Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современное состояние профессионального образования характеризуется тем, что в условиях новой образовательной парадигмы, основанной на принципах демократизации, вариативности и личностной направленности обучения, требования к качеству профессиональной подготовки учителей повы-. шаются. Указанные тенденции отразились на процессе подготовки будущего учителя информатики, усилилось осознание… Читать ещё >

Содержание

  • глава i. теоретические основы совершенствования алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе
    • 1. Место алгоритмического компонента в структуре профессиональной подготовки учителей информатики
    • 2. Базовые понятия алгоритмической подготовки
    • 3. Педагогические условия обеспечения эффективной алгоритмической подготовки будущих учителей информатики
  • глава II. изучение построения и анализа эффективных алгоритмов как фактор совершенствования алгоритмической подготовки
    • 1. Оценка временной сложности как метод определения эффект ивности алгоритмов
    • 2. Методика изучения способов построения алгоритмов

Совершенствование алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние профессионального образования характеризуется тем, что в условиях новой образовательной парадигмы, основанной на принципах демократизации, вариативности и личностной направленности обучения, требования к качеству профессиональной подготовки учителей повы-. шаются. Указанные тенденции отразились на процессе подготовки будущего учителя информатики, усилилось осознание необходимости совершенствования этого процесса. За прошедшие десятилетия ученые разных направлений в своих исследованиях обращали внимание на вопросы теоретической, методической и практической подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности. Сегодня это особенное важно в связи с новыми задачами, которые выдвигает модернизация современного школьного и вузовского образования. Среди этих исследований следует отметить общетеоретические, в которых обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего профессионального педагогического образования (О.А. Абдуллина, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, И. И. Ильясов, Ю. П. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластёнин, и другие) — работы по определению сущности технологического подхода в профессиональной подготовке (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. М. Монахов, Н. Ф. Талызина, JI.M. Фридман и другие) — исследования, посвящённые разработке личностно-ориентированных технологий (К.А. Абульханова-Славская,.

A.А. Вербицкий, Д. Б. Богоявленская, В. В. Давыдов, C. JL Рубинштейн,.

B.В.Сериков, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и другие). В работах по совершенствованию методики профессиональной подготовки будущего учителя информатики (Я.А. Ваграменко, А. П. Ершов, СЛ Жданов, А. А. Кузнецов, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. И. Пугач, И. В. Роберт, и другие) подчеркивается важность алгоритмической подготовки будущих учителей информатики как определяющего компонента их профессиональной деятельности. Однако в настоящее время остаётся недостаточно разработанной проблема обучения будущих учителей умению решать задачи повышенной сложности, встречающиеся на олимпиадах по информатике, в заданиях заочных школ и на вступительных экзаменах в вузы страны. Особую актуальность вопросы совершенствования алгоритмической подготовки учителей информатики приобретают в условиях перехода общеобразовательных школ на профильное обучение, что может быть объяснено рядом причин.

Во-первых, в федеральном компоненте общеобразовательного стандарта по информатике не только не отказываются от изучения вопросов алгоритмизации и программирования, а наоборот, начальное знакомство с их основами рекомендуется перенести из 10−11 классов в среднее звено, где алгоритмический (программистский) аспект связывают с развитием мышления.

Во-вторых, специфика профильного обучения для школ и классов с углубленным изучением математики и информатики требует включения в программу курса информатики элементов теории построения и анализа алгоритмов.

В-третьих, учитель информатики должен не только работать с учащимися в рамках учебных занятий, но и являться организатором внеучебной деятельности по предмету (кружковой работы, факультативов, подготовки олимпиадной команды), требующей от него достаточно глубоких знаний в. области алгоритмизации и программирования.

В рамках настоящего исследования мы предлагаем введение изучения методов построения и анализа алгоритмов в практику подготовки учителя информатики как одного из возможных условий совершенствования алгоритмической подготовки.

Анализ школьных учебных программ и учебников показывает, что в настоящее время все больше, внимания уделяется подготовке учащихся к различного рода информационной деятельности, формированию системно-информационного мировоззрения. Для успешного решения данных задач учителю информатики в своей профессиональной деятельности необходимо использовать различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся, развития интереса к предмету. В информатике развитие познавательного интереса и повышение творческой активности учащихся и студентов может быть реализовано за счёт решения нестандартных задач, содержание которых выходит за рамки школьной программы. Поэтому учитель информатики сам должен обладать специальными навыками их решения. В различных областях применения компьютерной техники разработано огромное количество разнообразных алгоритмов, однако в процессе обучения логично будет рассматривать не все из них, а только некоторый определенный набор базовых алгоритмов. В качестве базовых алгоритмов могут быть рассмотрены наиболее известные и популярные, а также те, которые обеспечивают решение насущных задач с возможно меньшими временными затратами. Такие алгоритмы принято называть эффективными. Несмотря на обилие работ, посвященных эффективным алгоритмам и методам их построения (С.А. Абрамов, Ж. Арсак, А. Ахо, Д. Баррон, Ф. Л. Бауэр. Д. Бентли, Н. Вирт,.

V.*.

Г. Гооз, С. Гудман, Э. Дейкстра, А. П. Ершов, Э. Иодан, Д. Кнут, Т. Кормен, А. Кофман, А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Ч. Лейзерсон, В. Липский, С. М. Окулов, К. Ривест, Дж. Ульман, Дж. Хопкрофт, А. Х. Шень и другие), процесс разработки эффективного алгоритма сопряжен с определенными трудностями творческого характера, и методики обучения их построению и анализу недостаточно полно представлены. В связи с этим, по нашему мнению, при совершенствовании алгоритмической подготовки будущих учителей информатики целесообразно сделать акцент на рассмотрение общих методов построения эффективных алгоритмов, а также методов их анализа.

Таким образом, актуальность данного исследования обуславливается: • потребностью школы в учителях-профессионалах, способных в современных условиях профилизации и информатизации учебного процессса обеспечить высокий уровень подготовки школьников к дальнейшему образованию и будущей трудовой деятельности;

• недостаточной разработанностью средств реализации технологии обучения будущих учителей решению задач повышенной сложности на основе использования методов построения и анализа алгоритмов на уровне общих и частных закономерностей.

Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, способствующих повышению эффективности алгоритмической подготовки учителей информатики с учетом профильного обучения в школе.

Объект исследования — процесс подготовки учителей информатики в педагогических вузах.

Предмет исследования — совершенствование содержания алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе.

Цель исследования — теоретически обосновать и опытным путем проверить содержание алгоритмической подготовки будущих учителей информатики и условия ее совершенствования с учетом профильного обучения в школе.

Гипотеза исследования — алгоритмическая подготовка будущих учителей информатики будет более эффективной, если:

• в ее содержание включены элементы теории построения и анализа алгоритмов;

• в процессе ее реализации используются активные методы обучения;

• разработана и внедрена система заданий для самостоятельной работы студентов, обеспечивающая формирование алгоритмических умений и навыков программирования.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили следующие задачи: «.

1) проанализировать место алгоритмической подготовки будущих учителей информатики в системе их профессиональной подготовки;

2) выявить сущность и компоненты алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе;

3) выделить базовые понятия алгоритмической подготовки;

4) охарактеризовать метод оценки временной сложности как способ определения эффективности алгоритмов;

5) разработать методику изучения способов построения и анализа алгоритмов в рамках проведения занятий по дисциплине по выбору «Эффективные алгоритмы. Теория и практика применения»;

6) выявить и в опытно-экспериментальной работе проверить комплекс педагогических условий совершенствования алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияанализ учебной документации педагогических вузов и общеобразовательных учрежденийанкетированиеинтервьюированиенаблюдениеизучение результатов деятельностипедагогический экспериментметоды математической статистики.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. В ней участвовали 97 студентов, 11 преподавателей вуза, 23 учителя информатики общеобразовательных учреждений г. Тулы и 15 учителей-стажеров.

В основу исследования положены следующие теоретико-методологические основания и источники: работы педагогов в области формирования содержания образования (В.В. Краевский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, А. И. Пискунов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и другие) — исследования по психологии мышления (Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие) — работы по вопросам проблемного обучения и интеллектуального развития (И.Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и другие) — труды в области активизации творческой деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, Т. Н. Шамова, Г. И. Щукина и другие) — работы в области построения и анализа алгоритмов, технологий программирования (С.А. Абрамов, А. Ахо, Д. Баррон, Ф. Л. Бауэр, Н. Вирт, Г. Гооз,.

3. Дейкстра, А. П. Ершов, Д. Кнут, Т. Кормен, А. Г. Кушниренко,.

4. Лейзерсон, В. Липский, С. М. Окулов, К. Ривест, Дж. Ульман, А. Х. Шень и другие).

Этапы исследования. В разработке проблемы можно выделить три этапа.

На первом этапе (1999 — 2000 гг.) изучалась психолого-педагогическая, методическая и специальная литература по проблеме исследования.

На втором этапе (2000 — 2002 гг.) были определены тема исследования, его объект, предмет и гипотезасформулированы теоретические основания применения теории построения и анализа алгоритмов в курсе информатики педагогического вуза как эффективного средства подготовки квалифицированного специалистабыла проведена опытно-экспериментальная работа, ставившая целью выявить педагогические условия, способствующие совершенствованию алгоритмической подготовки будущих учителей информатики.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) систематизировались, анализировались, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое. оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исседования заключаются в том, что:

• предложен один из вариантов содержания алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе;

• обосновано включение элементов теории построения и анализа алгоритмов в содержание алгоритмической подготовки будущих учителей информатики, что позволилосвязать теоретическую и технологическую составляющие подготовки с учётом профильного обучения в школе;

• выявлен комплекс педагогических условий, способствующих совершенствованию алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учётом профильного обучения в школе.

Практическая значимость исследования обусловлена следующими положениями:

• разработанная в процессе исследования методическая система совершенствования алгоритмической подготовки будущих учителей информатики на основе применения теории построения и анализа алгоритмов, а также собранный и систематизированный дидактический материал могут быть использованы и при подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности, и при обучении старшеклассников в профильных классах, на факультативных занятиях в средних школах, на подготовительных отделениях вузов и в процессе самообразования учителей;

• предложенная программа дисциплины по выбору «Эффективные алгоритмы. Теория и практика применения» позволяет в рамках действующих учебных планов педагогических вузов усовершенствовать алгоритмическую подготовку будущих учителей информатики.

Достоверность результатов исследования обеспечена следованием научной методологии, способствующей реализации комплексной методики исследований, адекватностью методов исследования его целям и задачам, объективной оценкой полученных в опытной работе результатов и их статистической обработкой.

На защиту выносятся следующие положения:

• совершенствование алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе возможно на основе использования элементов теории построения и анализа алгоритмов при преподавании в педагогическом вузе основных курсов и дисциплины по выбору «Эффективные алгоритмы. Теория и практика применения»;

• использование разработанного программного обеспечения (информационный ресурс «Эффективные алгоритмы. Теория и практика применения» URL: http://wvAV.tspu.tula.ru/resources) и методика обучения построению и анализу алгоритмов как в общем курсе информатики, так и на дисциплине по выбору ведут, к повышению качества теоретической и практической подготовки студентов в области алгоритмической культуры и создают предпосылки для применения полученных знаний и умений в их будущей работе в школе с учетом перехода на профильное обучение.

Результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах кафедры информатики и вычислительной техники, научно-практических и учебно-методических конференциях преподавателей и аспирантов ТГПУ им. JI.H. Толстого (1998;2003г.) — на научно-методических конференциях: «Проблемы информатизации образования» (Тула, 1999), «Преемственность содержания образовательных программ средней и высшей школы — основа фундаментальной подготовки специалиста» (Рязань, 1999) — на всероссийских научно-практических конференциях: «Тулаинформ — 2001» (Тула, 2001), «Информационные технологии в высшей и средней школе» (Нижневартовск, 2003), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2003) — на международной научно-практической конференции: «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2002).

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей в себя 190 источников и двух приложений.

Заключение

.

Проблема совершенствования алгоритмической подготовки будущих учителей информатики с учетом профильного обучения в школе является актуальной в условиях модернизации российской системы образования. В ее решении заключены значительные резервы повышения качества профессиональной подготовки учителя информатики. Алгоритмическая подготовка способствует развитию алгоритмического стиля мышления, позволяет создавать целостную картину мира, формировать навыки жизни в информационном обществе, развивать способность к общению, коллективной деятельности, активизирует процесс самопознания, формирует операционный стиль мышления, исследовательский стиль умственной деятельности, побуждающий к вариациям и новым постановкам задач, дает возможность решения конкретных практических задач с последовательным прохождением всех этапов от постановки задачи до получения результата.

Проведенные исследования и полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Проведенный анализ теоретических исследований позволил определить содержание, сущность и структуру алгоритмической подготовки, которая понимается нами как совокупность знаний теоретических основ информатики, алгоритмических умений и навыков программирования.

2. Предложено содержание дисциплины по выбору «Эффективные алгоритмы. Теория и практика применения» позволяющее существенно повысить качество подготовки будущих учителей информатики в области алгоритмизации и программировании, так как опирается на теоретические исследования в области построения и анализа алгоритмов.

3. Обоснована необходимость применения активных методов обучения в процессе подготовки будущих учителей информатики в области построения и анализа алгоритмов, что позволило на их основе разработать методику обучения, эффективность которой подтверждена результатами педагогического эксперимента.

4. Разработана и внедрена в практику преподавания система заданий для самостоятельной работы студентов, содержащая задания репродуктивного, частично-поискового и творческого характера и состоящая из следующих разделов: поиск на строках и последовательностях, общие и частные методы сортировки, оптимизационные задачи, алгоримы на графах, элементы синтаксического анализа.

5. Опытно-экспериментальная работа позволила выявить условия совершенствования алгоритмической подготовки будущих учителей информатики: включение элементов теории построения и анализа алгоритмов в ее содержаниеиспользование активных методов обучения в процессе ее реализацииразработку и внедрение системы заданий для самостоятельной работы студентов, обеспечивающей формирование алгоритмических умений и навыков программирования.

Перспектива дальнейшей исследовательской работы связана, во-' первых, с совершенствованием содержания дисциплины по выбору «Эффективные алгоритмы. Теория и практика применения», во-вторых, с созданием распределенной компьютерной обучающей системы, содержащей сведения о базовых алгоритмах, методах построения и анализа алгоритмов, а также средства контроля знаний и механизм осуществления обратной связи студента с преподавателем и т. д., в-третьих, с разработкой программного комплекса, реализующего основные алгоритмы школьного курса информатики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.А. Теория и практика интенсификации подготовки учите-лей физико-математических дисциплин: (Аспект использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе): Дис.. д-ра пед. наук / А. А. Абдукадыров. Ташкент, 1990.- 343 с.
  2. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. / О. А Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
  3. , С.А. Математические построения и программирование / С. А. Абрамов. М.: Наука, Гл. ред. физ. — мат. лит., 1978. — 192с.
  4. , С.А. Элементы анализа программ. Частичные функции намножестве состояний / С. А. Абрамов. М.: Наука, 1986. — 128с.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности /
  6. К.А. Абульханова-Славская. М.: Педагогика, 1980. — 335с.
  7. Александровский, А.Д. Delphi 5.0. разработка корпоративных приложений / А. Д. Адександровский. М.: ДМК, 2000. — 512с.
  8. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах /
  9. Б.Г. Ананьев- Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. Т 1−2.
  10. , Р. Доказательство правильности программ: Пер. сангл. / Р. Андерсон. М.: Мир, 1982. — 168 с.
  11. , С.Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о сущности определения понятия / С. Г. Антонова // Проблемы информатизации культуры: Сб.статей. М.: Феникс, 1996. — Вып.З. — С.23−28 Ю. Арсак, Ж. Программирование игр и головоломок: Пер. с франц. /
  12. Ж. Арсак.- М.: Наука. Гл.ред. физ.-мат. лит., 1990. 224с. 11. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Знание, 1980. — 368 с.
  13. , С.И. О моделировании и методике обработки данныхпедагогического эксперимента / С. И. Архангельский. М.: Знание, 1974. — 48 с.
  14. , М.О. Дискретная математика: графы, матроиды, алгоритмы / М. О. Асанов, В. А. Баранский, В. В. Расин. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 288с.
  15. Ахо, А. Построение и анализ вычислительных алгоритмов: Пер. с англ. / ,
  16. А. Ахо, Д. Хопкрофт, Д. Ульман- Под ред. Ю. В. Матиясевича М.: Мир. -1979. -537с.
  17. Ахо, А. Структуры данных и алгоритмы: Пер. с англ.: Учеб. пособие / А. Ахо, Д. Хопкрофт, Д. Ульман. М.: Вильяме, 2000. — 384 с.
  18. , Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю. К. Бабанский. Р.н.Д., 1970. — 189с.
  19. , Д. Рекурсивные методы в программировании / Д. Барон. — М.:1. Мир, 1974.-80 с.
  20. , Ф.Л. Информатика: Вводный курс: В 2-х ч. Пер. с нем. /
  21. Ф.Л. Бауэр, Г. Гооз. М.: Мир, 1990. — Ч. 1. — 336 с.
  22. , Ф.Л. Информатика: Вводный курс: В 2-х ч. Пер. с нем. /
  23. Ф.Л. Бауэр, Г. Гооз. М.: Мир, 1990. — 4.2. — 423 с.
  24. , А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. М.: ИД «Филинъ», — 2003. — 616 с.
  25. , Р. Динамическое программирование / Р. Беллман. М.:Изд-во иностр. лит., 1960. — 400с.
  26. , Е.П. Каким быть педвузу? / Е. П. Белозерцев // Советскаяпедагогика. 1988. — № 9. — С. 84−87.
  27. , Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы /
  28. Е.П.Белозерцев // Педагогика. — 1992. № 1−2. — С. 61−65.
  29. , Дж. Жемчужины программирования. 2-е издание. /Дж. Бентли.1. СПб.: Питер, 2002. 272с.
  30. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  31. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд-во Рос. ун-та, 1983. — 196 с.
  32. , Е.В. Совершенствование профессионально-педагогическойподготовки студентов / Е. В. Бондаревская, А. А. Греков // Советская педагогика. 1982. № 8. — С. 83−87.
  33. , М. Информатика: Основополагающее введение. В 2-х ч. / М. Брой.
  34. М.: Диалог-МИФИ, 1996. 4.1. — 304с.
  35. , М. Информатика: Основополагающее введение. В 2-х ч. / М. Брой. -. ML: Диалог-МИФИ, 1996. 4.2. — 224с.
  36. Ваграменко, Я.А. S-арные пирамидальные сортировки /Я.А. Ваграменко,
  37. А.Р. Есаян // Педагогическая информатика. М. 2000. — вып. 3. — С. 25−39.
  38. , Г. Х. Гипотеза педагогического исследования / Г. Х. Валеев //
  39. Педагогика. 1999. — № 5. — С. 22−26.
  40. Ван дер Ваден, Б. Л. Математическая статистика / Б. Л. Ван дер Ваден- Подред. Н. В. Смирнова М.: Изд-во Иностр. лит., 1960. 435с.
  41. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  42. , А.А. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт /
  43. А.Вербицкий, Ю. Попов, В. Подлеснов // Высшее образование в России. -1995.-№ 2.-С. 137−145.
  44. , Д.В. Психология обучения и воспитания: Учеб. пособие /
  45. Д.В. Вилькеев Казань: Изд-во Казан, пед. ун-та, 1995. — 141 с.
  46. , Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов:
  47. Учеб. пособ. для студ. / Д. В. Вилькеев, Казань: КГПИ, 1992. — 108 с.
  48. , Н. Алгоритмы и структуры данных: пер. с англ. /Н. Вирт. М.:1. Мир, 1989.-360 с.
  49. , М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста / М. Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры: Сб.статей. М., 1994. — С. 117−124
  50. , Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд. во УРАО, 1997. — 288 с.
  51. , JT.C. Собрание сочинений. В 6 т. / JI.C. Выготский- Под ред.
  52. A.Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 487 с.
  53. Галеб Нашван, С. М. Педагогические условия эффективного изучения рекурсии в средней и высшей школе: Дис.. канд. пед. наук / С.М. Га-леб Нашван. Тула, 2001. — 178 с.
  54. Галыгина, J1.B. Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики: Дис.. канд. пед. наук / JI.B. Галыгина. М., 2001.- 190 с.
  55. , П.Я. Воспитание систематического мышления в процессерешения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, B. J1. Данилова // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С. 32−39.
  56. , С.Б. Арифметика. Алгоритмы. Сложность вычислений: Учеб. пособие для вузов / С. Б. Гашков, В.Н. Чубариков-. Под ред.
  57. B.А. Садовничего. — 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2000. — 320с.
  58. , Н.В. Формирование представлений об автоматизации получения и обработки экспериментальных данных при профильном обучении информатике: Дис.. канд. пед. наук / Н. В. Гиривенко. М., 1999. -184с.
  59. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /
  60. Дж. Гласс, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. -495 с.
  61. , В.М. Основы безбумажной информатики / В. М. Глушков. М.:1. Наука, 1982.-552 с.
  62. , С.В. Методика обучения функциональному программированию будущих учителей информатики (На базе языка LOGO): Дис.. канд. пед. наук / С. В. Головлева. СПб., 2000. — 197с.
  63. , Дж. Матричные вычисления: Пер. с англ. / Дж. Голуб, Ч. Ван JIoун. М.: Мир, 1999. — 548с.
  64. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональногообразования / Специальность 30 100.00 (Информатика)
  65. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=30 100&gr=0
  66. , С. Введение в разработку и анализ алгоритмов / С. Гудман, С. Хидетниеми. М.: Мир, 1981. — 368 с.
  67. , В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического иэкспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  68. , Н.А. Технология формирования содержания образования поинформатике в профильных классах общеобразовательных школ: Дис.. канд. пед. наук / Н. А. Давыдова. Челябинск, 2001. — 239с.
  69. , В.А. 100 задач по программированию: Кн. для учащихся: Пер. слит. / В. А. Дагене. М.: Просвещение, 1993. — 255с.
  70. , И.И. Обучение информатике в условиях профильной дифференциации: Дис.. канд. пед. наук / И. И. Данилина. Екатеринбург, 1998.- 143с.
  71. , М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. М.:1. Просвещение, 1960. 253с.
  72. , Г. В. Гуманитарно-ориентированный курс основа учебногопредмета «Математика» в общеобразовательной школе / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. 1997. — № 4. — С. 17−23.
  73. , Г. В. Дифференциация в обучении математике / Г. В. Дорофеев,
  74. JI.B. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов // Математика в школе. -1990. N4. — С. 15−21.
  75. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение /
  76. Ю.Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 167с.
  77. , М.И. О сущности учебного процесса и научных основах дидактики / М. И. Еникеев // Сов. педагогика. 1965. — № 9. — С.104−108.
  78. , А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) / А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин // Информатика и образование. 1995. — № 1. — С. 3−19.
  79. , А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре / А. П. Ершов // ИНФО. 1987. — № 6. — С. З — 11.
  80. , А.Р. Обучение алгоритмизации на основе рекурсии: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / А. Р. Есаян. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. — 216 с.
  81. , А.Р. Рекурсия в информатике: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов: В
  82. Зч. 4.1: Корзина разнообразных задач /А.Р. Есаян. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000. — 90 с.
  83. , А.Р. Рекурсия в информатике: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов: В
  84. Зч. 4.2: Матрицы. / А. Р. Есаян. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000. — 90 с.
  85. , А.Р. Рекурсия в информатике: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов: В. Зч. Ч. З: Генераторы перестановок. / А. Р. Есаян. Тула: Изд-во Тул. гос.пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000. — 92 с.
  86. , С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени кандидата пед. наук. / С. А. Жданов. М., 1992. — 36 с.
  87. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособ. для студ. пед. вузов / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. -192с.
  88. Задачи по программированию /С.А.Абрамов, Г. Г. Гнездилова,
  89. Е.Н Капустин, М. И. Селюн. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. -224 с.
  90. , Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике настаршей ступени школы: Дис.. д-ра пед. наук. / Т. Б. Захарова. М., 1997.-299с.
  91. , Б.Г. Этюды о воспитании / Б. Г. Зильберман. Казань: Татар.кн. изд-во, 1981.- 97 с.
  92. , Н.Б. Информационная культура личности / Н. Б. Зиновьева.1. Краснодар, 1996. -136с.
  93. , Б.Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы: Учеб.пособ. / Б. Н. Иванов. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. — 288с.
  94. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин- Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Ме-ждунар. пед. академия, 1995. 224 с.
  95. , И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке /
  96. И.А. Ильницкая. М.: Педагогика, 1985. — 385 с.
  97. Ильясов, И. И. Система эвристических приемов решения задач
  98. И.И. Ильясов. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 140 с.
  99. , К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. / К. Ингенкамп. —
  100. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  101. Информатика в понятиях и терминах./ Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков.,
  102. Ю.В. Исаев., В.В.Морозов- Под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  103. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина,
  104. Е.К. Хеннера. М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. — T. l, Т.2. — 304с., 280с.
  105. Иодан, Э. Структурное проектирование и конструирование программ
  106. Э. Йодан. М.: Мир, 1979. — 416 с.
  107. , В.М. Введение в системный анализ и моделирование / В. М. Казиев // URL: http://kaziev.by.ru/kaziev/html/books/sa/flill/inde x. htm
  108. , Д. Искусство программирования для ЭВМ: В 3 т. Т.1: Основныеалгоритмы / Д. Кнут. М.: Мир, 1976. — 736 с.
  109. , Д. Искусство программирования для ЭВМ: В 3 т. Т.2: Получисленные алгоритмы / Д. Кнут. М.: Мир, 1977. — 725 с.
  110. , Д. Искусство программирования для ЭВМ: В 3 т. Т. З: Сортировка ипоиск / Д. Кнут. М.: Мир, 1978. — 846 с.
  111. , Д. Конкретная математика. Основание информатики: Пер. с англ.
  112. Р. Грэхем, Д. Кнут, О. Поташник. М.: Мир, 1998. — 703 с.
  113. , Т. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Кормен, Ч. Лейзерсон,
  114. Р. Ривест. М.: МЦНМО, 2001. — 960с.
  115. , А. Введение в прикладную комбинаторику / А. Кофман. М.:1. Наука, 1987. -480 с.
  116. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  117. , Т.В. Создание проблемных ситуаций средство активизацииучащихся / Т. В. Кудрявцев // Профессионально-техническое обучение. -1965. № 7. С.21−26.
  118. , А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 1994. — № 1. -С. 3−12.
  119. Кузнецов, А. А. Принципы дифференциации содержания обучения
  120. А. А. Кузнецов, Т. Б. Захарова // Информатика и образование.- 1997. № 7.-С. 9−11.
  121. , А.А. Школьные стандарты: первые шаги и направления дальнейшего развития / А. А. Кузнецов, О. А. Дяшкина // Информатика и образование. 1999. — N 1. — С. 2−9.
  122. , Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладныеаспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Э. И. Кузнецов. М., 1990.-37 с.
  123. , Н.В. Актуальные проблемы профессионально-педагогическойподготовки учителя / Н. В, Кузьмина, В. И. Гинецинский // Советская педагогика. -1982. № 3.- С. 12−18.
  124. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастерапроизводственного обучения /Н.В.Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119с.
  125. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1986. № 2. — С. 21−30.
  126. , В.М. Генетические алгоритмы / В. М. Курейчик. Таганрог: изд. ТРТУ, 1998. 242 с.
  127. , А.Г. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать: Методическое пособие / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. — 464 с.
  128. , А.Г. Программирование для математиков: Учеб. пособие для вузов / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988. — 348с.
  129. , М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособ. для студ. педвузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. М.: Академия, 2001.-624с.
  130. , И.А. Методика отбора содержания обучения будущих учителей информатики конструированию компиляторов: Дис.. канд. пед. наук / И. А. Лебедева. СПб., 1996. — 242с.
  131. , B.C. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе / B.C. Леднев, А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков // Информатика и образование. № 3. — 1998. — С.76−78
  132. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность7 А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  133. , В.В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика: Пер. с англ. / В. В. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1990. 415с.
  134. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1981.-221с.
  135. , И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1974.- 187с.
  136. , В. Комбинаторика для программистов: Пер. с польск / В. Липский. М.: Мир, 1988. -213с.
  137. , Н.В. Основы компьютерной грамоты / А. Н. Жигарев, Н. В. Макарова, М. А. Путинцева. М.: Машиностроение, 1987. — 215с.
  138. , Дж. Анализ алгоритмов. Вводный курс / Дж. Макконнелл. -М.: Техносфера, 2002. 304 с.
  139. , А. А., Нагорный, Н.М. Теория Алгорифмов / А. А. Марков, Н. М. Нагорный. М.:Наука, 1984. — 432 с.
  140. , И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Дис. д-ра пед. наук / И. В. Марусева. СПб., 1993. — 434 с.
  141. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: Высшая школа, 1972. — 315с.
  142. , М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1977. — 287с.
  143. , Б. Методы программирования: В 2-х т. / Б. Мейер, К. Бодуэн. -М.: Мир, 1982. Т. 1−2
  144. , Н.А. Психологические проблемы совершенствования методов обучения / Н. А. Менчинская // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М., 1980.-С.32−40.
  145. , В.А. Информационная культура и способность рефлексии / В. А. Минкина //Высшее образование в России. 1995, — № 4, — С.27−32
  146. , А.И. Информатика / А. И. Михайлов, А. И. Черный, Р. С. Гиляревский // Большая советская энциклопедия, 3-е изд., Т. 10. М., 1972. С. 348—350.
  147. , А.В. Информатика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Информатика» / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хённер- Под ред. Е. К. Хённера. М.: Аса-demia, 1999.-810с.
  148. Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э. Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 332с.
  149. , В.М. О содержании курса «Основы информатики и вычислительной техники» / В. М. Монахов // Математика в школе. № 3. — 1985. -С. 7−12
  150. , В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения / В. М. Монахов // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 22−23.
  151. , В. Введение в общую дидактику / В.Оконь. М.: Высш. школа, 1990.—382 с.
  152. , С.М. Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. — 341с.
  153. Оре, О. Теория графов / О. Оре. 2-е изд. — М.: Наука. Глав. ред. фи-з-мат. лит., 1980. — 336 с.
  154. , А.А. Формирование педагогического мышления / А. А. Орлов // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 82−86.
  155. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях // ИНФО. 1995. — № 4. — С. 17−36.
  156. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 294 с.
  157. Очерки истории информатики в России / Сост. Д. А. Поспелов, Я. И. Фет. -М.: 1998.-543с.
  158. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая. М.: Высшая школа, 1993. — 379с.
  159. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е.Н.Шиянов- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512 с.
  160. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общ-во России, 1998. — 640 с.
  161. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. -512 с.
  162. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособ. / Сост. Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др. Рязань: Изд-во РГПУ, 1995. — 172 с.
  163. , В.В. Использование вычислительной техники в учебном процессе / В. В. Персианов, Н. А. Шайденко. Тула: Изд. Тул. гос. пед. ун-та, 1997.-231 с.
  164. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  165. , В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль: Учеб. пособ. для вузов / В. Н. Пильщиков. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. -160с.
  166. , А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание / А. И. Пискунов // Педагогика. 1995. — № 4. — С.59−63.
  167. , И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый.- М.: Просвещение: Изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
  168. Программирование на языке Паскаль: задачник / Под ред. О. Ф. Усковой. СПб.: Питер, 2002. — 336с.
  169. Проект Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного образования) / Образовательная область «Информатика» // Информатика и образование 1997. № 1. — С.3−11
  170. Профильное обучение в старшей школе. // URL: http://www.profile-edu.ru.
  171. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Пед. об-во России, 1999. -354с.
  172. , В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики: Дис.. д-ра пед. наук / В. И. Пугач. М., 1994. — 209 с.
  173. , И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 1991. — № 4. — С. 18−25.
  174. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы и перспективы использования / И. В. Роберт. -М.: Школа-пресс, 1994. 205 с.
  175. , С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488с. .
  176. , Н.Я. Реализация линии алгоритмизации в курсе «Языки и методы программирования» физико-математических специальностей педагогических вузов: Дис.. канд. пед. наук / Н. Я. Салангина. М., 1999.- 153с.
  177. , И.П. Методика обучения логическому (хорновскому) программированию будущих учителей информатики: Дис.. канд. пед. наук / И. П. Самойлова. СПб., 2001. — 170с.
  178. Сборник задач по программированию / Сост. Д. А. Гуденко, Д.В. Петро-ченко. СПб.: Питер, 2003. — 475с.
  179. , Ю.М. Методическая подготовка учителя информатики в рамках проектов «Учебные планы» и «Секретарь деканата»: Дис.. канд. пед. наук / Ю. М. Сеничева. Тула, 1997. — 176с.
  180. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
  181. , И.Х. Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы: Учеб. пособ. / И. Х. Сигал,
  182. A.П. Иванова. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. — 240с.
  183. , А.С. Экономика на уроках математики / А. С. Симонов. М.: Школа-Пресс, 1999. — 160с.
  184. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 243с.
  185. , В.А. Психология и педагогика / В. А. Сластенин,
  186. B.П. Каширин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480с.
  187. , А.Л. Совершенствование подготовки учителей информатики путем введения элементов информационного моделирования в проектирование программных средств учебного назначения: Дис.. канд. пед. наук / А. Л. Сметанников. М., 2000. — 148с.
  188. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования /
  189. C.Д. Смирнов. М. «Академия», 2001.- 304с.
  190. , A.M. Методы активного обучения / A.M. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991. — 205с.
  191. Совершенствование структуры и содержания общего образования. // URL: http://www.websib.ru/noos/common/materials.html
  192. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. — М.: Рус. яз., 1993.-740 с.
  193. , А.С., Байбацев, В.А., Браилов, А. В. Математика в экономике: Учебник: В 2-х ч. / А. С. Солодовников, В. А. Байбацев, А. В. Браилов. М.: Финансы и статистика, 2001. — 4.1. — 224с.
  194. , Т.Н. Словарь трактовки понятия «информация» / Т. Н. Соснина, П. Н. Гончуков. М.: Логос, 1997. — 168 с.
  195. , А.Б. Турбо паскаль 7.0: Учебник / А. Б. Ставровский. -Киев: BHV, 2000. 400с.
  196. , Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. — 1985. — № 12. — С. 3637.
  197. , Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе / Н. Ф. Талызина // Советская педагогика. 1973. — № 7. — С. 83−87.
  198. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 345 с.
  199. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. М. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  200. Турбо Паскаль 7.0 СПб.: BHV, 1995 -448с.
  201. , Д.Н. Психология установки // Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-414 с.
  202. , В.А., Семенов, А.Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения / В. А. Успенский, А. Л. Семенов. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. — 288 с.
  203. , Л.М. Проблемная организация учебного процесса / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1990. — 323с.
  204. , Е.К. Компьютер на уроке математики: Учеб. пособие / Е.К. Хен-нер, А. А. Сайдашев. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992. — 131 с.
  205. Чан Зоан Винь. Формирование алгоритмической культуры школьников на уроках информатики во вьетнамской школе: Дис.. канд. пед. наук / Чан Зоан Винь. М., 1997. — 140 с.
  206. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
  207. , Н.А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе / Н. А. Шайденко. Тула: Приокское кн. изд-во, 1991. — 144 с.
  208. , Н.А. Формирование творческой личности учителя в учебном процессе педагогического вуза / Н. А. Шайденко. М.: Прометей, 1992. -96 с.
  209. , Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 276 с.
  210. , М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: Дис.. д-ра пед. наук / М. В. Швецкий. -СПб., 1994.-480с.
  211. , А.Х. Программирование: Теоремы и задачи / А. Х Шень. М.: МЦНМО, 1995.-275 с.
  212. , А.П. Профильное обучение информатике в старших классах средней школы: На примере курса «Компьютерное математическое моделирование»: Дис.. канд. пед. наук / А. П. Шестаков. Омск, 1999. -183с. «'
  213. , А.А. Повышение качества математического образования учащихся посредством формирования и развития их алгоритмической культуры: Дис.. канд. пед. наук / А. А. Шрайнер. -Новосибирск, 1997. -167с.
  214. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  215. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. 143 с.
  216. , А.Г. Задачи по программированию / А. Г. Юркин. СПб.: Питер, 2002. -192с.
  217. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  218. Baase, S. Computer algorithms: Introduction to Design and Analysis / S. Baase. Addison-Wesley, 1978. — 286p.
  219. Holland, J. Adaptation in natural and artificial systems / J. Holland. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1975. — 375p.
  220. Holland, J. The dynamics of searches directed by Genetic Algorithms / J. Holland. Singapore: Word Scientific, 1988. — 285p.
Заполнить форму текущей работой