Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационно-аналитическое обеспечение конкурентной борьбы: На примере рынка офисной бумаги

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Залогом успешной деятельности для фирмы на рассматриваемом рынке является использование стратегии конкурентной борьбы, суть которая заключается в имитации и улучшении того, что уже было выявлено в ходе изучения рынка. Конкурентная борьба на рынке офисной бумаги должна быть ориентирована на принципы бенч-маркинга, т. е. повышение эффективности деятельности собственной фирмы за счет заимствования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конкуренция и конкурентная борьба как функция стратегического маркетинга
    • 1. 1. Роль стратегического маркетинга в конкурентной борьбы
    • 1. 2. Специфика конкуренции на московском рынке отечественной и импортной бумаги формата А
    • 1. 3. Анализ базового рынка форматной бумаги
  • Глава 2. Методология конкурентного анализа московского рынка форматной бумаги
    • 2. 1. Выявление фактических и потенциальных конкурентов
    • 2. 2. Методология сбора информации о конкурентах, модели изучения конкурентов
    • 2. 3. Доля рынка и интенсивность конкуренции как оценочные показатели конкурентной борьбы
    • 2. 4. Прогноз будущей эффективности действующей стратегии фирмы и будущего конкурентного статуса фирмы
    • 2. 5. Прогноз тенденций развития рынка
  • Глава 3. Анализ конкуренции
    • 3. 1. Анализ деятельности конкурентов
      • 3. 1. 1. Анализ целей и намерений конкурентов
      • 3. 1. 2. Анализ рыночной доли, рыночных взаимоотношений
      • 3. 1. 3. Анализ приемов и методов реализации товарной политики конкурентов
      • 3. 1. 4. Анализ ценовой политики конкурентов
      • 3. 1. 5. Анализ организации сбытовой сети конкурентов и используемых средств стимулирования продаж
      • 3. 1. 6. Анализ используемых средств стимулирования продаж фирмами-конкурентами
    • 3. 2. Оценка эффективности конкурентной борьбы
      • 3. 2. 1. Индекс конкурентоспособности товара
      • 3. 2. 2. Индекс конкурентоспособности фирмы
      • 3. 2. 3. Сравнительный анализ конкурентов
      • 3. 2. 4. Комплексный анализ рыночных возможностей и опасностей

Информационно-аналитическое обеспечение конкурентной борьбы: На примере рынка офисной бумаги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Путь становления рыночных отношений в советской, а затем российской экономике привел к тому, что конкуренция из скрытой формы, в которой она существовала во времена советской плановой экономики, перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов успешного развития каждого предприятия.

Основным принципом рыночной экономики является эффективное соответствие предложения и спроса на товары и услуги, которое достигается через организацию свободного и конкурентного обмена, что становится возможным при ориентации на такую рыночную идеологию как маркетинг.

Одной из важнейших функций маркетинга, обеспечивающей достижение стратегического преимущества фирмы над конкурентами является конкурентный анализ.

Для проведения глубокого конкурентного анализа необходима всесторонняя информация о конкурентах. Однако, значительная часть такой информации, практически недоступна для анализа в силу действия принципа коммерческой тайны. Поэтому фирме, проводящей маркетинговое исследование, приходится пользоваться ограниченной и косвенной информацией, прибегать к приблизительным и ориентировочным оценкам. В условиях дефицита информации для фирмы целесообразно проводить сравнительный анализ конкурентов на основе степени удовлетворенности потребителей. Разработка эффективной методики таких косвенных оценок представляет собой важную и актуальную задачу маркетинга.

Представленная работа посвящена анализу деятельности фирм-конкурентов на московском бумажном рынке с позиции торгово-полиграфического объединения «КОМУС».

Целью диссертационной работы является проведение конкурентного анализа на заданном рынке, выработка дальнейшей стратегии поведения фирмы на рынке, разработка методики такого анализа, методологии сбора информации в условиях ограниченной доступности данных о деятельности конкурентов.

Для достижения цели исследования в работе были поставлены следующие задачи:

— критически исследовать методологию анализа деятельности конкурентов;

— провести сбор возможной и доступной информации о конкурентах;

— провести анализ преимуществ и недостатков конкурентов на основе собранной информацииоценить позицию фирмы на данном конкурентном рынкедать прогноз конкурентной позиции фирмы. Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, отражающих конкурентную борьбу на рынке офисной бумаги.

В качестве объекта исследования выбраны фирмы, работающие на московском рынке отечественной и импортной бумаги, такие как торгово-полиграфическое объединение «КОМУС» и его конкуренты: фирмы «ЭКОРТ», «КАНЦЛЕР», «СИНЭУС», «КОНДОР», «ПАПИРУС».

Теоретической и методологической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам анализа конкуренции и конкурентного рынка: Г. Л. Азоева, А. Ю. Юданова, И. К. Беляевского, Г. А. Васильева, А. И. Ковалева, В. В. Войленко, P.C. Базена, A.A. Бравермана, А. И. Булеева, И. В. Гладких, Е. П. Пешковой, А. Н. Романова, C.B. Картышова Ж.-Ж. Ламбена, Ф. Котлера, П. Диксона, Е. Дихтля, И. Ансоффа и др.

В диссертации использовались методы маркетингового анализа и некоторые методы экономико-статистического исследования: параметрических индексов, атрибутивных оценок, наблюдение, группировка, сравнения.

При обработке первичной информации и проведении расчетов использован пакет прикладных программ EXCEL.

Научная новизна работы состоит в разработке новой методики конкурентного анализа на основе информации, не являющейся коммерческой тайной. Наиболее существенные научные результаты:

1 Выявлены две противоречивые тенденции развития рынка офисной бумаги: увеличение емкости рынка в связи с внедрением нового полиграфического оборудования и ростом потребления бумаги на душу населенияуменьшение емкости рынка в связи с переходом к безбумажным технологиям. С учетом вышеперечисленных факторов сделан прогноз процентного прироста объема продаж офисной бумаги к концу 2000 г. (13−15%).

2. Разработана и апробирована методика определения эффективности конкурентной борьбы:

— рассчитаны балльные оценки сравниваемых фирм (дифференциация свойств по 6 признакам) — на основании выборочного обследования предпочтений потребителей (метод атрибуции) определено, что наиболее значимыми атрибутами конкурирующих фирм для клиентов при решении сделать покупку являются цена, разветвленность сбытовой сети, предоставляемые скидки, льготы, сервис.

3. Обосновано, что на рынке офисной бумаги ценовые методы конкуренции утрачивают свое значение, т.к. во-первых, основные конкуренты имеют общих поставщиков и, как следствие, практически одинаковые закупочные ценыво-вторых невозможно снижать цены из-за необходимости поддержания высоких коэффициентов наценок (большие накладные расходы). На смену ценовой конкуренции приходит конкуренция по сервису, льготам, внешнему оформлению.

4. На основе проведенного SWOT — анализа обосновано, что конкурентная борьба на рынке офисной бумаги должна быть ориентирована на принципы бенч-маркинга, т. е. повышение эффективности деятельности собственной фирмы за счет заимствования лучших форм обслуживания, организации сбыта, проведения рекламной поддержки у конкурентов (принцип от лучшего к лучшему).

Практическая значимость исследования заключается в его направленности на решение актуальной для коммерческой фирмы проблемы анализа конкурентов и выражается в рекомендациях об основных направлениях конкурентной стратегии фирмы, используемых для достижения фирмой конкурентоспособного положения на рынке. Теоретические положения работы и практические примеры были использованы в учебно-методической работе в курсе «Маркетинговые исследования», читаемом в МЭСИ.

Апробация работы. Данная методика используется в работе отдела маркетинга торгово-полиграфического объединения «КОМУС».

Публикации. Основные положения диссертации отражены в трех научных статьях автора общим объемом 0,7 п.л.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, отражает его логику и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, содержит 51 таблицу и 30 рисунков.

Заключение

.

Экономическая конкуренция обусловливается потребностью производить и продавать товары и услуги. Чтобы в ней преуспеть, фирмы должны предлагать товары и услуги все более высокого уровня. Экономическое благосостояние и долговечность фирм определяется и зависит от их способности производить и продавать нужные товары и услуги.

Ведение фирмой конкурентной борьбы представляет собой разнообразную организационную деятельность, включающую в себя анализ и прогноз поведения конкурентов, разработку и продвижение новых конкурентоспособных товаров, а также систему коммерческих отношений с поставщиками и посредниками.

Ведение конкурентной борьбы подразумевает взаимодействие с клиентами и удовлетворение их потребностей на более высоком, чем у конкурентов уровне. Это достигается через эффективное управление маркетингом, которое базируется на концепции маркетинга.

Концепция маркетинга определяется как целенаправленные действия фирмы по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей. Насколько эффективна деятельность фирмы по отношению к конкурентам показывает ее конкурентоспособность, которая определяется качеством предлагаемых товаров, занимаемой долей рынка, доходностью, экономией издержек и др.

Конкурентный анализ основывается на анализе конкурентоспособности, который начинается с общего обзора конкурентной структуры и оценки параметров базового рынка, а также выявления действующих и потенциальных конкурентов. Затем анализ должен сконцентрироваться на основных конкурентах и их поведении.

При конкурентном анализе необходимо учитывать, что конкуренцияпонятие динамическое. При анализе рыночной доли нужно учитывать и степень ее изменения, а также доли рыночных взаимоотношений, определяющие надежность и эффективность сотрудничества между производителями и продавцами, изменение которых предопределяют изменение доли рынка и производителей и продавцов. Изучая деятельность конкурентов от момента закупки товара до послепродажного обслуживания выявляют их сильные и слабые стороны.

При оценки конкурентоспособности фирмы целесообразно ориентироваться на предпочтения потребителей (на степень их удовлетворенности деятельностью фирмы) и рассчитывать индекс конкурентоспособности по таким параметрам как:

1. Степень удовлетворенности ценами на товар.

2. Степень удовлетворенности качеством предлагаемого товара.

3. Разветвленность сбытовой сети (с точки зрения удобства для клиентов).

4. Удовлетворенность сроками и условиями поставки.

5. Удовлетворенность условиями оплаты.

6. Удовлетворенность срочностью оформления заказа.

7. Удовлетворенность предоставляемыми скидками и льготами.

8. Удовлетворенность сервисом.

Достижение конкурентного преимущества возможно несколькими путями:

1. Постоянное совершенствование качества товаров и услуг.

2. Сокращение издержек, которое позволит фирме снизить цены либо увеличить норму прибыли.

3. Улучшение предоставляемого сервиса.

Для того, чтобы выяснить, какой из путей более эффективный, необходимо выяснить, какие из параметров оценки конкурентоспособности являются самыми значимыми для потребителей.

В условиях, когда все исследуемые фирмы продают практически один и тот же товар (по качественным характеристикам), первый путь достижения конкурентного преимущества на рынке не даст желаемого результата.

В процессе исследования путем проведения опроса 100 потребителей и обработки результатов, было выявлено, что наиболее значимыми факторами для клиентов при решении сделать покупку в той или иной фирме являются цена, разветвленность сбытовой сети, предоставляемые скидки и льготы, уровень сервиса.

Однако, цена не является главным критерием, так как разброс цен на московском рынке отечественной и импортной бумаги формата А4 имеет тенденцию к уменьшению. Это связано с тем, что все рассматриваемые фирмы являются наиболее сильными и надежными на данном рынке и все ведущие отечественные и импортные производители предпочитают иметь дело только с ними и практически на одинаковых условиях.

Разветвленность сбытовой сети — сильная сторона в деятельности фирмы. Чем больше точек сбыта, тем выше объем продаж, а удобство организации продаж — средство для привлечения новых клиентов (в том числе клиентов конкурентов).

Предоставление фирмой скидок и льгот также является способом привлечения новых клиентов и клиентов конкурентов и, следовательно, увеличением рыночной доли фирмы.

Но самым главным на сегодняшний день критерием успеха фирмы на московском рынке импортной и отечественной бумаги формата А4 является уровень организации сервисного обслуживания (консультации по продукции, предоставление прайс-листов, рекламных материалов, каталогов, срочное оформление заказа, прием заказа по телефону и выставление счета по факсу, заказ товаров через Интернет, доставка продукции клиентам, гарантии качества).

Залогом успешной деятельности для фирмы на рассматриваемом рынке является использование стратегии конкурентной борьбы, суть которая заключается в имитации и улучшении того, что уже было выявлено в ходе изучения рынка. Конкурентная борьба на рынке офисной бумаги должна быть ориентирована на принципы бенч-маркинга, т. е. повышение эффективности деятельности собственной фирмы за счет заимствования лучших форм обслуживания, организации сбыта, проведения рекламной поддержки у конкурентов (принцип от лучшего к лучшему).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. и др. Операция «Маркетинг»: стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. М.: Международные отношения, 1976
  2. Э.Л., Махотина Л. Г., Никольский С. Н. Какими качествами должна обладать бумага для офиса?// Целлюлоза, бумага, картон, № 5−6, 1999
  3. Анализ современного состояния ЦБП России. Инвестиционный климат и перспективы на будущее.// Целлюлоза, бумага, картон, № 1−2, 2000
  4. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг./ учебное пособие. М.: Инфра-М-Норма, 1997
  5. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  6. Г. Л. Анализ деятельности конкурентов. М.: ГАУ, 1995
  7. И. Стратегическое управление. М.: «Экономика», 1989
  8. А. Дайан, ф. Букерель, Р. Ланкар и др. Академия рынка: маркетинг: Пер. С фр. -М.: Экономика, 1993
  9. М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М: АО Финстатинформ, 1995
  10. P.C., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге/ Пер. С англ. М.: Финстатинформ, 1993
  11. П.Балабанова Л. Я. Оптовая торговля. Маркетинг и коммерция. М.: Экономика, 1990
  12. Д.И. Управление фирмой в условиях рынка: Маркетинг ключ к успеху.-Л.: Аквилон, 1991
  13. Р. Политическая экономия. В 2-х тт. М.: 1995
  14. И.К. Маркетинг статистический аспект/ Развитие АПК и торговли: методология статистического анализа. Сб. Научных трудов. — М.: Моск. Экон,-стат. Ин-т. — М.:1989
  15. И.К. Проблемы современного маркетинга/ Материал к проблемной школе-семинару «Рынок. Экономическая теория. Экономикс. Бизнес». Часть 2. -Моск. Эконом.-стат. Ин-т. — М.: 1991
  16. И.К. Маркетинговые исследования: цели, возможности, перспективы// Интерлинк. 1993. — № 2
  17. И.К. Использование матриц в разработке стратегии маркетинга// Экономика и коммерция, 1995, № 2
  18. Бизнес, коммерция, рынок. Словарь-справочник. М.: Информпечать, 1993
  19. А., Кондратьев В. и др. Семь нот менеджмента. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998
  20. A.A. Маркетинг в условиях кризисной экономики. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 6, 1998
  21. А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 5, 1997
  22. Бумага для офиса. Статистические таблицы.//Бумага, полиграфия, канцтовары, № 11, 1999
  23. Бумага для офиса. Динамика ценовых показателей. // Бумага, полиграфия, канцтовары, № 11,1999
  24. Бумага для офиса. Некоторые характеристики реализуемых товаров.// Бумага для офиса, № 57, 2000
  25. A.C. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности товаров промышленного назначения в условиях современного рынка // Сборник научных трудов. М.: Диалог МГУ, 1998
  26. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  27. В.А., Трусов Ю. Ф. Операция «маркетинг». Стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. М.: Международные отношения, 1970
  28. Все о бумаге. Материалы компании «Ксерокс» / Пер. с англ. Московский учебный центр, 1999
  29. Все о маркетинге: Сб. Материалов. М.: Азимут-ценрт, 1992
  30. И.В., Старов С. А. Ценовое стимулирование продаж и потребитель. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 4, 1997
  31. Е.П. Маркетинг. Словарь. -М. :Экономика. Дело Лтд., 1994
  32. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -М.: Финпресс, 1998
  33. Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993
  34. ГОСТы на бумажную продукцию./ Государственный комитет по стандартам. М:. Издательство стандартов, 1983
  35. Диксон Питер Р. Управление маркетингом.-М.: Издательство «Бином», 1998
  36. Д. Совершенствуйте свой бизнес. Пособие и практикум. М.: Финансы и статистика, 1994
  37. Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1996
  38. Н.Ф. Маркетинг: абстракция или реальность. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 6, 1997
  39. А.П. Мотивация труда менеджеров.// Целлюлоза, бумага, картон, № 1−2, 1999
  40. В.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 3, 1997
  41. А. И др. Экономика переходного периода (от плана к рынку). В 2-х кн. -М.: Сов-ВИП, 1993
  42. П.С. Маркетинг в малом и среднем бизнесе. М.: Россия молодая, 1992
  43. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг.- М.: Международные отношения, 1998
  44. А.П., Минаева Н. В. Экономика. М.: Издательство ЦИГ1К АП, 1996
  45. Какие бывают маркетинговые исследования. Всероссийский центр изучения общественного мнения // Практический маркетинг, № 1−12, 1997−1998
  46. C.B. Моделирование стратегий маркетинга. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 4, 1998
  47. П.Л. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993
  48. H.H. Вопросы маркетинга в деятельности оптовых фирм. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 6, 1997
  49. . А.И., В.В. Войленко. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
  50. А.И., Азоев Г. Л., Журкин Д. Ю. Маркетинг на предприятии (методические и практические рекомендации).- Тула: ТППО, 1990
  51. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991
  52. Ф. Маркетинг в период депрессии. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 6, 1998
  53. Ф. Маркетинг менеджмент/ Пер. с англ. С-Пб:Питер Ком, 1998
  54. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга./ Пер. с англ. -С-Пб.: Издательский дом «Вильяме», 1998
  55. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг., С-Пб.: Наука, 1996
  56. Маркетинг. Словарь. М.: Научно-производственный кооператив «Экстрано», 1990
  57. Маркетинг. / Под. ред. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «Экомос», 1998
  58. О.Э., Суворова И. А. Стратегия маркетинга для российских производителей. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 5, 1998
  59. М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1996
  60. Методические рекомендации по маркетинговым исследованиям. М.: Инфра, 1993
  61. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Тт. 1−2. М.: Внешторгиздат, 1993
  62. А., Азоев Г. Л., Стрижов С. Г. Маркетинговый анализ деятельности предприятия. -М.: ГАУ, 1993
  63. Р. Маркетинг: ситуации и примеры.- М.: Банки и биржи, 1994
  64. А.Н. и др. Экономика. / Учебник. М.: Проспект, 1998
  65. Л.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991
  66. ОАО «Светогорск» составляющие успеха.// Целлюлоза, бумага, картон, № 1−2, 2000
  67. Оптовик. /Справочник, №№ 1−30, 1999
  68. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под. ред. Власовой В. М. М.: Финансы и статистика, 1994
  69. Ю.М. Основы предпринимательского дела. М.: Гуманитарное знание, 1992
  70. Офисная бумага в Москве. Обзор рынка.// Мир бумаги, сентябрь 1999
  71. Прайс-листы фирм-продавцов бумажной продукции.// Иридиум. Бумага и канцелярские товары, №№ 1−12, 1998−1999
  72. К.К. Как определить предпочтения потребителей или что важнее, цена или качество. // Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 6, 1997
  73. Продавцы бумаги и картона Москвы и Санкт-Петербурга. // Мир бумаги, сентябрь 1999
  74. Производство бумажных изделий в России и странах СНГ. Обзор рынка. / Мир бумаги, сентябрь 1999
  75. Производство целлюлозно-бумажной продукции в России. Статистика. // ЦБК-экспресс, № 19, 1999
  76. B.C. Азбука предпринимательства. Справочно-практическое руководство. М.: Паллада, 1993
  77. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Ось-89, 1998
  78. Е.М. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. М.: Международные отношения, 1993
  79. Реклама в прессе// Обзор рекламы фирм-продавцов бумажных изделей// ТАУ Маркетинг по заказу ТПО «КОМУС», 1997
  80. Реклама в прессе// Обзор рекламы фирм-продавцов бумажных изделей// ТАУ Маркетинг по заказу ТПО «КОМУС», 1998
  81. Розничные цены в Москве на бумагу для офиса. // ЦБК-экспресс, №№ 1−19, 1999, 2000
  82. А.Н., Корлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. и др. Маркетинг. М.: Банки и биржи, издательское объединение «ЮНИТИ», 1995
  83. Россия в цифрах. 1998 год. Краткий статистический сборник. Госкомстат России, 1998
  84. И.А. Способ модификации матрицы «Бостон консалтинг групп» в условиях дефицита маркетинговой информации.// Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 2, 1998
  85. Рынок. Товары от производителей и лидеров торгового бизнеса./ Еженедельный справочник, №№ 1−52, 1998
  86. Рынок и маркетинговая деятельность предприятия. Краткие рекомендации о подготовке предприятий к работе в условиях рынка и организация маркетинговой деятельности. М.: 1992
  87. Рыночная экономика. Словарь/ Под. общ. Ред. Кипермана Г. Я. М.: Республика, 1995
  88. Т.Ф., Стрелков Е. В. Маркетинг: словарь-справочник. Агенство массовой информации, 1992
  89. М. Основы экономической теории. Учебное пособие. М.: 1996
  90. А.Д., Максимова В. Ф. и др. Рыночная экономика. Учебник Т.1, часть 1.- М.: Соминтэк, 1992
  91. А.Д., Максимова В. Ф. и др. Рыночная экономика. Учебник Т.2, часть 1.- М.: Соминтэк, 1992
  92. Статистика рынка товаров и услуг. / Под ред. Беляевского И. К. М.: Финансы и кредит, 1995
  93. Современный маркетинг: Учебник/ Под ред. Хруцкого В.К.- М.: Финансы и статистика, 1991
  94. Современная экономика. Многоуровневое пособие. М., 1996
  95. Товары и цены. Международный рекламно-информационный еженедельник, №№ 1−52, 1998
  96. Товары и цены. Международный рекламно-информационный еженедельник, №№ 1−44, 1999
  97. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджемент,— М.: Банки и биржи, издательское объединение «ЮНИТИ», 1998
  98. Г. И. Еще один способ составления концепции рекламной кампании, или что такое концепция рекламно-маркетинговых мероприятий.// Маркетиг и маркетинговые исследования в России, № 1, 1997
  99. С. И др. Экономика. Пер. С англ. М.: Дело, 1993
  100. П. Экономический образ мышления. Дело, 1992
  101. В.Д., Баркан Д. И. Практический маркетинг. Вып. 1−3. — JL: Аквилон, 1991
  102. JT.A. Маркетинговые исследования и статистика/ Статистический анализ экономического потенциала промышленности. СБ. Науч. Тр. Московский экономико-статистический институт. — М.: 1991
  103. P.A. Теория статистики. М.: Финансы и статисика, 1997
  104. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.:Акалис, 19 961. Матрица конкуренции.
Заполнить форму текущей работой