, 1960. — 254 с.
  22. , Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. Издание 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: Просвещение, 1966. — 307 с.
  23. , В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков / Педагогика. № 10. 2003.
  24. Большой толковый словарь русского языка / Гл.ред. С. А. Кузнецов.-СПб.: «Норинт», 2000.-1536 с.
  25. , Е.В., / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич Педагогика, 1999.
  26. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.
  27. , М.Ю. Сотрудничество преподавателя и студентов в образовательном процессе / М. Ю. Быкова // СПО 6'2000, с. 40.
  28. , К.Я. Педагогический менеджмент. / К. Я. Вазина, Ю. Н. Петров, В. Д. Белиловский. М.: Педагогика, 1991. — 267 с.
  29. , Ю.В. Межпредметные связи в учебном процессе педагогических училищ / Ю. В. Васильев // Советская педагогика, 1971, № 12.
  30. , A.A. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. / A.A. Вербицкий М., 1990.
  31. , A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Монография / A.A. Вербицкий М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 1999. — 75 с.
  32. , О.Д. Экстернат в России: этапы становления / О. Д. Владимирская // Андрагог в открытом обществе (Материалы российско-польского семинара) / Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. С-Пб. -Иркутск — Plock — 2000. — С.39−43.
  33. , Л.И. Автоматизация производственных процессов: Учеб. пособие для вузов / Л. И. Волкевич М.: Издательство «Машиностроение», 2007. — 384 с.
  34. , Л. А. Гуманитаризация профессиональной подготовки специалиста нового поколения (концепция) / Л. А. Волович // Профессиональное образование. — 1995 № 1. — С.59−66.
  35. , Л. А. Поливариантная модель системы гуманитарного образования в ССУЗ. / Л. А. Волович // Вариативный подход в системе гуманитарного образования в ССУЗ. М., изд. «Магистр», 1995. С.6−25.
  36. , Л.А. Социокультурное основание подготовки современного специалиста в СПШ. / Л. А. Волович Казань: ИССО РАО, 1999. — 128 с.
  37. , Л.А. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования / Л. А. Волович // Магистр.- 1997.- С.42−49.
  38. , Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выгодский- М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
  39. , Jl.С. Собр.соч. в 6-ти томах.-T.l. / Л. С. Выгодский М.: Педагогика, 1982. — 457 с.
  40. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образоватёльных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
  41. , Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. / Н. Ф. Глызина М.: Знание, 1986. — 72 с.
  42. , С.Б. Разработка содержания школьного курса информатики экономической ориентации в системе профильной дифференциации образования. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / С. Б. Гусенкова Москва, 2001. — 18 с.
  43. , B.B. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. / В. В. Давыдов М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  44. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М.:' Просвещение, 1982. — 363 с.
  45. , В.И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко М.: ИНФРА-М, 2000. — 536 с.
  46. , В.К. Сотрудничество в обучении. / В. К. Дьяченко М.: Просвещение, 1991. — 274 с.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89, 2002.58.3апесоцкий, A.C. Образование, философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий М.: Наука, 2002.
  48. , Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера педагога. / Э. Ф. Зеер — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988.- 120 с.
  49. , Э.Ф. Психология профессий. / Э. Ф. Зеер — Екатеринбург, 1997. — 96 с.
  50. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая /основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004.
  51. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // И. А. Зимняя Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
  52. Зимняя, И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении, 2004
  53. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя М. Издательская корпорация «Логос», 2000. — 183 с.
  54. , И.А., Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, H.A. Морозова М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999, -67 с.
  55. , Г. И. К вопросу о технологии концентрированного обучения / Г. И. Ибрагимов// Специалист, 1993. № 5. — С.29−31.
  56. , Г. И. Концентрированное обучение в средней профессиональной школе: вопросы теории и технологии. / Г. И. Ибрагимов, В. Г. Колесников Казань: ИСПО РАО, 1998.
  57. , Г. И. Проблемы качества образовательных стандартов среднего профессионального образования: Пособие для работников системы СПО / Г. И. Ибрагимов, Т. В. Лопухова Казань: ИСПО РАО, 2001.-48 с.
  58. , Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика / Г. И. Ибрагимов Казань: Матбугат йорты, 1998. — 168 с.
  59. , В.Г. Междисциплинарная интеграция общего и специально-технического образования в средней профессиональной школе. Диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / В.Г. Иванов- Уфа, 1999. 182 с.
  60. , В.Г. Междисциплинарные связи в образовательном процессе / В. Г. Иванов // СПО 12'2000 С.44−46.
  61. , И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. / И. Ильясов, Н. Галтенко М., 1994. — 374 с.
  62. Инновации в профессиональном образовании: теория и практика: Материалы научно-практической конференции / Поволжское отделение РАО, ИСПО РАО / Под ред. П. Н. Осипова. Казань: ИСПО РАО, 1997. -180 с.
  63. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в ССУЗ: концептуальные подходы, принципы, варианты, уровни. Казань: ИССО РАО, 1996.- 116 с.
  64. , Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. / Л. Б. Ительсон, М., «Просвещение», 1964 — 248 с.
  65. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев -М., 1982.
  66. , Н.М. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: Учеб. для втузов / Н. М. Капустин, П. М. Кузнецов, А .Г. Схиртладзе и др.- Под ред. Н. М. Капустина. М.: Высш. шк., 2004. — 415 е.: ил.
  67. , В.А. Моделирование воспитательной системы «школы общечеловеческих ценностей» / В. А. Караковский // Моделирование воспитательных систем. М., 1995. — С.79.
  68. , Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию (на материале сельских школ) / Г. Н. Каропа. Мн.: Ушверсггэцкае, 1994.-211с.
  69. , А .Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студентов./ А. Б. Качанов Минск: Изд-во «Университетское», 1983.
  70. , Г. И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе. Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. / Г. И. Кирилова -Казань, 2001.-36 с.
  71. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. / A.A. Кирсанов Казань: Изд-во КГУ, 1982. -224 с.
  72. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. / М. В. Кпарин М.: Знание, 1989. — 80 с.
  73. , В.П. Формирование культуры межнационального общения. Дисс.. канд. пед. наук. / В. П. Комаров Казань, 1990. — 199 с.
  74. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.
  75. , В.В. К проблеме модернизации содержания общего образования России. / В. В. Копылова ИЯШ № 5 — 2002 г. С.4−6
  76. , Ж.В. Формирование текстовой компетенции учащихся лицея в иноязычном образовательном пространстве. Автореферат дис. .канд. пед. наук. / Ж. В. Короленко Ставрополь, 2006. — 27 с.
  77. , Е.А. Научное обеспечение стандартизации профессиональной подготовки. / Е. А. Корчагин Казань: КГТУ, 2000. — 196 с.
  78. , Е.А. Построение таксономии целей профессиональной подготовки. / Е. А. Корчагин Казань: Форт — Диалог, 1999. — 66 с.
  79. , Е.А. Стандартизация профессиональной подготовки специалистов среднего звена и ее регионально-отраслевые особенности / Е. А. Корчагин, И. А. Халиуллин, С. Г. Шуралев // Магистр. 1997. -Спецвыпуск — С. 58−64.
  80. , А. Техника педагогического воздействия / А. Кочетова // Народное образование. — 1996 № 9.
  81. , В.В. Принципы обучения. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. /В.В. Краевский В. В., М. Н. Скаткин М., 1999.- Т. 2. — С. 191−194.
  82. , И.А. Автоматизация проектирования двигателей на стадии ОКР. Технология и средства функционального проектирования / И. А. Кривошеев М.: Издательство «Машиностроение», 2010. — 244 с.
  83. , Т. В. Опыт в педагогике и психологии // Педагогическая энциклопедия / Т. В. Кудрявцев В 4 т. / Гл. ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. — М.: Сов. энцикл., 1966. — Т. 3. — С. 209−211.
  84. , A.A. Методическая система обучения ОИВТ: структура, функции, состояние и перспективы / A.A. Кузнецов, В. П. Долматов // Информатика и образование, 1989. № 1.- С. 3−8.
  85. , A.A. Развитие методологической системы обучения информатике в средней школе. Автореф. дис.. док. пед. наук. / A.A. Кузнецов-М.: 1988.
  86. , H.B. Стимулирование педагогического творчества / Н. В. Кухарев, B.C. Решетько. Минск: Адукацыя i выхаванне, 1997. — 144 с.
  87. , A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. / A.A. Кыверялг Таллин «Валгус», 1980. — 333 с.
  88. , И.П. Система учебных вопросов как средство обучения. Канд. диссертация / И. П. Лебедева 1992. — 168 с.
  89. , B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное. / B.C. Леднев — М.: МГАУ, 2002.-120 с.
  90. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. / B.C. Леднев М. Высшая школа, 1991. — 224 с.
  91. , A.A. Деятельность и общение / A.A. Леонтьев // Вопросы философии, 1979, № 1.-С. 121−132.
  92. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев -М.: Наука, 1997.-304 с.
  93. , А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.-Т1. / А. Н. Леонтьев -М.:Педагогика, 1983.
  94. , И.Я. Дидактическая система методов обучения: новое в жизни, науке, технике. / И. Я. Лернер М.: Знание, 1976. — № 3.
  95. , И.Я. Дидактические основы обучения. / И. Я. Лернер М.: Педагогика, — 1981. — 186 с.
  96. , Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. / Б. Т. Лихачев М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
  97. , T.B. О потребности в специалистах со средним профессиональным образованием и требования к ним / Т. В. Лопухова // СПО 2'2001 С.6−10.
  98. , Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования: Метод, пособие. / Н. И. Макиенко -М.: Высш. школа, 1983. -344 е., ил.
  99. , В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. / В.Н. Максимова-М.: Просвещение, 1988. 192 с.
  100. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. / В. Н. Максимова — М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
  101. , З.А. Современная школа США / З. А. Малькова —М., изд. «Педагогика», 1971. 321 с.
  102. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
  103. , В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога. Автореферат дисс. на соиск.уч.ст.д.п.н. / В. Ш. Масленникова Казань — 1996 — 32 с.
  104. , М. И. Взаимосвязь общего и профессионального образования / М. И. Махмутов // Советская педагогика. 1984.- № 4.- С.31−37.
  105. , М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. / М. И. Махмутов М., Педагогика, 1975. — 368 с.
  106. , М.И. Современный урок. 2-е изд. / М. И. Махмутов М.: Педагогика, 1985.
  107. Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1999. — С.94−96.
  108. , Ю.Д. Автоматизация технологических процессов и производств. Лабораторный практикум / Ю. Д. Миткевич, Л. А. Киселев -М.: Издательский дом «МИСиС», 2004. 25 с.
  109. , Г. В. Гуманистическая парадигма профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова // Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева.-М., АПО. 1999 440 е., ил.- 1999.
  110. , Г. В. Теоретико-методологические проблемы процесса социального становления личности студента ССУЗ. / Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова, Н. М. Таланчук, Т. М. Трегубова, В. М. Токар, Р.И. Зинурова- Казань: ИСПО РАО, 1999. 144 с.
  111. , Г. В. Актуальные проблемы социально профессионального становления студентов ССУЗ. / Г. В. Мухаметзянова // Социально-профессиональное становление молодежи. Т. д. НПК 17−18 мая 1999. Казань: ИССО РАО, ч. 1. — 176 с.
  112. , Г. В. Образование в условиях социальной рыночной экономики. / Г. В. Мухаметзянова Казань: ИСПО РАО, 2000. — 132 с.
  113. , Г. В. Подготовка социального педагога в системе среднего профессионального образования. / Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова Казань, 1994.
  114. , Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки / Г. В. Мухаметзянова // Специалист. -1996. № 2.-С. 6−8.
  115. , H.H. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / H.H. Нечаев, Г. И. Резницкая // Вестник УРАО. 2002. № 1, С .3 21.
  116. , A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования. // A.M. Новиков Специалист. 1999 № 6 — С. 2−6.
  117. , A.M. Проблемы демократизации профессионального образования. // Новиков A.M. Специалист 1999. № 1 — С.2−9.
  118. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов М.: Оникс, 2010.-736 с.
  119. , П.Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (Социально-психологический аспект). / П. Н. Осипов Казань: РИЦ «Школа», 2002. — 196 с.
  120. , П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Монография./ П. Н. Осипов,—Казань: Карпол, 1997. 216 с.
  121. Педагогика среднего профессионального образования: Уч. пособие для препод, системы среднего проф. образования / Под общ. ред. акам. РАО Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2001. 384 с.
  122. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педвузов и пед.колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995
  123. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В: А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 е.: ил.
  124. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  125. , С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. / С. А. Пуйман Мн.: ТетраСистемс, 1999. — 128 с.
  126. , С.А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Мн: Бел. гос. ун-т, 1999. — 153 с.
  127. , В. С. Школа как саморазвивающаяся система / В. С. Решетько. — Мн: Адукацыя i выхаванне, 1997. — 216с.
  128. Рубинштейн, C. J1. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  129. , Л.Г. Проблемы формирования содержания образования и обучения в среднем специальном учебном заведении // Содержание подготовки специалистов с высшим образованием: Сб. науч. тр. / Л. Г. Семушина -М.: НИИВШ, 1998. С.87−101.
  130. , В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод, пособие. / В. А. Скакун М.: Высш. шк., 1987. — 272.С.: ил.
  131. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований. / М. Н. Скаткин М. 1986.
  132. , В.А. Формирование творческой личности будущего учителя / В. А. Сластенин Сов. Педагогика. — 1975.
  133. , С. Болонский процесс: перспективы развития в России. В журн. «Высшее образование в России.» / С. Смирнов М., 2004, № 1, С. 43−51.
  134. Среднее специальное образование: состояние, проблемы, тенденции. Тезисы докладов научной конференции ИССО РАО/ Под ред. д-ра пед. наук П. Н. Осипова. Казань: ИССО РАО, 1993. — 130 с.
  135. , Н.К. Педагогика: Учеб. пособие / Н.К. Степаненков- Бел. гос. пед. Ун-т. Минск: Изд. Скакун, 1998. — 448 с.
  136. , Н.Ф., Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Т. Печенюк, Л. Б. Хихловский — Саратов, изд. Саратовского университета, 1987. 173 с.
  137. , Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. / Н. Ф. Талызина М. «Знание», 1986. — 72 с.
  138. , В.И. Психолого-педагогические основы диагностики прогнозирования профессионально-методической подготовки будущего учителя в педвузе. -Ч. 1. / В. И. Тесленко -Красноярск, 1996.
  139. , К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1.: Теоретические проблемы педагогики. — 584 с.
  140. , К.Д. О народности в общественном воспитании. / К. Д. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 2-х Т.-Т.2.-М.-Л., 1988.-С.69−66
  141. , Д.С. Ключевые компетенции менеджера XX века. / Д. С. Цодикова Практический курс. http: Avww.buk.irk.ru/chairs /тапа§ етеп1-/рп^гат8 /zodikova.htm
  142. , И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. / И. М. Чередов М., 1987.- 372 с.
  143. , Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов./ Д. В. Чернилевский М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  144. , Б.И. Автоматизация и механизация производства: Учебник для студ. сред. проф. образования / Б. И. Черпаков, Л. И. Вереина М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  145. , Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1999. — 317 с.
  146. , Н.Ш. Помогите учителю стать творцом / Н. Ш. Чинкина // Нар. Образование. № 3. — 2000.
  147. , Б.В. Автоматизация производства (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования / Б. В. Шандров М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
  148. , К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков. Автореферат дис. .канд. пед. наук. / К. В. Шапошников Йошкар-Ола, 2006. — 26 с.
  149. , В.Ю. Автоматизации технологических процессов: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В. Ю. Шишмарев. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 353 с.
  150. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Иод ред. С. Я. Батышева.-М., АПО. 1999 -440 с., ил.- 1999.175. «Strategies of Social Closure in Class Formation» in Parkin (ed.), The Social Analysis of Class Structure, London: Tavistock, 1974.
  151. Anthony Giddens, The Class Structure of the Advanced Societies, London: Hutchinson, 1973, P. 107.
  152. Baiby K.D. Methods of Social Research N-Y., London. 1982.
  153. Cairnes J.E. Some Leading Principles of Political Economy Newly Expounded. L.: Maximilian, 1874. P.70−73
  154. Cf. Mitzman, Sociology and Estrangement, ch.25.Cf.also Michel’s Political Parties (trans. Eden and Cedar Paul), N.Y., Dover, 1959, P.271−282.
  155. Cf. Tawney, Equality, London: Allen & Unwin, 1938, P. 116−17, 144−5.
  156. Cf.Blau and Dunkan, The American Occupational Structure, P.5−7.
  157. Competency-Based Teacher Education: Progress, Problems and Prospects/ Ed. By W.R. Houston, R.B. Howsam. Chicago: Science Research Association, 1972, Vol. X, -182 p.
  158. Frank Parkin, Class Inequality and Political Order, London: MacGibbon & Kee, 1971, P. l8,
  159. Hall E.T. Hidden Differences. Studies on International Communication. How to Communicate with Germans. Hamburg, 1983.
  160. Hofstede G. Cultures and Organizations: Software of the Mind. L., 1981.
  161. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.
  162. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe Strsburg, 1997
  163. Isaeva Т.Е. To the nature of Pedagogical Culture: Competence Based approach to its 81гисШге//Преподаватель высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. — Ростов-на-Дону, 2003.
  164. Kim Y.Y. On Theorizing Intercultural Communication // Kim Y.Y., Gudy Kunst W.B. (eds). Theories in Intercultural Communication. Newbury Park, 1988.
  165. Marshall Cf.A.Principles of Economics. L.: Maximilian, 1890. Book 4. Ch.6.
  166. Michels R. First Lectures in Political Sociology. N.Y.: Harper and Row, 1965. P.82.
  167. Mill J.S. Principles of Political Economy. L.: John W. Parker, 1848. Vol.1. P.462−3.
  168. Sorokin P.A. Social and Cultural Mobility. P.38−46, 118−28.
  169. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 2003. Phase 1/ http: // www.relintdeusto.es/TuningProject/index.htm.
  170. While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.
  171. White R.W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence/ Psychological Review/, 1959. № 66, — P. 297 — 333.
Заполнить форму текущей работой