Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Физическое воспитание школьников Среднего Приобья на основе дифференцированного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследования, проведенного на констатирующем этапе эксперимента, нами определены исходные показатели состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, отношения учащихся к уроку физической культуры, взаимоотношений учителя и ученика. Разработанное содержание и определенные нами педагогические условия позволили разработать программу и практические рекомендации для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИКИ
    • 1. 1. Теоретико — методологические основы исследования социально — педагогического и медико-биологического аспектов проблемы физического воспитания школьников
    • 1. 2. Генезис физического воспитания в России и за рубежом
    • 1. 3. Современное содержание процесса физического воспитания школьников в теории и практике
    • 1. 4. Анализ содержания физического воспитания школьников Среднего Приобья
    • 1. 5. Характеристика содержания физического воспитания школьников, с учетом дифференцированного подхода
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
    • 3. 1. Исследование особенностей процесса физического воспитания школьников Среднего Приобья
    • 3. 2. Содержание физического воспитания, в основу которого положен дифференцированный подход и условия его реализации
    • 3. 3. Экспериментальная апробация содержания физического воспитания школьников на основе дифференцированного подхода и условий его ф реализации
  • ЗАОценка эффективности содержания физического воспитания школьников
  • Среднего Приобья на основе дифференцированного подхода
  • Выводы по третьей главе

Физическое воспитание школьников Среднего Приобья на основе дифференцированного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время российское общество предъявляет новые требования к системе физического воспитания школьников — выпуск из общеобразовательных учреждений здоровых граждан. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность.

Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей, кризисном состоянии общего физкультурного образования, оздоровления населения, в том числе и учащихся Среднего Приобья.

Государственные программы по физическому воспитанию школьников, ориентированные на физическое совершенствование подрастающего поколения, не в состоянии учесть всего разнообразия климато — географических, организационно — методических условий различных регионов страны, обуславливающих особенности физической подготовленности детей и подростков (A.M. Водянский, I I.H. Гара, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман и др.).

Физическая культура входит обязательной дисциплиной в компонент государственного стандарта среднего образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое и психическое здоровье, физическое совершенство и др. (Закон Российской Федеральный «Об образовании» (с изменениями от 5 марта 2004 г.) — Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31.08. 2000 года № 1202-рПостановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» № 916 от 29.12.2001 г.- Приказ Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ» № 176/2017 от 31.05.2002 г.- Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской Академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.).

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фактически отсутствуют работы, в которых представлена целостная характеристика содержания физического воспитания в школе, раскрывающие его оздоровительное проявление и процедуру реализации. Использование физической культуры во всем многообразии ее оздоровительного потенциала до настоящего времени не получило полноценного отражения. В теории и практике педагогики физического воспитания недостаточно раскрыты содержательно — процессуальные возможности физической культуры, дифференцированный подход в физическом воспитании школьников с учетом их физкультурных, спортивных интересов, уровня здоровья, особенности личности. Прослеживается неразработанность данной проблемы на концептуально — теоретическом, конструктивно — технологическом и методико-прикладмом уровнях.

Отдельные вопросы теории и практики физической культуры рассматривались в работах: В. К. Бальсевича, С. Н. Бегидовой, И. М. Быховской, М. Я. Виленского, В. М. Выдрина, Ю. Д. Железняка, Л. И. Лубышевой, Л. П. Матвеева, С. Д. Неверковича, Ю. М. Николаева, B.C. Родиченко, Т. В. Скобликовой, В. И. Столярова, О. Л. Шабалиной и др.

В настоящее время, когда федеральные программы носят рекомендательный, концептуальный характер, а специалисты ориентированы на самостоятельный поиск оптимальных форм, средств и методов физической культуры, преподаватели оказались не готовы к разработке нового, ориентированного на здоровье учащихся содержания по физической культуре.

Существуют разнообразные подходы к построению и совершенствованию программного материала по физическому воспитанию — его содержания и организации, планирования, распределения учебного материала и времени на изучение его разделов (Г.Б. Мейксон, В. И. Лях, Ю. Н. Вавилов, Е. Н. Литвинов, Л. П. Матвеев, М. Я. Виленский, JI.И. Лубышева, В. К. Бальсевич, А. П. Матвеев и др.).

Современная школьная программа предоставляет все для инициативы и творчества в выборе средств физического воспитания школьников. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», позволяющим уточнять условия и факторы реализации сущности образовательной деятельности учреждения, оказалась возможным разработка программ с учетом особенностей региона, каждого образовательного учреждения, запросов родителей, состояния здоровья детей (Г.А. Степанова).

Это положение особо актуально для учащихся, проживающих в условиях Среднего Приобья. Специфика его климата (продолжительная зима, пониженное содержание кислорода, резкие, в течение нескольких часов, перепады температур, влажности, силы ветра, атмосферного давления) значительно ограничивает выбор средств и способов организации физического воспитания.

Ряд вопросов, касающихся сохранения здоровья школьников, проживающих в неблагоприятных условиях северного региона, рассматривали ученые: А. Г. Сухарев, 1968, 1972; Ю. И. Гончаров, 1978; Е. П. Сивков, 1986; Ф.Г. Ла-пицкий, 1987; Е. М. Лапицкая, 1999; Н. Н. Колесникова, 1999; Г. А. Степанова, 1999; В. В. Пономарев, 2000; А. Н. Поборский, 2004 и др.

Анализ теоретических исследований, запросов общества, требований практики свидетельствует о том, что в процессе получения образования школьниками, их физического воспитания, назрели противоречия между:

— требованиями, предъявляемыми обществом к учащимся, и несоответствием их психологической, физической подготовленности, состояния здоровья к возрастающим неблагоприятным воздействиям окружающей среды, социальноэкономических условий;

— необходимостью усиления оздоровительной направленности содержания физического воспитания школьников, личностной заинтересованности, осознанности необходимости в систематических занятиях физической культурой и отсутствием технологических и практических рекомендаций к проектированию и осуществлению этого условия;

— приоритетом дифференцированного обучения в физическом воспитании школьников и недостатком научных представлений о методических основах его реализации;

— необходимостью изменения содержания школьного физического воспитания, разработки дифференцированных программ с учетом региональных особенностей и отсутствием условий, обеспечивающих их реализацию.

В диссертации введено ограничение: эффективность дифференцированного подхода рассматривается в процессе физического воспитания школьников 11−12 лет.

Проблема исследования состоит в определении эффективности содержания физического воспитания школьников Среднего Приобья, в основу которого положен дифференцированный подход, и условий его успешной реализации. Это способствовало выбору темы нашего исследования: «Физическое воспитание школьников Среднего Приобья па основе дифференцированного подхода».

Цель исследовании — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания физического воспитания школьников, в основу которого положен дифференцированный подход в условиях Среднего Приобья.

Объект исследовании — процесс физического воспитания школьников Среднего Приобья.

Предмет исследовании — содержание физического воспитания школьников Среднего Приобья, в основу которого положен дифференцированный подход.

Гипотеза исследовании — содержание физического воспитания школьников Среднего Приобья будет наиболее эффективным, если:

— в его основу положены методологические принципы системной взаимосвязи психического и телесного развития личности, концепция оздоровительной направленности физического воспитания;

— спроектировано содержание физического воспитания школьников, в основу которого положен дифференцированный подход;

— разработаны условия реализации содержания физического воспитания школьников, в основу которого положен дифференцированный подход с учетом физкультурио-спортивных интересов школьников, индивидуальной коррекции средств и методов, форм физической культуры, методики занятий, в зависимости от уровня здоровья и физического развития;

— определены критерии диагностики содержания физического воспитания школьников: личностные (гностический, эмоциональный, поведенческий), морфофункциональные, физическая подготовленность;

— разработаны практические рекомендации по реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании школьников, проживающих в Средне — Приобском регионе.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические основы процесса физического воспитания школьников Среднего Приобья.

2. Провести анализ содержания процесса физического воспитания школьников, в том числе на основе дифференцированного подхода.

3. Разработать оптимальное содержание физического воспитания школьников, проживающих в Среднем Приобье и определить критерии диагностирования его эффективности на основе дифференцированного подхода.

4. Проверить эффективность содержания физического воспитания школьников, с учетом дифференцированного подхода и условий его реализации.

5. Разработать практические рекомендации для учителей по физическому воспитанию школьников Среднего Приобья, в основу которых положен дифференцированный подход.

Теоретико-методологической основой исследования являлись: положения о системной взаимосвязи всех явлений окружающего мирао неразрывной взаимосвязи психического и телесного развития личности П.Ф. Лесгаф-татеория управления движениями Н. А. Бериштейнатеория развития личности (А.Н. Асмолов, А. Н. Леонтьев и др.) — теория физического воспитания (Л.П. Матвеев, А. П. Матвеев, В.В. Пономарев) — теория физической культуры (В.К. Бальсевнч, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, В. И. Столяров и др.) — теория физической культуры личности В. К. Бальсевич, М.Я. Ви-ленский, Л. И. Лубышева, А.П. Матвеев) — физического воспитания учащихся (Л.И. Лубышева, В. К. Бальсевич, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, А. П. Матвеев, Ю.Н. Вавилов) — системный подход в психологии и педагогике (Ю.К. Бабан-ский, B.C. Ильин, В.А. Сластенин) — концепция оздоровительной направленности физического воспитания (Н.М. Амосов, Н. А. Фомин, Г. Л. Апанасенко, В.Н. Селуянов) — теория и методика педагогических исследований (А.Я. Найн, Н. И. Загузов, Б. А. Ашмарин, Ю. Д. Железняк, П.К. Петров).

Теоретическую основу реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе по физическому воспитанию составили концептуальные идеи ведущих отечественных ученых по формированию физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, и др.) — образовательной направленности физической культуры (П.Ф. Лесгафт и др.) — теории и методики физического воспитания (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков и.

ДР-).

Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: анализ научных, литературных, специальных источников и практического опыта, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, использование Интернет — ресурса, тестирование физических качеств, обработка медицинских карт, исследование физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности школьников, методы математической статистики и обработки эмпирических данных.

Организации и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 1999 по 2005 гг. на базе Белоярской средней общеобразовательной школы № 1 Сургутского района Ханты — Мансийского автономного округа — Югры, а также в школах города Нефтеюганска, Сургута, Нижневартовска, Покачи, Радужный, Нягани, Октябрьского, Сургутского района (п. Федоровский, Белый Яр, г. Лянтор), Ханты — Мансийского района (п. Кедровый), Нефтеюганского района (п. Пойковский).

Всего на констатирующем этапе эксперимента охвачено 260 учащихся школы, на формирующем и контрольном этапах — 80 учащихся,'в том числе 139 родителей, а также было проведено анкетирование 90 учителей физической культуры.

Теоретико — методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап (1999 — 2000 гг.) — осуществлялся сбор информации, проводилась аналитическая работа с литературными и специальными источниками по проблеме исследования. Конкретизировался объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования. Осуществлялся подбор адекватных методов исследования. Определялась методологическая база исследования и подходы к теоретическому исследованию проблемы.

Второй этап (2000 — 2003 гг.) — на этом этапе разрабатывалась модель эксперимента, и проводилась опытно — экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Третий этап (2003 — 2005 гг.) посвящен анализу, обобщению результатов, разработке практических рекомендаций и окончательному оформлению материалов научного исследования.

Научная новизна исследовании заключается в том, что:

— исследовано содержание физического воспитания школьников в неблагоприятных условиях Среднего Приобья и его влияние на здоровье детей;

— предложено наиболее оптимальное содержания физического воспитания школьников Среднего Приобья с учетом дифференцированного подхода;

— определены условия реализации содержания физического воспитания, в основу которого положен дифференцированный подход: дифференциация по физкультурно-споргивным интересам, уровню здоровья, функциональным возможностям и физической подготовленности учащихся, которые оказывают положительное влияние на развитие личности, здоровье, физическое развитие и физическую (кондиционную) подготовленность школьников, проживающих в неблагоприятных экологических условиях Среднего Приобья.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— определены теоретико — методологические основания конструирования содержания физического воспитания школьников северного региона с учетом дифференцированного подхода;

— определены критерии диагностирования эффективности содержание физического воспитания, в основу которого положен дифференцированный подход и условия его реализации;

— дополнен новым содержанием теоретический раздел регионального образования школьников Среднего Приобья по физической культуре.

Практическая значимость исследования заключается в том, что с учетом дифференцированного подхода разработано новое содержание физического воспитания для школьников Среднего Приобья. Полученные в ходе диссертационного исследования и педагогического эксперимента результаты могу быть использованы учителями физической культуры Среднего Приобья для повышения эффективности физического воспитания школьников. Разработаны практические рекомендации по физическому воспитанию школьников с учетом дифференцированного подхода, которые могут быть использованы при составлении учебных планов, проведении физкультурно-оздоровительной работы и уроков физической культуры в общеобразовательных школах Средне — Приобского региона.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Разработанное содержание физического воспитания и условия его реализации, в основу которого положен дифференцированный подход, алгоритм которых включал определение цели и педагогических задач, принципов и стратегий проектирования, экспериментальную апробацию, которая обеспечивала сохранение здоровья, личностное развитие учащихся, проживающих в гипокомфортных условиях Среднего Приобья.

2. Критерии диагностирования эффективности содержания физического воспитания: личностные (гностические, эмоциональные, поведенческие), морфофункциональные, показатели физической подготовленности — позволяют аргументированно доказать его оздоровительную и развивающую направленность.

3. Эффективность реализации нового содержания процесса физического воспитания школьников Среднего Приобья с учетом дифференцированного подхода обеспечивается специальными организационно — педагогическими условиями: переориентацией учебного процесса на продуктивное взаимодействие родителей, учителей и учащихсясозданием мотивации у школьников к физкультурно-спортивной деятельностииспользованием рефлексивных форм работы с учащимися по физическому воспитаниюорганизационным, материальным и методическим обеспечением возможности в процессе физического воспитания школьников занятий физической культурой и спортом по интересам, и, в соответствии с этим, ориентацией их на дифференцированное обучение, с учетом этих интересов, уровня здоровья, физической подготовленности, развития личности.

Обоснованность н достоверности результатов исследования определяются источниковой базой, включающей в себя специальную, психолого-педагогическую, методическую литературу, государственно-правовые документыобеспечивается адекватностью методов исследования поставленным задачам, соблюдением репрезентативности выборки, корректностью статистической обработки экспериментального материалазаключением, полученным в ходе исследовательской работы.

Апробации н внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов осуществлялись в непосредственной педагогической деятельности соискателя в средней общеобразовательной школе № 1 р.п. Белый Яр. Основные теоретические положения и результаты исследования использовались на курсах повышения квалификации учителей физической культуры Сургутского районасообщались па научно — практических конференциях СурГПИ (Сургут 2001, 2002 г.) — на I, II, III региональных научно — практических конференциях «Национально — региональное образование по физической культуре и спорту» (Сургут 2000, 2001, 2002 г.) — опубликованы в сборнике научных трудов «Научно — методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» (Челябинск 2002 г.), «Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров» (Москва 2005 г.).

Результаты исследования внедрены в практику обучения учащихся Бело-ярской средней общеобразовательной школы № 1 Сургутского района, Ханты — Мансийского автономного округа — Югры. Имеется акт внедрения.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложения, изложена на 227 страницах машинописного текста. В работе представлено 8 таблиц, 8 рисунков, 7 приложений I схема.

Список литературы

содержит 129 источников, из них иностранных авторов -5.

Выводы по третьей главе.

Анализируя результаты экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:

— содержание и программно — методическое обеспечение процесса физического воспитания школьников Среднего Приобья на 81% реализовывается по «Комплексной программе физического воспитания учащихся I — XI классов общеобразовательной школы» под редакцией В. И. Ляха и др. Преподавание физической культуры в большинстве общеобразовательных школах указанного региона осуществляется по традиционной программе. 100% респондентов, учителей физической культуры считают, что условия региона должны влиять на содержание программы по физической культуре. Такое положение связано с недостаточным количеством региональных программ, которые учителя физической культуры могут использовать в образовательном процессе;

— в результате исследования, проведенного на констатирующем этапе эксперимента, нами определены исходные показатели состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, отношения учащихся к уроку физической культуры, взаимоотношений учителя и ученика. Разработанное содержание и определенные нами педагогические условия позволили разработать программу и практические рекомендации для учащихся 6-х классов на основе дифференцированного подходаразработанные критерии диагностирования эффективности содержания физического воспитания, в основу которого положен дифференцированный подход, являются одним из условий реализации оптимального, способствующего сохранению здоровья содержаниякритерии диагностирования содержания физического воспитания: личностные (гностические, эмоциональные, поведенческие), морфофункциональ-ные, показатели физической подготовленности — позволяют аргументировано доказать его оздоровительную и развивающую направленность.

— апробация содержания по физическому воспитанию школьников Среднего Приобья, в основу которого положен дифференцированный подход, показала существенные положительные изменения, произошедшие в экспериментальных группах, что подтверждает его эффективность.

Практические рекомендации.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд практических рекомендаций для учителей физической культуры:

1.Перед осуществлением обучения по программе с представленным содержанием нужно провести ряд подготовительных мероприятий:

— включить в программу начальной школы элементы видов спорта (подвижные игры), которые будут изучаться в среднем и старшем звене т. е. должен присутствовать принцип преемственности ступеней обучения в школе;

— организовать просмотр спортивных соревнований, тренировочных занятий по видам спорта;

— на родительских собраниях проводить теоретико — методическую подготовку родителей по вопросам спортизации современного физкультурного образования;

— скоординировать расписание учебно — тренировочных занятий с занятиями в учреждениях дополнительного образования;

— подготовить материально — техническую базу для обеспечения полноценных замятий;

— провести предварительное анкетирование для выявления физкультурноспортивного интереса.

2. Учителя физической культуры, работающие в учебно — тренировочных группах систематически должны повышать уровень образование на курсах повышения квалификации по видам спорта.

3. Внедрение «Тетради для работ по физической культуре»:

— где включено ознакомление с программным содержанием;

— фиксируется в виде тезисов лекционный материал;

— ведется самоконтроль за физическим развитием и физической подготовленностью с построением графиков и диаграмм;

— вносится домашнее задание и ведется учет выполнения домашнего задания;

— в зависимости от степени физического развития и подготовленности, составляется индивидуальный план работы над отстающими качествами.

4. Для корректировки средств и методик, применяемых в изучении нового программного содержания с оздоровительной направленностью, 3 раза в год (сентябрь — январь — май), проводится тестирование уровня физической подготовленности.

5. Для увеличения времени двигательной активности учащихся необходимо привлекать их к занятиям в спортивных секциях.

6. Организация внеклассных форм физкультурно — оздоровительной работы должна быть направлена на проведение:

— спортивных праздников (Вечер спорта «В здоровом теле — здоровый дух», «Малые Олимпийские игры», «День защитника Отечества» и т. д.);

— декады физической культуры и спорта включающая турниры по подвижным играм и видам спорта («пионербол», «снайпер», футбол и т. д.).

— соревнований и эстафет («Папа, мама, я — спортивная семья», «Президентское тестирование» и т. д.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А., Зиятдинова А. И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 8. — С. 53
  2. А.И. Методология, мировоззрение и факторы повышения эффективности научной деятельности II Методологические проблемы современной пауки. М.: Наука, 1997.- 239 с.
  3. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 18 с.
  4. В.К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания //Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 15−24.
  5. В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № I. — С. 23 — 25.
  6. В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации //Теория и практика физической культуры. 1996. — № 10.-С. 2−7.
  7. В.К. Онтокинезнология человека. М: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 е., ил.
  8. В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно -спортивного воепптапия детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. 2000. — № 3. С. 2 — 4.
  9. В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания школьников // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 4. — С. 21 — 27.
  10. В.К., Лубышева Л. М. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 5. — С. 19 — 22.
  11. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. ¦ № 4. -С. 2−4.
  12. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.-56 с.
  13. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 87 с.
  14. ПЛ. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем. Дне.канд. пед. наук. Москва, 1996. — 174 с.
  15. М.С. Понятие и функции методологии педагогики. М.: Советская педагогика. — № 10. — 1990.- С. 74 — 77.
  16. Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиинца, 1989.-89 с.
  17. А. Когда участвуют все (межрегиональная научно -практическая конференция в Нижнее Новгороде) // Физическая культура в школе. 2000. — № 7. — С. 9.
  18. В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2002. — 270 е., ил.
  19. Возможное направление работы (Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе) // Физ. культ в школе. -1991.-№ 6.-С. 4.
  20. .С. О научном статусе и прогностической функции педагогической теории. М.: Советская педагогика. — №ТО. — 1984. —С. 55 —57.
  21. P.M. Формирования потребности в физкультурно оздоровительных занятиях у старшеклассников северного региона Сибири — Дис.канд. пед. наук. — Челябинск, 2001. — 179 с.
  22. Н.И. Профессионально прикладная физическая подготовка студенток педагогического вуза по оздоровительной гимнастике. Дис.канд. пед. наук. — Сургут, 2003. — 174 с.
  23. Ю.И. Обоснование путей повышения физической подготовленности школьников Крайнего Севера: Автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 1978.- 19 с.
  24. В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: Автореф. дис. степ, д ра пед. наук. / ВНИИФК- М., 1997. — 50 с.
  25. Г. О современном уроке // Физическая культура в школе. -2001.- № 6. С. 50−52.
  26. В.В. Взаимосвязь идей научных школ Л.С. Выготского и Н. А. Бернштейна // Теор. и практ. физ. культ. 1996. — № 11. — С. 10 — 14.
  27. Десятая юбилейная // Физическая культура в школе 2000. — № 8.— С. 2 -4.
  28. Т. Как помочь им захотеть учиться // Директор в школе, год. -№. 5.-С. 38−42.
  29. П.К. Научно методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. докт. дис. — Архангельск, 1995. -43 с.
  30. В.Д. Теория и технология дифференцированного физического воспитания детей и учащейся молодежи: Автореферат д-ра пед. наук. Тульский гос. пед. ун-т. ВНИИФК. — М., 1996. — 40 с.
  31. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно исследовательской деятельности в физической культуре. — М.: Академия, 2001. -260 с.
  32. В.И. Роль педагогической методологии в познании и преобразовании педагогической деятельности // Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики. Сборники научных трудов. -Тюмень, 1986.-С. 51.
  33. В.П. Донозоологическая диагностика в практике массовых обследований населения Л.: Медицина, 1980. — 208 с.
  34. В.А., Гвоздь Н. Г., Соколов С. В. Комплексный территориальный медико-экологический мониторинг Ханты-Мансийского автономного округа: Метод, рекомендации для экологов и врачей. Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. -16 с.
  35. Н.А. Карпушко Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учебное пособие для студентов, аспирантов и слушателей факультета повышения квалификации ГЦОЛИФК (а) М.: Просвещение, 1992.-35 с.
  36. Н.А. Педагогические условия социальной адаптации несовершеннолетних в реабилитационном центре (на примере физкультурно-оздоровительной работы). Дне.канд. пед. наук. — Сургут, 2003. 150 с.
  37. Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 11. — С. 20 — 23.
  38. Г. М., Коджасппров АЛО. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 176 с.
  39. A.M., Сериков С. Г. Здоровьесберегающая физкультура в школе: Науч. метод, пособие. — Челябинск: Образование, 2000. — 208 с.
  40. А.Г. Социально педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 6. — С. 2 — 7.
  41. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1974. — 447 с.
  42. Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. -2001.- № 4. С. 2- 8.
  43. В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-1996.-№ 1.-С. 3−4.
  44. И.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970.- 118 с.
  45. Е.В. Педагогические основы проектирования и методического обеспечения развития сооружений для физкультурно-оздоровительных занятий населения различных климатоэкологических условиях: М.: ФиС, 1999. -С. 5 12.
  46. Е.М. Совершенствование содержания и организации физического воспитания учащихся образовательных учреждений Кольского Заполярья. Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1999. — С. 32 — 54.
  47. Лесгафт П. Ф Избранные педагогические сочинения / Сост. Г. Г. Шах-ведов. М.: АПН СССР, 1952. — 289 с.
  48. А.П. Дифференцированный подход к развитию физических качеств младших школьников Северного региона: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1998. — 24 с.
  49. Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования системы физического воспитания на региональном уровне // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 3. — С. 8- 10.
  50. Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. М.: Изд. центр. «Академия», 2001. — 240 с.
  51. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. — С. 2 — 4.
  52. Лубышева Л. И Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 6. — С. 10—13.
  53. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 2002. — № З.-С. 11 — 14.
  54. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С. 6−11.
  55. Л.И. Лубышева Концепция физкультурного воспитания: Методология развития и технология реализации // Теория и практика физической культуры. -1996.- № 1.-С. 11 17.
  56. М. Лукьянова Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001. — № 8. — С. 77 — 89.
  57. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272 с.
  58. Лях В. И. Физическое воспитание в школах Польши // Физическая культура в школе. 1995. — № 6. — С. 74 — 77.
  59. В.И. Лях Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 9. -С. 10−14.
  60. Лях В. И, Мейксои Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 5 — 10.
  61. А. П. Матвеев Иптегративпая тенденция в современном физкультуро-ведении // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 5. — С. 5 — 8.
  62. А.П.Матвеев Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999. — № 1. — С. 19 — 22.
  63. А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. М.: Просвещение, 1997. — 75 с.
  64. А.П. Теоретике методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Дис. доктора, пед. наук, в виде доклада — Москва, 1997. — С. 45 — 47.
  65. А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2. -С. 10 — 12.
  66. Д.М. Дифференцированное физкультурное образование учащихся 10−11 классов общеобразовательной школы в зависимости от обу-ченности и уровня развития физических способностей Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1999. — 25 с.
  67. М.И. Современный урок (вопросы теории). М.: Просвещение, 1981. С. 12 — 17.
  68. Методы педагогических исследований. Лекции для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение. — 1972. -49 с.
  69. Методология и методы педагогического исследования (Учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических факультетов). Шадринск: Изд-во Шадрине кого пединститута, 2000. — 154 с.
  70. Модернизация образовательной системы СурГПИ: поиски и решения: Сборник тезисов докладов седьмой отчетной научной конференции преподавателей, аспирантов и соискателей института 31 января 2003 года: В 2 ч. Сургут: РИО СурГПИ, 2003. -4.1.-250 с.
  71. В.М. Дидактическая система предмета «Физическая культура». Дис. доктора пед. наук Махачкала, 1998. — 198 с.
  72. М.И. Мы из России // Физическая культура в школе 2003. — № 8.- С.2−13.
  73. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана- Авт. сост. Г. И. Погадаев- Предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 496 е., ил.
  74. Найдапов Б. I I Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5−9 классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 1. -С. 53 -58.
  75. А.Я. Методология и методика научного исследования. — Челябинск: УПО ПТО адм. Челяб. обл., ЧФИПО МО РФ, 1993. 52 с.
  76. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 142 с.
  77. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта («Круглый стол» журнала «Теория и практика физической культуры» 23 ноября 2000 г) // Теория и практика физической культуры. 2001.-№ 1.-С. 8- 16.
  78. Национально региональное образование по физической культуре и спорту // Материалы 1 научно — практической конференции (26 февраля 2000 года). — Сургут: РИЦ СурГПИ, 2000. — 154 с.
  79. Николаев 10. М Теоретико методологические основы физической культуры: Автореф. докт. дис. — СПб., 1998. — 60 с.
  80. Николаев 10. М Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 8. — С. 2 — 9.
  81. A.M. Научно экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). — М.: АПО РАО, 1996. — 130 с.
  82. С. И. Словарь русского языка: 21-е изд.7/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. — 608 с.
  83. Окружающая среда и здоровье населения Ханты-Мансийского автономного округа: Монография / В. П. Зуевский, А. В. Карпин, В. Н. Катюхин, и др. Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. 71 с.
  84. Олияр В.И.,. Быков В. С Теоретико методологические основы актуализации физического самовоспитания учащихся // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № I. — С. 11−15.
  85. Основы математической статистики / Под ред. B.C. Иванова. — М.: ФИС, 1990.-175 с.
  86. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре / Авт. сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. — М.: Дрофа, 2000. -160 с.
  87. Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья. — М.: АПКиПРО, 2003.- 128 с.
  88. В.В. Региональная программа физкультурного образования учащихся 1−11 классов, проживающих в условиях Крайнего Севера // Физкультурное образование Сибири. 2000. — № 2. — 47 с.
  89. Посвященная 825 — летию Коломны // Физическая культура в школе. — 2002. № 8 — С. 5 — 10.
  90. Примерные программы основного общего образования / Сост. A.M. Водянский, Н. Н. Гара 2-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 448 с.
  91. П.Т. Азбука исследовательского труда. М.: Наука, 1979. —
  92. С.Л. Педагогика: Основные положения курса. Минск.: Тет-раСистем, 1997.- 210 с.
  93. Развитие и здоровье. Экспериментальная программа / Под. ред. Г. А. Степановой. — Сургут: Редакционио-нздательский центр СурГПИ, 1999. 26 с.
  94. В.А. Европейский колледж спортивных наук развивает активность (Заметки с 8-го Научного конгресса) // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 12. — С. 57 — 59.
  95. Роль органов власти в управлении процессами охраны и укрепления здоровья детей, подростков в Ханты Мансийском автономном округе. — Ханты -Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001.-332 с.
  96. B.C., Бопдарепко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 239 е.: ил.
  97. Н.А. Педагогические условия усвоения знаний по предмету физическая культура (па примере старшеклассников): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1997. — 25 с.
  98. В.Н., Шестаков М. П., Космина И. П. Основы научно методической деятельности в физической культуре: Учеб. пособие для студентов вуза физической культуры. — М.: СпортАкадемПресс, 2001. — 184 с.
  99. Е.П. Региональные особенности физической подготовленности как фактор коррекции содержания физического воспитания (на примере младших школьников Кольского Заполярья): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Москва, 1986. -25 с.
  100. Н.И., Власов В.В, Фыптыне О. А. Программа по физическому воспитанию учащихся 5−9 кл на основе традиций коренного населения ХМАО. Ханты — Манси не к.: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. -40 с.
  101. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Школа — пресс, 2000. — 255 с.
  102. U.K. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе М.: АПК и ПРО, 2002. — 121 с.
  103. Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта: Материалы регион, науч. практ. конф. 5−6 ноября 2003 года / Ред. С. В. Колмогоров. — Архангельск: Изд — во Поморского гос. ун — та, 2003. — 204 с.
  104. Спортивная метрология: Учеб. для ии-тов физ. культ. / Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
  105. В.К. Методика оздоровительной физической тренировки индивидуальной направленности для детей школьного возраста. Великие Луки, 2002.- 176 с.
  106. И.К. Педагогика: Учеб. пособие. — Мн.: изд. Скакун В. М., 1998.-448 с.
  107. Г. А. Воспитание интереса к физической культуре у детей с различным уровнем здоровья (иа примере физкультурно оздоровительной и реабилитационной работы). — Сургут: Редакционно-издательский центр Сур-ГПИ, 1999. — 170 с.
  108. Г. А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. — 220 с.
  109. В.В. История физической культуры: Учеб. для студентов пед. институтов по спец. № 2114 и «Физ. воспитание» и № 2115 «Нач. воен. обучение и физ. воспитание». М.: Просвещение, 1998. — 288 е.: ил.
  110. В.И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 5. — С. 11−15.
  111. ИЗ. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  112. А.И. Накануне финала // Физическая культура в школе.------2000. № 2.-С. 3.
  113. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся 1 — 7 классов с элементами двигательной дифференциации / Под. ред. С.В. Барба-шова. Омск: СибГАФК, 1998.- 104 с.
  114. Физическая культура: Программа для учащихся 8−11 классов на основе дифференциации физкультурно спортивных интересов учащихся / Под общ. ред. С. В. Барбашова. — Омск: СибГАФК, 1998. — 67с.
  115. Физическая культура. 1−11 кл.: Программа для общеобразовательных учреждений / Авт. сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. — М.: Дрофа, 2002. — 96 с.
  116. Л.Г., Гогольчева В. П. Учебно-оздоровительная программа дыхательной гимнастики для младших школьников с различным уровнем здоровья: Методическое пособие. Омск: СибГАФК- НИИ ДЭУ, 1999. — 54 с.
  117. Харитонов В. И,. Ким В. В, Ненашев А. В. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 1. — С. 19−23.
  118. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -480 с.
  119. Чащевая Л. I I Учебно тренировочные группы, как организационная форма физкультурных занятий в 5 — 6 классах общеобразовательной школы: Ав-тореф.дис. канд. пед. наук.-Омск, 1999.-23 с.
  120. В.Н., Мейксон Г. Б. По программе или без? // Физическая культура в школе. 1994. — № 2. — С. 2.
  121. С.Ю. Оптимизация процесса физического воспитания младших школьников северных сельских районов. Дис.. канд. пед. наук. — Хабаровск. 2000. — 168 с.
  122. Р.Х. Базисные основания учебного предмета «Физическая культура» // Педагогика, 2003. № 1. — С. 36 -41.
  123. Malina R.M. Secular changes in growth, maturation and physical performance // Exercise and Sport Sciences, Reviews. Philadelphia, 1987, v. 6, p. 204 -255.
  124. Pollock M., Wilmore J., Fox C. Health and Fitness Through Physicalactivity. London, 1978/ - 178 p.
  125. Tanaka I I. Effect of Gross Training // Sports Med. — 1994. — 18 (5). P. 230−236.
  126. Braunschweig K. Prufung und Bedeutung Raumanshaund: Jndividuelle Psychologie. Berlin, — № 8 — 9.
Заполнить форму текущей работой