Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особые экономические зоны как форма территориальной организации туристической отрасли в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показал зарубежный опыт, на начальном этапе создания ТОЭЗ важную роль играет качество подготовки ее инфраструктуры: чем оно выше, тем успешнее функционирование особой зоны. При выборе территории для создания ТОЭЗ учитываются также возможности ее последующего роста. В рамках ТОЭЗ действует более льготный по сравнению с остальной территорией страны режим налогообложения, и применяются… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты географического изучения ту-ристско-рекреационной деятельности
    • 1. 1. Понятие и особенности организации туристско-рекреационной деятельности
    • 1. 2. Условия и факторы территориальной организации туризма
    • 1. 3. Подходы к оценке территории для целей рекреации и туризма
  • Глава 2. Особая экономическая зона как эффективный механизм развития туризма в стране
    • 2. 1. Мировой опыт создания и функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон
    • 2. 2. Особенности и проблемы организации туристско-рекреационных особых экономических зон в России
    • 2. 3. Социально-экономический и экологический эффект от создания туристско-рекреационных зон в России
  • Глава 3. Оценка и перспективы развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России
    • 3. 1. Интегральная оценка социально-экономических факторов развития территории для целей создания туристско-рекреационных особых экономических зон
    • 3. 2. Приоритетные направления развития туристско-рекреационных зон
    • 3. 3. Оценка возможностей создания туристско-рекреационной особой экономической зоны (на примере российского Причерноморья)
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Особые экономические зоны как форма территориальной организации туристической отрасли в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. За последние десятилетия туризм| превратился в одну из наиболее динамично развивающихся и прибыльных отраслей мирового хозяйства. Согласно данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), ежегодные международные туристские прибытия возросли с 1950 г. почти в 40 раз и составили в 2011 г. 983 млн, а доходы от туризма достигли 1 трлн долл. в год. Значительные экономические выгоды от развития туристической деятельности способствуют включению все большего числа стран в непрерывный и взаимный обмен потоками туристов. На долю международного туризма приходится уже около 5% мирового ВВП и более 6% всех занятых в глобальной экономике.

Высокие темпы роста, способность к усилению деловой активности в смежных секторах экономики (строительство, транспорт и связь, торговля, финансы и т. д.), весомый вклад в повышение уровня занятости населения делают туриндустрию все более значимой отраслью национального хозяйства.

Однако на сегодняшний день индустрия туризма в России еще не получила должного развития, на что указывает существенное отставание ее основных отраслевых параметров от аналогичных показателей ведущих экономик мира. Так, показатели, характеризующие долю занятых в сфере туризма (менее 2%) и ее вклад в структуру производства ВВП (менее 1%), уступают общемировым в 3−4 раза. Обеспеченность гостиничным фондом, предприятиями общественного питания, качество предоставляемых туристам услуг в России также значительно уступают уровню стран — лидеров мирового туристического рынка.

Следует констатировать, что реализуемая федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011;2018 годы)» не в полной мере решает весь комплекс проблем, стоящих перед туристической отраслью как для страны в целом, так и для отдельных ее регионов.

Успешное функционирование отрасли на региональном уровне во многом зависит от туристско-рекреационного потенциала, которым обладает территория, состояния транспортной и энергетической инфраструктуры, благоприятного делового и инвестиционного климата для осуществления туристической и смежных с ней видов хозяйственной деятельности.

Мировой опыт показывает, что эффективным механизмом реализации возможностей той или иной территории для развития туризма является организация туристических (туристско-рекреационных) особых экономических зон (ТОЭЗ). В России подобный опыт еще не получил широкого распространения. Недостаточно проработаны и вопросы научного обоснования выбора подходящих для их организации территорий. В связи с этим актуальным представляется выявление приоритетных регионов с точки зрения наличия в них социально-экономических факторов, благоприятных для развития ту-ристско-рекреационной деятельности.

Целесообразно также изучить и обобщить успешный опыт формирования этих зон в зарубежных странах. Его использование при разработке программ развития туристической отрасли и в процессе организации ТОЭЗ в России позволило бы повысить конкурентоспособность отечественной индустрии туризма и осуществить выход страны на мировой туристический рынок в самых разных его сегментах (пляжный отдых, горнолыжный туризм, экотуризм и др.).

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы оценки природно-рекреационного потенциала территории и развития туристско-рекреационной сферы рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых. Среди российских исследователей наиболее заметный вклад в изучение экономико-географических особенностей функционирования ту-ристско-рекреационной сферы внесли А. Ю. Александрова, Н. В. Багров, JI. А. Багрова, М. Б. Биржаков, Ю. А. Веденин, В. Г. Гуляев, И. В. Зорин, П. И. Караневский, В. А. Квартальное, В. М. Кривошеев, К. В. Кружалин, А. С. Кусков, JI. Ю. Мажар, В. П. Максаковский, А. А. Минц, Н. С. Мироненко, В. Б. Нефедова, Д. В. Николаенко, В. С. Преображенский, Ю. С. Путрик, А. М. Сазыкин, И. Т. Твердохлебов. Изучению теоретических и прикладных аспектов развития туризма посвящены работы таких известных зарубежных авторов, как G. Dale, H. W. Faulkner, A. Fyall, B. Garrod,.

С. Goeldner, S. Horner, E. Laws, К. Mapes, G. Moscardo, H. Oliver, D. Pearce, J. R. Ritchie, J. Swarbrooke, A. J. Veal.

Исследование особенностей организации особых экономических зон нашло отражение в монографиях В. Д. Андрианова, М. С. Гуцериева, С. В. Приходько, Э. С. Алпатовой, Р. И. Зименкова, Е. А. Карагуляна,.

C. А. Рыбакова, J. R. Faust, К. Fukasaku, К. R. Gupta, J. F. Kornberg, К. Rao,.

D. Wall, M. Wu.

Необходимо также выделить труды российских и зарубежных ученых, в которых раскрыты вопросы развития территориально-отраслевых, в том числе туристско-рекреационных, кластеров: С. С. Артоболевского, О. Б. Глезер, Ю. П. Ковалева, И. В. Пилипенко, М. Porter.

Несмотря на многочисленные исследования различных аспектов развития туристической отрасли, взаимоувязанные вопросы обоснования выбора территорий, наиболее благоприятных для организации ТОЭЗ, оценки социально-экономических факторов, влияющих на их формирование, и выработки приоритетных направлений их развития проработаны еще недостаточно глубоко.

Цель диссертационного исследования заключается в обосновании выбора территорий для создания туристско-рекреационных ОЭЗ как одной из рациональных форм пространственной организации туристической отрасли и регионального развития.

Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач, определивших логику исследования:

• проанализировать теоретические подходы к определению основных категорий и понятий туристско-рекреационной деятельности, выстроить логически обоснованный понятийно-терминологический аппарат для ее характеристики, выявить содержание и взаимосвязь понятий территориальных туристско-рекреационных систем (ТТРС), территориальных туристско-рекреационных кластеров (ТТРК) и ТОЭЗ;

• выделить и классифицировать факторы, влияющие на формирование и территориальную организацию ТОЭЗ;

• разработать систему количественных показателей и методику интегральной оценки туристско-рекреационного потенциала региона;

• проанализировать зарубежный опыт создания ТОЭЗ и выяснить возможности его использования в России;

• выявить предпосылки организации ТОЭЗ в России и определить социально-экономический и экологический эффект от их создания;

• провести ранжирование регионов России на основе разработанной методики интегральной оценки их соответствия целям развития туристско-рекреационной деятельности и выявить среди них приоритетные для создания ТОЭЗ;

• обосновать перспективные направления развития ТОЭЗ на примере российского Причерноморья.

Объектом исследования являются туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических факторов, оказывающих влияние на пространственную организацию и развитие ТОЭЗ в России.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам развития туристско-рекреационных систем, исследованию проблем формирования и осуществления хозяйственной деятельности в особых экономических зонах, методологии оценки туристско-рекреационного потенциала территории, изучению региональных особенностей функционирования туристической отрасли.

Для решения поставленных в работе задач использовались различные научные методы: системный подход, сравнительно-географический, картографический, экономико-статистический, SWOT-aнaлиз.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили статистические сборники Федеральной службы государственной статистки (Рос-стат), материалы Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития), Министерства регионального развития РФ (Минрегион), материалы международных и всероссийских научно-практических конференций, посвященных проблемам развития туризма в России, специализированные научные издания (монографии), материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет. Кроме того, в работе использованы данные международных организаций, таких как Международная организация труда (ILO), Всемирный банк (WB), Международный валютный фонд (IMF), Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Всемирная туристская организация (UNWTO), Международный туристский совет (WTTC), а также доклады Всемирного экономического форума (WEF) и др.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на системе теоретических положений и научной позиции автора, состоящей в том, что создание в России необходимых предпосылок для устойчивого и динамичного развития конкурентоспособной на мировом рынке отрасли туризма возможно лишь путем широкого применения различных экономических механизмов, в том числе особых экономических зон, способствующих формированию благоприятного делового климата для привлечения отечественных и зарубежных инвесторов.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном изучении и систематизации социально-экономических факторов пространственной организации ТОЭЗ, обобщении зарубежного опыта их формирования и развития, а также определении возможностей эффективного применения механизма особых туристских зон в России на примере российского Причерноморья.

В ходе исследования получены следующие новые научные результаты:

• уточнены определения понятий туристско-рекреационной особой экономической зоны, территориального туристско-рекреационного кластера и туристско-рекреационных ресурсоввыявлены сущностные взаимосвязи между ними;

• составлена авторская классификация туристско-рекреационных ресурсов на основании анализа комплекса факторов, влияющих на формирование и территориальную организацию туристско-рекреационного хозяйства;

• разработана и применена авторская методика интегральной (балльной) оценки социально-экономических факторов развития регионов для целей создания ТОЭЗ, по результатам которой были отобраны и обоснованы приоритетные регионы для размещения особых зон;

• систематизирован и обобщен опыт развития ТОЭЗ в зарубежных странах, на основе которого построена модель эффективного функционирования особых зон в России;

• выявлены ключевые проблемы развития российских ТОЭЗ определен мультипликативный эффект от их создания на региональном и отраслевом уровнях;

• сформулированы приоритетные направления развития ТОЭЗ в России.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты позволяют развить и дополнить положения географической науки, касающиеся изучения аспектов пространственной организации туристско-рекреационной деятельности, ключевую роль в которой играет создание ТОЭЗ.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его основных положений и выводов при разработке государственной стратегии развития туристической отрасли в части совершенствования механизма функционирования ТОЭЗ. Предложенная автором оригинальная методика интегральной оценки уровня социально-экономического развития региона с точки зрения его туристско-рекреационной подготовленности может стать составной частью методики отбора территорий для создания ТОЭЗ. Материал диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе в преподавании дисциплин «Социально-экономическая география России» и «Региональная экономика».

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационная работа выполнена в рамках НИР кафедры экономической и социальной географии MILL У по теме: «Экономическая и социальная география России и новых независимых государств».

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях, организованных Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена (2010), Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого (2010), Московским педагогическим государственным университетом (2009, 2010, 2011, 2012), Московским государственным университетом (2011), Уральским государственным экономическим университетом (2011), Поволжской государственной социально-гуманитарной академией (2012), Волгоградским государственным университетом (2012).

Результаты исследования использованы при выполнении научно-практических работ и подготовке аналитических докладов Центром региональных исследований НИУ ВШЭ, в том числе при разработке Концепции развития Московской агломерации и Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. Отдельные теоретические положения и выводы диссертации применяются в процессе преподавания учебных дисциплин «Экономическая и социальная география России», «Рекреационная география» на географическом факультете Mill У.

Полученные результаты диссертационного исследования подтверждены справками о внедрении.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 13 научных работах общим объемом 5,4 п. л. (авт. объем 4,9 п. л.), в том числе в 5 статьях объемом 3,5 п. л. (авт. объем 3 п. л.) в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертационная работа изложена на 202 страницах и состоит из введения- 3 глав, объединяющих 9 параграфовзаключениясписка использованной литературы, включающего 147 источников, и 15 приложений. Работа содержит 10 таблиц и 25 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное автором исследование факторов и проблем формирования ТОЭЗ как одной из рациональных форм территориальной организации туристической отрасли и регионального развития позволило получить следующие научно значимые результаты.

1. Выстроен научно обоснованный и внутренне взаимосвязанный понятийно-терминологический аппарат диссертационного исследования, уточнено понятие территориального туристско-рекреационного кластера, сформулировано понятие туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Анализ существующих теоретических подходов к определению основных категорий туристско-рекреационной деятельности позволил установить, что рекреация и отдых, по сути, обозначают одно и то же явление и представляют собой совокупность различных способов (видов деятельности), нацеленных на восстановление израсходованных физических и духовных сил, посредством которых человек заполняет свой досуг. Туризм в данной системе понятий выступает в качестве одного из способов организации отдыха (или рекреации).

Выявлены и раскрыты сущностные взаимосвязи между понятиями ТТРС, ТТРК и ТОЭЗ. Уточнено, что ТТРК представляет собой сконцентрированную на некоторой локальной территории группу компаний, непосредственно занимающихся туристической деятельностью, а также смежных отраслей (обеспечивающих нормальное функционирование туристической отрасли), взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга и кластера в целом.

В свою очередь, ТТРС в сравнении с ТТРК показана как сложившаяся функциональная подсистема, выступающая неотъемлемой частью единой социально-экономической системы конкретного региона.

Изучение современных подходов к определению понятия особой экономической зоны позволяет рассматривать ее как эффективный экономический механизм, который может быть использован для стимулирования развития туристско-рекреационной деятельности в регионах.

Исходя из этого сформулировано понятие ТОЭЗ как географически ограниченной территории государства, в пределах которой законодательно устанавливается льготный режим на ведение туристической, а также иных смежных видов деятельности, обеспечивающих конкурентные преимущества и устойчивое развитие туризма. В рамках ТОЭЗ впоследствии может сложиться один или несколько локальных ТТРК.

С учетом выстроенного понятийно-терминологического аппарата составлена схема наполнения локального ТТРК в рамках ТОЭЗ, которая наглядно отражает возможные взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в различных отраслях экономики, напрямую или косвенно связанных с туризмом, в условиях ТОЭЗ. Также показаны возможные варианты пространственного развития нескольких локальных ТТРК, которые могут сформироваться в рамках одной ТОЭЗ и при условии возникновения устойчивых взаимосвязей образовать региональный ТТРК.

2. Уточнено определение понятия туристско-рекреационных ресурсов и проведена классификация комплекса факторов, влияющих на формирование и территориальную организацию ТОЭЗ.

Анализ подходов к оценке возможностей использования территории для туристско-рекреационной деятельности показал, что при выборе территориальных единиц для целей организации ТОЭЗ необходим комплексный учет факторов, влияющих на ее создание. Такие факторы представляют конкретный набор туристско-рекреационных ресурсов той или иной территории.

Обобщение трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению ТТРС, позволило определить туристско-рекреационные ресурсы как взаимосвязанные природные, культурно-исторические и социально-экономические системы и их элементы, непосредственно воздействующие на организацию и развитие туристско-рекреационного хозяйства.

С учетом предложенного подхода к определению понятия туристско-рекреационных ресурсов в работе выделены три группы факторов, оказывающих влияние на пространственную организацию и развитие туристско-рекреационного хозяйства: факторы окружающей среды, цивилизационные факторы, факторы организации туристско-рекреационной деятельности. Показано, что все эти факторы определяются экологической и социальной средой.

3. Разработана методика интегральной (балльной) оценки социально-экономических факторов развития регионов для целей создания ТОЭЗ.

На основе выявленной группы факторов организации туристско-рекреационной деятельности на территории предложена авторская методика интегральной оценки, позволяющая выявить регионы, обладающие наиболее привлекательными условиями для формирования ТОЭЗ. Установлено, что такая оценка является неотъемлемой частью многофакторного анализа природного и социально-экономического потенциала территорий при их рассмотрении в качестве возможных площадок для организации ТОЭЗ.

Наряду с оценкой социально-экономических условий развития регионов, в которых предполагается создание ТОЭЗ, многофакторный анализ должен включать такие важные этапы, как:

• анализ и оценка природного и культурно-исторического туристско-рекреационного потенциала территории;

• оценка локальных (на уровне муниципальных образований) социально-экономических предпосылок для развития конкретных видов туристско-рекреационной деятельности;

• определение приоритетных направлений развития ТОЭЗ и возможностей ее кластеризации.

В качестве основного элемента методики интегральной оценки предложена система статистических показателей, объединенных по девяти группам факторов и характеризующих процесс становления туристической отрасли в регионе. Эти показатели отражают как количественные, так и качественные параметры социально-экономической дифференциации регионов.

В силу неравнозначности выделенных групп социально-экономических факторов в работе осуществлено их ранжирование в зависимости от роли, которую они играют в формировании туристско-рекреационного хозяйства. С этой целью использованы коэффициенты весомости частных параметров.

При ранжировании факторов наибольший вес получили инфраструктурные, сервисные ресурсы, а также ресурсы туристско-рекреационной сферы. Влияние макроэкономических факторов, финансово-банковских и инвестиционных ресурсов определено как умеренное. Трудовым ресурсам, ресурсам строительства и социальному фактору присвоен наименьший вес вследствие их более слабого влияния на развитие туризма в регионе.

Также раскрыты основные этапы проведения собственно интегральной оценки регионов по степени их привлекательности для создания ТОЭЗ. Эти этапы включают в себя:

• отбор приоритетных для развития туризма регионов на основе оценки природного и культурно-исторического туристско-рекреационного потенциала;

• расчет показателей, применяемых при интегральной оценке, по каждому из выделенных регионов;

• сопоставление полученных результатов со среднероссийскими значениями данных показателей;

• ранжирование регионов на основе балльной оценки, учитывающей отклонения расчетных показателей от среднероссийского уровня.

Разработанная методика интегральной оценки факторов социально-экономического развития для целей создания ТОЭЗ апробирована на примере российских регионов. Результаты оценки получены посредством расчета показателей с использованием официальных данных Росстата за 2009;2011 гг. На ее основе построена картограмма, демонстрирующая пространственную дифференциацию субъектов РФ по степени их привлекательности для развития туристско-рекреационной деятельности.

По результатам интегральной оценки составлен рейтинг субъектов РФ, на основании которого выявлены регионы, обладающие наиболее благоприятными социально-экономическими предпосылками для территориальной организации развития ТОЭЗ. Их сопоставление с основными туристическими и курортными зонами федерального значения, выделенными В. Г. Гуляевым, позволило определить приоритетные для создания ТОЭЗ регионы. В их число вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Нижегородская, Калининградская, Ленинградская, Ростовская, Ярославская и Калужская области, Республика Татарстан, Краснодарский, Ставропольский и Приморский края.

Установлено, что эти субъекты РФ обладают наиболее благоприятным деловым климатом, а также более высоким в сравнении с другими регионами уровнем развития инфраструктуры для успешного осуществления туристско-рекреационной деятельности. Также сделан вывод, что формирование ТОЭЗ в данных регионах будет способствовать ускоренному развитию туристско-рекреационной сферы в России.

Организация ТОЭЗ в выявленных регионах позволит генерировать высокие доходы от туристско-рекреационной и смежных с ней видов деятельности. Успешный опыт функционирования ТОЭЗ может быть впоследствии распространен государством на регионы, обладающие высоким туристско-рекреационным потенциалом, но характеризующиеся недостаточным экономическим развитием для его реализации.

4. Обобщен опыт развития ТОЭЗ в зарубежных странах и выявлены особенности и проблемы организации ТОЭЗ в России.

Изучение зарубежного опыта показало, что формирование особых экономических зон имеет весьма успешную мировую практику. Так, в КНР, Панаме, на Филиппинах реализуется последовательная государственная политика по выстраиванию эффективно работающего механизма ТОЭЗ на основе комплексного подхода к ее осуществлению. При этом установлено, что особые зоны служат одним из наиболее действенных механизмов стимулирования развития отраслей, а также депрессивных регионов и отдельных территорий того или иного государства.

Выявлено, что во многих странах применяют четко регламентированные законодательством схемы управления зонами и контроля хозяйственной деятельности, осуществляемой их резидентами. В этих зонах широкое использование находят разнообразные формы государственно-частного партнерства, которые позволяют разграничить сферы ответственности государства и бизнеса при работе в рамках ТОЭЗ.

Как показал зарубежный опыт, на начальном этапе создания ТОЭЗ важную роль играет качество подготовки ее инфраструктуры: чем оно выше, тем успешнее функционирование особой зоны. При выборе территории для создания ТОЭЗ учитываются также возможности ее последующего роста. В рамках ТОЭЗ действует более льготный по сравнению с остальной территорией страны режим налогообложения, и применяются упрощенные процедуры визового режима и таможенного оформления. Одновременно с этим компаниям — резидентам зоны предоставляются разного рода преференции. Устанавливаемые в рамках особой зоны льготы распространяются не только на туристско-рекреационную, но и на смежные с ней виды деятельности в целях привлечения более широкого круга инвесторов.

Анализ современного состояния туристско-рекреационной сферы в России позволил выделить наиболее острые проблемы, препятствующие развитию туризма в стране. Их можно разделить на три группы: административно-законодательные, экономические и имиджевые. Большинство выявленных проблем вызваны общим системным кризисом, охватившим все сферы жизни российского общества после распада СССР — экономическую, социальную, политическую.

Успешному решению указанных проблем будет способствовать проведение целенаправленной политики форсированного развития туристической отрасли в регионах. В этом случае приоритетной задачей государства может стать формирование и законодательное закрепление стратегии комплексного освоения существующих ТТРК в рамках сложившихся ТТРС, а высокоэффективным механизмом реализации потенциала таких систем будет служить создание ТОЭЗ.

Анализ особенностей формирования ТОЭЗ в России показал, что, несмотря на принятое правительством РФ в 2007 г. решение об их организации и обоснованный выбор первых площадок для их размещения, существенных подвижек в развитии этих зон до сих пор не наблюдается. Выявлено, что одной из главных причин этого является низкая эффективность применения правовых и экономических инструментов развития ТОЭЗ.

Изучение характера влияния ТОЭЗ на экономику региона позволило установить, что положительные результаты деятельности особых зон способны ускорить его социально-экономическое развитие и повысить конкурентоспособность. Для подтверждения данного тезиса в работе обобщен положительный мультипликативный эффект, оказываемый ТОЭЗ на региональном и отраслевом уровнях.

По результатам анализа особенностей и проблем организации ТОЭЗ в российских регионах сделан вывод, что при принятии решений о создании зон важно учитывать характер межэтнических отношений и сложившуюся социальную обстановку, в частности отношение местных жителей к потенциальным туристам.

Особое внимание заслуживает изучению воздействия ТОЭЗ на экосистемы региона. Исследование особенностей ведения туристско-рекреационной деятельности позволило обосновать тезис о том, что туризм является уникальной отраслью хозяйства, которая, с одной стороны, предъявляет высокие экологические требования к территориям, где предполагается развитие отрасли, а с другой — способна оказать существенное негативное воздействие на природу. Природная среда является одним из важнейших факторов туристско-рекреационного потенциала, а загрязнение окружающей среды и нерациональное природопользование неизбежно приводят к снижению ее потребительских качеств и ценности.

В связи с этим обосновано, что при рассмотрении на государственном уровне возможностей организации ТОЭЗ в детальной проработке нуждаются программные мероприятия, направленные на защиту окружающей среды и сохранение природного равновесия территории, которое может быть нарушено вследствие увеличения антропогенной нагрузки, вызванной значительным ростом числа отдыхающих и строительством объектов туристско-рекреационной инфраструктуры.

5. Составлена типология и выявлены перспективы развития ТОЭЗ в России.

Для отбора территорий, отвечающих требованиям создания ТОЭЗ предложена классификация субъектов РФ по следующим критериям:

• степень привлекательности региона для развития туристско-рекреационной деятельности;

• ориентация региона на потенциальные страны — поставщики туристов в ТОЭЗ;

• соответствие территории потенциальным направлениям развития отдельных видов туризма.

Обосновано, что применение данной типологии позволит более полно учесть особенности территорий при принятии решений о выборе наиболее подходящих площадок для размещения ТОЭЗ.

С учетом изучения зарубежного опыта выделены шесть взаимосвязанных принципов построения эффективной модели ТОЭЗ в России, предусматривающих администрирование особой зоны, соблюдение территориальной целостности при выборе площадок для создания ТОЭЗ, полифункциональное развитие особой зоны, формирование положительного имиджа страны (и региона) в мире, агрессивный promotion потенциала ТОЭЗ, сбалансированность государственной экологической политики.

Рассмотрение перспектив развития созданных в России ТОЭЗ позволило сделать вывод о том, что, несмотря на невысокие значения проведенной интегральной оценки большинства регионов, где действуют особые зоны, многие из них обладают богатым природным и культурно-историческим потенциалом, который способен стать решающим фактором успешного функционирования этих зон при соблюдении вышеуказанных принципов.

Реализации потенциала действующих ТОЭЗ будет способствовать комплексное развитие их туристско-рекреационной инфраструктуры. Такие ее элементы, как дорожно-транспортные и инженерные объекты, целесообразно создавать не только в границах ТОЭЗ, но и на сопредельных территориях, что позволит распространить на них позитивный экономический эффект от деятельности особых зон.

Установлено, что каждая из запланированных к масштабному развитию ТОЭЗ должна иметь устойчивые и прочные связи с транспортными узлами (аэропорты, железнодорожные и автобусные вокзалы), которые будут нацелены на прием отдыхающих. Здесь необходимо развитие мультимодальных транспортных комплексов для обеспечения трансферных перевозок.

Одновременно с этим важно создать новое качество жизни для местного населения, условия для его самореализации и заинтересованности в привлечении большего числа туристов, в том числе из-за рубежа. Кроме того, значимым фактором повышения туристско-рекреационного потенциала территорий является стимулирование развития традиционных видов занятий проживающих там коренных народов.

Изучение пространственно-организационной структуры ТОЭЗ, в рамках которых будет происходить формирование ТТРК, позволило выявить перспективные направления их развития: во-первых, они должны охватывать довольно крупные по площади территории и, во-вторых, создаваться на базе существующих поселений как главных туристических центров этих зон.

Исходя из этого границы территорий существующих ТОЭЗ в России целесообразно подвергнуть определенной корректировке в сторону их увеличения и смещения относительно крупных поселений, что проиллюстрировано, в частности, на примере ТОЭЗ «Бирюзовая Катунь» и «Алтайская долина», общим центром которых может стать поселок МанжерокТОЭЗ «Байкальская Гавань» (поселок Турка) — ТОЭЗ «Ворота Байкала» (поселок Листвянка).

6. Определены приоритетные направления развития российского Причерноморья для целей создания ТОЭЗ.

По результатам интегральный оценки субъектов РФ с точки зрения реализации потенциала туристско-рекреационной деятельности показано, что одним из наиболее перспективных российских регионов для создания ТОЭЗ является Краснодарский край.

Выявлены причины отмены одного из первых в стране проектов по созданию ТОЭЗ — «Новая Анапа», среди которых следует выделить неправильный выбор места размещения зоны, низкий уровень подготовки инфраструктуры и непродуманная планировка территории, отсутствие действующих механизмов ГЧП, ярко выраженный монофункциональный характер развития зоны. Одновременно сформулированы предложения по возобновлению деятельности ТОЭЗ «Новая Анапа», касающиеся совершенствования ее планировочной структуры и оптимизации организационно-правовых механизмов функционирования зоны.

Показано, что для успешного развития ТОЭЗ ее территория должна получить вместо ранее утвержденной схемы планировки функциональное зонирование с выделением следующих зон: гостиничного строительства, тор-гово-развлекательной и общественно-жилой. Сделан вывод, что установленные в рамках особой зоны налоговые и таможенные льготы необходимо распространить не только на туристско-рекреационную деятельность, но и на смежные с ней виды деятельности. Кроме того, обоснована целесообразность разработки четкого и понятного для инвесторов законодательства, регулирующего все значимые аспекты применения различных схем ГЧП.

На основании проведенного 8УОТ-анализа современного состояния туристско-рекреационной отрасли российского Причерноморья определены приоритетные направления развития туристско-рекреационной сферы региона, к числу которых отнесены:

• создание ТОЭЗ в наиболее приоритетных для их организации районах: Приморский — Веселовка, Благовещенская — Сукко, Мысхако — Кабардинка, Геленджик — Дивногорское, Криница — Бетта, Джубга — Новомихай-ловский, Ольгинка — Небуг, Дедеркой — Лазаревское, Якорная Щель — Адлер;

• проведение агрессивной имиджевой рекламной и маркетинговой кампании как в России, так и за рубежом;

• совершенствование государственных механизмов регулирования туристической отрасли;

• вовлечение новых территорий в рекреационное использование и позиционирование новых видов туризма;

• повышение качества работы отелей путем совершенствования организационных форм управления гостиничным хозяйством;

• проведение мероприятий по улучшению качества пляжей и обеспечению их экологической безопасности;

• создание независимой региональной энергосистемы Причерноморья;

• • внедрение высоких стандартов обслуживания туристов и повышение качества предоставляемых туристских услуг, в том числе за счет подготовки и переподготовки кадров для отрасли.

Таким образом, последовательное преодоление проблем, препятствующих нормальному функционированию ТОЭЗ в России вместе с правильно выработанной государственной политикой по их развитию позволят привлечь крупных, в том числе зарубежных, инвесторов к работе в особых зонах, что в дальнейшем даст возможность существенно увеличить поток туристов и будет способствовать социально-экономическому развитию регионов и росту объемов ВРП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы и законодательные акты
  2. Федеральный закон Российской Федерации № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., в поел. ред. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон Российской Федерации № 1Э2-ФЗ от 24 ноября 1996 г., в поел. ред. «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»
  4. Указ Президента Российской Федерации N 1453 от 18 ноября 2004 года «О федеральном агентстве по туризму и федеральном агентстве по физической культуре и спорту»
  5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 2018 годы)», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 2 августа 2011 г.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 833 от 14 октября 2010 г. «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея»
  7. Постановление Липецкого областного Совета депутатов № 261-пс от 24 мая 2007 г. «О создании ОАО «Особые экономические зоны регионального уровня»
  8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г.
  9. Законы и законодательные акты зарубежных стран
  10. Panamars Law No. 58 Panama tourism development outside of the tourism zones, December 28,2006
  11. Panamars Law No. 8 «Legislation for Development Incentives for Tourism inthe Republic of Panama», June 14,1994
  12. Republic Act No. 7916 «The Special Economic Zone Act of 1995» approved by the Board of Directors of the Philippine Economic Zone Authority at the City of Makati, Philippines, 24.02.1995
  13. Rules and regulations to implement Republic Act No.7916 approved by the Board of Directors of the Philippine Economic Zone Authority at the City of Makati, Philippines, 17.05.1995
  14. Постановление Госсовета КНР о поощрении иностранных инвестиций, октябрь 1986
  15. B.JI. Процессы кластеризации экономики региона и оценка условий их реализации: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / В. JI. Абашкин- Финансовая академия при Правительстве РФ. -М., 2010.
  16. Ю.М. Роль особых экономических зон в социально-экономическом развитии территорий: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Ю.М.Александров- Институт экономики Российской академии наук. М., 2011.
  17. Н. Г. Курортно-рекреационные ресурсы России: учебное пособие для студентов географического факультета специальности 100 103 «Социально-культурный сервис и туризм». Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.
  18. В. Д. Кузнецов А. Н. Специальные экономические зоны в мировой экономике. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. М.: ТОО «ТЕИС», 1998.
  19. , О. А. Зарубежный опыт формирования особых экономических зон. М.: ЦЭМИ РАН, 2008. — 46 с.
  20. JI.A. Рекреационные ресурсы (подходы к анализу понятия) / JI.A. Багрова, Н. В. Багров, B.C. Преображенский / Изв. АН СССР. Сер. геогр. -1977.-№ 2.-С. 5−12.
  21. JI.A. Физико-географические (природоведческие) основы рекреационной географии: учеб. пособие / JI.A. Багрова, П. Д. Подгородецкий. -Симферополь: Симф. гос. ун-т, 1982. 63 с.
  22. М. Специальные экономические зоны Китая. М.: 1997.
  23. В. С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. Ин-т географии Рос. акад. наук и др. -М.: Ваш выбор. ЦИРЗ, 1997.
  24. Беляев Б.А.: Туристский комплекс: основные направления развития и проблемы управления. Саратов: Наука, 2006.
  25. М. Б. Введение в туризм. Изд. 9-е, доп. и перераб. — Санкт-Петербург: Невский фонд: Герда, 2008.
  26. , М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. СПб.: Изд-во торговый Дом «Герда», 2000. — 192 с.
  27. С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Боголюбова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 256 с.
  28. A.B. Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / A.B. Бойко- Балтийская академия туризма и предпринимательства. Новосибирск, 2011.
  29. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1978.
  30. Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: Наука, 1982. — 190 с.
  31. Возможности и проблемы создания на территории СССР зон совместного предпринимательства: Сб. науч. тр. / Р. К. Мухаметов, Т. М. Нирша, С. А. Пономарев, А. Ю. Козьменко / Всесоюз. н.-и. конъюнкт, ин-т. М.: ВНИКИ, 1991.
  32. Географические аспекты исследования рекреационных систем: сб. статей под ред. Ю. К. Ефремова, Б. Н. Лиханова / Моск. фил. Геогр. о-ва СССР. -М.: МФГО, 1979
  33. Географические проблемы организации туризма и отдыха. Выпуск 1. -М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1975. 144 с.
  34. Географические проблемы охраны природы при организации отдыха и туризма: Сб. ст. / под ред. Ю. С. Путрика, В. В. Свешникова / Моск. фил. Геогр. о-ва СССР АН СССР. М.: МФ ГО, 1985,1987
  35. География рекреационных систем СССР / под ред. B.C. Преображенского, В. М. Кривошеева. -М.: Наука, 1980.-219 с.
  36. География туризма: учеб. для вузов / под ред. А. Ю. Александровой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: КноРус, 2009. — 592 с.
  37. А. В. Курортно-рекреационное хозяйство: регион, аспект / Совет по изуч. производ. сил АН СССР. М.: Наука, 1991.
  38. В.Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.
  39. В.Г. Туризм экономика и социальное развитие. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  40. М. С. Правовые и социально-экономические проблемы формирования свободных экономических зон: мировой опыт и российское законодательство. -М.: Инкоцентр, 1997.
  41. М. С. Свободные экономические зоны: опыт, проблемы, перспективы. -М.: Открытый мир, 1997.
  42. М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. -Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 61−77.
  43. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. — 326 с.
  44. А. А. Механизм привлечения инвестиций в курортно-туристский комплекс: автореферат дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.А.Забегаева- Моск. акад. гос. и муниципального упр. Москва, 2009
  45. . И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М.: Финансы и статистика, 2001. 368 с.
  46. И. В., Квартальное В. А. Туристский терминологический словарь / Рос. междунар. акад. Туризма. -М.: Сов. спорт, 1999.
  47. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России: учеб. пособие / В. В. Ивченко, Л. Б. Самойлова / Под ред. В. В. Ивченко. Калининград: Янтар. сказ, 1999.
  48. П.И. Комплексная методика оценки потенциала культурных и природных объектов туризма// Туризм и региональное развитие: Сборник науч. статей. Вып. 5 Смоленск: Универсум, 2008. — 616 е., С. 39−45.
  49. В.А. Туризм 2-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 336 с.
  50. Ю. П. Туристские кластеры: теоретические и методологические вопросы формирования. Смоленск: Универсум, 2009. — 192 с.
  51. В. Н., Филиппович Л. С., Чалая И. П. Рекреационные ресурсы СССР: пробл. рацион, использ. / Ин-т географии АН СССР. М.: Наука, 1990
  52. Е. Ю.: Экологический туризм и экология туризма: учебное пособие. 2-е изд., М.: Академия, 2008.
  53. С. А. Свободные экономические зоны в мировой экономике: учеб. пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.
  54. Красные иероглифы: очерки о перестройке в экономике Китая / В. Я. Ро-манюк. М.: Политиздат, 1989. — 303 с.
  55. К. В. Экономико-географическая оценка рекреационного потенциала России для развития международного туризма: автореферат дис. канд. географ, наук: 25.00.24 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 2002
  56. Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: материалы регион, науч.-практ. конф., 22 апр., 2005 г. Краснодар: Просвещение-Юг, 2005.
  57. A.C. Рекреационная география: учеб.-метод. комплекс/ A.C. Кусков, В. А. Голубева, Т. Н. Одинцова. -М.: Флинта, 2005. 496 с.
  58. A.C. Туристское ресурсоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр Академия, 2008.-208 с.
  59. . Н. География отдыха. -М.: О-во «Знание» РСФСР, 1985
  60. Л.Ю. Геосистемный анализ туристско-рекреационной деятельности / Вестн. Моск. ун-та. Сер.5 Геогр. 2008. № 1 С. 27−31.
  61. Л.Ю. Основы геосистемного анализа в социально-экономической географии / Актуальные вопросы современной географии. Вып.4. / Отв. ред. Л. Ю .Мажар Смоленск: Универсум, 2005. — С. 128 — 135.
  62. Л.Ю. Роль туристско-рекреационных территориальных систем в устойчивом развитии регионов / Туризм и устойчивое развитие регионов. -Тверь: Издательство Тверского госуниверситета, 2005. С. 46 — 48.
  63. Л.Ю. Теоретические основы анализа условий и факторов формирования территориальных туристско-рекреационных систем / Региональные исследования, 2008. -№.3 С. 17−28.
  64. Л.Ю. Теоретические основы формирования территориальных туристско-рекреационных систем / География и туризм. Сборник научных трудов. Вып. 2. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2006. — С. 140 — 151.
  65. Л.Ю. Территориальные туристско-рекреационные системы. Монография. Смоленск: Универсум, 2008. — 212 с.
  66. , В. П. Всемирное культурное наследие: научно-популярное справочное издание. -М.: Логос, 2002.-416 с.
  67. В. П. Географическая картина мира. В 2-х книгах. Книга 1.-М.: Дрофа, 2009.
  68. A.A. Экономическая оценка естественных ресурсов. М.: Мысль, 1972.
  69. Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. М., Изд-во Московского ун-та, 1981.-207 с.
  70. В. В., Московцева Л. В. Особые экономические зоны: теория и практика, Инновационный Вестник Регион. 2008. -№ 4. С. 2−7.
  71. Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги: -М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.
  72. В.Б., Смирнова Е. Д., Швидченко Л. Г. Методы рекреационной оценки территорий. / Вестник МГУ. Сер. 5. География, 1973. -№ 5. С. 49.
  73. Е.Л., Плисецкий Е. Е. Пространственная дифференциация российской экономики / Теоретический и научно методический журнал «География в школе». М.: Изд-во «Школа-Пресс». — 2010. -№ 9. — С. 18−27.
  74. Подходы к оценке условий рекреационной деятельности / Л. И. Мухина и др. / Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1974. -№ 3. — С. 112−121.
  75. Портер, Майкл, Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.
  76. С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны. Консорциумпо вопросам прикладных экон. исследований. М.: ИЭПП, 2007.-268 с.
  77. Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма: материалы 6-й Международной научно-практической конференции г. Сочи, 16−19 мая 2006 г. / науч. ред. В. А. Леонов. Сочи: СГУТиКД, 2006
  78. Ю. С., Свешников В. В. Туризм глазами географа. М.: Мысль, 1986.-158 с.
  79. Районирование для целей организации отдыха и туризма: сб. ст. под ред. Ю. С. Путрика, В. В. Свешникова / АН СССР, Моск. фил. Геогр. о-ва СССР. -М.:МФГО, 1986.
  80. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под общ. ред. С. С. Артоболевского, О. Б. Глезер М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011.
  81. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. — 990 с.
  82. Н. Ф., Штильмарк Ф. Р. Особо охраняемые природные территории. -М.: Мысль, 1978.-295 с.
  83. Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. -М.: Россия молодая, 1994.
  84. Рекреационная география СССР: аспекты развития и размещения, сб. ст. под ред. Ю. С. Путрика, В. В. Свешникова / Моск. фил. Геогр. о-ва СССР. -М.: МФГО, 1983.
  85. Рекреационные ресурсы и методы их изучения: сб. ст. под ред. Б. Н. Лиха-нова, В. М. Кривошеева / Моск. фил. Геогр. о-ва СССР. М.: МФГО СССР, 1981
  86. . Б. Поляризация ландшафта как средство сохранения биосферы и рекреационных ресурсов / Ресурсы, среда, расселение. М., 1974. С. 81−88. ЮО. Романюк В. Я. Прыжок дракона. Как вести бизнес с китайцами. М. Известия, 2005.-672 с.
  87. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сбУРосстат. М., 2011.-795 с.
  88. Свободные экономические зоны и развитие международного туризма: науч.-аналит. Обзор / Л. А. Зубченко / АН СССР, ИНИОН, Сочин. н.-и. центр «Управление развитием рекреац. территорий и туризма». М.: ИНИОН, 1991.
  89. Специальные экономические зоны Китая: пер. с кит. / Сюй Цзыцэ, Цай Жэньцюнь- Отв. ред. П. Н. Тесля, Комиссарова С. А. Новосибирск: Наука: Сиб. изд. фирма, 1993. -218 с.
  90. В.Б., Крейндлин М. Л., Куксин Г. В. Организация и деятельность службы охраны в государственных природных заповедниках и национальных парках: справочно-методическое пособие. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2006. — 160 с.
  91. Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. B.C. Преображенский. М.: Наука, 1975.-245 с.
  92. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития (отечественные и зарубежные исследования) / под ред. В. И. Кружалина, А. Ю. Александровой. -М.: Советский спорт, 2008.
  93. Туризм и рекреация. Фундаментальные и прикладные исследования: труды III международной научно-практической конференции, МГУ им. М. В. Ломоносова, географический фак-т, Москва, 24−25 апреля 2008. М.: Советский спорт, 2008.
  94. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Междунар. науч.-практ. конф., МГУ им. М. В. Ломоносова, географический фак-т, Москва, 27−28 апр. 2006 г. -М.: Турист, 2006.
  95. Туризм как фактор регионального экономического развития в России: проблемы измерения роли туризма в регион, экономике / С. Л. Дж. Смит, А. А. Татаринов, С. Л. Пошнагов, П. С. Трехлеб / Сочин. гос. ун-т туризма и курорт. Дела. Сочи: СГУТиКД, 2003.
  96. Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы II международной научно-практической конференции 23−25 мая 2007 г. Улан-Удэ / ред. колл. Л. Б.-Ж Максанова и др. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2007.
  97. П.Г. Рекреационная география СССР: курортологические аспекты / П. Г. Царфис. М.: Мысль, 1979.-312 с.
  98. Экологический туризм. Экологическая, климатическая, рекреационная оценка территории как объектов экологического туризма: учебное пособие / Дегтярев А. Н. и др. Уфа: Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, 2007.
  99. Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.- под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой, 4-е изд., испр. и доп. -М.: КНОРУС, 2010.
  100. Beaver A. A. Dictionary of Travel and Tourism Terminology. Wallingford: CAB Interna-tional, 2002.
  101. Definitions of Leisure and Recreation. A. J. Veal. Reproduced from: Australian Journal of Leisure and Recreation, Vol. 2, No. 4, 1992, pp. 44−48, 52.
  102. Enclavisation of Tourism: Special Tourism Zones (STZs) in India. Equations, december 2007.
  103. Environmental Implications of the Tourism Industry. Terry Davies, Sarah Ca-hill. Washington: Resources for the Future, 2000.
  104. Goeldner C.R., Brent Ritchie J. R. Tourism: principles, practices, philosophies: eleventh ed. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2009 — 655 p.
  105. Global tourism / ed. by William F. Theobald. 3rd ed. Amsterdam: Elsevier, 2005.
  106. Hall С. M. The geography of tourism and recreation: environment, place, a. space. 2nd ed. London- New York: Routledge, 2002.
  107. International Convention on the Simplification and Harmonization of Customs Procedures (Revised), June 1999.
  108. Mapes К. Expanding ecotourism: Embedding environmental sustainability in Panama’s burgeoning tourist industry. Harvard Environmental Law Review, 2009.
  109. , A. & Wall, G. 1992. Tourism: Economic, physical and social impacts. London: Longman
  110. Medlik S. Dictionary of travel, tourism and hospitality / S. Medlin. M.: РГБ, 2003.
  111. Pearce D. Tourism today: A geographical analysis. Second edition. London: Longman, 1995
  112. Pitman Sinclair M. Т., Stabler M. The economics of tourism. New York: Routledge, 1997
  113. Porter M.E. The competitive advantage of nations. New York: The Free Press, 1990.
  114. Qualitative research in tourism: ontologies, epistemologies a. methodologies / ed. by Jenny Phillimorea. Lisa Goodson. London- New York: Routledge, 2004
  115. Recommendations on Tourism Statistics. United Nations, New York, 1994
  116. Special Economic Zones. Global Experience and Best Practices. Kishore Rao, BearingPoint, Inc. April 29,2004
  117. Special economic zones: performance, lessons learned, and implications for zone development. Investment Climate Advisory Services of the World Bank Group, april 2008
  118. Sustainable tourism: a global perspective / Ed. by Rob Harris. Oxford: Butterworth Heinemann, 2002
  119. UNWTO Tourism Highlights, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010, 2011, 2012 Editions
  120. China Development Zones, www.cadz.org.cn/en
  121. Федеральное агентство по Туризму (Ростуризм), www.russiatourism.ru
  122. Курорты России: основные тенденции и перспективы развития. Департамент Консалтинга, Аналитики и Исследований, май 2009, www.blackwood.ru
  123. Сайт http://www.turizm2.ru/hotels.html Туризм в России: проблемы и перспективы отрасли
  124. База данных The World Travel & Tourism Council (WTTC), http://www.wttc.org/research/economic-data-search-tool
  125. Курорты Кубани, http://www.kurortkuban.ru/
  126. Philippine economic zone authority, http://www.peza.gov.ph
  127. Официальный интернет-портал муниципалитета Шэньчжэнь, http://www.sz.gov.cn/cn
Заполнить форму текущей работой