Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трансформация экономической сущности человеческого потенциала в условиях современной парадигмы образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение в ВУЗе, способном оказывать качественные и высококвалифицированные образовательные услуги, следует рассматривать как непрерывный источник создания его конкурентных преимуществ, стратегию постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Практика организации образовательной деятельности в головном и региональных центрах Российского государственного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Основания идеи человеческого потенциала
    • 1. 2. Развитие методологии и методов исследования человеческого потенциала
    • 1. 3. Человеческий потенциал и современная парадигма образования
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
    • 2. 1. Методология анализа человеческого потенциала как подсистемы воспроизводства информационного общества
    • 2. 2. Научные принципы трансформации сущности человеческого потенциала в теории эволюции экономики
  • ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОДЕРЖАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Трансформации структуры и взаимодействия элементов человеческого потенциала в современном воспроизводстве
    • 3. 2. Новый методический подход к эффективному использованию отечественного человеческого потенциала в воспроизводственном процессе
    • 3. 3. Новый теоретический подход к развитию человеческого потенциала в контексте инновационной системы высшего образования

Трансформация экономической сущности человеческого потенциала в условиях современной парадигмы образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема воплощенного в человеческих ресурсах научного, творческого и трудового потенциалов всегда занимала центральное место в экономической теории.

Вступление человечества в информационную стадию развития, характеризующуюся наукоемкостыо и новым структурированием производства, объясняет ключевую роль человеческих ресурсов в экономическом развитии общества. Структурные сдвиги информационного характера в общественном воспроизводстве, возрастание роли невещественного производства предо" пределили системную эволюцию человеческого потенциала как сложного образования в направлении развития его интеллектуальной формы. Накопление интеллектуального потенциала становится основой устойчивого экономического развития и благосостояния наций. Значение знаний, таланта и профессионализма работника определяется быстрым обновлением технологий, усилением неценовой конкуренции. Продукция, создаваемая человеком, генерирующим новые идеи, решает проблему уникальности невоспроизводимых ресурсов, товаров, услуг, рабочих мест. Очевидно, что экономический подъем отечественного производства должен основываться на научном, продуманном использовании человеческого потенциала.

Нашей страной за многовековую историю накоплен огромный человеческий потенциал. Благодаря одной из лучших систем образования в мире, многие категории отечественных специалистов по сей день пользуются повышенным спросом на мировом рынке труда. Между тем, экономическое развитие новой России принимает все более выраженный сырьевой и трудоемкий характер. Указанные причины усиливают актуальность исследования сущности, компонентов, особенностей трансформации и результатов использования человеческого потенциала на основе современных методологических подходов. Это предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Теория человеческого потенциала имеет давние традиции в экономической науке. Аристотель, Ф. Ак-винский, Ж. Кальвин и другие исследовали его возникновение как экономического явления. Экономисты различных школ, начиная с физиократов, решали вопросы его формирования, функционирования и накопления, состава, структуры, измерения. Разные методологические приемы и подходы позволяли рассматривать потенциал как микроэкономическое и макроэкономическое явление.

В основе теории человеческого потенциала лежит теория факторов.

I производства, сформулированная классиками экономической науки. У. Пет-ти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж.С. Милль выработали те методологические принципы, которые позволили в дальнейшем анализировать такие невещественные элементы производства, как знания, умения, опыт работника. К. Маркс, исследуя затраты на рабочую силу, мастерство, квалификацию работника, творческий характер труда, внес значительный вклад в становление теории человеческого потенциала. Ему принадлежит определение и исследование категории переменного капитала, который по своему экономическому содержанию наиболее близок современному понятию человеческого потенциала.

Теоретические предпосылки концепции человеческого потенциала развивались А. Маршаллом, Дж.Б. Кларком, И. Фишером и др. Среди российских исследователей необходимо назвать И. Т. Посошкова, Д. И. Менделеева, И. И. Янжула, С. Г. Струмилина и др., которые подчеркивали особую роль образования в развитии производства и накоплении национального богатства.

Во второй половине XX века теорию человеческого потенциала развивали Г. Беккер, М. Блауг, С. Боулс, Ф. Махлуп, Дж. Минцер, О. Нордхоуг, М. Фишер, Т. Шульц и др.1.

1 Becker G.S. The Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. N.Y., 1964; Bowls S. Towards an Educational Production FunctionGriliches Z. Notes on the Role of Education in Production Functions and Growth Accounting Education, Income and Human Capital. N.Y., 1970; Machlup F. The Economic of Information and Human Capital. Princeton, 1984.

Теория формирования и эффективного использования интеллектуальных и творческих характеристик индивидов, где категориями анализа выступали «рабочая сила», «человеческий фактор», «трудовые ресурсы», глубоко разработаны в отечественной экономической науке (А.И. Барабанов, З. А. Грандберг, С. А. Дятлов, Л. Е. Мельник, В. Т. Пуляев, Б. Г. Рубин, Е.И. Рузави-на, и др.).1.

Расширение представлений о возможностях человека в воспроизводстве имело место в экономической науке в конце XX века (В. Гойло, С. Климов, Л. Прусак, И. Роос, Т. Стюарт, Л. Эдвинссон, и др.)2 Разработаны прикладные аспекты теории интеллектуального потенциала, такие, например, как учет и оценка интеллектуальных ресурсов фирмы в форме нематериальных (интеллектуальных) активов. Интенсивно развивающимися направлениями исследования влияния процесса накопления человеческого потенциала на продуктивность деятельности экономических субъектов являются концепции развития человеческих ресурсов, управления знаниями.3.

Генезис научных идей и взглядов на человеческий потенциал характеризуется разнообразием подходов. В то же время отсутствует целостная концепция человеческого потенциала. Недостаточно изученными остаются многие теоретические аспекты человеческого потенциала, такие, как сущность, структура, особенности его воспроизводства, специфика экономических отношений в сфере действия.

1 Барабанов Л. И. Рабочая сила и трудовые ресурсы в условиях развитою социализма. Л., 1984; Дятлов С. Л. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб., 1992; Мельник JI.E. Человеческий фактор социалистического производства: (политико-экономический аспект). Киев, 1988; Пуляев В. Т. Человеческий фактор в производстве. Л., 1987; Рубин Б. Г'. Воспроизводство рабочей силы высшей квалификации. Ростов н/Д, 1975; Рузавина Е. И. Личный фактор в авюматизированном производстве. М., 1974 и др.

2 Prusak L. Knowledge in Organizations. Boston, 1997; Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. New York, 1997; Hudson W. Intellectual Capital. How to Build It, Enhance It, Use It. N.Y., 1993; Stewart T.A. Intellectual Capital. New Wealth of Organizations. N.Y. 1997; Гойло В. Интеллектуальный капитал Мировая экономика и международные отношения. 1998. № IIКлимов СМ. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб., 2000 и др.

3 Армстронг M. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М., 2002; Legge К. Human Resource Management: Rhetorics and Realities. L., 2003; Sveiby K.-E., Lloid T. Managing Know-how. Bloomsbury, London, 1997; Wiig K. Knowledge Management Foundations. L., 2003; Nonaka 1., Takeuchi H. I he Knowledge-Creating Company: How Japanese Create the Dynamics of Innovation. N.Y., 2005.

Предметом исследования является генезис методологических подходов к анализу человеческого потенциала как социально-экономической формы невещественных элементов производства, основанных на знаниях, в ходе эволюции экономической теории.

Объектом исследования являются концепции формирования и воспроизводства человеческого потенциала в экономической теории и практике.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является обоснование нового методологического подхода к анализу экономического содержания и воспроизводственных функций человеческого потенциала, а также использования накопленного человеческого потенциала в экономике современной России. Реализация цели исследования предполагала решение следующих задач: — систематизировать научные представления о сущности, структуре, эволюции человеческого потенциала в экономической теорииисследовать человеческий потенциал как сложную многофакторную системууточнить экономическое содержание человеческого потенциала, его функции на микрои макроуровне экономикираскрыть возрастающую роль знания как системообразующего1 элемента человеческого потенциала в информационном образовательном пространствевыявить взаимосвязь эффективности функционирования человеческого потенциала и уровня образования трудовых ресурсоврассмотреть структуру человеческого потенциала и его классификации в экономической науке, показать взаимодействие его основных компонентовопределить особенности человеческого потенциала в современной рыночной экономике.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные научные труды ученых различных направлений мировой экономической мысли: классической и неоклассической политической экономии, кейнсиан-ской, институциональной теорий, эволюционной экономики, теории систем, экономического роста и экономического развития, постиндустриального общества, человеческого капитала, социальной эффективности образования, информационной экономики и другихмонографии и статьи российских и зарубежных экономистов по методологическим, теоретическим и прикладным аспектам теории человеческого потенциала.

В диссертации использованы современные направления развития общенаучных методов: историко-генетического, логического, диалектического, системного, структурно-функционального, а также специфических методов институционального и эволюционного направлений экономической теории,' информационной теории экономики.

Информационную базу анализа составляют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения трудовой сферы в России, справочно-статистические материалы Всемирного Банка, Госкомстата РФ, обзоры экономического развития и экономической политики в России, данные периодической печати, а также результаты научных исследований, выполненных автором и при его участии по проблемам теории человеческого потенциала.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании нового методологического подхода к анализу человеческого потенциала в современной экономике как социально-экономического явления, соответствующего уровню воспроизводства на информационной стадии, возникающего в результате возрастания роли субъективной составляющей воспроизводства и научных знаний как ключевого фактора производства и экономического развития.

Изучение экономической сущности, особенностей формирования и использования человеческого потенциала в условиях информационной экономики ранее не было предметом самостоятельного научного анализа. Обоснование нового методологического подхода к анализу человеческого потенциала опирается на использование традиционных и современных направлений развития экономической науки, в частности, на основе анализа изменяющейся роли человека в общественно-воспроизводственном процессе при переходе к информационной стадии развития.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:

1. Проведено специальное исследование и обобщение эволюции научных представлений об экономической сущности, формах и функциях человеческого потенциала в истории мировой и отечественной экономической мысли.

Обосновано положение об интеграции методологических позиций различных школ экономической науки в разработке концепции человеческого потенциала, включая классическую, неоклассическую, исторические школы политэкономии, институционализм.

Показано, что в современной экономической науке исследование человеческого потенциала требует расширения методологических подходов, концептуальной конструкции, выходя за пределы экономической теории, используя принципы общей теории систем, теории развития, информационной теории экономики, эволюционной теории.

Новый методологический подход к экономическому анализу человеческого потенциала основан на исследовании его трансформаций, выявления закономерностей развития потенциала как динамически изменяющейся системы.

Человеческий потенциал рассматривается как постоянно трансформирующаяся сложная система, проходящая определенный цикл развития (законы, процессы, культура и др.), в котором формируется ценность. человеческого потенциала экономики.

Человеческий потенциал рассматривается как основная ценность личности, организации и общества, обеспечивающая в результате созидательного использования комбинированных умственных, физических сил и способностей решение производственных задач современной экономики, ее интеллектуализацию.

2. Исследовано новое социально-экономическое содержание категории человеческого потенциала, соответствующее его трансформации на информационной стадии развития экономики. В качестве функций человеческого потенциала выделены на микроуровне: функция формирования добавленной стоимости и доходов субъекта хозяйствования, на макроуровне: функция фактора экономического роста и формирования национального богатства.

Развитие человеческого потенциала рассматривается как основа стратегической ориентации на усиление конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования.

Определено новое актуализированное качество человеческого потенциала как нравственно-созидающее ценности современного воспроизводства в результате воздействия потенциала на природные, информационные, ноо-сферные объекты.

Выявлены особенности человеческого потенциала, проявляющиеся в системе рыночных отношений: сочетание редкости и неограниченностиспецифика проявления закона спроса и принципа предельной производительности в интеллектуальной сфереположительные внешние эффекты.

3. Обоснован тезис о возрастании роли научных знаний как системообразующем ядре потенциала в разных формах его воплощения, фиксирующем, с одной стороны, его субстанциональное начало, а с другой — целостность и единство как системы.

Доказано, что эффективность функционирования экономики в России требует наличия высококачественного трудового потенциала работников, подготовленных на инновационной основе. Выявлено, что такими инновационными возможностями обладает высшее профессиональное образование в предпринимательских университетах. Определена взаимосвязь эффективности функционирования накопленного человеческого потенциала и уровня образования. Возрастающая роль теоретических знаний выступает формой выражения общего процесса усиления роли субъективного фактора в воспроизводстве.

Сделан вывод о возрастании доли знаний в стоимости продуктов производства, структуре капитала организации, формировании адекватных реакций подготовленного в системе высшего образования специалиста на изменение окружающей среды, подтверждающие его адаптацию к рыночным условиям. В связи с этим выделены производственная, конкурентная, инновационная, предпринимательская и административная реакции.

4. Проанализирована эволюционная трансформация человеческого потенциала как составляющая эволюционного социально-экономического процесса в целом. На основе применения принципов эволюционного учения в экономике выделены направления эволюционной трансформации человеческого потенциала: смена доминирующей формы на различных этапах развития общественного производства и соответствующей ей социальной группыизменение структуры социально-экономических отношений производства, вызванное появлением интеллектуальной собственности.

Обоснованы критерии эволюции человеческого потенциала: характер научной деятельности, технология производства, ведущая форма собственности, господствующая социальная группа. Показано, что в контексте эволюционной теории системный характер потенциала выражается в процессе взаимного влияния и адаптации составляющих его компонентов.

5. Воспроизводство человеческого потенциала рассмотрено как многофакторный процесс, объединяющий интеллектуальное и физическое развитие человека, обучение, проведение научных исследований и разработок, инновационное производство. Обоснована необходимость увеличения интеллектуальных инвестиций в виде затрат на образование и переподготовку работников, вложений в исследования и научные разработки. Выявлено, что информационная экономика характеризуется увеличением доли невещественных благ. В связи с этим, показана ведущая роль человеческого потенциала в накоплении и структуре национального богатства и современном социально-экономическом развитии.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

1) новый методологический подход к анализу человеческого потенциала, основанный: на принципе интеграциина системном представлении о принципах развития человеческого потенциала как сложной саморазвивающейся природной системы;

2) качественная и количественная о пределенность и направленность модернизации человеческого потенциала;

3) взаимосвязь и взаимозависимость качества накопленного человеческого потенциала и инновационного образования;

4) направления трансформации сущности и функций человеческого потенциала в информационной экономике;

5) алгоритм формирования ценностей в процессе функционирования динамически изменяющейся системы человеческого потенциала.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование, обобщения и выводы автора расширяют представление о человеческом потенциале как экономической категории, его эволюционной трансформации в теории, структуре и формах. Работа носит теоретический характер.

Выводы автора могут быть использованы для выработки мероприятий по мобилизации интеллектуальных ресурсов экономики как фактора устойчивого экономического развития.

Теоретические результаты исследования могут служить методологической основой анализа частных и прикладных проблем экономического развития как на макроэкономическом (накопление национального богатства, реализация интеллектуального потенциала страны), так и на микроэкономическом (использование интеллектуальных ресурсов фирмы) уровнях.

Положения диссертации расширяют возможности преподавания экономической теории, поскольку проблемы рыночных трансформаций человеческого потенциала раскрывают специфику отношений производства, воспроизводства и собственности в трудовой и интеллектуальной сферах. Материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу специальных учебных курсов по вопросам идентификации, формирования и использования трудовых и интеллектуальных ресурсов в современной экономике России.

Рекомендации и выводы теоретического и прикладного характера могут быть применены для разработки программ реформирования образовательной сферы и формирования современного экономического мышления. Применение их на практике позволит учебным заведениям быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся экономическим условиям, научнообосно-ванно формировать и реализовывать политику оказания услуг в сфере образования, повысить инновационность деятельности вузов.

Апробация результатов диссертации. Данное исследование выполнено на кафедре основ экономической теории Московского государственного института электроники и математики (технический университет).

Материалы работы апробированы на международных научно-практических конференциях, научных конференциях профессорско-преподавательского состава, межвузовских научно-практических конференциях в Москве, Пензе, Омске.

Внедрение результатов исследования.

Создано учебно-методическое пособие, в котором внедрена концепция трансформации человеческого капитала при подготовке рекомендаций по изучению спецкурса «Экономика высшего образования».

Предложенные автором методы творческих проектов активно применяются в экономическом образовании студенческой молодежи.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 2 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь пара1рафов, заключения, библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Трансформационные перемены последних десятилетий в экономике и обществе существенно изменили взгляды ученых-экономистов на структуру факторов производства, их экономическую сущность, установление новых соотношений между ними. Значительно расширилась содержательная емкость понятия человеческий потенциал. В настоящее время утверждается точка зрения, согласно которой человеческий потенциал выступает главным фактором производства. В связи с признанием современной экономической наукой определяющей роли нематериальных ресурсов"в современном экономическом развитии, накопление человеческого потенциала становится основой устойчивого роста экономики и благосостояния людей.

В условиях информационной экономики человеческий потенциал в экономической теории остается недостаточно изученным, поскольку пока не раскрыта полностью роль знаний как экономического ресурса. Человек является не только носителем новых знаний, но и их создателем, способным разрабатывать новые производственные технологии и продукты. Будучи неотделимыми от работника, знания накапливаются в виде результатов научных исследований и разработок, изобретений, технологий и методик производства продуктов, компьютерного обеспечения и т. п. В современном понимании человеческий потенциал отражает идею единства, социально-экономической реальности, связывает ресурсы, научно-технические, личностные и социальные факторы производства в единое целое.

Интеграция России в мировое экономическое пространство ориентирует российскую экономику на использование накопленного человеческого потенциала для решения важных экономических и социальных проблем, поскольку уровень накопленных знаний, степень образованности и культуры трудовых ресурсов России остаются достаточно высокими. Рассматривая человеческий потенциал в России, следует отметить необходимость сохранения накопленного человеческого потенциала, а также необходимость развития интеллектуального производства. Решение этих вопросов требует институционального оформления интеллектуальной собственности, которое в нормативном экономическом аспекте не нашло полного отражения в праве интеллектуальной собственности. Кроме того, крайне необходимо наращивание инвестиционной поддержки развития интеллектуальной сферы, как предпосылок устойчивого экономического развития страны. Как известно, рост производства наукоемкой продукции возможен в результате роста расходов на науку и образование. В настоящее время, к сожалению, как частные интеллектуальные инвестиции, так и государственное финансирование интеллектуальных капиталовложений отстает от мировых стандартов.

Российский образовательный комплекс необходимо рассматривать как важнейшую сферу воспроизводства человеческого потенциала. Чем выше образовательный уровень человека, тем больше развита в человеке предприимчивость и предпринимательские навыки, организаторские способности, тем выше средний уровень производительности труда в экономике. Лица с высоким образовательным цензом быстрее реагируют на изменения в науке и технике, первыми внедряют нововведения, рациональнее других используют ресурсы. За счет этого повышается, адаптационный потенциал экономики в целом.

В личностном плане образование и квалификация не просто выступают характеристиками человека, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием конкурентоспособности на рынке труда. Прогнозы ЮНЕСКО указывают на дальнейший рост численности мирового студенческого контингента: до 97 млн. в 2015 и 100 млн. в 2025 г. От интеллектуального богатства и нравственного совершенствования каждого члена общества зависят перспективы нации в обеспечении достойного качества жизни.

Новые методологические подходы к определению роли человеческого потенциала в рыночной системе привели к пониманию ситуации, что в настоящее время необходим новаторский потенциал, развитие творческих способностей трудовых ресурсов. Мы считаем, что образование в XXI веке будет развиваться в новой интегративной парадигме, позволяющей гармонизировать интересы личности, общества и государства. Поскольку реализация экономической функции образования представляет собой форму накопления человеческого потенциала, образование следует рассматривать как инвестиции в человеческий потенциал, что сопровождается осознанием крайней важности вложений в обучение с целью обеспечения экономического роста. Вопросы создания системы инновационного образования, ее эффективного функционирования, должны рассматриваться в качестве главного приори тета социально-экономического развития России.

Обучение в ВУЗе, способном оказывать качественные и высококвалифицированные образовательные услуги, следует рассматривать как непрерывный источник создания его конкурентных преимуществ, стратегию постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Практика организации образовательной деятельности в головном и региональных центрах Российского государственного университета туризма и сервиса подтверждает рассмотренные выше закономерности. Процесс трансформации сферы образовательных услуг происходит с последовательной сменой этапов как устойчивая социотехнологическая закономерность на основе полного использования новых информационных технологий и ресурсов, инновационного изменения содержания и методологии обучения, форм образовательного процесса.

Исследование человеческого потенциала в экономической теории и практике позволяет выйти на качественно новый уровень разработки теоретических и методологических проблем его развития в рыночных условиях, формирования научного базиса этого процесса.

Трансформация человеческого потенциала в российских условиях имеет свои особенности, противоречия, закономерности и тенденции, которые только еще начинают проявляться и изучаться, проблема имеет явно открытый характер. Поэтому в работе намечены перспективные направления дальнейшего исследования проблемы, среди которых отмечены проблемы синергизма в информатизированном образовании, формирования единого информационно-образовательного пространства, организационной (корпоративной) культуры и др.

Общая позитивная направленность роста отечественного человеческого потенциала, отражая новые потребности и стереотипы поведения, стремление отечественных трудовых ресурсов к развитию и инновациям в ходе институциональных преобразований, явилась фактором, условием и проявлением трансформаций отечественной экономики в соответствии со сменой экономических парадигм.

В то же время, разработка обоснования финансовой поддержки, научно-аналитическая оценка российского человеческого потенциала в воспроизводственном процессе, прогнозирование тенденций его развития в информационной экономике остаются актуальными вопросами экономической теории. Чрезвычайно важна разработка методологических основ и методов стратегического развития человеческого потенциала в рыночной системе России.

Актуальным является также разработка математического инструментария для обоснования управления развитием человеческого потенциала в условиях рыночных отношений, а также для обеспечения экономически обоснованного принятия решений по использованию трудовых ресурсов-.

Разумеется, полученные результаты и выводы, а также рекомендации не дают полного ответа на все вопросы, связанные с трансформационными процессами в теории и практике человеческого потенциала. В первую очередь, это относится к организации управления этой системой, то есть той области, в которой накоплен пока наименьший опыт. Требуют более глубокой проработки вопросы практического использования предложений, которые невозможно решить в рамках одной работы. Первоочередными являются задачи унификации требований к национальным системам подготовки и стандартизация технологий обучения в современных условиях конвергенции образовательной среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. — 1993. -№ 1.- С. 4−14.
  2. О. Мониторинг качества профессиональной подготовки // высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 3−9.
  3. В. Рыночное поведение: рациональный и этический аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 12. — С. 613.
  4. A.C., Бушуев В. В., Голубев B.C. Эргодинамическая модель человека и человеческий капитал // Общественные науки и современность. -2002.-№ 6.-С. 98−106.
  5. В. Многомерный мир третьего тысячелетия // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 7. — С. 30−38.
  6. О. Экономическая теория: кризис парадигмы и судьба научного сообщества//Вопросы экономики. -1992. -№ 10. С. 81−99.
  7. О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 6. -С. 48−59.
  8. О.Н. Дистанционное обучение через Интернет на экономическом факультете МГУ // Вестник МГУ. Серия 6, Экономика. 2001. № 6.-С.З 14.
  9. А.И. Наука-Техника-Экономика. М., 1989.
  10. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. — М., 2002.
  11. Н.И., Кононов Д. А., КульбаВ.В. Управление в региональных социальных системах как объект моделирования // Проблемы регионального и муниципального управления. Материалы Международной конференции. 18 мая 2000 г. М.: РГГУ. — 2000. — С. 38−39.
  12. Г. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. 2003. — № 3. — С. 26 — 31.
  13. В.П., Селезнев E.H. и др. Управление интеллектуальным капиталом. М., ИД «Камерон», 2006.
  14. В.П., Селезнев E.H., Ступаков B.C. Управление интеллектуальным капиталом. М.: ИД Камерон — 2006.
  15. Д.А. Управление экономически обоснованным учебным процессом на основе модели усвоения знаний // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством образования в вузах» Самара, 2003. — С. 109−111.
  16. Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, полигика, идеология. 1993. -№ 11.-С. 109−119- № 12. -С. 86−104.
  17. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение. М.: Вла-дос, 1997.
  18. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе: Сб. ст.: Переводы. Сост. и вступ. ст. П. С. Гуревича. М., 1986. — С. 330−342.
  19. С.А., Куклин В. Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2003. -№ 3(26). С. 10−23.
  20. И.С. Практика исследования рынков. М.: Бератор-Пресс, 2003.
  21. Берталанфи J1. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — С. 23−82.
  22. М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. М., 1994.
  23. Ю. Комплексный подход к профессиональной подготовке и переподготовке кадров в России // Проблемы теории и практики управления 1993. — № 2. — С. 62−67.
  24. Г., Подрейко А. Использование математических моделей в изучении педагогических процессов // Вестник высшей школы. 2002. — № 7. -С. 18−20.
  25. Р.Н. Человеческий капитал в процессе управления кооперативной собственностью. М., 2002.
  26. В.Е. Модель экономического роста информационного общества на основе формирования и развития системы открытого дистанционногообразования как объекта отраслевой национальной экономики Ж.: Экономическая наука современной России. — М.: ИЭ РАН, 2004.
  27. Л. Наука и теория информации. Пер. с англ. М., 1960.
  28. В.П. Интеллектуальные ресурсы новой России: тенденции и перспективы // Россия и современный мир. 2002. — № 4 (37). — С. 154— 161.
  29. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. Л. Н. Ковалик. СПб, 2001.
  30. М.А. Последствия коммерциализации науки с точки зрения «мэйнстрима» и институционально-эволюционной экономической теории // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М., 2000. — С. 131−140.
  31. Е.М., Нестеров Л. И. Проблемы воспроизводства общественного* богатства. Социально-экономический аспект. -М., 1984.
  32. Валентей С, Нестеров Л. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики. 2002. — № 3. — С. 51−64.
  33. Валентей С, Нестеров Л. Человеческий капитал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. — 1999. № 2. — С. 90−102.
  34. К.К. Информационная теория стоимости. — Новосибирск, 1996.
  35. Д.В. Бизнес: иерархия приращения капитала // Вестник Финансовой академии. 2000. — № 4. — С. 78−88.
  36. В.Н., Гуртов В. А., Сазонов Б. А., Суровов М. В. Система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образования и образовательных структур в регионах России / Индустрия образования: Сборник статей. Выпуск 5. М., 2002. — С. 52−60.
  37. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 9. — С. 74−86- -№ 10.-С. 85−94.
  38. Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. / Общ. ред. В. В. Мотылева. — М., 1984.
  39. В.И. О русской интеллигенции и образованности. М.: Современник, 1993.
  40. Н. Кибернетика и общество. Перевод. Общ ред. и предисл. Э. Я. Кольмана. М., 1958.
  41. Н. Рынок рабочей силы новые тенденции // МэиМО. — 1999. — № 8. — С. 20−25.
  42. СП. Использование динамических моделей и нечеткой ситуационной модели управления для организации процесса обучения // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. -2000. -№ 1. -С. 197−199.
  43. А. И. Оценка качества высшего образования. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000
  44. Всемирная история экономической мысли: (В 6 т.) / Гл. ред. В. Н. Черковец и др. М., 1997. Т. 2. Т. 6.
  45. Высшее образование и рынок (по страницам Education Today) // Вестник высшей школы. 2003. — № 4. — С. 29−32.
  46. А.И. Финансирование образования: обзор мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2. — С. 101−116.
  47. Глобализация и конвергенция образования: Технологический аспект. / Под общ. ред. проф. Ю. Б. Рубина. -М., Маркет, 2004.
  48. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под редакцией профессора Ю. Б. Рубина. М.: ООО «Маркети ДС корпорейшн, 2005.
  49. Н., Лазуренко С., Федоровская Е. Невещественные формы национального богатства: содержание и проблемы экономической оценки // Вопросы экономики. 1993. -№ 5. — С. 75−87.
  50. Т. Сочинения. Подготовка к печати и ред. пер. А. Л. Реуэля. Вступ.ст. Д. И. Розенберга. М., 1938.
  51. B.C. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы (критический очерк). М., 1975.
  52. В. Интеллектуальный капитал // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 11. — С. 68−77.
  53. В. Политическая экономия интеллектуального труда // Мировая экономика и международные отношения. 1994. -№ 11. — С. 137−146.
  54. В. Формирование и эксплуатация сложной рабочей силы // Вопросы экономики. 1977. — № 12. — С. 78−88.
  55. С. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. 1994. — № 2. — С. 99−106.
  56. Л., Ковалева Н. Статистика образования: принципы модернизации // Высшее образование в России. 2002. — № 2. — С. 21−27.
  57. Л.М. Интеллектуальная деятельность в структуре экономики информационного общества // Вопросы статистики. — 2000. № 6. — С. 4151.
  58. А. Интеллектуальное богатство страны // Экономика и жизнь.1997.-№ 5. С. 39.
  59. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  60. JI. «Собственность и хозяйствование»: комментарии к новому образовательному стандарту // Вопросы экономики. 2001. — № 3. — С. 117−134.
  61. А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 113−121.
  62. В.А., Захаров В. В., Коваленко А. Н. Введение в системный анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  63. Дж. Новое индустриальное общество: Пер с англ. М., 1969.
  64. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М., 1982.
  65. А. Новые модели экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом // Мировая экономика и международные отношения. -2001.-№ 6.-С. 40−51.
  66. А., Новолодская Г. Развитие человеческого капитала: новая модель // Человек и труд. 2001. — № 10. — С. 77−79.
  67. А. Закономерности экономического развития (проблемы методологии) // Экономист. 2001. — № 11. — С. 71 — 80.
  68. H.H. Инвестирование в человеческий капитал на' микроэкономическом уровне. Ростов н/Д: РГУ, 1997.
  69. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.
  70. Доверие — ключ к успеху экономических реформ: Материалы круглого стола / Под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИЭ РАН, 1998.
  71. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. -М, 2000.
  72. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М, 2001.
  73. A.M. Компонентный анализ и эффективность в экономике М.: Финансы и статистика, 2002.
  74. В.Б. Человеческий капитал в условиях перехода к рыночным отношениям. Дисс. к.э.н. СПб. 1994.
  75. H.H. Системы и системность в экономической теории // Вестник Финансовой академии. 2000. — № 4. — С. 22−26.
  76. С.А. Информационная модель трансформации экономических систем. СПб., 1996.
  77. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994.
  78. С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб., 1992.
  79. С.А. Человеческий капитал в системе современной рыночной экономики: Дис. д-ра экон. наук. СПб., 1995.
  80. И.В., Кириченко И. В. Экономическая роль образовательной подготовки трудовых ресурсов. М., Экономика. 1983.
  81. Л., Евстигнеев Р. Проблема синтеза общеэкономической и институционально-эволюционной теорий // Вопросы экономики. 1998. -№ 8. -С. 97−113.
  82. А.П. Перспективы развития образования в России в XXI в. Университетское управление: практика и анализ. 2000. — № 4. С. 50−64.
  83. В.А., Егиазарян Г. А. Эффективность квалифицированного труда. -М.: Экономика, 1968.
  84. В., Анахаев К. Об основных проблемах и путях реформирования системы образования // Вестник высшей школы. 2002. -№ 9. — С. 31−32.
  85. Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов // Общество и экономика. 1997. — № 7— 8.
  86. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании (в редакции Федерального закона от 10.07.2000 № 92-ФЗ).
  87. Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. — № 4. — С. 99−106.
  88. А.Л. Теория и методика систем интенсивного информатизиро-ванного обучения. Дидактические основы создания эффективных системобучения. Разд. 1. Концепция систем интенсивного информатизированно-го обучения: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2003.
  89. В. Б. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.
  90. В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. дис. канд. экон. наук. Рос. акад. упр. М., 1997.
  91. Н. Инновационная сфера: итоги столетия // Мировая экономика и международные отношения. -2001. -№ 8. С. 22−34.
  92. И. Инновационная сфера: контуры будущего // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 8. — С. 54−60.
  93. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: изд-во СПбУЭФ, 1996.
  94. Инвестиционная модель России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 11. — С. 3−16.
  95. В. За пределами экономического общества. — М. «Academia''-''Наука», 1998.
  96. В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат (методолого-теоретические аспекты) // Российский экономический журнал. -1997. № 11−12.
  97. B.JI. Парадоксы постиндустриальной экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 3. -С. 3−11.
  98. Иноземцев B. JL Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения' // Вопросы философии.-1997.-№ 10. С. 29−44.
  99. Исследование проблем и разработка путей становления, и развития академических инновационных университетов в России. Отчет о НИР./ На-учн. рук. Похолков Ю. П. Томск: Томский политехнический университет, 2003.
  100. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н.Макашевой. М., 2002.
  101. В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. Изд. «Владос», Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана. М., 1995.
  102. Р.И. Экономический подход Г.Беккера к человеческому поведению // США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 11. — С. 17−32.
  103. К. Экономика человеческих ресурсов. Афины, 1998.
  104. М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Иноземцева. М., 1999.-С. 492−505.
  105. А.К. Человеческий капитал в эффективном функционировании предприятий // Возможности и перспективы подъема экономики России: Сб. науч. ст.-М., 1999.-С. 168−171.
  106. Д.Н. Некоторые замечания о природе капитала. Экономическая теория. М.: Высшая школа, 1995.
  107. Н.Р., Шкавро C.JI. Самомаркетинг необходимое условие инновационного организационно-экономического управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6 (28). -С.47−51.
  108. Дж. Совокупный капитал США и его формирование: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А. И. Анчишкина. М., 1978.
  109. Дж. Экономический рост и формирование капитала // Советско-американский симпозиум экономистов: Сб. докл. / Предисл. и общ. ред. Т. С. Хачатурова. М., 1978.-С. 110−125.
  110. Ф. Избранные экономические произведения: Пер. с франц. / Ред.-сост. А. И. Казарин. М, 1960.
  111. Дж. Б. Распределение богатства: Пер. с англ. М.: Экономика, 2002.
  112. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб., 2000.
  113. А.И. Образовательное антрепренерство. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн «, 2004.
  114. К. О концепции модернизации российского образования // Вестник высшей школы. 2002. — № 12. — С. 16.
  115. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Под редакцией В. И. Шкатуллы. М., Юристъ, 2001.
  116. Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Проблемы экономической динамики. М., 1989.
  117. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
  118. Конституция.Российской Федерации. М.: Проспект, 2000.
  119. Концепция модернизации российского образования на период» до 2010 года. / Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 1756-р- Приказ Минобразования России от 23.07.2002. № 2866.
  120. А.Э. Рабочая сила в СССР: (Вопросы теории воспроизводства). -М., 1967.
  121. Г. А., Бочков В. Е., Мартынова Т. Н. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования. /Ж.:Качество. Инновации. Образование. -М.:ЕЦК, 2004. -№ 1(9).
  122. СП., Бочков В. Е., Калабин СМ.Функциональное наполнение деятельности преподавателей и требования к ним в различных моделях организации дистанционного обучения./ Электронное издание. Труды
  123. Международной научно-практической конференции ЕЭС)-2003.Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения. (8 декабря 2003, г. Москва) М: МГИУ, 2004.
  124. М.М. Человеческий капитал. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  125. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. Сравнение с развитыми странами мира // Высшее образование в России. 1997. № 4. — С. 22−30.
  126. Е. Материально-техническая база вуза и ее влияние на качество образования // Вестник высшей школы. 2002. — № 8. — С. 29−30.
  127. Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975.
  128. X. «Новые» модели эндогенного роста // Вестник Финансовой академии. -2001. -№ 4.-С. 33−41.
  129. Й. Процесс и структура человеческого учения. — М.: Прогресс, 1979.
  130. Ф. Начальная система политической экономии. СПб., 1891.
  131. В.Г. Предпринимательская деятельность высших учебных заведений. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн «, 2005.
  132. М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: ООО «Маркет ДС корпорейшн «, 2003.
  133. М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения. -М.: Высшая школа, КноРус, 2002.
  134. М.А. Рыночные отношения в системе образования в России.-М., 2001.
  135. Л.И. Управление интеллектуальным капиталом. М.: Омега-Л. — 2007.
  136. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М, 2000.
  137. И.А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России / Экономическая наука современной России. — 2003. № 4.1. С. 62−69.
  138. Г. В. О критериях Исследовательского университета / Г. В. Майер // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3(26).
  139. Д.Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза. Автореф. дис. канд. экон. наук. Тюмень, 2002.
  140. В., Козырев А., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал. 2003. — № 5−6. — С. 14−36.
  141. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
  142. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 24.
  143. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. II.
  144. К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. I.
  145. К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. III.
  146. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. I.
  147. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. II.
  148. К. Экономические рукописи 1857−1861 гг.: Первоначальный вариант «Капитала». В 2 ч. М. 1980. Ч. 1.
  149. Г. Одномерный человек. М., Прогресс, 1994.
  150. В. Человеческий фактор в современной капиталистической экономике // Мировая экономика и международные отношения. — 1986.-№ 8.-С. 85−89.
  151. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект-пресс, 1995.
  152. А. Принципы политической экономии: Пер. с англ. / Общ. ред. и всгуп. ст. С. М. Никитина. М., 1983. — Т. 1.
  153. А. Принципы экономической науки. Т. 1,11.: Пер. с англ. М., Дело, 2003.
  154. И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист. 2003. — № 2. — С. 3−11.
  155. Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. с англ. -М., 1966.
  156. В. Информационная революция феномен «новой экономики» // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 2. -С. 3−10.
  157. К. Основания политической экономии // Австрийская школа политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. -М.: Экономика, 2002.
  158. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001.
  159. JI. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу экономической науки // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. Вып. 4.
  160. Дж.С. Основы политической экономии: Пер. с англ. / Общ. ред. А. Г. Милейковского. М., 1980. — Т. 1.
  161. А.И., Соловьева Д. В. Анализ рынка высшего профессионального образования: методологический и методический аспекты: Препринт. СПб.: СПбИЭА., 1998.
  162. А. Современные тенденции становления информационного общества в мировой экономике и России // Общество и экономика. -2001.-№ 6.-С. 32−46.
  163. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.
  164. Моделирование глобальных экономических процессов./ Под ред. B.C. Дадаяна. — М.: Экономика, 1984.
  165. H.H. Цивилизация XXI века и роль университетов // Университеты на пороге третьего тысячелетия: Материалы Междунар. конгресса
  166. Ломоносов- 94». М, 1995. — С. 86. 1 (3). — С. 39−63.
  167. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. (Социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. колл.
  168. B.Л.Макаров, А. Е. Варшавский. М., 2001.
  169. Национальная доктрина образования./Материалы всероссийского совещания работников образования 14−15 января 2000 г. М.: Высшая школа, 2000.
  170. Т. История экономической теории / Пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова и В. С. Автономова. М., 1995.
  171. Дж., Абурден П. Мегатенденции, год 2000. Десять новых направлений 90-х годов / Современные зарубежные теории изменения социального развития. М., Дело, 2001.
  172. Непрерывное профессиональное образование: опыт, проблемы, пути развития. //Материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, ВСГТУ, 2000.
  173. А. О чем не сказал Уильям Баумоль: вклад XX столетия в философию экономической деятельности // Вопросы экономики. 2001. -№ 7.-С. 3−17.
  174. А. Современное состояние и основные проблемы институ-'ционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. 1997. — № 3.1. C. 45−54.
  175. Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. — № 2. — С. 103−110.
  176. P.M. Эволюционный подход и перспективы развития информационной экономики // Эволюционная экономика и «мэйнстрим».-M., 2000.- С. 112−119.
  177. А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития. -М.: Эгвес, 2000.
  178. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. /Пер. с англ. М.: Фонд экон. книги. — 2002.
  179. Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики. 2000. — № 9. — С. 136 157.
  180. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный Закон Российской Федерации от 19 июня 1996 года. О государственном образовательном стандарте: Разработка Минобразования. -1998. -№ 15. С. 63−64.
  181. О стратегии развития России до 2020 года // Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета. М.: Европа. — 2008.
  182. В. Технологическое соперничество на мировом рынке // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 7. — С. 3— 12.
  183. Образование как фактор социальной мобильности («круглый стол») // Социологические исследования. 2003. — № 5. — С. 89−100.
  184. Общеевропейский процесс и Гуманитарная Европа. Роль университетов // Под ред. Л. Глухарева и В. Страды. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  185. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1999.
  186. П.Г. Формирование современного экономического мышления.1. Г<
  187. Новосибирск: «Наука», 1989.
  188. М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп: Пер. с англ. М., Дело, 2003.
  189. Основы бизнеса. Учебник / Под ред. Ю. Б. Рубина. 6-е издание. М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн «, 2004.
  190. A.C. Управление воспроизводством трудового потенциала. -М., 1988.
  191. А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога // Aima mater, 1997. — № 3. — С. 27−32.
  192. С.Н., Рустомджи М. К. Искуство управления / Пер. с англ. К.Савельева. М.: Агент. «ФАИР», 2006.
  193. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: теория и история экономических институтов и социальных систем.- 1993. Т.1. Вып. 2.
  194. В. Экономические и статистические работы: I —'II. Пер. под ред. М.Смит. Предисл. Д.Розенберга. М, 1940. — С. 79, 164.
  195. Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001.
  196. E.H., Евстигнеева Т. А. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях.-М., 1990.
  197. И. Т. Книга о скудости и богатстве и некоторые более мелкие сочииения. М.:СПб, 1911.
  198. Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. — М., 1988.
  199. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89
  200. В.Ф. Наука и предпринимательство. М.: Лига независимых ученых России, 1993.
  201. И.В. Системный подход и общесистемные закономерности.-М.: СИНТЕГ, 2000.
  202. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под общ. ред. Рубина. М., Изд-во Маркет ДС КОРПОРЕЙШН, 2005.
  203. Приказ Министерства образования России от 27.06.2000 № 1924 «Об эксперименте в области дистанционного образования».
  204. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении порядка peaлизации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программах среднего профессионального образования» от 14 ноября 2001 года № 3654.
  205. Проблемы методологии, теории и практики проектирования, согласования и развития государственных образовательных стандартов в системе непрерывного образования. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки спец. 1997.
  206. Проблемы негосударственных (небюджетных) образовательных учреждений (материалы «круглого стола») // Негосударственное образование Российской Федерации, 1997. -№ 1.
  207. Д. Эконометрия структурных изменений. М.: Финансы и статистика, 1981.
  208. Путь России в XXI век: стратегические проблемы и перспективы // Рук. авт. колл. Д.С. Львов- отд. экон. РАН. -М.: Экономика, 1999.
  209. В.А. Роль корпоративной культуры в управлении изменениями организации // Инженерное образование. № 2. 2004. — С. 35.
  210. В.В.- Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебник. -М., 1996.
  211. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 576-р.
  212. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  213. В.М. Философия образования: Предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. — М., 1992.-С. 31−49.
  214. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России М., 2008.
  215. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организа-ция./В.Е.Бочков Организация дистанционного учебного процесса: модели, управление и планирование ресурсного обеспечения. /Под ред.
  216. В.И.Солдаткина. М.: МГИУ, 2003. — С. 111−171.
  217. В.Г. Система народного хозяйства. Руководство для учащихся и для деловых людей. Пер. И.Бабста. Т. 1. М., 1860.
  218. Ю.Б. Предпринимательские университеты // Платное образование. № 10 (24). 2004. — С. 12−17.
  219. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции 4-ое издание М.: ООО «Маркет ДС корпорейшн «, 2004.
  220. Ф., Журавлев А., Кулапов М. Эволюция образовательных систем в цивилизационном аспекте // Высшее образование в России. 1997. -№ 1 .-С. 108−118.
  221. Й., Пайк С., Фернстрем JT. Интеллектуальный капитал: практика управления // Пер. с англ. под ред. В. К. Дерманова. 2-е изд. — СПб.: Высшая школа менеджмента — 2008.
  222. К. Инвестиции в человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ: Дис. канд. экон. наук. — Екатеринбург, 1993.
  223. О.В. Маркетинг образовательных услуг // Российский рынок. Информационно-аналитический портал. Russian Market.ru 2003−2004.
  224. В.Н. Смена парадигм системного мышления //Системные исследования. Методологические проблемы. М., Эдиториал УРСС. 1996.
  225. . Общество и образование. Пер. с англ. М.: Прогресс, 2001.
  226. . Инновация как средство экономического развития. М., 1990.
  227. H.A. Адаптационные процессы в среде молодежи (Дальневосточная ситуация) // Социологические исследования. — 2002. —№ 1. С. 90−95.
  228. . Основные течения современной экономической мысли: Пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. А. М. Румянцева. М., 1968.
  229. .С. Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению. Пер. -М., 1936. Т. 1.
  230. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. T.I. -JL: Гос. соц.-экон. издат, 1935.
  231. И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития // Ин-т экономики РАН. М.: Наука. -2007.
  232. В.П. Проблема качества в вузе // Материалы X Всероссийской научно-методической конференции. Часть П. Москва-Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. -С. 57−69.
  233. JT.H. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании // Вуз и рынок. Коммерческая деятельность в системе высшей школы. КнЛ.-М., 1992.
  234. Социально-экономические проблемы формирования и расширенного воспроизводства интеллектуального капитала в современной России // Материалы международной научно-практической конференции, 10 ноября 2006 г. М.: РГСУ — 2007.
  235. Социально-экономические проблемы формирования и расширенного воспроизводства интеллектуального капитала в современной России. -М., РГСУ, 2007.
  236. Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социологические исследования. — 2003. № 4. — С. 121—126.
  237. Дж. Экономическая теория информации // Теория фирмы // Под ред. Гальперина В. Н. СПб.: Экономическая школа, 1999.
  238. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики. Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 2002.
  239. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты/ Под ред. Т. Л. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  240. С.Г. К методологии учета научного труда. Л.: Изд. АН СССР, 1932.
  241. Т. Интеллектуальный капитал. М., Поколение, 2007.
  242. А.И. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человечества в XX веке // Стандарты и качество 1995. № 2. — С. 6−9.
  243. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. Ф. Бастиа. Экономические софизмы. Экономические гармонии / Пер.- сост., вступ. ст., коммент. М. К. Бункиной, A.M. Семенова. М.: АНХ при Правительстве РФ. Дело, 2000.
  244. Г. Прикладное экономическое прогнозирование. — М.: Прогресс, 1970.
  245. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов // Под ред. Г. П. Журавлевой, H.H. Мильчаковой. М.: ЮНИТИ, 1997.
  246. Ян. Пересмотр международного порядка: Пер. с англ. М., Прогресс, 1980.
  247. Л.Г., Хорошилов A.B. «Информационные образовательные технологии и качество образования». Материалы Всероссийской конференции «Роль информационных технологий при обучении на программе MB А». Москва, МЭСИ, 30−31 января 2003 г. — С. 241−260.
  248. В.П., Титарев Л. Г., Зайцева Ж. Н. Становление рынка образовательных продуктов и услуг в сети Интернет // Высшее образование сегодня. 2002. — № 2. — С. 9−14.
  249. Н.Е. Социальный капитал как фактор неравенства // Обществ. Науки и современность. 2004. № 4.
  250. А. Постижение истории. М., 1991.
  251. Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века / Реф. кн. АН СССР. ИНИОН. М., 1991.
  252. О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. Вып. 3. — С. 39−49.
  253. Г. А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности //Регион: экономика и социология. 2002. — № 1. — С. 3−16.
  254. Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Дайджест «Бизнес и менеджер». М.: Азимут-Центр, 1992.
  255. А.Д. Проблемы информации в современной науке. М, 1975.
  256. Р. Национальная идея повышения конкурентоспособности России и подготовка кадров // Управление персоналом. 1999. — № 1. — С. 29−36.
  257. Федеральная программа развития образования (Утверждена Федеральным Законом Российской Федерации от 10.04.2000 № 51мФЗ).
  258. Федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 2005 гг.».271: Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ».
  259. В.М. Актуальные проблемы и направления инновационной деятельности в российском образовании. — Журнал «Инновации в образовании РАНОУ2001. № 1.
  260. Т.Ю. Формирование прогностических качеств личности в образовательной системе // Проблемы становления и развития новых экономических отношений в народном хозяйстве: Сб. научн. статей аспирантов. Отв. ред. А. К. Казанцев. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
  261. П. Соч. В 4-х Т. Т.2 М.: Мысль, 1996.
  262. Д. Мировая экономика. М.: Наука, 1997.
  263. М. Методология позитивной экономической науки //THESIS. 1994. Вып.4.
  264. Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991.
  265. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 12. — С. 5−14.
  266. Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. T.I. Вып. 1. — 1993.
  267. П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 2000.
  268. Дж. Стоимость и капитал: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. 1. Р. М. Энтова. М., 1993.
  269. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. — № 8. — С. 32−45.
  270. H.A. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М., 1989.
  271. H.A. Вопросы истории политэкономии: Избранные произведения. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  272. Р.И. Постиндустриальное развитие: уроки для России. М.: Наука, 1996.
  273. Е.Д. Совокупный человеческий капитал нации: (формирование и функционирование его на макро-, мезо-, микроуровнях): Учебное пособие. Иркутск, 1996.
  274. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода // Под ред. И. Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС — 1999.
  275. Э. Теории монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996.
  276. В.Н. О методологических принципах политической экономии как научной системы. М., 1965.
  277. H.A. Информационная экономическая теория. М., 1994.
  278. Шарин J1. Метаэкономика: интеграция материального и научного производства // Общество и экономика. 2000. — № 1. — С. 59−69.
  279. А.Е. Экономическая теория институтов. М.: Теис, 1997.
  280. JI.C., Злобина И. И. Закон мотивации деятельности и вероятностное моделирование человеческого капитала. М., 1995.
  281. К.В. Рынок труда и управление занятостью. Учебное пособие./ Научн. ред. Федотов A.B. СПб.: СПбГТУ, 1998.
  282. К. Работы по теории информации и кибернетике: Пер. с англ. -М., Прогресс, 1963.
  283. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. М.: Инфра — М, 2000.
  284. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Изд-во Норма, 2003.
  285. Ю.А. Концепции интеллектуальных систем. Научно-аналитический обзор. М, 1988.
  286. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев, А .Я., и др. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 13−28.
  287. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2002.
  288. В. Человеческий и вещественный капитал: общность и различие // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 8. -С. 55−61.
  289. В.П. Своеобразие российского рынка образовательных услуг // Мировая экономика и междун. отношения. 1997. — № 11. — С. 127−135.
  290. В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12. — С. 42−49.
  291. Эволюционная экономика и «мэйнстрим» / Редколл.: Л. И. Абалкин и др.-М., 2000.
  292. .К., Шевалье Т. Переосмысление проблем финансирования гю-слесреднего образования // Высшее образование в Европе. М., 1992.
  293. Экономика сферы платных услуг // Под ред. E.H. Жильцова. Казань, 2001.
  294. Экономическая теория / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. М., 2003.
  295. Экономическая теория на пороге XXI века. Т.2. М., 1998.
  296. Экономическая теория: Курс лекций / Под ред. М. Н. Деминой. -Иркутск, 1995. Ч. 1.
  297. Экономическая энциклопедия: политическая экономия. /Гл. ред. A.M.1. Румянцев. Т.2.-М., 1995.
  298. Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1972.
  299. Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 269−317.
  300. Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. -СПб.: Питер, 2005.
  301. Л. Благосостояние для всех. М.: Начало-Пресс, 2001.
  302. Л. Полвека размышлений: речи и статьи. — М. 1993.
  303. Юнь О. Возможности вхождения России в мировое информационное сообщество//Экономист.-2001.-№ 12.-С. 21−29.
  304. Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. М.: Анкил, 1994.
  305. Ю.В. Цивилизационные циклы и модель динамики структур воспроизводства: М., 1992.
  306. Ямагучи-К. Смена парадигм в экономике по мере становления информационного общества // Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. Материалы ко II международной конференции (СПб. 15−17 марта 1995 г.).-М., 1995.
  307. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики // Избранные труды в 3-х книгах. Кн. 1. М.: Наука, 1997.
  308. З.Г. Роль образования в преодолении региональной социально-экономической асимметрии // Социально-гуманитарные знания. — 2002.-№ 1.-С. 81−89.
  309. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат. 2000.
  310. Arrow К. Information and Economic Behavior. Stockholm, 1997.
  311. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis.-N.Y., 1964.
  312. Becker G.S. The Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. N.Y. 1964.
  313. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and the Life Cycle of
  314. Earnings // Journal of Political Economy. Aug. 1967. P. 18−35.
  315. Blaug M. Economic Theory in Retrospect. Cambridge University Press, 1968.
  316. Blaug M. Economics of Education. Oxford, 1970.
  317. Blaug M. Where we are now in the economics of education? Economics of education review? Vol. 4, № 1, 1985.
  318. Bork A. The computer in education in United States // Computer and education. 1984.V.8. N 4.
  319. Bowen H.R. Investment in Learning. San Francisco, etc., 1977.
  320. Bromley Ph. Corporate Capital Investment: A Behavioral Approach. Cambridge (Mass.). 1986.
  321. Castells M. The Age of Information. Vol. 1: The Rise of the Network Society. Oxford, 1996.
  322. Clark C. The conditions of economic progress. London, 1940.
  323. Crawford R. In the Era of Human Capital. The Emergence of Talent, Intelligence, and Knowledge as the Worldwide Economic Force and What It Means to Managers and Investors. L. -N.Y., 1991.
  324. Dissard W. The coming information age. N.Y., 1982.
  325. Drucker P. The New Society: The Anatomy of Industrial Order. N.Y., 1962.
  326. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. New York: Harper Business, 1998.
  327. Drucker P.F. The Education Revolution. N. Y. 1973
  328. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. New Y/okk, 1997.
  329. Fisher I. The Nature of Capital and Income. L., 1927.
  330. Fisher I. The Theory of Interest. N.Y., 1930.
  331. Forrest A. Fifty Ways Towards a Learning Organization. London: The Industrial Society, 1999.
  332. Friedman M. The Basic Postulates of the Demand Theory // Economic Studies Quarterly. Vol. 14. 1963. P. 115−144.
  333. Fukuyama F. Trust: the Social Virtues and the Creation of Prosperity
  334. Higher education in the learning society: Rep. 12: Options for financing higher education: modelling and policy analysis. L., 1997. — VII.
  335. Investment in Human Capital. Ed. by B.Kiker. Columbia, 1971.
  336. Kendrick J.W. Productivity Trends: Capital and Labour // Review of Economics and Statistics. May. 1956. P. 22−49.
  337. Kiker B.F. The Historical Roots of the Concept of Human Capital // Journal of Political Economy. Oct. 1966. P. 472−491.
  338. Knowledge Management in the Learning Society. Paris, 2000.
  339. Legge K. Fluman Resource Management: Rhetorics and Realities. L., 1995.
  340. Machlup F. Educatoin and Economic Growth. Lincoln, University of Nebraska Press. 1970.
  341. Machlup F. Knowledge: Its Creation, Distribution and Economic Significance. Princeton, New Jersey, 1980.
  342. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital. Princeton (N.Y.), 1984.
  343. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962.
  344. Martin W.J. The information society. L., 1988.
  345. McKenzie R. The Political Economy of the Educational Process. Boston, 1979.
  346. Mincer J. Investment in Human Capital and Income Distribution // Journal of Political Economy GB. 1958. -P.281−3021.
  347. Naisbitt G. Megatrends: ten new directions transforming our lives. -N.Y. 1992.
  348. Nordhaug O. Human Capital in Organizations: Competence. Training and Learning. Oslo, 2003.
  349. Psacharopoulos G., Woodhall M. Education for Development. An Analysis of Investment Choices. N.Y., 2001.
  350. Putnam R., Leonardi R. Making Democracy Work. Princeton: Princeton Univ. Press, 1993
  351. Robinson J. Contribution to Modern Economics. Oxford, 1979.
  352. Rose R. How Much Does Social Capital Add to Individual Health? A Survey Study of Russians // Social Science and Medicine. 2000 Vol. 51
  353. Schidtz T.W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities // Human Resources. New York, 1975. Colloquium VI.
  354. Schultz T. Economic Value of Education. N.Y., 1963.
  355. Schultz T. Investing in People. Berkeley, 1981.
  356. Schultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N.Y., 1971.
  357. Schultz T.W. Reflections of Investment in Man // The Journal of Political Economy. Supplement. October. 1962. P. 3−24.
  358. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.
  359. The Knowledge Economy: The Nature of Information in the 21-st Century. Queenstown (MD), 1993.
  360. Throuw L.C. Rights Management: Managing the Layers of Rights and Roles in — the Knowledge-based Economy // IPR system paper. 2000. -http:/www.iprsystems.com/whitepapers/Papers/RightsManagement.pdf
  361. Thurow L. Building Wealth: The New Rules for Individuals, Companies and Nations in Knowledge-Based. Harper Collins Publishers Inc., 1999.
  362. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970.
  363. Toffler A. Third Wave. N.Y., 1980.
  364. Truch E. Knowledge Management: Auditing and Reporting Intellectual Capital // Journal of General Management. 2001. Vol. 26. № 3. P. 26−40.
  365. Turow L. Investment in Human Capital. Belmond. 1970.
  366. Turow L. The Zero Sum Society. — New York: Englewood Cliffs, 1980.
  367. Walsh J.R. Capital Concept Applied to Man // Quarterly Journal of Economics. February. 1935. P. 47−69.
  368. Wicksell IC. Lectures on Political Economy. L., 1934. V. 1.
  369. Wiig K. Knowledge Management Foundations. L., 1993.
Заполнить форму текущей работой