Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в первой половине XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При написании диссертации были использованы учебные пособия, программы по физической культуре для учебных заведений, материалы периодиче ской печати, газеты: «Забайкальские епархиальные ведомости», «» Забайкальские областные ведомости", «-Забайкальская новь», «Восточная окраина», «Забайкальский рабочий», «Чита спортивная» — журналы «Физическая культура в школе», «Наука и жизнь», «Теория… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Физическая культура в учебных заведениях Забайкалья до 1920 года
    • 1. 1. Системы физической культуры конца XIX- начала XX веков
    • 1. 2. Организация учебных заведений в Забайкалье
    • 1. 3. Постановка уроков гимнастики (физического воспитания) в школах Забайкальской области до 1920 года
    • 1. 4. Внеклассная и внешкольная работа по физической культуре
  • Глава II. Развитие физической культуры в образовательных учреждениях в 20−30-е годы XX века
    • 2. 1. Физическое воспитание в школах Забайкалья периода Дальневосточной Республики (ноябрь 1920 года — ноябрь 1922 года)
    • 2. 2. Организация физкультурной работы в учебных заведениях в 1923—1930 годах
    • 2. 3. Роль комплекса ГТО в развитии физической культуры, совершенствование государственных программ по физической культуре
    • 2. 4. Детские, подростковые и юношеские соревнования, создание детских спортивных школ (ДСШ)
  • Глава III. Физическая культура в годы Великой Отечественной войны
    • 3. 1. Состояние советской школы в годы войны
    • 3. 2. Физическое и патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательных школах Читинской области
    • 3. 3. Военно-физическая направленность подготовки в специальных средних и профессионально-технических учебных заведениях
    • 3. 4. Внеклассная физкультурно-массовая работа
  • Выводы

Становление и развитие физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в первой половине XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Физическая культура в образовательных учреждениях является важным учебным предметом, способствующим развитию организма, повышению физических и умственных способностей человека.

Более успешное функционирование учебных заведений требует изучения и обобщения их исторического опыта, опыта внедрения физической культуры в учебный и воспитательный процессы (В.П. Стакионене, 1957; Н. Ф. Кулинко, 1970; Н. Ц. Герц, 1974; М. Г. Нуриев, 1974; Р. А. Геворкян, 1976; Б. Д. Санданов, 1991; В. В. Гайл, 2003; О. В. Морковина, 2004; Т.В. Са-рычева, 2004).

Вопросам изучения истории становления и развития физической культуры и спорта в различных регионах СССР и России уделялось значительное внимание (Ю.П. Теппер, 1964; Ю. И. Филатов, 1965; Т. Суяркулов, 1966; Л. П. Соколов, 1968; Б. Р. Голощапов, 1992; З. М. Кузнецова, 1999; В. В. Столбов, JI.A. Финогенова, Н. Ю. Мельникова, 2000; В. А. Фомин, С. В. Мантуров, 2002; В. В. Шохирев, В. А. Фомин, 2005; A.JI. Дерябина, А. В. Гаськов, 2007 и др.).

В современном образовании определенное значение приобретает исследование проблемы развития и совершенствования физического воспитания в учебных заведениях страны. Между тем проблема развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья не получила должного освещения в литературе.

Чтобы оценить современное состояние физического воспитания в учебных заведениях Восточного Забайкалья, необходимо знать, как проходило его становление и развитие. Процесс становления и развития физической культуры в школах Восточного Забайкалья имеет свои особенности, связанные с изменением социально-экономических условий, сложившихся в стране. В значительной степени это обусловливается своеобразием событий и явлений исторического и политического характера, происходивших в крае.

Актуальность темы

исследования определяется национально-региональным аспектом развития физической культуры в учебных заведениях. Читинская область в исследуемый период — это регион, имеющий свои особенности и представляющий собой значимый объект в политическом, экономическом и культурном развитии страны. До сих пор не было комплексного изучения истории физической культуры в Читинской области в учебных заведениях в первой половине XX века.

Изучение процесса становления и развития системы физического воспитания в учебных заведениях Восточного Забайкалья, сложившихся педагогических парадигм поможет выявить то, что в этом историческом опыте имеет непреходящее значение для современной школы. Не зная путей развития любой науки, ее историческое прошлое и настоящее, нельзя правильно определить перспективы ее развития.

Степень изученности проблемы.

Необходимый фактический материал по исследуемым в работе вопросам содержится в исторических, общих и специальных работах дореволюционных и советских авторов. Наиболее интересны по полноте материала, разнообразию изложенных вопросов труды Е. Ю. Зеликсона (1940), Д.А. Крад-мана (1950), Г. А. Дюперрона, В. В. Столбова (1953), Г. С. Деметера (1955), JI.A. Финогеновой (1968), В. В. Гайл, (2003) и других авторов, изучавших историю и развитие физической культуры и спорта в России и СССР в различные периоды.

Используя конкретно-исторический подход к анализу педагогических явлений, мы сделали попытку раскрыть сущность и генезис исследуемых проблем, показать, в какой мере складывающаяся система физического воспитания учащихся в тот или иной период времени влияла на постановку преподавания физической культуры и отражала в себе социально-политические требования времени.

Заслуживают внимания диссертации по развитию физической культуры и спорта в Бурятии (Б.Д. Санданов, 1968), в Хабаровском крае (Р.Г. Гутиев, 1971), в Приморье (И.В. Саланин, 1975),.в Сибири (В.И. Бураков, 1997), в Восточном Забайкалье (В.Г. Семенов, 1999), в Приангарье (А.Г. Ширшиков, 2002), в Иркутской области (В.В. Шохирев, 2006), анализирующие социальные, этнические, географические, климатические и другие особенности организации массовой физкультурной и спортивной работы в различных регионах.

Историко-педагогические исследования, посвященные изучению развития физического воспитания в школах России и бывших союзных республик, проводились В. П. Стакионене (1957). Н. Ф. Кулинко (1970), Н. И. Герц (1974), Н. А. Карпушко (1992), Д. Г. Ефимовым (2000) и др. Затрагивались вопросы физкультурной подготовки детей и подростков в научных работах следующих авторов: Д. А. Крадмана (1950), Ю. П. Теппера (1964), Т. П. Саяркулова (1966), Л. П. Соколова (1968), В. Ф. Прядченко (1970), А. Е. Чарчогляна (1976), Т. В. Сарычевой (2004) и других авторов.

Известное отношение к проблеме имеет книга Б. Д. Санданова «Физическая культура и спорт школьников Бурятии» (1991), где наряду с этнографическими сведениями о национальных подвижных играх приводятся сведения о современных видах упражнений и рассматриваются вопросы совершенствования физического воспитания подрастающего поколения. В кандидатских диссертациях В. Г. Семенова (1999) и A.JI. Дерябиной (2005) затронуты некоторые вопросы развития физического воспитания в школах, внеклассной работы, проведения праздников и соревнований, создания детских спортивных школ. Встречаются научные публикации и статьи по истории становления и развития народного образования в крае: «История Сибири» (1968), Г. А. Баркин (1968, 1995), Ж. Т. Тумунов (1972), А. В. Константинов, Н. Н. Константинова (2002), В. А. Фомин, С. В. Мантуров (2002) и др. Основные аспекты возникновения и развития форм самобытного физического воспитания (национального компонента) нашли отражение в «Очерках культуры Бурятии» (1972), работах Б. Д. Санданова (1993), В. А. Фомина, А. С. Сагалеева, К. В. Балдаева (1997), Ж. Т. Тумунова (1998), Н. М. Хамгушкеева (1998), Т. Б. Козловой (2000), В. А. Фомина (2003). В различных сборниках материалов конференций Забайкальского государственного педагогического университета и Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имеются статьи, касающиеся истории зарождения и развития физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье. Это работы Н. В. Мишукова (1966), A.M. Грабаря (1971), В. Я Киселева, Г. В. Леонова, В. Г. Семенова (2000, 2001, 2002, 2004).

Несмотря на то, что история развития физического воспитания в стране имеет освещение в трудах ранее перечисленных авторов, нами не обнаружено работ, посвященных истории и практике становления и развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья.

Таким образом, можно выявить противоречие между научно-практической значимостью имеющегося исторического опыта развития физической культуры в Восточном Забайкалье и отсутствием целостного исследования по данной теме, практико-педагогического опыта развития физического воспитания в учебных заведениях края и осмысления его на современном этапе.

Разрешение этого противоречия обусловило актуальность нашего исследования «Становление и развитие физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в первой половине XX века».

Цель исследования — комплексное изучение особенностей развития физической культуры в образовательных учебных заведениях Восточного Забайкалья с начала до середины XX века.

Объект исследования — становление и развитие физической культуры и спорта в России.

Предмет исследования — процесс становления и развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в первой половине XX века.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать архивные материалы и историко-педагогическую литературу дореволюционных и советских авторов по исследуемой проблеме.

2.Выделить и проанализировать основные периоды становления и развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья.

3.Определить специфику организации процесса физического воспитания в учебных заведениях Восточного Забайкалья в хронологических рамках исследования.

4.Разработать рекомендации по дальнейшему исследованию развития физической культуры в учебных заведениях региона, с внедрением полученных результатов в практическую деятельность образовательных учреждений.

Хронологические рамки исследования:

1900 — 1945 гг. (нижняя граница связана с истоками развития физической культуры в регионе в начале XX века, верхняя — окончание Великой Отечественной войны).

Методологической основой исследования является диалектический подход к исследованию общественных явлений и процессов, в данном случае становления и развития физического воспитания в учебных заведениях.

Методология исследования базируется на комплексном привлечении разнохарактерного круга источников. Она основана на принципах историзма, научного объективизма, системности, выявления объективного и субъективного, общего и особенного в историческом процессе, единства теории и практики с учетом специфики региона.

Теоретической базой исследования послужили научные труды известных теоретиков и историков по физической культуре и спорту БД Санданова (1968, 1970, 1991), Н. И. Пономарева (1970), Д. Н. Крадмана (1973), Л. Кун (1982), В. В. Столбова (1989, 2000), Н. А. Карпушко (1992), З. М. Кузнецовой (1999), Ж. К. Холодцова, B.C. Кузнецова (2000), А. Б. Суника.

1999,2004), Б. Р. Голощапова (2004) и др.

При изучении и изложении фактического материала использовалась совокупность общенаучных и специально-исторических методов. Использование метода классификации дало возможность целенаправленно вести сбор и систематизацию материала, составить библиографический список в хронологическом и алфавитном порядке, выделить в приложении количественные и качественные характеристики различных сторон физической культуры.

Использование конкретно-исторического метода позволило определить существенные стороны развития физической культуры и спорта в школах Забайкалья с начала XX века до 1945 года.

В числе специально-исторических методов использовались проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный, статистический, системный. Главным инструментарием был проблемно-хронологический метод, в соответствии с которым в исследовании наблюдалась эволюция основных направлений физической культуры: управление, подготовка педагогических кадров, материальная база, содержание деятельности в исследуемый период. При анализе проблем физической культуры широко использованы познавательные функции сравнительно-исторического метода. Данный прием основан на сравнении форм, средств и методов физического воспитания в учебных заведениях Восточного Забайкалья в исследуемые исторические даты.

Также в работе применялся ретроспективный метод, заключающийся в возвращении исследователя от исторического времени, в котором изучался объект, к прошлому. Это дало возможность лучше уяснить основные тенденции, проблемы, противоречия в области физического воспитания детей, подростков, юношей. Комплексное изучение проблемы позволило широко использовать статистический метод. Главное внимание при этом обращалось на сопоставление различных данных, их динамику во времени, соотношение сравнительных и качественных характеристик при исследовании условий становления и развития физической культуры в Восточном Забайкалье.

Использовался в работе и системный метод, согласно которому физическая культура рассматривается как относительно самостоятельная, целостная система основных компонентов физической культуры, пребывающих в постоянном развитии и взаимодействии с теми переменами, которые были в этот период исследования.

Источники исследования.

Содержательную основу исследования составили материалы Государственного архива Читинской области (ГАЧО), Центрального государственного исторического архива Ленинграда (ЦГИАЛ). В ходе работы были изучены основные партийные и правительственные постановления советского периода в области физической культуры и спорта, документы государственных, профсоюзных, комсомольских и спортивных организаций. Ряду документов и материалов свойственна некоторая фрагментарность и противоречивость. Однако сопоставление различного рода информации позволило воссоздать, насколько это возможно, реальную картину состояния физического воспитания в учебных заведениях Восточного Забайкалья до 1945 года, поставить и выяснить ранее неизвестные вопросы, ввести в научное обращение многие новые факты, позволяющие видеть физическое воспитание как развивающийся, эволюционирующийся процесс.

При написании диссертации были использованы учебные пособия, программы по физической культуре для учебных заведений, материалы периодиче ской печати, газеты: «Забайкальские епархиальные ведомости», «» Забайкальские областные ведомости", «-Забайкальская новь», «Восточная окраина», «Забайкальский рабочий», «Чита спортивная" — журналы «Физическая культура в школе», «Наука и жизнь», «Теория и практика физической культуры». Определенное место занимает информационно-справочная литература: бюллетени, инструкции, материалы конференций, энциклопедии, хрестоматии, отчеты о работе школ и других органов народного образования. Совокупность публикаций в периодической печати и другие информационно-пропагандистские материалы позволяют существенно дополнить знания по истории развития физической культуры в учебных заведениях региона, об уровне преподавания этого предмета, о материально-техническом обеспечении занятий по физической культуре.

Научная новизна исследования:

— прослежен исторический путь и представлена целостная картина становления и развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в период с начала XX века до 1945 года;

— выделены основные периоды в становлении и развитии физической культуры Восточного Забайкалья в первой половине XX века;

— в исследовании подверглись анализу архивные источники, ранее не включавшиеся в научный оборот;

— определены организационно-педагогические основы, раскрыты условия и факторы становления и развития физической культуры в учебных заведениях на региональном уровне;

— история физической культуры Восточного Забайкалья дополнена введением в научный оборот неизвестных фактов и персоналий, которые раньше не изучались.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и обоснованы исторические, социально-экономические и социо-культурные предпосылки и тенденции становления физической культуры в образовательных учреждениях Восточного Забайкалья в первой половине XX века. Результаты исследования расширяют представление о процессе развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в первой половине XX века.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут способствовать обогащению вузовских курсов истории педагогики, истории физической культуры, при подготовке обязательных и элективных курсов. Изученный и обобщенный в ней материал может быть использован для научного анализа современных проблем развития физической культуры в учебных заведениях региона. Результаты исследования могут быть полезны также преподавателям физической культуры общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, тренерам-преподавателям, педагогам-организаторам, специалистам по управлению физкультурным движением в их практической деятельности.

Этапы исследования.

Первый этап (2002—2003 гг.) включал изучение и теоретический анализ соответствующей историко-педагогической литературы по проблеме исследованияуточнение научного аппарата.

Второй этап (2003—2006 гг.) состоял в сущностном изучении процесса развития физической культуры в образовательных учреждениях Восточного Забайкалья на основе архивных источников.

Третий этап (2006—2009гг.) — обобщающе-аналитическийсвязан с обработкой и систематизацией результатов работы, оформлением диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается использованием адекватного цели и задачам исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к изучению проблемы. Результаты диссертации являются достоверными, поскольку они основаны на фактическом материале многочисленных конференций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в ряде изданий Читинской области, г. Иркутска (Вестник международного центра азиатских исследований, Москва-Иркутск, 2004), г. Новосибирска (Энциклопедия Забайкалья: Читинская область, 2003; Малая энциклопедия Забайкалья: Физическая культура и спорт, 2006), г. Читы. Материалы исследования докладывались на межрегиональных научно-практических конференциях «Исторические, педагогические и медикобиологические аспекты физической культуры и спорта» (Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет, Чита, ЗабГТПУ) — на межвузовских научно-практических конференциях «Проблемы развития экономики и социальной сферы» (Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права, Чита) — на международной конференции «Великая победа армии и народа. 1941;1945 гг.» (Чита, 2005), посвященной 60-летию победы в Великой Отечественной войнена международной конференции «Здоровье, образование, спорт, туризм: актуальные проблемы на современном этапе развития общества» (Улан-Удэ, 2007). Результаты работы используются в преподавании курса истории физической культуры и спорта студентам факультета физической культуры ЗабГГПУ.

На защиту выносятся:

1. История становления и развития физической культуры Восточного Забайкалья в первой половине XX века, предпосылки и факторы, определяющие его специфику и направленность, обусловленные общеполитической и экономической обстановкой, сложившейся в стране.

2. Основные периоды становления и развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья.

I период — начало ХХвека до 1922 года (год прекращения существования Дальневосточной республики ДВР). Прогрессивное влияние общественной мысли и идей просвещения обусловило развитие народного образования и становление физической культуры в крае.

II период — 1923 — 1940 гг. — период становления и развития советской системы физического воспитания, характеризующейся разработкой единой программы по физической культуре (1932 г.), подготовкой педагогических кадров, расширением материально-технической базы, агитационно-пропагандистской деятельностью.

Ш период — 1941 — 1945 гг. — характерен перестройкой физкультурного движения в условиях военного времени. Военно-физическая и допризывная подготовка — важный компонент оборонно-массовой работы в период войны.

3. Ведущие тенденции процесса становления и развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в первой половине XX века, к которым относятся: а) разработка и внедрение новых форм и методов организации физической культуры в учебных заведенияхб) повышение квалификации преподавательского составав) доступность среднего образования для молодежиг) военизированная подготовка по физической культуре и спортуд) использование широкого спектра внешкольной работы по физической культуре — скаутское движение, широкая сеть детских спортивных школ (ДСШ).

Этот позитивный опыт и традиции, накопленные в системе развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в первой половине XX века, актуален и может быть широко использован в современных условиях.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка, 21 таблицы, 14 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Становление и развитие физической культуры в Забайкалье проходило в сложных условиях, связанных с явлениями и событиями исторического и политического характера. Позднее развитие физической культуры в крае обусловлено рядом причин как объективного (отдаленность от центральных районов, климатические условия) так и субъективного характера (позднее установление советской власти, огромная территория, социально-демографические процессы, этнический состав населения).

Исследуя архивные документы, было выяснено, что содержание, методы и средства физического воспитания в ряде учебных заведениях Забайкалья в начале XX века отвечали тем требованиям, которые ставились перед физическим воспитанием царским правительством. Основными средствами физического воспитания учащейся молодежи было скаутское движение, военная и частично немецкая и сокольская гимнастика, что диктовалось необходимостью подготовки боеспособного, физически развитого резерва для армии. Однако не было единых требований к организации и проведению занятий, не получила официального признания и научно-обоснованная система физического воспитания, предложенная П. Ф. Лесгафтом.

Создание «буферного» государства — буржуазно-демократической Дальневосточной республики, своеобразие государственного устройства, общественно-политической жизни в определенной степени отразилось на развитии народного образования в Забайкалье. Становление физической культуры в школах Забайкалья протекало в соответствии с общими закономерностями развития советской системы физического воспитания, но со специфическими особенностями. Они были связаны с историческим прошлым края, традициями и обычаями местного населения.

2.С начала XX века и до 1945 года в развитии физического воспитания учащихся Забайкалья можно выделить три этапа.

I — Период развития физической культуры в учебных заведениях Восточного Забайкалья в 1900—1922 годах характеризовался значительными трудностями: незнанием существующих систем преподавания, отсутствие специалистов и врачебного контроля над занимающимися. В дореволюционной России не было единой государственной программы по физическому воспитанию. Однако разрабатывались интересные и содержательные авторские программы (Анохина, Рудина), методические пособия и рекомендации (Рещиков), которые внедрялись в ряде школ области. Ориентируясь на программы Иркутского и Екатеринбургского отделов народного просвещения РСФСР, разрабатывались примерные местные программы и учебные планы, согласно которым осуществлялся процесс физического воспитания.

II — В исследуемый период (1923;1940гг.) физическая культура и спорт все прочнее входят в учебно-воспитательную работу образовательных учреждений Забайкалья. Этому способствовало:

— издание новой программы в 1927 году, признание ФК обязательным предметом с занятиями не менее 2-х часов в неделю. В Забайкалье программы стали внедряться с 1928/29уч. года;

— улучшение организации физкультурно-массовой работы и создания условий для активного отдыха учащихся (гимнастические городки, загородные лагеря, детские площадки);

— введение новых формы внешкольных и внеклассных мероприятий (кружки, спортивные праздники, спартакиады, показательные выступления, слеты, турниры и соревнования между школами, работа клубов);

— укрепление материально-технической базы (строительство 17 новых школ в Чите и спортивных объектов — стадиона и водной станции);

— введение комплекса ГТО-БГТО, что обеспечило более высокий организационный и методический уровень учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию;

— развитие прикладных и военно-технических видов спорта;

В тридцатые годы в общеобразовательных школах Забайкальского региона сложилась система физического воспитания и образования подрастающего поколения, отвечающая требованиям социалистического строительства. Все это стало возможным в результате социально-экономических преобразований Забайкалья.

IIIТяжелым испытанием для всего советского народа были годы Великой Отечественной войны. Уход учителей на фронт, сокращение числа учащихся, использование школьных зданий под военные нужды — все это не могло не отразиться на качестве учебно-воспитательного процесса, но, тем не менее, учебные планы и программы в основном выполнялись. Не прекращалась и физкультурно-массовая работа: открывались кружки, проводились соревнования, комсомольские лыжные и легкоатлетические кроссы и другие мероприятия. На местах проведения массовых соревнований висели лозунги: «Спорт-необходимое средство в боевой подготовке воина" — «Лыжный кросс — наша боевая подготовка!» Большое внимание уделялось начальной военной и допризывной подготовке учащихся в учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Учащиеся ремесленных училищ, школ фабрично-заводского обучения Читинской области активно участвовали во всесоюзном социалистическом соревновании общества «Трудовые резервы» по освоению программы по военному обучению и сдаче норм ГТО, ПВХО, ВС. Со сложной и ответственной задачей — подготовкой физически крепкого, идейно преданного пополнения для промышленности и Красной Армии училища и школы успешно справились.

3.Изучение исторического пути развития физической культуры Забайкалья позволило определить основные направления и ведущие тенденции развития физического воспитания в учебных заведениях в первой половине XX века, значимость которых очевидна и в наши дни. Это: -открытие новых учебных заведений в годы советской власти — школ I и П ступени, техникумов, училищ, школ ФЗУ, ШКМ;

— разработка новых форм и методов организации физической культуры. Важными формами физкультурной подготовки учащихся были и остаются обязательные уроки, секционная работа, комплексные спартакиады между учебными заведениями, сдача зачетных нормативов, агитационно-спортивная и пропагандистская работа по физической культуре- -подготовка педагогических кадров, которая осуществлялась через систему переподготовки учителей предметников и подготовки инструкторов по ФК. Первые курсы по переподготовке учителей физкультуры прошли в Читинском институте народного образования в 1921 году, а в 1926 году был проведен шестимесячный семинар «Организация физической культуры, игр и гигиены школьников»;

— военизированная подготовка, обеспечивающая физическую готовность человека к действиям в чрезвычайных ситуациях и занимающая важное место в воспитании морально-волевых качеств. Военная гимнастика, Всевобуч, первая программа по военно-физической подготовке (1930г.), изменение комплекса ГТО в сторону военно-прикладных нормативов, введение начальной допризывной подготовки в школах (1939г.) — основные аспекты военизированной подготовки учащейся молодежи в первой половине ХХвека;

— широкий спектр внешкольной работы по физической культуре-скаутское движение (основатель И.Н. Жуков), расширение сети кружков (1923г.), клубов^ 925 г.) детских спортивных школ (1935г.);

— использование народных игр и развлечений как важного средства физического воспитания учащихся. Народные игры были направлены не только на развитие физических качеств и двигательных способностей, но и способствовали воспитанию смелости, находчивости и готовили детей к трудовой деятельности. Необходимо отметить тот факт, что как и в первой половине ХХвека, так и в настоящее время в Забайкалье проживают русские, буряты, эвенки, казачество, имеющие свои традиции и поликультурное наследие.

Исследование предпосылок и тенденций развития физического воспитания в учебных заведениях в обозначенные периоды, на наш взгляд, актуально и представляет социальный и научный интерес. На сегодняшний день имеется ряд факторов, влияющих на современное состояние физического воспитания в регионе и проблем, требующих неотложного решения:

— недостаточное количество профессиональных кадров;

— недостаточное внимание образовательных учреждений к проблеме патриотического воспитания;

— уменьшение числа занимающихся физической культурой и спортом;

— утрата национальных традиций.

Решить эти проблемы призвана целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015гг.» Приоритетными направлениями являются:

— инновационная подготовка и повышение квалификации специалистов физ-культурно-спортивного профиля для образовательных учреждений и специалистов лечебной и реабилитационной физкультуры;

— пропаганда патриотизма средствами физической культуры;

— создание широкой сети физкультурных и спортивных площадок при школах и по месту жительства для массовых физкультурно-оздоровительных занятий детей и подростков.

Известно, что современная школа испытывает трудности в воспитательной работе с учащимися, вызванными перестроечными процессами в обществе и ликвидацией пионерской и комсомольской организаций. В 90-е годы XX века началось возрождение скаутского движения и становление современных детских организаций. Основная идея — воспитать достойных и ответственных граждан своей страны, повысить эффективность социализации, включить ребенка в общественную жизнь. Сейчас проводится работа по возрождению скаутинга и в Забайкалье, в рамках проекта «Забайкальский Экспедиционный корпус».

В последнее время все чаще обращаются к народному опыту физического воспитания как неисчерпаемому источнику знаний о многовековых традициях физической культуры различных этносов, входящих в состав Российской Федерации. Можно рекомендовать внедрить национальные физические упражнения, игры и виды спорта в школьную программу, вариативная часть которой, как правило, учитывает материально-технические, региональные и национальные традиции школьного обучения. Это поможет в формировании здорового образа жизни, в приобщении масс, а в первую очередь детей и подростков, к регулярным занятиям физической культурой.

4. Всестороннее изучение истории создания системы физического воспитания в Забайкалье, ее целей и задач, кадрового потенциала, направлений и достигнутых результатов помогло расширить наши представления о общественно-политической, экономической и культурной жизни региона в указанный хронологический период.

Изучение, обобщение и теоретико-педагогический анализ развития физической культуры, спортивно-массовой работы, военно-патриотического воспитания учащихся Восточного Забайкалья в первой половине XX века, позволяет глубже понять комплекс учебно-образовательных мероприятий в системе воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Материалы диссертационного исследования можно использовать в элективном курсе по истории физической культуры и спорта в Забайкалье на ФФК ЗабГГПУ, при проведении занятий в Читинском училище олимпийского резерва, а также в Читинском, Петровск-Забайкальском и Балейском педагогических колледжах.

2. При написании учебных пособий, монографий и энциклопедий данные исследования позволят более четко обозначить периоды и этапы развития физкультурного движения в Читинской области.

3. Автореферат и диссертационную работу можно использовать в качестве научно-методического пособия по истории физической культуры.

4. Широко освещать материалы исследования в справочно-информа-ционных журналах, в научно-популярном журнале «Забайкалье: Наука, Культура, Жизнь».

5. Разработать курсы лекций для ознакомления общественности с особенностями развития физической культуры в Читинской области по аналогии с настоящим временем.

6. Предложить тематику рефератов, курсовых и дипломных работ по совершенствованию физического воспитания учащейся молодежи в образовательных учреждениях региона, используя исторический опыт развития физической культуры в Восточном Забайкалье.

7. Рекомендовать открытие в образовательных учреждениях Забайкалья музеев Истории физической культуры, с целью пропаганды занятий физическими упражнениями населения края.

8. Продолжить научные исследования по физической культуре в учебных заведениях Забайкалья, с внедрением полученных результатов в практическую деятельность образовательных учреждениях.

9. Активнее включать в научно-практические конференции вопросы становления и развития физической культуры в учебных заведениях Забайкалья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Военно-патриотическое и трудовое воспитание школьников Забайкалья в 1941—1945 гг../ Г. А. Баркин // Проблемы краеведения. Чита, 1980. — Вып. 8. — С. 52−54.
  2. Г. А. Вопросы общественно-политического воспитания школьников в программно-методической деятельности Наркомпроса РСФСР и ДальОНО / Г. А. Баркин// Проблемы краеведения. — Чита, 1972. — Вып. 7. — С. 112−117.
  3. Г. А. К истории становления советской школы в Забайкалье (1918 г.)/ Г. А. Баркин // Проблемы краеведения.- Чита, 1968. — Вып. 3. — С. 31−32.
  4. Г. А. Развитие начальной и средней школы Забайкалья (вторая половина XIX начало XX века)/ Г. А. Баркин // Проблемы комплексного изучения человека: Человек в условиях Забайкалья. — Чита, 1995. — С. 106−109.
  5. Е.Я. О школьных программах по физической культуре / Е. Я. Бондаревский, А. В. Кадетова // Физическая культура в школе. — 1987. № 3. — С. 31−35. — № 4 — С. 32−39.
  6. В.И. Развитие физической культуры в Сибири. — Барнаул: Изд-во Алтайского гос. тех. ун-та, 1997. 378 с.
  7. Бюллетень Забайкальского губернского статистического бюро. — Чита, 1924. С. 93
  8. Бюллетень Читинского окружного отдела народного образования. — Чита, 1929.-№ 1.
  9. А.П. Забайкальские казаки: исторический очерк. — Т.З. -Чита, 1916.-№ 1.
  10. Временная программа по физической культуре для школ фабрично-заводского обучения Народного Комиссариата тяжелой промышленности. — М., 1937.
  11. .Р. История физической культуры и спорта /
  12. Б.Р. Голощапов. -М.: Изд-во Академия, 2004. 312 с.
  13. .Р. История физической культуры и спорта в России (XIX начало XX века): учебное пособие / Б. Р. Голощапов. — М.: Изд-во МПУ, 1992.-С. 58.
  14. JI.B. Скульптор Иннокентий Жуков (Серия «Замечательные люди Сибири») / JI.B. Горбунова. Иркутск, 1977. — 126 с.
  15. A.M. Развитие физической культуры и спорта в Читинской области // Материалы 2-й научно-практической конференции по физическому воспитанию, врачебному контролю и лечебной физической культуре.-Чита, 1971.-С. 5−7.
  16. A.JI. Развитие физической культуры и спорта в Читинской области / A.JI. Дерябина, А. В. Гаськов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. — 150 с.
  17. Директивы и документы по вопросам пионерского движения. — М.: Просвещение, 1959. С. 50.
  18. И.Н. К методике экскурсий / И. Н. Жуков // Вестник просвещения. — 1921. Вып 1.
  19. И.Н. Экспедиционный корпус (Итоги одного педагогического опыта) / И. Н. Жуков // Народное просвещение. — 1923. Вып. 6.
  20. Забайкалье: краткий исторический, географический и статистический очерк Забайкальской области. Иркутск, 1891. — С. 118.
  21. Записки по методике физического развития: составитель
  22. А. Рещиков. Одесса: Книгоиздательство А. А. Ивасенко, 1916. — 40 с.
  23. Из истории скаутов // Наука и жизнь. М.: Знание, № 10. — 1990. — С. 38−40.
  24. Известия общества изучения Забайкалья. Чита, 1917. — Вып. 5.
  25. Инструкция для преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях Министерства народного просвещения. СПБ, 1889. — С.7.
  26. История Восточного Забайкалья: Читинская область. — Учебное пособие: Изд-во Иркутской государственной экономической академии. — 2001, 283 с.
  27. История Второй мировой войны 1939−1945 г. — М.: Воениздат МО СССР, 1974. -Т.З. С. 404−405.
  28. История Сибири. Л.: Наука, 1968. — Т.2. — С. 320.
  29. История Сибири. Л.: Наука, 1968. — Т. 4. — С. 422−424.
  30. История Сибири. Л.: Наука, 1968. — Т.2. — С. 481.
  31. История Сибири. Л.: Наука, 1968. — Т.З. — С. 366−373.
  32. Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физическому воспитанию: учебное пособие / Н. А. Карпушко. М., 1992.
  33. В.Я. Спортивные соревнования в Чите в 1920 г. / В. Я. Киселев, Л. К. Прокофьева, В. Г. Семенов // Вестник международного центра азиатских исследований. — М.-Иркутск: Изд-во Иркутского гос. пед. ун-та, 2004. Вып. 12. — С. 192−194.
  34. В.Я. Физическое воспитание в школах Забайкалья (1913−1916 гг.) / В. Я. Киселев, Г. В. Леонов, В. Г. Семенов // Забайкальское казачество: история, традиции, перспективы развития / Забайкал. гос. гум.-пед.ун-т. Чита, 2000 — С. 56−59.
  35. Комплексная система обучения // БСЭ. М.: Советская энциклопедия.- 1953. — Т. 22. — С. 294.
  36. А.В. История Забайкалья (с древних времен до 1917 г.)/ А. В. Константинов, Н. Н. Константинова. — Чита, 2002.
  37. Т.А. Дом добра и милосердия. Город во времени / Т. А. Константинова. Чита: Изд-во «Стиль», 2001. — С. 88−89.
  38. Д.А. Первая программа по физической культуре / А. Д. Крадман // Физическая культура в школе-1965. Вып. 9. — С. 8−9.
  39. Д.А. Под давлением военного ведомства / А. Д. Крадман // Физическая культура в школе. — 1966. Вып. 3. — С. 41.
  40. Д.А. Потешные / Д. А. Крадман // Физическая культура в школе. — 1965—Вып. 2. С. 7.
  41. Д.А. Скаутизм в России / Д. А. Крадман // Физическая культура в школе. 1965.-Вып. 2. — С. 10.
  42. Н.Ф. История физической культуры / Н. Ф. Кулинко. -Оренбург, 1987. 374 с.
  43. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л.Кун. Перевод с венгерского: под ред. В. В. Столбова. М.: «Радуга», 1982 — С. 176−177.
  44. B.C. Вопросы краеведения Забайкалья / В. С. Левашов // Проблемы краеведения. — Чита, 1968. Вып. 3. — С. 63−90.
  45. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. — М.: Изд-во АПН РСФСР. 1950. — 333 с.
  46. Н.В. К истории физкультурного движения в Забайкалье (1921−1925 гг.) /Н.В.Мишуков // Материалы 18-й научно-практической конференции ЧГПИ. Чита, 1966.-С. 158−160.
  47. Мор Я.Г. О современной постановке школьной гимнастики и некоторых других физических упражнений / Я. Г. Мор. — СПБ, 1911.
  48. Народное просвещение на Дальнем Востоке.—Владивосток, 1926.—С. 13.
  49. M.JI. К вопросу об отделении церкви от школы в Забайкалье / M.JI. Нейтман // Проблемы краеведения. Чита, 1980. — Вып. 8. — С. 35−36.
  50. Обзор Забайкальской области. — Чита, 1897. С. 43−45.
  51. Основной закон (Конституция) Дальневосточной Республики. — Чита, 1921.-С. 18.
  52. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта (1917—1957 гг.) / Сост. И. Г. Чудинов. — М.:ФиС, 1959.-С. 51−54.
  53. Памятная книжка Забайкальской области. Чита. — 1912. — С. 28.
  54. А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири / А.П. Панчуков- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1959.-243 с.
  55. Полный сборник правил приема и программ высших, средних, низших общеобразовательных, специальных и профессиональных учебных заведений России, мужских и женских, правительственных и частных. -СПБ, 1911−1912.
  56. Положение о конкурсе на составление учебных руководств и пособий по физическому развитию для низших и средних учебных заведений Министерства торговли и промышленности. СПБ, 1914.
  57. В.В. Региональный подход к физическому образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера. Красноярск: Изд-во Сибирского государственного технического университета, 2001 — С. 130.
  58. А.И. Город Чита: описание, путеводитель и справочник / А. И. Попов. Чита, 1907. — С. 11.
  59. Практическая школьная энциклопедия. М.: Издательство «Для народного учительства», 1912. — С. 441−442.
  60. Программа военной подготовки учащихся седьмых групп школ-семилеток фабрично-заводского обучения, школ крестьянской молодежи. — М.: Госиздат, 1931.
  61. Программа занятий по физической культуре в детских домах, пионеров в школах 1-й и 2-й ступени и клубах. — М., 1924.
  62. Программа занятий по физической культуре в школах социалистического воспитания 1-й ступени. — М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР, 1926.
  63. Программа по физической культуре для 1−2 концентров фабрично-заводского обучения и сельской начальной школы — M.-JL, 1932.
  64. Программа по физической культуре для школ крестьянской молодежи. М.: Госиздат, 1932. — 25 с.
  65. Программа физического развития и обучения военному строю учащихся в средних и низших учебных заведениях Министерства торговли и промышленности. — СПБ, 1914. — 47 с.
  66. Программа-минимум по физическому воспитанию для школ 2-й ступени. Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургского ГубОНО, 1923.
  67. Программы для высших начальных училищ ведомства Министерства народного просвещения. — Петроград, 1916. — С. 31.
  68. Программы и методические записки единой трудовой школы. — M.-JL: Госиздат, 1927.
  69. Программы и правила восьмиклассных коммерческих училищ. — СПБ, 1914.
  70. Программы и схемы уроков физического воспитания в школах 1-й, 2-й ступени школах фабрично-заводского обучения и техникумах. М.: Нар-компрос, 1928. — С. 28.
  71. Программы начальной школы: Физическая культура. М.: Изд-во Наркомпоса РСФСР, 1940. — С. 43.
  72. Программы по военной (допризывной) подготовке (ВП) учащихся техникумов и вузов. М.: ФиС, 1938.- 1938.
  73. Программы средней школы (городской и сельской). Новосибирск: Западно-Сибирское краевое изд-во, 1934. — 52 с.
  74. Программы средней школы: Физическая культура. — М.: Изд-во Наркомпроса, 1937. — 57 с.
  75. Программы физической подготовки учащихся 1−4 классов школ. — М.: Наркомпрос, 1945.
  76. Л.К. Краткий исторический очерк. Малая энциклопедия Читинской области: Физическая культура и спорт / Л. К. Прокофьева и др. / Гл. ред. Р. Ф. Гениатулин Новосибирск: Наука, 2006 — С. 12−40.
  77. М.А. Подготовка учителей начальных классов в области физического воспитания / М. А. Пукинская М., 2005.
  78. А. Записки по методике физического развития /
  79. A.Рещиков. Одесса, 1916. — 20 с.
  80. .Д. Физическая культура и спорт школьников Бурятии / Б. Д. Санданов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991 — 141 с.
  81. .Д. Эрын гурбан наадан (Три игры мужей) / Б. Д. Санданов. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1993. — 154 с.
  82. Санкт-Петербургская гимназия и реальное училище доктора Н. П. Шаповаленкова: Краткая программа. СПБ, 1910.
  83. В.Г. Физическая культура в школах дореволюционной Читы /
  84. B.Г.Семенов // Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта: материалы 1-й региональной научно-практической конференции / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т.—Чита, 1999. С. 16−18.
  85. В.Г. Физическая культура и спорт в Восточном Забайкалье (1990−1941 гг.): учебное пособие / В. Г. Семенов, В. Я. Киселев,
  86. C.В. Калмыков. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001. — С. 38−39, 92, 96.
  87. Сибирский вариант программы Главного ученого совета для городских школ 1-й ступени. М., 1929.
  88. Н.Н. Слово о забайкальских казаках: Исторический очеркхроника / Н. В. Смирнов. — Волгоград: Изд-во комитета по печати, 1994. — 608 с.
  89. JI. На высочайший смотр 1912 года: К 100-летию Заб. ж.д. / Л.Сорокина. — Чита: Забтранс, 2000. С. 353—354.
  90. В.В. История физической культуры / В. В. Столбов. — М.: Просвещение, 1989. — 288 с.
  91. В.В. История физической культуры и спорта / В. В. Столбов, Л. А. Финогенова, Н. Ю. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 2000. — 423 с.
  92. А.С. Народное просвещение и народное здравоохранение в ДВР /А.С.Степанов// Проблемы краеведения. Чита, 1968. — Вып. 3. -С. 29−30.
  93. А.Б. Некоторые актуальные проблемы исследований в области истории физической культуры и спорта / А. В. Суник // Теория и практика физической культуры. — 1999. № 12.
  94. А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX -XX вв. / А. Б. Суник. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: Советский спорт, 2004. — 764 с.
  95. Н.А. Школа Забайкалья в годы Великой Отечественной войны / Н. А. Троценко // Ученые записки. Чита, 1969 — Вып. 21.
  96. Труды Агинской экспедиции. Чита, 1911.- Вып. 7. — С. 1.
  97. .Т. Читинский мужской пансион / Ж. Т. Тумунов // Проблемы краеведения. — Чита, 1972. Вып. 7. — С. 132.
  98. .Т. Этнопедагогика Агинских бурят / Ж. Т. Тумунов. -Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998. 160 с.
  99. А.Ю. Путешествие в будущее. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область / А. Ю. Федосеев. Новосибирск: Наука, 2004. -Т.2. — С. 190−191.
  100. Г. Г. Общеобразовательная школа. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область. Общий очерк / Г. Г. Филиппов. Новосибирск: Наука, 2000.- Т. 1. — С. 221.
  101. В.А. Вековой путь физической культуры и спорта в Бурятии / В. А. Фомин, С. В. Мантуров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. -72 с.
  102. В.А. Очерки, история физической культуры в Бурятии / В. А. Фомин. -Улан-удэ: Изд-во БГУ, 2003. 101 с.
  103. Н.М. Национальные игры в учебно-воспитательном процессе / Н. М. Хамгушкеев. Усть-Ордынский округ, 1998.- 48 с.
  104. .К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. вузов / Ж. К. Холодцов, B.C. Кузнецов. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.
  105. Хрестоматия: Читинская область. — Чита: Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1972.-С. 469.
  106. В.Т. Физическая культура и спорт в цифрах и фактах (1917−1961 гг.) / В. Т. Царик, Н. А. Макарцев.-М.: ФиС, 1962. С. 51−58.
  107. H.JI. Из истории детского коммунистического движения в Забайкалье (1930−1945 гг.) / H.JI. Шаповалова // Ученые записки. Чита, 1969.-Вып. 2.
  108. А.Г. История становления и развития физической культуры и спорта в Приангарье (1923—1941 гг.): учебное пособие / А. Г. Ширшиков Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2002.
  109. В.В. Развитие физической культуры и спорта в Байкальском регионе / В. В. Шохирев, В. А. Фомин. — Иркутск: Изд-во ИОГУНБ, 2005. 136 с.
  110. Диссертационные исследования117а. Гайл В. В. Развитие физической культуры как учебного предмета в школах Урала (1889−1932): дис. .канд. пед. наук / В. В. Гайл. Красноярск, 2003.
  111. Р.А. Физическое воспитание в средней школе России в период развития капитализма (С 80-х rr. XIX в. по 1917 г.): автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. А. Геворкян. Ленинград, 1976.
  112. Н.И. Развитие физического воспитания в общеобразовательных школах западных областей Украинской ССР: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. И. Герц. — Киев, 1974.
  113. Р.Г. Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Г. Гутиев. -М., 1971.
  114. Г. С. Спорт в СССР в годы второй пятилетки (1933−1937 гг.): автореф. дис. канд. пед. наук / Г. С. Деметер. М., 1955.
  115. A.JT. Развитие физической культуры и спорта в Читинской области (1941−1956 гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук / A.JI. Дерябина. -Улан-Удэ, 2005.
  116. Ефимов Д. Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России (1861—1911гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. Г. Ефимов. СПб., 2000.
  117. Т.Б. Использование народных подвижных игр в физической подготовке учащихся младших классов с учетом индивидуальных особенностей: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Б. Козлова. Улан — Удэ, 2000.
  118. Д.А. Физическая культура в СССР в годы развернутого наступления социализма по всему фронт(1930—1934гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук /Д.А. Крадман. М., 1950.
  119. Д.А. Физическая культура и спорт в государствах Западной Европы в новое время (XVII век — 1917 г.): дис.. докт. пед. наук / Д. А. Крадман. -М., 1973.
  120. З.М. История физической культуры и спорта в республике Татарстана: автореф. дис.. докт. Пед. наук в виде монографии / З. М. Кузнецова. Омск, 1999. — 54 с.
  121. Н.Ф. Развитие физической культуры в советской общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Ф. Кулинко. М., 1970.
  122. .И. К истории физической культуры и спорта в Литве (1919−1965 гг.): автореф. дис. канд. пед. наук / Б. И. Куприене. -М., 1973.
  123. О.В. Исторический опыт организации физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах Алтайского края (1945−1991): автореф. дис. канд. пед. наук / О. В. Морковина.-Барнаул, 2004.
  124. Нуриев М.-Г. Из истории развития физического воспитания в общеобразовательных школах Азербайджанской ССР: автореф. дис.. канд. пед. наук / М.-Г. Нуриев. Баку, 1974.
  125. В.Ф. Физическая культура и спорт в Прикарпатье (1917—1956 гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Ф. Прядченко. М., 1970.
  126. И.В. Развитие физической культуры и спорта в Приморье за 50 лет Советской власти: автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Саланин. М., 1975.
  127. .Д. Физическая культура и спорт в Бурятской АССР (1917−1957 гг.): автореф. дис. канд. пед. наук / Б. Д. Санданов. — М., 1968.
  128. Т.В. Становление и развитие физической культуры в системе высшего образования в Сибири (на примере г. Томска): автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. В. Сарычева. Томск, 2004.
  129. В.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье (1900−1941 гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Г. Семенов. Улан-Удэ, 1999.
  130. Л.П. Физическая культура и спорт в Киргизской ССР за годы Советской власти: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. П. Соколов. М., — 1968.
  131. В.П. К истории физического воспитания в Литовской школе: автореф. дис.. канд. пед. наук/В.П. Стакионене. — М., 1957.
  132. В.В. Развитие физической культуры и спорта в РСФСР в годы послевоенной Сталинской пятилетки (1946—1950 гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Столбов. — М., 1953.
  133. Т. Развитие физической культуры и спорта в Таджикской ССР: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Суяркулов. М., 1966.
  134. Ю.П. Развитие физкультурного движения в Украинской ССР (1917−1959 гг.): автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. П. Теппер. -М., 1964.
  135. Ю.И. Физическая культура и спорт на службе обороны Родины в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю. И. Филатов. М., 1965.
  136. Л.А. Физическая культура и спорт в период построенияфундамента социализма в СССР (1926−1932 гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук / J1.A. Финогенова. М., 1968.
  137. Хасаранов Б.Ч.-Ц. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы (1917—1937гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук / Б.Ч.-Ц.Хасаранов. Улан-удэ, 1997.
  138. А.Е. Развитие физической культуры и спорта в Армянской ССР (1921−1960 гг.): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Е. Чарчоглян. М., 1976.
  139. Государственный архив Читинской области (ГАЧО), Ф.4, оп.1, д. 12, л.6.148. ГАЧО, ф. 4, оп.1, д. 65.149. ГАЧО, ф. 4, оп.1, д. 83.150. ГАЧО, ф. 4, оп.1, д. 119.
  140. ГАЧО, ф. 4, оп.2, д. З, л.1.
  141. ГАЧО, ф. 4, оп.5, ед. хр. ЗЗ, с.6−7.
  142. ГАЧО: ф.4, оп. 6, д. 36, л. 2.
  143. ГАЧО, ф. 4, оп.7, ед. хр. 33, с. 1−2.
  144. ГАЧО, ф. 4, оп.7, ед. хр. ЗЗ, с.З.
  145. ГАЧО, ф. 4, оп.7, ед. хр. 33, с. 57−59.
  146. ГАЧО, ф. 30, оп. З, д. 41, л.9.
  147. ГАЧО, ф. Р-1456, оп.1, д. 9.
  148. ГАЧО, ф. Р-1456, оп.1, д. 18.
  149. ГАЧО, ф. Р-1456, оп.2, д. 19.
  150. ГАЧО, ф. Р-1456, оп.1, д. 38.
  151. ГАЧО, ф. Р-1456, оп.1, д. 49.
  152. ГАЧО, ф. Р-322, ед.хр.З, лл. 26−27.164. ГАЧО, ф. 71, оп.1, д. 50.165. ГАЧО, ф. 71, оп.1, д. 323.
  153. ГАЧО, ф. 10, оп.7, д. 10 293 лл. 2,4,16.167. ГАЧО, ф. 6. оп. 6, д. 16.
  154. ГАЧО, ф. Р-1892, оп.1, д. 4, л.1.
  155. ГАЧО, ф. Р-1892, оп.1, д. 18.170. ГАЧО, ф. Р-32, оп.1, д. 5.
  156. ГАЧО, ф. Р-32, оп.1, д. 17.
  157. ГАЧО, ф. 230, оп.1, д. 2, л.З.
  158. ГАЧО, ф. Р-1454, оп.1, д., 15, л.105−106.174. ГАЧО, ф. 290, оп.1, д.З.175. ГАЧО, ф. 290, оп.1, д. 20.
  159. ГАЧО, ф. Р-1448, оп.1, д. 1.
  160. ГАЧО, ф. Р-1448, оп.1, д. 6.
  161. ГАЧО, ф. Р-1448, оп.1, д. 23.
  162. ГАЧО, ф. Р-1448, оп.1, д. 97.
  163. ГАЧО, ф. Р-1448, оп.1, д. 113.
  164. ГАЧО, ф. Р-1448, оп.1, д. 166.
  165. ГАЧО, ф. Р-1448, оп.1, д. 167.
  166. ГАЧО, ф. Р-1448, оп.1, д. 198.
  167. ГАЧО, ф. Р-1846, оп.1, д. 1.
  168. ГАЧО, ф. Р-601, оп.1, д. 220, л.1142.
  169. ГАЧО, ф. Р-601, оп.1, д. 298.
  170. ГАЧО, ф. Р-100, оп.2, д. 22.188. ГАЧО, ф. 88, оп.7, д. 46.189. ГАЧО, ф. 150, оп.1, д. 4.190. ГАЧО, ф. 150, оп.1, д. 13.191. ГАЧО, ф. 150, оп.1, д. 28.192. ГАЧО, ф. 150, оп.1, д. 44.193. ГАЧО, ф. 150, оп.1, д. 58.
  171. ГАЧО, ф. Р-1958, оп.1, д. 4.
  172. ГАЧО, ф. Р-1958, оп.1, д. 5.
  173. ГАЧО, ф. Р-1958, оп.1, д. 10.
  174. ГАЧО, ф. Р-1958, оп.1, д 37.
  175. ГАЧО, ф. Р-1958, оп.1, д. 49.
  176. ГАЧО, ф. Р-1958, оп.1, д. 90.
  177. ГАЧО, ф. Р-2241, оп.1, д. 4.201. ГАЧО, ф. 17, оп.1, д. 5.202. ГАЧО, ф. 17, оп.1, д. 12.203. ГАЧО, ф. 17, оп.1, д. 64.204. ГАЧО, ф. 17, оп.1, д. 85.
  178. ГАЧО, ф. 17, оп.1, д. 368, л.25.
  179. ГАЧО, ф. 17, оп.2, ед. хр.234, л. 10.
  180. ГАЧО, ф. 6, оп.6, ед. хр. Ю, л.131.
  181. ГАЧО, ф. Р-1798, оп.1, д. 4
  182. ГАЧО, ф. Р-1798, оп.1, д. 6,
  183. ГАЧО, ф. Р-1798, оп.1, д. 37.
  184. ГАЧО, ф. Р-1839, оп.1, д. 1.
  185. ГАЧО, ф. Р-1441, оп.1, д. 22.
  186. ГАЧО, ф. Р-1441, оп.1, д. 37.
  187. ГАЧО, ф. Р-1441, оп.1, д. 38.
  188. ГАЧО, ф. Р-1441, оп.1, д. 39.
  189. ГАЧО, ф. Р-1441, оп.1, д. 40.
  190. ГАЧО, ф. 37, оп.1, д. 122, л.23.
  191. Центральный государственный исторический архив Ленинграда (ЦГИАЛ): // ф. 733, оп.199, д. 110, л.5.
  192. Забайкальские епархиальные ведомости. 1900. — № 3.
  193. Забайкальские епархиальные ведомости. 1900. — № 21.
  194. Забайкальские епархиальные ведомости. 1906. — № 9.
  195. Забайкальские областные ведомости. — 1904. — № 11.
  196. Забайкальские областные ведомости. 1904. — № 15.
  197. Забайкальские областные ведомости. 1904. — № 17.
  198. Забайкальские областные ведомости. 1904. — № 28.
  199. Забайкальские областные ведомости. 1905. — № 164.
  200. Забайкальские областные ведомости. 1905. — № 159.
  201. Забайкальская новь. 1913. — № 1784.
  202. Восточная окраина. 1920. — 25 мая.
  203. Восточная окраина. — 1920. 5 июня.
  204. Восточная окраина. 1920. — 23 июня.
  205. Восточная окраина. 1920. — 10 июля.
  206. Забайкальский Рабочий. -1918.-22 февраля.
  207. Забайкальский Рабочий. — 1924. 26 августа.
  208. Забайкальский Рабочий. 1926. — 22 декабря.
  209. Забайкальский Рабочий. 1934. — 7 августа.
  210. Забайкальский Рабочий. — 1936. 8 января.
  211. Забайкальский Рабочий. 1938. — 11 января.
  212. Забайкальский Рабочий. 1938.-8 мая.
  213. Забайкальский Рабочий. 1940. — 27 июля.
  214. Забайкальский Рабочий. 1940. — 22 августа.
  215. Забайкальский Рабочий. 1940. — 20 сентября.
  216. Чита спортивная. 1998. — июль. — С. 6.
Заполнить форму текущей работой