Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокий (творческий) уровень развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов характеризуется наличием у них значимых профессиональных достижений, положительной динамикой карьерного роста, позитивной самооценкой, удовлетворенностью работой, выраженных коммуникативных возможностей, в том числе, способности к социоролевому перевоплощениюинтеллектуальные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов
    • 1. 1. Теоретический анализ состояния проблемы исследования
    • 1. 2. Построение профессиограммы оперативного сотрудника
    • 1. 3. Акмеологические критерии, показатели и уровни развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, теоретическая модель их развития
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Пути оптимизации развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов
    • 2. 1. Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов
    • 2. 2. Акмеологическая модель развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов
    • 2. 3. Результаты развивающего эксперимента по оптимизации процесса развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников
  • Выводы по второй главе

Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Профессионально важные качества являются одной из основных составляющих профессионализма специалистов в любой сфере деятельности. В сложившихся на современном этапе общественного развития социально-политических условиях требования к профессионализму сотрудников правоохранительных органов и специальных служб, их профессионально важным качествам, возрастают пропорционально возникающим угрозам национальной безопасности Российской Федерации: проявлениям международного терроризма, беспрецедентному уровню коррупции в органах государственной власти, наркотизации общества, росту организованной преступности и т. п.

Как показывают психолого-акмеологические исследования, развитие комплекса определенных профессионально важных качеств позволяет оперативным сотрудникам правоохранительных органов не только успешно выполнять поставленные задачи, но и определяет их профессиональную успешность и личностную эффективность, карьерный рост, успех в межличностном взаимодействии и т. д.

В то же время практика позволила выявить противоречия между: современным уровнем развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников и требованиями государства и общества к эффективности их деятельностинеобходимостью повышения уровня профессионально важных качеств оперативных сотрудников и отсутствием у них потребности в их развитии или возможности такого развитиянеобходимостью оптимизации развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников и недостаточной разработанностью в науке вопроса об акмеологических факторах этого процесса.

Состояние разработанности проблемы исследования. В рамках психологии (А.В.Батаршев, Е. П. Ильин, А. В. Карпов, А. Г. Ковалев, Л. Д. Кудряшова,.

A.Г.Маклаков, К. К. Платонов, В.Д.Шадриков), педагогики (Д.Н.Завалишина, Н. В. Кузьмина, В. А. Крутецкий, Ф. Н. Ганоболин и др.) и акмеолопии (А.А.Деркач,.

B.Г.Зазыкин, А. К. Маркова, Е. В. Селезнева и др.) проводятся многочисленные исследования, направленные на определение профессионально важных качеств для различных видов профессиональной деятельности и разработку методов их развития.

Исследователи рассматривают профессионально важные качества как любые качества субъекта, включенные в процесс трудовой деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности (В.Д.Шадриков, А. Г. Маклаков, А. К. Маркова и др.).

В акмеологических исследованиях профессионально важные качества рассматриваются в связи с проблемами профессионализма (А.А.Деркач, М. В. Варгамян, Н. А. Гриишна, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, С. В. Семененко, Н. В. Сотникова, В. А. Храпик, Г. П. Филиппова, М. В. Швыдкая и др.), повышения уровня компетентности (О.С.Анисимов, П. В. Беспалов, И. Э. Вегерчук, О.'И.Денисов, Е. А. Зубарев, Е. В. Куликова, А. Ю. Панасюк, Е. В. Селезнева, Ю. В. Синягин, И. О. Сорокина, Л. А. Степнова, А. П. Федоркина и др.), эффективности профессиональной деятельности (В.И.Виноградов, СИ. Жуковский, В. Н. Кузнецов, И. Б. Новосельская, А. В. Панкратов, А. П. Ситников, Е. М. Таболова и др.), личностно-профессионального развития (В.С.Агапов, С. А. Анисимов, А. А. Виноградов, О. В. Москаленко, Н. В. Накошная, С. К. Хаидов, Е. Г. Чирковская и др.).

Проблема развития профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов разрабатывалась в исследованиях Н. Ю. Митюриной, Н. И. Птухи, Е. В. Расходчикова, Ю. А. Шалакова, А. В. Финашина, Т. А. Хрусталевой. Специальные исследования позволили частично определить профессионально важные качества для эффективного осуществления оперативно-розыскной деятельности (М.А.Куркин, Т.В.Чанзан).

В то же время структура профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов исследована недостаточно, кроме того, акмеологические факторы развития оперативных сотрудников правоохранительных органов практически не изучались.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — определить пути оптимизации процесса развития профессионально важных, качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Объект исследования — профессионально важные качества оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Предмет исследования — акмеологические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств, необходимых для успешного осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Гипотеза исследования.

Эффективное включение индивида в оперативно-розыскную деятельность предполагает наличие у него определенной структуры индивидуально-характерологических качеств и особенностей мотивации, на основе которых формируются профессионально значимые качества.

Внутренняя структура и уровень сформированности компонентов профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов обеспечивается действием совокупности субъективных, объективных и субъективно-объективных акмеологических факторов: индивидуально-характерологического, мотивационного, аутопсихологического, временного, организационного, педагогического, социально-психологического и образовательного.

Оптимизировать процесс развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органовможно при условии организации непрерывного психолого-акмеологического сопровождения их профессиональной деятельности и личностно-профессиональнош самосовершенствования.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ состояния проблемы исследования.

2. Выявить структуру профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов.

3. Определить акмеологические критерии, показатели и уровни развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов.

4. Выявить акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов.

5. Разработать акмеологическую модель оптимизации процесса развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников.

6. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

— системный, субъектный, деятельностный, подходыпринципы детерминизма, развития, социальной обусловленности личности, единства сознания и деятельности (В.ГАсеев, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, И. А. Джидарьян, В. А. Иванников, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, B.C. Магун, A.B. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.);

— идеи комплексного структурно-функционального анализа профессиональной деятельности и труда (A.A. Дёркач, В. Г. Зазыкин, Е. М: Иванова, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. А. Бодров, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, К. К. Платонов и др.);

— научные положения о развитии личности как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. С. Огнев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн) — о закономерностях формирования профессионального мастерства (A.A. Деркач, Ф. Н. Гоноболин, Л. В. Иванцова, Л. М. Митина и др.) — о роли профессионально важных качеств в развитии профессионализма (М.А. Дмитриева, Е. П. Ермолаева, A.B. Карпов, Е. А. Климов, Ю. В. Котелова, A.A. Крылов, А. К. Маркова, Л. И. Уманский, В. Д. Шадриков, Е. С. Шелепова и др.) — ороли объективных и субъективных условий и факторов в развитии профессионала (В.Г.Михайловский, А. КШанасюк, Р. Л. Кричевский и др.) — об оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.М. Теплов, В. А. Бодров, Ю. К. Бабанский,.

A.B. Зеер, A.B. Иващенко и др.);

— концепции деятельности и профессионализма личности в особых и экстремальных условиях (Г.Т. Береговой, Н. Д. Завалова, Г. М. Зараковский,.

B.Г. Зазыкин, В. И. Лебедев, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко, А. Н. Сухов, В. В. Сысоев, А. П. Чернышев и др.);

— парадигмальные акмеологические принципы (B.C. Агапов, Б. Г. Ананьев, О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, П. А. Корчемный, Р. Л. Кричевский, Л. Г. Лаптев,.

А.К. Маркова, А. Ю. Панасюк, Е. В. Селезнева, Л. А. Степнова, А. П. Федоркина и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач в рамках эмпирического исследования и развивающего эксперимента использовался? комплекс теоретических (профессиографический анализ, метод инженерно-психологического анализа, логический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, моделирование) и эмпирических методов (экспертные оценки, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование).

В рамках эмпирического исследования и развивающего эксперимента, были использованы следующие методики: разработанные соискателем профессиографический опросник, анкета «Самооценка профессионально важных качеств» и анкета «Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов" — многофакторный метод исследования личности (ММИЛ — в модификации Л.Н. Собчик), тест Люшера и др.

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных (ранговый, корреляционный, факторный анализ) с применением статистических пакетов «EXCEL» и «Statistic for Windows».

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования" составили 140 оперативных сотрудников ФСКН Россиииз них 80 участвовали в развивающем эксперименте. Кроме того, в исследовании использованы результаты тестирования 75 кандидатов на службу в ФСКН России. В качестве экспертов выступили действующие сотрудники ФСКН России, отобранные по следующим параметрам: стаж оперативной работы не менее 10 летпрофессиональная деятельность на различных (не менее двух) направлениях оперативно-розыскной деятельностиобъективно высокие результаты профессиональной деятельности (20 человек).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась, исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета ' компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их", научная новизна.

Уточнено понятие «профессионально важные качества». Показано, что это понятие тесно связано, с одной стороны, с понятиями «способности» и «характер», а с другой, — с категориями «профессионализм» и «эффективность деятельности», доказательно представлено, что для эффективного развития профессионально важных качеств субъект деятельности изначально должен обладать минимально допустимым уровнем способностей, черт характера и других свойств, которые в дальнейшем в процессе трудовой деятельности преобразуются в комплексы профессионально важных качеств.

Выявлена структура профессионально важных качеств оперативного сотрудника правоохранительных органов. Основными компонентами' этой структуры являются колтуникативный (обусловливает эффективность профессионального общения и взаимодействия), интеллектуальный (обусловливает эффективность принятия профессиональных решений), мотивационный (обусловливает профессиональнуюнаправленность личности) компоненты и компонент саморегуляции (обусловливает эффективность, управления собственной активностью).

Определены акмеологические критерии, показатели и уровни развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов. Показано, что в качестве внешнего акмеологического критерия развития профессионально важных качеств выступает профессиональная эффективность оперативных сотрудников правоохранительных органов. Данный критерий раскрывается через следующие показатели: выход на управленческий уровень деятельностиположительная динамика профессиональной карьерыналичие профессиональных наград и поощренийпозитивная оценка руководством эффективности деятельностисобственная позитивная оценка эффективности профессиональной деятельностиудовлетворенность работой.

Выявлены внутренние особенные' критерии развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов. Показателями по интеллектуальному критерию являются: умение выделить в информации главное, существенноебыстрота мышленияспособность к анализу и прогнозугибкость мышленияспособность объективно оценить обстановку и свои действияспособность к высокой и длительной концентрации внимания. Показателями по коммуникативному критерию являются: умение легко вступать в контакт с неизвестными людьмиумение эффективно общаться с разными людьмиспособность к социоролевому перевоплощениюумение правильно оценивать людей, выявлять их сильные и слабые стороныумение дозировать подаваемую информациюумение убеждать и привлекать на свою сторону. Показателями по критерию саморегуляции являются: способность быстро адаптироваться в незнакомой, в том числе, агрессивной (опасной) средеустойчивость к психоэмоциональным перегрузкамадекватный ситуации уровень тревожностивысокая активность в профессиональной деятельности и упорство в достижение целивысокий уровень личной ответственности и дисциплинированностиадекватная самооценка. Показателями по мотивационному критерию являются: стремление к саморазвитию и самосовершенствованиюнацеленность на самореализацию в профессииинтерес к новым деловым контактамувлеченность поиском решения сложных вопросовинтерес к работе с людьмиинтерес к новым знаниям и навыкам. Описаны уровни развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов — высокий (творческий), средний (нормативный) и низкий (недостаточный).

Выявлены акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов: субъективные (индивидуально-характерологический, мотивационный, аутопсихологический), объективные (временной) и субъективно-объективные (образовательный, организационный, педагогический, социально-психологический). Доказательно представлено, что в роли индивидуально-характерологического фактора выступают такие индивидуально-характерологические качества оперативного сотрудника как гипертимность, паранойяльность и истероидность. В роли мотивационного фактора выступают такие характеристики мотивационной сферы оперативных сотрудников, как акме-мотивация и эвристическая мотивация. В роли аутопсихологического фактора выступает сформированность аутокогнитивных способностей и способностей к саморегуляции оперативных сотрудников, Показано, что в качестве временного фактора выступает стаж профессиональной деятельности. В качестве образовательного фактора выступает уровень и специализация образования оперативных сотрудников, и в первую очередь, получение дополнительного образования. В качестве организационного фактора выступает возможность в рамках профессиональной деятельности заниматься самоподготовкой, саморазвитием, а также повышать профессиональную квалификацию на соответствующих курсах, программах и т. д. В качестве педагогического фактора выступает наличие института наставничества в оперативных подразделениях. В качестве социально-псшологического фактора выступают конструктивные взаимоотношения с коллегами, благоприятный климат в оперативном коллективе.

Эмпирически подтверждено влияние выявленных акмеологических факторов на развитие профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов. Показано, что реализация совокупности организационного, образовательного, педагогического и социально-психологического факторов развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов позволяет говорить о наличии признаков акмеологической среды в конкретном оперативном подразделении.

Разработана акмеологическая модель оптимизации процесса развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников. В качестве элементов акмеологической модели выступают: этапы целенаправленного развития профессионально важных качеств (этап диагностики, этап внешних развивающих воздействий, этап саморазвития) — условия реализации акмеологической модели (психолого-акмеологическое сопровождение оперативно-розыскной деятельности, наличие признаков акмеологической среды в оперативном подразделении, формирование у оперативных сотрудников потребности в саморазвитии) — механизмы развития профессионально важных качеств (самопознание и рефлексивная саморегуляция, психологическое воздействие и влияние, креативность).

Экспериментально подтверждено, что применение акмеологических развивающих технологий и ориентация на первоочередное развитие мотивационных качеств и качеств саморегуляции как акмеологических инвариантов профессионализма способствуют активизации процесса развития всего комплекса профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, построена теоретическая модель профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, определены ее компоненты и их содержание.

Показана значимость коммуникативных, интеллектуальных, мотивационно-целевых качеств и качеств саморегуляции для успешного осуществления оперативно-розыскной деятельности как особого вида юридической деятельности. Впервые показана зависимость уровня развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов от ряда акмеологических факторов. Построена акмеологическая модель развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, выявлены ее основные компоненты, определена взаимосвязь между этими компонентами, описан процесс развития профессионально важных качеств, выделены этапы их развития. Эмпирически доказано, что с помощью применения акмеологических технологий возможно повысить реальный уровень развития оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе его проведения теоретические и практические результаты позволяют разрабатывать индивидуальные программы повышения уровня профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов;

Разработанные соискателем профессиограмма, характеризующая оперативно-розыскную деятельность как вид труда, а также психограмма, содержащаятребования, предъявляемые к качествам оперативных сотрудников, могут быть использованы в рамках отбора и аттестации оперативных сотрудников правоохранительных органов. Специальный опросник, разработанный соискателем, может использоваться также для выявления профессионально важных качеств, необходимых для успешного осуществления других видов юридического труда, экстремальных видов профессиональной деятельности.

Выявленные акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников позволяют конкретизировать требования к кандидатам на службу в оперативные подразделения, в первую очередь, к особенностям их мотивационной сферы, свойствам характера и темперамента, и определяют пути совершенствования организации оперативно-служебной деятельности правоохранительньгх органов, повышения ее эффективности.

Результаты исследования могут быть использованы при формировании программ повышения квалификации оперативных сотрудников, а также при разработке групповых и индивидуальных тренингов, направленных на развитие профессионально важных качеств.

Полученные результаты могут использоваться в учебных курсах по психологии труда, психологии профессиональной деятельности, психологии и акмеологии управления, акмеологии и психологии личности, педагогике.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках профессиональной деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Они апробированы автором на психолого-акмеологических чтениях Международной академии акмеологических наук. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научных сессиях Международного акмеологического института (Москва, 2008;2010 гг.). Материалы исследования докладывались на V Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 2009) — V Международной научно-практической заочнойконференции «Актуальные -• вопросы современного образования» (Москва — Ульяновск, 2010) — X Межвузовской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Социальный потенциал модернизации России» (Москва, 2010).

Положения, выносимые на защиту.

Комплекс профессионально важных качеств для представителей той или иной профессии определяется особенностями их профессиональной деятельности и формируется в ее рамках. Процесс развития профессионально важных качеств является одной из основных детерминант становления профессионализма. Структура профессионально важных качеств для любой профессии обязательно включает качества, которые непосредственно реализуются в процессе трудовой деятельности, и качества, которые помимо реализации в труде, способствуют развитию других профессионально важных качеств, т. е. выступают в роли акмеологических инвариантов профессионализма. Данные профессионально важные качества, входя в структуру профессионально важных качеств, одновременно выступают фактором ее развития.

Профессиональная эффективность оперативных сотрудников правоохранительных органов непосредственно зависит от уровня развития их профессионально важных качеств.

Высокий (творческий) уровень развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов характеризуется наличием у них значимых профессиональных достижений, положительной динамикой карьерного роста, позитивной самооценкой, удовлетворенностью работой, выраженных коммуникативных возможностей, в том числе, способности к социоролевому перевоплощениюинтеллектуальные способности выражаются в быстроте и гибкости мышления, умении выделить в информации наиболее существенное, способности к анализу и прогнозумотивационная сфера включает в себя интерес к новым деловым контактам, а также знаниям и навыкам, увлеченность поиском решения сложных задач. Кроме того, для творческого уровня развития профессионально важных качеств, характерна развитая способность адаптироваться в незнакомой среде и высокая активность в профессиональной-деятельности.

Средний (нормативный) уровень развития профессиональноважных качеств оперативных сотрудников подразумевает способность специалиста качественно выполнять свои функциональные обязанности, наличие признаков профессиональной успешности, развитые коммуникативные и интеллектуальные способностив мотивационной сфере преобладает нацеленность на самореализацию в профессии и стремление к саморазвитию. Кроме того, оперативных сотрудников правоохранительных органов с нормативным уровнем развития профессионально важных качеств отличает высокий уровень личной ответственности, который, с одной стороны, позволяет им выйти на достаточный уровень профессиональной эффективности, с другой1 стороны, может стать возможным препятствием для достижения ее высокого уровня.

Низкий (недостаточный) уровень развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов характеризуется развитыми коммуникативными возможностями и способностями к саморегуляциив то же время недостаточно развита способность к высокой и длительной' концентрации внимания, а особенностями мотивационной сферы является недостаточное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, невыраженная нацеленность на самореализацию в профессии, слабый интерес к работе с людьми.

Эффективность процесса развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов зависит от ряда акмеологических факторов:

— сочетание гипертимности, паранойяльности и истероидности как индивидуально-характерологический фактор развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов выступают как основа для формирования конкретных профессионально важных качеств и определяют формы проявления активности оперативных сотрудников 'в процессе решения профессиональных задач;

— акме-мотивация и эвристическая мотивация как акмеологические инварианты профессионализма оперативных сотрудников и мотивационный фактор развития их профессионально важных качеств определяют стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, интерес к получению новых знаний и навыков и т. д.;

— аутокогнитивные способности и способности к саморегуляции как как акмеологические инварианты профессионализма оперативных сотрудников и аутопсихологический фактор развития их профессионально важных качеств определяют способность оперативных сотрудников адекватно оценивать уровень сформированности у себя профессионально важных качеств и субъективного потенциала для их развития и совершенствования, умения формировать эталонные образцы развития профессионально важных качеств, осваивать необходимые технологии развития профессионально важных качеств, компенсировать недостающие качества за счет развития наличных;

— стаж оперативно-розыскной деятельности как временной фактор обеспечивает достижение нормативного уровня профессиональной эффективности;

— уровень и специализация образования как образовательный фактор обеспечивает развитие комплекса интеллектуальных качеств оперативных сотрудников и существенно влияет на уровень организаторских способностей;

— уровень организации деятельности в оперативном подразделении, управленческие навыки и психологическая компетентность руководства как организационный фактор обеспечивают процесс профессионализации оперативных сотрудников;

— существование института наставничества в правоохранительных органах как педагогический фактор обеспечивает непрерывное обучающее воздействие со стороны опытных коллег в отношении начинающих специалистов;

— конструктивные взаимоотношения с коллегами и благоприятный климат в оперативном коллективе как социально-психологический фактор обеспечивают взаимное оказание практической и методической помощи по вопросам оперативно-розыскной деятельности.

Организация психолого-акмеологического сопровождения оперативно-розыскной деятельности и личностно-профессионального самосовершенствования оперативных сотрудников правоохранительных органов обеспечивает оптимизацию процесса развития их профессионально важных качеств.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по второй главе.

В ходе проведенного исследования нами определены акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Основными факторами развития ПВК являются:

— индивидуально-характерологический;

— мотивационный;

— аутопсихологический;

— временной;

— образовательный;

— организационный;

— педагогический;

— социально-психологический.

Выявленные нами акмеологические факторы развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов позволяют конкретизировать характеристику уровней развития профессионально важных качеств и обозначить их как недостаточный, нормативный и творческий уровни развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Выявленные нами индивидуально-характерологический и мотивационный факторы уточняют параметры психологического профессионального отбора кадров на службу в правоохранительные органы. На основании полученных нами результатов, возможна конкретизация предъявляемых требований к кандидатам на службу (свойства характера, особенности мотивации), и, соответствующее использование современных психодиагностических методик.

Аутопсихологический фактор указывает на необходимость развития у * оперативных сотрудников аутокогнитивных способностей и способностей к саморегуляции, в первую очередь, при помощи существующих психолого- 1 акмеологических технологий.

Организационный, образовательный, педагогический и социально-психологический факторы обозначают основные направления совершенствования организации деятельности оперативных подразделений в контексте повышения профессионализма сотрудников.

Факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, а также ранее определенные показатели, критерии и уровни развития ПВК, позволили построить акмеологическую модель развития ПВК.

В ходе построения акмеологической модели развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, нами выявлены основные компоненты модели развития ПВК, определена взаимосвязь между этими компонентами, описан процесс развития ПВК, выделены этапы развития ПВК.

Проведенный развивающий эксперимент подтвердил наше предположение о значимости акмеологических технологий при оптимизации процесса развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, актуальность построенной акмеологической модели развития ПВК, влиянии выявленных акмеологических факторов.

Заключение

.

Несмотря на актуальность и практическую значимость проблема профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов исследована недостаточно полно. Проведенная работа интегрировала в себе результаты современных психологических и акмеологических исследований проблем личностного и профессионального саморазвития. Обоснование теоретико-методологической базы, расширение представления об изучаемом предмете, дает возможность выхода на прикладной уровень.

Проведенное исследование подтвердило первоначальные гипотезы, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту. Основным результатом данного исследования является реализация акмеологическош подхода в изучении и развитии профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов, который позволил обнаружить и изучить акмеологические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов и доказать правомерность выбранной стратегии исследования.

В рамках исследования нами построена профессиограмма оперативных сотрудников, которая разрабатывалась с помощью профессиографического анализа, характеризующая оперативно-розыскную деятельность как вид труда и описывающая ее специфические особенности.

Кроме того, разработана психограмма, содержащая основные требования, предъявляемые к качествам оперативных сотрудников.

В целях определения основных ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов разработан специальный профессиографический опросник, который может использоваться также для выявления ПВК, необходимых для успешного осуществления других видов юридического труда, экстремальных видов профессиональной деятельности.

Определены основные ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов и построена их теоретическая модель.

Выявлены внутренние особенные критерии развития ПВК — интеллектуальный, коммуникативный, мотивационно-целевой и критерийсаморегуляции, а также их показатели. Кроме того, выделен внешний критерий — критерий профессиональной эффективности (показатели: выход на управленческий уровень деятельностиположительная динамика профессиональной карьерыналичие профессиональных наград и поощренийпозитивная оценка руководством эффективности деятельностисобственная позитивная оценка эффективности профессиональной деятельностиудовлетворенность работой). Описаны уровни развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов — высокий, средний и низкий.

В, целях выявления латентной структуры профессионально важных качеств оперативных сотрудников, а также факторов, определяющих развития ПВК, мы, осуществили факторный анализ (методом Варимакс) результатов, полученных потрем группам исследуемых. В результате выявлен ряд факторов, определяющих внутреннюю связь между показателями в группах оперативных сотрудников с высоким, средним и низким уровнем профессиональной эффективности.

Определены акмеологические факторы развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов: индивидуально-характерологический, мотивационный, аутопсихологический, временной, образовательный, организационный, педагогический, социально-психологический.

В рамках эмпирической части настоящего исследования было определено непосредственное влияние указанных факторов на развитие ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов, кроме того, выявленные акмеологические факторы, позволяют конкретизировать характеристику уровней развития профессионально важных качестви обозначить их как недостаточный, нормативный и творческий уровни развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов.

Построена акмеологическая модель развития ПВК оперативных сотрудников правоохранительных органов, выявлены ее основные компоненты, определена взаимосвязь между этими компонентамиописан процесс развития ПВК, выделены этапы развития ПВК.

Основными этапами целенаправленного развития ПВК являются: этап диагностики, этап внешних развивающих воздействий, этап саморазвития. Основными условиями реализации акмеологической модели являются: психолого-акмеологическое сопровождение ОРД, наличие признаков акмеологической среды в оперативном подразделении, формирование у оперативных сотрудников потребности в саморазвитии. Кроме того, при построении акмеологической модели развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников мы выделили.

V, механизмы развития ПВК: самопознание и рефлексивная саморегуляция, психологическое воздействие и влияние, креативность.

Экспериментально подтверждено, что при организации непрерывного психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и личностно-профессионального самосовершенствования оперативных сотрудников правоохранительных органов значительно повышается уровень сформированности основных профессионально важных качеств. 1 I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.- 496с.
  2. Акмеология в вопросах и ответах: Учеб. пособие / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.- 248с.
  3. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ. ред. А. А. Деркача. -М., Изд-во РАГС, 2006.- 424с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 341с.
  5. .Г. О соотношении способностей и одаренности/ В кн. Проблема способностей. Отв. Ред. В. Н. Мясищев. М., 1962.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 380с.
  7. В.И. Саморазвитие менеджера. М., 1995. — 275с.
  8. В.П. Психология профессионального мышления. Саранск, 2000.-207с.
  9. Н.В. Развитие аутокогнитивных способностей специалиста: Учебное пособие / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2007. -118с.
  10. Ю.Батаршев A.B., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. — 192с.
  11. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995. — 156с.
  12. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга: Изд-во КГПУ, 2000. — 96 с.
  13. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. — 285с.
  14. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: «Речь», 2000. — 440с.
  15. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М, 1998. — 168с.
  16. A.A. Бодалев. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. № 1. — 1984.
  17. В. А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М.: Персэ, 2001. — 511 с.
  18. В.А. Информационный стресс. М.: Персэ, 2000. — 351 с.
  19. B.JI. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Юрид. лит., 1991.
  20. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности. -Автореф. канд. дисс. -М., 1996.
  21. В.В. Некоторые результаты изучения профессиональной деформации личности следователя // Тез. VI Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. -М., 1977 С. 53.
  22. П.Я.Гальперин. К психологии творческого мышления. //Вопросы психологии. № 5. -1982. — С. 13−17.
  23. М.В., Герасимова B.C. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 272 с.
  24. Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными. Иваново: ИвГУ, 1994.-139 с.
  25. Ю.Б. Введение в общую психологию Курс лекций. М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. — 336 с.
  26. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -124с.
  27. Э.А. Способности и склонности: комплексные исследования. -М&bdquo- 1989,-ЗЗОс.j 28. Гоноболин Ф. Н. Психология. -М.: Просвещение, 1973. -230с.
  28. Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей. В сб. Способности и интересы. М.- 1962. — С. 237.
  29. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — С. 223.31 .Грановская P.M. Элементы практической психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1988.-560 с.
  30. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. — 450с.
  31. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995. -250с.I
  32. Н.Д., Девишвили В. М., Зинченко В. П. Микроструктурный анализ исполнительной деятельности. М.: ВНИИТЭ, 1975. — 195с.
  33. Н.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. -М.:МГУ, 1982. -225с.
  34. В.М. Образное мышление. М.: Тривола, 1996. — 368с.
  35. К., Гроф С. Неистовый поиск себя: руководство по личностному-. росту через кризис трансформации. М., 1996.-339 с.
  36. A.C., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. М.: РАГС, 2000. — 256с.
  37. Е.С. Психологические факторы развития контекстно-понятийной памяти субъекта в процессе когнитивной деятельности: Автореф. канд, психол.наук. — Красноярск, 2004. — 19с.
  38. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека. В 5 кн. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М.- РАГС, 2000. — 536с.
  39. A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. -М., 1998.
  40. A.A., Кузьмина Н. В. Введение в акмеологию. М., 1995. -315 с. 1.I
  41. A.A., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. — 128с.
  42. A.A., Маркова А. К. Акмеологические особенности развития персонала / Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 г. В 8-ми т. СПб.: Изд-во СПб. ун-та. — 2003. — Т.З. — С.61−64.
  43. A.A., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования.- М.: МПА, 1998 148с.
  44. A.A., Москаленко О.В Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. М.: РАГС, 1999. — 720с.
  45. М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. JL: ЛГУ, 1979.- 363с.
  46. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.-368с.
  47. В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике" способностей // Психологический журнал. № 2, 1991. — С. 16−24.
  48. М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. -- • - ¦ М.- Юристъ, 1996.- 631 с.
  49. С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации. М., 1996.
  50. Л.И. Формирование профессионализма учителей с истероидными чертами личности. Автореф. канд. дисс. — М., 1997.
  51. A.B. и др. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. -287с.
  52. Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336с.
  53. И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи. Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком /под ред. A.A. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М, 1969. -239с.
  54. В.П. Продуктивное восприятие //Вопросы психологии. 1971, -С. 13−28.
  55. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. -460с.
  56. В.П. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. М.: Изд-во «Известия», 2003 — 410с.
  57. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512с.
  58. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004.
  59. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752с.
  60. Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. Краснодар, 1978.
  61. Индивидуальные особенности памяти человека: психофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1980. -245с.
  62. Ф.С. Основы профессионального консультирования. М.: МОДЭК, 2003.-256с.
  63. В.Г., Кондратьева Л. Л. Психология. М.: Высшая школа, 1989. -260с.
  64. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.- М., 1983. -245с.
  65. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. — 220с.
  66. Ф. Тесты оценки личности, склонностей и интеллекта. СПб.: Питер, 2005.-207с.
  67. Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1998. — 349 с.
  68. М. В. К проблеме профессионального развития //Вестн. Моск.' ун-та.-2001.-№ 4. -Сер. 14.-Психология.-С. 3−12.
  69. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека/Т.' IT-. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
  70. Н.И., Шаккум М. А. Акмеология и тестология. М.: Российский. — • -салон, 1996−380с.
  71. Краткий психологический словарь /Ред. сост. Л. А. Картенко. Под общей ред. А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 369с.
  72. Н.П. Определение негативных психических состояний человека и система их коррекции // Актуальные проблемы современной психологии: Мат. научн. чтений, посвященных 60-летию Харьковской психологической школы. Харьков, 1993. -С. 365−368.
  73. Р.Л. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1995. — 381с.
  74. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968. 431с.
  75. В.А. Проблема формирования и развития способностей //Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С.53−58
  76. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
  77. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986.-160с.
  78. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974. — 160с.
  79. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990 — 167с.
  80. Н.В. Предмет акмеологии. СПб, 1995. — 88с.
  81. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. С. 146.
  82. Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей//Проблемы способностей. М., 1962.
  83. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
  84. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1960. — 65с.
  85. Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. -Москва Воронеж, 1997. — 224с.
  86. К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
  87. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
  88. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. -М.: МГУ, 1974.-157с.
  89. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /А.Ф.Кудряшов, Петрозаводск, 1992. -320с.
  90. А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. — 480 с.
  91. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. -278с.
  92. А.К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. -ЛГ°3.-С. 47−50.
  93. В.Н. Математические методы в психологии. М.: РАГС, 2.003. -97 с.
  94. Дж., Прибрам К., Галантер Ю. Планы и структура поведения. -М., 1965.- 168с.
  95. Д.О. Психолого-акмеологические особенности рефлексивного прогнозирования в деятельности управленческих -кадров:" — г Автореф. дисс. канд. псих. наук. М.: РАГС, 2002. — 24с.
  96. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: — -М:" Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2003. 400с.
  97. Мотивация и личность. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. СПб.: Питер, 2.003. -352с. — (Серия «Мастера психологии»).
  98. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. — 265с.
  99. П.Б. Объем памяти и количество информации /Проблемы инженерной психологии. Л., 1965. — 145с.
  100. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: СП6ГУД996. — 172с.
  101. И.Н. Профессиональная психодиагностика: Психологический отбор персонала: Учебное пособие для студентов и практических психологов. М.: Психотерапия, 2009. — 464с.
  102. Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000. — 367с.
  103. Общая и прикладная акмеология /Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2001 — 208с.
  104. Общая психология /под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. -368с.
  105. Общая психология /под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова. М: Просвещение, 1981. -380с.
  106. A.C. Теоретические основы психологии субъектогенеза. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 138с.
  107. Одарённые дети /Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. Москва: Прогресс, 1991. — 254с.
  108. А.К. Восприятие целостного зрительного образа на основе частичной перцептивной информации //Психология безопасности профессиональной деятельности: Материалы конференции. М., 1999. -С. 120−135.
  109. А.К. Психологические аспекты профилактики критических ситуаций профессиональной деятельности человека в. социотехнических системах //Труды общества расследователей авиационных происшествий. -Вып. 8−9. -М., 1997.
  110. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. М.:МВД РФ, 1997.
  111. Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. — 388с.
  112. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высш.шк., 1991. — 79 с.
  113. СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М., 1991.-189с.
  114. A.B. Способности и труд. М., 1966. — 75с.
  115. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. -М., 1963.- 156с.
  116. В.Ф., Глоточкин А. Д. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985.
  117. К. К. Проблемы способностей. М.: Изд-во «Наука». 1979.-186с.
  118. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  119. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М: Высшая школа, 1977. -110с.
  120. Ю.П. Психология становления профессионала. Курск, 1991.-285с.
  121. Познание и изменение себя. Аутотренинг. Магнитогорск, 1995. -111с.
  122. Познание и регуляция деятельности. Тарту, 1990. — 447 с.
  123. Познавательные процессы и способности в обучении /под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 170с.
  124. JI. Личностные знания. М.: Наука, 1986. -175с.
  125. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. -1995. № 1. — С. 46−53.
  126. О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. 4.1. Профессиональная деформация.- М.: МГУТУ, 2004. -88с.
  127. О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. Ч. 2.- Психопрофилактика профессиональных деформаций.- М.-.МГУТУ, 2004. -88с.
  128. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 268с. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента /Под ред. Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. — СПб., 2001.- 240с.
  129. Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: СПбГУ, 2000. — 304с.
  130. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов») / В. В. Пономаренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 252с.
  131. Проблемность в профессиональной деятельности: Теория* и методы психологического анализа. М.: ИП РАН, 1999. — 356с.
  132. Проблемы психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996. — 93с.
  133. Проблемы способностей / Под ред. Мясищева В. Н. М., 1976. — 257с.
  134. Профессионализм управленческих кадров. М.: РАУ, 1994. — 93 с.
  135. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В .Я. Романова. М, 1982. — 350с.
  136. Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы /Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2001. -287с.
  137. Психология труда: Учебник / Под ред. A.B. Карпова. М., 2004.
  138. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии/" развития / Под ред. члена-корреспондента РАО A.A. Реана. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. — 416 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  139. Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. Материалы I- II симпозиумов. М., 1997, — 223 с.
  140. В.Н. Оперативное мышление в больших системах, М, 1965.
  141. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. -М.1999.
  142. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективности профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) /Под ред. А. А. Деркача. М.: Красная площадь, 1996. — 400с.
  143. Ратанова Т. А, Золотарева JI И, Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. М: МГОПУ, 1997. — 219с.
  144. A.A., Лукин СЕ. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. СПб., 1993.
  145. A.A., Бордовская Н. В., Розум СИ. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2000. -432с.
  146. Г. В. Исследование оперативной памяти /Проблемы инженерной психологии. Вьга.З. — JL, -1965. — 135с.
  147. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980.
  148. Романов В. Я" Дормашев Ю. Б. Психология внимания. М.: Тривола, 1995.-379с.
  149. С. JI. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории //Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. Вып. 3. — М.- 1959. — С. 223- 234.
  150. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.- 720.
  151. Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962. —504 с.
  152. Е.В. Развитие акмеологической культуры. М., 2004. -260с.
  153. А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: Изд-во МПСИ, 2003. — 272с.
  154. В.И., Исаев Е. И. Психология человека, введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  155. Э.А. Управленческие решения. Москва, ИНФРА, 2001. -264с.
  156. П.П. Жизнетворчество как способ самореализации личности //Жизнь как творчество. Киев, 1985. — С. 71−90.
  157. Собчик J1.H. Метод цветовых выборов модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. — СПб.: Речь, 2007. — 128 с.
  158. Л.Н. СМИЛ Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. — СПб.: Речь, 2009. 224с.
  159. Соколов, E.H. Механизмы памяти. М.: МГУ, 1969. — 230с.
  160. A.B. Зрелая личности: понятийный анализ //Психологический статус личности' в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция. М., 1992. — С. 132−142.
  161. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., 1990. — 256с.
  162. В.А. Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия. СПб., 1995. — 158с.
  163. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. — 450с.
  164. Способности и склонности / Под редакцией Голубевой Э. А. М.: Педагогика, 1989. — 360с.
  165. Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. М.: РАГС, 2001. — 130 с.
  166. Л.Д. Основы психологии. Ростов — на -Дону, 1996.
  167. Стратегии ускоренного развития: методология, теория и практика /Отв. ред. Т. М. Орлова. М., 2000. — 291с.
  168. Ю.К. Микроструктурный анализ преобразований информации —/Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып.З. — М., 1972.
  169. Д.С. Познавательные способности профессионала:-сущность и пути развития (акмеологический подход) /Междунар. академия акмеологических наук. М., 2003. — 76 с.
  170. .М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
  171. .М. О Максе Вертгеймере, основателе гештальтпсихологии /Избранные труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1985.
  172. .М. Способности и одарённость //Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.-С. 37−56.
  173. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1941. — 75с.
  174. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум /Деркач A.A., Москаленко О. В., Пятин В. А., Селезнева Е. В. Астрахань, 2000.- 169с.
  175. В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих. М: Изд-во РАГС, 2003. -159с.
  176. С.Г. Развитие профессиональных акцентуаций личности в сфере государственной службы. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М.: 2001. 28 с.
  177. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  178. Г. Н. Совершенствование профессионализма социальных работников с учетом их личностных особенностей. Автореф. канд. дисс.- М., 1998.
  179. П.А. Время и пространство//Социологические исследования, 1998, № 1.
  180. JI.P. Проблемы работы. М: Нью-Эра, 1994. -164 с.
  181. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Москва Томск, 1996. — 263 с.
  182. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития.- Ml: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  183. Т.В. Исследование акмеологических факторов развития познавательной сферы оперативных сотрудников. Автореф. Дис. Канд. Псих.наук.
  184. Ю.В. Юридическая психология. М.: Юрист, 1995.
  185. В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. -320с.
  186. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: «Логос», 1996.-320с.
  187. В.Д. Способности человека. М.: Наука, 1997.
  188. В.Б., Тимченко A.B., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002.-688с.
  189. . Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993.-256с.
  190. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) /Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993.-С. 145−156.
  191. М.С. Психологические проблемы узнавания. М.: Просвещение, 1967.-315с.
  192. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. -М.: ООО «Издательство ACT», 1997 300с.
  193. А.Е. Психологические основы следственного мастерства. -Волгоград, 1980.
Заполнить форму текущей работой