Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и методика физической подготовки учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования состоит в предположении, что создание в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры и в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» условий, моделирующих экстремальные ситуации, позволит повысить уровень физической подготовленности и психического развития, что необходимо для выполнения адекватных действий в данных ситуациях и обеспечит… Читать ещё >

Содержание

  • 13. 00. 04. — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Диссертация
  • Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент И.М. Шилова
  • Омск
    • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
    • 1. 1. Готовность и структура готовности человека к действиям в экстремальных ситуациях
    • 1. 2. Пути формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях
    • 1. 3. Физическая подготовка в формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях
    • 1. 4. Экстремальные ситуации в жизнедеятельности человека
    • 1. 4. 1. Классификация экстремальных ситуаций
    • 1. 4. 2. Психологические компоненты экстремальных ситуаций
    • 1. 4. 3. Методические аспекты моделирования экстремальных ситуаций
  • Содержание и методика физической подготовки учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность. Безопасность жизни и жизнедеятельности — насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Основными задачами данных разделов являются подготовка детей к действиям в экстремальных ситуациях социального характера (141, 142, 143, 150). По данным статистики дети — это одна из тех категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных ситуациях социального характера. Они же являются самыми незащищенными.

    По мнению Л. П. Матвеева (125), во все более усложняющихся условиях жизнедеятельности человека создание богатого индивидуального фонда жизненно важных двигательных умений и навыков позволит сформировать готовность к действиям в потенциально опасных ситуациях. Таким образом, весьма актуальным является развитие прикладных умений и навыков, а также психических процессов, являющихся основой в формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

    Проблема готовности не нова. Она изучалась с разных позиций в педагогике и психологии спортивной деятельности. В настоящее время накоплен материал экспериментальных и теоретических исследований, рассматривающих проблему готовности. В научной литературе различные аспекты готовности излагаются в трудах Г. М. Гагаевой (1962), Ф. Генова (1969), А. В. Дубровского (2003), Ю. Я. Киселева (1972), Л. П. Матвеева (1977), А. Ц. Пуни (1969), П. А. Рудика (1967), Г. И. Савенкова (1969), О. А. Черниковой (1967). Однако работы, посвященные формированию готовности у школьников к действиям в экстремальных ситуациях, практически отсутствуют.

    Неумение адекватно действовать в жизнеопасных (экстремальных) ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни стало недопустимым. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

    В настоящее время необходим новый подход к формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях на основе единства психики и деятельности. Все это делает своевременным и актуальным проведение самостоятельного исследования по проблеме формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера старшеклассников с учетом их физической подготовленности и психического развития.

    Проблема состоит в необходимости формирования готовности учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    В качестве объекта исследования выступает процесс формирования готовности учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    Предмет исследования — содержание и методика физической подготовки, обеспечивающей готовность к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    Цель исследования — совершенствование методики физической подготовки на основе выявленных взаимосвязей между уровнем физической подготовленности и психического развития старшеклассников для формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    Гипотеза исследования состоит в предположении, что создание в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры и в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» условий, моделирующих экстремальные ситуации, позволит повысить уровень физической подготовленности и психического развития, что необходимо для выполнения адекватных действий в данных ситуациях и обеспечит формирование готовности у учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    Теоретико-методологической основой исследования явились принципы единства психики и деятельности C.JI. Рубинштейна (1940), деятельностного подхода А. Н. Леонтьева (1969) — современные представления о формах и функциях физической культуры Л. П. Матвеева (125, 126) — общие закономерности и направления физического воспитания и спортивной тренировки Ж. К. Холодова, B.C. Кузнецова1 (2000) — работы Л. П. Матвеева (1977) — A.M. Столяренко (2002) о проблеме изучения готовности как целостного состояния личности.

    Достоверность результатов проведенного исследования обеспечивалась использованием валидных и надежных методов исследования, апробированных в отечественной педагогике и психологии, адекватными методами статистической обработки данных.

    Научная новизна исследования:

    1. Выявлены двигательные навыки, которые составляют содержание двигательной деятельности в экстремальных ситуациях социального характера и определена их значимость для данных ситуаций. Проведена их систематизация.

    2. Определен комплексный показатель готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера, включающий характеристики физической подготовленности и психического развития старшеклассников.

    1 Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ. культуры / Ж. К Холодов, B.C. Кузнецов. — М., 2000 — 480 с.

    3. Разработан комплекс заданий, моделирующих условия выполнения действий в экстремальных ситуациях, позволяющий совершенствовать физическую подготовленность, повышать уровень психического развития старшеклассников для формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    4. Разработана и апробирована методика физической подготовки с учетом уровней физической подготовленности и психического развития старшеклассников, взаимосвязей между ними для формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные существенно дополняют теорию и методику физического воспитания новыми сведениями о содержании двигательной деятельности в экстремальных ситуациях социального характерао систематике двигательных навыков, составляющих содержание этой деятельностио диагностике комплексного показателя готовности к действиям в экстремальных ситуациях, его сформированности у старшеклассников, а также в том, что предложен новый подход к формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что итоги работы могут найти применение в подготовке учащихся общеобразовательных учреждений, а также в учебном процессе при изучении курса «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» в ВУЗе.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Предлагаемая систематика двигательных навыков, составляющих содержание двигательной деятельности в экстремальных ситуациях социального характера, объединяет их по группам: а) навыки перемещения и преодоления препятствийб) навыки, связанные с защитой от неблагоприятных воздействий окружающей среды, самои взаимопомощи и позволяет определить наиболее значимые для действий в экстремальных ситуациях.

    2. Установленный комплексный показатель готовности как проявление целостности, включающий в себя физическую подготовленность и психическое развитие, характеризуется их недостаточным уровнем для осуществления адекватных действий в экстремальных ситуациях. Выявленные взаимосвязи между составляющими готовности позволяют разработать систему средств для повышения уровня физической подготовленности и психического развития.

    3. Разработанная методика физической подготовки на основе установленных взаимосвязей между показателями физической подготовленности и психического развития позволяет сформировать готовность к адекватным действиям в экстремальных ситуациях социального характера у учащихся.

    ВЫВОДЫ.

    1. В результате теоретического анализа определены жизненно важные двигательные навыки, которые составляют содержание двигательной деятельности в экстремальных ситуациях социального характера и среди них выявлены значимые для данных ситуаций. Проведена систематизация навыков по группам, которые связаны:

    — с перемещением и преодолением препятствий;

    — с защитой от неблагоприятных воздействий окружающей среды, самои взаимопомощи.

    Наиболее важными для действий в экстремальных ситуациях являются навыки перемещения и преодоления препятствий, что обусловлено требованиями к двигательной деятельности в экстремальных ситуациях.

    2. Обнаружено, что уровень физической подготовленности у юношей и девушек соответствует нормам программных требований. Выявлен уровень психического развития старшеклассников, включающий показатели надежности, тревожности, склонности к риску, устойчивости внимания, интеллектуальных способностей, оперативной памяти. Отмечено, что большинство из них имеет среднюю выраженность.

    3. Определено, что между показателями физической подготовленности и психического развития существуют взаимосвязи на высоком уровне коэффициентов корреляции (г = 0,61−0,89 при Р<0,01- Р<0,05), с учетом которых построены упражнения для повышения уровня физической подготовленности учащихся, необходимого для формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    4. Разработан комплекс заданий, моделирующих условия выполнения действий в экстремальных ситуациях социального характера, который является контрольным тестом для проверки готовности к действиям в экстремальных ситуациях социального характера.

    5. Разработана методика физической подготовки, обеспечивающая готовность учащихся старших классов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера, на основе реализации принципа целостности, состоящая из двух частей. Первая часть методики, осуществляется на уроках физической культуры, вторая — в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Методика включает средства совершенствования физических способностей, личностных особенностей и когнитивной сферы, что позволяет повысить уровень физического развития до необходимого для выполнения адекватных действий в экстремальных ситуациях социального характера.

    6. Применение разработанной методики в условиях педагогического эксперимента достоверно изменило показатели физических качеств (Р<0,01- Р<0,05), свидетельствующих о повышении уровня физической подготовленности, и показатели психического развития (Р<0,01- Р<0,05), которые в единстве представляют комплексный показатель готовности, что в свою очередь позволяет учащимся ее сформировать.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЯМ В.

    ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

    Внедрение методики физической подготовки органично встраивается в рамки предметов: физическая культура и ОБЖ, позволяющие совершенствовать физические способности, жизненно важные двигательные навыки и психическую сферу учащихся.

    1. Развитие и совершенствование выносливости осуществляется с помощью упражнений:

    — бег с максимальной скоростью 5×50 м при незначительном периоде отдыха (не более 1,5 мин.);

    — бег с максимальной частотой движений в упоре стоя (у гимнастической стенки) в течение 15−20 сек.;

    — непрерывные прыжки через короткую скакалку в течение 3 мин. и более;

    — подвижные игры «Кто быстрее», «Переноска партнера», «Баскетбол с набивным мячом» и другие.

    2. Для развития и совершенствования скоростных и силовых способностей необходимо применять следующий комплекс упражнений:

    — бег в различных направлениях в максимальном темпе с внезапными остановками и выполнением заданий (прыжок вверх, назад, вправо, влево);

    — бег с пролезанием по ходу движения под препятствиями (барьер, гимнастический конь, обруч);

    — бег между пятью флажками (стойками) меняя направление («конверт»);

    — игра в баскетбол (волейбол) с набивным мячом;

    — подвижные игры «Семафор», «Бег-преследование», «Кто дальше бросит и успеет поймать мяч», «Кто самый ловкий», «Сильные руки», «Борьба руками, стоя на колене», «Втяни в круг», «Вытяни из круга», «Игра в борону» и другие.

    3. Координационные способности развиваются и совершенствуются с помощью таких упражнение как:

    — ходьба по бревну с переноской партнера;

    — бег по гимнастической скамейке с выполнением различных заданий, с грузом, предметами;

    — серийные прыжки через барьеры с ведением мяча;

    — прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча, крутящие скакалку ученики тоже отдают пас друг другу;

    — ходьба на руках с качением мяча перед собой, партнер поддерживает ноги- - скольжение на одной лыже (вторая нога согнута и приподнята), отталкиваясь обеими палками;

    — передвижение на лыжах в парах, «внутренние» ноги лыжников связаны (каждый стоит на двух лыжах);

    — передвижение на лыжах в тройках, держась одноименными руками за веревку, протянутую от первого лыжника к третьему;

    — подвижные игры «Обведи препятствия», «Ведение восьмеркой», «Челночный бег» и другие.

    4. Навыки быстрого передвижения между различными препятствиями необходимо совершенствуются с помощью таких заданий как:

    — «слаломный бег» между стойками, набивными мячами: лицом вперед, спиной вперед;

    — челночный бег 6><3м, 10×2мс обеганием стоек;

    — бег «змейкой» и др.

    5. Совершенствование навыков преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий, лазанья по вертикальной и наклонной лестницам необходимо осуществлять с помощью следующих упражнений:

    — лазание по канату (шесту) без помощи ног (с остановками, с увеличением расстояния между захватами рук);

    — перелезание с каната на канат;

    — сгибание и разгибание рук в упоре на параллельных брусьях;

    — прыжки с ноги на ногу в горку небольшой крутизны и др.

    6. Навыки соскакивания с препятствий и сооружений (прыжки в глубину) необходимо совершенствовать с помощью заданий:

    — прыжки в приседе в парах спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях, с продвижением в стороны, вперед — назад;

    — прыжки с уступающее — преодолевающим воздействием: запрыгивание на тумбу и спрыгивание на пол;

    — запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой 50 см толчком голеностопов, не сгибая ног в коленях, выполняется сериями по 15 -20 прыжков подряд;

    — прыжки через гимнастического коня с мячом в руках.

    7. Навыки равновесия и передвижения по ограниченной опоре возможно совершенствовать с помощью следующих избирательно-направленных упражнений:

    — касание пальцев вытянутых ног в прыжке;

    — касание пальцев ног за спиной в прыжке;

    — прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 180° и 360° с последующим кувырком вперед;

    — прыжок кувырком вперед через препятствие (рейку, ленту) высотой до 120 см с последующим переходом на бег;

    — ходьба и бег на повышенной опоре (бревне, автопокрышках);

    — бег с максимальной скоростью по линии шириной 5 см.

    8. Совершенствование техники перелезания (переползания) через различные препятствия (навыки пролезания, подлезания, передвижения и переползания в условиях малой высоты, в узких проходах) осуществляется с помощью следующих заданий:

    — лазание на гимнастической стенке, лестнице;

    — перелезание через забор высотой 2−2,5 м;

    — перепозания.

    9. Навыки влезания при помощи партнера, а также навыки взаимопомощи при перелезании через преграду с партнером необходимо совершенствовать следующими избирательно-направленными упражнениями:

    — поднимание и переноска партнера различными способами;

    — ловля падающего предмета (набивной мяч, «кукла» из свернутого мата);

    — эстафеты («пробегание» по спинам друг друга — учащиеся стоят на полусогнутых ногах).

    4. Совершенствование психической сферы школьников необходимо осуществлять с учетом их обусловленности физическими качествами. Возможно использование таких упражнений как:

    — бег по пересеченной местности (1000−2000м) с последующими ответами (на финише) на вопросы теста из раздела «Основы медицинских знаний»;

    — челночный бег 4×100 м с последующим определением азимута;

    — бег закрытыми глазами с преодолением препятствий, находящихся на расстоянии 1 м, высотой 50 см;

    — пробегая небольшой отрезок дистанции (20 м) по прямой, осуществить прыжок через ров с завязанными глазами;

    — метание в цель малого мяча после интенсивной физической нагрузки на верхний плечевой пояс (движение по «рукоходу», лазание по шесту) и другие.

    10. Для успешного переноса формируемых навыков в экстремальные ситуации необходимо применять следующие методические приемы:

    — сведение изученных ранее упражнений в комплексы и выполнение их в определенном ритме, только по словесной инструкции преподавателя;

    — выполнение упражнений на уменьшенной площади опоры, в условиях распределения внимания на другие объекты;

    — усложнение упражнений дополнительными движениямивведение в разных комбинациях элементов новизны: отвлекающих факторов, помех, препятствий, психологических трудностей, увеличиваясь по числу и комплексности;

    — предъявление контрастных заданий при выполнении упражнений в заданных параметрах времени, пространства и мышечных усилий.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Н.А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян М., 1983. — С. 65
    2. А.А. Адаптация человека в экстремальных условиях / А. А. Айдаралиев, А. А. Максимов. М., 1991. — С. 47
    3. Активизация двигательной деятельности учащихся с учетом региональных особенностей: Межвуз. сб. науч.тр. / Отв. ред. В. А. Семенов. Л.: Б.и., 1982. — 92 с.
    4. Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях / Ю. А. Александровский, О. С. Лобасов, Л. И. Спивак, Б. Н. Щукин -М: Медицина, 1991.-256 с.
    5. А. Психологическое тестирование / А. Анастази — М.: Педагогика. 1982. — 320 с.
    6. П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса / П. К. Анохин // Бюллетень экспериментальной психологии и медицины. — 1958. т. 26, № 7. -с 81−99.
    7. В. ОБЖ: Концепция воспитания безопасности жизни / В. Антохин, М. Сулла // Основы безопасности жизнедеятельности. — 1997.-№ 5.-С. 34−37.
    8. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. М.: Просвещение, 1976.- С.34−35.
    9. В.К. Онтокинезилогия человека / В. К. Бальсевич — М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. 274 с.
    10. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопросы философии. 1981. — № 8. — С. 78−79
    11. В.М. Физкультура в школе и дома / В. М. Баршай. — Ростов н / Д: Феникс, 2001. 248 с.
    12. Г. Н. Применение целенаправленной вестибулярной тренировки студентов на занятиях по физическому воспитанию: Метод, рекомендации / Г. Н. Бахтина. Снб., 1997. — 25 с.
    13. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от ЧС.- М.: Издательство Аст-ЛТД, 1998, — С. 17−18.
    14. Безопасность человека: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / Под. Ред. Л. И. Шершнева. Фонд национальной и международной безопасности. М., 1994. — С.57−83.
    15. Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности / Я. Я. Белик М., 1988. — С. 45.
    16. В.В. Обучение в физическом воспитании / В. В. Белинович М.: ФиС, 1958. — 262 с.
    17. С.В. Роль знаний о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере в смягчении демографического кризиса в России / С. В. Белов М.: Новые технологии, 2003. -16 с.
    18. II.А. О ловкости и ее развитии / II.А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991.
    19. Бернштейн I I.A. О построении движений /11.A. Бернштейн. — М.: Медгиз, 1947. -255 с.
    20. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966.-349 с.
    21. .М. Взаимодействие отделов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников / Б. М. Берсиров, К. Ю. Мамитов // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 3 — С.52−54
    22. П. К теории тестирования двигательных способностей / П. Благуш. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 165 с.
    23. М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген -М.: ФиС, 1995. 191 с.
    24. Г. П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения: Прогр. закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга / Г. Г1. Болонов. М. Сфера, 2003. -157 с.
    25. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи / Е. Я. Бондаревский. Автореф. дисс.д.п.н. -М., 1983.-45 с.
    26. В.Е. Некоторые методические и практические аспекты определения анаэробного порога / В. Е. Борилкевич, А. И. Зорин // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 3. — С. 51.
    27. Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М., 1988. — 125 с.
    28. Ю.В. Психофизиологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз / Ю. В. Бушов. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1992. 177 с.
    29. Э. Энциклопедия личной безопасности / Э. Бэскин. — М., 1994.-345 с.
    30. И.А. Мотивация и контроль за действием / И. А. Васильев. М., 1990. — 193 с.
    31. Ф.Е. Проблема критической ситуации / Ф. Е. Василкж. — М.: Знание, 1998.- 129 с.
    32. Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский М.: ФиС, 1988. -330 с.
    33. Н.Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) Н. Н. Визитей. — Кишинев, 1989. — 104с.
    34. П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак — М, 1996.-596 с.
    35. А.А. Аэробные упражнения / А. А. Виру М.: Физкультура и спорт, 1998.- 142 с.
    36. Влияние чрезвычайных ситуаций на психическое состояние человека. Кемерово, КГУ, 1993. — 11 с.
    37. Внеклассная работа по физическому воспитанию в школе / Под ред. Г. П. Богданова, — М.: Просвещение, 1964.-40 с.
    38. В.Н. Тренированность: медико-биол. аспект: монография: Ч. 1 / В. Н. Волков, А. П. Исаев, Л. М. Куликов. — Челябинск: Б.и. — 1994.-131 с.
    39. В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. М: Знание, 1990. — 192 с.
    40. Вопросы тории и практики физической культуры и спорта. Респ. межвед. сб. / Отв. ред. А. А. Логинов. Минск: Вышэйш. шк. Вып.2.-1973.-290 с.
    41. А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А. Н. Воробьев. М., 1989. — 272 с.
    42. .А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 134 с.
    43. Г. М. Психологическая подготовка спортсменов футболистов к предстоящему соревнованию / Г. М. Гагаева //
    44. Проблемы психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1962. -с. 23.
    45. П.Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом, 1999. — 330 с.
    46. В. Образование и национальная безопасность России / В. Гафнер. 2002. — № 6. — С. 12.
    47. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф. Генов. М.: Физкультура и спорт, 1971.-124 с.
    48. Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф. Н. Гоноболин. -М., «Педагогика», 1972.-С. 19−21.
    49. А.В. Азбука выживания / А. В. Гостюшин, С. И. Шубина. М., 1996. — 174 с.
    50. Готовность спортсмена к соревнованиям: (Опыт психолог, исследования) / Под ред. В. А. Алаторцева. М.: Б.и., 1969. — 250 с.
    51. Л.П. Психологическая подготовка парашютиста / Л. П. Гримак.-М.: ДОСААФ, 1966. -С. 12.
    52. В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В. П. Губа, В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук. — Смоленск, 1997. — 219 с.
    53. И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. 2-е изд., стерео тип. -Минск: Вышэйшая шк., 1994.-352 с.
    54. К.М. Вопросы профессиональной подготовки оперативного персонала энергосистем / К. М. Гуревич, В. Ф. Матвеев. М., 1966. — С.67
    55. К.М. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы в трудовой деятельности / К. М. Гуревич // Вопросы психологии. 1961. — № 1. — С. 15−17.
    56. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К. М. Гуревич. М.: Наука, 1970. -115 с.
    57. П. Выживание в экстремальных ситуациях. М.: ООО Изд-во Яуза, Формула — Пресс, 2002. — 352 с.
    58. Ю. Психология на службе израильских интервентов / Ю. Дедов, JI. Ярцев // Зарубежное военное обозрение. 1988. — № 9. — С. 12−14.
    59. Д.Д. Строение действия (биомеханическое обоснование строения спортивного действия и его совершенствования) / Д. Д. Донской. М.: Наука, 1995. — 69 с.
    60. А.В. Понятие «физическая готовность» в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности /
    61. A.В. Дубровский // Теория и практика физической культуры. — 2002.-№ 3.-С. 40−42.
    62. П.К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом П.К. Дуркин // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 11. — С.49
    63. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович,
    64. B.А. Пономаренко Минск: Изд-во «Университетское», 1985. — 327 с.
    65. В.А. Дифференцированное физическое воспитание / В. А. Ермакова Тула: Б.и., 1996.- 131 с.
    66. Ю.М. Психофизиология и психофизика / Ю. М. Забродин, А. Н. Лебедев. М.: Наука, 1977. — 288 с.
    67. В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе / В. И. Загвязинский. Тюмень: ИПКПК, 1993. -129с.
    68. В.Г. Психолого-акмеологический подход в изучении и разрешении конфликтов / В. Г. Зазыкин // Акмеология. 2004. — № З.-С. 27−32.
    69. Ю. Воспитание воли / Ю. Заикин // Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — № 7. — С. 18−28
    70. А. Стрессовые ситуации / А. Заплаткин // Основы безопасности жизни. 2000. — № 8. — С. 11−14.
    71. В. Человек в экстремальных ситуациях / В. Зеленков // Основы безопасности жизнедеятельности. 1997. — № 12. — С. 2126.
    72. А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена / А. В. Ивойлов. М: ФиС, 1986. — 112 с.
    73. Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. — 2-е изд., доп. и перераб.: Спб: ПИТЕР, 2001. — 454 с.
    74. Е.П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. — М, 1987.-345 с.
    75. Информационно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России // Физическая культура в школе.- 1999.- № 2.- С. 46−47.
    76. Как сохранить и улучшить память. Сборник практических рекомендаций.- М.: Воскресенье, 1995 С. 297.
    77. Л.А. О проблемах психологической готовности к деятельности / Л. А. Кандыбович. М., 1977. — 393 с.
    78. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии у человека / Т. В. Карасавская. Л.: Медицина, 1970. — 127 с.
    79. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава сухопутных войск в локальных конфликтах. М., 1998.-С. 146.
    80. В.П. Определение отношения учащихся средней школы к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. / В. П. Каргополов Хабаровск, 2000. — 27с.
    81. А.Г. Безопасность жизнедеятельности (Психология безопасности) / А. Г. Квасова Кемерово, 1999. — 55 с.
    82. П.В. Программы общеобразовательных учреждений. Лыжные гонки / П. В. Квашук, И. Г. Сотскова, О. Е. Левочкина, В. К. Ланшаков. М., 1997. — 46 с.
    83. Ю. Я. Победи!: Размышления и советы психолога спорта / Ю. Я. Киселев. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 326 с.
    84. Ю.Я. Исследование состояния психической готовности к соревнованию у высококвалифицированных борцов / Ю. Я. Киселев // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М: Физкультура и спорт, 1969. — 152 с.
    85. А.Г. Личность воспитывает себя / А. Г. Ковалев. — М., 1983.-413 с.
    86. И.А. Содержание, методы и организационные формы профессионально-прикладной физической подготовки студенток гуманитарных специальностей / И. А. Ковачева / Автореф. канд. пед. наук, 2002. С. 22
    87. Г. Полоса препятствий: Здоровье и физическая культура / Г. Колодницкий, В. Кузнецов. // Основы безопасности жизни. 2003. — № 1. — с. 54−57.
    88. Концепция курса „Основы безопасности жизнедеятельности“ для двенадцатилетнего общего среднего образования // Основы безопасности жизни. 2000. — № 1. — с. 23−26.
    89. Координационные способности и основы их развития: Прикладная физическая подготовка по программе „Основы безопасности жизнедеятельности“ // Основы безопасности жизни. -2003.-№ 4.-с. 53−54.
    90. В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств. — В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. — 1996. -№ 7. — с. 2−5
    91. Ц.П. Психофизиологическая адаптация к экстремальным условиям / Ц. П. Короленко Л.: Медицина, 1978. -270 с.
    92. Е.А. Дифференцированное физическое образование школьников: Моногр. / Е. А. Короткова. Тюмень: изд-во Тюмен. ун-та, 2000. — 182 с.
    93. М.А. Психология и безопасность. Изд. 3-е, испр. и доп. / М. А. Котик Таллин: ВАЛГУС, 1989. — 448 с.
    94. А.И. Очерки по физиологии физических упражнений / А. И. Крестовников М.: ФиС, 1951. — 531 с.
    95. М. Критические периоды развития / М. Кретчмер, Р. Гринберг // Труды 7-й науч. конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. — М., 1967. — С. 37−39
    96. М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М. Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 7. — С. 55
    97. М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся / М. Д. Кудрявцев. М.: АПК и ПРО, 2002. — 185 с.
    98. В. Акробатика эффективное средство физического воспитания: Прикладная физическая подготовка по программе
    99. Основы безопасности жизнедеятельности» (X-XI кл.) // Основы безопасности жизни. 2003. — № 9 — с. 21 — 26
    100. В. Физическая подготовка допризывной молодежи: Занятия военно-прикладной направленности / В. Кузнецов, Г. Колодницкий // Основы безопасности жизни. 2003. — № 10. — с. 19- 23.
    101. B.C. Физическая культура: Силовая подготовка детей школьного возраста: Метод, пособие / B.C. Кузнецов, Г. А Колодницкий. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. — 196 с.
    102. З.И. Когда и почему?: Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З. И. Кузнецова // Физкультура в школе. — 1975. № 1. — с. 7−9.
    103. Кунст-Германеску И. Ручной мяч 7:7 / И. Кунст-Германеску. Пособие: сокр. пер. с рум. — М.: Физкультура и спорт, 1969.-212 с.
    104. Л.И. Резервы улучшения памяти / Л. И. Куприянович.- М., «Наука», 1970.- 175 с.
    105. И.П. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств: Для учащихся 1−11 кл., отнес, по состоянию здоровья к спец. мед. группе. Метод, рек. / И. П. Куценко Омск: Б.и., 2003. — 10 с.
    106. Д. Улучшаем память в любом возрасте / Д. Лапп. -М., «Мир», 1993.-356с.
    107. Г. Крепкие телом сильные духом: Как решить проблему преподавания прикладной физической культуры / Г.
    108. Лаптев II Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 9. -с. 49−54.
    109. В.И. Личность в экстремальных условиях / В. И. Лебедев. М.: Политиздат, 1989. — 304 с.
    110. Ю.А. Гуманизация физкультурно-спортивной деятельности / Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова Пермь: издательство Пермского университета, 1992. — 91с.
    111. Н.Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. — 3-е изд., исправ. и доп. М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
    112. Ф. Тренировка памяти / Ф. Лезер Пер. с нем. К. М. Шоломия / Под ред. Н. К. Корсаковой.- М.: Мир, 1979. — С.28−30
    113. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
    114. Локалова I LP. Зачем нужна школьная физическая культура: точка зрения психолога / Н. Р. Локалова // Вопросы психологии. — 1989. № 3. — С.106−111.
    115. .Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков М.: Паука, 1980. — 279 с.
    116. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996.-№ 1.-С. 11−17
    117. Лук А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. М., 1982. — 182 с.
    118. .П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов / Б. П. Лукьяненко // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. -1999.-№ 1−2.-С. 18−25.
    119. Лях В. И. Базовый компонент необходим / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон // Физическая культура в школе. 1991. — № 1. — С. 2−11
    120. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях М.: Терра — Спорт, 2000. -192 с.
    121. Лях В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5−10
    122. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителей / В. И. Лях. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — С. 109 — 110
    123. Лях В. И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ: состояние перспективы и пути реорганизации / В. И. Лях, Ю. А. Копылов // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 9. — С. 49−51
    124. А.Б. Экспериментальное исследование взаимодействия ног, туловища и рук при беге на короткие дистанции / А. Б. Майский. Автореф. дисс.к.п.н. — Тарту, 1969. -18 с.
    125. A.M. Основы теории и методики физической культуры / A.M. Максименко М.: Воениздат, 2001. — с. 14
    126. В.Л. К вопросу об устойчивости некоторых психических и психомоторных функций в экстремальных условиях. «Надежность комплексных систем «Человек — техника». Ч. 1 / В. Л. Марищук, Р. Н. Макаров. Л.: Знание, 1969. — С. 29.
    127. Л.П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.
    128. Л.П. Физическая культура личности как проблема педагогики / Л. П. Матвеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998.- № 2. — С. 10−12
    129. .Н. Основы методики физического воспитания школьников / Б. Н. Минаев, Б. М. Шиян М.: Просвещение, 1989.
    130. И.А. Психология общения / И. А. Михайлов, А. Л. Михайлов, В. П. Соломин. Учеб. пос. ч.1. Спб.: Образование, 1994. — 103 с.
    131. Морально-психологическая подготовка населения для действий в чрезвычайных ситуациях // Военные знания. 1996. -№ 12.-С. 41−42.
    132. Р.Е. Возрастные проблемы спортивной медицины. / Р. Е. Мотылянская М., 1975.
    133. В. Знания и умения основа подготовки к выживанию / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. — 1997. — № 10. — С. 7−12
    134. В. Как воспитать готовность к трудным и опасным ситуациям / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. 1999. — № 12. — С. 15−18.
    135. В. Подготовка к опасным ситуациям / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. — № 1. — С. 21 -24
    136. И.В. Возможности организма человека / И. В. Муравов М.: Знание, 1988. — 96 с.
    137. В.Э. Гимнастика для мозга / В. Э. Нагорный М., «Советская Россия», 1972,-С.57.
    138. Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко М.: Теория и практика физической культуры, 2001. -332 с.
    139. Т.С. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» и проблемы экстремальных ситуаций / Т. С. Назарова //Педагогика.- 1995.-№ 6.-С.21.
    140. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын М: Наука, 1976. — 336 с.
    141. Э.А. Военная медицина и катастрофы мирного времени / Э. А. Нечаев, М. Н. Фаршатов. М., 1992. — 182 с.
    142. О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях в 1999—2000 учебном году // Вестник образования. Ноябрь, 1999. — С. 21
    143. Основы безопасности жизнедеятельности 1−11 кл./ Под редакцией В. Я. Сюнькова. М.: Просвещение, 1994.-42 с.
    144. Основы безопасности жизнедеятельности 1−11 кл./ Под редакцией Е. Л. Вишневской, Б. В. Волошилова. — М.: Просвещение, 1994.-36 с.
    145. Основы безопасности жизнедеятельности 1−11 кл./ Под редакцией Е. Л. Вишневской, М. П. Фролова М.: Просвещение, 1997.-38 с.
    146. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов-Л., 1973.-659 с.
    147. К.В. Физическая подготовка учащейся молодежи к защите Родины: (На примере Белоруссии) / К. В. Паневин -Минск: Полымя, 1987. 64 с.
    148. Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Кн. для учителя / Л. И. Пензулаева. — М.: Просвещение, 1990. 144 с.
    149. В.А. Практическая психология: Проблемы безопасности летного труда / В. А. Пономаренко, Н. Д. Завалова. -М., 1994.-С. 109.
    150. А. Спутник юного туриста / А. Потресов — М.: Физкультура и спорт, 1967 256 с.
    151. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 176 с.
    152. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (I-XI классы) / Под редакцией В. Я. Сюнькова. — М.: Просвещение, 2001.
    153. Программы по физической культуре для учащихся I-XI классов общеобразовательных школ с учетом трех уроков в неделю. М., 2003. — 213 с.
    154. Психологические тесты. Под ред. Карелина А. А. — М.: Владос. Т. 1. 1999.-312 с.
    155. Л.Ц. К.Д. Ушинский о навыках / А. Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. 1946. — № 1,2. — С. 13−15
    156. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц. Пуни // Психология и современный спорт. М., 1973. — 156 с.
    157. А.Ц. О сущности двигательных навыков / А. Ц. Пуни // Вопросы психологии. 1964. — № 1. — С. 94−103.
    158. А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 88 с.
    159. B.II. Психология и кибернетика / B.II. Пушкин. — М.: Педагогика, 1971.-232 с.
    160. И.П. Двигательные возможности человека / И. П. Ратов Минск, 1994. — 116 с.
    161. Ю.В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях / Ю. В. Репин, Р. А. Шабунин, В. А. Середа. Екатеринбург: Б.и., 1995. — 105 с.
    162. М.М. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия / М. М. Решетников. М., 1995. — С. 65.
    163. Р. Боевая подготовка войск / Р. Ригг. М., 1956. — С. 31.
    164. Е.И. Настольная книга практического психолога: кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. -1999. 384 с.
    165. C.JI. Мысли о психологии / Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1940, т. XXXIV.
    166. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
    167. П.А. Психология / П. А. Рудик. М., 1967. — с. 196 208.
    168. О.Н. Беседы о безопасности жизнедеятельности / O. I I. Русак, В. К. Зайцева Спб.: ЛТА, 1994. — 94 с.
    169. В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека / В. М. Русалов, Б. А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988. — С. 5−10
    170. И.В. Организационно-методические основы деятельности школьного спортивного клуба в сочетании с урочной системой преподавания физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Рыжов. М., 2002. — 23 с.
    171. Г. И. Организация внимания спортсмена при исполнении прыжка с шестом / Г. И. Савенко // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. М.: Физкультура и спорт, 1969. — 115 с.
    172. В. Новая образовательная область ОБЖ / В. Сапронов, Б. Мишин // Народное образование. 2001. — № 7. — С. 19.
    173. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье М.: Прогресс, 1982. -124 с.
    174. И.М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М., 1947, — С. 41.
    175. О. А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости (по мат. исследования борцов высш. квалификации): Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1972. — 18 с.
    176. А. Техника выживания в экстремальных условиях. / А. Стивелл. Пер. с англ. Н. Григорьевой. — М.: Фаир — ПРЕСС, 2001.-352 с.
    177. Сто советов по физической культуре: Сборник / Сост. А. Г. Колодний, 2-е изд., испр. и допол. М.: Фис, 1975. — 1999.
    178. A.M. Экстремальная психопедагогика / A.M. Столяренко. М.: ЮИТИ, 2002. — 184 с.
    179. В.Я. Основы безопасности жизнедеятельности: Пособие для подготовки к занятиям / В. Я. Сюньков, А. Смирнов // Военные знания. 1996. — № 5. — С. 41−44.
    180. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания / А.А. Тер-Ованесян М.: Физкультура и спорт, 1978.
    181. Тестирование в физическом воспитании. Метод, разраб. для студ. ГЦОЛИФКа / В. А. Суслаков, Т. П. Лазаренко. М.: Б.и., 1988.-18 с.
    182. С.Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С. Б. Тихвинский Л.: Знание, 1988. — 32 с.
    183. И.К. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений / И. К. Топоров. -М.: просвещение, 1994.
    184. Е. Роль и место курса ОБЖ / Е. Тупикин // Основы безопасности жизнедеятельности.- 1998.- № 5.- 23−25с.
    185. Д.Н. Психологическое исследование / Д. Н. Узнадзе. М, 1966. — 287 с.
    186. О.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / О. А. Устинов // Психопедагогика в правоохраниетльных органах. — 1995. № 2. — С. 66−68.
    187. B.C. Некоторые вопросы управления движениями / B.C. Фарфель // Материалы IX Всесоюз. науч. конф. Пофизиологии, морфологии и биохимии мышечной деятельности. Т.З.-М., 1966.-С. 66−67
    188. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Пояснительная записка // Основы безопасности жизнедеятельности.- 1996, — № 6, — С. 32.
    189. Физиология развития ребенка. / Под редакцией В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. М.: Педагогика, 1983. — 296 с.
    190. Физическая культура 1−11 кл.: Программа для общеобразовательных учреждений / Авт.- сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. -М.: Дрофа, 2002.-96с.
    191. Физическая культура: Прогр. для учащихся 8−11 кл. на основе дифференциации физкультурно-спортивных интересов учащихся / В. П. Муромцев, Г. П. Воробьева, И. А. Семейкин и др.- Под ред. С. В. Барбашова. Омск: Б.и., 1998. — 67 с.
    192. Физическое воспитание учащихся / Редкол.: И. Б. Павлов, С. А. Петросян. Ростов н/Д: Б.и., 1970. — 189 с.
    193. Физическое воспитание учащихся 1−11 кл. — М: Просвещение, 1 996 257 с.
    194. Физическое воспитание учащихся 1−11 кл. с направленным развитием двигательных способностей: Программа, 1993. 65 с.
    195. Физическое воспитание школьников и пути его совершенствования / Отв. ред. М. И. Бордуков. Красноярск: Б.и. Вып. 1.-1978.-96 с.
    196. В.П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин М.: Физкультура и спорт, 1978.
    197. В.И. Возрастные особенности формирования двигательных навыков у подростков / В. И. Филиппович. — Автореф. дисс. к.п.н. М., 1962. — 19 с.
    198. Хан А. Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры / А. Н. Хан Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1975. -148 с.
    199. О. А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям / О. А. Черникова // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. — С. 3−16
    200. В.Э. Опыт экстремального выявления преобладающих мотивов у школьников / В. Э. Чудновский // Вопросы психологии. 1968. — № 1. — С. 33−37
    201. В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 19 944.-315 с.
    202. В.М. Психологические основы формирования двигательных навыков / В. М. Шадрин Казань: Изд-во Казан, унта, 1978.-176 с.
    203. B.C. Экстремальная ситуация как обучающая система / B.C. Шаповаленко // Основы безопасности жизни. — 2002.-№ 7.-С. 14−19.
    204. В.И. Исследование динамики спортивных результатов в процессе многолетней подготовки юных спортсменов / В. И. Шапошникова // Тезисы докл. II Всесоюзной конференции по проблемам юных спортсменов (20−22 марта 1968 г.).-М., 1968.-С. 14−15
    205. В.И. Новый учебный предмет / В. И. Шаулин // Физическая культура в школе.- 1992.- № 2−3-4.- С. 15−16.
    206. В.А. Поведение человека в экстремальных условиях природной среды / В. А. Шейченко. М., 1996. — 125 с.
    207. .Н. Современная система спортивной подготовки / Б. Н. Шустин М.: СААМ, 1995.- 448 с.
    208. Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982. -С. 47.
    209. Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten / P. Hirtz. Trainigwissenschaft Berlin: Sportverlag, 1994. -S. 137- 145.
    210. Kunath P. Teatigkeitorientierte Sportpsychologie / P. Kunath, H. Schellenberger. Frankfurt am Main: Verlag Ilarri Deutsch, 1991. -329 s.
    211. Martin D. Training im Kindes und Jugendalter / D. Martin. -Schorndorf.-1998.-247 s.
    212. Neumann G. Optimiertes Ausdauertraining / G. Neumann, A. Pfutzner, A. Berbalk. Aachen: Meyer und Meyer. — 2001. — 320 s.
    213. Roth K. Struktururanalyse Koordinativer Fahigkeiten (Empirische Uberprufung Koordinations theoretischer Konzepte). — Bag Hamburg, 1982. -226 s.
    214. Starosta W. Existenzsensibler und Kritisher Perioden in der Entwicklung der Bewegungs Koordination / W. Starosta, P. Hirtz // Leistungssport. 1989. — № 6 — S. 23.
    215. Zimmerman K. Koordinative Fahigkeiten im Spotspiel // Theori und Praxis der Korperkultur / K. Zimmerman. 1988. — № 4. — S. 251 -253.1. Уважаемый коллега!
    216. Проранжируйте в порядке значимости каждый двигательный навык.
    217. Благодарим Вас за сотрудничество!1. Прыжков в темноте
    218. Соскакивания с препятствий и сооружений (прыжки в глубину)
    219. Лазанья по вертикальной и наклонной лестницам (канату, шесту)
    220. Влезания при помощи партнера
    221. Передвижения в узких проходах
    222. Преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий
    223. Пролезания, подлезания при преодолении препятствий через имеющиеся в них отверстия
    224. Быстрого передвижения между различными препятствиями-
    225. Взаимопомощи при перелезании через преграду с партнером
    226. Передвижения по ограниченной опоре
    227. Передвижения и переползания в условиях малой высоты12. Равновесия.
    228. Средние показатели психического развития и их различие для юношей идевушек (баллы)№ Оцениваемые показатели Юноши Девушки Р1. X ±5 ±-ш X ±5 ±-т1 11адежность (Ст -П) -0,65 2,67 -0,1 -0,56 2,34 -0,08 >0,05
    229. Тревожность реактивная 42,3 7,1 6,45 43,1 7,3 6,1 >0,05личностная 41,8 7,8 6,37 42,4 7,8 6 >0,05
    230. Склонность к риску 45,83 9,2 6,99 44,69 8,1 6,32 >0,05
    231. Устойчивость внимания 0,46 0,14 0,07 0,54 0,12 0,08 >0,05
    232. КОТ 19,3 4,9 2,94 18,8 5,2 2,66 >0,05
    233. Оперативная память 36,8 3,7 5,61 36,2 3,9 5,12 >0,05
    234. Упражнения для воспитания смелости, уверенности и настойчивости
    235. Упор лежа, опирая руками на баскетбольный мяч. 1 — отталкиваясь мячом от пола, бросить его как можно дальше вперед- 2 — упор лежа на полу. 5−6 раз.
    236. Ходьба с поддержкой по перевернутой гимнастической скамейке, установленной между конем и козлом (высота 125 см). 3−4 раза.
    237. Две гимнастические скамейки установлены параллельно на ширине плеч. Упор лежа, руки на скамейке, ноги на полу. Толчком рук упор лежа между скамейками. 5 раз.
    238. Стоя на гимнастической скамейке, в руках баскетбольный мяч. 1 бросок мяча вверх- 2 — прыжок с поворотом на 180°- 3 — поймать мяч. 5−7 раз.
    239. Продвижение в упоре лежа сзади по гимнастическому бревну. Страхующий продвигается по полу вместе с упражняющимися. 2−3 раза.
    240. Опорный прыжок через козла в ширину (125 см). При разбеге на 4−5 шагов до препятствия учитель указывает способ прыжка, например: ноги врозь, согнув ноги, боком. 4−6 раз.
    241. Опорный прыжок ноги врозь через коня в длину, кувырок вперед. 3 раза.
    242. Стоя боком к гимнастической скамейке. Прыжок на скамейку с поворотом на 180°. 5−7 раз.
    Заполнить форму текущей работой