Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свое время классик кинематографа С. М. Эйзенштейн, оценивая роль звука в экранном искусстве, писал: «Звук, трактуемый как новый монтажный элемент (как самостоятельное слагаемое со зрительным образом), неизбежно внесет новые средства огромной силы к выражению и разрешению сложнейших задач, угнетавших нас возможностью их преодоления путем несовершенных методов немого кинематографа, оперирующего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Общая характеристика художественно-эстетической природы звукового эфирного пространства
    • 1. Природа звуковой информации и ее роль в жизни современного общества
    • 2. Коммуникативные и художественно-эстетические черты звукового эфирного пространства телерадиовещания
    • 3. Роль звукорежиссуры в формировании звуковой палитры эфирного пространства телерадиовещания
  • ГЛАВА 2. Особенности звучащей речи на ТВ и РВ
    • 1. Компоненты звучащей речи как средство коммуникации
    • 2. Речь в структуре эфирных программ
    • 3. Творческие аспекты работы звукорежиссера с речевыми фонограммами
  • ГЛАВА 3. Особенности музыкальной палитры
    • 1. Роль музыки в эюизни общества
    • 2. Музыка в структуре эфирных программ
    • 3. Основные приемы организации музыкальных фонограмм в эфирных произведениях
  • ГЛАВА 4. Особенности шумов и акустических эффектов
    • 1. Шумы и звуковые эффекты как выразительные компоненты звуковой партитуры
    • 2. Творческие задачи работы звукорежиссера с шумовыми фонограммами
  • ГЛАВА 5. Анализ звуковых партитур классических и ряда современных программ телерадиовещания
    • 1. Жанровые особенности эфирных программ
    • 2. Анализ звуковых партитур классических программ
    • 3. Специфика работы звукорежиссера над озвучанием «малых» телевизионных жанров
  • ГЛАВА 6. Основные аспекты профессиональной деятельности современной звукорежиссуры отечественного телерадиовещания и пути ее совершенствования
    • 1. Анализ основных моментов слухового дискомфорта и способы их устранения в процессе озвучания эфирной программы
    • 2. Основные задачи профессиональной подготовки звукорежиссера ТВиРЗ

Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Вторую половину XX и начало XXI века называют эпохой формирования (а теперь уже и реального функционирования) информационно-компьютерной цивилизации. Но ее по праву можно называть и эпохой доминанты звука в социально-информационном пространстве мира. Еще в середине 60-х годов прошлого века М. Маклюэн полагал, что человечество вошло в эпоху звука.1.

И если в XIX и первой половине прошлого века (по крайней мере в нашей стране) господствовали в основном звуки окружающей действительности, то в последние десятилетия приоритетными становятся социально-техногенные звуки, создаваемые в процессе производственной, технической и другой деятельности людей.

Все большее значение в формировании звукового эфирного пространства приобретают электронные средства массовой коммуникации, особенно ТВ и РВ. В настоящее время роль последних в жизни современного общества значительно возросла. Иными становятся взаимоотношения в системе «человек-вещание», что во многом связано с изменением тематики телерадиопрограммизменяются взаимоотношения изображения и звука, само качество эфирного звука и ряд других факторов.

Для человека стало привычным находиться в постоянной аудиовизуальной среде, которая накладывается на звуковой ряд повседневной жизнедеятельности. Звуки окружающей действительности, в свою очередь, проникают в эфирные программы и в реальном или трансформированном виде возвращаются в общество из эфира. Современные технические средства усиливают выразительные возможности звука, развивают эту тенденцию. Вся современная звуковая атмосфера и аудиовизуальная среда воздействуют на сознание, психику человека, на его здоровье, поведение.

В свое время классик кинематографа С. М. Эйзенштейн, оценивая роль звука в экранном искусстве, писал: «Звук, трактуемый как новый монтажный элемент (как самостоятельное слагаемое со зрительным образом), неизбежно внесет новые средства огромной силы к выражению и разрешению сложнейших задач, угнетавших нас возможностью их преодоления путем несовершенных методов немого кинематографа, оперирующего только зрительными образами.» Однако поверхностное отношение к звуку порождает негативные тенденции, которые, к сожалению, прослеживаются в современном отечественном телерадиовещании. Надо помнить о том, что звук в СМК — не стихийный процесс, а организованная профессионально направленная деятельность, художественно-эстетической задачей которой является формирование социально-политических, эстетических и нравственных качеств, имеющих огромное значение для общества.

Все эти факторы свидетельствуют о том, что анализ современного состояния звукового эфирного пространства отечественного телерадиовещания, путей его формирования и совершенствования — насущная потребность времени и серьезная научная проблема. Важнейшим звеном в формировании звуковой составляющей всех эфирных программ является звукорежиссура с центральной фигуройзвукорежиссером. От его профессионализма во многом зависит как техническое, коммуникативное, так и художественно-эстетическое качество акустической информации. Однако до сих пор вопросы творческой составляющей этой профессии, несмотря на их актуальность, — область далеко не исследованная в науке, хотя она в значительной степени определяет состояние звукового эфирного пространства телерадиовещания.

Таким образом, проблемы, поставленные в диссертации, имеют актуальную, как научную, так и практическую значимость и приобретают в условиях формирования информационного общества большое значение для социальной и духовной жизни людей.

Целью настоящего исследования является художественно-эстетический анализ эфирного звукового пространства, формируемого средствами массовой коммуникации, прежде всего ТВ и РВ, рассмотрение роли и места звукорежиссуры в создании и реализации эфирных материаловтеоретическое обоснование сущности и основных направлений творческой деятельности звукорежиссера в использовании и гармонизации всех компонентов звука в телеи радиопрограммах.

Задачи исследования:

— рассмотрение художественно-эстетической природы звука, его роли в социальной и духовной жизни общества, влияния на формирование звукового эфирного пространства;

— определение комплексного понятия звукового эфирного пространства телерадиовещания;

— комплексное исследование звукового образа эфирной программы, выявление основных характеристик его художественно-эстетической природы, специфики восприятия;

— анализ художественно-эстетической природы каждого компонента звуковой палитры, их характера и места в эфирной программе;

— анализ звукорежиссуры как технологически-художественной и коммуникативной деятельности, направленной на формирование звукового эфирного пространства;

— теоретическое обоснование характера творческой деятельности звукорежиссераопределение требований к личностным и профессиональным качествам и к системе его профессиональной подготовки.

Степень разработанности темы исследования.

В современном искусствознании нет исследований в обобщенном виде, посвященных характеристике эфирного звукового пространства и роли звукорежиссуры отечественного телерадиовещания в его формировании. Такие исследования могут помочь найти новые пути реализации возможностей звукорежиссуры, поднимут качество творческой деятельности по созданию аудиовизуальных образов, а значит и улучшат состояние акустической среды общества.

Разработка и обоснование основных параметров обозначенной тематики требуют использования источников, посвященных теоретическим проблемам акустики, фонетики, лингвистики, психологии, музыковедения, информатики, особенно теории телевидения и радиовещания.

В своем исследовании автор опирался прежде всего на:

— общие теоретические разработки и концепции, посвященные проблемам акустической информации. Среди них работы И. А. Алдошиной, Б. Я. Меерзона, М. А. Сапожкова, В. В. Фурдуева и др.;

— фундаментальные труды в области искусствоведения и теории музыки как главной сфере организации звуков, создания, распространения и восприятия творений музыкального искусства. Это произведения Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, Р. А. Тельчаровой и др. Проблеме влияния музыки на человека посвящены работы В. М. Бехтерева, Е. П. Жиляевой, Ю. П. Лисицына, И. Д. Тарханова и др—.

— лингвистико-фонетические исследования слова и речи в мировой и отечественной филологии. Среди них — работы С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Ф. И. Буслаева, В. И. Даля, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, А. А. Потебни, В. Н. Топорова, Р. О. Якобсона и др.;

• - исследования, посвященные разработке проблем звучащей речи и языка в СМК. Среди них — работы, С. И. Виноградова, Б. Д. Гаймаковой,.

B.Г.Костомарова, С. К. Макаровой, М. П. Оссовской, Р. К. Потаповой, Ю. В. Рождественского, М. П. Сенкевич, и др.

— теоретические работы выдающихся мастеров кинематографии:

C.А.Герасимова, А. П. Довженко, Л. В. Кулешова, В. И. Пудовкина, М. И. Ромма, С. М. Эйзенштейна, С. И. Юткевича и др, а также на работы теоретиков кино: Б. Балаша, С. В. Дробашенко, В. Н. Ждана, М. С. Кагана, З. Кракауэра Ю. М. Лотмана, С. А. Муратова, К. Э. Разлогова, Р. Н. Юренева и др." ;

— исследования, посвященные анализу телерадиокоммуникации, теоретических принципов и практики функционирования ее средств-Э.Г.Багирова, Ю. А. Богомолова, Р. А. Борецкого, Ю. П. Буданцева, В. М. Березина, Н. А. Барабаш, А. С. Вартанова, Н. И. Дворко, В. В. Егорова, Р. Д. Копыловой, В. И. Михалковича, О. Р. Самарцева, В.С.Саппака4 Б. М. Сапунова, Н. И. Утиловой, В. Л. Цвика, А. А. Шереля, А. Я. Юровского и др.;

— работы режиссеров, создавших целостные художественные образы аудиовизуальных произведений ТВ и РВ — И. К. Беляева, В. И. Давидчука, Ю. П. Кротенко, Б. М. Конухова и др.;

— немногочисленные теоретические и, главным образом, практические разработки, непосредственно посвященные профессиональной деятельности звукорежиссеров кино и телевидения, радио. Среди них-работы И. П. Вепринцева, М. И. Вендрова, В. В. Виноградова, П.К. Кондра-шина, А. Э. Клотыня, и др.3.

Гипотеза научного исследования.

Звуковое эфирное пространство телерадиовещания, объединяющее все существующие типы звуковых пространств, формируется специфической, целенаправленной, художественно-эстетической и коммуникативной деятельностью людей, использующих технические средства для передачи звука в эфир. Важнейшее звено в этом процессе — звукорежиссура, которая является областью социально-культурной и информационно-коммуникативной деятельности, направленной на эстетическую и смысловую организацию звукового образа. От профессионализма звукорежиссера зависит качество звукового эфирного пространства в целом.

Объект исследования — звуковое эфирное пространство телерадиовещания.

Предмет исследования — роль звукорежиссуры современного отечественного телерадиовещания в процессе формирования звукового эфирного пространства.

Методология и методы исследования.

В связи с многогранностью поставленных задач в работе используется комплексная системная и междисциплинарная методология, основные методологические приемы и принципы современных наук: эстетики, философии, искусствознания, лингвистики, акустики, психологии творчества, теории и истории кино, телевидения и радио.

В своей работе диссертант опирается на общенаучные методы: аналитический, сравнительный, логический, структурный, типологический, экспериментальный.

В процессе работы над диссертацией использовались конкретные научные, лингвистические и искусствоведческие методы — теоретическое обобщение и анализ литературных источниковпросмотр и анализ многочисленных кино — и телефильмов, передач, бесед и интервью с их создателямиметод включенного наблюдения за процессом творческой деятельности звукорежиссеров, режиссеров, сценаристов, операторов и других создателей программ и фильмов. Не менее важным явилась личная практика редактора музыкального оформления на телевидении и радио, а также многолетний педагогический опыт по подготовке специалистов в области звукорежиссуры.

Научная новизна.

Данная работа — одно их первых в отечественном искусствознании обобщенное исследование, представляющее собой комплексный анализ природы звукового эфирного пространства, места и роли звукорежиссуры как творческой деятельности в общей системе телерадиокоммуникации, ее художественно-эстетических принципов, влияния на формирование звукового эфирного пространства;

— впервые дана типология различных звуковых пространств, формирующих звуковое эфирное пространство телерадиовещания, формулируется его определение;

— впервые разработаны основные фонетические, коммуникативные и эстетические факторы и условия слухового комфорта и дискомфорта в восприятии эфирных программ;

— впервые дана классификация существующих направлений звукорежиссуры;

— впервые разработаны основные профессиональные параметры специалиста в области звукорежиссуры современного телерадиовещания, включающие социальные, технологические и нравственно-эстетические требования к его личности;

— в работе предложены матрицы и методы исследования звукоряда и приведен оригинальный анализ ряда телерадиопрограмм, созданых за последние 30 лет.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации могут представлять интерес для специалистов в области теории телерадиовещания и профессионального образования, искусствоведов, занимающихся теорией эстетики и культурологией, практиков аудиовизуальных средств массовой коммуникации — режиссеров, звукорежиссеров, музыкальных редакторов.

Апробация диссертации.

Разработанные в диссертации аспекты получили опытно-экспериментальную проверку при чтении автором курсов лекций «Звуковое решение телеи радиопрограмм», «Культура работы со звуком в эфире», «Творческие проблемы звукорежиссуры» на факультетах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Институте повышения квалификации работников ТВ и РВ.

Основные положения и выводы, которые содержатся в диссертационном исследовании, прошли апробацию в опубликованных монографиях, учебных пособиях, методических разработках и научных статьях (общий объем = 25 п.л.), на выездных занятиях в г. Орле, Санкт-Петербурге.

Доклады по материалам диссертации были прочитаны на международных конференциях в Софрино, Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге, на международном конгрессе НАТ в Москве, научно-практической конференции ИПК работников ТВ и РВ, международной научно-практической конференции ЕВА (секция «Эхолот»).

Основные положения, выносимые на защиту.

— Современная эпоха характеризуется новым качеством звукового эфирного пространства, оказывающего значительно большее, по сравнению с прошлым, воздействие на социально-психологическое, культурно-эстетическое и нравственное состояние общества и каждого человека. Главным средством формирования этого пространства оказываются СМК, прежде всего ТВ и РВ.

— Звуковое эфирное пространство телерадиовещания объединяет все существующие в природе и обществе типы звуковой информации при наличии своих специфических черт.

— Анализ современного состояния звукового эфирного пространства телерадиовещания свидетельствует о том, что в нем присутствует обилие ненормативной лексики, неграмотных слов и словосочетаний, некачественного (в техническом отношении) звука, звучит музыкальная продукция низкого художественного уровня.

— Звуковую палитру передач современного отечественного телерадиовещания создает особый творческий вид деятельности-звукорежиссура, которая, имея в качестве предшественников звукорежис-суру различных видов искусства (театра, музыки, кинематографа и т. д.), синтезирует их и в настоящее время обретает чрезвычайно специфические черты. Они определяются: синтетической природой эфирного звукаразнообразием выразительных средств всех его компонентов (речи, музыки, шумов), способами их сочетания и чередованияхудожественно-творческими и производственными процессами создания эфирного произведения, составом творческой группы, интенсивно развивающимися техническими средствами и компьютерными технологиямиособенностями видов и жанров эфирных программ.

— Звукорежиссер телерадиовещания является интерпретатором творческой идеи режиссера. Обладая своим спектром выразительных средств, звукорежиссер способен влиять на авторско-режиссерский замысел.

— Необычайно возросшее значение звуковой среды в современном обществе, роль в этом процессе ТВ и РВ накладывают особую ответственность на звукорежиссера, на его профессиональные и нравственно-эстетические качества, его эрудицию. Отсюда вытекают требования к подготовке специалистов в этой области. Это, в свою очередь, вызывает необходимость создания специальных профессиональных образовательных программ, учебных планов и соответствующего учебно-методического обеспечения, учитывающих особенности работы звукорежиссера современного отечественного телерадиовещания. Работа звукорежиссера в новых условиях остро ставит вопрос о создании и разработке новых классификационных профессиональных характеристик.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, библиографии. Основной текст изложен на280страницах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

• На основании вышеизложенных рассуждений можно сделать обобщающие теоретические выводы и дать некоторые практические рекомендации для работы со звуком в эфире.

Выявленная в процессе исследования художественно-эстетическая природа звука, свидетельствует о его огромной роли и месте в социальной жизни общества, о большом влиянии на психологическое состояние каждого человека, на формирование звукового эфирного пространства. При этом следует учитывать фактор взаимовлияния — звуки, окружающие нас, проникают в эфир, и, в реальном или трансформированном виде, возвращаются обратно.

Звуковое эфирное пространство телерадиовещания, при наличии своих специфических черт, включает в себя все виды акустических пространств, существующих в природе и обществе (природно-акустическое, техногенное, акустическое пространство художественной деятельности.).

Исследование звукового эфирного пространства телерадиовещания приобретает в эпоху формирования информационно-компьютерной цивилизации актуальное значение в жизни общества и каждого человека. Главной особенностью этого пространства является то, что оно создается сознательной деятельностью людей с помощью информационно-коммуникативных технологий, в том числе радио и телевидения. Решающая роль в этом процессе принадлежит звукорежиссуре, так как качество звука эфирной продукции во многом зависит от профессионализма, социальной и нравственной ответственности специалистов данного профиля.

В современной звукорежиссуре в настоящее время наметилось несколько направлений, каждое из которых требует научного осмысления достигнутого практического опыта, (звукорежиссура театра, кинематографа, реставрационная звукорежиссура, саунд дизайн, звукорежиссура мультимедийных проектов, звукорежиссура телерадиовещания). Характерной особенностью звукорежиссуры современного ТВ и РВ является то, что она включает в себя все способы работы со звуком в эфире.

Звукорежиссура — особый вид художественного творчества, обладающего своим спектром художественно-выразительных средств, своим предметом, материалом, способного активно влиять на формирование позитивного звукового эфирного пространства телерадиовещания.

Основная задача звукорежиссуры ТВ и РВ в процессе создания звуковой партитуры эфирных программ — опора на основные фонетические, коммуникативные и эстетические факторы и условия слухового комфорта, базирующиеся на объективных законах психологии восприятия. Произведенный в исследовании анализ художественно-эстетической природы каждого компонента звука и его роли в контексте звуковой партитуры эфирной программы, свидетельствует о необходимости более внимательного отношения всех создателей эфирных программ к формированию звукового образа, учитывая характерные особенности и возможности каждого компонента звука — речи, музыки, шумов.

Речь — один из важнейших компонентов звука, обладающий своими выразительными средствами — мелодикой (интонацией), темпом, тембром, динамическими оттенками, регистром и т. д. Выбор тех или иных средств речевой выразительности зависит от жанра эфирной программы. Функции современного звукорежиссера при работе с речевыми фонограммами, сводятся к редактированию текста, его записи на звуковые носители, монтажу, сведению с остальными компонентами звукамузыкой и шумами, а на телевидении еще и к соединению с изображением.

• Музыка играет в жизни общества важную роль. Музыкальная картина современного мира представлена четырьмя типами музыки — фольклорным, менестрельным, опусным и типом канонической импровизации. Обозначенная типология музыки отражает исторически сложившуюся систему способов функционирования музыки в человеческом обществе. Музыка, так же как и речь, оказывает большое влияние на психику человека, что необходимо учитывать при работе с ней в эфирных программах. В современном телерадиовещании роль музыки часто недооценивается, не всегда учитывается многообразие ее функций.

Музыка экрана имеет ряд специфических черт: ее особая концентри-рованность, лаконизм выражения, коллажность, фрагментарность и т. д. Содержание музыки часто совершенно переосмысливается в зависимости от текста и изображения, и, наоборот, в зависимости от подобранной под изображение музыки, может измениться и его смысл.

Развитие экранного языка привело к явлению перекодировки музыкального фрагмента — исключения его из кода исходного музыкального произведения и включения в код экранного искусства. Музыка при этом выполняет уже другую композиционную роль и несет иную смысловую нагрузку.

Под влиянием современных технических средств роль музыки в звуковом пространстве увеличивается и переосмысливается. Звучащая речь, музыка, шумы часто существуют одновременно, образуя сложные звуковые комплексы и создавая реальный объем звуковой информации.

Основные средства музыкальной выразительности в контексте эфирного произведения приобретают специфические черты. Их умелое использование помогает звукорежиссерам обогащать образный строй эфирной программы, сделать его более точным и выразительным. Знание законов, действующих в музыкальных формах помогает избежать хаотичности музыкального ряда эфирной программы, способствует выстраиванию четкой конструкции всего произведения.

Шумы — это мощное выразительное средство, позволяющее воссоздать в эфирной программе окружающий нас мир. В звуковых партитурах эфирных программ следует активно использовать все функции шумов. Чем сложнее, ярче замысел автора и режиссера, тем образней и выразительнее у них работают шумы.

Шумы наряду с музыкой могут представлять в эфирных произведениях вполне самостоятельные сюжетные линии, благодаря заложенной в них семантической информации. Недооценка роли шумов, так же как и музыки в звуковых партитурах эфирных программ неизбежно ведет к снижению их качества.

С появлением и развитием экранного и радийного искусства увеличилась роль шумомузыкальных произведений в создании особой атмосферы действия или состояния персонажей эфирных программ при помощи необычных музыкально-шумовых акцентов, лежащих в основе эстетики музыкального авангардизма.

В современном телерадиовещании значительно активизировался процесс «диффузии» жанров — взаимодействия и взаимопроникновения черт одного из жанров в другой. Таким образом, рождаются новые жанры, которые переходят в результате модификации и трансформирования в новое качество. Звуковое решение телерадиопрограмм имеет свои специфические черты в зависимости от их жанра.

В классических эфирных программах их создатели проявляли осмысленное, творческое отношение к формированию звуковых партитур своих творений, учитывая объективно существующие законы психологии восприятия звука и изображения. Появление и развитие средств массовой коммуникации открыло новые возможности для распостранения музыки, ее взаимодействия с театром, литературой, поэзией, изобразительным искусством.

Анализируя современные эфирные программы, приходим к выводу, что, к сожалению, за последние годы в них произошло определенное снижение качественного уровня звука, игнорируется наработанный десятилетиями опыт предшественников, что во многом объясняется негативным влиянием коммерциализации телерадиовещания, постмодернистскими тенденциями. Все это породило явление дилетантизма во всех телерадиовещательных профессиях, в том числе и в звукорежиссуре, нанося вред не только состоянию звукового эфирного пространства, но и социально-психологическому состоянию общества.

Современный этап информационно-компьютерной революции, тесно связанный с формированием новой палитры звукового эфирного пространства, а также высокий уровень развития телерадиовещательных технологий, предъявляют новые требования к звукорежиссуре, значительно расширяя ее технические возможности в процессе создания телерадиопрограмм и, вместе с этим, повышая ответственность за художественное качество телерадиовещательной продукции.

Используя весь арсенал современных технических средств, подчиненных конкретной творческой задаче, звукорежиссер телерадиовещания должен способствовать созданию экологической безопасности звукового эфирного пространства, так как именно он является главным связующим звеном при передаче звуковой информации в эфир.

На основании приведенных выводов можно дать следующие практические рекомендации.

Во-первых, необходимо повышение роли и значения звукорежиссуры во всех формах социальной и художественной жизни, повышения статуса профессии «звукорежиссер», особенно на радио и телевидении.

Во-вторых, важно обеспечить жесткий контроль за соблюдением тех нормативных документов, которые выдержали испытание временем, но которые в настоящее время, к сожалению, не учитываются при приеме на должность звукорежиссера ТВ и РВ. Кроме того, необходимы изменения классификационных профессиональных характеристик с учетом специфики работы в современных условиях.

В-третьих, насущной необходимостью является создание отлаженной системы профессиональной подготовки и систематического повышения квалификации специалистов всех категорий телерадиовещательных профессий, в том числе и звукорежиссеров. Назрела необходимость в разработке и создании нового образовательного стандарта по специальности «Звукорежиссура телерадиовещания», учитывающего специфику работы этой категории работников на ТВ и РВ.

Данные проведенного диссертационного исследования позволяют автору сделать попытку прогнозирования перспектив развития звукоре-жиссуры телерадиовещания.

Уже в недалеком будущем телевидение и радио перейдет на широкое использование пространственного звука, а звукорежиссеры будут использовать компьютерные лингвокибернетические программы и музыкальные редакторы, которые облегчат процесс редактирования речевых фонограмм и подбор необходимых музыкальных фрагментов. Это, в свою очередь, приведет к исчезновению или существенному видоизменению профессии редакторов передач, наделению их функциями консультантов эфирных программ крупных жанров.

Таким образом, активное развитие робототехники и других мультимедиа-технологий приведет к качественному изменению места и роли человека в телерадиовещании. Но совершенно очевидно, что творческий потенциал воображения, фантазии, вкуса живого человека роботы и компьютерные технологии заменить не смогут. Это особенно относится к таким тонким материям духовной жизни, какими является речь, музыка, бесконечное богатство и красота звуков.

Автор надеется, что предложенные им теоретические положения и практические рекомендации будут способствовать возрождению, упрочению и развитию лучших традиций отечественного телерадиовещания в создании программ, сочетающих в себе глубокое содержание и звуковую гармонию, что, в свою очередь, обеспечит экологическую безопасность звукового эфирного пространства, формируя положительные эмоции и хороший художественно-эстетический вкус у каждого члена нашего общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. М. Музыка на телевидении.-М.: Знание, 1984 48 с.
  2. Н. Проблемы бессознательного в художественном мышлении («Клип»)//Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации- М.: ИПК работ. ТВ и РВ, 1995.
  3. С.С. Новое в современной классической философии М.: Наука, 1979.- 140 с.
  4. Т.З. ТВ звезды и рейтинги : Кто есть кто. // Учебн. пособие. — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1996. — 26 с.
  5. Актуальные проблемы правового регулирования телекоммуникации. / под ред. А. Г. Рихтера. М.: Центр «Право и СМИ», 1998. — 159 с.
  6. Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использования в управлении социальными процессами. М.: АН СССР, 1987.- 178.
  7. Акустика. Справочник под ред. Сапожкова В.Н. М. Радио и связь, 1989.-336 с.
  8. И. А. Взгляд в будущее аудиа // Звукорежиссер. 2001. № 1.
  9. М.И. Практикум по редактированию материалов телевизионных передач. -М.: МГУ, 1977. 143 с.
  10. ЮЛ. Ветер от плащей: Исповедь телезрителя. М.: Искусство, 1978.-М., 1978. -271 с.
  11. Анализ систем на пороге XXI века. Теория и практика. // Материалы международной конференции. В 2 х тт. — М., 1996. — 438 с.
  12. Э. К. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Советский композитор, 1986.-223 с.
  13. Л. Реставрация фонограмм — принципы и технология // Звукорежиссер. 2001. № 8.
  14. А. И. Человек и мир культуры // Введение в культурологию. -М.: Нар. акад. культуры, 1993.-349 с.
  15. Р. Новые очерки по психологии искусства. М. Прометей, 1994.-352 с.
  16. Артемьев Э.Н.".выразить основное состояние.// Киноведческие записки 1994 № 4
  17. В.А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации.-М., 1974.
  18. . В. Музыкальная форма как процесс— Л.: Музыка, 1 971 376 с.
  19. О. Н. Эстетическая и социальная природа киномузыки // Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. иск. М., 1992.
  20. Аудитория: Проблемы изучения общественного мнения. // Сб. Вып. 1- 15— М.: Главная редакция писем и социологических исследований ГТРК, 1987- 1991.
  21. Э.Г. Критерии и методы оценки результатов повышения квалификации в ВИПК работников телевидения и радиовещания.// Проблемы качества и эффективности повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. М., 1977. — С. 95 — 100.
  22. Э.Г. В зеркале общественного мнения. // Телевидение и радиовещание. М.: 1980 № 9. -34 — 36.
  23. Э.Г. Очерки теории телевидения М.:Искусство, 1978.-152 с.
  24. Э.Г. Телевидение как средство массовой информации и художественная культура// Проблемы телевидения. — М.: Искусство, 1976.-С.4−22.
  25. . Культура кино М.: Печатный двор, 1925 — 96 с.
  26. H.A. Телевидение и театр: игры постмодернизма- М.: МПГУ, 2003.- 181с.
  27. М. М. Эстетика словесного творчества— М.: Искусство, 1986.- 444 с.
  28. С.И. монополии слова. М.: Мысль, 1972. — 453 с.
  29. И.К. Введение в режиссуру: Курс для документалистов- М.: ИПК раб. ТВ и РВ., 1983.- 238 с.
  30. Беляев И. К Спектакль без актера: записки режиссера-документалиста-М.: Искусство, 1982- 152 с.
  31. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. // Вопросы философии.- М.: Правда, 1989. С.601- 605.
  32. В.М. Нравственные аспекты телевизионной коммуникации-М.: ИПК работников ТВ и РВ, 2003 108 с.
  33. В.М. Значение, музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М.: Кушнарев и К, 1916. С. 13
  34. Ю.А. Курьеры муз.- М.: Искусство. 192 с.
  35. Н.И. Социальная психология печати, радио, телевидения. -М.: МГУ, 1991.- 125 с.
  36. В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. -М.: Наука, 1986. С. 301
  37. Р. А. Телевидение на перепутье. М. Институт истории и соц. проблем телевидения, 1998.—105 с.
  38. P.A. Осторожно телевидение! — М. ИКАР, 2002 — 259 с.
  39. H.A. Основные принципы театрализации музыки в драматическом спектакле Киев, 1990.
  40. Ю. П. Массовая коммуникация в современном мире.— М., 1991.
  41. Ю.П. Экранный образ: Системные особенности. // Учебн. пособие.-М.: МГИМО, 1993. 118 с.
  42. Ю.П. Очерки НОО коммуникологии. — М.: МНЭПУ, 1995. -180 с.
  43. Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства-СПб., 1910.-455 с.
  44. A.C. О характере многосерийного повествования. Много — серийный телефильм. М.: Искусство, 1976. — С. 94 — 108.
  45. А. С. Проблемы телевизионного фильма. М., 1978. Вартанов A.C. Телевизионные зрелища-М.: Знание, 1986 56 с. Васина-Гроссман В. А. Музыка в кинофильмах // Искусство кино, 1984. № 1.
  46. JI.A., Павлова Л".ЛКультура и искусство речи: Современная риторика. — Ростов-на- Донную.: Феникс, 1998. 576 с.
  47. А.И. Качество концертного звука // Звукорежиссер, 2002.5.
  48. Вейценфелъд А. И Интервью с И. Кефалиди//Звукорежиссер, 2002 № 8. Вендров М. И. Звук в телевизионной программе: Учебн. пособие. Л.: ЛГИТМИК, 1988.-54 с.
  49. И.П. Принципы современной звукорежиссуры // Рождение звукового образа-М., 1985.
  50. Вертов Дзига.Статьи. Дневники. Замыслы— М.: Искусство, 1966 —361с.
  51. В.М., Воронцов Ю. В. Телевидение и художественная культура— М.: Знание, 1997 64с.
  52. С.И. История русских лингвистических учений. М., 1978.-367 с.
  53. В.В. Звукорежиссер всегда интерпретатор.// Рождение звукового образа- М.: Искусство, 1985. — с. 231−239.
  54. И. Н. Звуковое решение фильма— М.: Искусство, 1978.- 118 с.
  55. JI.C. Психология творчества — М.Искусство. 1965 379 с.
  56. . М. Светомузыка в системе искусств.: Учебн. пособие Казань, 1991.-86 с.
  57. .Д., Сенкевич М. П., Макарова С. К. Мастерство эфирного выступления.- М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 1996.- 166 с.
  58. Г. Игра в бисер, (пер. Апта).-Новосибирск.: Кн. изд.-во, 1 991 458 с.
  59. С.А. ПСС.в 3-х т. М.: Искусство, 1983
  60. В.Г., Деревицкий В. В., Петерин B.C. Диалоги о телевидении. М.: Искусство, 1974. — 160 с.
  61. А. Б. О музыкальном искусстве— М.: Музыка, 1 975 416 с.
  62. Н. А. Творческая телереклама— М.: ИПК раб. ТВ и РВ, ч.1 и ч.2., 1997.- 160 с.
  63. H.JI. Художественно-выразительные средства экрана М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 1998.- 115с.
  64. JI. К., Ширяев Е. Н. Мы сохраним тебя, русская речь!: (о культуре речи.)-М.:Наука, 1995 102 с.
  65. A.B., Живодеров В. Е. Изучаем нашу аудиторию. М.: НМОГТРК, 1971.- 149 с.
  66. В. Введение во всеобщее языкознание, (пер. с нем.).- М.,
  67. ГуревичЕ. Я. Философия культуры. М., 1994.
  68. П.С., Ружников В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории— М.: Искусство, 1976 382 с.
  69. В. И. Хотим ли мы быть манкуртами? //Российские вести, 1996.
  70. О. И. Музыкальный мир личности М., 1993. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах).-М.: Прогресс, 1994.
  71. Н.И. Профессия-режиссер мультимедиа. С-Пб.: ГУ профсоюзов, 2003.
  72. О.И. Музыка как элемент экранного синтеза // Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. иск.- М., 1975
  73. О. И. Гармония фильма— М.:Искусство, 1982.-200 с. Дворныченко О. И. Звуковые обои ТВ // Телерадиоэфир. 1991. № 4. Демин В. П. Первое лицо: Художник и экранные искусства. -М.:Искусство, 1977. 287 с/
  74. В.Г. Звуковая картина СПб.: Геликон Плюс, 2000.-367 с. Дмитриев JI.A. Законы драматургии. Теория и метод творчества — М.: Диалог-МГУ, 1998.- 124 с.
  75. C.B. Экран и жизнь М.: 1962 — 212 с.
  76. Е.А. Телерадиокоммуникации в стране и в мире: тенденции, оценка, прогноз. // Учебн. Пособие. М.: ВИПК, 1991. — 192 с.
  77. С. С. Театр и телеэкран. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1994.-69 с.
  78. В.В. Телевидение и зритель. М.: Мысль, 1977. — 196 с. Егоров В. В. Теория и практика советского телевидения: Учебн. пособ. — М.: Высшая школа, 1980.-288с.
  79. В. В. Телевидение: теория и практика. -М.: МНЭПУ, 1993.—310с.
  80. В.В. Терминологический словарь телевизионных терминов — М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1997. .
  81. А. Гигиена голоса и его физиологические основы.-Егорова Т. К. Музыка фильма и звукозапись //Рождение звукового образа. М.: Искусство, с. 75 — 90.
  82. . С. Социальная культурология. М.: Аспект пресс, 1 996 590 с.
  83. H.H. Музыка в структуре художественных передач: Учебн. пособие.-М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 1997 123 с.
  84. H.H. Музыка в телефильмах режиссера Игоря Беляева М.: ИПК работников ТВ и РВ — 11с.
  85. H.H. История любви (о творчестве реж. В.Давидчука.) М.: Ладога-100, 2002.- 208с.
  86. Н. НКультура работы со звуком в эфире: Учебн. пособиеМ.: ИПК работников ТВ и РВ.- 2003.- 39с.
  87. H.H. Звук в эфире М.: Аспект пресс, 2005 — 140с. Ждан В. Н. Эстетика экрана и взаимодействие искусств- М.: Искусство, 1987.-494 с.
  88. В.Н. Эстетика фильма М.: Искусство, 1982 — 375с.
  89. Н. И. Православные колокольные звоны М., Триада плюс, 2001.- 189с.
  90. Л. А. Выразительные средства кино М.: ВГИК, 1999 — 80 с. ЗакревскийЮ. А. Звуковой образ в фильме-М., 1970. Зарва М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач — М.: Искусство, 1971.- 180с.
  91. Звучащий мир: Книга о звуковой документалистике. // Сост. В. М. Возчиков. -М.: Искусство, 1979. 167 с.
  92. А. Я. Виды искусств в социалистической художественной культуре.- М., 1984.-243 с.
  93. А.Я. Философское мышление и художественное творчество М.: Искусство, 1987.-252 с.
  94. Значение и смысл слова: Художественная речь и публицистика./ под общей ред. Розенталя Д.Э.- М.: МГУ, 1987.- 197с.
  95. Н. М. Зрелищные формы художественной культуры— М.: Знание, 1981.-48 с.
  96. Р.Н. Выразительные средства телевидения.-М.: ВГИК, 196 635с.
  97. Р.Н. Основы телевидения: Вопросы теории и практики телевидения. М.: ВГИК, 1976. — 107 с.
  98. И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.
  99. И. И. Синтетическая история искусства- Д., 1940. Каган М. С. Морфология искусства JL: Искусство, 1972 — 440с. Казарян P.A. Звуковая перспектива // Киноведческие записки. 1992.15.
  100. О. Л. Текст и коммуникация— М.: Высшая школа, 1990 —151с.
  101. Н.П. Телевидение в нашей жизни. М.: Знание, 1981. — 80 с.
  102. В.Н. Теория сноведений. Д., 1972.
  103. А. Э. К эстетике музыкального оформления М., 1978.
  104. В.Ф., Цыганов О. В. Максимум выразительности. М.: Сов. Россия, 1972.-80 с.
  105. С.Н. Документальные легенды: Из творческого опыта режиссера-М.: Искусство, 1977.-184с.
  106. П. К. Музыкальные коллективы перед микрофоном // Звукорежиссер. 2001. № 4−9.
  107. В.Г. Культура речи и стиль М.: Высшая партийная школа, I960 — 71 с.
  108. Р.Д. Контакт: Заметки о феномене телевизионности М.: Искусство, 1974- 132с.
  109. Р. Д. Открытый экран: телевизионное зрелище и диалог. -СПб.: Рос. Институт истории искусств, 1992.-181 с.
  110. Р.Д. Кинематограф плюс телевидение Факты и сужденияМ.: Искусство, 1977- 135с.
  111. Кракауэр 3. Природа фильма, (пер. с англ.) М.: Искусство, 1974.442 с.
  112. Кривошеее МЛ! Перспективы развития телевидения. М.: Знание, 1972.-80 с.
  113. И.В. Теория и практика рекламы в России: Антология рекламы. -М.: Центр, 1996. 184 с.
  114. Л.В. ПСС в 3-х томах. — М., 1987. Красота и мозг. Биологические аспекты. — М. Мир, 1995. — 332 с.
  115. A.M. Рапсодии телеэкрана: Заметки о музыкальном телевидении-М.: Искусство, 1983 146с.
  116. А. Звуковые спецэффекты в кино. // Звукорежиссер, 2005 № 4. С. 43.
  117. А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 364 с.
  118. ЮЛ., Жиляева Е. П., Союз медицины и искусства. М.: Медицина, 1985.-191 с.
  119. Лисса 3. Эстетика киномузыки. М.: 1970.
  120. Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. — Д.: Наука, 1985.-516с.
  121. В. Ю. Особенности рекламы на телевидении : Автореф. канд. дисс. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М., 2003.
  122. А.Ф. Форма стиль — выражение — М.: Мысль, 1995. — 944 с.
  123. Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академ. Проект, 2002. — 542 с.
  124. Ю. М. Репетиция оркестра в развалившемся мире // Киноведческие записки. 1992. № 15.
  125. Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис 1992. 270 с.
  126. Ю. А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982.-247 с.
  127. Д.А. Наедине с современником: Заметки режиссера документальных телефильмов. — М.: Искусство, 1978. 127 с.
  128. С.К. Фоноционное (речевое) дыхание. // Учебн. Пособие. — ИПК работников ТВ и РВ, 1992. 27 с.
  129. Маклюэн М. Understanding media. М.: Канон пресс, 2003.
  130. В.Г. Глобальный подход к внедрению новых цифровых технологий телерадиовещания в России. // Материалы Международного конгресса «Прогресс технологий телерадиовещания». М.: HAT, 1997. — С. 7−9.
  131. Н.Б. Эстетика постмодернизма. — Спб.: Алетеал, 2000.346 с.
  132. Материалы Международной конференции «Эхолот» М., 2003. Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции/ (под общ. ред. Фирсова Б. М) —.: Л.: Наука, 1981.-166с.
  133. Массовые виды и формы искусства М.: НИИ искусствознания, 1985. — 242 с.
  134. В.В. О закономерностях и средствах художественной выразительности музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
  135. . Я. Акустические основы звукорежиссуры. М.: Аспект пресс, 2004. — 204 е.
  136. .Я. Методы экспертной оценки качества звучания записей.// Звукорежиссер 1999 № 8
  137. В. М. Между прошлым и будущим. М.: ИФРАН, 1991.-150с.
  138. .С. Изобразительная стилистика поздних фильмов С.Эйзенштейна. Л.: Искусство, 1971. — 176 с.
  139. H.A. Киномузыка Арама Хачатуряна. М.: Сов. Композитор, 1983.-72 с.
  140. Дж. Технология телевизионного производства.: Как делается телепередача. / Под ред. Б.Шварц. М.: Искусство, 1971. — 372 с.
  141. В. И. Изобразительный язык СМК. М.: Наука, 1986.222 с.
  142. В.И. Очерк теории телевидения. М.: ВНИИ искусствознания, 1996.-204 с.
  143. В. И. О сущности телевидения. М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 1998.-50с.
  144. Многосерийный телефильм: Истоки, практика, перспективы/ Сб. статей. Сост. Г. Михайлов. М.: Искусство, 1976. — 254с.
  145. Р. И. Психология рекламы. М.:ИНФРА-М, 2000. — 228 с.
  146. Мой режиссер Ромм.// Сборник. Сост. И. Г. Германова, Н. Б. Кузьмина. — М.: Искусство, 1993. — 480 с.
  147. Музы XX века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации. (Отв. Ред. Н. Зоркая, Ю. Богомолов). М.: Искусство, 1978. — 304 с.
  148. С.А. Кино как разновидность телевидения. // Проблемы телевидения и радио. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. — С.22−42.
  149. С.А. Парадоксы многосерийности // Проблемы телевидения. -М.: Искусство, 1976. е.55−71.
  150. С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром -М.: Искусство, 1983.- 159с.
  151. На пути перехода к цифровым технологиям в видеопроизводстве и телевещании // Сборник статей. Сост. А Городников. М.: НАТ- Мультимедиа, 1997.-64 с.
  152. Е. В. Звуковой мир музыки. М: Искусство, 1988.
  153. Е. В. О телевизионной коммуникации и эстетике. М.: Искусство, 1990 — 119 с.
  154. Наш друг телевидение: Сборник статей. — М.: Искусство, 1986.187 с.
  155. О. Ф. Ракурсы в телевизионной коммуникации и эстетике. -М.: Искусство, 1990. 119 с.
  156. Е. Общество и телевидение. // 40 мнений о телевидении. -М.:Искусство, 1978. С. 61 — 72. (пер. с англ. В. И. Ружникова.)
  157. В. И. Речевые ошибки в эфире. М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 2000.- 16 с.
  158. О советском телевидении и радиовещании. // Материалы газет «Правда» и «Советская культура». М.: ЦНПГТРК, Искусство, 1975. — 240 с.
  159. Общая психология — М.:Просвещение, 1973.-351 с.
  160. Р.П. История новейшей отечественной журналистики. В 2-х томах. М.:МГУ, 1994. — 135 с.
  161. П.П., Олефиренко Д. П. Техника телевидения и радиовещания. // Словарь терминов. М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1998. — 32 с.
  162. Основы звукорежиссуры. СПб.: СПбГУ профсоюзов, 2005. — 164 с.
  163. Очерки по истории российского телевидения. М.: Воскресенье, 1999.-416 с.
  164. Очерки телевизионного кино. Л., 1990. — 194 с.
  165. В. Современная музыкальная культура и христианство.// Альфа и омега культуры. М. Инион, 1998.
  166. В. Сборная солянка: азбука выживания, (о концертной зву-корежиссуре) // Звукорежиссер, 2001 № 10.
  167. Л.Г., Чекалова Е.Л.Нам возвращают наш портрет. Заметки о телевидении. М.: Искусство, 1990. — 207 с.
  168. Л. В. Массовая коммуникация и искусство Л., 1971. — 24 с.
  169. А. Н. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981.-191 с.
  170. Е. М. О некоторых тенденциях бытования классической музыки на отечественном телеэкране конца века // Телефорум 2002, январь-февраль.
  171. Повышение статуса русского языка на телевидении и радиовещании. М.: ИПК работников ТВ и РВД997. — 47с.
  172. Н.К. Информационная телепередача: Эфир, ведущие, зрители. М.: Восточный ветер, 1997.-232 с.
  173. Н.К. Музыка и телевидение М.: ИПК работа. ТВ и РВ, 1996.-80 с.
  174. В.Л. Авторское право: телевидение. -М.: МНЭПУ, 1 998 100 с.
  175. Р. К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика -УРСС, 2001.-564 с.
  176. А.А. Мысль и язык. Харьков, 1913. -225 с.
  177. Поэтика телевизионного театра. / Сб. статей. Отв. Ред. Ю. Богомолов, А. Вартанов, А.Липков.) М.: Искусство, 1979. — 239 с.
  178. Православие на телевидении// Материалы Всероссийского семинара-фестиваля. М.: ИПК раб ТВ и РВ, Радонеж, 1996 — 56 с.
  179. Н. К. Композиция передачи как система средств выражения ее идеи. // Курс лекций.- М.: ИПК раб. ТВ и РВ 1992.-88с.
  180. Н. К. Слабое звено больших стирок. Заметки о ценностных ориентациях некоторых современных телепрограмм. М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 2002.
  181. Проблемы телевидения и радио. Вып. 2.-М.: Искусство, 1971- 248с.
  182. Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. М., 2001.
  183. В.И. ПСС в 3-х томах. М., 1974 -16 с.
  184. Радиожурналистика. М.: МГУ, 2001. — 478 с.
  185. К. Э. Искусство экрана: проблемы выразительности М.: 1982.- 158 с.
  186. К.Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М.: Искусство, 1992.-271 с.
  187. Рождение звукового образа М.: Искусство, 1985. — 239 с.
  188. Ю.В. Теория риторики. -М., 1999.
  189. Д.Э. Культура речи. -М.: МГУ, 1959.-88 с.
  190. Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. М.: Рольф- Айрис — пресс, 1998. — 208 с.
  191. М.И. Беседы о кинорежиссуре. М.: Бюрю пропаганды сов. кино, 1975.-287 с.
  192. В.Н., Козловский В. Н., Юровский А. Я. Очерк по истории радиовещания и телевидения. // Телевидение и радиовещание СССР. М.: ГТРК, 1979.-С. 9−44.
  193. Е.А. Влияние новых многоканальных звуковых технологий на киноязык (из опыта зарубежного кинематографа // Автореферат канд.дисс. на соиск. учен. степ. канд. иск. М., 2004.
  194. М. Д. Мейерхольд и музыка // Музыкальный современник. -М., 1983.
  195. О.Р. Феномены глобальной коммуникации: Тенденции современного телевидения. М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 1998 — 67 с.
  196. И. Звук в монтажных программах. // Звукорежиссер 20 051.
  197. В. С. Телевидение и мы. Четыре беседы- М.: Искусство, 1988.- 167 с.
  198. .М. Введение в культурологию. М.: ИПК раб. ТВ и РВ., 1996−98.- 191 с.
  199. .М. Философские проблемы массовой информации и теле-радиокоммуникации. -М.: ИПК раб. ТВ т РВ., 1998.- 82 с.
  200. С.В. Телевизионная речь: Функции и структура. / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: МГУ, 1976.
  201. Ф. В. Теория и практика звукорежиссуры. Л., 1990.
  202. МЛ. Культура радио- и телевизионной речи: Учебн. пособие- М.: Высшая школа, 1997 96 с.
  203. М. Еще раз о качестве звучания // Звукорежиссер. 2001. № 9.
  204. М. А. Эмоциональный характер музыки. — М.: Музыка, 1990. -320 с.
  205. М. А. Монтаж музыкальных фонограмм // Звукорежиссер. 2002. № 8, 9, 10.
  206. А. Г. Монтаж изображения и звука. М.: ВГИК, 1988.-78 с. Соколов А. Г. Природа экранного творчества. — М.: ЧеРо, 1997. — 269 с. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. — М.: Искусство, 1980.-295 с.
  207. Средства массовой информации в современном обществе: Тенденции развития, подготовки кадров. М.: Искусство — Рос. Университет дружбы народов, 1995. — 132 с.
  208. Г. Н. Уроки звукорежиссуры. -М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 1982.- 130 с.
  209. В. А. Психология добра и зла. М., 1998.
  210. Д. Концертный звук. Советы бывалого // Звукорежиссер. 2001.3.
  211. Телевизионный сценарий (Под ред. Э. Г. Багирова. Сост. Г. В. Кузнецов, Р. И. Галушко. М.:МГУ, 1975.- 171 с.
  212. Р. А. Музыка и культура. М.: Знание, 1986. — 62 с. Традиционные виды искусства в эпоху СМК// Сб. статей. — М.: ВНИИ искусствознания, 1987.-208 с.
  213. А. С. Кино и телевидение. М.: Знание — 1981- 47 с.
  214. B.B. Работа над сценарием многосерийного телефильма. // Учёбн. пособие М.: ВГИК, 1974. — 48 с.
  215. B.C. Режиссер радио и телетеатра. М.: Искусство, 1983.165 с.
  216. Н. И. Монтаж как средство художественной выразительности. М.: ИПК работа. ТВ и РВ, 1994. — 191 с.
  217. A.A. Музыка и эстетика. JL: Музыка, 1976, 208 с. Федотова JI.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. — М.: МГУ, 1996.-231с.
  218. Г. М. Шесть бесед о звуке : Звукорежиссер на телевидении. -М., 1971.-88 с.
  219. Г. М. Звук как зрительная ассоциация: (звукорежиссура) СПб.: Ин-т кино и телевидения.
  220. С.И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. М.: Искусство, 1992.-351 с.
  221. В.В. Акустические основы вещания. — М.: Связьиздат, 1960.319 с.
  222. И. Г. Музыка: театр, кино, телевидение. -М.: Советский композитор, 1991. 154 с.
  223. Я. Е. Из жизни звукооператора. М., 1987. Хелемендик B.C. союз пера, микрофона и телекамеры. — М.: Мысль, 1977.-316 с.
  224. В.JI. Основы журналистского мастерства. М.: Аспект пресс, 2004.-382 с.
  225. А. А. Радио на рубеже двух веков. М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 2002.-61 с.
  226. А.А. Аудиокультура XX века. М.: Прогресс -Традиция, 2004. -575 с.
  227. КМ. Проблемы звуковой образности в советском кино. // Научно-популярная серия «Искусство», 1984 № 3
  228. В. И. Цифровая звукозапись. М., 1989.
  229. А. Г. Изображение и музыка возможности диалога // Искусство кино. 1987. № 1.
  230. С. М. Избранные статьи. М. Искусство, 1956.-455 с.
  231. Р.Н. Новаторство и традиции советского кино. М.: Знание, 1965.-79 с.
  232. А.Я. Специфика телевидения. -М.: НМОГКРТ, I960.- 52 с.
  233. А.Я. Об искусстве телевидения М.: Знание, 1965. — 71с.
  234. С.И. Франция-кадр за кадром. М.:Искусство, 1970 — 335 с.
  235. Г. З. ТВ сегодня и завтра.// Телевидение и радиовещание, 1979 № 5.
  236. Adorno Т/ Philosophie der newen Music -Francfurt/., 1966.
  237. Angus J. Acoustics and Psuchoacustics-NY, 1996.
  238. Backus J. The acoustical foundetion of music NY, 1969.
  239. Benade A. Fundamentals of Musical Acustics. NY, 1976.
  240. Moore F. Wheeler. The Sciense of Sound. NY, 2002.
  241. McLuhan M. Understanding media. NY, 1967.
  242. Hall D. Musical Acustics.-NY, 2002.
  243. Me Luhan. Marshall Understanding Media: The Extensions of Man / Lu-han. Me/ New York: Me Graw-Hill, 1965
  244. Wood Donald N. Wulie Educational telecommunications/ Donald N. Wood, Donald. Belmont: Cal. Wads worth, 1977.
Заполнить форму текущей работой