Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Для проверки гипотезы, решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов и методик исследования, адекватный природе и целям изучаемого явления: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, позволяющий выявить тенденции развития профессионального образованиясистемный и компетентностный подходы, обеспечивающие подготовку… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы административно-управленческой деятельности в инженерно-педагогическом образовании
    • 1. 1. Специфика и концептуально значимые аспекты обновления инженерно-педагогического образования
    • 1. 2. Стратегические ориентиры административно-управленческой деятельности в подготовке будущих менеджеров
    • 1. 3. Проблемы профессиональной подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Концептуальный подход в профессиональной подготовке будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности
    • 2. 1. Теоретическая модель профессиональной подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности
    • 2. 2. Дидактическая модель профессиональной подготовке будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реформирования высшего образования, перехода на многоуровневую подготовку профессиональных кадров, конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования.

В условиях расширения функций образовательных систем для будущих менеджеров инженерно-педагогического образования все большее значение приобретают такие качества личности как готовность к непрерывному развитию, способность к взаимодействию, мобильность, аналитические, прогностические и другие способности. Особую роль в процессе обучения будущих менеджеров инженерно-педагогического образования играет административно-управленческая деятельность, направленная на овладение объемом знаний по управлению, экономике, педагогике, психологии.

В условиях инновационного развития образования, необходимости внедрения управленческих механизмов в образовательную практику проблема подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности становится особенно актуальной. В связи с этим возрастает интерес к этой проблеме, т.к. административно-управленческая деятельность будущих менеджеров инженерно-педагогического образования позволяет обеспечить повышение качества образования, организовать такой процесс обучения и воспитания, при котором достигается наибольшая эффективность педагогического процесса.

В процессе решения данной проблемы мы опирались на зарубежный и отечественный опыт в области управления: Д. М. Гвишиани, П. Друкера, М. Х. Мескона, А. Файоля и др. Следует также отметить, что проблема подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности недостаточно изучена в отечественном педагогическом опыте. Поэтому особую значимость для исследования приобретают труды Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, 3.

В.П.Беспалько, В. С. Данюшенкова, Ю. Н. Петрова, Н. Ю. Талызиной, и др., в которых раскрываются различные аспекты профессиональной подготовки специалистов.

Таким образом, исследования в области подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности позволили выявить ряд противоречий:

— между потребностью современных образовательных учреждений в специалистах, качественно подготовленных к успешному решению управленческих задач и реальной практикой подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования в инженерно-педагогическом вузе;

— между структурно-функциональной расчлененностью педагогической и административно-управленческой деятельности при подготовке будущих менеджеров инженерно-педагогического образования и необходимостью разработки целостной системы административно-управленческой подготовки студентов;

— между объективной потребностью обеспечения конкурентоспособности будущих менеджеров в сфере инженерно-педагогического образования и отсутствием механизма подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования.

Представленные противоречия, а также недостаточная разработанность проблемы подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности обусловило выбор темы диссертационного исследования «Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности».

Цель исследования — разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов — будущих менеджеров инженерно-педагогического образования.

Предмет исследования: содержание и процесс подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического вуза к административно-управленческой деятельности.

Гипотеза исследования. Процесс подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования в инженерно-педагогическом вузе к административно-управленческой деятельности будет более эффективный, если:

• на основе социально-экономических, социально-педагогических факторов, системного, программно-целевого подходов спроектировать подготовку будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческую деятельности;

• построить теоретическую модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, на основе принципов комплексности, социальной обусловленности, преемственности, соответствия и перспективности;

• реализацию теоретической и дидактической моделей в практику работы вуза осуществлять с помощью организационно-педагогических условий: информационных, профессиологических, материально-технических, научно-методических, финансово-экономических, организационно-управленческих.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в диссертации решались следующие задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности в контексте ведущих тенденций и ценностей развития современного образования.

2.Разработать и апробировать теоретическую модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности.

3. Разработать дидактическую модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности с учетом содержательной и структурной специфики.

4. Экспериментально проверить эффективность моделей подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, согласно организационно-педагогическим условиям.

Методолого-теоретическую основу исследования составили:

— теория системного подхода (В.Г.Афанасьев, М. Н. Каган, Ю.А. Конар-жевский, Г. Н. Сериков и др.);

— идеи менеджмента (М.Х.Мескона, А. Файоль, Д. М. Гвишиани, Ю. П. Васильев, Г. Х. Попов и др.);

— теория непрерывного многоуровневого профессионального образования (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, A.M. Новиков, Ю. Н. Петров и др.);

— теоретические основы педагогического менеджмента (С.Я.Батышев, А. Ф. Лебедев, В. П. Симонов, В. А. Сластенин, А. Г. Соколов, Р. Х. Шакуров и др-);

— единство теории и практики (Ю.К.Бабанский, М. А. Данилов, B.C. Да-нюшенков и др.) — управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых (А.К.Маркова, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова и др.);

— теории личностно-ориентированного подхода (Е.О.Галицких, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.);

— основные идеи и концепции развития профессионального образования (С.Я.Батышев, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, Е. В. Ткаченко и др.) — основные положения теории и практики моделирования (В.П.Беспалько, Л. Б. Ительсон, Э. И. Моносзон, Е. С. Полат, Г. К. Селевко,.

B.А.Штофф и др.).

При рассмотрении психолого-педагогических аспектов исследуемой проблемы мы опирались на:

— работы по методологии, логике и методике исследования в педагогических науках (Б.С.Гершунский, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, А. М. Новиков, Ю. Н. Петров, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, Д. И. Фельдштейн и др.);

— исследования общей закономерности развития высшей профессиональной школы (С.И.Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько,.

C.И.Зиновьев, Н. Д. Никандров и др.);

— теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий (В.П.Беспалько, М. Е. Бершадский, В. В. Грузеев, В. В. Давыдов, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Е. С. Полат, Г. К. Селевко и др.);

— теорию и методологию профессионально-педагогического образования (Л.В.Веретенников, А. А. Вербицкий, В. М. Данильченко, В. П. Кузовлев, В. П. Онушкин, А. Ю. Петров, В. П. Симонов и др.).

Взаимосвязь указанных методологических подходов позволяет получить обоснованные теоретические результаты исследования.

Методы исследования. Для проверки гипотезы, решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов и методик исследования, адекватный природе и целям изучаемого явления: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, позволяющий выявить тенденции развития профессионального образованиясистемный и компетентностный подходы, обеспечивающие подготовку будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельностиметод моделирования для построения модели подготовки к административно-управленческой деятельностиэмпирические методы: наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Волжском государственном инженерно-педагогическом университете на кафедре профессиональной педагогики, а затем на кафедре профессиональных педагогических технологий. В эксперименте приняли участие студенты специальности «Менеджмент организации», специализации «Управление образованием», очная форма обучения на 2, 3, 4 и 5 курсах обучения.

Исследование проведено в период с 2005 года по 2009 год. Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы.

Этапы исследования.

На первом этапе (2003 — 2005 гг.) изучались и анализировались нормативные документы профессионального образования, отечественные и зарубежные публикации по проблеме деятельностного подхода, административно-управленческой деятельности, диссертационные исследования, сопряженные с темой исследования, что позволило наметить параметры исследования, сформулировать цель, объект, предмет, задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Разрабатывался авторский модульный учебный курс «Основы административно-управленческой деятельности в образовательном учреждении высшего профессионального образования». Проводился констатирующий эксперимент.

Основные методы исследования: общенаучные теоретические методы, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение.

На втором этапе (2005 — 2007 гг.) отрабатывались методологические и теоретические аспекты исследования. Был определен комплекс методолого-теоретических основ подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельностиразрабатывались теоретическая и дидактическая модели подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности на базе обучения студентов по специ8 альности «Менеджмент организации" — осуществлялась экспериментальная апробация выдвинутых положений в ходе формирующего эксперимента.

Основные методы исследования: общенаучные теоретические методы, педагогическое моделированиепедагогический экспериментанализ педагогической деятельности преподавателей и рефлексия собственной преподавательской практикианкетирование, наблюдениеметод экспертных оценокисследование динамики развития способностей студентовматематическая обработка и графическое оформление данных.

На третьем этапе (2007;2009 гг.) продолжается педагогический эксперимент (формирующий этап) по внедрению авторского модульного учебного курса «Основы административно-управленческой деятельности в образовательном учреждении высшего профессионального образования». Проводились анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, обработка и оформление результатов исследования, их внедрение в практику. Результаты исследовательской работы также оформлялись в виде научных и учебно-методических изданий.

Основные методы исследования: анализ теоретических положений работы, их корректировка, оценка результатов экспериментальной работы, формулировка выводов.

Научная новизна исследования:

1. Уточнена сущность административно-управленческой деятельности, которая содержательно понимается как базисная, интегративная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами, и структурно включает три составляющие:

• знания, умения;

• ценностные ориентации, готовность к действию;

• поведение, действия.

2. В соответствии с содержательно-структурной характеристикой административно-управленческой деятельности разработаны и обоснованы теоретическая и дидактическая модели процесса подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, включающие: о Целевой компонент, который определяется потребностями совершенствования подготовки в вузе будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности. о Мотивационный компонент, который определяется положительным отношением студента к будущей профессиональной деятельности. о Содержательно-деятельностный компонент, представляющий собой подсистему, составляющую содержание предметной подготовки специалиста, которая определяется образовательными стандартами и другими нормативными документами. о Результативно-рефлексивный компонент, определяющий готовность специалиста к работе в сфере образования.

3. Разработаны организационно-педагогические условия реализации моделей подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, включающие: информационные, профессиологические, материально-технические, научно-методические, финансово-экономические, организационно-управленческие.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что обоснованы и разработаны подходы к подготовке будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, выражающиеся в понятиях, принципах и моделях:

— уточнены основные понятия, выступающие в качестве исходных сущностных характеристик исследуемого объекта: «деятельность», «управленческая деятельность» и «административно-управленческая деятельность»;

— обоснованы принципы построения теоретической (комплексность, социальная обусловленность, преемственность, соответствие, перспективность) и дидактической (интеграция, доминантность, развитие) моделей;

— доказано, что реализация теоретической и дидактической моделей на практике осуществляется с помощью организационно-педагогических условий, что может быть использовано в педагогических исследованиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Разработанные теоретическая и дидактическая модели подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности внедрены в процесс обучения студентов по специальности «Менеджмент организации», специализации «Управление образованием» в Волжском государственном инженерно-педагогическом университете и Арзамасском государственном педагогическом институте, Негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования «Интеллект-К».

2. Разработан и реализован авторский модульный учебный курс «Основы административно-управленческой деятельности в образовательном учреждении высшего профессионального образования», состоящий из четырех модулей: модуль 1 включает учебную дисциплину «Конфликтология" — модуль 2 — учебные дисциплины «Социология и психология управления» и «Социодинамика культуры», а также учебно-ознакомительную практикумодуль 3 — учебную дисциплину «Этика и психология деловых отношений» и практику менеджментамодуль 4 — учебную дисциплину «Связи с общественностью» и преддипломную практику.

Основные понятия исследования:

Деятельность — это процесс определения параметров, которые отвечают потребностям совершенствования специалиста, что предполагает, прежде всего: вычленение проблем, которые решает специалист в процессе повседневной деятельностиреализацию функций профессиональной деятельностивыделение этапов деятельностииспользование профессиональных знанийприменение умений и навыков, необходимых в работе.

Управленческая деятельность — это совокупность действий руководителя по отношению к отдельным сотрудникам или коллективу в целом, которые являются объектом управления, включающие в себя определение цели и задачи управления, сбор и обработку информации, подготовку, принятие и реализацию управленческих решений.

Административно-управленческая деятельность — это система взаимосвязанных, целенаправленных действий в многоуровневой структуре «административное управление — управление педагогическим процессом — самоуправление», главной целью которых является организация развивающего пространства, социализации, профессионализации субъектов педагогического процесса, обеспечивающая непрерывное развитие образовательного учреждения и его стабильное функционирование. Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическая модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, которая включает: о Целевой компонент определяется потребностями совершенствования подготовки в вузе будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности. о Мотивационный компонент определяется положительным отношением студента к будущей профессиональной деятельности. о Содержательно-деятелъностный компонент представляет собой подсистему, составляющую содержание предметной подготовки специалиста, которая определяется образовательными стандартами и другими нормативными документами. о Результативно-рефлексивный компонент определяет готовность специалиста к работе в сфере образования.

2. Дидактическая модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, состоящая из следующих блоков:

— содержательный блок, обусловленный содержанием профессиональной подготовки, которая в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования представлена совокупностью четырех разделов учебных дисциплин;

— технологический блок, связанный с организацией процесса формирования профессиональной компетентности менеджера инженерно-педагогического образования с точки зрения компетентностного подхода.

3. Организационно-педагогические условия реализации моделей (теоретической и дидактической) подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности:

— информационные, направленные на сбор, накопление, передачу и использование научной, научно-производственной информации в образовательной деятельности;

— профессиологические, обеспечивающие профессиональную ориентацию, профессиональный отбор абитуриентов, профессиональную направленность в процессе обучения на каждом уровне подготовки и др.;

— материально-технические, представляющие комплекс научно-технического обеспечения всех образовательных зон (учебных, воспитательных, производственно-технологических, компьютерных и др.);

— научно-методические, составляющие основу для создания и реализации научно-исследовательской программы совершенствования подготовки специалистов, дидактико-методического учебно-воспитательного процесса на каждом уровне подготовки;

— финансово-экономические, включающие финансовое обеспечение, экономический прогноз и анализ;

— организационно-управленческие, обеспечивающие интенсификацию многоуровневого непрерывного профессионального образования через создание нормативно-правовых, финансовых, материально-технических, кадровых условий.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются применением методологии социально-педагогических исследований и использованием методов, адекватных целям и задачам исследованияцелесообразным сочетанием количественных и качественных методов анализа, проведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры профессиональной педагогики, а затем на заседаниях кафедры профессиональных педагогических технологий Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

Теоретические и экспериментальные результаты исследовательской работы обсуждались и были одобрены на научно-практических конференциях: Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы: сборник статей и материалов III межрегиональной научной конференции студентов и аспирантов (г. Киров, 25 января 2007 г.), Социально-экономическая ситуация в России: состояние и перспективы: сборник статей и материалов IV межрегиональной научной конференции студентов и аспирантов (г. Киров, 25 января 2008 г.), Инновации в системе непрерывного профессионального образования: сборник трудов IX Международной научно-методологической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов (3, 4 апреля 2008 г.), Научное педагогическое наследие А. П. Беляевой в системе профессионального и инженерно-педагогического образования в России (к 80-летию со дня рождения и ко дню памяти): материалы II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специа.

14 листов 30 сентября 2008 г.), Инновации в системе непрерывного профессионального образования: материалы X международной конференции научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов, Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сборник докладов международной научной заочной конференции (Липецк, 13 июня 2009 г.), Университетские округа России: глобальные и региональные аспекты развития российского образования: сборник тезисов и краткая стенограмма круглого стола третьей Всероссийской научно-практической конференции региональных университетских округов России, Казань, 15 — 16 мая 2009 г.

Разработанные учебно-методические материалы были внедрены в учебный процесс Волжского государственного инженерно-педагогического университета, Арзамасского государственного педагогического института, Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования «Интеллект-К».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 175 источников и 2 приложений.

Выводы по второй главе.

1. На основании выделенных теоретико-методологических подходов разработана концепция подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, включающая теоретические подходы и ведущие идеи (основания) построения системы, теоретическую и дидактическую модели.

2. Обоснованы принципы построения теоретической модели подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, обусловленные спецификой совершенствования профессиональной подготовки студентов: комплексность, социальная обусловленность, преемственность, соответствие и перспективность.

3. На основании выявления сущности профессиональной подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности как развитой формы системного организованного научно-педагогического знания и значимости профессиональной компетентности специалиста в совершенствовании его профессиональной подготовки построена теоретическая модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности. Она включает следующие компоненты: целевой, моти-вационный, содержательно-деятельностный, функциональный и результативно-рефлексивный.

4. Выделены и обоснованы принципы построения дидактической модели подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности: принцип интеграции, принцип доминантности, принцип развития, принцип приоритета практики.

5. Построена дидактическая модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, которая состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: содержательного и технологического.

6. Разработаны и обоснованы организационно-педагогические условия реализации моделей (теоретической и дидактической) подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности: информационные, профессиологические, материально-технические, научно-методические, финансово-экономические, организационно-управленческие.

7. За счет внедрения и реализации интегрированного содержания авторского модульного учебного курса «Основы административно-управленческой деятельности в образовательном учреждении высшего профессионального образования», состоящего из 4 модулей (модуль 1 включает учебную дисциплину «Конфликтология" — модуль 2 — учебные дисциплины «Социология и психология управления» и «Социодинамика культуры», а также учебно-ознакомительную практикумодуль 3 — учебную дисциплину «Этика и психология деловых отношений» и практику менеджментамодуль 4 — учебную дисциплину «Связи с общественностью» и преддипломную практику) существенно дополнилось содержание профессиональной подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования.

8. В процессе исследования выяснилось, что для студентов наиболее сложными оказались вопросы, связанные с применением знаний в конкретных профессиональных ситуациях. Студенты не владели способами решения административно-управленческих задач, затруднялись в способах принятия решений, разрешения конфликтов.

Заключение

.

1. Современные тенденции развития образования, а также предъявляемые требования к уровню и качеству подготовки специалистов сферы управления образованием требуют выдвижения новых научных идей развития профессиональной подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования в период обучения в вузе. Сущность идеи соI стоит в следующем: процесс обучения будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности рассматривается в качестве основного компонента профессиональной подготовки, обеспечивающий готовность выпускника к работе на любом уровне управления образованием.

2.. Выявлены особенности менеджмента в образовании, главные из которых: выраженный взаимодействующий характер педагогической и управленческой деятельности в учебном заведениив своем составе управленческая деятельность имеет общие компоненты независимо от предмета деятельности, подчиняется общим закономерностямносит комплексный, многоплановый, многоуровневый характер.

3. Выделены три основные группы ключевых проблем при формировании административно-управленческой деятельности при профессиональной подготовке будущих менеджеров инженерно-педагогического образования. Первая группа проблем связана с четким разделением обязанностей между сотрудниками вуза. Вторая проблема возникает в связи с несоответствием между обязанностями сотрудника и его реальными полномочиями. Проблемы третьего уровня коренятся в отсутствии четкой системы стимулирования при выполнении своих функций сотрудниками высшего учебного заведения.

4. Была предложена индивидуальная управленческая концепция, профессиональное мышление и стиль административно-управленческой деятельности руководителя, позволяющая оптимизировать управленческие воздействия за счет повышения деятельностной рефлексии преподавателей и их инновационной потребности. Инновационная практика наиболее эффективно реализуется при рефлексивном подходе к управлению творческим педагогическим процессом.

5. Обоснованы принципы построения теоретической модели подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, обусловленные спецификой совершенствования профессиональной подготовки студентов: комплексность, социальная обусловленность, преемственность, соответствие и перспективность.

6. На основании выявления сущности профессиональной подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности как развитой формы системного организованного научно-педагогического знания и значимости профессиональной компетентности специалиста в совершенствовании его профессиональной подготовки построена теоретическая модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности. Она включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательно-деятельностный, функциональный и результативно-рефлексивный.

7. Построена дидактическая модель подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности, которая состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков: содержательного и технологического.

8. Разработаны и обоснованы организационно-педагогические условия реализации моделей (теоретической и дидактической) подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности: информационные, профессиологические, материально-технические, научно-методические, финансово-экономические, организационно-управленческие.

9. За счет внедрения и реализации интегрированного содержания авторского модульного учебного курса «Основы административно-управленческой деятельности в образовательном учреждении высшего профессионального образования», состоящего из 4 модулей (модуль 1 включает учебную дисциплину «Конфликтология" — модуль 2 — учебные дисциплины «Социология и психология управления» и «Социодинамика культуры», а также учебно-ознакомительную практикумодуль 3 — учебную дисциплину «Этика и психология деловых отношений» и практику менеджментамодуль 4 — учебную дисциплину «Связи с общественностью» и преддипломную практику) существенно дополнилось содержание профессиональной подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования.

Подводя итоги исследовательской работы, мы можем сказать, что предложенные нами модели подготовки будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к административно-управленческой деятельности — являются одним из эффективных средств повышения и базовой, и профессиональной культуры будущего менеджера образования, что является существенным качественным этапом на пути реформирования профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы/А.Н.Аверьянов. -М.: Политиздат, 1985, -263 с.
  2. , И.Д. Теория как форма организации научного познания /И.Д.Андреев. -М.: Наука, 1979.- 303 с.
  3. Антология социальной работы: В 3 т. — Т. 1 История социальной помощи в России /Сост. М. В. Фирсов. М., 1994. — 345 с.
  4. , А.И. Концепция социальной работы /А.И.Арнольдов. -М., 1993.-203 с.
  5. , В.В. Управленческая проблема как объект педагогических исследований /В.В.Афанасьев, П. И. Пидкасистый //Педагогика — 2001. -№ 5. с. 12−17.
  6. , В.Г. Общество: Системность, познание, управление /В.Г.Афанасьев. -М., 1981.-250 с.
  7. , Н.Г. Профессиональная культура инженера: Механизмы освоения /Н.Г.Багдасарьян. -М., 1998. 123 с.
  8. , В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 19 901 994 /В.К.Бацын. — М., 1995. 67 с.
  9. , B.C. Педагогика: Учебник /В.С.Безрукова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 339 с.
  10. , А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования/ А. П. Беляева //Институт профтехобразования РАО. СПб., Радом, 1997. — 227 с.
  11. Бим-Бад, Б. М. Образование для свободы России /Б.М.Бим-Бад //Педагогика. 1993. — № 6. — С. 3−8.
  12. , И.В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1993. — 270 с.
  13. , И.А. Философия управления: очерки профессионального управленца /И.А.Богачек. СПб.: Наука, 1999. — 233 с.
  14. , Д. Основы менеджмента /Д. Бодди, Р. Пейтон- под ред. Ю. Н. Каптуревского. Пер. с англ. — Спб.: Питер, 1999.
  15. , Б.В. Вузовское обучение: проблемы активизации /Б.В.Бокуть, С. И. Сокорова, Л. А. Шеметков, И. Ф. Харламов. Минск, 1989.- 109 с.
  16. , А.С. Современный менеджмент: теория и практика /А.С.Большаков, В. И. Михайлов. СПб.: Питер, 2000. -416 с.
  17. Большой энциклопедический словарь /под ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 788 с.
  18. , Е.М. Индивидуальность и профессия /Е.М.Борисова, Г. П. Логинова. М.: 1997. — 80 с.
  19. , A.M. Непрерывное педагогическое образование: проблемы гуманизации /А.М.Борисов. — Л.: ЛГПТУ, 1991. — 91 с.
  20. , М.Н. Дидактическая модель формирования административно-управленческой деятельности будущего менеджера образования /М.Н.Булаева// Вестник Университета Российской академии образования. № 4. — 2009. — С. 120−128.
  21. , М.Н. Методология системного подхода к проблеме обучения будущих менеджеров образования /М.Н.Булаева// Вестник ВятГГУ- № 2(1). -2009.- С. 95−99.
  22. , М.Н. Теоретическая модель формирования административно-управленческой деятельности будущего менеджера образования /М.Н.Булаева// Образование и наука: известие Уральского отделения Российской академии образования. № 11 (68). — 2009 — С. 63−70.
  23. К.Я. Технология развивающего управления и непрерывное саморазвитие /К.Я.Вазина, Ю. Н. Петров. Н.Н.: ВГИПИ, 1996. — 298 с.
  24. , К.Я. Структурный подход к управлению образовательным учреждением /К.Я.Вазина, Ю. Н. Петров, К. А. Романова. -Н.Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2000. 88 с.
  25. , Т.Ю. Менеджмент образования: особенности управленче-ско-педагогической деятельности /Т.Ю.Ванцова //Профессиональное образование, 2002. № 10. — С. 4.
  26. , Ю.С., Экономика и организация управления вузом: учебник. 3-е изд., испр. и доп. /под ред. В. В. Глухова. СПб.: Изд-во «Лань», 2004. — 608 с.
  27. , Ю.В. Педагогическое управление: теоретико-методологический аспект рассмотрения /Ю.В.Васильева //Советская педагогика, 1982. № 11. с. 63 -68.
  28. Введение в педагогическую специальность /А.С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: «Академия», 2000. — 208 с.
  29. , В.Р. Основы менеджмента /В.Р.Веснин. — М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1999. 480 с.
  30. , М.А. Профессиональная подготовка менеджера образования в вузе (аксеологический аспект): Монография /М.А.Викулина, Е. В. Яшкова. Н. Новгород: ВГИПУ, 2005. — 162 с.
  31. , О.С. Менеджмент /О.С.Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 2002. — 528 с.
  32. , О.С. Стратегическое управление /О.С.Виханский. М.: Гардарики, 1998. — 296 с.
  33. , Д.М. Организация и управление /Д.М.Гвишиани М.: МГТУ, 1998.-332 с.
  34. , И.Н. Менеджмент /И.Н.Герчикова. М.: ЮНИТИ, 2000. -501 с.
  35. .С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 512 с.
  36. , Б.С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования/Б.С.Гершунский //Советская педагогика. — 1993. № 7 С. 57−65.
  37. , Б.С. Философия образования для XXI века: учебное пособие для самообразования. -2-е перераб и доп. /Б.С.Гершунский. -М.: Педагогическое общество России, 2002 — 512 с.
  38. , А.Т. Менеджер образования профессия XXI века: новое поколение специалистов для профессионального образования /А.Т.Глазунов //Профессиональное образование, 2005. — № 8. — С. 6.
  39. , Г. Я. Основы менеджмента: конспект лекций /Г.Я. Гольдштейн. Таганрог, ТРТУ, 1997. — 119 с.
  40. Горчакова-Сибирская, М. П. Многоуровневое образование в профессиональном лицее. Педагогический менеджмент /под ред. М.П.Горчакова-Сибирская, В. И. Кочетков. — Спб.: НПФ «Астери-кон», 2001. 238 с.
  41. , Э.Н., Турчанинова Ю. Н. введение в философию образования /Э.Н.Гусинский. -М.: Логос, 2003.
  42. , И. Инженерное образование и инновационная деятельность в России: Обсуждаем проблему /И.Дежина //Высшее образование в России, 2005. -№ 10.-С. 110.
  43. , О.В. Административный ресурс в системе государственного управления России: сущность, природа и роль /О.В.Дейнега. Социум и власть, 2008. — № 5. — С. 55−59.
  44. В.И., Нечаев В. А. Общество и образование. М.: Инфра-М, 2003.
  45. , П. Эффективный управляющий /П.Друкер. -М.: 1994.
  46. , М.И. Психология высшей школы (особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) /М.И. Дьяченко, JI.A. Канды-бович. Минск, Изд-во БТК, 1978 — 320 с.
  47. , С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учебное пособие для студентов высш. пед. уч-х зав-й /С.А.Езопова. М.: Академия, 2003. — 320 с.
  48. , Н.П. Структурно-психологический анализ деятельности и проблема рациональной организации труда /Н.П.Ерастов //Психологические проблемы рационализации деятельности. — Ярославль, 1976.-С. 3−11.
  49. , М.В. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности. Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08. -Волгоград, 2002. 179 с.
  50. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 2001. — 48 с.
  51. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 1996. — 66 с.
  52. , Э.Ф. Психология профессионального образования /Э.Ф.Зеер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. — 480 с.
  53. , JI.H. Организация управленческого труда: учебное пособие /Л.Н.Зудина. М.: Инфра-М, 1997. — 256 с.
  54. , И.А. Технология определения эффективности профессиональной подготовки /И.А.Ивлиева. СПб., 1998. — 84 с.
  55. , Т. Учебное сотрудничество и социальное проектирование в школе /Т.Ивошина // Образование 21 века: достижения и перспективы.-Рига, 2002.-С. 120−121.
  56. , М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа /М.С.Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  57. , В.А. Совершенствование административных процессов высшего учебного заведения с использованием методов управления133знаниями /В.А.Казаков //Открытое образование, 2007. № 3 — С. 3137.
  58. , Г. А. Становление и развитие инженерно-педагогического образования в Нижегородской области: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /Г.А.Казанцева. Н. Новгород, 2007. — 165 с.
  59. , В.И. Перспективы развития высшего образования в современном обществе /В.И.Казаренков, Т. Б. Казаренкова //Мир образования. Образование в мире. — 2001. — № 3. — С. 49−57.
  60. , А.В. Психология менеджмента: учебное пособие /А.В.Карпов. М.: Гардарики, 2005 — 584 с.
  61. , Г. М. Словарь по педагогике /Г.М.Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ», 2005 — 488 с.
  62. , И.В. Стратегическое управление образовательной деятельностью в вузе: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /И.В.Кольчик. Н. Новгород, 2008. — 26 с.
  63. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление /Ю.А.Конаржевский. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск, 1999.-224.
  64. Концепция модернизации российского образования до 2010 года, одобренная Распоряжением Правительства РФ.
  65. , В.Н. Концептуальные аспекты становления теории педагогической деятельности: Регион крупным планом /В.Н.Корчагин. — Пенза: Педагогическое образование и наука, 2005. № 4. — С. 43.
  66. , В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя /В.В.Краевский. Самара, 1994. -163 с.
  67. Краткий психологический словарь /редак. составитель JI.A. Карпенко, под общ. редакцией А. П. Петровского, М. Г. Ярошевского — 2-е изд., расш., исправ и доп. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. 512 с.
  68. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию /под общ. ред. А. П. Беляевой. — СПб., Бохум: Институт профтехобразования РАО, 1994.-119 с.
  69. , В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием /В.Ю.Кричевский. — Спб, 2001.
  70. , П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования /П.Ф.Кубрушко. — М.: Высшая школа, 2001. 236 с.
  71. , Н. О специфике формирования университетского образования в России /Н.Кузнецова //Высшее образование в России, 2007. -№ 6.-С. 120−124.
  72. , Е.Б. Управление образованием в условиях рынка /Е.Б.Куркин. — М.: Новая школа, 1997. 138 с.
  73. , Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе /Ю.А.Кустов. — Самара, 1994. — 120 с.
  74. , B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи /В.С.Лазарев //Педагогика, 1995. № 5. — С. 12−18.
  75. , В.И. Психология в управлении /В.И.Лебедев. — М.: 1990.
  76. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев -М.: Мысль, 1971.-304 с.
  77. , В.Д. Структурные составляющие профессионально-педагогической деятельности: Вопросы теории /В.Д.Лобашев // Дополнительное воспитание и образование, 2006. № 10. — С. 3.
  78. , И.В. Растить молодую смену конкурентоспособных кадров /И.В.Майер //Педагогика. 1991 — № 3−4. — С. 56−58.
  79. , А.Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования /А.Т.Маленко. -Киев: Высшая школа, 1980. 166 с.
  80. , А.К. Психология профессионализма /А.К.Маркова. — М.: «Знание», 1996.-308 с.
  81. , С.М. Дидактические системы и модели обучения /С.М. Маркова. -НН.: ВГИПИ, 1998.-100 с.
  82. , С.М. Концептуальные основы проектирования системы деятельности учебного заведения интегративного типа /С.М.Маркова -Н.Н.: ВГИПУ, 2001. 164 с.
  83. Менеджер: сборник мирового опыта поведения руководителей, мотивировки труда и объема организации. Рига: АО «Латс», 1990. -157 с.
  84. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие. 2-е изд., перераб. /под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. -Н.Ногвород: НИМБ, 2004. — 526 с.
  85. , М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. М.: «Дело», 1992. — 702 с.
  86. , В.И. Словарь-справочник по педагогике /В.И. Мижери-ков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. -М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
  87. , Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя /Л.М.Митина. — М.: «Академия», 2004.
  88. , A.M. Нововведения во внутришкольном управлении /А.М.Моисеев, А. Е. Капто, А. В. Лоренсов и др. М.: Педагогическое общество России, 1998. -272 с.
  89. , А.Я. Программа и методика проблемы «Основы концепции интерсоциального образования»/А.Я.Найн. Челябинск, 1992. — 81 с.
  90. , Н.Н. Методика как системообразующий компонент деятельности преподавателя высшей школы /Н.Н.Нечаев, А. Е. Одинцова //Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов: сборник научных трудов. М.: 1988. — С. 46 -63.
  91. , A.M. Интеграция базового профессионального образования /А.М.Новиков //Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  92. , С.И. Толковый словарь русского языка /С.И.Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1993. — 955 с.
  93. , A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. — М.: Мысль, 1986, 269 с.
  94. Основы внутришкольного управления /под ред. П. В. Худоминского -М.: Педагогика, 1987. 168 с.
  95. Основы социального управления: учебное пособие для студентов вузов /под ред. В. И. Иванова и др. -М.: Высшая школа, 2001. — 270 с.
  96. Основы теории оптимального управления: уч. пособие для эконом, вузов /под ред. В. Я. Кротова. М.: Высшая школа, 1990. — 490 с.
  97. , В.В. Реализация деятельностного подхода в различных образовательных системах /В.В.Павлова //Высшее образование сегодня, 2007. № 11. — С. 41 — 46.
  98. , А. О структуре управления и принятии решений в российских вузах /А.Панова //Вопросы экономики, 2007. № 6. — С. 94 108.
  99. , А.И. Готовить инженеров-педагогов широкого профиля /А.И.Пастухов //Вестник высшей школы, 1985. № 7. — С. 23−27.
  100. Педагогика /под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, 2004. — 326 с.
  101. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.-640 с.
  102. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  103. Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б.М.Бим-Бад. -Больш. Рос. Энциклопедия, 2002. 528 с.
  104. , А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: Монография /А.Ю.Петров. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2005. — 407 с.137
  105. , А.Ю. Подготовка руководителей образовательных учреждений: учебное пособие /А.Ю.Петров. Н. Новгород: Изд-во ВГИ-ПА, 2005.-327 с.
  106. Ю.Н. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием /Ю.Н.Петров, С.М.Маркова-Н.Н.: ВГИПУ, 1999. 172 с.
  107. , Ю.Н. Дуальная система инженерно-педагогического образования инновационная модель современного профессионального образования: монография /Ю.Н.Петров. — Н. Новгород: изд-во ВГИПУ, 2009.-280 с.
  108. , Ю.Н. Непрерывное управление профессиональной подготовкой студентов в вузе: Монография /Ю.Н.Петров, С. М. Маркова. — Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. 140 с.
  109. , Ю.Н. Теоретические основы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении: Монография /Ю.Н.Петров. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. — 217 с.
  110. , Ю.Н. Технология управления профессиональным развитием коллектива /Ю.Н.Петров, М. А. Государев. — Н. Новгород: изд-во ВГИПА, 2002. 79 с.
  111. , П.И. Управление проблема как объект педагогических исследований /П.И.Пидкасистый, В. В. Афанасьев //Педагогика, 2001.-№ 5.-С. 12−17.
  112. , B.C. Теоретические основы управления (школеведче-ский аспект) /В.С.Пикельная М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
  113. , Е.П. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /Е.П.Пичугина. Н. Новгород, 2006. — 25 с.
  114. , К.К. Краткий словарь системы педагогических понятий /К.К.Платенов. М.: Высшая школа, 1994. — 174 с.
  115. , И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов-педагогических вузов /И.П.Подласый — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000. 478 с.
  116. , В.М. Оценка качества научно-педагогического исследования /В.М.Полонский. -М.: 1987. 102 с.
  117. Понятийный аппарат педагогика и образование: сборник научных трудов /под ред. Е. В. Ткаченко, Вып. 1. — Екатеринбург, 1995. — 224 с.
  118. , Г. Х. Проблемы теории управления /Г.Х.Попов — М.: Экономика, 1974.-124 с.
  119. , М. Понятие «качество образования» /М.Поташник, А. Моисеев // Народное образование. — 1999. № 7 — 8.
  120. , М.М. Управление современной школой /М.М.Поташник, А. М. Моисеев М.: 2000.
  121. , М.И. Основы менеджмента в сфере образования: уч. пособие /М.И.Потев. СПб., ИТМО, 1994. — 134 с.
  122. , Ю. Проблемы и основные направления совершенствования инженерного образования /Ю.Похолков //Вестник высшей школы, 2003. № Ю. — С. 14 — 17.
  123. , С.А. ВУЗ: от обучения студентов к их развитию /С.А.Проколенко //Университетское управление, 2007. № 5. — С. 36−42.
  124. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/под ред. С. Я. Батышева. — М.: «Профессиональное образование», 1997. 512 с.
  125. , Б.А. Современный экономический словарь /Б.А.Райзберг, Л. И. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд., испр. — М.: Инфа-М, 1999.-479 с.
  126. Регион: управление образованием по результатам. Теория и практика /под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 861 с.139
  127. , Г. М. Теоретически основы высшего рабочего образования. — Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного профессионально-педагогического университета, 1997. — 333 с.
  128. , Л.И. Основы педагогики /Л.И.Рувинский, И.И. Кобы-ляцкий.-М., 1985.-221 с.
  129. , Ф.М. Менеджмент (современный российский менеджмент) /Ф.М.Русиков, М. Л. Разу. М.: ФБК-Пресс, 1999. — 504 с.
  130. , В.Г. Методологические основы образования /В.Г.Рындак. -Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 2000. 192 с.
  131. Сазонова, 3. Инженерное образование в третьем тысячелетии (европейские тенденции и российские реалии) /З.Сазонова //Высшее образование в России, 2006. № 1. — С. 36.
  132. , Ю.А. Основы управления образованием и самообразованием руководителей и работников школ /Ю.А.Самсонова // Образование в современной школе, 2001. № 7. — С. 14−23.
  133. , С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика /С.М.Сантурова М.: Инфра-М, 1993. — 98 с.
  134. , И.И. История менеджмента /И.И.Семенова. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 1999.-222 с.
  135. , И.Б. Управление образовательной деятельностью учащихся: теория и практика /И.Б.Сеновский. М., 2002.
  136. , И.Б. Управленческая деятельность учителя /И.Б. Сенновский //Педагогика, 2004. № 2 — С. 48.
  137. , В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем /В.В.Сериков. -М.: Логос, 1999. -272 с.
  138. , Г. Н. Элементы теории системного управления образованием /Г.Н.Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994. — 167 с.
  139. , В.П. Педагогический менеджмент /В.П.Симонов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.140
  140. , В.П. Педагогический менеджмент 50 ноу-хау в области управления педагогическим процессом /В.П.Симонов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 264.
  141. Современный словарь иностранных слов. М.: 1992. — 740 с.
  142. Социальная педагогика: Курс лекций /М.А.Галагузова, Ю.Н. Гала-гузова, Г. Н. Штинова и др. — М. 415 с.
  143. , JI.H. Социальное управление. Опыт философского анализа /Л.Н.Суворов, А. Н. Аверин -М.: Мысль, 1984. 136 с.
  144. , Г. В. Основы психологической теории деятельности /Г.В.Суходольский. Л.: ЛГУ, 1988. — 168 с.
  145. , З.А. Управление в административно-политической сфере /З.А.Тангиев //Вопросы гуманитарных наук, 2008. № 1. — С. 160 168.
  146. , Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропологический взгляд): Вчера. Сегодня. Завтра.ЯО.Г.Татур. М., 1994. -64 с.
  147. , Ф.У. Принципы научного менеджмента /Ф.У.Тейлор. М.: Контроллинг, 1991. — 129 с.
  148. , Л.З. Уроки истории развития профессионально-педагогического образования /Л.З.Тенчурина //Образование и наука. Известия Урал. Отделения РАО. 2004. — № 3. — С. 122.
  149. Теория и практика управленческой деятельности /сб. статей под ред. В. У. Агеевца. СПб., 1996. — 55 с.
  150. , Н.В. Создание системы управления знаниями в университете /Н.В.Тихомирова, С. Н. Исаев //Открытое образование, 2007. № 4. — С. 44−49.
  151. , А.Н. Управление современным образованием: социальный и экономический аспекты /А.Н.Тихонов. М.: Агентство интеллект. ресурсы. — Вита-Пресс, 1998. — 218 с.
  152. , А.И. Системный подход и общая теория систем /А.И.Уемов. -М., 1978.-272 с.
  153. Управление образовательными системами: учебное пособие /под ред. В. С. Кукушкина Москва: УКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2003. — 464 с.
  154. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учеб-х заведений /под ред. Т. И. Шамовой.- М.:. — М.: Владос, 2001.- с. 215 с.
  155. , В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: Монография./В.А.Федоров. — Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2001. 336 с.
  156. , И. Инженерное образование: состояние, проблемы, перспективы /И.Федоров //Высшее образование в России, 2008. № 1. — С. 3−11.
  157. , А.В. Аутсоринг административно-управленческих процессов /А.В.Филатова //Предпринимательское право, 2009. № 1. — С. 14−18 с.
  158. Философский словарь /под ред. И. Т. Фролова 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980. -423 с.
  159. Философский энциклопедический словарь /гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. — М.: Советская энциклопедия, 1993. — 839 с.
  160. , Г. Моя жизнь. Мои достижения /Г.Форд. М.: Финансы и статистика, 1989. -206 с.
  161. Т.И. Менеджмент в управлении школой /Т.И.Шамова -М.: Владос, 1992. 244 с.
  162. , В. Человековедческая сущность управления (идеология управленческой деятельности) /В.Шепель //Народное образование, 2000.-№ 9.-С. 41.
  163. , JI. Подготовка менеджеров образования /Л. Шипилина //Высшее образование в России, 1999. № 6, С. 26−33.
  164. , В.П. Экономика образования /В.П.Щетинин, Н.А. Хро-менков, Б. С. Рябушкин. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998.-306 с.
  165. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /Э.Г.Юдин. -М.: Наука, 1978.-176 с.
  166. , И.С. Модели социализации и становления парадигмы социальной работы с молодежью в российском обществе /И.С.Яковлев. Саратов, 1994. — 198 с.
  167. Янг, С. Системное управление организацией. Пер. с агнл. /С.Янг. — М.: Современное радио, 1972. -455 с.
  168. Hofctede Geert Cultural Constraints in Management Theories. Academy of Management Executive. 1993 pp 81−94.
  169. Minzberg H. Structure in fives. Designing effective organizations. -New Jersey: Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1992.
Заполнить форму текущей работой