Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование управления развитием социальной инфраструктуры промышленного комплекса региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Региональный социальный комплекс, функционирующий как составной элемент общественного производства, создает особый, не имеющий натурально-вещественной формы социальный продукт, представляющий собой комплексный результат, компонентами которого являются: уровень и качество жизни, уровень развития человеческого потенциала и гражданского общества с его демократическими институтами правами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль ' и место промышленного комплекса в решении ^ социальных проблем региона
    • 1. Сущность промышленного комплекса и его место в системе управления социальным развитием региона
    • 2. Функции и структура промышленного комплекса региона
    • 3. Социальный продукт как показатель эффективности % решения социальных проблем региона
  • Глава 2. Состояние и проблемы управления социальной инфраструктурой промышленного комплекса региона
    • 1. Роль промышленных предприятий в формировании и функционировании социальной инфраструктуры промышленного комплекса региона
    • 2. Специфика и проблемы управления социальной инфраструктурой промышленного комплекса региона
  • Глава 3. Совершенствование управления социальной
    • 1. инфраструктурой промышленных предприятий региона
    • 1. Обоснование использования новой системы показателей оценки эффективности управления социальной инфраструктурой промышленных предприятий
    • 2. Разработка комплекса мер по повышению эффективности управления социальной инфраструктурой промышленных «предприятий

Совершенствование управления развитием социальной инфраструктуры промышленного комплекса региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.'Разработка нового курса экономической политики России, суть которой заключалась в «освобождении» реального сектора от объектов социальной сферы, предполагала концентрацию внимания менеджмента предприятий исключительно на вопросах производства, что должно было позволить пополнить бюджет за счет роста налоговой базы и выжить в условиях становления рыночной экономики. Результатом этой политики явилось прекращение предприятиями финансирования своей социальной инфраструктуры и передача ее муниципалитетам. В итоге, за последние десятилетие социальная инфраструктура российских промышленных предприятий как затратная и обременительная структурная единица не только не получила какого-либо развития, но и частично была ликвидирована. Данное обстоятельство естественно привело к снижению социальной защищенности граждан, значительному падению уровня их жизни, а также к сокращению производительности труда в реальном секторе экономики.

Однако значительная часть предприятий промышленного комплекса приняла меры по сохранению на своем балансе социальных объектов и их эффективному воспроизводству. Это поставило перед менеджментом предприятий ряд новых задач, от решения которых зависит возможность адаптации методов управления социальными объектами в систему рыночных механизмов управления производством. К числу таких задач, прежде всего, относятся: выявление соотношения производственной и социальный функций предприятий промышленного комплекса региона, определение зависимости социального продукта от качества производственного менеджмента, разработка системы показателей оценки эффективности управления социальной инфраструктурой промышленных предприятий и др.

Без решения поставленных задач по взаимосвязи и взаимодействию экономических и социальных процессов невозможно обеспечить устойчивое и динамичное развитие промышленного комплекса региона. Этими обстоятельствами и объясняется актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в развитие теории управления предприятиями внесли такие известные экономисты как: И. Ансофф, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, Д. Гелбрейт, В. В. Дружинин, Б. Карлоф, Дж. Лорш, П. Лоуренс, Б. З. Мильнер, Э. .Мэйо, Т. Питере, Г. Саймон, В. Н. Садовский, Р. Уотерман, А. Чандлер, Э. Г. Юдин и др.

Среди ученых, занимающихся разработкой проблем управления социально-экономическими процессами следует отметить работы Л. И. Абалкина, В. Г. Афанасьева, A.M. Бабича, В. И. Бутова, С. Д. Валентея, В. Г. Игнатова, Б. З. Мильнера, Н. М. Римашевской, Р. В. Рыбкиной, И. М. Слепенкова, Р. Н. Федосовой.

В то же время, проблема взаимосвязи развития промышленного и социального комплексов региона, как в отечественной, так и в зарубежной литературе освящена недостаточно. Теоретические разработки в этой области сводятся к незначительной адаптации опыта зарубежных стран без учета российской специфики, отсутствуют рекомендации по вопросам практической реализации.

В связи с тем, что в последние годы решение проблем социальной инфраструктуры все чаще переносится с федерального на территориальный уровень, в диссертации используются труды таких отечественных специалистов по вопросам регионоведения и управления муниципальными образованиями как: Ю. П. Алексеев, А. Л. Гапоненко, Г. В. Гутман, Ю. Н. Лапыгин, В. Н. Лексин, A.C. Маршалова, Т. Г. Морозова, A.C. Новоселов, А. Н. Падучин, А. Н. Швецов и др.

Основной целью настоящей диссертационной работы является разработка комплекса мер по совершенствованию управления развитием социальной инфраструктуры промышленного комплекса региона.

Поставленные цели исследования обусловили решение следующих задач:

1. Выявить сущность промышленного комплекса и его место и роль в системе управления социальным развитием региона;

2. Раскрыть содержание социального продукта как результата функционирования социальной инфраструктуры региона;

3. Определить взаимосвязь организации производства и социальной инфраструктуры промышленного комплекса региона;

4. Проанализировать состояние и систематизировать проблемы управления социальной инфраструктурой промышленного комплекса региона;

5. Разработать систему показателей оценки эффективности управления социальной инфраструктурой промышленных предприятий;

6. Обосновать комплекс мер по повышению эффективности управления социальной инфраструктурой промышленных предприятий региона.

Объектом исследования выступил промышленный комплекс региона.

Предметом исследования явились отношения управления социальной инфраструктурой предприятий регионального промышленного комплекса.

Методологической основой диссертационного исследования, явились российские и зарубежные научные работы в области развития социальных систем, регионоведения, социальной защиты населения, управления и регулирования деятельности промышленных предприятий, законодательные и нормативные документы Российской Федерации и Владимирской области, материалы периодической экономической печати и статистических справочников, данные первичного учета обследованных предприятий.

Работа базируется на таких общенаучных методах исследования, как анализ и синтез, кроме того, для более четкого выделения специфических черт управления социальной инфраструктурой промышленных предприятий в диссертации используются системный и комплексный подходы, а также методы программирования и статистической обработки информации.

Научная новизна заключается в следующем:

• Обоснован вывод о том, что, региональный промышленный комплекс призван не только удовлетворить потребности общества в товарах и услугах, но и обеспечить расширенное воспроизводство безопасных условий труда и эквивалентную меру его оплаты, которые, в свою очередь, создадут социальные факторы устойчивого развития и сбалансированного воспроизводства промышленного сектора экономики.

• Доказано, что социальный комплекс региона является комбинированной моделью социальных инфраструктур промышленных предприятий и административно-территориальных образований и поселений, функционирующей на основе сочетания рыночных и планово-распределительных механизмов регулирования хозяйственных процессов.

• Разработан и предложен комплексный показатель эффективности работы социальной сферы региона, характеризующий меру взаимосвязи и взаимозависимости промышленного и социального секторов экономики. Выявлено наличие дисбаланса во взаимосвязи этих явлений, причинами которого явились: недостаточная регулирующая роль государства, отсутствие стимулирующих налоговых льгот социальным отраслям, низкое качество менеджмента социальной инфраструктуры промышленных предприятий.

• Установлено, что в соответствии с основными положениями теории систем, социальную инфраструктуру промышленных предприятий можно представить как сложную, целенаправленную, специфическую систему открытого типа, активно воздействующую на развитие человеческого потенциала как фактора производства, который следует рассматривать как конечный продукт стратегического управления любой экономической системы.

• Определен набор оценочных показателей эффективности управления социальными системами, позволяющий на основе мониторинга выявлять узкие места во взаимодействии экономической и социальной составляющих промышленного комплекса и корректировать промышленную и социальную политику региона.

Практическая и научная значимость исследования заключается в разработке теоретических и практических положений, необходимых для отечественных предприятий реального сектора экономики, в комплексе решающих проблемы повышения эффективности производства и социальной защищенности своих работников. Основные выводы и рекомендации исследования могут быть положены в основу дальнейших научных разработок проблем реформирования менеджмента социальной инфраструктуры регионального промышленного комплекса.

Результаты и положения диссертационной работы рекомендованы администрации области для включения в Программу развития Владимирской области на 2003 год, а также руководству ЗАО «Символ» и ОАО «Судогодское стекловолокно» для проведения мероприятий по улучшению состояния социальной инфраструктуры предприятий.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимообусловленности факторов, чтобы наилучшим образом отразить актуальные, малоисследованные проблемы по заявленной теме.

Поставленные цели и задачи определили последовательность изложения и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

В настоящем диссертационном исследовании были сделаны следующие выводы:

1. Одна из форм проявления сущности понятия «регион» позволяет представить его как совокупность различного рода комплексов, существующих в рамках административно очерченного территориального пространства, общий вектор развития которых направлен на воспроизводство социальных и экономических процессов обеспечения жизни населения. Региональная экономика призвана удовлетворить социальные потребности населения, обеспечив на этой базе его расширенное воспроизводство. Реализация данной социальной функции осуществляется через эффективное функционирование промышленного комплекса. Взаимосвязь промышленного и социального региональных комплексов имеет «маятниковый характер» — чем лучше функционируют предприятия, тем больше средств расходуется на социальные. нужды, как самих предприятий, так и региона, а также возрастают объемы налоговых отчислений на содержание социальных объектов.

2. Структуру регионального социального комплекса можно рассматривать как комбинированную модель социальных инфраструктур промышленных предприятий и административно-территориальных образований и поселений, функционирующей на основе сочетания рыночных и планово-распределительных механизмов регулирования хозяйственных процессов. Механизм функционирования социального комплекса, реализуемый в рамках его структуры через выполнение соответствующих функций, выглядит следующим образом: институты федеральной и субфедеральной власти путем управления ресурсным обеспечением определяют социальную политику, которая воздействует на социальные отрасли, являющиеся непосредственным производителем продукта социального комплекса. Выработка эффективных мер управления социальным развитием предполагает использование соответствующей системы оценок и показателей развития промышленного комплекса.

3. Региональный социальный комплекс, функционирующий как составной элемент общественного производства, создает особый, не имеющий натурально-вещественной формы социальный продукт, представляющий собой комплексный результат, компонентами которого являются: уровень и качество жизни, уровень развития человеческого потенциала и гражданского общества с его демократическими институтами правами и свободами. При этом именно социальный продукт является основным измерителем оценки эффективности работы промышленного комплекса и степени социальной удовлетворенности населения, значение которого еще более возрастает в связи с преобразованием России в социально ориентированное постиндустриальное государство, становлением в нем гражданского общества и демократизацией его институтов.

4. На сегодняшний день проблема взаимодействия промышленного и социального комплексов состоит в нарушении прямой связи их развитиянаблюдаемый в течение последних 3-х лет относительный рост промышленного производства не привел к повышению жизненного уровня населения, более того, положение многих семей стало еще более трудным. По нашему мнению причинами такого дисбаланса являются отсутствие регулирующей роли государства: недостаточная правовая база, отсутствие стимулирующих налоговых льгот и т. д., а также неэффективная система управления социальной инфраструктурой промышленных предприятий.

5. В соответствии с основными положениями теории систем социальную инфраструктуру промышленных предприятий можно представить как сложную, целенаправленную, самоорганизующуюся, обладающую свойством институпиональности специфическую систему открытого типа, к которой могут быть применены принципы теории управления. В последние несколько лет в России отсутствует концепция социального управления на предприятиях, хотя опыт ведущих стран показывает, что гуманное и эффективное развитие материального производства невозможно без рационального управления, и в частности, социального.

6. Основная проблема управления развитием социальной инфраструктуры промышленного комплекса состоит в том, что в период рыночных реформ под предлогом повышения конкурентоспособности государство отказалось от функции контроля за состоянием социального положения наемных работников промышленных предприятий. Это обстоятельство привело практически к полному разрушению социальной сферы, созданной до 1992 года, а также к нарушению большинства социальных прав работников. Таким образом, одним из важнейших условий успешной реорганизации системы управления социальной инфраструктурой промышленного комплекса региона должен стать четко разработанный и законодательно оформленный механизм государственного контроля за социальным положением наемных работников.

7. Смена господствовавших прежде локальных, отраслевых задач крупными комплексными проблемами в социальной инфраструктуре промышленности вызвала необходимость разработки конкретных мер по совершенствованию ее управления. В рамках новой системы оценок, основанной на комплексном анализе показателей экономической эффективности конечных результатов производства, в сочетании с оценкой качества труда и социальной мотивации работников, возможно решить задачу повышения качества управления не только социальной, но и другими сферами деятельности предприятия.

В основе решения задачи совершенствования управления социальной инфраструктурой промышленных предприятий лежит комплекс мер по подъему производства. Разработанные в диссертации механизмы реализации программы совершенствования управления социальной инфраструктурой промышленного комплекса региона, основанной на максимальном учете специфических потребностей каждого предприятия, могут стать целезадающей основой для общей экономической стратегии в рамках которой будет возможно достижение общей цели функционирования регионального промышленного комплекса — развития и совершенствования человеческого потенциала области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Об ускорении социально-экономического развития // Бизнес Академия, № 10 (20) / 2002. с. 10−12.
  2. Н.Т. Демографическая обстановка и ее связь с производственно-территориальной структурой регионов // Проблемы размещения трудовых ресурсов. М.: Экономика, 1997. с. 105−118.
  3. Н.Б. О проблемах реализации социальной политики. Современный менеджмент в России. 4.1. / под общ. ред. A.M. Омарова -М.: Изд-во РАГС, 1998.
  4. С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении иIмежрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000. — 118 с.
  5. А.Б. Социально-экономическая география: понятийноJтерминологический словарь. М.: 1983. i
  6. Н.В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. М.: Гардарики, 2001. — 704 с. I
  7. A.A. Региональные проблемы социального развития монография.
  8. Г. П. Политическая социология: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. — 280 с.
  9. A.M. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993. ,
  10. Ю.Бабич A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социальнокультурной сферы. Казань, 1996. 244 с. 11. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1987.
  11. О. Организация и контроль государства может способствовать развитию региона // Экономист. 1998. — № 1, с. 38−42.
  12. .Д. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие. М.: ФИЛИНЪ, 1999.
  13. М.Бузырев В. В., Чекалин B.C. Экономика жилищной сферы: Учебноепособие. М.:ИНФРА-М, 2001. — 256 с.
  14. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка // Российский экономический журнал 1996. № 3.
  15. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учебное пособие. М: Фирма Гардарика, 1996. — 2.72 с.
  16. С., Нестеров JI. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. — № 2, с. 90 — 102.
  17. B.C. Федеральные целевые программы развития регионов как инструмент региональной политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. М.: Институт экономики и управления промышленности, 1999. — № 2, с. 30−39.
  18. Л.А. Основы городского хозяйства.- Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. |5
  19. А., Румянцев А. Стратегия инновационного развития региона // Экономист. 1998. № 6, с. 59−63.
  20. А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. 1999. № 2.
  21. А. Как запустить инвестиции // Эксперт. М., 2001. — № 34, — с. 50.
  22. Н. Усиление социальной направленности экономики России. М.: Изд-воРАГС, 1998. j
  23. Л.Т. и др. Социальная переориентация народнохозяйственного планирования: вопросы теории и методологии / Л.: ГГУ, 1991.
  24. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М, Изд-во РАГС, 2001. — 224 с. I
  25. А.Л. Управление экономическим развитием. М., 1997.
  26. A.JI., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учебно-методическое пособие. М: Изд-во РАГС, 1999. I
  27. Ю.Н., Доброскок В. А., Семенов С. П. Социально-экономическая география России: Учебник. М.: Гардарики, 2001. — 752 е.: ил.
  28. В. Россия + инвестиции? // Экономика и жизнь. М., 2001. -№ 36. — с. 1.
  29. Город: проблемы социального развития/ под. ред. Дмитриева A.B., Мажевича М. Н. Л.: Наука, 1982.
  30. Е.В. Социально-экономическое состояние региона. Тверь: ТГСЛА, 1999. i
  31. А. Региональный разрез экономической реформы // Экономика и жизнь. № 39. Сентябрь 1992. стр. 6. J
  32. А.Г. Основы региональной экономики. М-'. ГУ ВШЭ, 2000. I
  33. Р., Рубинштейн А. «Социальная рента» в контексте теории рационального поведения государства // Российский экономический журнал. 1998. № 3, с. 58−66. ¦
  34. И.Б. Самый драгоценный ресурс фирмы // Бизнес Академия, № 8 (18)/2002. с. 37−42.
  35. Г. В., Дигилина О. Б. и др. Территориальные и отраслевые формы экономической безопасности государства, Владимир, 2001. 284 с.
  36. Г. В., Мироедов A.A. Регионоведение- (вопросы теории и1
  37. Два кита региональной политики: этапы большого пути // Россия. 1998. № 6, с. 12−17.
  38. Н. Жилищно-коммунальное хозяйство:. концепция реформирования // Экономист. 1998. № 5, с. 71−75.
  39. М. Социальная сфера в .условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. 1999. № 2, с. 53−64.161 I
  40. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 1997 г. -М.: 1997.-256 с. |I
  41. И. Разработка и использование социальных нормативов // Экономист. 1999. — № 2, с. 5 8−62.
  42. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург, 1990 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
  43. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 480 с.
  44. Л.В. Современные подходы к оценке человеческого потенциала. В кн. Актуальные проблемы управления — 99: Материалы межрегиональной научно-практической конференции: Вып. 4 / ГУУ. М., 1999.
  45. В.Г., Батурин Л. А., Бутов В. И. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. -416 с. j
  46. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). Учебное пособие. М.: Тесса, Ростов н/Д: издат. Центр МарТ, 2000. 416 с.
  47. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 1997. — 560 с.
  48. В. Система территориального регулирования // Экономист. -1999. № 2, с. 52−57. !
  49. Ф.Н. и др. Новые тенденции межрегиональных связей российской экономики // Проблемы прогнозирования. 1996. № 2.
  50. Ф.Н. и др. Перспективы экономического развития российских регионов // Проблемы прогнозирования. 1997. № 4.57.Конституция РФ. М., 1993.
  51. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента ПФ № 440 от 1 апреля 1996 г. // Российская газета. 1996. 9 апр. i
  52. С.Ю., Семенов С. П. Социально-экономическая география. -СПб: Питер, 2001. 192 е.: ил.
  53. Л.П., Кашурникова Г. Г., Владимирова М. П., Ефремов Л. Г. Управление социальной сферой: Учебное пособие. — М.: Пресс-сервис, 1997.
  54. X. Социальная рыночная экономика. М.: Дело, 1994. — 256 с.
  55. Г. Социальное измерение «Третьего сектора» // Российский экономический журнал. 1999. № 7.
  56. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС.1997.
  57. М.Н. Социальное развитие и город. Л.: Наука, 1979.
  58. З.М., Дрыгалева Н. И., Калинникова И. О. Оценка социальноiэкономического уровня развития района: Учебное пособие / ГАУ. М., 1998.
  59. M.B. Судьбы России на рубеже тысячелетий // Крах доллара. -М., 2001. с. 154−167.
  60. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика., 1988.
  61. М., Николаев М. Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопросы экономики. 1999. № 9.
  62. А.Д. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России // Проблемы прогнозирования. 1994. № 5.
  63. А.Д. Сохраним ли целостность общероссийского экономического пространства? // Российский экономический журнал. 1995. № 7.
  64. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  65. Местное самоуправление — технологии, проблемы, перспективы: Спецкурс. Вып. 6. 1997.
  66. Местное самоуправление в России: Сборник материалов по проблемамiстановления местного самоуправления в Российской Федерации. Вып. 1. -М.: Грамота, 1995. j
  67. Местное управление в зарубежных странах: Информационный обзор:
  68. Методические рекомендации по формированию концепции социальноIэкономического развития муниципального образования. М., РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 487 с. j
  69. В.М., Вишняков Н. И. и др. Основы современного социального управления (теория и методология). М., 2000.
  70. Н. Социальные расходы // Экономист. 1999. № 4, с. 46−53.
  71. H.H. Региональная экономика. М.: 1978.
  72. А. Модернизация российской промышленности (оценки и перспективы) // Бизнес Академия, № 10 (20) / 2002. с. 21−26.
  73. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 327 о 23 марта 1996 г.//Российская газета. 1996. 9 апр.
  74. Основы современного социального управления (теория и методология): Уч. пособие / Под ред. В. Н. Иванова, -М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. -271с.
  75. М. Город как воспроизводственная среда. В сборнике: Город: вопросы социального развития. Материалы конференции. Вильнюс. 1987.
  76. Пенькова-Люейер П., Раюзина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. Мг, РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 204 с. '
  77. В.И., Жарков В. Н., Максимов С. А. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Владим. гос. ун-т.- Владимир, 2002. 400 с.
  78. Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для4L.
  79. ВУЗов. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Логос, 2001. — 269 с.
  80. И. Удержим ли рост ВВП? // Экономика и жизнь. М., 2001. -№ 35. — с.1.
  81. Показатели уровня человеческого развития: роль в формировании экономической и социальной политики в России (13 ноября 1998 г.) «Круглый стол» Совета Федерации. Выпуск 7. Издат. отдел Управления делами Аппарата Совета Федерации, 1999.
  82. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества страны. М.: Международные отношения, 1993.
  83. Проблемы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития регионов в современных условиях: Сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Чебоксары: Волго-Вятский регион, центр Ассоциация содействия вузам, 1997.
  84. Проблемы социального управления: Сборник статей и материалов «Круглого стола». М.: Изд-во РАГС, 1999.
  85. Проблемы социально-экономического развития Владимирской области на современном этапе. Программа действий администрации области на 2001 г. Материалы научно-практической конференции. Владимир. 2001.
  86. П.Б. Основные задачи региональной социально-экономической политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. М: Институт экономики и управления промышленности, 1999. — № 1, с. 4 -13.
  87. В.В. Экономическая социология: Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. М.: РОСПЭН, 2002
  88. .А., Лозовскпй Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 3-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 480 с.
  89. . Социальная защищенность и ее типы // Вопросы экономики. -1992. № 7.
  90. М.М., Нестеренко О. Н., Ятнов В. А., Капустина Л. М. Развитие региона: методический подход. Екатеринбург: Урал. гос. эконом, ун-т, 1995.- 136 с.
  91. Регион и Федерация: в поиске оптимума. М.: Невельск, 1996.
  92. Регион: к новому качеству управления. Под ред. Алексеева Ю. П., Падучина А. Н. М: Издательство «Луч». 2000. 320 с.
  93. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ, 1995.
  94. Региональная экономика: учебное пособие/ ред. Степанцов M.B. М.: Инфра-М, 2000.
  95. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. -М.: Гелиос АРВ, 1999. 320 с.
  96. Региональное управление: Зарубежный опыт. М.: РАУ, 1993.
  97. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: РАН, 1993.
  98. Реформа социальной сферы: федеральный и региональный аспекты (Материалы научно-практической конференции) // Экономист. 1998. № 5, с. 61−70.
  99. Рыночная экономика: Словарь/ под общ. ред. Г. Я. Кипермана.: Республика, 1993. 524 с.
  100. А. Человеческий капитал: источник развития // Экономика и жизнь. 1998. № 6.
  101. В.Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика: Уч-к. М.: Юристь, 2001.-461 с.
  102. Т. и др. Управление по результатам. М.: Изд. группа «Прогресс — Юниверс», 1993.
  103. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс // Вопросы экономики. 1999. № 2.
  104. Социальная политика: Уч-к / Под. общ. ред. H.A. Волгина. М.: Изд. «Экзамен», 2002. — 736 с.
  105. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. — М: Финансы и статистика, 2001. -480 с.
  106. Социальная сфера России: статистический сборник. М.: Госкомстат Росси, 1996.-275 с.
  107. Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник / Госкамстат России. М, 2000. — 502 с.
  108. Социальное управление: Курс лекций М.: Изд-во РАГС, 2000. — 438 с.
  109. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. Под ред. Акимова А. К., Волгина H.A. М.: Молодая гвардия, 1996. — 835 с.
  110. Социальный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Ильенковой С. Д. М.: «Компания Спутник+», 2001. — 87 с.
  111. В.Г. Управление социально-экономическим развитием малого города. М. 2001, 132 с.
  112. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях / под ред. E.H. Жильцова, П. Н. Ломанова. М.: Эк. ф-т МГУ, ТЕИС, 1998.
  113. Е.П. Социальная статистика: Уч. Пособ. / М.: Изд-во РАГС, 2001.- 109 с.
  114. Тенденции // Эксперт. М., 2001. — № 34. — с. 46
  115. Н.В. Социальная сфера как объект и субъект антикризисного управления в России // Информационно-аналитический вестник. М., 2002. № 4. с.43
  116. М.П. Экономическое развитие. М.: ЮНИТИ, 1997.
  117. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: Уч.-метод. Пособ. / Под общ. ред. Е В. Тишина, М.: РИЦ «Мунициальная власть», 2001. 295 с.
  118. Управление социальной сферой / под ред. В. Э. Гордина: Учебник. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998
  119. Федеральный закон «О финансовый основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.97 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4464
  120. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов РФ. M.: Пресс-сервис, 1998.
  121. Р.Н. Основы социального управления на предприятиях: Учеб. пососбие / Владим. гос. ун-т. Владимир, 2000. 184 с.
  122. Р.Н. Управление социально-экономическими процессами на предприятиях: Учеб. пососбие. 3-е изд., перераб. и доп. / Владим. гос. унт. Владимир, 2001. 132 с.
  123. Г. Социальное управление на муниципальном уровне // Экономист. 1999. № 7.
  124. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных стандартов // Экономист. 1999. № 1, с. 48−56.
  125. А.Е. Новая институциональная экономическая теория. Теис, 2002. 591 с.
  126. Экономика предприятия: Уч-к / Под ред. H.A. Сафронова. M.: Юристь, 2002. — 608 с.
  127. А.Н. Экономические ресурсы4 муниципального развития: Фининсы, Имущество, Земля. УРСС, 2002. 200с.
  128. Энциклопедический социологический словарь / под ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М., 1995.
  129. В.А., Носачева C.B. Совершенствование инфраструктуры региона (на примере Урала): Препринт. Свердловск: УрО АН СССР, 1991.'
  130. Prusak L., Cohen D. How to invest in social capital // Harvard business rev. Boston, 2001. — Vol. 79, № 6. — p. 86−93.
Заполнить форму текущей работой